Научная статья на тему 'Международная конкурентноспособность американской экономики'

Международная конкурентноспособность американской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3969
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНЦИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / АМЕРИКАНСКАЯ ЭКОНОМИКА / РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ США

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Загребельная Н. С.

В данной статье проведен анализ международной конкурентоспособности американской экономики путем оценки Индекса глобальной конкурентоспособности и Индекса конкурентоспособности бизнеса Всемирного экономического форума, рейтинга швейцарской бизнес-школы Институт развития менеджмента, изучения Американской инициативы по конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная конкурентноспособность американской экономики»

НОВЫЕ РЕАЛИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Н.С. Загребельная*

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В данной статье проведен анализ международной конкурентоспособности американской экономики путем оценки Индекса глобальной конкурентоспособности и Индекса конкурентоспособности бизнеса Всемирного экономического форума, рейтинга швейцарской бизнес-школы Институт развития менеджмента, изучения Американской инициативы по конкурентоспособности.

Ключевые слова: Конкурентоспособность, конкурентные преимущества, конкуренция, мировая экономика, американская экономика, рейтинг конкурентоспособности, конкурентоспособность США

Keywords: The competitiveness, competitive advantages, competition, world economy, the American economy, competitiveness rating, competitiveness of the USA

Даже в условиях мирового финансового кризиса экономика США сохраняет свое лидирующее место в мире, а высокий уровень производительности труда и качества жизни делает США самой конкурентоспособной страной, о чем свидетельствуют ежегодные рейтинги.

В октябре 2008 года Всемирный экономический форум (ВЭФ, независимая и неприбыльная международная организация, созданная в 1971 году в Женеве с целью улучшения состояния мировой экономики) опубликовал Отчет о глобальной конкурентоспособности 2008—2009, который политические деятели и лидеры бизнеса

* Загребельная Наталья Станиславовна - преподаватель Кафедры менеджмента и маркетинга МГИМО (У) МИД России.

могут использовать для формулирования более совершенной экономической политики и институциональных реформ.

В отчете представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран, - Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

Средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 г. В 2007 году GCI был усовершенствован на основании тестирования и консультаций с ведущими экспертами, в результате GCI стал составляться из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Слагаемыми являются:

1) качество институтов;

2) инфраструктура;

3) макроэкономическая стабильность;

4) здоровье и начальное образование;

5) высшее образование и профессиональная подготовка;

6) эффективность рынка товаров и услуг;

7) эффективность рынка труда;

8) развитость финансового рынка;

9) технологический уровень;

10) размер рынка;

11) конкурентоспособность компаний;

12) инновационный потенциал1.

Всемирный экономический форум в 2008 году расширил географию Отчета по глобальной конкурентоспособности, включив новые страны, такие как Бруней, Кот Д'Ивуар, Гана и Малави. В то же время в рейтинг 2008—2009 гг. не вошел Узбекистан из-за недостатка информации. Таким образом, отчет включает 134 страны2.

В 2008 году согласно рейтингу конкурентоспособности, составленному Всемирным экономическим форумом, по Индексу глобальной конкурентоспособности ^С1) среди 134 стран, несмотря на мировой финансовый кризис, США были признаны наиболее конкурентоспособной экономикой, заняв первое место, сохранив лидирующую позицию, которую они занимали в 2007 году. В первую десятку стран в рейтинге также вошли Швейцария, Дания, Швеция, Сингапур, Финляндия, Германия, Нидерланды, Япония и Канада (табл.1)3.

Таблица 1.

Динамика индекса глобальной конкурентоспособности 2001—2008 первой десятки стран

Страна 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001

США 1 1 6 1 2 2 1 2

Швейцария 2 2 1 4 8 7 6 15

Дания 3 3 4 3 5 4 10 14

Швеция 4 4 3 7 3 3 5 9

Сингапур 5 7 5 5 7 6 4 4

Финляндия 6 6 2 2 1 1 2 1

Германия 7 5 8 6 13 13 14 17

Нидерланды 8 10 9 11 12 12 15 8

Япония 9 8 7 10 9 11 13 21

Канада 10 13 16 13 16 9 8 3

Источник: The Global Competitiveness Report 2008—2009, 2007—2008, 2005— 2006, 2003—2004, 2001—2002. http://www.gcr.weforum.org/

Богатый природно-ресурсный потенциал, высококвалифицированная и высокопроизводительная рабочая сила, возможность развивать исследования и разработки по всему спектру науки и техники, высокоразвитый научный потенциал, высокий уровень технологии и научных разработок, особенно в военном секторе, обеспечивают США неоспоримые конкурентные преимущества и обуславливают лидирующие позиции этой страны в международных рейтингах по конкурентоспособности.

