ИСТОРИЯ НАУКИ
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(к 80-летию кафедры экономической и социальной географии России)
В декабре 2009 г. исполнилось 80 лет кафедре экономической и социальной географии России — старейшей кафедре географического факультета МГУ.
Кафедра была образована в 1929 г. на географическом отделении физико-математического факультета МГУ. Инициатором создания кафедры выступила группа студентов отделения, они обратились с просьбой организовать кафедру экономической географии к профессору Николаю Николаевичу Баранскому (1881—1963), который и стал ее первым заведующим. С 1933 г. кафедра входила в состав почвенно-географического факультета. В рамках проведенной в следующем году реформы кафедра была разделена на две: кафедру экономической географии СССР под руководством Н.Н. Баранского и кафедру экономической географии капиталистических стран под руководством И.А. Витвера. В 1938 г. кафедра экономической географии СССР (с 1992 г. — кафедра экономической и социальной географии России) вошла в состав географического факультета МГУ. В разные годы кафедру возглавляли профессора Н.Н. Баранский, П.Н. Степанов, Ю.Г. Саушкин, А.Т. Хрущев. С 2000 г. кафедрой заведует доцент В.Е. Шувалов.
Формируя первый педагогический коллектив, Н.Н. Баранский привлек к чтению лекций крупнейших отечественных экономикогеографов: С.В. Бернштейна-Когана, И.А. Витвера, Н.Н. Коло-совского, Н.П. Никитина, П.Н. Степанова, а также историка С.В. Бахрушина, демографа Б.Ц. Урланиса и других. С развитием кафедры связаны имена таких крупных ученых, как профессора И.И. Белоусов, К.И. Иванов, Т.М. Калашникова, С.А. Ковалев, В.Г. Крючков, И.В. Никольский, А.Н. Ракитников, Ю.Г. Саушкин, А.Т. Хрущев и другие.
Современный штат кафедры состоит из 26 сотрудников, в том числе 6 докторов и 14 кандидатов наук. На кафедре работают 6 профессоров, 9 доцентов, ассистент, 6 научных сотрудников, а также 5 ведущих инженеров.
Учеными кафедры создана научная школа, известная как отечественная районная школа экономической географии. Ее теоретические основы были заложены Н.Н. Баранским и Н.Н. Колосов-ским, развиты в трудах Ю.Г. Саушкина и многих выдающихся ученых кафедры, внесших большой вклад в формирование и развитие теории и методологии социально-экономической географии, экономико-географического районирования, географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, непроизводственной сферы, географии населения, геоурбанистики, социально-
экономической картографии, а также методов экономико-географических исследований. Ученые кафедры и в настоящее время принимают активное участие в становлении и развитии новых направлений экономико-географической науки: географии инновационного и инвестиционного комплексов, географии управления, социальной, политической и конфессиональной географии, экономико-географической экспертизы и др. Труды ученых кафедры обогатили понятийно-терминологический аппарат экономической и социальной географии. Многие из понятий и концепций, в разработке которых принимали активное участие ученые кафедры, стали фундаментальными: географическое разделение труда и экономико-географическое положение, территориально-производственные комплексы и энергопроизводственные циклы, географическое и экономико-географическое районирование, территориальная организация производительных сил и промышленные комплексы и др.
В последние годы научные исследования преподавателей и сотрудников кафедры посвящены таким актуальным темам, как эволюция территориальной организации общества, трансформация социально-экономического пространства России, проблемы регионального развития России и новых независимых стран, социально-экономические и экологические проблемы развития городов и сельской местности, территориальное проектирование и управление; региональная политика, теория и методология экономической и социальной географии.
За 80-летний период кафедра подготовила свыше 2 тыс. специалистов широкого профиля в области экономической и социальной географии, которые сочетают глубокие фундаментальные знания и необходимые практические навыки при работе в академических, научно-исследовательских и проектных организациях, высших учебных заведениях, в органах государственной власти и управления разного уровня, центрах социально-экономического анализа, в менеджменте и маркетинге, инвестиционных и консалтинговых компаниях, банковских и производственно-коммерческих структурах разного профиля как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.
