УДК 911.3
Тенденции становления отечественной общественной географии: теоретико-методологические аспекты М.Д. Шарыгин, В.А. Столбов Пермский государственный университет
Становление общественной географии происходит в процессе интеграции экономической, социальной, политической, культурной, рекреационной, поведенческой географии. Синтез дисциплин общественного «крыла» географической науки является ответом на вызов современности, на социальный заказ научного обоснования путей совершенствования территориальной организации общества и повышения благосостояния населения. Появилась потребность всестороннего анализа, диагностики и программирования жизнедеятельности людей, объединенных в поселенческие и территориальные общности. Удовлетворить эту потребность призвана общественная география, обладающая мощным и многогранным внутренним потенциалом. Основу потенциала образует отечественная экономико-географическая школа, консолидирующая интеллект и научный поиск региональных школ и направлений.
Потенциал особенно интенсивно реализуется в ХХ1 столетии, когда активировались противоречивые процессы глобализации и регионализации, пространственной интеграции и дифференциации, демократизации и монополизации и др. На фоне мировых тенденций и глобальных процессов выделяются специфические российские процессы реформирования экономики и всего общества, территориальной организации социально-экономического и политического пространства, поиска собственной «ниши» в мировой экономике. Перенос центра тяжести процессов функционирования российского общества в регионы и провозглашение гуманистических целей и социальных приоритетов устойчивого развития каждой территории требуют деятельностного подхода и научного обеспечения, включая и общественно-географические рекомендации. При этом следует отметить наибольшую важность и ответственность комплексных социально-экономико-экологических изысканий. Эту функцию может взять на себя отечественная общественно-географическая наука.
Эволюционная трансформация экономической географии в социально-экономическую, далее - в экономическую, социальную и политическую географию, ставшую базисом общественной географии, прослеживалась в течение всего ХХ столетия. Об этом свидетельствуют исследования Н.Н. Баранского, Ю. Г. Саушкина, Э. Б. Алаева, С. Б. Лаврова, Г. В. Сдасюк (1980), М. М. Голубчика и др., А. И. Чистобаева и М. Д. Шарыгина, В. В. Воронина и М. Д. Шарыгина (1984), У. И. Мересте и С. Я. Ныммик (1984), Ю. Н. Гладкого, В. А. Доброскока, С. П. Семенова (1999) и других. Интеграционные тенденции в развитии географической науки проявляются, в первую очередь, в ходе территориальных исследований, что доказательно обосновал С. Б. Лавров.
Предметную сущность и структурное строение общественной географии впервые рассмотрел В. М. Гохман. В качестве основного предмета познания предлагалось рассматривать территориально-общественные системы, функционирующие в составе интегральных геосистем, которые являются предметом исследования общей географии. Внутреннее строение общественной географии было предложено рассматривать в форме взаимосвязанных генеральных направлений: социальной, экономической и культурной географии. При этом была выявлена тенденция интегрирующей дифференциации, которая проявляется и в настоящее время.
Современная структура общественной географии отличается не только сложностью, но и многоуровневым строением. Общее представление о первом уровне её дифференциации дает рис. 1.
Общественная география синтезирует эти дисциплины, позиционирует и делимитирует границы своей деятельности, находит новые контакты со смежными дисциплинами и со-
© М. Д. Шарыгин, В.А. Столбов, 2006
храняет свое уникальное место в системе научного знания. Общественная география - это не сумма входящих в ее состав научных направлений; это новая наука, сохраняющая все исторически накопленные знания и одновременно нацеленная в будущее. Интегрирующим началом является теоретическая география, синтезирующая общественно-географические знания, пространственный аспект исследования и фокусирующий предмет познания - территориальные общественные системы.
