Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР (ОБЗОР РАБОТЫ ХАБАРОВСКОЙ СЕКЦИИ "СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ")'

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР (ОБЗОР РАБОТЫ ХАБАРОВСКОЙ СЕКЦИИ "СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / КОНСЕРВАТОРИЯ / КОНФЕРЕНЦИЯ / СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ХАБАРОВСКАЯ СЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мезенцева Светлана Владимировна

Предлагается обзор направлений научных и учебно-методических исследований за последние три года в области музыкального образования, творчества и исполнительства на Дальнем Востоке России, представленных на секции в Хабаровском государственном институте культуры в рамках Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование: творчество, наука, технологии». Затрагиваются три уровня подготовки: ДМШ (ДШИ), среднее профессиональное образование, высшее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР (ОБЗОР РАБОТЫ ХАБАРОВСКОЙ СЕКЦИИ "СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ")»

НОВОСТИ

УДК 78.01 ББК 85.3

С.В. Мезенцева

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР (ОБЗОР РАБОТЫ ХАБАРОВСКОЙ СЕКЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ»)

Предлагается обзор направлений научных и учебно-методических исследований за последние три года в области музыкального образования, творчества и исполнительства на Дальнем Востоке России, представленных на секции в Хабаровском государственном институте культуры в рамках Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование: творчество, наука, технологии». Затрагиваются три уровня подготовки: ДМШ (ДШИ), среднее профессиональное образование, высшее образование.

Ключевые слова:

институт культуры, консерватория, конференция, современное музыкальное образование, университет, Хабаровская секция.

© Мезенцева Светлана Владимировна - кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства Хабаровского государственного института культуры, Хабаровск; докторант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

О

3

ю О

Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование: творчество, наука, технологии» является крупнейшей в области музыкального образования и традиционно проводится в декабре в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Председатель конференции -И.Б. Горбунова, доктор педагогических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ, главный научный сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена. С 2018 года в рамках договора о научном сотрудничестве проводится секция конференции в Хабаровском государственном институте культуры. Сопредседатель оргкомитета - С.В. Мезенцева, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства Хабаровского государственного института культуры, докторант РГПУ им. А.И. Герцена.

Тематика освещаемых вопросов достаточно широка и охватывает широкий спектр проблем: актуальные проблемы музыкального образования в системе целостного художественного образования; проблемы про-

фессионального музыкального образования; вопросы общего музыкального образования и воспитания; непрерывное музыкальное образование; инклюзивное музыкальное образование; музыкальная наука в фокусе естественнонаучного и гуманитарного знания; музыкально-компьютерные технологии в образовании и творчестве; электронные музыкальные инструменты; проблемы реализации образовательных стандартов в области общего и профессионального музыкального образования в школе XXI века и др.

В настоящей работе предлагается обзор и анализ направлений научных и учебно-методических исследований за последние три года в области музыкального образования, творчества и исполнительства на Дальнем Востоке России.

В рамках секции «Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России» в Хабаровском государственном институте культуры (ХГИК) 6 декабря 2018, юбилейного для института, года рассматривались вопросы этностилевой специфики дальневосточного региона (Т.В. Лескова), проблемы композиторского творчества как синергетического процесса (С.Ю. Лысенко), учебно-методические вопросы (работа над полифонией с иностранными студентами (Л.А. Матвеева), роль презентации в преподавании дисциплин музыкально-теоретического

цикла (В.С. Захарченко), формирования певческих навыков актёров в вузе (Н.Г. Савина), работа с иностранными обучающимися в классе вокального ансамбля (М.В. Стахеева), методическое обеспечение учебного предмета «Сольфеджио» в ДМШ (ДШИ) (Л.Н. Васи-линенко), популяризация детских композиторов-классиков фортепианной музыки (С.А. Айзенштадт).

Отдельно рассматривалась проблема музыкально-компьютерных технологий в образовании, формирования музыкально-информационной культуры (С.В. Мезенцева, Н.С. Колпакова). Большой интерес вызвал вопрос

0 перспективах формирования детско-юношеских симфонических оркестров на Дальнем Востоке России (Р.В. Антипинский).

