Научная статья на тему 'МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СТРАН АСЕАН: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ'

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СТРАН АСЕАН: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
162
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / АИПА / МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / РОССИЯ / ASEAN / AIPA / INTER-PARLIAMENTARY ORGANIZATION / PARLIAMENTARY DIPLOMACY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вода Кристина Рудольфовна

В статье анализируется деятельность Межпарламентской ассамблеи стран АСЕАН (АИПА), оценивается ее значение для региональной интеграции, выявляются возможности для парламентской дипломатии России. АИПА не является парламентом АСЕАН и не имеет законодательных прав. Для России регулярное участие в Генеральной ассамблее АИПА в качестве наблюдателя имеет цель повысить присутствие и политическое влияние в Юго-Восточной Азии. Однако отсутствие полной международной правосубъектности организации и необязательный характер принимаемых решений снижают эффективность работы АИПА и уменьшают ее значение в качестве площадки для реализации российской парламентской дипломатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASEAN INTER PARLIAMENTARY ASSEMBLY: DEVELOPMENT TRENDS AND SIGNIFICANCE FOR RUSSIA

The article analyzes the activities of the ASEAN Inter-Parliamentary Assembly (AIPA), evaluates its significance for regional integration, and identifies opportunities for parliamentary diplomacy of Russia. AIPA is not the ASEAN parliament with no legislative rights. For Russia, regular participation in the AIPA General Assembly as an observer aims to increase its presence and the country's political influence in Southeast Asia. However, the lack of international legal personality of the organization and the non-binding nature of its decisions reduce the effectiveness of the AIPA's work and diminishes its importance as a platform for the implementation of Russian parliamentary diplomacy.

Текст научной работы на тему «МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СТРАН АСЕАН: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2020, Том III, № 4 (49). С. 47-59._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-3-4-49-047-059

Межпарламентская ассамблея стран АСЕАН: тенденции развития и значение для России

Вода Кристина Рудольфовна

кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН, Россия, Москва, vodakris@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2775-0875 Аннотация: В статье анализируется деятельность Межпарламентской ассамблеи стран АСЕАН (АИПА), оценивается ее значение для региональной интеграции, выявляются возможности для парламентской дипломатии России. АИПА не является парламентом АСЕАН и не имеет законодательных прав. Для России регулярное участие в Генеральной ассамблее АИПА в качестве наблюдателя имеет цель повысить присутствие и политическое влияние в Юго-Восточной Азии. Однако отсутствие полной международной правосубъектности организации и необязательный характер принимаемых решений снижают эффективность работы АИПА и уменьшают ее значение в качестве площадки для реализации российской парламентской дипломатии.

Ключевые слова: АСЕАН, АИПА, межпарламентская организация, парламентская дипломатия, Россия

ASEAN Inter Parliamentary Assembly: Development Trends and Significance for Russia

Kristina R. Voda

PhD of Political Science, senior researcher at the Center for Asia-Pacific Studies, IMEMO RAS, Russia, Moscow, vodakris@gmail.com. https://orcid.org/0000-0003-2775-0875

Abstract: The article analyzes the activities of the ASEAN InterParliamentary Assembly (AIPA), evaluates its significance for regional integration, and identifies opportunities for parliamentary diplomacy of Russia. AIPA is not the ASEAN parliament with no legislative rights. For Russia, regular participation in the AIPA General Assembly as an observer aims to increase its presence and the country's political influence in Southeast Asia. However, the lack of international legal personality of the organization and the non-binding nature of its decisions reduce the effectiveness of the AIPA's work and diminishes its importance as a platform for the implementation of Russian parliamentary diplomacy.

Keywords: ASEAN, AIPA, inter-parliamentary organization, parliamentary diplomacy, Russia

© Вода К.Р., 2020.