В 1935 г. под руководством Н.Н. Баранского на кафедре были подготовлены первые кандидаты географических наук в стране (В.П. Коровицын и И.В. Никольский). С тех пор кафедра подготовила более 300 кандидатов и докторов наук. Задачу подготовки экономико-географов высшей квалификации кафедра выполняет и в настоящее время: ежегодно
аспирантуру кафедры оканчивают от 5 до 10 человек. Выпускниками аспирантуры кафедры укомплектованы коллективы ведущих экономико-географических кафедр университетов России и стран СНГ. Среди выпускников кафедры два академика РАН (В.В. Воробьев — выпускник 1952 г.; П.Я. Бакланов — выпускник 1971 г.), академик РААСН (Е.Н. Перцик — выпускник 1953 г.), лауреат Государственной премии СССР (Г.М. Лаппо — выпускник 1953 г.).
Кафедра традиционно сотрудничает с университетами России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодно на кафедре проходят учебно-педагогическую и научную стажировки до 10 преподавателей и сотрудников из университетов России и стран СНГ, а также стажируются студенты, магистранты и сотрудники из университетов Германии, Франции, Польши, Японии, Китая, Республики Корея и других стран. Студенты, магистранты и аспиранты кафедры также проходят стажировку и учебную практику в университетских центрах Германии, Великобритании, США, Польши. Кафедра возглавляет учебно-методическую работу по экономической и социальной географии в рамках Учебно-методического совета по географии УМО по классическому университетскому образованию.
Как самый крупный и известный в стране университетский центр подготовки специалистов в области экономической, социальной и политической географии, кафедра широко известна своей учебно-методической деятельностью. Профессора и доценты кафедры являются авторами основных учебных программ по подготовке специалистов в университетах России в области экономической и социальной географии, ими изданы многочисленные учебники и учебные пособия для университетов России и общеобразовательной школы, а также научные монографии и сборники. За последние 5 лет сотрудниками кафедры изданы учебники и учебные пособия по профильным дисциплинам: «Экономическая и социальная география России» (коллектив авторов под ред. А.Т. Хрущева), «Геоурбанистика» (Е.Н. Перцик), «Районная планировка (территориальное планирование)» (Е.Н. Перцик), «Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья» (коллектив авторов под ред. М.П. Ратановой), «Учебные практики по экономической и социальной географии России» (коллектив авторов под ред. В.Л. Бабурина). С 2000 г. опубликовано 15 научных монографий и сборников.
Особый вклад сотрудники кафедры внесли в развитие школьной экономической и социальной географии, основы которой заложил Н.Н. Баранский. По его многократно переиздававшемуся учебнику для 8-го класса по экономической географии СССР училось не одно поколение наших соотечественников. После долгого перерыва кафедра продолжила эту работу — издана серия школьных учебников и пособий по географии России (А.И. Алексеев), географии и экологии Москвы и Московской области, впервые
созданы учебник по географии ближнего зарубежья (В.Л. Бабурин, А.И. Даньшин) и школьный атлас по географии стран СНГ и Балтии.
На протяжении всех восьми десятилетий основной задачей кафедры было качественное профессиональное обучение студентов. В настоящее время на кафедре обучаются свыше 100 студентов и магистрантов по двум потокам: «Экономическая и социальная география» и «Региональная политика». Студентам кафедры читают свыше 40 профильных учебных курсов по экономической, социальной и политической географии. Система подготовки экономикогеографов на кафедре функционально структурирована по годам обучения: на 2-м курсе преобладают базовые и специальные вводные дисциплины, на 3-м — отраслевые, на 4-м — комплексные, на 5-м — проблемные и прикладные. Основу образовательного процесса на кафедре составляют классические базовые учебные экономико-географические дисциплины по географии населения и геоурбанистике, основным отраслям экономики, географическому и экономико-географическому районированию, районам России и странам ближнего зарубежья, методике экономико-географических исследований. Классические дисциплины дополняются прикладными курсами: «Районная планировка с основами территориального проектирования», «Региональная политика», «Экономико-географическая экспертиза» и др. В последние годы для актуализации экономико-географического образования учебный план кафедры пополнился новыми курсами: «Политическая география», «Историческая география России», «Современные проблемы регионального развития», «Институциальные факторы регионального развития», «Экология города», «Территориальная самоорганизация общества» и др.