Рис. 1. Структура общественной географии (первый уровень дифференциации): РОГ - региональная общественная география; ОГС - общественная география страны; ОГМ - общественная география мира; ЭГ - экономическая география; ГН - география населения и поселений; СГ - социальная география; КГ - культурная география; ГО - география сферы обслуживания; ПГ - политическая география; ГПР - география природных ресурсов; ВГ - военная география; РГ - рекреационная география; МГ - медицинская география; ПовГ - поведенческая география; ГНО - география науки и образования; ДОГН - другие общественно-географические науки
Тенденция интегрирующей дифференциации проявляется в процессах гуманизации, экономизации, экологизации и политизации общественно-географических исследований. Происходит расширение и углубление сфер деятельности и одновременно «вторжение» в систему смежных наук. При этом может создаться впечатление, что потеряны собственный предмет познания и традиционные методы исследования. В действительности же этого не происходит, и общественная география сохраняет свою объектно-предметную сущность и традиционный пространственный аспект изысканий. Господствующая парадигма пространственно-временной организации общества и функционирования территориальных общест-
венных систем (ТОС) формирует стержневую и каркасную область научно-географических исследований.
ТОС представляют собой пространственные ячейки жизни людей, включающие все сферы человеческого бытия (рис. 2). Как основной предмет познания общественной географии, они являются синтезированными пространственными формированиями, в которых протекает повседневная жизнедеятельность людей. Они отличаются целостностью и открытостью, обладают синергетическими свойствами и новыми качественными характеристиками по отношению к входящим в их состав компонентам.
Комплексное изучение этого качественно нового феномена становится действенным при условии формирования адекватных методологических основ и соответствующего методического инструментария. В связи с этим все более четко проявляется тенденция формирования методологического базиса общественной географии. Методология, разрабатывая принципы, подходы и методы познания, ориентирует общественно-географические исследования на изучение и конструирование ТОС разного масштаба и профиля.
Становление методологии общественной географии происходит под влиянием достижений философии, науковедения и метагеографии в сочетании с методологическими основами социально-экономической и политической географии. Истоки методологии берут начало в трудах Н.Н. Баранского, В.Э. Дена, Н.Н. Колосовского, В.П. Семенова-Тяншанско-го и других географов. Методология экономической географии трансформировалась в методологию социально-экономической географии благодаря исследованиям Э.Б. Алаева, С.Б. Лаврова, Ю.Д. Дмитревского, С.А. Ковалева, А.Т. Хрущева, С.Я. Ныммик, Ю.А. Гладкого, Э.Л. Файбуслвича, А.И. Чистобаева, М. Д. Шарыгина, М.М. Голубчика, Е.Н. Перцика, В. П. Максаковского и других.
В современных условиях прослеживается тенденция дальнейшего развития методологических основ, ориентированных на новый предмет познания, учитывающих новейшие достижения в методике исследований и использующих современные приемы и методы изысканий.
Важную роль в методологии играют принципы общественно-географических исследований. В современных условиях наиболее влиятельными являются принципы хорологизма, системности, комплексности, антропоцентризма, размерности, синергизма, эмерджентности, перспективности и другие.
Совокупность научных подходов включает системно-диалектический, территориальный, атропоцентристский, исторический, временной, ноосферный, этногенетический, средо-вый, воспроизводственный, проблемный и др.
Системно-диалектический подход позволяет рассматривать предмет исследования как целостную систему, находящуюся в постоянном движении, функционировании, развитии. Системная методология приобретает географическую направленность благодаря тому, что опирается на территориальный (геоториальный) подход. Территория является не только сустанциональной основой всех сфер жизнедеятельности людей, но и природнообщественным ресурсом, а также сферой человеческого бытия. Территориальный подход позволяет учесть пространственную дифференциацию ландшафтного разнообразия, этническую разнородность населения, региональные различия хозяйствования и жизнедеятельности людей.
Во всех общественно-географических исследованиях присутствует исторический подход. Он позволяет проследить ход формирования, развития и эволюции изучаемого объекта, выявить закономерности, особенности и тенденции его функционирования. Исторический подход дает возможность вскрыть временной аспект территориальных систем, выявить их динамику, эволюционный и революционный ход развития. Он позволяет органически ввести в структуру исследования новые методы определения социально-географического времени, мобильности, инерционности и сбалансированности ТОС, ритмов, стадий и циклов их развития.
