НОВОСТИ
УДК 78.01 ББК 85.3
С.В. Мезенцева
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР (ОБЗОР РАБОТЫ ХАБАРОВСКОЙ СЕКЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ»)
Предлагается обзор направлений научных и учебно-методических исследований за последние три года в области музыкального образования, творчества и исполнительства на Дальнем Востоке России, представленных на секции в Хабаровском государственном институте культуры в рамках Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование: творчество, наука, технологии». Затрагиваются три уровня подготовки: ДМШ (ДШИ), среднее профессиональное образование, высшее образование.
Ключевые слова:
институт культуры, консерватория, конференция, современное музыкальное образование, университет, Хабаровская секция.
© Мезенцева Светлана Владимировна - кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства Хабаровского государственного института культуры, Хабаровск; докторант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
О
3
ю О
Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование: творчество, наука, технологии» является крупнейшей в области музыкального образования и традиционно проводится в декабре в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Председатель конференции -И.Б. Горбунова, доктор педагогических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ, главный научный сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена. С 2018 года в рамках договора о научном сотрудничестве проводится секция конференции в Хабаровском государственном институте культуры. Сопредседатель оргкомитета - С.В. Мезенцева, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства Хабаровского государственного института культуры, докторант РГПУ им. А.И. Герцена.
Тематика освещаемых вопросов достаточно широка и охватывает широкий спектр проблем: актуальные проблемы музыкального образования в системе целостного художественного образования; проблемы про-
фессионального музыкального образования; вопросы общего музыкального образования и воспитания; непрерывное музыкальное образование; инклюзивное музыкальное образование; музыкальная наука в фокусе естественнонаучного и гуманитарного знания; музыкально-компьютерные технологии в образовании и творчестве; электронные музыкальные инструменты; проблемы реализации образовательных стандартов в области общего и профессионального музыкального образования в школе XXI века и др.
В настоящей работе предлагается обзор и анализ направлений научных и учебно-методических исследований за последние три года в области музыкального образования, творчества и исполнительства на Дальнем Востоке России.
В рамках секции «Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России» в Хабаровском государственном институте культуры (ХГИК) 6 декабря 2018, юбилейного для института, года рассматривались вопросы этностилевой специфики дальневосточного региона (Т.В. Лескова), проблемы композиторского творчества как синергетического процесса (С.Ю. Лысенко), учебно-методические вопросы (работа над полифонией с иностранными студентами (Л.А. Матвеева), роль презентации в преподавании дисциплин музыкально-теоретического
цикла (В.С. Захарченко), формирования певческих навыков актёров в вузе (Н.Г. Савина), работа с иностранными обучающимися в классе вокального ансамбля (М.В. Стахеева), методическое обеспечение учебного предмета «Сольфеджио» в ДМШ (ДШИ) (Л.Н. Васи-линенко), популяризация детских композиторов-классиков фортепианной музыки (С.А. Айзенштадт).
Отдельно рассматривалась проблема музыкально-компьютерных технологий в образовании, формирования музыкально-информационной культуры (С.В. Мезенцева, Н.С. Колпакова). Большой интерес вызвал вопрос
0 перспективах формирования детско-юношеских симфонических оркестров на Дальнем Востоке России (Р.В. Антипинский).
В рамках секции прошел концерт иностранных студентов «Музыка без границ» (организатор и ведущая цикла концертов И.В. Юрченко), состоялись презентации учебных пособий С.В. Мезенцевой «Теория музыки: учебное пособие для иностранных студентов. Часть II: Аккорды. Хроматизм. Мелодия. Фактура. Транспозиция. Мелизмы. Штрихи / Перевод Цзяо Янь, Гао Цзинь Ци» и «Нескучное сольфеджио» учебное пособие для
1 класса ДМШ (ДШИ). Л.Н. Василиненко.
На секции «Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России» в ХГИК 6 декабря 2019 года традиционно рассматривались проблемы высшего музыкального образования в регионе: вопросы инновационных курсов в музыкальном образовании высшей школы (А.А. Никитин), формирования общепрофессиональных компетенций бакалавров в курсе истории зарубежной музыки (В.С. Захарченко), особенности стиля и техника рэгтайма в вузовском курсе «Основы эстрадно-джазового исполнительства» для пианистов (И.В. Юрченко), «Оперный класс» как конкурсная дисциплина (о подготовке к участию в номинации «Оперная студия») (Р.В. Антипинский).
Перспективы научного изучения музыкального наследия России в XXI веке были освещены С.Ю. Лысенко. Становление академического пения в западно-европейской традиции рассматривались М.В. Стахеевой в историческом и педагогическом аспектах.
На конференции затрагивались вопросы непрерывного образования в области подготовки учителей музыки в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Так, перспективы развития на Дальнем Востоке России вузовского направления подготовки «Педагогическое образование» с музыкальными профилями были раскрыты в докладе О.В. Павленко, а особенности формирования му-
зыкально-исполнительскои компетентности будущих учителеИ музыки во внеаудиторной деятельности (на примере Хабаровского педагогического колледжа) было рассмотрено Е.А. Гришечкиной.