Деятельность организаций международного парламентского сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) - достаточно новый объект исследования для отечественной политологии. Несмотря на то, что региональные межпарламентские площадки имеют длительную историю существования и многочисленный состав участников, они нечасто упоминаются в российской и иностранной литературе1. Между тем, проведение и участие в международных парламентских форумах - это возможность для государств АТР, находящихся на трудном пути внедрения демократических институтов, продемонстрировать определенный уровень развития своих парламентских систем, а также опробовать парламентаризм на международной арене2.

В фокус региональных парламентских организаций попадают вопросы, имеющие первостепенную важность для АТР. Среди них: конфигурации торгово-инвестиционных режимов; сглаживание диспропорций, вызванных ускоренным экономическим ростом; вопросы мирного разрешения существующих конфликтов; реагирование на нетрадиционные угрозы безопасности; проблемы гендерного неравенства и т.д. Участники межпарламентских форумов, донося позицию своих стран по вопросам регионального развития, стремятся выработать скоординированный ответ на общие проблемы, что способствует гармонизации и сближению национальных и международной правовых систем, углублению региональных интеграционных процессов3.

С точки зрения российских внешнеполитических интересов, после введения антироссийских санкций и приостановки участия РФ в Парламентской Ассоциации Совета Европы в 2015-2019 гг. можно говорить о повышении важности для России азиатских площадок межпарламентского сотрудничества для реализации парламентской дипломатии. Делегации российского парламента на регулярной основе принимают участие в работе двух международных парламентских организаций в АТР: Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ) и Межпарламентской ассамблеи стран АСЕАН (АИПА).

В статье анализируется деятельность Межпарламентской ассамблеи стран АСЕАН (АИПА) - одного из наиболее значимых межпарламентских институтов в АТР по числу членов и характеру принимаемых решений, рассмотрены следующие вопросы: история создания АИПА, структура и принципы работы, цели и направле-

ния деятельности, роль АИПА в интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии, значение для России.

История создания АИПА

АИПА - региональная парламентская организация, созданная в 1977 г., членами которой являются 10 стран АСЕАН. Статус наблюдателей в организации имеют 11 стран, включая Россию. АИПА была учреждена в спустя 10 лет после подписания Бангкок-ской декларации об образовании АСЕАН в 1966 г. и через год после проведения первого саммита АСЕАН в индонезийском Бали в 1976 г.

Инициатива по формированию АИПА исходила от Индонезии, где в 1975 г. прошла первая встреча парламентариев пяти стран - членов АСЕАН (Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин). В ходе третьей встречи, состоявшейся в 1977 г. в филиппинской столице Маниле, был утвержден устав организации, получившей название Межпарламентская организация стран АСЕАН - АИПО (ASEAN Inter-Parliamentary Organization, AIPO). Целью АИПО провозглашалось развитие межпарламентского сотрудничества для достижения задач АСЕАН: экономического, социального и культурного развития региона, политической и экономической стабильности, разрешения противоречий и конфликтов мирными средствами.

Членство в АИПО расширялось по мере вступления в АСЕАН новых государств. Парламенты Вьетнама, Лаоса и Камбоджи вошли в состав организации в 1995 г., 1997 г. и 1999 г., соответственно. Бруней получил полное членство в АИПО в 2009 г., Мьянма - в 2011 г. Увеличение числа членов АИПО отражало растущую роль законодательных органов в политических системах стран Юго-Восточной Азии, постепенно внедрявших демократические институты и практики в государственное управление4.

В 2005 г. начата реформа АИПО с целью повышения эффективности ее работы и увеличения вклада в интеграционные процессы в АСЕАН. Реформированию подлежала структура организации, правила формирования руководящих органов, принципы взаимодействия АИПО и АСЕАН. Организация сменила свое название на Межпарламентскую ассамблею стран АСЕАН (АИПА), что было закреплено в ее Уставе в 2007 г. Кроме того, АИПА провозгласила своими новыми направлениями деятельности содействие достижению задач АСЕАН, обозначенных в документе «Видение АСЕАН

2020», и реализации трех направлений развития Сообщества АСЕАН: экономического, политического, социокультурного.