Важнейшая часть научно-прикладной подготовки студентов на кафедре — учебно-ознакомительные практики. Первая часть практики для студентов 2-го курса продолжительностью 2 недели организуется в малых и средних городах Центральной России, где студенты занимаются комплексным крупномасштабным изучением низовых территориальных систем в рамках известной триады «природа — хозяйство — население». В ходе второй, «маршрутной», практики студенты знакомятся с проблемами социально-экономического развитии регионов и городов России и стран СНГ, посещают предприятия и различные профильные организации, проводят социологические опросы, беседы и экспресс-интервью с референтными лицами.
В последнее время в подготовке профессиональных экономикогеографов возросло значение научно-исследовательской работы студентов. Формы ее проведения постоянно расширяются. Традиционно в зимние каникулы кафедра проводит 1—2 экспедиции в рамках научно-студенческого общества с участием преподавателей, аспирантов и студентов. В последние 5 лет студентам кафедры представляется
также возможность участвовать в конкурсе научно-исследовательских грантов, позволяющих провести несколько летних коллективных экспедиционных исследований в различных регионах России и странах СНГ, а их результаты опубликовать в виде монографий и научных сборников. Четвертый год продолжает работу межуниверситетская научная школа-семинар студентов и аспирантов «Теория и практика географической конфликтологии», организованная кафедрой экономической и социальной географии России МГУ и кафедрой региональной политики и политической географии СПбГУ. В рамках школы-семинара ежегодно проводится 2—3 заседания на базе Московского, Санкт-Петербургского (а в последнее время и Белорусского) государственных университетов, на которых в формате круглого стола с научными сообщениями и докладами выступают студенты и аспиранты. Такая форма позволяет наладить рабочие и творческие отношения между молодыми экономи-когеографами разных университетов, научных школ и направлений.
В качестве устоявшейся кафедральной традиции, связанной с изучением историко-культурного потенциала Центральной России, можно назвать ежегодные познавательные двухдневные автобусные экскурсии по городам Московской и прилегающих областей, например по Золотому кольцу России и Пушкинскому кольцу Верхневолжья.
Становление и развитие экономической и социальной географии в Московском университете, в том числе силами ученых кафедры, всегда оказывало важное влияние на теоретико-методологический, методический и прикладной уровень этой науки. Именно сочлененное развитие теории и практики, методологии и методики, решение концептуальных и прикладных проблем позволило университетской социально-экономической географии достойно выполнять свою основную функцию в системе экономико-географического образования в широком понимании этого понятия. Эта традиция идет от Н.Н. Баранского — основателя собственно экономико-географического образования в Московском университете.
Исторически сложилось, что уровень и качество преподавания экономической и социальной географии на географическом факультете МГУ (которые в существенной степени определяют в целом состояние экономико-географического образования в стране), как и во многих других университетах страны, во многом определяются не только количеством и качеством преподавательского состава кафедры, но и его вкладом в разработку концептуальных, теоретических, методических и научно-прикладных проблем. Именно такое сочетание теории, практики и образования позволило на протяжении многих десятилетий сформировать и развивать качественную и востребованную практикой образовательную систему
и ежегодно выпускать десятки высококвалифицированных специалистов экономикогеографов.
Восьмидесятилетие первой экономико-географической кафедры в МГУ дает повод для осмысления как достижений и успехов, так и проблем и перспектив развития экономической и социальной географии, в том числе в рамках образовательного процесса.
На современное состояние университетского экономико-географического образования в России влияет множество внешних (проблемы организации и трансформации системы высшего образования в стране в целом, спрос на специалистов экономико-географов на рынке труда, развитие конкурентных образовательных программ и др.) и внутренних (адекватность современным и перспективным условиям теоретической и методической базы социально-экономической географии, место и роль экономико-географического образования в общей системе географического образования, внедрение современных методов обучения и др.) факторов, поэтому оценить его однозначно вряд ли возможно.
С одной стороны, оно имеет свои традиции, опыт и проверенный десятилетиями теоретический и методический багаж. Здесь необходимо отметить, что в советский период развития отечественная социально-экономическая география имела в целом конструктивный характер, была направлена на решение многих практических задач — от проведения масштабных административных и хозяйственных реформ в стране, формирования мощных элементов экономического каркаса страны в виде территориально-производственных комплексов до развития и регулирования систем расселения, разработки и реализации градостроительной политики, схем районных планировок и территориального проектирования. Этот общественный заказ во многом определял и основополагающие принципы построения системы университетского экономико-географического образования в стране.