Активное развитие американской экономики, относительная экономическая и политическая стабильность в конце ХХ—начале XXI века обеспечивали США 1—2 место по Индексу глобальной конкурентоспособности.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2006—2007 США с позиции лидера глобальной конкурентоспособности переместились сразу на 6-е место. Аналитики ВЭФ отмечали, что конкурентоспособность США пострадала, прежде всего, от последствий затяжной войны с терроризмом, расходов на внутреннюю безопасность, снижения налогов и неэффективных расходов на здравоохранение. Конкурентоспособность США также резко снизилась из-за террористических актов 11 сентября 2001 года, нестабильного положения в экономике и многочисленных финансовых скандалов с крупными американскими корпорациями (включая Enron и Worldcom). Кроме того, негативное влияние на позицию США в рейтинге оказало происходящее в последнее время снижение курса доллара по отношению к евро, иене и фунту стерлингов.

Зависимость США от поставок сырьевых ресурсов, особенно нефти (американское правительство проводит политику сохранения собственных запасов), в условиях повышения цен оказывает негативное влияние на американскую экономику. Так, всемирный рост цен на нефть оказывает на экономику США неблагоприятное воздействие, поскольку США являются крупнейшим потребителем нефти в мире и их экономика сильно зависит от поставок энергоносителей, а высокие цены на нефть тормозят ее развитие. В результате, рост цен на нефть ведет к росту затрат на производство, росту потребительских цен, а, следовательно, росту инфляции.

Последние несколько лет экономика США медленно стагнирует. Фондовый рынок растет не очень большими темпами, курс доллара снижается, государственный долг растет, бюджет испытывает дефицит и все это на фоне внутренних экономических проблем. Это связано с тем, что на американскую экономику все большее влияние оказывают процессы глобализации и интернационализации, увеличивается ее зависимость от мировой экономики.

Война в Ираке, агрессивная позиция администрации Джорджа Буша в отношении ядерных программ КНДР и Ирана, ливано-израильского конфликта, ослабляют авторитет американского президента, снижают общественную поддержку политики США, вызывают недовольство, как американского населения, так и населения других стран и, как следствие, приводят к снижению конкурентоспособности США.

В 2007 году США вернули себе первое место в рейтинге, всего лишь за год поднявшись сразу на пять позиций. В 2008 году США снова заняли первое место. Профессор Колумбийского университета (Columbia University) и со-редактор Отчета по глобальной конкурентоспособности Ксавье Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Martin) подчеркнул, что «сШа подтверждают свой статус наиболее конкурентоспособной экономики мира. Эффективность национальных рынков, конкурентоспособность компаний, впечатляющая способность к технологическим инновациям, основанная на первоклассной системе университетов и исследовательских центров, - все это способствует высокому уровню конкурентоспособности экономики США. Однако некоторые слабости, особенно связанные с макроэкономическими дисбалансами, по-прежнему представляют собой риски не только для общего потенциала конкурентоспособности страны, но и для всей глобальной экономики. Эти опасные моменты совсем недавно проявили себя в цепочке последствий кризиса рынка ипотечных займов для ненадежных заемщиков и последовавшем за ним переломе на глобальном кредитном рынке»4.

Отчет о глобальной конкурентоспособности содержит детальные описания США и американской экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса.

Из 12 факторов в качестве явных конкурентных преимуществ американской эко-

номики в 2008 году выделены «Эффективность рынка труда», «Размер рынка» и «Инновационный потенциал». Проблемами для конкурентоспособности США, названы факторы «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование» и «Качество институтов». По всем остальным факторам США занимают 5—12 места среди 134 стран мира (Табл.2).

Таблица 2.

12 слагаемых Индекса глобальной конкурентоспособности США в 2008 году

№ Слагаемые Место среди 134 стран

1 Качество институтов 22

2 Инфраструктура 29

3 Макроэкономическая стабильность 66

4 Здоровье и начальное образование 34

5 Высшее образование и профессиональная подготовка 5

6 Эффективность рынка товаров и услуг 8

7 Эффективность рынка труда 1

8 Развитость финансового рынка 9

9 Технологический уровень 11

10 Размер рынка 1

11 Конкурентоспособность компаний 4

12 Инновационный потенциал 1

Источник: The Global Competitiveness Report 2008—2009. http://www.gcr.weforum.org/

Каждый из 12 факторов делится на ряд подфакторов, одни из которых способствуют усилению конкурентных преимуществ США, а другие оказывают негативное влияние на конкурентоспособность американской экономики5.