В рамках секции прошел концерт иностранных студентов «Музыка без границ» (организатор и ведущая цикла концертов И.В. Юрченко), состоялись презентации учебных пособий С.В. Мезенцевой «Теория музыки: учебное пособие для иностранных студентов. Часть II: Аккорды. Хроматизм. Мелодия. Фактура. Транспозиция. Мелизмы. Штрихи / Перевод Цзяо Янь, Гао Цзинь Ци» и «Нескучное сольфеджио» учебное пособие для

1 класса ДМШ (ДШИ). Л.Н. Василиненко.

На секции «Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России» в ХГИК 6 декабря 2019 года традиционно рассматривались проблемы высшего музыкального образования в регионе: вопросы инновационных курсов в музыкальном образовании высшей школы (А.А. Никитин), формирования общепрофессиональных компетенций бакалавров в курсе истории зарубежной музыки (В.С. Захарченко), особенности стиля и техника рэгтайма в вузовском курсе «Основы эстрадно-джазового исполнительства» для пианистов (И.В. Юрченко), «Оперный класс» как конкурсная дисциплина (о подготовке к участию в номинации «Оперная студия») (Р.В. Антипинский).

Перспективы научного изучения музыкального наследия России в XXI веке были освещены С.Ю. Лысенко. Становление академического пения в западно-европейской традиции рассматривались М.В. Стахеевой в историческом и педагогическом аспектах.

На конференции затрагивались вопросы непрерывного образования в области подготовки учителей музыки в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Так, перспективы развития на Дальнем Востоке России вузовского направления подготовки «Педагогическое образование» с музыкальными профилями были раскрыты в докладе О.В. Павленко, а особенности формирования му-

зыкально-исполнительскои компетентности будущих учителеИ музыки во внеаудиторной деятельности (на примере Хабаровского педагогического колледжа) было рассмотрено Е.А. Гришечкиной.

Как поле пересечения научных и практических вопросов, конференция освещает проблемы в области методики и исполнительского мастерства России и Китая. Так, доклад О.В. Войцеховской «К проблеме освоения фортепианных сочинений китайских композиторов в рамках дисциплины «Изучение современного фортепианного репертуара» (на примере пьесы Ли Инхай «Флейта и барабан на закате солнца»)» открыл для участников конференции новые страницы творчества китайских композиторов и методические аспекты работы над пьесой. Особенности освоения академического музыкального наследия в творческих вузах Китая был раскрыт С.В. Мезенцевой на основе опыта обучения иностранных студентов в ХГИК.

В поддержку темы «культурного диалога» прозвучал доклад Т.В. Лесковой «Этновер-бальный компонент в произведениях дальневосточных композиторов как отражение культурного диалога». Региональная тематика была продолжена М.И. Дубининой в докладе «Музыкальная жизнь Хабаровска: традиции и преемственность фортепианной школы».

Отдельным разделом конференции являются доклады, посвященные инклюзивному образованию, которому, уделяется все большее внимание в современном обществе. Музыкально-коррекционные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья были освещены Е.И. Карелиной.

Традиционно важной частью конференции являются вопросы музыкально-компьютерных технологий в творчестве и образовании. В хабаровской секции тема была затронута в докладе С.В. Мосиенко «Роль и место музыкально-компьютерных технологий в „Театре масс" как синтетическом виде искусства»

На круглом столе, тон которому был задан докладом Т.Г. Кацко «О фортепианной сонате соль минор Фанни Хензель-Мендель-сон», обсуждались неизвестные в широких кругах музыкальные страницы и подводились итоги конференции.

Украшением конференции 2019 года стали презентации проектов: «Оттепель» Н.С. Колпаковой и «Медь в строю» Г.П. Юричина из цикла концертов кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства ХГИК «Его величество Ансамбль». Интересно отметить, что прозвучал не только концертный вариант презентации, но и теоретические обобщение роли творческих монографий в учебно-методиче-

о

3

ю О

ском обеспечении музыкально-исполнительских дисциплин в вузе в совместном докладе авторов монографий.