С другой стороны, экономико-географическое сообщество (и не только оно) в последние десятилетия и годы явно ощущает определенный отрыв от реалий современной жизни как в теоретическом, так и практическом плане. Это проявляется, в частности, в том, что решение многих социально-экономических проблем, имеющих явно выраженный территориальный аспект, осуществляется в современной России без участия профессиональных экономикогеографов, что можно объяснить рядом причин. Главные из них — неадекватность теоретического багажа отечественной социально-экономической географии современным рыночным условиям; отсутствие полноценных методических разработок, направленных на решение научно-прикладных задач; развитие совокупности региональных наук, активно занимающих нишу, отведенную социально-экономической географии.
Основные направления дальнейшего развития экономико-географического образования, в том числе на кафедре, во многом связаны с реализацией основных функций социально-экономической географии в современном мире. Известно, что в рамках выполнения своей миссионерской функции, география схожа с историей. В ходе образовательного процесса она прививает навыки географического мышления, дает широкий информационно-описательный круг представлений о различных странах и местностях, территориальной дифференциации. В этом смысле география ближе не к науке, а к искусству и концептуально носит страноведческий характер.
В рамках второй, почвеннической, функции социально-экономическая география выполняет функцию определенного базиса, почвы для региональных наук, под которыми обычно понимают региональные разделы систематических наук — региональную экономику, социологию, политологию и др. Хорошее знание территории, умение комплексно видеть различные социально-экономические проблемы, навыки комплексного географического мышления, все это позволяет экономико-географам занимать достойное место практически в любых региональных науках и исследованиях. С этой точки зрения региональные науки должны быть заинтересованы в сохранении экономико-географического образования (хотя последнее и является для них формально конкурентным).
Реализация каждой из этих функций требует своей системы построения и реализации экономико-географического образования, в том числе на кафедре. Первая функция ориентирована на массового потребителя и требует сохранения и развития классического экономико-географического образования, которое традиционно для университетов России. Вторая функция ориентирована на специализированных (часто немногочисленных), прикладных пользователей и может реализовываться в рамках моделей либо классического экономико-географического образования, либо в рамках прикладного регионального анализа с элементами географического подхода.
Первая модель реализуется через систему классического географического образования, цель кото-
рой — получение студентами навыков географического мышления, вторая модель реализуется в основном через систему регионально-систематического образования, представлена в большинстве западных, прежде всего в англо-американских научных школах, и не делает концептуальных различий между географией и регионалистикой.
Каждая модель имеет свои преимущества и недостатки. Первая модель дает большой кругозор, широту подхода, комплексность при проведении конкретных прикладных исследований, позволяет экономикогеографам быстро адаптироваться к разной тематике, т.е. получить такие качества, которые чрезвычайно важны в условиях рынка. Она также хорошо коррелирует с выполнением задач в рамках миссионерской функции географии. Но первая модель образования не имеет быстрой практической отдачи и часто требует получения выпускниками кафедры второго специализированного высшего образования. Вторая модель дает хороший уровень методической и инструментальной (в широком смысле) подготовки, позволяет выпускникам быстро получить практический эффект, занять свое место в системе консалтинга, менеджмента, управления и т.д., но она не дает традиционной для географии широты взглядов и умения комплексно подходить к решению проблем, в том числе и региональных.
Экономико-географическое образование является не только составной частью общегеографического образования и географической культуры, но и имеет свою внутреннюю логику и динамику развития. Выявить, осознать и реализовать ее на практике — сложная задача. Выбор той или иной модели (или разработка принципиально новой) — чрезвычайно актуальный вопрос для современного периода, в том числе для развития экономико-географического образования на кафедре. Представляется, что, несмотря на все проблемы и недостатки, модель классического экономико-географического образования в целом выдержала проверку практикой, имеет не только перспективу, но и хороший потенциал для трансформации и развития в современных сложных и противоречивых условиях общественного развития и системы экономико-географического образования.
В.Е. Шувалов