Научная статья на тему 'Татьяна Аркадьевна роменская - исследователь Сибири: основные направления деятельности'

Татьяна Аркадьевна роменская - исследователь Сибири: основные направления деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМЕНСКАЯ Т.А / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ / АРХИВЫ СИБИРИ / СИБИРСКАЯ ПРЕССА / НОВОСИБИРСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. М.И. ГЛИНКИ / СИБИРСКОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ / СИБИРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ROMENSKAYA T.A / MUSICAL CULTURE OF SIBERIA / ARCHIVES OF SIBERIA / SIBERIAN PRESS / GLINKA NOVOSIBIRSK CONSERVATOIRE / SIBERIAN MUSICOLOGY / SIBERIAN LOCAL HISTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пыльнева Лада Леонидовна

В статье анализируется исследовательская работа Татьяны Аркадьевны Роменской (р. 1920) профессора Новосибирской государственной консерваторииим. М.И. Глинки. В центре внимания направления исследований ученого, связанныес культурой и историей обширного региона Сибири, в том числе изучение концертной,музыкально-театральной, музыкально-критической и педагогической деятельности представителей региона с периода его присоединения к России до наших дней, возведенияхрамов, становления церковнопевческого искусства, просветительской роли церкви, просветительской деятельности ссыльных и образованных переселенцев. Т.А. Роменской проанализированы публицистическая работа сибиряков, формирование краеведческой науки,организация периодической печати досоветского периода. Сделаны выводы об основныхнаправлениях музыковедческой работы, нашедшие отражение в деятельности последователей. Дана оценка достижений крупного сибирского ученого. Рассматриваются также архивы ученого, формировавшиеся на протяжении нескольких десятилетий и содержащие ценную документацию по культуре Сибири. В их числе копии архивных документов, статей изпрессы, писем, нотных рукописей, наиболее показательных и редких публикаций о культуре региона и музыкальном искусстве. Т.А. Роменской собраны материалы по деятельностиСибирского отделения Союза композиторов, работе филармонических коллективов, а такжетруды выдающихся сибирских музыковедов, этнографов, археологов и историков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATIANA ARKADYEVNA ROMENSKAYA - RESEARCHER OF SIBERIA: THE MAIN DIRECTIONS OF RESEARCH ACTIVITY

The article analyzes the research work of Tatiana Arkadievna Romenskaya (1920) -Professor of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire. The focus is on the directions ofthe scientist ‘s research related to the culture and history of the vast region of Siberia.Including the study of concert, musical-theatrical, musical-critical and pedagogical activitiesof representatives of the region from the period of its accession to Russia to the present day,the construction of temples, the formation of church art, the educational role of the church, theeducational activity of exiles and educated settlers. T.A. Romenskaya analyzed the journalisticwork of the Siberian, the formation of the regional press, the organization of the periodic press of the pre-Soviet period, as well as the press in Soviet times. The conclusions are drawn aboutthe main directions of musicological work, which are reflected in the activities of followers.Assessed the achievements of a major Siberian scientist. This article considers the archives ofthe scientist, which have been formed for several decades and contain valuable documentationon the culture of Siberia. Including copies of these archival documents, articles from press,letters, note manuscripts, the most revealing and rare publications about the culture of theregion and musical art. The scientists also collected materials on the activities of the Siberianbranch of the Union of Composers, the work of the Philharmonic collectives, the works ofoutstanding Siberian musicologists, ethnographers, archeologists and historians.

Текст научной работы на тему «Татьяна Аркадьевна роменская - исследователь Сибири: основные направления деятельности»

© Пыльнева, Л.Л., 2020 УДК 908; 78.072

DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10021

ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА РОМЕНСКАЯ -ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СИБИРИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Л. Пыльнева1

1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. В статье анализируется исследовательская работа Татьяны Аркадьевны Роменской (р. 1920) - профессора Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. В центре внимания - направления исследований ученого, связанные с культурой и историей обширного региона Сибири, в том числе изучение концертной, музыкально-театральной, музыкально-критической и педагогической деятельности представителей региона с периода его присоединения к России до наших дней, возведения храмов, становления церковнопевческого искусства, просветительской роли церкви, просветительской деятельности ссыльных и образованных переселенцев. Т.А. Роменской проанализированы публицистическая работа сибиряков, формирование краеведческой науки, организация периодической печати досоветского периода. Сделаны выводы об основных направлениях музыковедческой работы, нашедшие отражение в деятельности последователей. Дана оценка достижений крупного сибирского ученого. Рассматриваются также архивы ученого, формировавшиеся на протяжении нескольких десятилетий и содержащие ценную документацию по культуре Сибири. В их числе копии архивных документов, статей из прессы, писем, нотных рукописей, наиболее показательных и редких публикаций о культуре региона и музыкальном искусстве. Т.А. Роменской собраны материалы по деятельности Сибирского отделения Союза композиторов, работе филармонических коллективов, а также труды выдающихся сибирских музыковедов, этнографов, археологов и историков. Ключевые слова: Роменская Т.А., музыкальная культура Сибири, архивы Сибири, сибирская пресса, Новосибирская консерватория им. М.И. Глинки, сибирское музыкознание, сибирское краеведение.

Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Пыльнева, Л.Л. Татьяна Аркадьевна Роменская - исследователь Сибири: Основные направления деятельности. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 20-34. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10021.

TATIANA ARKADYEVNA ROMENSKAYA - RESEARCHER OF SIBERIA: THE MAIN DIRECTIONS OF RESEARCH ACTIVITY

L.L. Pylneva1

1 Glinka State Novosibirsk Conservatoire, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the research work of Tatiana Arkadievna Romenskaya (1920) -Professor of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire. The focus is on the directions of the scientist 's research related to the culture and history of the vast region of Siberia. Including the study of concert, musical-theatrical, musical-critical and pedagogical activities of representatives of the region from the period of its accession to Russia to the present day, the construction of temples, the formation of church art, the educational role of the church, the educational activity of exiles and educated settlers. T.A. Romenskaya analyzed the journalistic work of the Siberian, the formation of the regional press, the organization of the periodic press

of the pre-Soviet period, as well as the press in Soviet times. The conclusions are drawn about the main directions of musicological work, which are reflected in the activities of followers. Assessed the achievements of a major Siberian scientist. This article considers the archives of the scientist, which have been formed for several decades and contain valuable documentation on the culture of Siberia. Including copies of these archival documents, articles from press, letters, note manuscripts, the most revealing and rare publications about the culture of the region and musical art. The scientists also collected materials on the activities of the Siberian branch of the Union of Composers, the work of the Philharmonic collectives, the works of outstanding Siberian musicologists, ethnographers, archeologists and historians. Keywords: Romenskaya T.A., musical culture of Siberia, archives of Siberia, Siberian press, Glinka Novosibirsk Conservatoire, Siberian musicology, Siberian local history. Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interest. For citation: Pylneva, L.L. (2020), "Tatiana Arkadyevna Romenskaya - researcher of Siberia: the main directions of research activity". Journal of Musical Science, vol. 8, no. 2, pp. 20-34. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10021. (in Russ.)

Т.А. Роменская (р. 06.06.1920) -

«-» 1 известный музыковед и историк1,

с 1959 г. работающий в Новосибирской государственной консерватории. Преподавательская деятельность Татьяны Аркадьевны охватила предметы музыкально-исторического и музыкально-просветительского циклов: это история русской и зарубежной музыки, история музыкальной культуры Сибири, история и актуальные проблемы музыкального просвещения, архивно-библиографическая и редакторская практика, основы научно-исследовательской работы, основы музыкального просвещения, руководство дипломными работами. Многолетняя работа со студентами представляется весьма важной, но, говоря о Роменской, прежде всего надо остановиться на научной деятельности.

Как известно, спектр интересов ученого широк. Помимо разработки тем, связанных с историей русского и зарубежного музыкального искусства, Татьяна Аркадьевна обратилась к сибирской проблематике, и именно здесь ее вклад в отечественное музыкознание наиболее масштабен. Фактически это исследователь, ставший одним из корифеев в изучении музыкальной

культуры Сибири. Реализованные и намеченные разработки вылились в самостоятельные исследовательские направления ряда историков, аналитиков, этномузыкологов. Ученым собрана колоссальная информационная база (архив данных) по музыкальной культуре Сибири. Тем не менее, личность и труды крупного ученого, который отмечает вековой юбилей, до сих пор не стали специальным объектом внимания коллег и последователей.

Целью настоящей статьи становится оценка вклада Т.А. Роменской в сибирское музыкознание. Попутно решаются задачи:

1) оконтурить круг проблем, оказавшихся в поле научных разработок и исследовательских интересов ученого;

2) систематизировать архивные материалы, собранные Т.А. Ромен-ской на протяжении научной работы по сибиреведению.

