Клевцова Я. В.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
2.2. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: «РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФРАКЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И БЛОКОВ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СТРАН СНГ»
Клевцова Ясмина Викторовна, генеральный директор
Место работы: ФГУП «Рублево-Успенский лечебно-оздоровительный комплекс» Управления делами Президента Российской Федерации
Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: данная статья представляет обзор международной конференции Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками на тему: «Роль взаимодействия фракций политических партий и блоков в межпарламентском сотрудничестве стран СНГ».
Предметом исследования является межпарламентское сотрудничество Российской Федерации с парламентами стран постсоветского пространства. В статье представлены различные выступления спикеров конференции. Приведено описание основных форм взаимодействия, а также в статье представлено авторское определение термина «межпарламентское сотрудничество».
Ключевые слова: международная конференция, межпарламентское сотрудничество, Парламент, международные связи, межфракционное сотрудничество, СНГ.
INTERNATIONAL CONFERENCE: «THE ROLE OF INTERACTION OF POLITICAL PARTIES AND BLOCS IN THE INTER-PARLIAMENTARY COOPERATION OF THE CIS COUNTRIES»
Klevtsova Yasmina V., General Director
Place of employment: FGUP «Rublevo-Uspenskiy medical and health-improving complex» of The Property Management Department under the Rresident of the Russian Federation
Study place: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration
Abstract: this article presents an overview of the international conference of the State Duma the Committee for Commonwealth of Independent States' Affairs, Eurasian Integration and Relations with Compatriots on the theme: «the Role of interaction of political parties and blocs in the inter-parliamentary cooperation of the CIS countries».
The subject of the study is the inter-parliamentary cooperation of the Russian Federation with the parliaments of the postSoviet countries. The article presents various speeches of the conference speakers. The description of the main forms of interaction is given, as well as the author's definition of the term «inter-parliamentary cooperation» is presented in the article.
Keywords: international conference, inter-parliamentary cooperation, Parliament, international relations, inter-factional cooperation, CIS.
22 ноября 2018 года произошло знаковое историческое событие в сфере межпарламентского сотрудничества. Впервые за период существования Российской Федерации после распада СССР была проведена международная конференция, организованная Комитетом Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками на тему: «Роль взаимодействия фракций политических партий и блоков в межпарламентском сотрудничестве стран СНГ».
В конференции приняли участие 34 представителя иностранных парламентов Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Киргизии, Грузии, Абхазии, Таджикистана, Южной Осетии. На конференции было представлено 22 иностранные политические партии и блока.
«Межпарламентское сотрудничество» достаточно многогранная дефиниция, на настоящий момент ни в российской, ни в зарубежной науке нет четкого определения данного понятия.
Политология отождествляет данный термин с понятием парламентской дипломатии [3, а9]. В сегодняш-
нем мире сотрудничество на межпарламентском уровне характеризуется ростом значения парламентской дипломатии. Согласно концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом Владимиром Путиным, совместная работа Совета Федераций Российской Федерации и Государственной Думы Российской Федерации повышает эффективность парламентской дипломатии России.
Ряд авторов склоняется к рассмотрению межпарламентского сотрудничества через деятельность межпарламентских организаций и функционирование парламентских ассамблей международных организаций [2, с.3-12].
Необходимо отметить, что наука, изучающая парламентское право, характеризует исследуемое явление шире: некоторые авторы раскрывают межпарламентское сотрудничество в контексте международно-правовой деятельности палат Федерального Собрания, а также взаимодействия палат федерального парламента с представительными органами субъектов Российской Федерации [1, с.296].
Социально-политические науки
1'2019
Межпарламентское сотрудничество в настоящее время способно решить множество правовых и государственных проблем, к которым относятся такие серьезные вопросы как:
- экономическая безопасность
- гуманитарная безопасность
- информационная безопасность
- борьба с международным терроризмом
- борьба с поставками наркотических веществ
- борьба с организованной преступностью
- экологические проблемы и т.д.
