Научная статья на тему 'ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА РОМЕНСКАЯ - УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ(К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ)'

ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА РОМЕНСКАЯ - УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ(К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМЕНСКАЯ ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА / 100 ЛЕТ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ / НОВОСИБИРСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ROMENSKAYA TATYANA ARKADYEVNA / 100 YEARS OLD / MUSICAL CULTURE OF SIBERIA / NOVOSIBIRSK CONSERVATOIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леонова Наталья Владимировна, Робустова Людмила Павловна, Светлова Ольга Александровна

Статья посвящена деятельности музыковеда, доктора искусствоведения, кандидата исторических наук, профессора Татьяны Аркадьевны Роменской, которой в 2020 г.исполняется сто лет, шестьдесят из них она проработала в Новосибирской консерватории.Здесь сформировались ее научные интересы, в полном объеме реализовался педагогическийпотенциал. Авторы выявляют особенности педагогической и научной деятельности сибирского музыковеда. Главной темой, позволившей внести существенный вклад в отечественное музыкознание, стала для Т.А. Роменской музыкальная культура Сибири. На огромноммассиве собранных архивных и порой труднодоступных опубликованных источников ейудалось написать историю формирования и развития региональной музыкальной культуры на протяжении большого периода от конца XVI в. до начальных десятилетий XX в.В сферу внимания включены музыкальный быт разных социальных групп сибиряков, образование, концертная, музыкально-театральная, просветительская, научная деятельностьи ряд других составляющих явлений. На основе целостного описания культуры произведена периодизация музыкально-исторического процесса, обозначены ведущие тенденцииразвития, центры и широкий круг имен участников музыкальной жизни. Педагогическаяработа Т.А. Роменской в значительной мере всегда была связана с исследовательскимиинтересами и установками. Не только потому, что на материале многолетних научных изысканий был разработан и внедрен в учебный процесс курс «История музыкальной культурыСибири», но и потому, что стремление к новому проявилось в достаточно большом количестве освоенных лекционных и практических учебных курсов. Особое место в этом рядузаняла работа со студентами-музыковедами в классе по специальности и аспирантами. Подруководством Т.А. Роменской было написано около сорока дипломных работ. Среди нихесть учебные опусы, посвященные традиционным для музыковедов темам творчеству зарубежных, русских или современных отечественных композиторов. Однако значительнуючасть составляют работы, связанные с разными аспектами сибирской темы: фольклором коренных народов и разных социальных и локальных групп переселенцев, творчеством сибирских композиторов, художественной самодеятельностью и отражением музыкальной жизнив периодических изданиях. Так, научные устремления руководителя нашли продолжениев работах учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATYANA ARKADYEVNA ROMENSKAYA - SCIENTIST AND TEACHER (FOR THE 100TH ANNIVERSARY)

The article is dedicated to the activities of a musicologist, Doctor of Art Criticism,Candidate of Historical sciences, Professor Tatyana Arkadyevna Romenskaya, who will turn 100years old in 2020. For 60 years she has been working at the Novosibirsk Conservatoire, whereher scientific interests were formed, the pedagogical potential was fully realized. The authorsidentify features of the pedagogical and scientific activities of the Siberian musicologist. Themain topic that made it possible to make a significant contribution to Russian musicology wasfor T.A. Romenskaya musical culture of Siberia. Based on collected archival and sometimeshard-to-reach published sources, she was able to write the history of the formation anddevelopment of regional musical culture over a long historical period from the end of the16th century to the early decades of the 20th century. The sphere of attention includes themusical life of various social groups of Siberians, education, concert, musical and theatrical,educational, scientific activities and a number of other components of the phenomena.periodization A holistic description of the culture allowed for the periodization of the musical-historical process is made, the basic development trends, centers and a wide range of namesof participants in musical life are identified. Pedagogical work T.A. Romenskaya was alwaysconnected with research interests and attitudes. Not only because the course “The History ofSiberian Musical Culture” was developed and introduced into the educational process based onthe material of many years of scientific research, but also because a large number of differentlecture and practical courses were mastered during the work in two departments. A specialplace in this row belongs to classes with students-musicologists in their specialty and workwith graduate students. Under the leadership of T.A. Romenskaya about forty qualificationpapers were written. Among them there are educational opuses devoted to topics traditionalfor musicologists the creative heritage of foreign, Russian or Soviet composers. However,a significant part of the prepared works related to various aspects of the Siberian theme:folklore of indigenous peoples and various social and local groups of newsettlers, the work ofSiberian composers, amateur performances and the reflection of musical life in periodicals. So,the scientific aspirations of the leader were continued in the work of students.

Текст научной работы на тему «ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА РОМЕНСКАЯ - УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ(К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ)»

ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА РОМЕНСКАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ (к юбилею ученого)

© Леонова, Н.В., Робустова, Л.П., Светлова, О.А., 2020 УДК 78.072

Б01: 10.24411/2308-1031-2020-10020

ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА РОМЕНСКАЯ - УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ

(к 100-летнему юбилею)

Н.В. Леонова1, Л.П. Робустова1, О.А. Светлова1

1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена деятельности музыковеда, доктора искусствоведения, кандидата исторических наук, профессора Татьяны Аркадьевны Роменской, которой в 2020 г. исполняется сто лет, шестьдесят из них она проработала в Новосибирской консерватории. Здесь сформировались ее научные интересы, в полном объеме реализовался педагогический потенциал. Авторы выявляют особенности педагогической и научной деятельности сибирского музыковеда. Главной темой, позволившей внести существенный вклад в отечественное музыкознание, стала для Т.А. Роменской музыкальная культура Сибири. На огромном массиве собранных архивных и порой труднодоступных опубликованных источников ей удалось написать историю формирования и развития региональной музыкальной культуры на протяжении большого периода - от конца XVI в. до начальных десятилетий XX в. В сферу внимания включены музыкальный быт разных социальных групп сибиряков, образование, концертная, музыкально-театральная, просветительская, научная деятельность и ряд других составляющих явлений. На основе целостного описания культуры произведена периодизация музыкально-исторического процесса, обозначены ведущие тенденции развития, центры и широкий круг имен участников музыкальной жизни. Педагогическая работа Т.А. Роменской в значительной мере всегда была связана с исследовательскими интересами и установками. Не только потому, что на материале многолетних научных изысканий был разработан и внедрен в учебный процесс курс «История музыкальной культуры Сибири», но и потому, что стремление к новому проявилось в достаточно большом количестве освоенных лекционных и практических учебных курсов. Особое место в этом ряду заняла работа со студентами-музыковедами в классе по специальности и аспирантами. Под руководством Т.А. Роменской было написано около сорока дипломных работ. Среди них есть учебные опусы, посвященные традиционным для музыковедов темам - творчеству зарубежных, русских или современных отечественных композиторов. Однако значительную часть составляют работы, связанные с разными аспектами сибирской темы: фольклором коренных народов и разных социальных и локальных групп переселенцев, творчеством сибирских композиторов, художественной самодеятельностью и отражением музыкальной жизни в периодических изданиях. Так, научные устремления руководителя нашли продолжение в работах учеников.