Цель деятельности АИПА - содействовать гармонизации внутренних законодательств стран - членов АСЕАН по ключевым вопросам экономического, политического развития и безопасности, тем самым способствуя углублению интеграции АСЕАН5. Задача АИПА - внести парламентский вклад в решение вопросов, представляющих интерес для стран - членов АСЕАН. В рамках комитетов, постоянных и временных рабочих групп АИПА рассматриваются такие актуальные вопросы, как реализация зоны свободной торговли АСЕАН, защита прав человека, создание единого антинаркотического законодательства, охрана окружающей среды, развитие туризма, людских ресурсов, совершенствование системы здравоохранения, социальной защиты населения и пр.

СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ АИПА

Организационная структура АИПА представлена на рис. 1

Рис. 1. Организационная структура АИПА

Высший руководящий орган АИПА - Генеральная ассамблея (ГА), созываемая один раз в год. В работе ГА принимают участие парламентские делегации из 10 стран - членов АСЕАН, возглавляемые спикером парламента или его представителем, а также делегации из стран-наблюдателей АИПА, парламентских организаций, стран - гостей устроительницы ассамблеи. Кроме того, в ГА участвуют представители секретариата АСЕАН. Председателем АИПА избирается руководитель парламента страны - устроительницы ГА. Место проведения ГА АИПА определяется на основе ротации меж-

ду членами в алфавитном порядке^. ГА выдвигает инициативы и разрабатывает рекомендации для законодательных органов стран -членов АСЕАН. При принятии решений действует принцип консенсуса. Если не удалось достичь консенсуса по какому-либо вопросу, принятие решения по нему откладывается.

Согласно правилам АИПА, численность делегации из одной страны на ГА не должна превышать 15 членов парламента, включая не менее трех женщин. Каждую делегацию возглавляет спикер парламента или его представитель. Устав АИПА не содержит положений, разъясняющих принципы отбора парламентских представителей для участия в ГА. На практике они либо назначаются спикером, либо выбираются парламентариями из своих рядов самостоятельно. В некоторых странах членство в АИПА открыто для всех политических партий, хотя доля представительства нигде четко не указана. Например, на Филиппинах спикер назначает 15 парламентариев (в том числе минимум три женщины), из которых пятеро представляют оппозиционные или не правящие политические партии6.

Руководящим органом АИПА является Исполнительный комитет, который собирается один раз в год в стране проведения ГА. Исполнительный комитет, включающий по три человека от каждого члена АИПА, разрабатывает повестку дня заседаний ГА, формирует комитеты по проработке отдельных вопросов, вырабатывает проекты резолюций и рекомендаций и следит за их исполнением, предлагает новые инициативы по работе АИПА, готовит совместное коммюнике по итогам ГА.

В настоящее время в рамках АИПА действуют семь постоянных комитетов: по политическим, экономическим, социальным, организационным вопросам, по подготовке итогового коммюнике, по развитию диалога со странами-наблюдателями, а также комитет женщин-парламентариев. В работе комитетов АИПА принимают участие представители делегаций членов АИПА (по 2-4 чел. от члена АИПА). Комитеты принимают резолюции, содержащие рекомендации для законодательных органов членов АИПА, а также для руководства стран - членов АСЕАН.

^ В 2010 г. страной-устроительницей ГА АИПА стал Вьетнам, в 2011 г. - Бруней, в 2012 г. - Камбоджа, в 2013 г. - Индонезия, в 2014 г. - Лаос, в 2015 г. - Малайзия, в 2016 г. - Мьянма, в 2017 г. - Филиппины, в 2018 г. - Сингапур, в 2019 г. - Таиланд, в 2020 г. - Вьетнам. В условиях пандемии ГА АИПА проходила в 2020 г. в виртуальном формате.

