Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УЧАСТИЕ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УЧАСТИЕ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
317
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Надёжин Андрей Дмитриевич

Цель исследования. В статье анализируются место и роль законодательных органов Федерального собрания Российской Федерации в системе международного межпарламентского сотрудничества. Исследуется политико-правовой механизм взаимодействие государств в рамках межпарламентских институтов на современном этапе. Целью данного исследования является комплексное рассмотрение значения парламентской дипломатии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в системе международных отношений Российской Федерации. Это существенно для определения вектора политики государства по реализации сотрудничества законодательных органов разных стран, так же значительное внимание уделено деятельности законодательных органов России в международных межпарламентских организаций и их участия в международном интеграционном процессе. Выводы. По итогам проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что межпарламентское международное сотрудничество является важным фактором развития межгосударственных отношений выполняя функции представительной дипломатии. Данная политика успешно реализуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, не только в рамках двусторонних контактов, но и в контексте развития взаимодействий между государствами в рамках межпарламентских объединений регионального и международного формата, что имеют немаловажное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL INTER-PARLIAMENTARY COOPERATION OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND PARTICIPATION IN INTER-PARLIAMENTARY ASSOCIATIONS

The purpose of the research. The article analyzes the place and role of the legislative bodies of the Federal Assembly of the Russian Federation in the system of international inter-parliamentary cooperation. The article examines the political and legal mechanism of interaction between states within the framework of inter-parliamentary institutions at the present stage. The purpose of this study is to comprehensively consider the importance of parliamentary diplomacy of the Federation Council and the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation in the system of international relations of the Russian Federation. This is essential for determining the vector of state policy on the implementation of cooperation between the legislative bodies of different countries, as much attention is paid to the activities of the legislative bodies of Russia in international inter-parliamentary organizations and their participation in the international integration process. Results. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion that inter-parliamentary international cooperation is an important factor in the development of interstate relations, performing the functions of representative diplomacy. This policy is being successfully implemented by the Federation Council and the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, not only within the framework of bilateral contacts, but also in the context of the development of interactions between states within the framework of inter-parliamentary associations of a regional and international format, which are of no small importance.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УЧАСТИЕ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

07.00.15 История международных отношений и внешней политики

History of Foreign Affairs and External Policy

DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-86-90

Международное межпарламентское сотрудничество Федерального Собрания Российской Федерации и участие в межпарламентских объединениях

©Андрей Дмитриевич Надёжин

Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), г. Казань, Российская Федерация e-mail: andrey695@list.ru

Аннотация. Цель исследования. В статье анализируются место и роль законодательных органов Федерального собрания Российской Федерации в системе международного межпарламентского сотрудничества. Исследуется политико-правовой механизм взаимодействие государств в рамках межпарламентских институтов на современном этапе. Целью данного исследования является комплексное рассмотрение значения парламентской дипломатии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в системе международных отношений Российской Федерации. Это существенно для определения вектора политики государства по реализации сотрудничества законодательных органов разных стран, так же значительное внимание уделено деятельности законодательных органов России в международных межпарламентских организаций и их участия в международном интеграционном процессе. Выводы. По итогам проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что межпарламентское международное сотрудничество является важным фактором развития межгосударственных отношений выполняя функции представительной дипломатии. Данная политика успешно реализуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, не только в рамках двусторонних контактов, но и в контексте развития взаимодействий между государствами в рамках межпарламентских объединений регионального и международного формата, что имеют немаловажное значение.

Ключевые слова: международное сотрудничество; парламентаризм; международные организации; Федеральное Собрание; межпарламентские институты; законодательные органы власти; эффективность; международная интеграция.

DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-86-90

International Inter-Parliamentary Cooperation of the Federal Assembly of the Russian Federation and Participation in Inter-Parliamentary Associations

©Andrey D. Nadezhin

Kazan Federal University (KFU), Kazan, Russian Federation e-mail: andrey695@list.ru

Abstract. The purpose of the research. The article analyzes the place and role of the legislative bodies of the Federal Assembly of the Russian Federation in the system of international inter-parliamentary cooperation. The article examines the political and legal mechanism of interaction between states within the framework of inter-parliamentary institutions at the present stage. The purpose of this study is to comprehensively consider the importance of parliamentary diplomacy of the Federation Council

МЕЖДУНАРОДНОЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УЧАСТИЕ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

and the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation in the system of international relations of the Russian Federation. This is essential for determining the vector of state policy on the implementation of cooperation between the legislative bodies of different countries, as much attention is paid to the activities of the legislative bodies of Russia in international inter-parliamentary organizations and their participation in the international integration process. Results. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion that inter-parliamentary international cooperation is an important factor in the development of interstate relations, performing the functions of representative diplomacy. This policy is being successfully implemented by the Federation Council and the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, not only within the framework of bilateral contacts, but also in the context of the development of interactions between states within the framework of inter-parliamentary associations of a regional and international format, which are of no small importance. Key words: international cooperation; parliamentarism; international organizations; Federal Assembly; inter-parliamentary institutions; legislative authorities; efficiency; international integration.

r

FOR CITATION: Nadezhin A. D. International Inter-Parliamentary Cooperation of the Federal Assembly of the Russian Federation and Participation in Inter-Parliamentary Associations // HISTORY AND MODERN PERSPECTIVES. 2021. Vol. 3. №4. P. 86-90. (in Russ.) DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-86-90 V_J

ВВЕДЕНИЕ

Межпарламентские организации представляют особый вид международных объединений, создаваемых по меньшей мере двумя государствами - участниками или иными субъектами международного права, имеющие цели, определенные компетенции и постояннодействующие органы, которые утверждены входящими в их состав парламентариями. Данные организации играю значительную роль в современных международных отношениях, содействуют развитию конструктивного сотрудничества законодательных (представительных) органов многих государств мира1.

Появление первой международной парламентской организации произошло в последние годы XIX века. К середине ХХ века существовало несколько подобных организаций, которые работали над решением проблем, позволяющих совершенствовать деятельность, предполагающую межпарламентское сотрудничество. К таким может быть отнесена «Парламентская ассоциация (Британского) сообщества», «Ассоциация ген-секретарей парламентов», «Международная комиссия по истории представительных и парламентских институтов». Вскоре после окончания Второй Мировой войны, активизировался процесс становления международных организаций, объединяющих законодательные органы государств2. На сегодняшний день количество межпарламентских организаций, которые зарегистрированы официально, превышает 70-ти.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ ПОВЕСТКЕ

Российская Федерация в рамках международного межпарламентского сотрудничества, действует с учетом опыта представительных (законодательных) органов власти. Ее деятельность проходит в рамках российской Конституции. При этом во главе угла находится верховенство закона. Первостепенную значимость имеют: гласность, добровольность, равенство. С зарубежными представительными (законодательными) органами власти поддерживаются партнерские связи, распространяющиеся на региональные парламентские организации международного уровня.

1 Cofelice A. The Parliamentary Assembly of the Mediterranean and Its Contribution to Democracy Promotion and Crisis Management // The Hague Journal of Diplomacy. 2016. Vol. 11. No. 2-3. P. 292-310. DOI: https://doi.org/10.1163/1871191X-12341331.

2 Rusk D. Parliamentary Diplomacy - Debate vs. Negotiation // World Affairs Interpreter. - 1955. - V. 26. -№ 2.

К настоящему времени в межпарламентских связях роль парламентской дипломатии возрастает. Утвержденная концепция, определяющая внешнюю политику РФ, предусматривает, что работа, позволяющая законодательно обеспечивать внешнеполитический курс страны, выполнению ею обязательств, принятых на международном уровне, осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума. Парламентская дипломатия также обеспечивается их деятельностью3.

Деятельность представительных органов власти реализуется в соответствии с нормативно-правовыми нормами. Важным значением для институтов парламентской дипломатии являются постановления, принятые Федеральным Собранием, делающие акцент на том, что Россия, сохраняя традиции дипломатии парламентов, пользуется инструментами, относящимися к «мягко силе»4.

Вопрос международного парламентского сотрудничества поднимался многими исследователями, имеющими разные взгляды на базис, который составляет данное взаимодействие законодательных органов власти. Ряд авторов, трактуя сотрудничество между парламентами, определяют его в качестве деятельности таких институтов, как межпарламентские организации и парламентские ассамблеи международных организаций, а также взаимодействия различных стран в рамках данных объединений5.