Ключевые слова: Роменская Татьяна Аркадьевна, 100 лет, музыкальная культура Сибири, Новосибирская консерватория.

Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Леонова, Н.В., Робустова, Л.П., Светлова, О.А. Татьяна Аркадьевна Ро-менская - ученый и педагог (к 100-летнему юбилею). Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 5-19. Б01: 10.24411/2308-1031-2020-10020.

TATYANA ARKADYEVNA ROMENSKAYA - SCIENTIST AND TEACHER (for the 100th anniversary)

N.V. Leonova1, L.P. Robustova1, O.A. Svetlova1

1 Glinka State Novosibirsk Conservatoire, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. The article is dedicated to the activities of a musicologist, Doctor of Art Criticism, Candidate of Historical sciences, Professor Tatyana Arkadyevna Romenskaya, who will turn 100 years old in 2020. For 60 years she has been working at the Novosibirsk Conservatoire, where her scientific interests were formed, the pedagogical potential was fully realized. The authors identify features of the pedagogical and scientific activities of the Siberian musicologist. The main topic that made it possible to make a significant contribution to Russian musicology was for T.A. Romenskaya musical culture of Siberia. Based on collected archival and sometimes hard-to-reach published sources, she was able to write the history of the formation and development of regional musical culture over a long historical period - from the end of the 16th century to the early decades of the 20th century. The sphere of attention includes the musical life of various social groups of Siberians, education, concert, musical and theatrical, educational, scientific activities and a number of other components of the phenomena. periodization A holistic description of the culture allowed for the periodization of the musical-historical process is made, the basic development trends, centers and a wide range of names of participants in musical life are identified. Pedagogical work T.A. Romenskaya was always connected with research interests and attitudes. Not only because the course "The History of Siberian Musical Culture" was developed and introduced into the educational process based on the material of many years of scientific research, but also because a large number of different lecture and practical courses were mastered during the work in two departments. A special place in this row belongs to classes with students-musicologists in their specialty and work with graduate students. Under the leadership of T.A. Romenskaya about forty qualification papers were written. Among them there are educational opuses devoted to topics traditional for musicologists - the creative heritage of foreign, Russian or Soviet composers. However, a significant part of the prepared works related to various aspects of the Siberian theme: folklore of indigenous peoples and various social and local groups of newsettlers, the work of Siberian composers, amateur performances and the reflection of musical life in periodicals. So, the scientific aspirations of the leader were continued in the work of students. Keywords: Romenskaya Tatyana Arkadyevna, 100 years old, musical culture of Siberia, Novosibirsk Conservatoire.

Conflict of interests. The authors declare the absence of conflict of interest. For citation: Leonova, N.V., Robustova, L.P., Svetlova, O.A. (2020), "Tatyana Arkadyevna Romenskaya - scientist and teacher (for the 100th anniversary)". Journal of Musical Science, vol. 8, no. 2, pp. 5-19. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10020. (in Russ.)

Судьба подарила музыковеду Татьяне Аркадьевне Роменской, столетие которой мы с гордостью отмечаем в этом году, интересную, насыщенную, долгую, но трудную жизнь. Более 60 лет Татьяна Аркадьевна работает в Новосибирской консерватории. В НГК она стала маститым, авторитетным педагогом, профессором, кандидатом исторических наук и доктором искусствоведения (рис. 1). Многогранная деятельность Татьяны Аркадьевны была неоднократно отражена на стра-

ницах научных изданий. Однако наиболее полно творческий облик Т.А. Роменской представлен в монографической статье Л.П. Робустовой, посвященной 80-летнему юбилею «корифея музыкальной науки в Сибири» (2001, с. 201), как справедливо пишет автор. И тому есть немало подтверждений, в чем можно убедиться, обращаясь к публикации, не потерявшей свою актуальность и в настоящее время. В ней скрупулезно представлен творческий облик ученого и педагога, который

Рис. 1. Татьяна Аркадьевна Роменская. Фото к 60-летию НГК, 2016 г.

поражает своим разнообразием, глубиной и неисчерпаемостью, что очевидно и двадцать лет спустя, которые Татьяна Аркадьевна как всегда провела в трудах и научно-творческом поиске.

Настоящая статья подготовлена выпускниками Новосибирской консерватории, которые в разные годы учились у Татьяны Аркадьевны. В данной работе мы ставим своей целью восполнить объективно существующий хронологический пробел в изучении ее научно-творческого пути, события которого еще не были отражены в печати. Кроме того, необходимо выпукло представить основные исторические вехи и разнообразные направления ее профессиональной самореализации, дополнив их важными с научной точки зрения фактами и подробностями, которые вкупе целостно характеризуют облик крупного ученого, внесшего неоценимый

вклад в дело культурного преобразования Сибири.

Т.А. Роменская родилась в Грозном, здесь она выросла, с отличием окончила школу, избрала профессиональный путь в музыкальное искусство. В 1938 г. поступила в Грозненское музыкальное училище, но получить диплом фортепианного отделения удалось лишь в 1946 г., поскольку во время войны училище было закрыто. В эти годы она работала «в самодеятельности воинских частей, во фронтовом театре, на оборонительных рубежах»1. После войны продолжила педагогическую деятельность в музыкальной школе Грозного, преподавала сольфеджио.

В 1952 г. Татьяна Аркадьевна поступила на историко-теоретический факультет Саратовской консерватории, который закончила за четыре года (и опять с отличием), под руководством Л.Я. Хинчин написала перспективную в научном отношении дипломную работу об опере «Ио-ланта» П.И. Чайковского. Однако продолжить начатое исследование не удалось, жизнь требовала другого: сначала педагогическая деятельность в музыкальном и дошкольном педагогическом училищах Грозного, затем, в 1957 г., переезд в Ухту, где, работая в ДМШ, Т.А. Роменская провела два интереснейших в своей жизни года среди незаурядных людей - ссыльных представителей элитной части местной интеллигенции, два года духовного и интеллектуального обогащения.