Так, США имеют преимущества в факторе «Инфраструктура» по таким подфак-торам, как развитость транспортных сетей (1 место в мире среди 134 стран), телефонных линий (10 место), качество дорог (8 место), воздушного транспорта (12 место), инфраструктуры в целом (9 место). В факторе «Здоровье и начальное образование» США лидируют по спаду малярии (1 место) и спаду туберкулеза (1 место). В факторе «Высшее образование и профессиональная подготовка» положительными моментами являются наличие специальных исследовательских и профессиональных учреждений (1 место) и качество управления школами (3 место). В факторе «Эффективность рынка товаров и услуг» преимущества имеют уровень внутренней конкуренции (4 место), образованность покупателя (5 место), информированность потребителей (5 место), время, необходимое для организации бизнеса (6 место). Фактор «Эффективность рынка труда» включает утечку мозгов (1 место), уровень занятости (1 место), издержки найма (1место), практику найма (6 место). Фактор «Развитость финансового рынка» характеризуется наличием рискового капитала (1 место), эффективностью финансового рынка (3 место), надежностью защиты инвесторов (5 место). Преимуществами фактора «Технологический уровень» являются степень применения новейших технологий компаниями (3 место), наличие новейших технологий (5 место), персональные компьютеры (6 место), пользователи Интернета (9 место). Фактор «Размер рынка» делится на размер внутреннего рынка (1 место), размер рынка с иностранным участием (2 место). В факторе «Конкурентоспособность компаний» положительными моментами являются уровень маркетинга (1 место), кластеризация экономики (2 место), контроль международного сбыта (4 место), количество местных поставщиков (6 место). К преимуществам фактора «Инновационный потенциал» относятся научное сотрудничество между университетами и промышленностью (1 место), качество научно-исследова-

тельских учреждений (1 место), ценность патентов (2 место), затраты компаний на исследования и разработки (3 место), государственные закупки новейших технологий и товаров (4 место), инновативность (6 место).

Однако во всех слагаемых Индекса глобальной конкурентоспособности США есть также и недостатки. Наихудшие показатели в факторе «Качество институтов» это потери от терроризма (127 место), потери от преступности и насилия (83 место), уровень организованной преступности (72 место), государственные расходы (67 место), бремя государственного регулирования (50 место), народное доверие политическим деятелям (41 место), судебная независимость (23 место), открытость государственной политики (28 место), эффективность государственных ограничений (28 место), права собственности (26 место), разнообразие общественных фондов (22 место), этические нормы в деятельности компаний (22 место), надежность аудита и стандартов отчетности (20 место), защита интеллектуальной собственности (18 место), надежность полиции (18 место), защита интересов миноритарных акционеров (14 место). Недостатками в факторе «Инфраструктура» являются качество электроснабжения (16 место), железнодорожной инфраструктуры (16 место) и транспортной инфраструктуры (12 место). Слабое место американской экономики «Макроэкономическая стабильность», в особенности уровень национальных сбережений (107 место), государственный долг (102 место), дефицит или профицит государственного бюджета (97 место), инфляция (45 место), колебания процентной ставки (17 место). Негативными моментами в факторе «Здоровье и начальное образование» являются расходы на образование (45 место), детская смертность (36 место), жизненные ожидания (29 место), качество начального образования (25 место). В факторе «Высшее образование и профессиональная подготовка» к недостаткам относятся качество математического и технического образования (48 место), качество системы образования (19 место), доступ в Интернет в школах (11 место). «Эффективность рынка товаров и услуг» имеет слабые места, такие как уровень налогообложения (74 место), расходы на сельскохозяйственную политику (69 место), эффективность налогообложения (56 место), влияние на бизнес законодательства о прямых иностранных инвестициях (53 место), распространенность иностранной собственности (47 место), бремя таможенных процедур (39 место), распространенность торговых запретов (37 место). Фактор «Эффективность рынка труда» включает следующие недостатки: доля женщин в трудовых ресурсах (29 место), затраты на рабочую силу, не включающие заработную плату (26 место), кооперация трудовых ресурсов и работодателей (16 место), гибкость системы оплаты труда (10 место), надежность профессиональных менеджеров (10 место). Неблагоприятными моментами в факторе «Развитость финансового рынка» являются ограничения на потоки капитала (42 место), надежность банков (40 место), регулирование фондовых бирж (20 место), доступ к кредитам (12 место). Недостатками фактора «Технологический уровень» являются количество абонентов мобильных телефонов (51 место), перемещение капитала и технологий (23 место), абоненты сети Интернет (18 место). К негативным сторонам фактора «Конкурентоспособность компаний» относятся природа конкурентных преимуществ (12 место), производительность (11 место).