Рис. 2. Структура территориальной общественной системы (по М. Д. Шарыгину)
Среда жизни людей: 1 - экономическая; 2 - природная; 3 - социальная; 4 - духовная;
5 - рекреационная. Инфраструктура: 6 - производственная; 7 - рыночная;
8 - экологическая; 9 - социальная; 10 - духовная; 11 - рекреационная;
12 - военная; 13 - институциональная
Среди методологических подходов выделяется ноосферный подход, позволяющий не только системно и комплексно исследовать объект, но и руководствоваться гуманными, высоконравственными и созидательными целевыми установками. Он концептуально ориентирует исследователей и поддерживает их поиск в границах экологического и нравственного императива.
Ноосферный подход позволяет глубоко и разносторонне вскрыть объектно-предметную сущность общественной географии, правильно сориентироваться при изучении процессов территориальной организации жизнедеятельности населения, взаимодействия природы и общества, функционирования и развития ТОС. Для общественной географии ноосферный подход конструктивен и потому, что он включает социологический, экологический, технологический подходы, является суперпозицией принципов и частногеографических приемов. Он вносит новые аспекты в теорию организации социально-географического пространства - высоконравственные идеи общечеловеческих ценностей, учитываются способности людей к компромиссным решениям, концептуальные положения коэволюции природы и общества, а также стратегические особенности Разума, ориентирующие развитие биосферы во имя Человека. В результате более четко определяются приоритеты организации пространства, гуманизируются цели, духовно обогащается общество и социализируется природа.
Ноосферный подход широко проникает в познание не только процессов интеграции, но и процессов дифференциации общественной географии. Появление частных научных субдисциплин не противоречит этому подходу. Концептуальная направленность ноосферы методологически ориентирует предметную сущность субдисциплин. Подтверждением данному тезису является эффективное функционирование социальной, политической, рекреационной, медицинской географии.
Конструктивная роль ноосферного подхода проявляется при обосновании концептуальных ориентиров территориального развития. На его базе разрабатываются долгосрочные прогнозы и стратегические планы, проекты и программы перспективного функционирования стран и регионов.
С ноосферным подходом тесно смыкается антропоцентристский подход, ориентирующий общественно-географические исследования на достижение высокого качества жизни населения. Научные изыскания все чаще осуществляются через «человеческое измерение», преломляясь через «призму» благополучия людей.
Антропоцентристский подход нацеливает усилия исследователей не только на достижение высокого качества жизни, на хорошее физические, психическое и социальное здоровье людей, но и на духовное богатство, культуру и нравственность населения. Для определения духовных качеств населения широко привлекаются социологические методы - социального опроса, интервьюирования и анкетирования, которые отражают самоощущение и самоидентификацию этноса.
Качество жизни людей определяется индексом человеческого развития и качеством окружающей среды. При исследовании среды жизни людей все активнее используются этногенетический и средовый подходы.
Этногенетический подход основывается на теории этногенеза, заложенной Л.Н. Гумилевым. Он позволяет рассматривать территориальную общность людей как этнос - маргинальное явление, функционирующее на границе био- и социосферы и имеющее специфическое предназначение (миссию) в строении ноосферы. Этот подход позволяет уловить новые «нити» связей и отношений этноса с природным окружением, что выводит общественногеографические исследования в пограничную область - социальную экологию.
Не менее актуальным становится средовый подход, позволяющий рассматривать территориальную общность людей как «хозяина», а природную, экономическую, социальную, культурную, рекреационную, духовную сферы как окружение - своеобразный «дом» обитания людей. Поведение и жизнедеятельность людей в «доме» определяются нравственными критериями и заботой о сохранении чистоты и комфортности человеческого бытия. Средовый подход интегрирует системный и ситуационный подходы и предоставляет простор для конструирования социально-экологических систем как перспективных территориальных ячеек жизни населения.
В общественно-географических исследованиях не теряют своей значимости традиционные воспроизводственный и проблемный подходы. Они приобретают социальную ориентацию, позволяют глубже познать циклический ход развития ТОС и процессы пространственно-временной организации общества. При этом привлекается разнообразный методический инструментарий, включающий как собственно географические методы, так и методы сопряженных социально-экономических и естественно-научных субдисциплин.
В современных условиях все ярче проявляется тенденция теоретизации общественной географии. Она становится фундаментальной наукой, способной решать актуальные проблемы развития и пространственной организации жизнедеятельности людей, взаимодействия общества и природы, совершенствования регионального управления и местного самоуправления. Особенно возрастает её роль в решении глобальных, страновых, региональных и локальных проблем в новых геополитических и геоэкономических реалиях. Неоценимы общественно-географические исследования в области разработки стратегии устойчивого развития России и её регионов с сохранением экологического равновесия.