Как поле пересечения научных и практических вопросов, конференция освещает проблемы в области методики и исполнительского мастерства России и Китая. Так, доклад О.В. Войцеховской «К проблеме освоения фортепианных сочинений китайских композиторов в рамках дисциплины «Изучение современного фортепианного репертуара» (на примере пьесы Ли Инхай «Флейта и барабан на закате солнца»)» открыл для участников конференции новые страницы творчества китайских композиторов и методические аспекты работы над пьесой. Особенности освоения академического музыкального наследия в творческих вузах Китая был раскрыт С.В. Мезенцевой на основе опыта обучения иностранных студентов в ХГИК.
В поддержку темы «культурного диалога» прозвучал доклад Т.В. Лесковой «Этновер-бальный компонент в произведениях дальневосточных композиторов как отражение культурного диалога». Региональная тематика была продолжена М.И. Дубининой в докладе «Музыкальная жизнь Хабаровска: традиции и преемственность фортепианной школы».
Отдельным разделом конференции являются доклады, посвященные инклюзивному образованию, которому, уделяется все большее внимание в современном обществе. Музыкально-коррекционные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья были освещены Е.И. Карелиной.
Традиционно важной частью конференции являются вопросы музыкально-компьютерных технологий в творчестве и образовании. В хабаровской секции тема была затронута в докладе С.В. Мосиенко «Роль и место музыкально-компьютерных технологий в „Театре масс" как синтетическом виде искусства»
На круглом столе, тон которому был задан докладом Т.Г. Кацко «О фортепианной сонате соль минор Фанни Хензель-Мендель-сон», обсуждались неизвестные в широких кругах музыкальные страницы и подводились итоги конференции.
Украшением конференции 2019 года стали презентации проектов: «Оттепель» Н.С. Колпаковой и «Медь в строю» Г.П. Юричина из цикла концертов кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства ХГИК «Его величество Ансамбль». Интересно отметить, что прозвучал не только концертный вариант презентации, но и теоретические обобщение роли творческих монографий в учебно-методиче-
о
3
ю О
ском обеспечении музыкально-исполнительских дисциплин в вузе в совместном докладе авторов монографий.
В рамках конференции прошел большой традиционный концерт иностранных студентов «Музыка без границ» и презентация нового учебного пособия И.В. Юрченко «Основы эстрадно-джазового исполнительства» для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Фортепиано».
В проведение секции «Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России» в ХГИК 4 декабря 2020 года свои коррективы внесла глобальная пандемия. В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией был отменен традиционный концерт иностранных студентов «Музыка без границ», а сама Хабаровская секция конференции прошла в заочном режиме. Тем не менее, участниками были предоставлены интересные и глубокие материалы, посвященные вопросам музыкально-инструментального исполнительства и образования: становление баянного образования в Приморском крае (первая половина и середина XX в.) (А.Л. Минёнок), развитие навыков интерпретации художественного текста как условие формирования художественно-творческого мышления музыканта-исполнителя (Е.С. Ермакова), роль производственно-педагогической практики в вузовском музыкальном образовании (В.С. Захарченко).
Отдельный блок сложился из докладов, посвященных обучению академического певца: «Культура академического пения: к постановке проблемы и анализу понятия» (М.В. Стахеева), «Специфические особенности развития вокально-исполнительского потенциала иностранных студентов из КНР в ХГИК» (Н.Г Савина), «Особенности преподавания дисциплины «Грим» у иностранных студентов-вокалистов из КНР: к проблеме «Восток-Запад»» (А.В. Рязанов, В.В. Рязанов).
Новый взгляд на феномен музыкальной одаренности представлен А.А. Никитиным, синергетический подход к исследованию оперы как синтетического художественного текста освящен С.Ю. Лысенко, основные направления исследований дальневосточного музыковедения анализируются Т.В. Лесковой. Профессора кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства ХГИК, доктора наук готовят к презентации свои научные монографии, написанные за последние три года: «Энергетика музыкально-исполнительского искусства» (А.А. Никитин), «Художественный синтез в музыкально-театральных жанрах» (С.Ю. Лы-
сенко), «Дальневосточный композиторский фольклоризм как интертекст» (Т.В. Лескова).
Композиторское региональное творчество было представлено двумя докладами. Фортепианное творчество китайских композиторов в региональном аспекте рассмотрены С.В. Мезенцевой и Чень Сяохуэй; три «премьеры» монооперы дальневосточного композитора А. Новикова «Разговор человека с собакой» освещены В.В. Будниковым. В поддержку тематики запланирован круглый стол «Музыкальный Дальний Восток» при участии председателя Хабаровского регионального отделения Союза композиторов России, Л.А. Михайленко и члена Союза композиторов России С.В. Мезенцевой.
В традиционном разделе конференции, посвященном музыкально-компьютерным технологиям (термин И.Б. Горбуновой - см., например, [5]), подготовлен доклад Н.С. Колпаковой «Информационная компетентность педагога-музыканта как необходимое условие эффективной образовательной деятельности».