Частью научного сообщества, занимающимся парламентским правом, данное явление рассматривается более широко: некоторые авторы анализируют исследование сотрудничества на межпарламентском уровне как международно-правовую деятельность, выполняемую в Российской Федерации как Федеральным Собранием, так и иными уполномоченными внешнеполитическими ведомствами6.

К примеру, Совместная декларация, которую приняли Россия и Турция в Анкере 6 декабря 2004 года, подтверждает, что

3 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 П. 101. (дата обращения: 21.02.2021).

4 Савёлов О. П. «Парламентское измерение», которого нам не хватает. Когда и на каких условиях Россия вернется в ПАСЕ // Россия и Совет Европы: 20 лет вместе на защите прав человека: сборник материалов круглого стола, посвященного Международному дню прав человека / под ред. С. А. Глотова. - М., 2017. - С. 244-253.

5 Виноградова А. А. Межпарламентские институты: критерии, классификации, сравнительный анализ // Сравнительный анализ концепций и институтов. - 2011. - № 4. - С. 3-12.

6 Булаков О. Н., Рязанцев И. Н. Парламентское право России: Курс лек-

ций // под ред. О. Н. Булакова. - М.: Юстицинформ, 2007. - 296 с.

Т. 3. № 4. 2021

История и современное мировоззрение

87

сотрудничество на межпарламентском, межведомственном уровнях, совместная деятельность МИДов и советов, занимающихся безопасностью, России и Турции - это неотъемлемая часть партнерства обеих сторон на стратегическом уровне7.

Так же и на постсоветском пространстве осуществляется региональная политика по укреплению межпарламентских связей. Решение Совета руководителей государств СНГ, определяющее Концепцию развития СНГ и основные мероприятия, обеспечивающие ее реализацию, парламентское сотрудничество определяет, как работу, позволяющую обеспечивать интеграционное углубление, сближение. Оно позволяет обеспечивать гармонию экономик, национальных законодательных актов, направленных на обеспечение защиты гражданских прав, и подготовку Межпарламентской Ассамблеей ряда нормативно-правовых актов, которые далее должны приниматься на законодательном уровне государствами, участвующими в данном процессе8.

Палаты Федерального Собрания обладают законодательными возможностями при формировании договоров международного уровня, содержащихся в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» (принят15 июля 1995 года)9.

Российская нормативно-правовая база в наиболее полной форме отражает понятие «Межпарламентского сотрудничества» в качестве одного из видов сотрудничества на международном уровне, отраженного регламентами. Она включает в себя конкретно изложенное понятие о межпарламентском сотрудничестве, как о разновидности сотрудничества парламентов. Его определяют регламенты Совета Федерации и Государственной Думы.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Представительные (законодательные) органы власти государств, выступающие в объединении как независимые организации, представляют собой механизмы, обеспечивающие консолидацию тех или иных стран, одновременно представляют собой емкие рабочие группы, выполняющие разработку в наибольшей степени приоритетных сферах сотрудничества.

В наибольшей степени крупным межпарламентским объединением в существующих в настоящее время международных отношениях является Межпарламентский союз (МСП), одна из старейших международных организаций, которая берет своё начало с 1889 года. Он включает представительные (законодательные) органы многих стран мира. А в 2017 году, впервые состоялось ежегодное собрание Союза в Российской Федерации, в городе Санкт-Петербург.

Исследование практики межпарламентского сотрудничества показывает, что члены палат российского парламента активно принимают участие в межпарламентских организация, которые имеют первоочередный приоритет для внешнеполитической деятельности России. На постсоветском пространстве в парламентских ассамблеях, являющихся приоритетными, роль председателей выпол-

7 Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Принята в г. Анкара06.12.2004. [Электронный ресурс] // URL: http://www. http://www.kremlin.ru/supplement/3933 (дата обращения: 01.03.2021).

8 О Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и плане основных мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс] // URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18763 (дата обращения: 21.02.2021).

9 О международных договорах Российской Федерации от 15.07.1995 N 101-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_7258 (дата обращения: 21.02.2021).

няют спикеры каждой палаты Федерального Собрания. Председателем совета Межпарламентской ассамблеи СНГ в 2019 году была вновь избрана Валентина Матвиенко. Вячеслав Володин в 2016 году избран Председателем Парламентской ассамблеи ОДКБ10.