1959 г. стал поворотным, изменившим судьбу: по рекомендации Л.Я. Хинчин -тогда уже заведующей кафедрой истории музыки недавно открытой Новосибирской консерватории (Шиндин Б., 2006, с. 286) - было получено приглашение на работу в сибирский вуз (рис. 2). Вместе с новым уровнем педагогической деятельности и реализации профессиональных возможностей открылись перспективы продолжения исследовательской работы.

Рис. 2. Т.А. Роменская. Фото из личного листка. Архив НГК, 1959 г.

Первые тридцать лет работы в консерватории были отданы кафедре истории музыки (рис. 3). И, конечно, студентам, с которыми она занималась по специальности, читала курсы истории русской и зарубежной музыки, архивно-библиографической и редакторской практики, в течение многих лет вела семинар по современной музыке, спецкурс «Основы научно-исследовательской работы». Значительную страницу в педагогической деятельности Татьяны Аркадьевны составил авторский курс «История музыкальной культуры Сибири», который стал ею читаться с 1974/75 учебного года (Головнева Н., 2006а, с. 233). Именно на кафедре истории музыки Т.А. Роменская начала заниматься исследованием музыкальной культуры Сибири, ставшей главной темой ее жизни.

Педагогическая деятельность в вузе складывалась успешно. Особенно много сил и энергии потребовали занятия с музыковедами по специальности. Как руководитель квалификационных работ -дипломных и диссертационных, выпол-

няемых на кафедре истории музыки, Т.А. Роменская всегда учитывала профессиональные интересы студентов и аспирантов, безусловно, ориентировалась на актуальные тенденции современного музыкознания и стоящие перед сибирской музыкальной наукой задачи. По выпускным работам отчетливо высвечиваются несколько векторов научных тем, разрабатываемых Татьяной Аркадьевной вместе с учениками (список дипломных работ и диссертаций приведен в прил. 2). Многие подготовленные ею специалисты продолжили намеченные в студенчестве научные изыскания, работая в разных городах Сибири.

Главным направлением ее класса стало изучение музыкальной культуры Сибири в различных исторических, региональных, жанровых аспектах. Тематика таких работ прослеживается уже в первые годы преподавания Т.А. Роменской, а со второй половины 1970-х гг. она становится приоритетной и единственной. Первый выпускник - О.И. Куницын (1964), работа которого о симфоническом творчестве Б. Ямпилова положила начало его пути как исследователя бурятской профессиональной музыки. Ныне он автор многочисленных публикаций о творчестве композиторов и исполнительстве Бурятии, учебников по бурятской музыкальной ли-тературе2. В работе В.Л. Сапельцева (1966) затрагивались проблемы тувинской музыкальной фольклористики, и в последующем в его статьях была предпринята «первая попытка осмысления исторического развития тувинской музыки в XX веке» (Карелина Е., 2009, с. 6). Якутская тема впервые была затронута в дипломной работе Л.Г. Ильиной, посвященной истории музыкальной культуры Якутии, которая рассматривалась на материале ораториального творчества (1978).

В аспирантуре под руководством Т.А. Роменской завершила свое исследо-

Рис. 3. С коллегами по кафедре истории музыки (Н.А. Мартынов, Т.А. Роменская, Л.Я. Хинчин, А.А. Асиновская, А.М. Айзенштадт), начало 1960-х гг.

вание специалист из Республики Саха (Якутия), выпускница Московской консерватории Г. Г. Алексеева, в 1989 г. она защитила кандидатскую диссертацию «М.Н. Жирков и его роль в становлении якутской профессиональной музыкальной культуры». Галина Григорьевна стала известным якутским музыковедом, автором исследования в объеме докторской диссертации «Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган» (2005)3.

Периодом активного интереса Т.А. Ро-менской и ее студентов к фольклорным традициям Сибири стала вторая половина 1970-х гг., когда появились работы И.С. Королевой о песнях русского народа Сибири (1976), О.И. Бугаевой об изучении музыкального фольклора тюркоязычных народностей Сибири (1978), Н.В. Леоновой о современных процессах в народной песенности Сибири на примере анализа свадебных традиций (1978), Н.А. Уриев-ской о современном состоянии музыкальной фольклористики в Сибири (1978), Л.В. Борзуновой об инструментарии

сибирских народов (1979), М.К. Тебайки-ной о проблемах сибирской музыкальной археологии (1980), и позже, в 1980-е гг., работы Т.Ю. Мартыновой о бытовании русской частушки в Сибири (1985) и С.В. Колеговой о рабочих песнях Сибири (1988).

Продолжив исследовательские поиски в рамках научного направления, определенного дипломной работой, Н.В. Леонова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Русские календарные песни Сибири». В настоящее время она является ведущим сибирским этномузыкологом -исследователем музыкально-фольклорных традиций сибирских переселенцев, подготовившим ряд дипломированных специалистов и семь кандидатов искус-ствоведения4. Научная преемственность, направленность и системность исследований позволяют говорить о формировании в Новосибирске школы сибирской музыкальной фольклористики.

В 1970-е гг. студенты класса Татьяны Аркадьевны изучали различные аспекты региональной культуры, например,

вокальное творчество сибирских композиторов (Л.А. Химич, Е.Н. Бугрова), отражение музыкальных событий в прессе (Н.Л. Воропаева), и др. Работы студентов-музыковедов 1980-х гг. уже представляли общую картину музыкальной жизни Сибири в определенные исторические периоды. Можно заметить, что они образуют своего рода цикл, охватывающий вторую половину XIX в. (М.В. Аксенова, И.Л. Царева), десятилетие на рубеже XIX-XX вв. (Т.В. Мельникова), дореволюционный этап (М.Г. Войткевич) и советскую эпоху (И.М. Кузнецова, В.Г. Самсонова).

В этом видится особый подход научного руководителя к целостному охвату сибирской музыкальной культуры в ее синхроническом и диахроническом аспектах. Важным этапом в русле комплексного исследования истории музыкальной культуры Сибири стала кандидатская диссертация О.П. Новоселовой «Музыкальная жизнь Восточной Сибири второй половины XIX века», выполненная под руководством Т.А. Роменской уже на кафедре музыкального образования и просвещения и защищенная в 1990 г. в Ленинградской консерватории. Ценнейшие материалы вышеназванных квалификационных работ были использованы при подготовке фундаментального трехтомного издания «Музыкальная культура Сибири».