Детальное исследование микроэкономических аспектов конкурентоспособности представлено в результатах Индекса конкурентоспособности для бизнеса (ВС1), составленного под руководством профессора М. Портера. Страны, занимающие высокие позиции в рейтинге GCI, обычно также являются и лидерами по ВС1, однако между этими индексами есть некоторые важные различия. Согласно М. Портеру «многие страны достигли прогресса, открывшись для мировой экономики, стабилизировав макроэкономическую политику и устранив внутренние барьеры конкуренции. Результаты наших исследований указывают на необходимость в создании базы для конкурентоспособности на микроуровне для того, чтобы эти достижения превратились в устойчивое благосостояние. Без совершенствования бизнес-климата и развития компаний, которые часто требуют значительных сдвигов в экономике и на уровне отдельных фирм, страны сталкиваются со снижением конкурентоспособности и подвержены влиянию экономических и социальных рисков»6.

В 2007 году согласно рейтингу конкурентоспособности, составленному Всемирным экономическим форумом, по Индексу конкурентоспособности для бизнеса (ВС1)

среди 131 страны первое место заняли США, за ними следуют Германия, Финляндия, Швеция, Дания и другие (табл.3)7.

Таблица 3.

Динамика индекса конкурентоспособности для бизнеса 2003—2007 первой десятки стран

страна 2007 2006 2005 2004 2003

место ЭДСК КНБС

1 США 1 1 1 1 1 1 2

2 Германия 2 2 2 2 3 3 5

3 Финляндия 3 9 3 3 2 2 1

4 Швеция 4 3 4 7 12 4 3

5 Дания 5 5 5 5 4 7 4

6 Швейцария 6 4 6 4 7 5 7

7 Нидерланды 7 7 7 6 9 9 9

8 Австрия 8 8 9 12 10 16 17

9 Сингапур 9 14 8 11 5 10 8

10 Япония 10 6 12 9 8 8 13

ЭДСК - эффективность деятельности и стратегий компаний КНБС - качество национальной бизнес-среды

Источник: The Global Competitiveness Report 2007—2008, 2005—2006, 2003— 2004, 2001—2002. http://www.gcr.weforum.org/

На протяжении последних четырех лет США занимали первое место в рейтинге по Индексу конкурентоспособности для бизнеса, поскольку исторически США являются лучшим местом в мире для ведения бизнеса, они привлекательны для иностранных инвестиций. Кроме того, важным конкурентным преимуществом американской экономики является эффективное корпоративное управление и наличие квалифицированных менеджеров. Именно с искусства управления начинается лидерство в бизнесе. Второе место в 2003 году было обусловлено тем, что террористические акты, нестабильное положение в экономике и многочисленные финансовые скандалы с крупными американскими корпорациями приводили к уменьшению иностранных капиталовложений в США.

В целом, США по-прежнему остаются мировым двигателем технологического развития, обладают высококачественной бизнес-средой и эффективными рынками.

Согласно Докладу о производительности, выпущенному Советом по производительности в ноябре 2008 года, в последние два десятилетия резко изменились условия конкуренции, с которой сталкиваются американские компании8.

Прежде всего, это массовый выход на глобальную арену развивающихся стран, которые в новых условиях на равных конкурируют с лидерами мировой экономики на собственных рынках последних. Одновременно такие страны, как Китай, Индия, Бразилия, сами представляют огромные рынки, которые становятся все более привлекательными для транснациональных корпораций. При снятии экономических барьеров, за что длительное время выступали сторонники открытой экономики, огромные массы дешевых товаров и низко оплачиваемой рабочей силы беспрепятственно начнут поступать на рынки развитых стран.

Монополия промышленно развитых стран на высокие технологии также была подорвана. Сегодня основная масса высокотехнологичных товаров производится в

странах Юго-Восточной Азии, Китае и Индии. В них создана база для современного производства, а такие страны, как Китай, Индия, Южная Корея, Сингапур ускоренными темпами создают свои научно-технические комплексы. Упростившийся доступ к интеллектуальным ресурсам этих стран, создал возможность для ТНК перенести в них свои научные лаборатории и конструкторские бюро. Работники «сферы знания» США оказались в зоне свободной конкуренции с учеными и инженерами из развивающихся стран.

Производство приобрело характер «глобальной фабрики», когда отдельные компоненты изделия производятся в разных уголках мира, а окончательная сборка осуществляется на предприятиях, максимально приближенных к рынкам. Относительное значение производственного этапа в полном жизненном цикле любого изделия неуклонно снижается, а роль этапов разработки, маркетинга, сервиса в процессе эксплуатации и конечной утилизации растет. Знания становятся серьезным источником потребительской стоимости товара.