Кроме того, в последние годы создавались специальные рабочие группы, в том числе по разработке единого антинаркотического законодательства, по защите прав человека, по защите окружающей среды, по сохранению морских и прибрежных ресурсов и др.

Постоянно действующий рабочий орган АИПА - Постоянный секретариат, штаб-квартира которого расположена в столице Индонезии Джакарте. В функции Постоянного секретариата входит подготовка материалов для работы ГА, постоянных комитетов и рабочих групп, распространение резолюций, обмен информацией, контроль за исполнением принятых решений. При парламенте каждой страны - члена АИПА действует национальный секретариат АИПА, играющий роль связующего звена между АИПА и парламентом этой страны. Национальные секретариаты АИПА участвуют в обмене информацией, следят за исполнением резолюций и программ АИПА, ведают вопросами подготовки ГА.

Генеральный секретарь АИПА назначается Председателем с одобрения ГА сроком на три года. Генеральный секретарь АИПА организует работу Постоянного секретариата, доводит резолюции АИПА до парламентов стран-членов, представляет АИПА на международных парламентских конференциях, взаимодействует с органами АСЕАН, готовит проекты бюджета АИПА, составляет ежегодный отчет о работе АИПА, управляет финансами АИПА, ведает кадровыми вопросами*.

Финансирование работы Постоянного секретариата АИПА осуществляется за счет ежегодных взносов стран - членов АИПА (по 30 тыс. долл. США). Бюджет АИПА на 2019-2020 гг. составил более 400 тыс. долл. США. В ведении Постоянного секретариата АИПА находится Специальный фонд размером 50 тыс. долл. США7. Расходы на проведение ГА АИПА несет парламент страны -устроительницы ассамблеи.

Цели и направления деятельности АИПА

Цели и задачи АИПА взаимосвязаны с целями АСЕАН и направлены на содействие региональному миру, стабильности и процветанию. Согласно Уставу АИПА, они состоят в следующем:

1. Способствовать солидарности, взаимопониманию, сотрудничеству и тесным отношениям между парламентами стран - чле-

* В 2019 г. Генеральным секретарем АИПА была избрана Нгуен Тыон Ван, ранее занимавшая пост заместителя директора Департамента по вопросам иностранных дел Канцелярии Национального Собрания Вьетнама.

нов АСЕАН, специальными наблюдателями АИПА, наблюдателями и другими парламентскими организациями;

2. Содействовать достижению целей АСЕАН, обозначенных в Декларации АСЕАН 1967 г., в «Видении АСЕАН 2020», с учетом Балийского соглашения 2003 г., приведшего к созданию Сообщества АСЕАН, основанного на трех столпах: политическое сообщество АСЕАН (APSC), экономическое сообщество АСЕАН (AEC) и социокультурное сообщество АСЕАН (ASCC);

3. Наладить и осуществлять обмен и распространение информации, а также координацию, взаимодействие и консультации с АСЕАН для внесения парламентского вклада в интеграцию АСЕАН и ознакомления населения Юго-Восточной Азии с политикой, направленной на ускорение реализации целей и задач Сообщества АСЕАН;

4. Изучать, обсуждать и предлагать решения проблем, представляющих взаимный интерес; высказывать свое мнение по этим вопросам с целью эффективного и своевременного реагирования со стороны членов АИПА;

5. Информировать все парламенты стран - членов АИПА о предпринятых шагах и прогрессе, достигнутом каждым парламентом в реализации целей и задач АИПА;

6. Продвигать принципы прав человека, демократии, мира,

о

безопасности и процветания в АСЕАН .