В дипломных работах учеников Татьяны Аркадьевны значительное внимание уделено отечественной музыке XX в., творчеству ведущих современных композиторов и представителей школ союзных республик. В их числе С.С. Прокофьев, Г.Г. Галынин, В.А. Гаврилин, С.М. Слонимский, В.Н. Салманов, А.А. Николаев, композиторы Молдавии - Э.Л. Лазарев, Эстонии - Л.М. Аустер. Из классико-ро-мантического наследия изучались ранние симфонии Л. Бетховена, сонаты ранних романтиков, «Мефисто-вальсы» Ф. Листа, поздние оперы Н.А. Римского-Кор-

сакова. Диапазон исследуемых жанров простирается от детской фортепианной миниатюры и камерно-вокальных циклов до крупных симфонических и музыкально-театральных произведений.

В классе Т.А. Роменской зарождалась еще одна, новая для сибирского музыкознания тема синтеза искусств. Ее разработка принадлежит Н.П. Ко-ляденко, диплом которой был посвящен музыкальным принципам формообразования в прозе Т. Манна (1975). Данный интерес вырос в исследования ученого в объеме диссертаций - кандидатской «Чувственное и рациональное в художественном обобщении» и докторской «Синестетичность музыкально-художественного сознания: на материале искусства ХХ века», монографий и учебных пособий и в результате привел к созданию в Новосибирской консерватории научного направления музыкальной си-нестетики. Оно получило продолжение в подготовленных под руководством Н.П. Коляденко девяти кандидатских и трех докторских диссертациях5.

Богатый профессиональный и жизненный опыт в сочетании с неугасаемым стремлением к освоению новых областей знаний сделали Т.А. Роменскую разносторонним специалистом, обладающим широким кругозором (рис. 4). Эти качества позволили ей видоизменить профиль своей педагогической деятельности: в конце уходящего ХХ в. ее профессиональная жизнь дважды сделала достаточно крутой вираж. Первый раз в 1988, а второй - в 1992 г. Свобода работать и творить, созидать и создавать послужили поводом откликнуться на призыв руководства консерватории войти в состав новой кафедры музыкального просвещения, которая после своей организации просуществовала в вузе пять лет. Татьяна Аркадьевна стала вести не только привычные для себя предметы вузовского

Рис. 4. Занятие по архивно-библиографической практике в архиве НГК, начало 1980-х гг.

учебного плана - музыкальную культуру Сибири, архивно-библиографическую и редакторскую практики, но и предметы педагогического цикла. Прежде всего, это педагогическая практика и руководство выпускными квалификационными рефератами по специальной педагогической подготовке, как они назывались в тот исторический период времени.

Проблематика дипломных рефератов достаточно широко представляет диапазон учебно-методической деятельности Татьяны Аркадьевны (список работ по специальной педагогической подготовке приведен в прил. 3). Она впервые за свою жизнь, преодолев 70-летний возрастной рубеж, занимается работой в области методики и практики преподавания различных дисциплин студентов-музыковедов, композиторов, исполнителей разных специальностей - дирижеров и вокалистов. Естественно, что в памяти всплывают и годы своей работы в учреждениях начального и среднего звеньев образования, их приходится анализировать, рефлексировать и делать основной задачей учебно-творческого руководства в процессе написания студентами письменных работ.

Конечно, Татьяне Аркадьевне пришлось на весь свой педагогической опыт работы в буквальном смысле слова по-

смотреть «другими глазами». А именно -с точки зрения психологии деятельности и развития человеческого сознания, музыкального слуха, мышления, процессов приобретения необходимых знаний, умений и навыков, а также совершенствования общих, музыкальных и профессионально-творческих способностей. Несмотря на большой стаж работы это был для нее, безусловно, новый опыт, который она приобретала как в юные годы, всегда оставаясь хорошей ученицей - качество необходимое творческим личностям, преодолевающим ограниченность исторического и биологического времени. Учительское ученичество! Это всегда ее формат жизнедеятельности. В этом состоит основное ее качество, неугомонность ее души, для которой не существует привычных границ времени, которая всегда в творческом стремлении, поиске, полете, думает и мыслит категориями неизведанного и непривычного.

В контексте задач кафедры по-новому реализовывалась и ее лекторско-про-светительская деятельность, которой она посвятила многие годы своей творческой биографии, но которая уже реализовыва-лась опосредованно и была связана с руководством практикой музыкально-просветительской работы. Кроме того, для специализирующихся студентов по дополнительной квалификации «музыкальный просветитель» Татьяна Аркадьевна читала лекции по курсу «История и актуальные проблемы просвещения». Данную квалификацию, равно как и квалификацию «музыкальный критик», в 1995-1999 гг. по желанию получали студенты-музыковеды НГК. Однако этот интересный опыт работы ограничился весьма небольшим количеством выпускников - трех просветителей и четырех критиков - и не позволил педагогам и студентам в полной мере реализовать свой творческий потенциал (рис. 5). В то же время важно

Рис. 5. На занятии по истории музыкальной культуры Сибири с музыковедами II курса ТКФ, 1998 г.

отметить, что даже в этот небольшой по продолжительности период времени Татьяна Аркадьевна оказалась на передовых рубежах учебно-поисковой деятельности, была готова и дальше раздвигать имеющиеся границы и преодолевать рубиконы уже привычного и устоявшегося - качества, свойственные подлинному новатору своего профессионального дела.

Работа Татьяны Аркадьевны в структуре кафедры музыкального образования и просвещения оказалась не только обо-юдополезной, но и достаточно продолжительной - более двадцати лет. Своей деятельностью она показала неограниченные возможности по-настоящему творческой личности, возможности результативно трансформироваться в новые, хотя и смежные сферы, советом и делом быть полезной всегда и всем.

Смелость, даже бесстрашие перед новыми задачами, умение не пасовать

перед трудностями и адаптироваться к любым условиям, физическим и психологическим, в полной мере проявились в становлении и развертывании научной жизни Т.А. Роменской. Традиционная музыковедческая тема в консерватории, связанная с изучением оперы «Иоланта» П.И. Чайковского, не получила в дальнейшем значительного развития, но именно эта исследовательская прелюдия, созданная под руководством замечательной Л.Я. Хинчин, выявила недюжинный интерес к научному освоению музыкальных явлений и сформировала твердые и надежные научные принципы, которые сопровождали сибирского музыковеда в последующие годы профессиональной работы в Новосибирской консерватории.

Самой продуктивной, значимой и востребованной темой, которой было отдано более 30 лет жизни, стала тема «сибирская», совершенно непопулярная в кругу

консерваторских музыковедов 1960-х гг. Идея научного освоения музыкальной культуры Сибири и первый объект внимания - музыкально-просветительская деятельность декабристов, были подсказаны Татьяне Аркадьевне профессором Леонидом Николаевичем Шевчуком (Ро-бустова Л., 2001, с. 203), но это зерно упало на благодатную почву. Собирать материалы для исследования пришлось по крупицам, объезжая сибирские города, в которых имелись архивные и музейные хранилища нужных документов. И это в те годы, когда не было технических возможностей копировать и надо было переписывать от руки найденные сведения (ах, если бы тогда были компьютер, ксерокс и Интернет!).