В этих условиях, отмечают эксперты Совета, стандартные методы измерения конкурентоспособности, которые основаны на количественной оценке товарных и финансовых потоков, пересекающих национальные границы, перестают работать. Они больше не отражают экономические реалии, тот факт, что многие процессы приобрели транснациональный характер, например, генерирование знаний в Интернете находится вне любых национальных границ, так же, как и глобальные производственные и сбытовые сети.

Экономику США сегодня нельзя замкнуть только в национальные границы, отдельные «агенты американской экономики» действуют во всех уголках мира. Поэтому они не ищут место США в рейтинге конкурентоспособности, для них ясно - американская экономика самая большая и богатая в мире. 20 лет она росла стабильно высокими темпами, занятость находилась на уровне, превосходящем соответствующие показатели их основных конкурентов. Треть прироста мирового валового продукта за этот период была произведена в США. Производительность работников, вооруженных достижениями новых технологий, росла самыми высокими темпами среди промыш-ленно развитых стран, что позволяло США успешно конкурировать со странами с низкой оплатой труда из числа развивающихся. Несмотря на все изменения в мировой экономике, США уверенно сохраняют мировое лидерство как производитель и экспортер промышленных товаров9.

В целом, будучи доминирующей экономикой мира, США выиграли от произошедших изменений, поскольку оказались способными их контролировать. Так, Интернет создавался первоначально как побочный результат американских оборонных разработок и продолжает находиться в зоне интересов компаний США. Большинство глобальных производственных и маркетинговых сетей принадлежат американским ТНК. По существу, страна получила благодаря этим изменениям доступ к естественным и интеллектуальным ресурсам всего мира.

В начале 2006 года президент Дж. Буш объявил о новой стратегической программе - Американской инициативе по конкурентоспособности (аИк, American Competitiveness Initiative), что вывело проблемы конкурентоспособности на высший уровень национальных приоритетов. В стране развернулась общенациональная дискуссия по этим вопросам. Все ведущие лоббистские организации выпустили специальные доклады, посвященные конкурентоспособности американской экономики. В Сенат и Палату представителей было внесено более дюжины законопроектов, направленных на повышение конкурентоспособности фирм США на мировых рынках. Наибольшую известность получили законопроекты «О национальных инновациях» (National Innovation Act) и «О защите конкурентных преимуществ Америки» (Protecting America's Competitive Edge). Спектр затрагиваемых интересов в предложенных биллях настолько широк, что сенаторам пришлось создать специальную согласительную группу, которая встретилась с президентом для обсуждения создавшейся ситуации, но консенсус не был до-стигнут10.

Однако то, как эти проблемы ставятся в США, радикально отличается от подходов, которые практикуются Всемирным экономическим форумом и Институтом развития менеджмента. Последние выступают в роли мировых консультантов по вопросам конкурентоспособности и пытаются ранжировать страны по степени соответствия их

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономик тем моделям, которые положены в основу ранжирования. При этом отдельные страны рассматриваются изолированно друг от друга, противопоставляются друг

другу.

Американские же политики изначально исходят из того, что экономика страны занимает лидирующее место и является самой конкурентной в мире. Она доминирует в глобальных экономических связях, и определяет многое из того, что в них происходит. Ш. Джексон, президент Политехнического института Ренселар, следующим образом суммировала позиции США в мировой экономике. Страна обладает:

• самой совершенной системой образования в мире;

• развитой научной инфраструктурой;

• длительной традицией инвестирования в предпринимательские проекты;

• финансовой системой, обеспечивающей быстрый доступ к венчурному капиталу;

• правительственными структурами, созданными для поддержки и инвестирования в науку, государственной политикой поддержки инвестиций и предпринимательства;

• длительной историей сотрудничества частного и общественного секторов;

• развитой культурой риска, в которой приветствуются нововведения, различные идеи, точки зрения, и в которой больший риск вознаграждается полученными результатами;

• определенной легкостью отношения к изменениям11.

Проблема в том, что лидерство США находится под угрозой. И главная угроза исходит не от тех стран, которые занимают первые позиции в приведенных выше рейтингах, которые уже встроены в систему, а от таких аутсайдеров, как Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея и та же Россия, играющих «не по правилам». Специалистов США особенно настораживает политика Китая и Индии. Китай уже сегодня занимает второе место после США по объемам государственных расходов на науку. В 2008 году национальные расходы на науку Китая достигли 29,4 млрд долл., что примерно в 2,5 раза превысило расходы 2000 года. И Китай продолжает их наращивать темпами примерно 20% в год. В стране принята программа - довести бюджетные расходы на исследования до 2% ВВП к 2010 году и до 2,5% - к 2020 году. С некоторым отставанием, но аналогичным курсом движется Индия. Именно в эти страны с высоким уровнем развития научного потенциала устремились американские ТНК, перенося в них свои лаборатории12.

