Научная статья на тему 'Федеральное собрание и межпарламентское сотрудничество: опят западных и российской политий'

Федеральное собрание и межпарламентское сотрудничество: опят западных и российской политий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
230
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTER-PARLIAMENTARY COOPERATION / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / FEDERAL ASSEMBLY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Песков В. Ю.

В статье на основе компаративного анализа анализируется опыт межпарламентского сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Federal Assembly and interparliamentary cooperation: honey Western and Russian polities

In this paper, based on comparative analysis examines the experience of interparliamentary cooperation.

Текст научной работы на тему «Федеральное собрание и межпарламентское сотрудничество: опят западных и российской политий»

В.Ю. Песков* аспирант кафедры международных отношений, мировой экономики и международного права ПГЛУ

Федеральное собрание и межпарламентское сотрудничество: опят западных и российской политий

Межпарламентская группа представляет собой внутренний орган Федерального Собрания России, осуществляющий контакты с зарубежными парламентами и Межпарламентским Союзом. В регламентах палат (ч. 2 ст. 218 Регламента Совета Федерации и ч. 2 ст. 208 Регламента Государственной Думы) содержатся упоминания об участии палат Федерального Собрания в деятельности Межпарламентского Союза и отсылочные нормы к Положению о Межпарламентской группе, принимаемому общим собранием такой группы'.

Формами сотрудничества Межпарламентской группы, как специфического межпалатного органа Федерального Собрания с парламентами других стран, согласно Положению, являются: участие в работе Межпарламентского Союза, его органов, а также международных региональных и других парламентских организаций; участие членов Межпарламентской группы в работе, создаваемых в ее рамках депутатских групп по связям с парламентами зарубежных стран; обмен делегациями, информацией, обращениями, посланиями.

Высшим руководящим органом Межпарламентской группы России является общее собрание. В полномочия общего собрания входят рассмотрение и принятие решений по вопросам, связанным с деятельностью Межпарламентской группы: избрание сопредседателей, их заместителей, секретаря и Совета Межпарламентской группы. Общему собранию подотчетны все остальные органы Межпарламентской группы. Решения общего собрания принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на Собрании. Общее собрание проводится не реже одного раза в год и созывается сопредседателями либо Советом.

В рамках Межпарламентской группы РФ создаются депутатские группы для развития двусторонних отношений с парламентами отдельных стран или регионов. Так, действует депутатская группа по связям с французским, швейцарским парламентами.

В Межпарламентской конференции вправе принимать участие делегации, направляемые национальными парламентскими группами. Численный состав каждой делегации и количество голосов у каждой из

* реэкоу [email protected]

1 О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30. 01. 2002 (в ред. от 6. 12. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

них зависит, главным образом, от численности населения страны, которую представляет на Конференции данная делегация. Межпарламентские конференции проводятся, как правило, не реже двух раз в год, причем каждый раз Конференция созывается в новом месте. На Конференции избирается ее председатель, которым обычно становится известный парламентарий из страны, принимающей Конференцию на своей территории. Конференция рассматривает вопросы, входящие в предмет деятельности Межпарламентского Союза, и принимает по ним решения, которые носят рекомендательный для государств-участников и обязательный для самого Союза характер.

Парламентская Ассамблея является совещательным органом Совета Европы. Она обсуждает вопросы, относящиеся к ее компетенции в соответствии с Уставом, и передает свои заключения Комитету Министров в форме рекомендаций. Современное название -Парламентская Ассамблея этот орган получил в 1974 году. До этого, то есть в период с 1949 по 1974 гг. указанный орган именовался консультативной Ассамблеей. Как полагают, новое название в большей степени соответствует роли и составу этого органа'.

Парламентская Ассамблея состоит из представителей от каждого государства-члена, избираемых или назначаемых из состава его парламента в соответствии с установленной им процедурой, сроком на один год. Вместе с представителем избирается или назначается его заместитель. В Парламентской Ассамблее представитель выступает не от имени своей страны, а от имени определенного направления общественного мнения, поэтому в Парламентской Ассамблее представители объединяются в политические группы в соответствии со своей партийной принадлежностью или взглядами, а не в зависимости от того, какое государство они представляют. В связи с этим необходимо, чтобы в качестве представителей избирались или назначались парламентарии от разных партий или политических групп, хотя некоторые могут быть и независимыми (беспартийными). В зале заседаний представители размещаются в алфавитном порядке, чтобы подчеркнуть, что они выступают в личном качестве, а не как представители какого-либо государства.

Назначение или избрание осуществляется в пределах квоты, установленной для каждой страны. Величина квоты зависит от численности населения соответствующей страны и колеблется от двух (Андорра, Сан-Марино, Лихтенштейн), до восемнадцати (Франция, Италия, Великобритания, Российская Федерация). Всего в Ассамблее двести восемьдесят один представитель. В России из восемнадцати

1

Покровский Ф.А. Рекомендации и заключения в системе правовых актов Европейского Сообщества /Ф.А. Покровский// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 2007. № 1. С 114-116.

представителей двенадцать избираются Государственной Думой и шесть - Советом Федерации1.

Ежегодная очередная сессия Парламентской Ассамблеи проводится в три заседания, каждая продолжительностью порядка недели (январь - февраль; апрель - май; сентябрь - октябрь). Кроме того, летом проводится заседания органов Парламентской Ассамблеи. Вместе с тем, Парламентская Ассамблея может быть созвана на чрезвычайную сессию по инициативе либо Комитета Министров, либо Председателя Ассамблеи по достижении между ними согласия, в том числе относительно даты и места проведения сессии (ст. 34 Устава Совета Европы).