Во время обсуждений на кафедре Татьяне Аркадьевне, по ее словам, «нередко доставалось», и, вполне вероятно, не без основания, за «элементы стихийности», вступающие в противоречие с дисциплиной. Однако это свойство ее «свободно-художнической» натуры не мешало ей быть чрезвычайно пунктуальной в формировании и систематизации личного научного архива. И своих учеников она учила делать выписки по всем правилам, «а не как попало»: отделять цитируемый текст от переизлагаемого, печатными буквами прописывать имена и названия, не использовать «доморощенных» сокращений и библиографических описаний и, обязательно не забывать проставлять страницы... Кажется, никому из учеников не удавалось сдать свою тетрадку или библиотечные каталожные карточки (на обороте которых Татьяна Аркадьевна любила помещать отдельные цитаты или конспекты небольших работ, соединив все карточки, имеющие отношение к данной работе, резинкой) с выписками с первого раза: она твердой рукой отмечала все огрехи, но эта «школа» многим из учеников впоследствии весьма пригодилась.

В 1971 г. первая сибирская тема Т.А. Роменской «Музыкально-просветительская деятельность декабристов в Сибири» завершилась защитой в Томском университете кандидатской диссертации по историческим наукам. Но в процессе подготовки этого, достаточно локального, исследования были обнаружены перспективы нового, совершенно грандиозного, объемного научного описания музыкальной культуры Сибири в многообразии составляющих ее элементов. Путь по созданию этой «эпопеи» потребовал продолжения и развития большой и тщательной собирательской работы, выработки принципов их предметной систематизации, определения критериев исторической периодизации протекавших в региональной музыкальной культуре процессов. На решение этой задачи потребовалось более двух десятков лет, результаты исследования воплотились в монографии и докторской диссертации (1992 и 1994), кульминационной точкой стала публикация фактически авторского второго тома (при участии в ряде разделов Б.В. Селиванова) «Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до Октябрьской революции» коллективной трехтомной (в шести книгах) монографии, опубликованной в 1997 г. к 40-летию Новосибирской консерватории (список трудов Т.А. Ромен-ской приводится в прил. 1).

Опыт освоения «сибирской» темы показал два важных для ученого подхода: во-первых, музыкальная культура региона рассматривается ею обязательно сквозь призму истории, т.е. как история музыкальной культуры Сибири; во-вторых, подобную тему невозможно раскрыть в рамках классического музыкознания, необходимо выходить за границы отдельной науки - наиболее глубокое знание рождается на пересечении разных научных дисциплин. Вот почему следует опираться на опыт истории, философии,

культурологии, социологии, этнографии, фольклористики и других областей знания для создания достоверной и объемной картины региональной музыкальной культуры. Этим подходам Татьяна Аркадьевна осталась верна и на следующем вираже своей деятельности.

В планах было продолжение сибирской темы, но с погружением в более ранние исторические пласты: а что было в Сибири «до походов Ермака»? Эта проблематика опять потребовала расширения научного кругозора. Освоение, с одной стороны, основополагающих авторитетных трудов по археологии, антропологии, физиологии, языкознания и, с другой - новинок, работ, предлагающих спорные трактовки научных фактов и неожиданные способы решения научных проблем, связанных с ранними этапами развития человека и человечества вообще, привело к желанию включиться в изучение и обсуждение проблем палеоистории, гипотетических вопросов происхождения музыки и речи, использовав для этого специальные знания и интуицию музыковеда. И опять научный поиск (исходить из имеющихся фактов и опираться на логику научного размышления) и вера в необходи-14

мость и состоятельность своего научного видения даже тогда, когда ты один, или почти один в данном проблемном поле науки, а результаты твоих изысканий вызывают не энтузиазм и одобрение, а недоумение и скепсис...

У подлинного научного поиска нет легких путей. Но Татьяна Аркадьевна открыто и смело служит сибирской музыкальной науке. Она в числе первых докторов наук вместе с Г.И. Гильбурдом, Е.Г. Гуренко, С.П. Галицкой и Ю.Н. Пла-ховым вошла в состав открывшегося в 1994 г. Специализированного совета по защите кандидатских диссертаций, реорганизованного в 2001 г. в докторский. Тогда же, в 2001 г. она стала главой образованного приказом ректора Е.Г. Гурен-ко нового структурного подразделения консерватории - Центра исследований музыкальной культуры народов Сибири (Головнева Н., 2006б) (рис. 6, 7). Последние десять лет Татьяна Аркадьевна вновь работает на кафедре истории музыки, продолжая активно консультировать всех

обучающихся по вопросам истории музыкальной культуры Сибири, публиковать статьи, работать над монографией. Поистине велик научный вклад Татьяны Аркадьевны в историческое музыкознание. Ее главная тема исследования музыкальной культуры Сибири стала магистральным направлением Новосибирской консерватории, открыла пути многим ученикам и последователям.

Подтверждением сказанному является настоящий выпуск журнала «Вестник музыкальной науки», в котором ряд статей посвящен музыкальной культуре Сибири в ее историческом прошлом и настоящем. Данные публикации являются своего рода научным приношением Учителю и Коллеге - профессору Татьяне Аркадьевне Роменской в честь ее знаменательного юбилея!

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Список научных трудов Т.А. Роменской

1. Иоланта» - лирико-психологическая камерная драма Чайковского. Исследование. Рукопись. 1962. 3 п.л.

2. Романсы русских композиторов на стихи Пушкина. Исследование. Рукопись. 1963. 2 п.л.

3. Музыкальная культура Новосибирска 10-70-х годов XX в. Исторический очерк. Рукопись. 1967. 6 п.л.

4. К вопросу о музыкально-эстетических взглядах декабристов в канун восстания // Вопросы эстетики и музыкознания: Науч.-метод. зап. Ново-сиб. гос. консерватории. Новосибирск, 1968. Вып. 4. С. 164-178. 1 п.л.

5. К вопросу о музыкально-эстетических взглядах декабристов в период сибирской ссылки // Вопросы эстетики и музыкознания: Науч.-метод. зап. Новосиб. гос. консерватории. Новосибирск, 1968. Вып. 4. С. 199-223. 1,4 п.л.

6. Музыкальная культура советской Сибири. Статья. Рукопись. 1968. 2 п.л.

7. Музыкальная культура советской Сибири // История Сибири: В 5 т. Т. 5. Л.: Наука, 1969. С. 404-406.