АИПА рассматривает парламентариев стран - членов АСЕАН в качестве «посредников между населением и исполнительной властью», считает своей задачей поощрять прямое и активное участие населения в достижении целей АСЕАН. Как указывалось в резолюции, принятой 29-й ГА АИПА в 2008 г., роль АИПА - собрания легитимных представителей народов стран - членов АСЕАН - заключается в содействии демократизации региональных институтов, продвижении и защите прав человека. Резолюция подтверждает приверженность обеспечению гендерного равенства и расширению участия и представительства женщин в парламенте, и призывает членов АИПА стремиться к демократии, которая «основана на свободно выраженной воле населения посредством открытых, прозрачных, свободных и справедливых выборов»9.

Заседания комитета женщин-парламентариев АИПА (The Women Parliamentarians of AIPA, WAIPA) проводятся ежегодно с 1988 г. на полях ГА АИПА. Целями их работы провозглашаются расширение участия женщин в АИПА, а также увеличение предста-

вительства женщин в парламентах стран - членов АСЕАН. Тематика дискуссий заседаний женщин-парламентариев охватывает такие вопросы, как вклад женщин в достижение Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, расширение участия женщин в политической жизни, учет гендерной проблематики в законотворчестве, решение проблем окружающей среды и пр.

Для ускорения гармонизации национальных законодательств стран - членов АСЕАН в 2007 г. в рамках АИПА был создан специальный Форум (AIPA Caucus). Его задачами обозначены: мониторинг выполнения резолюций АИПА; запрос отчетов у стран-членов о статусе выполнения резолюций; определение общих законодательных инициатив путем оценки существующих правовых и конституционных условий и др.

Представление странами - членами АИПА отчетов о выполнении резолюций АИПА направлено на реформирование и гармонизацию законов и политических мер, а также обмен опытом и лучшими практиками в сфере экономического и политического развития. В 2018-2020 гг. страны - члены АИПА предоставляли Исполнительному комитету отчеты по таким вопросам, как региональное сотрудничество на море, мирное разрешение конфликтов, выполнение Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; меры по борьбе с терроризмом, экстремизмом и радикализацией населения; решение проблем, вызванных изменением климата; защита детей от сексуальной эксплуатации в индустрии путешествий и туризма10.

За время своей работы АИПА приняла более 750 резолюций по широкому спектру тем: от глобальной политики до конкретных проблем, связанных с деятельностью стран - членов АСЕАН. Несмотря на то, что резолюции призваны вносить вклад в работу АСЕАН, большинство их них содержат общие положения без конкретных указаний и предложений по решению выявленных про-блем11. Кроме того, устоявшийся в АСЕАН принцип принятия и имплементации решений позволяет странам, не согласным с принятым решением, не участвовать в его внедрении либо подключиться к его реализации по мере готовности к его условиям12. Таким образом, парламенты оставляют за собой право широкого толкования принятых резолюций АИПА при их инкорпорировании в национальное законодательство. Данные обстоятельства снижают эффек-

тивность работы АИПА и уменьшают ее влияние на развитие региональной интеграции.

Роль АИПА в интеграционных процессах в ЮВА

В отличие от таких интеграционных блоков, как ЕС, Африканский союз и МЕРКОСУР, институциональная структура АСЕАН не предусматривает наличие регионального парламента. Кроме того, до сих пор в АСЕАН в полной мере отсутствует практика делегирования полномочий на наднациональный уровень, как это про-

13

исходит в ЕС с момента его основания . АИПА существует отдельно как региональная ассамблея парламентариев из 10 стран -членов АСЕАН, которой отводится роль площадки для диалога, дискуссий и консультаций.

Идея создания регионального парламента АСЕАН периодически поднималась и обсуждалась участниками АИПА. В 1980 г. на заседании ГА АИПА в Джакарте представители филиппинской делегации впервые выступили с такой инициативой. Впоследствии участники АИПА пришли к консенсусу, что учреждение парламента АСЕАН должно стать целью организации. Однако учитывая глубокие историко-культурные, социально-экономические и политические различия между странами - членами АСЕАН, было признано, что эта идея не может быть реализована в краткосрочной перспек-тиве14. Резолюцией ГА АИПА 1982 г. был учрежден рабочий комитет, в задачи которого входило изучение возможности создания парламента АСЕАН. В 1990-е гг., несмотря на регулярные обсуждения этого вопроса на заседаниях ГА АИПА, существенных подвижек в его реализации не произошло. В 2005-2006 гг. идея формирования на базе АИПА парламента АСЕАН вновь была включена в повестку дня ГА АИПА. Результатом дискуссий стала реформа организационной структуры АИПА, направленная на создание новых принципов взаимодействия с АСЕАН и внесение более активного вклада в достижение ее целей.