В рамках конференции прошел большой традиционный концерт иностранных студентов «Музыка без границ» и презентация нового учебного пособия И.В. Юрченко «Основы эстрадно-джазового исполнительства» для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Фортепиано».

В проведение секции «Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России» в ХГИК 4 декабря 2020 года свои коррективы внесла глобальная пандемия. В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией был отменен традиционный концерт иностранных студентов «Музыка без границ», а сама Хабаровская секция конференции прошла в заочном режиме. Тем не менее, участниками были предоставлены интересные и глубокие материалы, посвященные вопросам музыкально-инструментального исполнительства и образования: становление баянного образования в Приморском крае (первая половина и середина XX в.) (А.Л. Минёнок), развитие навыков интерпретации художественного текста как условие формирования художественно-творческого мышления музыканта-исполнителя (Е.С. Ермакова), роль производственно-педагогической практики в вузовском музыкальном образовании (В.С. Захарченко).

Отдельный блок сложился из докладов, посвященных обучению академического певца: «Культура академического пения: к постановке проблемы и анализу понятия» (М.В. Стахеева), «Специфические особенности развития вокально-исполнительского потенциала иностранных студентов из КНР в ХГИК» (Н.Г Савина), «Особенности преподавания дисциплины «Грим» у иностранных студентов-вокалистов из КНР: к проблеме «Восток-Запад»» (А.В. Рязанов, В.В. Рязанов).

Новый взгляд на феномен музыкальной одаренности представлен А.А. Никитиным, синергетический подход к исследованию оперы как синтетического художественного текста освящен С.Ю. Лысенко, основные направления исследований дальневосточного музыковедения анализируются Т.В. Лесковой. Профессора кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства ХГИК, доктора наук готовят к презентации свои научные монографии, написанные за последние три года: «Энергетика музыкально-исполнительского искусства» (А.А. Никитин), «Художественный синтез в музыкально-театральных жанрах» (С.Ю. Лы-

сенко), «Дальневосточный композиторский фольклоризм как интертекст» (Т.В. Лескова).

Композиторское региональное творчество было представлено двумя докладами. Фортепианное творчество китайских композиторов в региональном аспекте рассмотрены С.В. Мезенцевой и Чень Сяохуэй; три «премьеры» монооперы дальневосточного композитора А. Новикова «Разговор человека с собакой» освещены В.В. Будниковым. В поддержку тематики запланирован круглый стол «Музыкальный Дальний Восток» при участии председателя Хабаровского регионального отделения Союза композиторов России, Л.А. Михайленко и члена Союза композиторов России С.В. Мезенцевой.

В традиционном разделе конференции, посвященном музыкально-компьютерным технологиям (термин И.Б. Горбуновой - см., например, [5]), подготовлен доклад Н.С. Колпаковой «Информационная компетентность педагога-музыканта как необходимое условие эффективной образовательной деятельности».

Отдельно подготовлены доклады, освещающие подготовку музыканта в ДШИ (ДМШ). Затрагивались вопросы непрерывного музыкального образования (опыт ДШИ при ХГИК) (Е.В. Нагорная), чтения с листа на уроках фортепиано как один из аспектов развивающего обучения в ДШИ (Л.А. Матвеева, В.А. Прокуророва). Н.Г. Дудник предлагает методические рекомендации к раскрытию образной сферы и специфики стиля в пьесе «Незнакомец» Р. Шумана из цикла «Альбом для юношества», гуманистическую позицию воспитания личности в музыкально-педагогическом процессе выделяет Г.И. Кулик, формирование ладового чувства на начальном этапе обучения в ДМШ (ДШИ) анализирует Л.Н. Василиненко на основе интонационных упражнений в тональности и презентует свое учебное пособие «Сольфеджио» для второго класса.

В традиционном разделе конференции, посвященном инклюзивному образованию, подготовлен доклад «Особенности работы с учащимися фортепианных классов ДШИ в условиях инклюзивного обучения» (Л.А. Матвеева, М.Л. Овчинникова).