8. Музыкально-просветительская деятельность декабристов в Сибири: Дис. ... канд. ист. наук. На правах рукописи. 1971. 12 п.л.

9. Музыкально-просветительская деятельность декабристов в Сибири: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1971. 1 п.л.

10. Творческий портрет М.И. Невитова. Статья. Рукопись. 1973. 2 п.л.

11. Музыка в жизни и деятельности декабристов // Декабристы и русская культура. Л.: Наука, 1975. С. 295-324 (АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры). 2,2 п.л.

12. Вокальная лирика новосибирских композиторов. Рукопись. 1975. 3 п.л.

13. Музыка в семье декабриста П.Н. Свистуно-ва // Советская музыка. 1976. № 1. 0,75 п.л.

14. Пионеры музыкального просвещения советской Сибири // История музыкальной культуры Сибири. М., 1978. С. 5-29. 2 п.л.

15. Раздумья музыканта над Собранием Кирши Данилова. Исследование. Рукопись. 1980. 4 п.л.

16. Из истории музыкального образования в Сибири // Музыкальная жизнь. Творчество. Методические проблемы музыкальной науки: Тез. конф. СК РСФСР Новосибирск, 1982. С. 14-16. 0,1 п.л.

17. Об изучении музыкальной культуры народов Сибири в Новосибирской консерватории // Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки: Тезисы. Ташкент: ФАН, 1983. С. 23-25. 0,1 п.л.

18. О взаимодействии музыкальных культур Сибирского региона // Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока. История и современность: Тез. зон. науч. конф. Новосибирск, 1983. С. 12-14. 0,2 п.л.

19. Из истории идей патриотизма в музыкальном искусстве русских сибиряков // Гражданская и патриотическая тематика в музыке композиторов Сибири: Тез. Новосибирск, 1986. С. 51-54. 0,2 п.л.

20. К вопросу об источниках сведений по музыкальному творчеству и быту народов Сибири XVIII -первой половины XIX в. // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 1986. Вып. 3. С. 154-182. 1 п.л.

21. Проблемы эстетики на страницах первого журнала // Развитие литературно-критической мысли в Сибири. Новосибирск, 1986. С. 35-56 (АН СССР, Сибирское отделение, Институт истории, филологии и философии). 1 п.л.

22. О пропаганде эстетических и литературоведческих знаний тобольским журналом «Библиотека ученая.» // Очерки литературной критики Сибири. Новосибирск, 1987. С. 69-79 (АН СССР, Сибирское отделение, Институт истории, филологии и философии). 0,75 п.л.

23. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 г.: Моногр. Рукопись. 1989. 27 п.л.

24. Музыкально-театральная жизнь Сибири во 2-й половине XIX в. Статья. Рукопись. 1991. 1 п.л.

25. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года: Моногр. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. 412 с. 21,88 п.л.

26. Музыкально-просветительская деятельность сибирской церкви. Очерк. Рукопись. 1992. 0,5 п.л.

27. Сибирская музыкально-критическая мысль во 2-й половине XIX в. Статья. Рукопись. 1992. 2 п.л.

28. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года: Дис. ... д-ра искусствоведения. Новосибирск, 1994.

29. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Новосибирск, 1994. 1 п.л.

30. Роменская Т.А., Селиванов Б.В. Очерки по истории музыкальной эстетики Сибири (ХУШ-Х1Х вв.) / Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск, 1995. 310 с. 18 п.л.

31. Музыкальная культура Сибири на этапе 1861-1905 гг. Исследование. Рукопись. 1996. 16 п.л.

32. История музыкальной культуры Сибири на этапе 1905-1917 гг. Исследование. Рукопись. 1996. 11 п.л.

33. Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 2. Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до Октябрьской революции 1917 г. Кн. 2. Музыкальная культура Сибири второй половины XIX -начала XX века. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1997. 510 с. 61 п.л.

34. Музыкальная культура Сибири от истоков до неолита. Моногр. Кн. 1. Рукопись. 2001. 10 п.л.

35. Предисловие // Понурова О.Н. Хоровая жизнь шестидесятых. Новосибирск, 2001. 0,2 п.л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Музыкальная культура Сибири от неолита до вторжения казаков. Кн. 2. Рукопись. 2002. 3 п.л.

37. Предисловие // Ромм В.В. Танец и секреты древнейших цивилизаций. Новосибирск, 2002. 0,4 п.л.

38. О художнике, поэте-романтике и фантазере Вячеславе Иосифовиче Жалковском // Сибирский музыкальный альманах-2002. 2004. С. 274-279. 0,75 п.л.

39. Второй (переходной) этап процесса развития звукового общения (вокальной и вербальной речи) гоминид // Казначеевские чтения. 2007. № 1. С. 189-197. 1 п.л.

40. К проблеме происхождения речи (вербальной и вокальной) // Сибирский музыкальный аль-манах-2004. 2007. С. 53-69. 1,5 п.л.

41. Рождение вокального мелодизма в жизнедеятельности первобытного Человека // Проблемы развития сибирской школы академического пения: Сб. докл. межрегион. науч.-практ. конф. «Перспективы развития сибирской школы академического пения», 11-17 нояб. 2008 г.; Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск, 2008 С. 54-64. 1 п.л.

42. Экскурс в историю формирования посылок возникновения элементов музыкального мышле-

ния // Казначеевские чтения. 2008. № 2. URL: http:// slavzso.narod.ru/t3.html#_Toc194501325. 0,75 п.л.

43. Из Государственного архива Алтайского края // Сибирский музыкальный альманах-2005. 2009. С. 224-238. 1 п.л.

44. К вопросу об истоках музыкальной культуры Сибири: о методе исследования // Казначеевские чтения. 2009. № 1. URL: http://slavzso.narod. ru/1-9/13.html. 1 п.л.

45. Рождение интонации в речевом общении первобытного человека // Казначеевские чтения. 2009. № 2. С. 185-191. 0,5 п.л. URL: https://textarchive. ru/c-1318939-pall.html.

46. Становление ладового чувства у первых Homo Sapiens // Казначеевские чтения. 2010. № 2. С. 138-141. 0,3 п.л. URL: http://slavzso.narod.ru/1-10/ s2-10.html.

47. Роль обертонового звукоряда в становлении ладового чувства первых Homo Sapiens // Казначе-евские чтения. 2011. № 1. С. 160-163. 0,3 п.л.

48. Возникновение и этапы развития речи первобытного человека в эпоху палеолита // Казначеевские чтения. 2012. № 3. С. 193-196. 0,8 п.л.