Такая позиция мирового лидера противоречит установкам на то, что страны должны проводить политику, направленную в целом на продвижение в высшие эшелоны рейтингов. Это должно, в конечном счете, привести к унификации экономических систем отдельных стран и к потере последними своей уникальности. Американские разработчики АИК рассматривают не отдельные национальные экономики и соревнование между ними, а глобальную экономическую систему в целом и определяющую роль американской экономики в ней. АИК пытается ответить на стратегический вопрос, что будет определять конкурентность в условиях новой экономики. Рассматривая тенденции развития международных экономических отношений, американские эксперты пришли к принципиальному выводу о том, что принятая в настоящее время матрица оценки конкурентных позиций отдельных наций, в основу которой положены потоки материальных и финансовых ресурсов, больше не отражает существующих реалий. Главные конкурентные преимущества американских компаний, считают они, заключаются в способности порождать новые идеи, образовывать глобальные сети, управлять мировыми брендами, проводить динамичный маркетинг новых продуктов и услуг, а такие факторы сложно отражать в современной бухгалтерской отчетности.

Авторы АИК считают, что лидерами новой экономики, которую они называют «концептуальной» (conceptual economy), будут не те страны, которые накопят больше ресурсов, в том числе информационных, и технологий обработки и манипулирования ими, а те, кадровый потенциал которых проявит максимальную способность порождать новизну, воображение, гениальность, озарение. Этого нельзя добиться массовым накоплением информационных и телекоммуникационных ресурсов, но это неразрывно связано с разнообразием культур, традиций, стилей жизни.

Поэтому в АИК основной акцент делается на науку, подготовку кадров, инновации и предпринимательство. В течение десяти лет с момента объявления программы было предложено инвестировать в исследования по естественным и техническим наукам 50 млрд долл. и добавить к этому еще 86 млрд долл. в виде налогового кредита, которые могут получить компании, активно инвестирующие в науку и технику. Президент провозгласил, что чем больше в стране будет выполняться исследований, как в частном, так и в общественном секторах, тем сильнее будет улучшаться качество жизни американцев. Это заявление последовало после шести лет постоянного сокращения расходов на реальную науку13.

Усиленное финансирование получат программы фундаментальных исследований в области естественных наук Национального научного фонда, Управление научных исследований Министерства энергетики и Национальный институт стандартов и технологий Министерства торговли. Сейчас в США работает примерно 30% ученых и инженеров мира и расходуется треть всех затрат на исследования и разработки планеты. В рамках АИК поставлена задача - сохранить лидирующую роль научно-технического комплекса США в условиях быстрых изменений, происходящих на мировых рынках. А чтобы привлечь бизнес к инвестированию в исследования и разработки, планируется усилить эффективность налоговых льгот, введенных еще при правлении демократической администрации.

В качестве решающей технологии будущего, которая должна создать основу экономики нового века в АИК, называется «водородная» технология. Она позволит снизить зависимость страны от стран-поставщиков нефти и газа, с одной стороны, и значительно уменьшить нагрузку на природу развивающейся промышленности и транспорта с другой.

Принципиально новым в программах подобного типа для США стало усиленное внимание к проблемам преподавания математики и естественнонаучных дисциплин в средней школе. АИК предусматривает материальную поддержку студентам, показавшим высокие результаты на тестировании по этим наукам, а также преподавателям, которые применяют новые прогрессивные методы преподавания. Предполагается в течение пяти лет направить в средние школы 70 тыс. новых преподавателей математики и естественных наук, а также создать необходимую систему стимулов для того, чтобы 30 тыс. специалистов-практиков пришли в школы в течение следующих восьми лет.

Для решения проблем структурной безработицы и внедрения пожизненного образования предлагается ввести систему специальных счетов, через которые каждый желающий повысить свою квалификацию или получить новую специальность может получить грант в размере 3 тыс. долл. на эти цели. Считается, что новая система должна охватить около 800 тыс. человек ежегодно. Таким образом, будут заложены основы для создания необходимого пула рабочей силы XXI века.

Но, несмотря на то, что страна обладает самой прогрессивной и эффективной системой образования, она не может надеяться на решение своих кадровых проблем в краткосрочной перспективе. Параллельно с отмеченными выше инициативами администрация предполагает продолжать и расширять импорт высококвалифицированной рабочей силы из других стран. Для этого планируется провести реформу иммиграционного законодательства, чтобы перспективные кадры изо всех стран и члены их семей могли реализовать свой потенциал в американской экономике.