Межпарламентское сотрудничество и парламентская дипломатия рассматриваются многими политологами как форма взаимодействия в виде международных организаций и парламентских ассамблей, таких как ОБСЕ, ПАСЕ, ОДКБ и т.д. Современная парламентская дипломатия характеризуется также усилением участия парламентов сотрудничающих государств в принятии решений на всех уровнях, как национальном, так и международном.
Так, Государственная Дума Российской Федерации имеет право заключать договоры о межпарламентском сотрудничестве с парламентами любых других государств. В рамках этих соглашений Государственная Дума Российской Федерации может принимать программы сотрудничества с зарубежными парламентами, устанавливать состав делегаций, регламентировать деятельность данных делегаций совместно с Советом Федерации.
Мировые тенденции, направленные на расширение деятельности международных межпарламентских организаций, разработка регулирующих межпарламентское сотрудничество правовых основ, постоянно растущая вовлеченность парламентов сотрудничающих государств в процессы принятия глобальных решений - все это говорит о необходимости дальнейшей эволюции межпарламентского сотрудничества, как важного фактора развития государства.
В связи с этим парламентская дипломатия становится главным инструментом повышения эффективности международного взаимодействия и проведение подобного рода международных конференций способствует созданию между российскими и их зарубежными коллегами хороших и доверительных отношений.
С вступительным словом на конференции выступил Мельников Иван Иванович, первый заместитель Председателя Государственной Думы и отметил, что конференция проходит в преддверии 27 годовщины образования Содружества Независимых Государств и за эти годы накоплен большой опыт межпарламентского сотрудничества.
Было выделено несколько уровней взаимодействия:
- на самом высоком уровне проходят встречи председателей парламентов, на которых обсуждаются самые актуальные вопросы межгосударственного, межпарламентского сотрудничества.
- следующая ступень - это двусторонние межпарламентские комиссии, которые проходят на регулярной основе и затрагивают важные аспекты двухстороннего сотрудничества;
- осуществляется сотрудничество по линии профильных комитетов;
- регулярные встречи на различных межпарламентских, международных площадках, где происходит координация позиций и обсуждение насущных вопросов.
Мельников Иван Иванович отметил важность политической составляющей межпарламентского сотрудничества. Межпартийное и межфракционное сотрудничество осуществлялось и осуществляется в разных формах. У
большинства фракций, представленных в Государственной Думе, существуют межфракционные соглашения с представителями других партий и фракций.
И.И. Мельников также подчеркнул, что конференция должна послужить активизации межфракционного, межпартийного сотрудничества партий, представленных в национальных парламентах.
Фракция КПРФ в Государственной Думе активно сотрудничает с группой объединенных левых в Европар-ламенте и с группой объединенных левых Парламентской ассамблеи Совета Европы. «Наше сотрудничество, наши встречи, обсуждение острых вопросов приводит к тому, что они лучше понимают позицию России, и при обсуждении и голосовании по острым вопросам в этих структурах поддерживают нас». Таким образом, в вопросах межфракционного сотрудничества содержится очень большой нереализованный резерв и возможности для взаимодействия.
Руководитель фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Сергей Иванович Неверов в своем выступлении отметил, что «задача межпарламентского сотрудничества - это, прежде всего, повышение уровня доверия между странами, и особенно это важно для стран СНГ. У нас очень много общего. Это не только история, экономическая связь, но и общие проблемы, которые волнуют наших граждан. Семья одного брата живет в Казахстане, другого - в Орловской области, третьего - в Молдавии, это наша данность, и мы тесно сплетены человеческими отношениями, соседскими».
В Государственной Думе немало депутатов, родившихся на территории стран бывшего Союза, стран СНГ, и, конечно же, отношения между парламентариями выходят за рамки сугубо протокольных мероприятий, потому что каждый из них представляет жителей того или иного региона, которые сталкиваются с различными жизненными ситуациями. С.И. Неверов депутат от Смоленской области, и поэтому привел в пример тесную связь региона с соседней Белоруссией.
