ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ
УДК 37
Л. В. Байбородова, В. В. Юдин
Международная научно-практическая конференция «Педагогические технологии в условиях модернизации образования»
CHRONICLE AND INFORMATION
L. V. Bayborodova, V. V. Yudin
International scientific and practical conference «Pedagogical Technologies in Conditions of Education Modernization»
Серию мероприятий, посвященных празднованию ХХ-летия Института педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, открыла 24 сентября 2015 г. в зале Администрации Ярославской области Международная научно-практическая конференция «Педагогические технологии в условиях модернизации образования».
Целью конференции было представление и обсуждение результатов исследований кафедры педагогических технологий в области использования педагогических технологий для решения проблем современного образования, обмен научными достижениями и исследовательским опытом.
Конференция венчала собой длительный путь исследований кафедры педагогических технологий. Основные результаты этих исследований: определение ведущих понятий, разработка технологий индивидуализации образовательного процесса и сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, технологическое обеспечение субъектно-ориентированного образования и др. - широко представлены в различных изданиях, получивших признание коллег в стране и за рубежом. Обобщение исследований кафедры было отражено в подготовленной к конференции монографии.
Комплексное представление результатов исследований кафедры было одной из задач Международной научно-практической конференции, подготовку которой активно проводили сотрудники кафедры с 2013 г. На первом этапе подготовки
организованы всероссийская интернет-конференция по одноименной тематике в октябре - декабре 2013 г. и выпуск сборника статей конференции.
Совместно с коллегами из Москвы (АПКиП-ПРО), Санкт-Петербурга (РГПУ им. А. И. Герцена), Волгограда (ВСПГУ) обсуждены проблемные вопросы в сети (вебинар в мае 2014 г. и вебинар по выработке Программы МНПК 2015 г. с потенциальными участниками - в январе 2015 г.).
Концептуальные подходы кафедры были изложены на Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновации, перспективы» в Поволжской социально-гуманитарной академии (г. Самара) 27-28 ноября 2014 г. В Ярославском педагогическом вестнике (№ 2 за 2015 г.) опубликована тематическая подборка статей, предваряющих конференцию, включающая статьи коллег из вузов-партнеров: Е. И. Тихомировой (г. Самара), Н. М. Борытко, (г. Волгоград), Т. В. Бурлаковой (г. Шуя), Н. В. Ивановой и М. А. Виноградовой (г. Череповец), Н. В. Тамарской (г. Калининград).
В работе конференции приняли участие представители ведущих научных школ, исследующие проблемы технологий в образовании из Волгограда, Москвы, Самары, а также многих российских вузов, которые используют технологический подход в исследовании проблем образования (Ко-
© Байбородова Л. В., Юдин В. В., 2015 368 Л. В. Байбородова, В. В. Юдин
строма, Киров, Калининград, Петропавловск-Камчатский, Красноярск), коллеги из Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Украины.
В соответствии с программой проведены пленарное и 11 секционных заседаний, две проблемные группы, 10 мастер-классов, где обсуждались самые разные аспекты использования современных образовательных технологий. Зарегистрировались на пленарном заседании 425 человек, а в очно-заочном режиме участвовали около 500 человек, в целом на секциях и мастер-классах конференции приняло участие более 600 человек.
Пленарное заседание сопровождалось интернет-трансляцией с web-страницы Администрации Ярославской области. Участников конференции приветствовали Владимир Васильевич Афанасьев - ректор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, доктор педагогических наук, профессор; Михаил Вадимович Груздев - заместитель директора департамента образования Ярославской области, доктор педагогических наук; Александр Михайлович Ходырев - директор института педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, кандидат педагогических наук, доцент.
Основные направления и результаты исследований кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К. Д. Ушинского изложены заведующей кафедрой доктором педагогических наук, профессором Людмилой Васильевной Байбородовой.
Требования к концептуальности проектирования воспитательных технологий рассмотрены Михаилом Иосифовичем Рожковым. Технологии развития индивидуальности школьника осветила в своем докладе Нина Васильевна Тамарская. Евгения Ивановна Тихомирова затронула проблемы разработки и использования технологий субъектной самореализации личности в практике образовательных учреждений педагогами, показав их принципиальные особенности и действенность практических приемов. Возможности технологи-зации образовательного процесса для управления качеством профессиональной подготовки будущих учителей показала Татьяна Александровна Ковальчук (Беларусь, г. Брест). Владимир Владимирович Юдин в своем докладе остановился на особенностях образовательных технологиях субъ-ектно-ориентированного уровня и их социальной востребованности.