Особое внимание в АИК уделено предпринимательству как фундаменту всех видов инноваций в экономике и социальной сфере в целом. Если ученый, инженер-новатор рождает новую идею, то именно предприниматель доводит ее до рынка. США поклоняются великим предпринимателям прошлого и настоящего. Но в связи с усилением государственного регулирования на предпринимателей возложено сильное налоговое и административное бремя, которое начало сдерживать темпы развития нововведений. В рамках АИК предполагается принять меры по снижению налогового пресса на предпринимателей и устранения излишнего бюрократического бремени, главным образом путем снижения объема отчетности государственным органам разных уровней с помощью внедрения средств информатизации.

Таким образом, Американская инициатива по конкурентоспособности - это программа усиленного «инвестирования в человека» как наиболее ценный ресурс общества, от развития и эффективного использования которого зависит конкурентоспособ-

ность американской нации. При этом первоочередную поддержку будут получать креативность и предпринимательство. Конкурентоспособность при такой постановке перестает быть связанной с уровнем потребления, размером зарплаты и т.п. Конкурентность при этом становится нематериальным феноменом. При таком подходе неимущие страны, с низким уровнем потребления, но огромной численностью и высокой креативностью населения - Китай, Индия, Бразилия - становятся для США главными соперниками, основными манипуляторами «нематериальными активами».

Однако предложенная программа встретила неоднозначное отношение со стороны различных общественных кругов. Фонд «Наследие» (The Heritage Foundation), мозговой центр наиболее консервативного крыла Республиканской партии подверг программу резкой критике за то, что она приведет к усилению роли государства на выделенных критических направлениях. Эксперты Фонда прямо указывают, что Американский институт конкурентности, инициатор программы, исходит из неверных предпосылок. Свободная экономика США является безусловным лидером конкурентности в мире, а усиление позиций государства приведет лишь к ослаблению ее позиций. Подобную ошибку делает большинство развивающихся стран, когда они пытаются усилить позиции своих фирм за счет их государственной поддержки, но, с точки зрения экономистов Фонда, лишь усугубляют ситуацию. Опираясь на ресурсы государства, компании ослабляют работу по выработке конкурентных стратегий и, в конечном счете, проигрывают своим противникам. Лидирующая позиция США, по их мнению, обусловлена теми ошибками, которые делаются правительствами других стран, когда они усиливают государственное вмешательство в экономику с целью повышения их конкурентоспособности.

Эксперты Фонда проанализировали девять наиболее известных рейтингов конкурентности стран и пришли к выводу, что они не являются «окончательным арбитром» глобальных позиций стран и фиксируют лишь их относительное положение. Но также, как и специалисты из Японского института, они признают, что высшие позиции во всех рейтингах занимают исключительно страны-лидеры свободной рыночно ориентированной экономики. Поэтому в противоположность АИК Фонд «Наследие» рекомендует снижать налоги и государственные расходы, но повышать эффективность последних14.

Серьезной критике АИК подвергается также со стороны предпринимательского сообщества, которое указывает на исключительную роль предпринимательства для обеспечения конкурентности американской экономики, создания предпосылок для экономического роста, сокращения безработицы и ускорения инноваций. К. Шрамм, президент Фонда Кауфмана, который специализируется на исследовании проблем предпринимательства, утверждает, что именно предпринимательство должно рассматриваться как главное конкурентное преимущество США. Основой этого являются 600—800 тыс. новых компаний, которые появляются ежегодно и придают дополнительный импульс всей экономике страны. Пока она сохраняет лидерство в масштабах развития предпринимательства - 12,4% взрослого населения в той или иной степени вовлечены в такую деятельность15.

Национальная комиссия по предпринимательству, неправительственная организация, являющаяся выразителем интересов малого и среднего бизнеса, в одном из своих докладов ставит три условия сохранения лидирующих позиций США:

• политики должны осознать роль и значение предпринимательства для решения проблем конкурентности национальной экономики и сформировать политическую инфраструктуру, способствующую его процветанию;

• необходимо создать предпосылки для распространения условий свободного развития предпринимательства на всей территории страны, а не только в отдельных регионах типа Силиконовой долины или Исследовательского треугольника. Эти предпосылки должны включать создание необходимых условий для венчурных капиталистов;

• необходимо использовать преимущества американской бизнес-культуры в развитии свободного предпринимательства, пока еще они существуют, так как все ведущие конкуренты США, и, прежде всего Европейский Союз, Япония и страны Юго-Восточной Азии, предпринимают усиленные попытки сформировать условия для развития своей предпринимательской культуры16.

Совет по конкурентоспособности обращает внимание политиков на то, что к 2020 году более 80% потребителей среднего класса будут проживать вне основных промышленно развитых стран. Это значит, что главный стимул развития спроса на товары и услуги будет исходить из развивающихся рынков, а предприниматели США должны строить свои стратегии с учетом размеров этих рынков и возможности выхода на них. Основу для этого создают новые высокотехнологичные системы, такие как Amazon, eBay, Google, Fedex, позволяющие доставлять товары и услуги практически до любого уголка мира.