Как представитель фракции политической партии «Единая Россия» отметил стремление к расширению межпартийного диалога, который осуществляется в первую очередь через депутатский корпус.
По его словам, парламентская демократия является важным инструментом защиты и реализации национальных интересов страны и её граждан за рубежом. В ходе большой и кропотливой работы партией «Единая Россия» были налажены устойчивые двусторонние связи с парламентскими политическими партиями постсоветского пространства, с главными политическими силами Азии, с отдельными партиями стран Европы, Африки, Латинской Америки. Такое взаимодействие закреплено более чем 50 соглашениями и протоколами о межпартийном взаимодействии и сотрудничестве.
Если говорить о странах СНГ, то такие соглашения о сотрудничестве подписаны с политическими партиями Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана. Взаимодействие с партиями-партнерами стран СНГ происходит в формате евразийского интеграционного проекта. В рамках этого важнейшего направления налажено проведение на постоянной основе ряда совместных инициатив.
Продолжила выступление на конференции председатель Партии социалистов Республики Молдова Гре-чаный Зинаида Петровна.
«Республика Молдова стала одной из одиннадцати стран, подписавших 21 декабря 1991 года Алма-
Клевцова Я. В.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Атинскую декларацию о целях и принципах содружества, в 1994 году ратифицировали, а в 2011 году Молдова стала участником зоны свободной экономической торговли.
Партия социалистов в лице нынешнего ее лидера, тогда бывшего председателя Партии социалистов еще в июне 2014 года заключала договор о сотрудничестве с партий «Справедливая Россия», а в июне 2017 года заключили соглашение с партией «Единая Россия», подписали это соглашение и Серей Иванович, Дмитрий Анатольевич Медведев и Сергей Михайлович Миронов, для нас это очень важно».
Зинаида Петровна подчеркнула, что сотрудничество с различными партиями других стран основано на сбалансированной внешней политике республики Молдова. Они считают недопустимым дружить с кем-то против кого-то, и эту позицию разделяет абсолютное большинство граждан Молдовы. «Этот принцип крайне важен сегодня, когда, к сожалению, другие внешние силы пытаются втянуть нашу страну в блок НАТО». Данную позицию разделяет и Президент Республики Молдова.
В заключение она отметила, что межпартийное сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств это лишь небольшая часть того большого процесса взаимодействия двух стран России и Молдавии на всех уровнях.
«Искренне надеюсь, что мы все вместе, вот сегодняшняя Конференция поможет и будет способствовать именно тому, чтобы мы ещё больше объединились в решении тех вопросов и тех вызовов, которые стоят для наших стран, и то, что, мы считаем, нужно сделать, чтобы защитить наши страны.»
Руководитель фракции Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе Миронов Сергей Михайлович сказал, что страны СНГ уже взаимодействуют с разной степенью интенсивностью в целом ряде межпарламентских форматов евразийского пространства. Среди них Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Парламентская ассамблея ОДКБ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества.
Он считает, что сотрудничество парламентариев, представителей различных партий в рамках межпарламентских структур способно внести намного более существенный вклад в гармонизацию евразийского пространства.
Зачастую, на партийную парламентскую дипломатию смотрят, как на вспомогательный инструмент во внешней политике. Между тем, это совершенно не так. Парламентарии, представители политических партий, как никто понимают проблемы и знают чаяния людей.
Поэтому Сергей Михайлович отмечает, что на парламентариях лежит особая ответственность за защиту прав и интересов наших сограждан на национальном и международном уровнях. Среди них наиболее актуальными являются обеспечение экономических, трудовых, электоральных прав, право на национальную идентичность, родной язык и культуру.
Евразийский макрорегион должен стать образцом соблюдения самых высоких стандартов в области прав человек.
Представители «Справедливой России» являются активными участниками таких межпартийных и межпарламентских форматов как Межпарламентский со-
юз, Международная конференция азиатских политических партий и уникальной площадки международного взаимодействия левых сил «Социалистический интернационал», полноправными членами которого являются в том числе и представленные здесь партии из наших дружеских братских стран.
