вание главное влияние оказывают метеорологические параметры — колебания температуры воздуха, влажности, облачности, скорости ветра и др.
А.Л. Чижевский был не только разносторонним ученым, но и человеком высокой культуры. Он обладал даром поэта и живописца, тонко чувствовал музыку. В этом отношении очень интересным оказалось выступление чл.-корр. РАН И.А. Зотикова (ИГ РАН), который охарактеризовал А.Л. Чижевского не только как ученого, но и как профессионального поэта-философа, а также как талантливого художника-импрессиониста.
На современных санитарно-гигиенических и технических аспектах применения аэроионизаторов Чижевского остановился сотрудник МГУПП B.C. Иванов. Он предостерег от присвоения сомнительным конструкциям названия «люстра Чижевского» и использования их в целях саморекламы, например для «разгона облаков» в Москве.
А.Л. и Д.Л. Головановы и М.А. Трубина рассказали собравшимся о замечательном событии — открытии в Калуге после реставрации дома-музея А.Л. Чижевского. Долгие годы в этом здании размещались различные организации. Благодаря многолетней работе содружества энтузиастов (Г.И. Ловецкого, Л.Т. Энгельгардт, А.В. Манакина, Е.Л. Прасоловой и многих других) имя А.Л. Чижевского наряду с имена-
ми К.Э. Циолковского и других замечательных людей Калужской земли (Е.Р. Дашкова, П.Л. Чебышев, Н.В. Тимофеев-Ресовский) стало символом города на Оке. Дом-музей А.Л. Чижевского в Калуге можно по праву считать возрожденным объектом культурно-исторического наследия Калужской области. С этим домом связан период становления А.Л. Чижевского как ученого (1913—1924), знакомства и взаимного творческого обогащения двух неординарных русских ученых — Чижевского и Циолковского. Здесь ученый провел первые опыты по влиянию ионизированного атмосферного воздуха на живые организмы, выявил связь активизации военно-политической, социальной и психоэмоциональной активности с гелио-геофизическими факторами. Отметим, что создание музея было бы невозможно без инициативы вдовы ученого — Н.В. Чижевской (Энгельгардт) (1903—1983), сохранения и передачи ею и ее наследниками в дар архива, картин, личных вещей А.Л. Чижевского.
Предложено продолжить традицию проведения междисциплинарных семинаров, а возможно, Всероссийских и даже Международных конференций под эгидой идей А.Л. Чижевского в стенах Московского университета. Ближайший возможный срок — февраль—март 2012 г., в 115-ю годовщину со дня рождения ученого.
Д.Л. Голованов, Л.С. Евсеева
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
Социально-экономическая география как в нашей стране так и за рубежом в последние десятилетия столкнулась с многочисленными проблемами и вызовами времени, затрагивающими ее фундаментальные основы. Усложняется предмет социально-экономической географии — территориальная организация общества, трансформируются ее архитектоника и доминантные факторы эволюции. Все это актуализирует необходимость адаптировать применявшиеся ранее и разработать новые концептуальные подходы, теории и методический инструментарий исследований в науке. К сожалению, в последние десятилетия постановке этой проблемы и поиску ее разрешений в рамках социально-экономической географии уделялось крайне мало внимания.
Стимулирование позитивных изменений в отношении теоретической базы социально-экономической географии, пробуждение интереса к теоретическому поиску — такую задачу ставили перед собой организаторы международной научной конференции «Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития», состоявшейся с 4 по 7 мая 2010 г. в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону).
В работе конференции приняли участие более 70 ведущих российских экономикогеографов из 24 городов России, представляющих вузовскую и академическую науку. Во всех мероприятиях конференции также активно участвовали 18 зарубежных исследователей из Венгрии, Германии, Молдавии, Словакии, Франции и с Украины. На пленарных и секционных заседаниях заслушаны 73 доклада, посвященные актуальным проблемам развития теории социально-экономической географии. По итогам конференции издан сборник материалов. В рамках конференции прошла школа-семинар молодых ученых «Теория социально-экономической географии: традиции и инновации», в которой приняли участие молодые экономикогеографы из Москвы, Парижа, Перми, Ростова-на-Дону, Ульяновска, Уфы.
Какую ценность в современном контексте представляет теоретический багаж советской экономико-географической школы? Как оценить последние десятилетия с точки зрения приращения теоретического знания? Каков потенциал теоретических заимствований современной российской социально-экономической географии? Как формировать и эффективно применять в социально-экономической
географии научно-прикладной цикл «теория — методы — практика», как развивать современный аппарат и инструментарий социально- и экономико-географических исследований? В чем, наконец, видятся направления развития, сдерживающие факторы, новые концептуальные подходы и точки роста экономико-географической науки? Все эти вопросы были рассмотрены и обсуждены на конференции.
Конференция оказалась интересна не только тематикой и широким кругом участников. Фактически она представляла межрегиональный, объединяющий вузовскую и академическую науку сетевой проект. Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета, будучи принимающей стороной, по всем вопросам проведения конференции тесно взаимодействовал с географическим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Активную позицию в организации конференции заняли факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт географии РАН, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, а также Русское географическое общество.
В рамках конференции состоялись презентация и обсуждение специально подготовленной к конференции книги-опросника «Теория социально-экономической географии: спектр взглядов российских ученых» (редакторы и составители А.Г. Дружинин и В.Е. Шувалов). Это издание, как отмечали в выступлениях участники конференции, не только отражает сложную палитру мнений и позиций, доминирующих в российском экономико-географическом сообществе, но и позволяет идентифицировать теоретические достижения, раскрыть проблемные ситуации и точки роста дальнейшей теоретизации социально-экономической географии.
Участники конференции приняли резолюцию, в которой выразили озабоченность наметившимся в последнюю четверть века резким ослаблением внимания экономикогеографов к теоретическим разработкам и поставили на ближайшую и среднесрочную перспективу ряд задач и действий в целях дальнейшего развития теории современной социально-экономической географии. В качестве первоочередных задач отмечены необходимость стимулировать научные дискуссии по теоретическим проблемам в географических журналах, подготовку книг и монографий по концептуальным и теоретическим основам социально-экономической географии.
Рекомендовано обратить внимание вузовских и академических экономико-географических сообществ на важность присутствия в квалификационных работах (особенно в рамках подготовки специалистов высшей квалификации), а также в научных статьях в реферируемых географических журналах и других периодических изданиях концептуальной (теоретической) части и экспликации используемых методов исследования. Озвучена необходимость активнее распространять классические и современные работы зарубежных ученых в данной сфере.
По мнению участников конференции, актуально также создание специализированного англоязычного журнала для распространения в университетских и академических кругах за рубежом научных достижений отечественной социально-экономической географии. Высказана целесообразность подготовить для географических журналов серию тематических обзоров по теоретическим проблемам, продолжать инвентаризацию теоретических основ и методического инструментария социально-экономической географии.
А.Г. Дружинин, В.Е. Шувалов