Тенденция теоретизации общественной географии проявляется в поиске новой научной парадигмы. В этом отношении заслуживает внимания опыт разработки общей теоретической концепции науки. Н.В. Каледин (2005), опираясь на деятельностно-геопростран-ственный подход, выдвигает идею формирования новой, деятельностно-пространственной парадигмы общественной географии. Ядром подхода является единство синергетических представлений об обществе как о самоорганизующейся системе и географическом пространстве. Геопространство представляется как система разнокачественных земных подпространств, охватывающих («пронизывающих») территорию, акваторию и аэроторию. Каждое подпространство представляет собой закономерно взаиморасположенные качественно своеобразные и связанные между собой элементы материального субстрата одной из планетарных сфер - природной, общественной и интегральной.
В структуре геопространства выделяется социально-географическое пространство, сущность которого раскрыта в работе В.В. Воронина, А.М. Трофимова, М.Д. Шарыгина (2001).
Наиболее ярко тенденция теоретизации общественной географии проявляется в формировании теории территориальной организации общества (ТОО). Сущность теории ТОО заключается в том, что она охватывает все пространственные проявления общественной жизни. Апофеозом теории являются научные законы. По мнению А. А. Ткаченко, к таким законам ТОО относятся следующие:
- взаимодополнение мест;
- гравитационная закономерность;
- пространственная концентрация;
- концентрическое строение географического пространства;
- стадиальность территориального (регионального) развития;
- принцип «местного соответствия».
Пространственная дифференциация и дискретизация общества ведет к формированию территориальных форм (ячеек) жизнедеятельности людей - ТОС разного иерархического ранга. В каждой ТОС взаимообусловлено сочетаются все сферы жизнедеятельности населения. Основы учения о ТОС раскрыты в монографии М.Д. Шарыгина (2003). Формирование учения о ТОС свидетельствует о нарастающей тенденции теоретизации общественной географии.
Становление общественной географии как науки закономерно сопровождается формированием общественной географии как учебной дисциплины. Об этом свидетельствует появление интегральных курсов типа «Экономическая, социальная и политическая география», «Территориальная организация общества», издание учебников и учебных пособий, тематика курсовых и дипломных работ. Крайне обостряется потребность в географах-проектантах, региональных менеджерах, «конструкторах» среды жизнедеятельности человека. Современная высшая школа способна готовить специалистов-географов, обладающих необходимыми знаниями и навыками конструирования» ТОО, организации территории страны, региона, города, села.
Библиографический список
1. Баранский Н. Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии / Н.Н. Баранский. М.: Мысль, 1980.
2. Голубчик М. М. и др. Экономическая и социальная география: основы науки: учебник / М.М. Голубчик и др. // М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.
3. Гохман В. М. Общественная география, ее сущность, структура / В.М. Грохман // Вопросы географии, 1984. № 122, 123. С. 57-64.
4. Каледин Н. В. Общественная география - к новой научной парадигме / Н.В. Каледин // Тр. XII съезда РГО. География на рубеже тысячелений. СПб., 2005. С. 134-139.
5. Михайлов Ю. П. Современные и ожидаемые проблемы в общественной географии в Сибири / Ю.П. Михайлов // VIII науч. совещание по прикладной географии. Иркутск, 2005. С. 5-6.
6. Саушкин Ю. Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика / Ю.Г. Саушкин. М.: Мысль, 1973.
7. Ткаченко А. А. Территориальная организация общества: элементы общей теории / А. А. Ткаченко // Труды XII съезда РГО. География на рубеже тысячелений. СПб., 2005. С. 169-173.
8. Чистобаев А. И. Экономическая и социальная география: новый этап / А.И. Чисто-баев, М. Д. Шарыгин. Л.: Наука, 1990.
9. Шарыгин М. Д. Общественная география: методологические основы становления / М. Д. Шарыгин // Региональное развитие в России: перспективы, конкурентоспособность, политика. Самара, 2005. С. 145-149.