Заместитель руководителя фракции «Нур Отан» Мажилиса Парламента Казахстана Базарбаеву Аскару Ермурзаевичу отметил, что:
«В отношении глобального межпарламентского фракционного сотрудничества на сегодня установлено прямое взаимодействие между Мажилисом и Государственной Думой. А депутатский корпус плодотворно сотрудничает в рамках мероприятий межпарламентских ассамблей государств - участников СНГ, ОДКБ и Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.
Ярким опытом двустороннего сотрудничества является взаимодействие партии «Нур Отан» и всероссийской политической партии фракция «Единая Россия», которых объединяет центристская идеология и ценности закреплённые, как в доктрине казахской партии, так и в официальной платформе единоросов.
Двухстороннее сотрудничество осуществляется в рамках соглашения о взаимодействии, подписанного в 2015 году. Аскар Ермурзаевич отметил, что конференция, безусловно, значима и полезна для стран-участников в плане обмена опытом и выработки новых путей развития межфракционных связей. В качестве предложений для будущей совместной работы он полагает целесообразным рассмотреть возможность проведения совместных заседаний фракций политических партий государств СНГ в целях обсуждения социальных проблем, характерных для многих экономик.
Речь идёт о проблемах в сфере здравоохранения, образования, формализации занятости. Например, фракции могли бы также сотрудничать и при рассмотрении модельных законов, принимаемых в рамках Содружества. В заключении он спрогнозировал, что подобного рода мероприятия увеличат возможности для последовательной выработки совместных форм и методов работы, и «что настоящая конференция придаст импульс дальнейшему развитию межфракционного сотрудничества наших партий».
Продолжая тему общей проблематики, заместитель председателя Национального Собрания Республики Армения, депутат фракции Мелкумян Микаел Сергеевич отметил, что в странах с общими экономическими условиями необходимо установить соответствие между существующими подходами и вопросами в Евразийском экономическом союзе, такими как преодоление бедности и безработицы, защита инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса, услуги высокого качества и другие вопросы.
Руководитель парламентской фракции Социал-демократической партии Киргизии Жогорку Кенеша Киргизской Республики Оморкулову Исе Шейшенкуло-вичу поднял вопрос терроризма. «Здесь необходима унификация законопроектов, мы должны четко регламентировать национальные законопроекты для борьбы с терроризмом, который сегодня буквально является трансграничной проблемой, потому что носит как региональный так и глобальный характер».
Интересным также представляется выступление руководителя фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Геннадия Андреевича Зюганова, который при раскрытии суще-
Социально-политические науки
12019
ствующих проблем выделил современные критерии конкурентоспособности на международной арене.
По его словам, для того, чтобы конкурировать в современном мире, надо иметь за плечами минимум 200 миллионов человек, согласных работать по общим правилам, общим законам и двигаться в общем направлении.
Упомянув послание Президента Российской Федерации, Геннадий Андреевич выделил следующие важнейшие задачи, стоящие перед Российской Федерацией: «выйти на мировые темпы, 3,5 процента, победить бедность, что принципиально важно, у нас 57 процентов или уже бедного, или полунищего населения. И третья задача - прорваться в суперсовременных технологиях.
В ближайшее время для нас с вами встанут три задачи: иметь качественное образование и науку, иначе мы продуем всё подряд. Китайцы за десять лет увеличили объём производства на 101 процент, мы на 4, американцы на 16. Второе: 20 процентов населения обеспечат развитие мировой экономики, 80 будут мыкаться и искать себе работу. И третье: лимитировать техсырьё. 30 процентов стратегического сырья находится на территории Российской Федерации. Если мы с вами складываем потенциалы, мы конкурентны, мы можем уверенно смотреть в будущее и быть в безопасности».
Таким образом, на конференции выступили 20 спикеров, каждый из которых отметил важность межпарламентского и межфракционного взаимодействия, необходимость развития данного направления для преодоления внутригосударственных проблем и установления дружеских отношений между парламентами стран-участников.