Характер взаимоотношений АСЕАН и АИПА определен уставными документами обеих организаций. Хартия АСЕАН содержит упоминание об АИПА как об одной из главных «ассоциированных организаций» (associated entity), а также подчеркивает роль парламентариев в формировании Сообщества АСЕАН15. В свою очередь, АИПА рассматривает АСЕАН в качестве своего «партнера». Устав АИПА включает специальный раздел, посвященный сотрудничеству с АСЕАН, предусматривающий «регуляр-

ный диалог, взаимодействие и консультации с АСЕАН для обеспечения большей согласованности и сотрудничества между правительствами стран - членов АСЕАН, национальными парламентами и заинтересованными сторонами, а также для улучшения отношений с органами АСЕАН»16.

Предпринимаются шаги для установления более тесных отношений, укрепления доверия и взаимопонимания между АСЕАН и АИПА, их руководством и органами. В 2008 г. в Таиланде состоялась первая неформальная встреча между руководителями АИПА и главами стран - членов АСЕАН, послужившая началом диалога на высоком уровне между двумя организациями. С этих пор встречи лидеров АСЕАН и АИПА проводятся ежегодно на полях саммита АСЕАН.

На 30-м саммите АСЕАН в 2017 г. президент АИПА Пантале-он Д. Альварес выступил с официальным заявлением, в котором высказал предложения для повышения эффективности реализации

17

целей и задач Сообщества АСЕАН по трем направлениям . Важной задачей для развития политического сообщества АСЕАН (APSС) названо укрепление сплоченности ассоциации для создания более

демократичного, основанного на правилах, открытого для всех со-

18

общества, разделяющего ценности умеренности и терпимости . Подтверждена значимость сохранения мира и стабильности в Южно-Китайском море, поддержка принципа разрешения споров мирными средствами на основании международного права, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., поддержка диалога между АСЕАН и Китаем19. Кроме того, для обеспечения региональной безопасности необходимо сотрудничать в противодействии преступности, незаконному обороту наркотиков, браконьерству, совместно проводить поисково-спасательные операции, уче-20

ния и т.п.

Для успешной реализации экономического сообщества АСЕАН (AEC) требуется усилить движение к созданию единого рынка и полностью устранить тарифы на все товары, произведенные в АСЕАН. В ответ на проблемы бедности и неравенства, связанные с быстрым экономическим ростом в ряде стран АСЕАН, АИПА считает необходимым принять более эффективные меры по обеспечению инклюзивного роста, устранению социального неравенства и сокращению разрывов в развитии между странами региона и внерегиональными державами. АИПА призывает АСЕАН усилить взаимодействие в развитии предпринимательства и интегри-

рования в экономическое сообщество малых и средних предприятий - ключевых драйверов будущего экономического роста в регионе21.

Развитие социокультурного сообщества АСЕАН (ASCC), по мнению руководителей АИПА, невозможно без обеспечения доступа населения образованию и совершенствованию знаний и навыков в течение всей жизни. Техническое и профессиональное обучение считается важным фактором, необходимым для развития квалифицированной и подготовленной рабочей силы в регионе. Отдельное внимание уделяется защите рабочих-мигрантов, чья численность в 2014 г. составила 14 млн чел., а денежные поступления в экономику АСЕАН оценивались в 50 млрд долл. США.