В рамках конференции 2020 года презентуется новая научная лаборатория ХГИК «Проблемы высшего образования в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке». Научная лаборатория организована с целью повышения результативности научно-исследовательской деятельности института, развития кадрового и научного потенциала, совершенствования реализации образовательных программ магистратуры,

аспирантуры и ассистентуры-стажировки. Задачами научной лаборатории являются: инициирование и организация комплексных научно-исследовательских работ по приоритетным научным направлениям в области искусства и культуры; обеспечение условий для интеграции образования и науки, содействие повышению качества подготовки высококвалифицированных специалистов за счет передачи результатов научных разработок в учебный процесс; установление и расширение связей с зарубежными и отечественными научными и образовательными организациями, совместная работа с соответствующими по направлению деятельности кафедрами; создание интерактивной площадки для проведения научных симпозиумов, конференций, научно-практических семинаров различного уровня.

Подводя итог трехлетнего опыта проведения секции научно-практической конференции, хочется отметить постоянное увеличение количества участников, расширение географии и повышение интереса к музыкальной проблематике. Выступление на конференции стало очень важной площадкой для высказывания научных, исследовательских, учебно-методических идей педагогов и исполнителей, бакалавров, магистров, аспирантов дальневосточного региона. Постепенное привлечение иностранных авторов из КНР предполагает в дальнейшем расширение тематики Хабаровской секции, расширяя поле для взаимодействия культур. В творческом вузе конференция дополняется показами, мастер-классами, канцерными номерами для усиления диалога о вопросах, которые представляют взаимный интерес.

Список литературы:

[1] Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России - 2018. Электронный ресурс: http://www.hgiik.ru/sveden/nauchnaya-deyatelnost/nauchnye-meropriyatiya/2523-xvii-mezhdunarodnaya-npk-sovremennoe-muzykalnoe-obrazovanie-2018-tvorchestvo-nauka-tekhnologii

[2] Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России - 2019. Электронный ресурс: http://www.hgiik.ru/sveden/nauchnaya-deyatelnost/nauchnye-meropriyatiya/2728-sektsiya-sovremennoe-muzykalnoe-obrazovanie-na-dalnem-vostoke-rossii

[3] Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России - 2020. Электронный ресурс: http://www.hgiik.ru/sveden/nauchnaya-deyatelnost/nauchnye-meropriyatiya/2877-priglashenie-k-uchastiyu-v-mez hdunarod noj -npk

[4] Научная лаборатория «Проблемы высшего образования в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке» ХГИК. Электронный ресурс: http://www.hgiik.ru/sveden/nauchnaya-deyatelnost/nauchnaya-laboratoriya-khgik

[5] Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019. V. 35. No. SpecialEdition24. Pp. 360-375.

И.Л. Бабич

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В ЭКСПОЗИЦИЯХ И МУЗЕЯХ РОССИИ*. О ВЫСТАВКЕ ВО ВЛАДИМИРЕ ПО ИСТОРИИ ЭМИГРАЦИИ**

© Бабич Ирина Леонидовна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН, Москва; e-mail: [email protected]

Новая выставка Владимиро-Суздальско-го музея-заповедника посвящена одной из трагичных страниц истории России, а именно: истории русской эмиграции после Октябрьской революции 1917 г. Разумеется, это событие обусловлено 100-летним юбилеем Русского исхода и открылась она накануне этого важного для России «празднования».

На первый взгляд, можно удивиться сочетанию: Владимиро-Суздальский музей-запо-

* Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН.

** Мельникова С.Е., Капусткин А.С. Выставка «Пыль чужих дорог...». Музейный комплекс «Палаты» Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. 16.10.2020-23.05.2021. Владимир.

ведник и ... русская эмиграция. Тем не менее появление этой выставки в стенах Влади-миро-Суздальского музея-заповедника закономерно и чрезвычайно ценно. Музей, получивший международную известность как музей древней русской истории и архитектуры, и пользующийся заслуженно авторитетом - ядро «Золотого Кольца», грамотно и разумно расширяет свое видение истори-ко-художественного пространства и време-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.