Молдалиева Замиркуль Абыкановна осветила опыт использования воспитательных технологий в учреждениях дополнительного образования в республике Кыргызстан на примере республиканского учебно-методического центра эстетического
воспитания «Балажан» (г. Бишкек). Опыт использования педагогических технологий в Республике Армения представлен Арменуи Мнацакановной Манукян. Научные школы Вятского государственного гуманитарного университета, в частности опыт разработки и реализации педагогических технологий, представила Галина Ивановна Симонова.
Владислав Владиславович Сериков, член-корреспондент РАО, остановился (в режиме веби-нара) на личностно-ориентированных развивающих образовательных технологиях, осветив различные трактовки самого понятия «личностно-ориентированные технологии», формы и стратегии реализации личностно-ориентированного образования в общеобразовательной школе.
Обсуждение проблем продолжилось на секционных заседаниях.
Участники секции «Субъектно-
ориентированные технологии» рассмотрели практики, способствующие реализации субъект-но-ориентированного типа педагогического процесса в полном и локальном масштабе. Примечательны доклады: «Возможности и перспективы использования педагогических технологий субъектной самореализации личности в образовательном учреждении» (Е. И. Тихомирова), «Образовательная среда школы субъектно-ориентированного типа» (К. В. Сапегин, Е. А. Сапегина). Среди локальных технологий ярко была представлена технология «Сталкер» как метод развития способности к рефлексивному анализу у будущих дефектологов (А. И. Сергеева).
На секции «Особенности организации образовательного процесса в сельской школе» обсуждались особенности использования современных образовательных технологий, потенциала клубной деятельности детей, реализация различных моделей сетевого взаимодействия, проведение тематических дней по актуальным для субъектов образовательного процесса проблемам.
Участники секции «Использование технологий в профессиональном образовании» отметили в качестве основных проблем сферы педагогических технологий уточнение подходов к трактовке понятия «технология», условия их выбора в соответствии с поставленными целями и задачами, характеристику инновационных технологий. В качестве перспективных тем участники секции определили модификацию существующих технологий и разработку новых, учитывающих современные требования к организации образовательного процесса.
Международная научно-практическая конференция «Педагогические технологии в условиях модернизации образования»
Активно обсуждались проблемы подготовки педагогических кадров, использования субъектно-ориентированных технологий, проектирования индивидуальной образовательной деятельности студентов на секции «Технологический подход при изучении педагогических дисциплин». Опыт, конкретные рекомендации по использованию воспитательных технологий на всех ступенях образования были представлены выступающими на секции «Технологии в воспитательном процессе».
Особенности информационно-
образовательных систем рассмотрены на секции «Информационные технологии»: устройство информационно-образовательной среды образовательного учреждения (О. В. Большакова, И. С. Смирнова) и ее возможности для развития индивидуально-личностного потенциала дошкольника (Т. А. Шемякина), возможности дистанционных технологий для достижения мета-предметных образовательных результатов (Н. В. Савина), педагогические технологии использования современной медиасреды (Л. В. Кабанова), создание ситуаций успеха детей начальной школы в дистанционных мероприятиях (Т. А. Миронова). Отмечены проблемные зоны: стратегии развития информационно-образовательных систем учреждения, обеспечивающих современную деятельность руководителя, возможности использования современных ИТ-инструментов, в частности систем электронного тестирования при реализации современных подходов к оцениванию, а также вопросы повышения квалификации в сфере профессиональной ИКТ-компетентности педагога.
На секции «Организационно-
управленческие технологии» определились основные проблемы их использования: внедрение технологий сетевого взаимодействия образовательных организаций, технологии оптимизации работы завуча при организации внутришкольного контроля, технологии перевода образовательной организации в эффективный режим работы, технологии управления школой, работающей в сложных социальных контекстах, технологии маркетинга в образовании и создания имиджа образовательной организации.
На секции «Образовательные технологии при изучении учебных дисциплин в общеобразовательных учреждениях» обсуждались проблемы использования технологий «Кейс», «Критическое мышление», проблема оценивания образовательного результата, вопросы использования
облачных технологий, образовательной среды и оценивания достижений учащихся.