У парламентской дипломатии РФ присутствует значительная степень потенциала, использующегося как действенный инструмент, обеспечивающий комплексное укрепление и совершенствование СНГ в качестве межгосударственной организации региона и повышающий значение Союза Независимых Государств, а также его влияние в мире11. Такую же значимую степень имеет и Парламентское российско-белорусское Собрание.

Парламентарии стран БРИКС для своего взаимодействия активно пользуются международными межпарламентскими организациями. Государствами участниками с традиционной регулярностью проводятся встречи в рамках мероприятий, предусмотренных Межпарламентским союзом. В повестке дня БРИКС вопрос формализации парламентской дипломатии появился в 2015 году. Тогда Россией было инициировано объединение «парламентского измерения». Российской Федерацией был организован особый форум парламента, для государств, участников БРИКС. Итогами саммита лидеров БРИКС под председательством ЮАР стало обсуждение перспектив организации парламентского форума12.

Существенное влияние на преобразование межпарламентских связей РФ было оказано Украинским кризисом (2014-2017 гг.). Так драматические события в середине 2014 года привели к тому, что активное лоббирование антироссийского меньшинства в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) ограничило права российской делегации до такой степени, что было признано сомнительным ее последующее пребывание в парламенте. Ситуация изменилась в 2019 году, после полного восстановления прав делегации РФ. Принятые антироссийские решения не обеспечивали серьезные практические последствия (характер решений ПАСЕ - консультативный), однако широкая огласка по традиции приносит определенную долю политического ущерба.

С 2014 года двусторонние парламентские контакты стали приоритетным направлением межпарламентского сотрудничества со странами Европы, прежде всего в то время, когда Россия прекращала свою деятельность в ПАСЕ. Одновременно происходило существенное углубление географии таких связей, происходило активное развитие взаимодействий с Латиноамериканскими государствами, Китаем, странами Арабского региона, в том числе, с Ираном13.

Федеральное Собрание России принимает участие в деятельности 16 межпарламентских организациях, в двух объединениях является ассоциированным членом, в четырех - наблюдателем.

10 Валентина Матвиенко: В МПА СНГ мы прилагаем много усилий для создания единого правового пространства на территории Содружества // Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. URL https://iacis.ru/novosti/parlamenti/valentina_matvienko_v_mpa_ sng_mi_prilagaem_mnogo_usilij_dlya_sozdaniya_edinogo_pravovogo_ prostranstva_na_territorii_sodruzhestva (дата обращения: 15.10.2020).

11 Косачёв К.И. Парламентская дипломатия в многополярном мире // Диалог: политика, право, экономика. 2017. № 1(4). С. 26-32.

12 Mbete's plan to launch Brics Parliamentary Forum gets the nod // The Citizen [Электронныйресурс]. URL: https://citizen.co.za/news/south-africa/2024335/mbetes-plan-to-launch-brics-parliamentary-forum-getsthe-nod/ (дата обращения: 08.08.2019).

13 Комитет СФ по международным делам провел слушания, посвященные возможностям парламентской дипломатии для обеспечения общеевропейского сотрудничества // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// council.gov.ru/events/news/56844 (дата обращения: 15.02.2021).

МЕЖДУНАРОДНОЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УЧАСТИЕ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Международными парламентскими организациями, с которыми взаимодействует Федеральное Собрание Российской Федерации, относят14

- Азиатскую Парламентскую Ассамблею (АПА);

- Азиатско-Тихоокеанский парламентский Форум (АТПФ);

- Комитет парламентского сотрудничества «Россия - Европейский союз»;

- Конференцию парламентариев, входящих в состав Баренцева региона (КПБР);

- Межпарламентскую Ассамблею государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ);

- Межпарламентскую ассамблею Православия (МАП);

- Межпарламентскую ассамблею стран АСЕАН (АИПА);

- Межпарламентский Союз (МПС);

- Парламентскую ассамблею Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ);

- Парламентскую ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ);

- Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ);

- Парламентскую ассамблею Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС);

- Парламентскую конференцию Балтийского моря (ПКБМ);

- Парламентское Собрание Союза Беларуси и России (ПС СБР);

- Постоянный комитет парламентариев Арктического региона, Конференция парламентариев Арктического региона (ПКПАР);

- Северный Совет (СС).