Таким образом, регулярный диалог руководителей АИПА и АСЕАН призван подтвердить вклад АИПА в деятельность АСЕАН

и донести позицию парламентской организации по ключевым во-

22

просам реализации целей и задач Сообщества АСЕАН . Как неоднократно отмечалось в АИПА, серьезной проблемой для АСЕАН, препятствующей углублению региональной интеграции, является медленная ратификация соглашений странами-членами23. В этой связи повышается значимость работы АИПА по выявлению вопросов и проблем, вызывающих озабоченность участников и ускорению процесса ратификации достигнутых договоренностей. Вместе с тем АИПА пока не претендует на статус наднационального органа АСЕАН, способного осуществлять контроль над деятельностью исполнительной власти стран-членов.

Значение АИПА для России

Делегация Российской Федерации, как правило, включающая членов обеих палат парламента, регулярно принимает участие в заседаниях ГА АИПА в статусе наблюдателя. Руководитель делегации РФ выступает с докладом на пленарном заседании ГА АИПА. В рамках АИПА существует специальный диалоговый механизм по развитию и укреплению связей с Россией. На заседаниях диалога стран - членов АИПА с делегацией РФ осуществляется обмен мнениями по актуальным проблемам экономического и политического развития. Темы диалога с делегациями стран-наблюдателей определяются Исполнительным комитетом.

В последние годы на заседаниях диалога членов АИПА с Россией рассматривались вопросы торгово-экономического взаимодействия, расширения инвестиций, научно-технического и образова-

тельного сотрудничества, укрепления межпарламентских связей. Происходил обмен мнениями по проблемам изменения климата, здравоохранения и борьбы с опасными заболеваниями, обеспечения активного образа жизни пожилых людей, устранения последствий

24

стихийных бедствий, региональной безопасности и др.

Кроме того, на полях Генеральной ассамблеи АИПА проходят встречи российской делегации с делегациями законодательных собраний отдельных стран АСЕАН, что служит поводом для укрепления контактов со странами, развитие отношений с которыми представляет интерес. В частности, в рамках мероприятий последних лет российская делегация проводила отдельные встречи с делегацией Вьетнама25.

Участие российских парламентариев в работе АИПА позволяет наладить контакты с законодателями стран - членов АСЕАН,

глубже понять процессы интеграции в Юго-Восточной Азии, рас-

26

ширить каналы взаимодействия России и АСЕАН26. По мере повышения статуса АИПА в рамках АСЕАН и передачи на ее рассмотрение большего числа значимых вопросов будут увеличиваться возможности стран-наблюдателей по оказанию влияния на региональные отношения. Поэтому дальнейшее изучение эволюции АИПА будет обладать не только исследовательской, но и практической значимостью с точки зрения реализации интересов России в этом важном для ее внешней политики регионе.

1 Автору данной статьи не известно о российских исследованиях, посвященных международным парламентским институтам в АТР. Среди последних работ зарубежных авторов следует выделить доклад Deinla I. Giving the ASEAN InterParliamentary Assembly a Voice in the ASEAN Community. - International Institute for Democracy and Electoral Assistance (International IDEA), 2013. - 35 p.

2 Вода К.Р. Форматы, особенности, перспективы парламентской дипломатии России в АТР // Федерализм. - 2019. - № 3 (95). - С. 116.

Карпенко И.В., Торопыгин А.В. Парламентская дипломатия в структуре многосторонних международных отношений // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2010. - № 7. - С. 150.

4 См. Case W. Politics in Southeast Asia: Democracy or Less. - London: Routledge, 2012. - 317 p.; Routledge Handbook of Southeast Asia Democratization / Ed. by William Case. London: Routledge, 2015. - 464 p.; Kingsbury D. Politics in contemporary Southeast Asia. Authority, Democracy and Political Change. - London: Routledge, 2017. - 209 p.