Участников секции «Технологии психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзии» заинтересовали следующие вопросы: построение индивидуальных программ, реализация принципов индивидуализации, использования здоровьесберегающих технологий, профессиональная и личностная позиция педагога, работающего в условиях инклюзии, а также сложности социокультурной адаптация иноэтнич-ных детей, готовность школы к внедрению новых стандартов для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Были выявлены проблемы практики: недостаточно простроена преемственность деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии между ДОУ и школой; отсутствие специалистов (сокращение ставок логопедов, дефектологов, психологов, медицинских работников) и др. Участники призвали в решении данных проблем использовать формирование сетевой модели взаимодействия центров сопровождения, школ и специальных коррекци-онных учреждений; создавать на базе специальных коррекционных школ-интернатов ресурсные центры, оказывающие методическую помощь педагогам, работающим с детьми с ОВЗ в обычной школе; усилить информационно-
просветительскую работу с родителями и педагогами по формированию инклюзивной организационной культуры образовательного учреждения.
Опыт сопровождения школьников в процессе углубленного изучения предметов
(Ю. Г. Баранова), лингвистически одаренных детей (М. А. Яковлева) вызвал интерес у участников секции «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей», на которой А. Э. Симановским были рассмотрены теоретические основания процесса социальной адаптации интеллектуально одаренных детей.
На секции «Технологии неформального образования» представлены проект неформального образования «Патриотическая экспедиция «Моя Родина - Ярославия» (А. Н. Логинова), проект «Вкусное чтение» (В. А. Хохлов); практики организации здорового образа жизни родителей и детей (Е. М. Наумов), организация взаимодействия детей разного возраста в процессе проектной деятельности (М. В. Кротова). Опыт НФО своих организаций представили В. А. Летина, ГАУК ЯО «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха»; Н. А. Гусева, Центр неформального образования
«Школа Креатива», г. Ярославль; Н. В. Румянцева, М. А. Кириллова, МОУ ДОД Центр детского творчества «Горизонт» г. Ярославля. З. А. Молдалиева, заместитель директора республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан» (г. Бишкек, Кыргызстан), выступила с докладом о развитии толерантности в процессе творческой деятельности воспитанников детских объединений на примере своей организации.
Во второй день конференции проводились десять мастер-классов, четыре из них - в институте педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, пять - на инновационных площадках, включая муниципальный мастер-класс в г. Рыбинске, один - в Институте развития образования.
На мастер-классе «Проектирование и реализация учебных технологий в образовательной деятельности школьников» (ведущая -О. Г. Селиванова) обсуждались следующие вопросы: понимание категории «субъектность» в современном образовании и характеристика учебных технологий с точки зрения уровней субъект-ности школьника; реализация личностного потенциала школьников. Участники мастер-класса изучили сущность ряда учебных технологий: «Я хочу учиться», «Я могу учиться», «Я умею учиться», осознали важность обеспечения субъектности школьника в процессе обучения.
Мастер-класс «Индивидуализация образовательного процесса в условиях сельской школы» проходил на базе МОУ Великосельской СОШ (ведущие - М. С. Ежикова, М. Л. Ершова, М. В. Морозкова). Было представлено несколько открытых уроков с использованием технологий организации индивидуальной образовательной деятельности и обсуждены следующие вопросы: сущность, принципы, условия индивидуализации, организация проектной и исследовательской деятельности, технология построения урока с учетом принципов индивидуализации.
Мастер-класс «Событийный подход к организации учебной деятельности» (ведущие -О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина) проходил на базе Вальдорфской школы г. Ярославля. Уточнено понимание со-бытийности в образовании и сущности учебной деятельности с точки зрения индивидуализации образовательного процесса; также участники на практике осваивали алгоритм проектирования образовательного со-бытия. Участники освоили основные техники реализации со-
бытийного подхода на различных этапах учебной деятельности.
В ходе мастер-класса «Технологии развития индивидуальности» (ведущая - Н. В. Тамарская), проходившего на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, уточнено понимание сущности технологий индивидуализации, а также знакомство с конкретными приемами развития сфер индивидуальности и диагностическими методиками, позволяющими оценить степень развития этих сфер.
Мастер-класс «Дискуссионные технологии в современном образовании» (ведущие -Г. С. Воробьева, А. С. Астафьева) организован в СОШ № 49 г. Ярославля, где определили образовательный потенциал дискуссий, предложили посмотреть использование дискуссии и ее элементов на разных ступенях обучения: в начальной, основной школе, во внеурочной деятельности. Результатом работы стал «методический рюкзак идей» для каждого участника.
Технологии воспитания демократической культуры школьников в учебном процессе рассматривались на двух мастер-классах. Один из них проходил на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, где представлены средства использования возможностей учебного предмета для воспитания демократической культуры (ведущие -
Т. В. Кукушкина, В. В. Миронова). Второй мастер-класс организован в Павловской ООШ им.