14 Межпарламентская деятельность// Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// council.gov.ru/activity/crosswork/ (дата обращения: 15.02.2021).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Булаков О. Н., Рязанцев И. Н. Парламентское право России: Курс лекций // под ред. О. Н. Булакова. - М.: Юстицинформ, 2007. - 296 с.

2. Валентина Матвиенко: В МПА СНГ мы прилагаем много усилий для создания единого правового пространства на территории Содружества // Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. URL https://iacis.ru/novosti/parlamenti/valentina_matvienko_v_mpa_sng_ mi_prilagaem_mnogo_usilij_dlya_sozdaniya_edinogo_pravovogo_ prostranstva_na_territorii_sodruzhestva (дата обращения: 15.10.2020)

3. Виноградова А. А. Межпарламентские институты: критерии, классификации, сравнительный анализ // Сравнительный анализ концепций и институтов. - 2011. - № 4. - С. 3-12.

4. Евро-атлантическая и европейская безопасность // Вестник МПА. - 2011. - № 1 (57). - С. 51-70.

5. Комитет СФ по международным делам провел слушания, посвященные возможностям парламентской дипломатии для обеспечения общеевропейского сотрудничества // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// council.gov.ru/events/news/56844 (цата обращения: 15.02.2021).

6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.mid.ru/foreign_ policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/2542248 П. 101. (дата обращения: 21.02.2021)

7. Косачёв К.И. Парламентская дипломатия в многополярном мире // Диалог: политика, право, экономика. 2017. № 1(4). С. 26-32.

8. Межпарламентская деятельность// Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// council.gov.ru/activity/crosswork/ (дата обращения: 15.02.2021)

9. О Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и плане основных мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс] // URL: http://www.cis.minsk.by/page. php?id=18763 (дата обращения: 21.02.2021).

ВЫВОДЫ

Подводя итог вышеизложенному, можно определить следующие выводы:

- межпарламентское международное сотрудничество является важным фактором развития межгосударственных отношений выполняя функции представительной дипломатии;

- важнейшим актором реализации внешней политики в России по межпарламентскому сотрудничеству является Федеральное Собрание РФ, в частности её палаты - Совет Федерации и Государственная Дума;

- необходимо развивать сотрудничество между представительными органами государств не только в пределах двусторонних контактов, но и в рамках межпарламентских объединений регионального и международного формата;

- стратегически важным является поддержание межпарламентского взаимодействия в международных организациях таких как Межпарламентский союз, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ и Парламентская ассамблея Совета Европы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время происходит процесс дальнейшего формирования международного межпарламентского сотрудничества. Накапливается опыт, позволяющий регулировать политические вызовы, как в глобальных, так и в региональных, и локальных масштабах. Критериями эффективности политико-дипломатической деятельности Федерального Собрания РФ на мировой арене выступают уровень, обеспечивающий внешние приоритеты России, выражающийся в обеспечении более приемлемых условий, требующихся внутреннему развитию страны, позволяющих проводить модернизацию национально экономики, повышать ее конкурентную способность, способствовать развитию демократии в правовом государстве.

REFERENCES:

1. Bulakov O. N., Ryazantsev I. N. Parliamentary law of Russia: A course

of lectures // ed. O. N. Bulakova. - M .: Yustitsinform, 2007 .- 296 p. 1. Valentina Matvienko: In the IPA CIS, we are making a lot of efforts to create a single legal space on the territory of the Commonwealth // Interparliamentary Assembly of Member States of the Commonwealth of Independent States [Electronic resource]. URL https://iacis.ru/novosti/ parlamenti/valentina_matvienko_v_mpa_sng_mi_prilagaem_mnogo_ usilij_dlya_sozdaniya_edinogo_pravovogo_prostranstva_na_territorii_ sodruzhestva.2020 (date accessed: 15.10.21).

3. Vinogradova A.A. Inter-parliamentary institutions: criteria, classifications, comparative analysis // Comparative analysis of concepts and institutions. - 2011. - No. 4. - S. 3-12.