Ассамблея избирает своего Председателя сроком на три года. У Председателя имеются 15 заместителей, причем не может быть двух и более заместителей от одной и той же страны. Мандат заместителей Председателя Ассамблеи прекращается с открытием новой очередной сессии Ассамблеи.

Председатель и его заместители составляют Бюро Парламентской Ассамблеи, в функции которого входят подготовка повестки дня сессии Ассамблеи, организация повседневной секретарской работы, рассылка документов по комиссиям, поддержание контактов с парламентами различных стран и международными организациями.

Для реализации ряда функций Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в промежутках между сессиями и заседаниями создается Постоянный комитет, в состав которого по должности входят все члены Бюро, председатели политических групп и председатели постоянных комиссий, а также некоторые другие члены Ассамблеи, назначенные в состав Постоянного комитета на сессии.

Комиссии Парламентской Ассамблеи образуются для рассмотрения различных вопросов и подготовки докладов по ним на сессиях Ассамблеи.

В настоящее время действуют следующие постоянные комиссии: по политическим вопросам; по юридическим вопросам; по парламентским и общественным связям; по сельскому хозяйству и развитию села; по социальным вопросам, здоровью и семье; по бюджету и межправительственной рабочей программе; по экономическим вопросам и развитию; по регламенту; по связям с европейскими странами, не являющимися членами Совета Европы; по культуре и образованию; по окружающей среде, региональному планированию и местному самоуправлению; по миграции, беженцам и демографии; по науке и технологии2.

1

Клочкова Ю.А. Формирование партийной системы Европейского союза /Ю.А. Клочкова// Конституционное и муниципальное право. 2005.№ 5. С 44-47.

2 Устав Совета Европы: Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. // Информационно-поисковая система Консультант плюс.

Наряду с участием в различных международных межпарламентских организациях и межпарламентских органах международных организаций, Федеральное Собрание России и каждая из его палат развивают отношения с парламентами других стран на двусторонней основе1. Для поддержания более или менее постоянных контактов с парламентами отдельных стран и регионов, проведения совместных мероприятий и достаточно регулярного обмена делегациями, создаются межпарламентские комиссии. Положения о российской части таких межпарламентских комиссий утверждаются Советом Федерации и Государственной Думой. Имеются российско-французская, российско-швейцарская, российско-украинская и другие межпарламентские комиссии. Могут создаваться и специализированные межпарламентские комиссии. Такие комиссии нацелены на межпарламентское сотрудничество для решения конкретных задач. Примером служит Азовская межпарламентская комиссия, с инициативой создания которой выступила Государственная Дума в феврале 1998 года. Главной целью создания такой комиссии, согласно Постановлению Государственной Думы, является координация деятельности органов государственной власти РФ и органов государственной власти Украины по осуществлению мероприятий по охране и предотвращению деградации Азовского моря и его бассейна.

Совет Федерации и Государственная Дума вправе заключать договоры с парламентами других стран о сотрудничестве, обмениваться парламентскими делегациями. Обе палаты достаточно активно пользуются этими правами. Обмен парламентскими делегациями, как правило, осуществляется в соответствии с годовыми планами межпарламентского сотрудничества палат. В Совете Федерации такой план утверждается Председателем палаты и составляется на базе основных направлений межпарламентского сотрудничества, ежегодно принимаемых Советом Федерации. А проект основных направлений готовится Аппаратом Совета Федерации и предварительно рассматривается Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комитетом Совета Федерации по делам СНГ. Объем полномочий российских официальных парламентских делегаций Совета Федерации определяется Председателем указанной палаты. Государственная Дума ежегодно принимает программы сотрудничества с парламентами других государств. Проекты этих программ подготавливаются Комитетом Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками с учетом мнений других комитетов, депутатских объединений (фракций) и предложений Отдела межпарламентских связей Аппарата Государственной Думы. В соответствии с намеченными Государственной Думой программами, ее Совет, с

1 О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22. 01. 1998 г. (в ред. от 17. 01. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

учетом мнений депутатских объединений, комитетов, Председателя данной палаты определяет состав направляемых за рубеж официальных парламентских делегаций Государственной Думы по двустороннему сотрудничеству с парламентами других стран. Порядок формирования общих делегаций и российских частей межпарламентских комиссий Федерального Собрания вырабатывает Государственная Дума и согласовывает с Советом Федерации.

Официальные делегации Государственной Думы представляют отчеты в Совет Государственной Думы, в Комитет по международным делам, в Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, в Отдел межпарламентских связей Аппарата Государственной Думы, а в случае необходимости - и в другие комитеты Государственной Думы. По инициативе Совета Государственной Думы, руководителя делегации, а также соответствующего комитета Думы, такой отчет может быть вынесен на рассмотрение всей палаты.

Песков В.Ю. Федеральное собрание и межпарламентское сотрудничество: опят западных и российской политий. В статье на основе компаративного анализа анализируется опыт межпарламентского сотрудничества.

Ключевые слова: межпарламентское сотрудничество, Федеральное собрание, международные отношения.

Peskov V.Y. The Federal Assembly and interparliamentary cooperation: honey Western and Russian polities. In this paper, based on comparative analysis examines the experience of interparliamentary cooperation.

Keywords: inter-parliamentary cooperation, the Federal Assembly, the international relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.