A. К. Васильева (ведущие - С. В. Крепкова,
B. Г. Краснова, Л. Н. Соболева). На нем была представлена целостная технологически выстроенная система воспитания, объединяющая родителей, детей, педагогов.
Мастер-класс «Технологии открытого образования» (ведущая - А. П. Чернявская) проводился в форме педагогической мастерской. Участники размышляли и изображали, как они понимают термины «Открытый» и «Открытое образование». Был предложен теоретический материал, в котором анализировались современные тенденции образования; методы и формы обучения, позволяющие сделать образование открытым. Обсуждались виды и формы открытых школ (Open schools в США, Школа-парк, школы со свободным выбором расписания, школы С. Френе и пр.); технология педагогических мастерских как пример технологий открытого образования.
На мастер-классе в г. Рыбинске «Технологии реализации субъектно-ориентированного типа педагогического процесса» (ведущие -
C. О. Шувалова, О. Ю. Семенова, Н. М. Решетникова, Н. А. Ковичева) был пред-
Международная научно-практическая конференция «Педагогические технологии в условиях модернизации образования»
ставлен опыт трех образовательных учреждений: СОШ № 1, № 32 и МОУ ДО ЦДЮТЭ по выращиванию образовательного процесса субъектно-ориентированного типа. МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» дополнил опыт образовательных организаций своей практикой сопровождения молодых педагогов через конструирование индивидуальной программы саморазвития с использованием ресурса виртуальной площадки.
На Мастер-классе «Формирование универсальных учебных действий обучающихся» (ведущие - Н. В. Селюнина, О. В. Кузнецова, И. Н. Чижова), который проходил на базе ГОАУ ЯО «Институт развития образования», специалисты из г. Москвы познакомили участников с конкретными способами формирования универсальных учебных действий (УУД), обучали педагогов методикам анализа содержания учебного материала с точки зрения задач формирования УУД, а также способам оценивания уровня сформиро-ванности УУД обучающихся начальной школы.
В докладах и выступлениях представителей ярославской школы было изложено содержание, являющееся теоретической базой современного использования образовательных технологий, систематизации разнообразных практик и прогнозирования тенденций развития научно-исследовательской деятельности в данной сфере. На конференции обсуждены многие частные проблемы использования педагогических технологий для проектирования образовательного процесса и успешного достижения качественно новых, востребованных ФГОС результатов. Теоретические положения и идеи нашли подтверждение на мастер-классах, где были представлены практики использования современных технологий.
Участники высоко оценили конференцию, многие секции и мастер-классы отмечены высшим баллом. Ученые, педагоги, специалисты сферы образования подчеркнули многоаспектность обсуждаемых проблем, практическую направленность идей, полезность представленных материа-
лов для совершенствования деятельности образовательных организаций и практических работников, которые составили основной контингент конференции.
Коллектив кафедры педагогических технологий благодарен всем приехавшим на данный научный форум, за активное и заинтересованное обсуждение проблем использования педагогических технологий в современном образовании, за принятие идей и научно-методических разработок, созданных ярославской научной школой, за ценные предложения и поддержку самой инициативы конференции.
Библиографический список
1. Педагогические технологии в период модернизации [Текст] : материалы интернет-конференции «Педагогические технологии в период модернизации» / под ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой, В. В. Юдина. - Ярославль : ЯГПУ 2014. - 190 с.
2. Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы [Текст] : коллективная монография / под ред. Л. В. Байбородовой, В. В. Юдина. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2015. - 453 с.
3. Педагогические технологии в условиях модернизации образования [Текст] : материалы международной конференции (24-25 сентября 2015 года) / под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. - Ярославль : ИД «Канцлер», 2015. - 474 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Pedagogicheskie tekhnologii v period modernizatsii [Tekst] : materialy internet-konferentsii «Pedagogicheskie tekhnologii v period modernizatsii» / pod red. A. P. Cherniavskoi, L. V. Baiborodovoi, V V. Iudina. -Iaroslavl' : IaGPU, 2014. - 190 s.
2. Pedagogicheskie tekhnologii: rezul'taty issledovanii Iaroslavskoi nauchnoi shkoly [Tekst] : kollektivnaia monografiia / pod red. L. V Baiborodovoi, V V. Iudina. -Iaroslavl' : RIO IaGPU, 2015. - 453 s.
3. Pedagogicheskie tekhnologii v usloviiakh modernizatsii obrazovaniia [Tekst] : materialy mezhdunarodnoi konferentsii (24-25 sentiabria 2015 goda) / pod red. L. V Baiborodovoi, A. P. Cherniavskoi. - Iaroslavl' : ID «Kantsler», 2015. - 474 s.