49. История музыкальной культуры Сибири от истоков до утверждения Российской государственности в XVIII столетии: Моногр. Рукопись. 2012.

50. Рождение интонации-обобщения в музыкальной речи первых Homo Sapiens // Казначеев-ские чтения. 2012. № 1. С. 168-178. 1,5 п.л.

51. Сибирское отделение Союза композиторов. Статья. Рукопись. 2012. 4 п.л.

52. Стригоцкая Т.А. Рождение у Homo Sapiens поры неолита признаков мелодизма, ладовой организации и музыкальной формы // Казначеевские чтения. 2014. № 1. С. 1-7. 1,5 п.л. URL: https://docplayer. ru/44513327-Kaznacheevskie-chteniya-1-2014.html.

53. Скульптура «Юпитер» - археологический детектив // Казначеевские чтения. 2015. № 1. С. 120-131. 2 п.л. URL: http://oko-uran999.narod.ru/kazn_cht_1-15-6i.pdf

54. О современном новаторстве // Казначеевские чтения. 2016. № 4. С. 41-58. 1,5 п.л.

55. Проблемы современного сибирского театра // Казначеевские чтения. 2016. № 3. 1 п.л.

56. Роменская (Стригоцкая) Т.А. К вопросу о происхождении речи. Статья первая: исходные установки // Вестник музыкальной науки. 2018. № 2. С. 52-59. 0,5 п.л. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-proishozhdenii-rechi-statya-pervaya-ishodnye-ustanovki. DOI: 10.24411/2308-1031-2018-00048.

57. Роменская (Стригоцкая) Т.А. К вопросу о происхождении речи. Статья вторая: Homo habilis и Homo erectus // Вестник музыкальной науки. 2018. № 3. С. 48-55. 0,5 п.л. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-proishozhdenii-rechi-statya-vtoraya-homo-habilis-i-homo-erectus. DOI: 10.24411/2308-1031-2018-00006.

58. Первый период четвертого этапа истории речи // Казначеевские чтения. 2018. № 3. С. 99-112. 1 п.л.

59. Стригоцкая (Роменская) Т.А. Четвертый этап истории речи: становление вербального общения Homo Sapiens neanderthalensis: К вопросу о роли фактора «речь» в эволюции человека // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 168-181. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10019.

Приложение 2. Дипломные работы, выполненные под руководством Т.А. Роменской по кафедре истории музыки

1. Куницын О.И. Симфоническое творчество Б. Ямпилова. 1964.

2. Оленковская З.С. Особенности трактовки и воплощения испанской темы в камерно-вокальных циклах В. Салманова и А. Николаева. 1965.

3. Смирнов Д.И. Опера Э. Лазарева «Клоп». 1965.

4. Павлова Е.М. «?»6 1966.

5. Сапельцев В.Л. Современное состояние тувинской музыкальной фольклористики и некоторые вопросы ее развития. 1966.

6. Зорина Э.М. «?» 1967.

7. Тевелева Р.Л. «?» 1967.

8. Лекох А.Е. «Русская тетрадь» В. Гаврилина. 1968.

9. Пярг И.Г. «Тийна» Л. Аустер - этапное произведение в истории эстонского балета. 1968.

10. Юдей Е. «Девушка и смерть» Горького-Галы-нина. 1969.

11. Котляров В.К. Развитие традиций лирической оперы Чайковского в лирических сценах в эпопее С. Прокофьева «Война и мир». 1969.

12. Кишиневская Л.Н. «?» 1971.

13. Тимакова О.Е. Традиции и новаторство в первых частях ранних симфоний Бетховена. 1971.

14. Кириченко Л.Н. Музыкально-просветительская деятельность Невитова М.М. в Сибири. 1972.

15. Химич Л.А. Камерно-вокальные циклы сибирских композиторов 60-х - 70-х годов. 1974.

16. Коляденко Н.П. Роль музыкальных принципов формообразования в прозе Т. Манна. 1975.

17. Минская Е. Драматургические функции эпизодов в позднем оперном творчестве Римско-го-Корсакова. 1975.

18. Осипова Е.И. Герой и народ в опере «Вири-нея» Слонимского. 1975.

19. Серова Г.Е. Место и значение фортепианных сонат ранних романтиков. 1975.

20. Бажанова Е.М. О некоторых тенденциях развития советского детского фортепианного репертуара 70-х годов. 1976.

21. Воропаева Н.Л. Омская пресса начала XX в. о музыке. 1976.

22. Королева И.С. Сборник «Сибирские русские народные песни» с предисловием. 1976.

23. Бугаева О.И. К проблеме изучения музыкального фольклора тюркоязычного населения Сибири. 1978.

24. Грезева Н.А. Эволюция идейно-образного содержания в «Мефисто-вальсах» Ф. Листа. 1978.

25. Ильина Л.Г. Об истории якутской музыкальной культуры (на материале ораториального творчества). 1978.

26. Леонова Н.В. Современные процессы в народной песенности Сибири (на примере анализа свадебных песен Обь-Иртышского Междуречья и Верхнего Приобья). 1978.

27. Уриевская Н.А. Основные задачи русской фольклористики Сибири. 1978.

28. Борзунова Л.В. К проблеме изучения инструментария народов Сибири. 1979.

29. Тебайкина М.К. Некоторые проблемы сибирской музыкальной археологии. 1980.

30. Мартынова Т.Ю. Русская частушка. К проблеме жанра и форм ее бытования в Сибири. 1985.

31. Бугрова Е.Н. Творческий портрет композитора-песенника О. Иванова. 1986.

32. Кузнецова И.М. Из истории музыкальной культуры Советской Сибири (очерки). 1986.

33. Аксенова М.В. Музыкально-этнографическая деятельность политических ссыльных в Сибири (вторая половина XIX в.). 1987.

34. Войткевич М.Г. Музыкальная жизнь Сибири между двумя революциями (1905-1917 гг.). 1987.

35. Мельникова Т.В. Музыкальная жизнь Сибири (1896-1905 гг.). 1987.

36. Царева И.Л. Музыкальная жизнь Сибири второй половины XIX века в отражении сибирской печати. 1987.

37. Карманова Н.В. Неизвестный сборник кантов. 1988.

38. Колегова С.В. Рабочие песни Сибири. 1988.

39. Самсонова В.Г. Художественная самодеятельность в г. Новосибирске. 1988.

Приложение 3. Квалификационные работы

по специальной педагогической подготовке, выполненные под руководством Т.А. Роменской по кафедре музыкального образования и просвещения

1. Урсегова Н.А. Программа курса сольфеджио для фольклорно-этнографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусств. ТКФ, 1997.