5 The Statutes of the ASEAN Inter-Parliamentary Assembly. URL: http://www. aipasecretariat. org/ static_page/detail/2/statutes

6 Deinla I. Giving the ASEAN Inter-Parliamentary Assembly a Voice in the ASEAN Community. International Institute for Democracy and Electoral Assistance (International IDEA), 2013. - P. 9.

7

Resolution on Estimated Budget for the AIPA Secretariat for the Period of 1 August 2019 to 31 July 2020, Special Fund for the Period of 1 August 2019 to 31 July 2020, Supplementary Budget from 1 August 2020 to 31 October 2020. URL: http://aipasecretariat.org/ dms/dms/preview/GA40%20-ORG-%2002%20Resolution%20on%20the% 20Budget%20Estimates%202019-2020.pdf.

8 The Statutes of the ASEAN Inter-Parliamentary Assembly. URL: http://www. aipasecretariat. org/ static_page/detail/2/statutes

9 Deinla I. Op. cit. - P. 13.

10 AIPA Caucus Report 2017. URL: http://www.aipasecretariat.org/article/7-aipacaucus-report. AIPA Caucus Report 2018. URL: http://www.parlimen.gov.my/aipa_document. html?uweb=p&

11 Tino Elisa. Non-Governmental Interests in International Regional Organizations. - Leiden: Brill, Nijhoff, 2018. - P. 155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12

Найман В.Д. Характер интеграционных процессов в ЕС и АСЕАН: сопоставительный анализ // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. - 2016. - № 3. - С. 79.

13

Байков А.А. Сравнительная интеграция. Практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Тихоокеанской Азии. / Отв. ред. А. Д. Богатуров. - М.: Аспект Пресс, 2012. -256 c.

14 Acharia A. Constructing a Security Community in Southeast Asia: ASEAN and the Problem of Regional Order. - London: Routledge, 2014. - 314 p.

15 The ASEAN Charter. URL: https://asean.org/storage/images/archive/publications/ ASEAN-Charter.pdf

16 The Statutes of the ASEAN Inter-Parliamentary Assembly. Article 17. URL: http://www. aipasecretariat. org/ static_page/detail/2/statutes

17 Report. ASEAN Leaders' Interface with Representatives of AIPA during the 30th ASEAN Summit. 29 April 2017, Manila, the Philippines. URL:

http://www.aipasecretariat.org/article/detail/111/1

18

См. Emmerson D.K. Security, Community and Democracy in Southeast Asia: Analyzing ASEAN // Japanese Journal of Political Science. - 2005. - No 6. - P. 165-185.

19 См. Канаев Е.А. Конфликт из-за островов Южно-Китайского моря: история, характер урегулирования, перспективы эволюции. - М.: Готика, 2007. - 324 с.

20 См. Leifer M. ASEAN and the Security of Southeast Asia. - London, Routledge, 2014. - 210 p.; Колдунова Е.В. АСЕАН на современном этапе и проблемы региональной стабильности // Юго-восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2015. - №

28. - С. 13-19.

21

См.: Канаев Е.А. Пятидесятилетний юбилей АСЕАН: «истории успеха» и их ресурсы. - М.: ИМЭМО РАН, 2017. - 39 с.

22 ASEAN 2025: Forging Ahead Together. URL:

https://www.asean.org/storage/2015/12/ASEAN-2025-Forging-Ahead-Together-final.pdf.

23 AIPA Commemorative 40th Anniversary. 18 September 2017. URL: http://www.aipasecretariat.org/pb/detail/12/3 (дата обращения: 17.06.2019).

24 Report on the Dialogue with the Russian Federation. 35th -39th AIPA General Assembly. URL: http://www.aipasecretariat.org (дата обращения: 06.06.2019).

25 Будущее сотрудничества Россия - АСЕАН: умные города и рост инвестиций // Международная жизнь. 05.09.2018. URL: https://interaffairs.ru/news/show/20496.

26 Вода К.Р. Указ. Соч.

Статья поступила в редакцию 20.10.2020, принята к публикации 30.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.