4. Euro-Atlantic and European security // Bulletin of the IPA. - 2011. - No. 1 (57). - S. 51-70.

5. The Federation Council Committee on International Affairs held hearings on the possibilities of parliamentary diplomacy to ensure pan-European cooperation // Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http:// council.gov.ru/events/news/56844 (date accessed: 15.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The concept of the foreign policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on November 30, 2016) [Electronic resource] // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29 / content / id / 2542248 Clause 101. (date accessed: 21.02.2021).

7. Kosachev K. I. Parliamentary diplomacy in a multipolar world // Dialogue: politics, law, economics. 2017. No. 1 (4). S. 26-32.

8. Inter-parliamentary activity // Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http:// council.gov.ru/activity/crosswork/ (date accessed: 15.02.2021).

9. The Concept of further development of the Commonwealth of Independent States and the plan of the main measures for its implementation [Electronic resource] // URL: http://www.cis.minsk.by/ page.php?id=18763 (date of access: 21.02.2021).

Т. 3. № 4. 2021

История и современное мировоззрение

89

10. О международных договорах Российской Федерации от 15.07.1995 N 101-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_7258 (дата обращения: 21.02.2021).

11. Савёлов О. П. «Парламентское измерение», которого нам не хватает. Когда и на каких условиях Россия вернется в ПАСЕ // Россия и Совет Европы: 20 лет вместе на защите прав человека: сборник материалов круглого стола, посвященного Международному дню прав человека / под ред. С. А. Глотова. - М., 2017. - С. 244-253.

12. Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Принята в г. Анкара 06.12.2004. [Электронный ресурс] // URL: http://www. http://www.kremlin.ru/supplement/3933 (дата обращения: 01.03.2021).

13. Cofelice A. The Parliamentary Assembly of the Mediterranean and Its Contribution to Democracy Promotion and Crisis Management // The Hague Journal of Diplomacy. 2016. Vol. 11. No. 2-3. P. 292-310. DOI: https://doi.org/10.1163/1871191X-12341331.

14. Mbete's plan to launch Brics Parliamentary Forum gets the nod // The Citizen [Электронный ресурс]. URL: https://citizen.co.za/news/south-africa/2024335/mbetes-plan-to-launch-brics-parliamentary-forum-getsthe-nod/ (дата обращения: 08.08.2019)

15. RuskD. Parliamentary Diplomacy - Debate vs. Negotiation // World Affairs Interpreter. - 1955. - V. 26. - № 2.

10. International treaties of the Russian Federation of 15.07.1995 N 101-FZ [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7258 (date of access: 21.02.2021).

11. Savyolov O. P. «Parliamentary dimension», which we lack. When and under what conditions Russia will return to PACE // Russia and the Council of Europe: 20 years together in the defense of human rights: a collection of materials from a round table dedicated to International Human Rights Day / ed. S. A. Glotova. - M., 2017. - S. 244-253.

12. The Declaration on deepening friendship and multifaceted partnership between the Russian Federation and the Republic of Turkey. Adopted in Ankara on 06.12.2004. [Electronic resource] // URL: http: // www.http://www.kremlin.ru/supplement/3933 (date accessed: 03/01/2021).

13. Cofelice A. The Parliamentary Assembly of the Mediterranean and Its Contribution to Democracy Promotion and Crisis Management // The Hague Journal of Diplomacy. 2016. Vol. 11. No. 2-3. P. 292-310. DOI: https://doi.org/10.1163/1871191X-12341331.

14. Mbete's plan to launch Brics Parliamentary Forum gets the nod // The Citizen [Электронный ресурс]. URL: https://citizen.co.za/news/south-africa/2024335/mbetes-plan-to-launch-brics-parliamentary-forum-getsthe-nod/ (дата обращения: 08.08.2019)

15. RuskD. Parliamentary Diplomacy - Debate vs. Negotiation // World Affairs Interpreter. - 1955. - V. 26. - № 2.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность - 81,17%.

Рецензент: ПеньковцевР. В., кандидат исторических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета.

Статья поступила в редакцию 03.10.2021, принята к публикации 23.10.2021 The article was received on 03.10.2021, accepted for publication 23.10.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Надёжин Андрей Дмитриевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), г. Казань, Российская Федерация, e-mail: andrey695@list.ru

ABOUT THEAUTHOR

Andrey D. Nadezhin, Kazan Federal University (KFU), Kazan, Russian Federation, e-mail: andrey695@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.