2. Жукова О.В. Японская музыка в Сибири (к вопросу о просветительской деятельности НГК им. М.И. Глинки). ТКФ, 1998.

3. Никулин Г.А. К проблеме развития метроритмических навыков в средних классах ДМШ. ТКФ (композиция), 1998.

4. Шелудякова Н.Ю. К проблеме активизации деятельности учащихся на уроках сольфеджио (на примере 1-3 классов). ТКФ (композиция), 1998.

5. Курнева И.А. Программа по музыкальной литературе для учащихся 5 класса общеобразовательной школы «Гармония». ТКФ, 1999.

6. Новикова О.В. Сто мелодий коренных народов Сибири (хрестоматия по сольфеджио). ТКФ, 1999.

7. Разин А.Р. Сто примеров одноголосного диатонического диктанта для 1-2 классов ДМШ. ТКФ (композиция), 1999.

8. Форостенко Н.Ю. Программа курса «Мировая художественная культура» для учащихся экономического лицея (к вопросу о специфике изучения музыки). ТКФ, 1999.

9. Якубовская М.В. Сборник песен для развития интонационных и певческих навыков учащихся 1 класса отделения народных инструментов в ДМШ. ТКФ, 1999.

10. Мясоедова Т.С. Проблемы работы с начинающими в обучении игре на домре. ФНИ, 2000.

11. Титенкова Л.С. Основные методы и принципы современной вокальной школы. ВФ, 2000.

12. Суслов Д.А. Работа над дикцией в пении. ВФ, 2000.

13. Илюшников А.П. Некоторые аспекты методики начального обучения вокалистов. ВФ, 2000.

14. Быков Д.И. Методика выработки устойчивого положения гортани в пении. ВФ, 2000.

15. Бралинова А.К. Самостоятельная работа певца над оперной партией. ВФ, 2000.

16. Бедарев П.Д. Работа над дыханием начинающего певца. ВФ, 2000.

17. Полещук Н.М. Хрестоматия по сольфеджио для учащихся духового отделения ДШИ. ТКФ, 2000.

18. Сиднева Т.П. Методика обучения начальным навыкам джазовой импровизации. ТКФ (композиция), 2000.

19. Талалайченко Е.А. Развитие творческих способностей на уроках композиции в ДМШ. ТКФ (композиция), 2001.

20. Васькин В.А. Хрестоматия по сольфеджио (на материале произведений сибирских композиторов). ТКФ, 2001.

21. Апасов А.А. Вопросы воспитания и обучения композиторов (методологические подходы и поиски решения). ТКФ (композиция), 2003.

22. Окунева А.А. Музыкальный театр как предмет музыкально-эстетического воспитания дошкольников. ТКФ (композиция), 2004.

23. Мякинина Н.В. Разработка программы курса «История органного искусства». ТКФ, 2004.

24. Кундик Е.В. Раннее музыкальное развитие детей в студии «Апельсинчик». ДХФ, 2005.

25. Старостина О.В. Учебное пособие по курсу «Зарубежная хоровая литература» для учащихся НОККиИ: раздел «Венские классики». ДХФ, 2005.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Роменская Т.А. Автобиография. Личное дело. Архив Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки.

2 Олег Иосифович Куницын // Музыкальная культура Сибири: Информационная система. URL: http:// www.media-nsglinka.ru/index.php?r=mcspersona/ view&id=8 (дата обращения: 18.03.2020).

3 Галина Григорьевна Алексеева // Музыкальная культура Сибири: Информационная система. URL: http://www.media-nsglinka.ru/index. php?r=Mcspersona/view&id=375&print=1 (дата обращения: 18.03.2020).

4 Наталья Владимировна Леонова // Музыкальная культура Сибири: Информационная система. URL: http://www.media-nsglinka.ru/index. php?r=Mcspersona/view&id=141 (дата обращения: 18.03.2020).

5 Нина Павловна Коляденко // Музыкальная культура Сибири: Информационная система. URL: http:// www.media-nsglinka.ru/index.php?r=Mcspersona/ view&id=438 (дата обращения: 18.03.2020).

6 Здесь и далее подобным образом обозначены работы, названия которых восстановить не удалось.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Головнева Н.И. Роменская Татьяна Аркадьевна // Новосибирская консерватория -50 лет: Энцикл. слов. Новосибирск, 2006а. С. 233.

Головнева Н.И. Центр исследований музыкальной культуры народов Сибири // Новосибирская консерватория - 50 лет: Энци-кл. слов. Новосибирск, 20066. С. 291-292.

Карелина Е.К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: Исследование. М.: Композитор, 2009. 552 с.

Робустова Л.П. Музыкальная Сибирь -тема ее жизни (к юбилею профессора Т.А. Роменской) // Сибирский музыкальный альманах-2000. 2001. С. 201-204.

REFERENCES

Golovneva, N.I. (2006a), "Romenskaya Tatyana Arkadyevna", Novosibirskaya konservatoriya - 50 let [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years], Novosibirsk, p. 233. (in Russ.)

Golovneva, N.I. (2006b), "Center for research of musical culture of the peoples of Siberia", Novosibirskaya konservatoriya -50 let [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years], Novosibirsk, pp. 291-292. (in Russ.)

Karelina, E.K. (2009), Istoriya tuvinskoi muzyki ot padeniya dinastii Tsin i do nashikh dnei: Issledovanie [History of Tuvan music from the fall of the Qing dynasty to the present day: research], Kompozitor, Moscow, 552 p. (in Russ.)

Шиндин Б.А. Хинчин Лия Яковлевна // Новосибирская консерватория - 50 лет: Эн-цикл. слов. Новосибирск, 2006. С. 286.

Robustova, L.P. (2001), "Musical Siberia -the theme of her life (for the anniversary of Professor T. A. Romenskaya)", Sibirskii muzykal'nyi al'manakh-2000 [Siberian music almanac-2000], pp. 201-204. (in Russ.)

Shindin, B.A. (2006), "Khinchin Liya Yakovlevna", Novosibirskaya konservatoriya -50 let [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years], Novosibirsk, p. 286. (in Russ.)

Сведения об авторах

Леонова Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры эт-номузыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]

Робустова Людмила Павловна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им.М.И. Глинки E-mail: [email protected]

Светлова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]

Authors information

Natalya V. Leonova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Professor of the Department of Ethnomusicology at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Lyudmila P. Robustova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Head of the Department of Music Education and Enlightenment at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Olga A. Svetlova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Head of the Department of Music History at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 21.04.2020 Received 21.04.2020

После доработки 24.04.2020 Revised 24.04.2020

Принята к публикации 25.04.2020 Accepted for publication 25.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.