Отдельно подготовлены доклады, освещающие подготовку музыканта в ДШИ (ДМШ). Затрагивались вопросы непрерывного музыкального образования (опыт ДШИ при ХГИК) (Е.В. Нагорная), чтения с листа на уроках фортепиано как один из аспектов развивающего обучения в ДШИ (Л.А. Матвеева, В.А. Прокуророва). Н.Г. Дудник предлагает методические рекомендации к раскрытию образной сферы и специфики стиля в пьесе «Незнакомец» Р. Шумана из цикла «Альбом для юношества», гуманистическую позицию воспитания личности в музыкально-педагогическом процессе выделяет Г.И. Кулик, формирование ладового чувства на начальном этапе обучения в ДМШ (ДШИ) анализирует Л.Н. Василиненко на основе интонационных упражнений в тональности и презентует свое учебное пособие «Сольфеджио» для второго класса.
В традиционном разделе конференции, посвященном инклюзивному образованию, подготовлен доклад «Особенности работы с учащимися фортепианных классов ДШИ в условиях инклюзивного обучения» (Л.А. Матвеева, М.Л. Овчинникова).
В рамках конференции 2020 года презентуется новая научная лаборатория ХГИК «Проблемы высшего образования в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке». Научная лаборатория организована с целью повышения результативности научно-исследовательской деятельности института, развития кадрового и научного потенциала, совершенствования реализации образовательных программ магистратуры,
аспирантуры и ассистентуры-стажировки. Задачами научной лаборатории являются: инициирование и организация комплексных научно-исследовательских работ по приоритетным научным направлениям в области искусства и культуры; обеспечение условий для интеграции образования и науки, содействие повышению качества подготовки высококвалифицированных специалистов за счет передачи результатов научных разработок в учебный процесс; установление и расширение связей с зарубежными и отечественными научными и образовательными организациями, совместная работа с соответствующими по направлению деятельности кафедрами; создание интерактивной площадки для проведения научных симпозиумов, конференций, научно-практических семинаров различного уровня.
Подводя итог трехлетнего опыта проведения секции научно-практической конференции, хочется отметить постоянное увеличение количества участников, расширение географии и повышение интереса к музыкальной проблематике. Выступление на конференции стало очень важной площадкой для высказывания научных, исследовательских, учебно-методических идей педагогов и исполнителей, бакалавров, магистров, аспирантов дальневосточного региона. Постепенное привлечение иностранных авторов из КНР предполагает в дальнейшем расширение тематики Хабаровской секции, расширяя поле для взаимодействия культур. В творческом вузе конференция дополняется показами, мастер-классами, канцерными номерами для усиления диалога о вопросах, которые представляют взаимный интерес.
Список литературы:
[1] Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России - 2018. Электронный ресурс: http://www.hgiik.ru/sveden/nauchnaya-deyatelnost/nauchnye-meropriyatiya/2523-xvii-mezhdunarodnaya-npk-sovremennoe-muzykalnoe-obrazovanie-2018-tvorchestvo-nauka-tekhnologii
[2] Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России - 2019. Электронный ресурс: http://www.hgiik.ru/sveden/nauchnaya-deyatelnost/nauchnye-meropriyatiya/2728-sektsiya-sovremennoe-muzykalnoe-obrazovanie-na-dalnem-vostoke-rossii
[3] Современное музыкальное образование на Дальнем Востоке России - 2020. Электронный ресурс: http://www.hgiik.ru/sveden/nauchnaya-deyatelnost/nauchnye-meropriyatiya/2877-priglashenie-k-uchastiyu-v-mez hdunarod noj -npk
[4] Научная лаборатория «Проблемы высшего образования в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке» ХГИК. Электронный ресурс: http://www.hgiik.ru/sveden/nauchnaya-deyatelnost/nauchnaya-laboratoriya-khgik
[5] Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019. V. 35. No. SpecialEdition24. Pp. 360-375.
И.Л. Бабич
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В ЭКСПОЗИЦИЯХ И МУЗЕЯХ РОССИИ*. О ВЫСТАВКЕ ВО ВЛАДИМИРЕ ПО ИСТОРИИ ЭМИГРАЦИИ**
© Бабич Ирина Леонидовна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН, Москва; e-mail: [email protected]
Новая выставка Владимиро-Суздальско-го музея-заповедника посвящена одной из трагичных страниц истории России, а именно: истории русской эмиграции после Октябрьской революции 1917 г. Разумеется, это событие обусловлено 100-летним юбилеем Русского исхода и открылась она накануне этого важного для России «празднования».
На первый взгляд, можно удивиться сочетанию: Владимиро-Суздальский музей-запо-
* Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН.
** Мельникова С.Е., Капусткин А.С. Выставка «Пыль чужих дорог...». Музейный комплекс «Палаты» Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. 16.10.2020-23.05.2021. Владимир.
ведник и ... русская эмиграция. Тем не менее появление этой выставки в стенах Влади-миро-Суздальского музея-заповедника закономерно и чрезвычайно ценно. Музей, получивший международную известность как музей древней русской истории и архитектуры, и пользующийся заслуженно авторитетом - ядро «Золотого Кольца», грамотно и разумно расширяет свое видение истори-ко-художественного пространства и време-