Завершая конференцию, Леонид Иванович Калашников - председатель комитета по делам СНГ в Государственной Думе отметил, что «многих вы здесь видите впервые, и Приднестровье, и Молдова, и Южная Осетия, и Абхазия, и Грузия сегодня впервые за одним столом, это не значит, что собрались единомышленники, но у нас есть сегодня база для разговора». Он подчеркнул важность проведения подобного рода международных конференций, на которых вырабатываются общие политические, парламентские подходы по тем вопросам, которые объединяют участников сотрудничества, поддержал инициативу Белоруссии о создании площадки или совета для функционирования межпарламентского сотрудничества в рамках СНГ на постоянной основе и идею о проведении международной конференции в следующем году.
В заключении статьи приведем выступление заместителя Председателя Верховного Совета Приднестровья, председателя партии «Обновление» Антюфеевой Галине Михайловне, которая указала, «что сегодня, когда вся система международных отношений и международного права переживает тяжёлый кризис, когда отдельные западные политики государств вновь исповедуют курс на разобщение государств, народов, возникает острая потребность сохранения уже существующих каналов коммуникаций, одним из которых, несомненно, является диалог между парламентариями. И, конечно, время диктует создание и поиск каких-то новых форм взаимодействия и общения». Присоединилась к мнению, что проводимая международная конференция уникальна и способствует укреплению механизмов взаимодействия между странами-участниками.
Галина Михайловна отметила, что «иногда один человек может повернуть ход целой истории, а здесь представители всех государств: парламентарии, руко-
водители партий, которые могут сделать всё для того, чтобы укрепить взаимодействие между странами» и установить партнёрские отношения и стабильные дипломатические связи на постсоветском пространстве.
Таким образом, проведенная международная конференция подчеркнула всю важность и перспективность межпарламентского сотрудничества, способствующего укреплению дипломатических отношений и установлению дружеских контактов не только между парламентами и отдельно взятыми парламентариями, но и между странами в целом.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что несмотря на активное использование института межпарламентского сотрудничества и фиксации данного понятия в нормативных правовых актах, отсутствует легальное и даже устоявшееся определение, зачастую используется смежная терминология сотрудничества, например, в области внешней политики, экономического, культурного и антитеррористического сотрудничества.
В связи с чем автором предлагается собственное определение.
Межпарламентское сотрудничество - основанная на нормах права парламентская деятельность в сфере международного сотрудничества между парламентами иностранных государств и в сфере внутригосударственного взаимодействия между федеральным парламентом и парламентами субъектов, направленная на развитие дипломатических связей, установления дружеских отношений и партнерских контактов, в целях разрешения международных и межрегиональных проблем.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,44%.
Список литературы:
1. Булаков О. Н., Рязанцев И. Н. Парламентское право России: Курс лекций / под ред. О. Н. Булакова. - М.: Юс-тицинформ, 2007.
2. Виноградова А. А. Межпарламентские институты: критерии, классификации, сравнительный анализ // Сравнительный анализ концепций и институтов. - 2011. - № 4.
3. Межпарламентская дипломатия // Международное сотрудничество. - 17.12.2012. - №58(472).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью: Международная конференция: «Роль взаимодействия фракций политических партий и блоков в межпарламентском сотрудничестве стран СНГ» Клевцовой Я. В. Данная статья представляет обзор международной конференции Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками на тему: «Роль взаимодействия фракций политических партий и блоков в межпарламентском сотрудничестве стран СНГ».
Предметом исследования является межпарламентское сотрудничество Российской Федерации с парламентами стран постсоветского пространства. В статье представлены различные выступления спикеров конференции. Приведено описание основных форм взаимодействия, а также в статье представлено авторское определение термина «межпарламентское сотрудничество».
Научная статья написана на актуальную тему, на основе анализа данных последней конференции в данной области, проведенной в ноябре 2018 года. Статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации. д.ф.н., доцент Орлова Ирина Викторовна