Конкурентоспособность наций как концепция будет существовать до тех пор, пока в глобальной экономике существуют национальные границы. Процесс формирования глобальных рынков неизбежно приведет к тому, что деятельность отдельных компаний станет невозможно привязать к конкретным национальным территориям и, более того, противопоставление этих территорий друг другу потеряет всякий экономический смысл. Но сохранится политическая потребность местных элит приписывать себе экономические достижения местного бизнеса.

Существует большое количество областей социальной жизни, в которых конкуренция не способствует, а, наоборот, оказывает негативное воздействие на достижение конечных целей. В них требуется кооперация всех заинтересованных сторон, которая должна осуществляться в соответствие с некоторыми правилами, признаваемыми всеми участниками. Именно эта идеология была положена в США в основу концепции так называемых общественных корпораций (public corporations), т.е. корпораций, деятельность которых была направлена на благо всего общества, а не на удовлетворение потребностей избранных. Они создавались для строительства объектов инфраструктуры, таких как мосты, каналы, скоростные дороги и т.п.

Как правило, самыми большими сторонниками конкуренции являются те, кто с ее помощью создает для себя систему защиты уже приобретенных или полученных преимуществ и привилегий. И это, прежде всего, США, основными преимуществами которых являются наука, технологии, производительность, предпринимательство и конкурентоспособность компаний-производителей.

В целом, несмотря на мировой финансовый кризис, США по-прежнему остаются мировым двигателем технологического развития. Однако в отчете ВЭФ указана целая цепочка слабых мест, которая подрывает доверие к этой стране как к лучшему в мире месту для ведения глобального бизнеса. Конкурентоспособности страны угрожают и макроэкономические дисбалансы. Поскольку планируется дальнейшее снижение налогов и повышение расходов на оборону и борьбу с терроризмом, трудно ожидать, что состояние общественных финансов улучшится в ближайшее время, считают эксперты. Кроме того, угрожающе высоким является торговый дефицит, низкий уровень сбережений и высокий уровень долгов населения. ВЭФ также отмечает, что ужесточение визовой политики, введенное после 11 сентября 2001 года, может ослабить способность американской экономики привлекать высококвалифицированных специалистов. Есть и другие факторы, которые снижают конкурентоспособность США. Один из них - низкий уровень производительности труда в секторе здравоохранения. В связи с этим, американскому правительству необходимо учесть все негативные факторы снижения конкурентоспособности и разработать эффективный механизм повышения конкурентоспособности своей экономики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. http://www.gcr.weforum.org/

2. http://www.weforum.org/en/gci/index.htm

3. The Global Competitiveness Report 2008—2008, 2007—2008.

4. http://www.weforu m .org/en/index. htm

5. The Global Competitiveness Report 2008—2009. http://www.gcr.weforum.org/

6. http://www.weforum.org/en/media/Latest%20Press%20Releases/index.htm

7. The Global Competitiveness Report 2007—2008.

8. Council on Competitiveness. Competitiveness Index: Where America Stands. Wash., November 2008. http://www.compete.org

9. American Competitiveness Initiative. The White House, President George W. Bush,

Full PDF Document. www.whitehouse.gov/stateoftheunion/2008/aci/print/index.html

10. State of the Union: American Competitiveness Initiative. The White House, President George W. Bush, For immediate Release, Office of the press Secretary, 31.01.2006. www.whi-tehouse.gov/news/releases/2006/01/20060131-5.html

11. Jackson Sh. Global Challenges Facing the U.S. Economy: Elements of Continued Global Preeminence. 31st Annual AAAS Forum on Science and Technology Policy. Wash., 21.04.2006. http://www.rpi.edu/president/speaches/ps042106-aaas.html

12. Там же.

13. State of the Union: American Competitiveness Initiative, p. 1.

14. Mitchell D. Competitiveness Means Less Government, Not More. «Backgrounder». The Heritage Foundation, 20.04.2006.

15. Council on Competitiveness. Where America Stands: Entrepreneurship, Competitiveness Index. Wash., February 2007, p. 2.

16. National Commission on Entrepreneurship White Paper, Embracing Innovation: Entrepreneurship and American Economic Growth. www.publicforuminstitute.org/nde/sour-ces/reports/whitepap.pdf

Natalia S. Zagrebel'naya The international competitiveness of the American economy

The analysis of the international competitiveness of the American economy by an estimation of the Global Competitiveness Index and the Business Competitiveness Index of the World economic forum, a rating of the Swiss business school Institute of Management Development, studying of the American Competitiveness Initiative is carried out in given article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.