В целом спектр проблем, освещаемый ученым, объединил историю музыкальной деятельности различных слоев переселенческого населения региона от периода освоения Сибири до начала ХХ в., вопросы музыкально-критической и просветительской деятельности сибиряков

в досоветское и советское время, работу любительских музыкальных и литературных обществ, отделений ИРМО и ИРГО, эстетические концепции, сформировавшиеся в сибирской науке, становление музыкального образования, работу сибирских композиторов - членов СО СК, проблемы происхождения музыкального искусства на территории Сибири. Основные результаты научных изысканий опубликованы в крупных трудах (1971, 1992, 1995, 1997а, б, 2008а, б, 2011, 2014, 2018а, б).

В работах «Музыкальная культура Сибири от походов Ермака (1582 г.) до крестьянской реформы 1861 года» и «Музыкальная культура Сибири второй половины XIX - начала ХХ века», составивших книги второго тома коллективной монографии «Музыкальная культура Сибири» впервые в истории отечественной науки дан анализ основных процессов становления переселенческой музыкальной культуры в азиатской части России от истоков освоения земель до начала ХХ столетия. Исследование Т. А. Роменской сопровождалось опорой на фактический материал, сконцентрированный не только в опубликованных статьях и очерках очевидцев, но и в уцелевших рукописных документах, экземплярах сибирской прессы, сохранившихся в архивах.

Показательно, что появление упомянутых трудов, ценное само по себе, дало также толчок к более детальному изучению регионального музыкального искусства различных периодов в отдельных городах, краях и республиках Сибири. В ряду подобных работ исследования И.В. Белоносовой (2005), Н.И. Головневой (1994), Е.К. Каре-

линой (2009), Е.В. Прыгун (2008), Л.Л. Пыльневой (2013), Е.С. Царевой (2014) и др. Стоит отметить, что на подходы к сбору, систематизации, периодизации и анализу материала во многом повлияли наработки Т.А. Роменской. Так, большое внимание к прессе и архивным документам стало значимым информационным ресурсом не только в упомянутых публикациях, но и во множестве других научных опусов. Данные из области региональной музыкальной критики, в частности, легли в основу диссертационного исследования С.С. Сырвачевой (2019), статей Ю.Л. Фиденко (2018), Л.Л. Пыльневой (2018), И.И. Кры-ловской (2016), книги Л.А. Матвеевой (2009) и мн. др.

Принципиальной стала комплексная методология, предложенная Т.А. Роменской для освоения и реконструкции процессов музыкального искусства в контексте смежных дисциплин: общей истории, эстетики, литературоведения, этнографии. Соответственно важными для понимания сути культурного развития в регионе явились диссертационная работа исторической направленности (1971) и анализ эстетических концепций сибирских мыслителей, осуществленный в соавторстве с Б. В. Селивановым «Очерки по истории музыкальной эстетики в Сибири ХУШ-Х1Х вв.» (1995).

Логичным продолжением и в то же время новым направлением исследований стала музыкальная археология, реализованная в трудах 2000-2010-х гг.: впервые в истории сибирского музыкознания сделаны шаги по реконструкции истоков зарождения и формирования

феномена музыки в регионе. Труды Т.А. Роменской продолжают прирастать, вскрывая различные аспекты избранной проблематики и формируя поле для дальнейшего исследования.

Одним из составляющих всей исследовательской деятельности ученого явилась архивная работа, в результате которой сформировался личный архив Т.А. Роменской. Он собирался несколько десятилетий (преимущественно в 1960-1990-е гг.), в том числе в ходе многочисленных поездок по городам Сибири: в их списке Томск, Тобольск, Иркутск, Барнаул, Омск, Бийск, Кемерово, Красноярск, Улан-Удэ, Чита. Создание архива можно считать одним из важнейших достижений исследователя: в настоящее время он служит ценной базой данных по целому спектру вопросов краеведческого, регионоведческого, музыковедческого характера. В архиве сконцентрированы изданные научные работы, авторские манускрипты, рукописные копии и фотокопии сибирских архивных материалов, статей из сибирской прессы, писем, мемуаров, правоустанавливающих документов и директив, отчетов, ведомостей, концертных программ. Имеется также библиотека и фонд цитат из раритетных опубликованных источников.

Проанализированы и выявлены имеющие отношение к музыкальной культуре Сибири материалы государственных архивов, городских, областных, краевых, республиканских коллекций,

в том числе фонды государственных архивов Алтайского и Красноярского краев, Иркутской, Омской, Томской, Кемеровской, Читинской

областей, Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области, Центрального государственного архива Дальнего Востока, Научного архива Тобольского музея-заповедника, Архива Якутского филиала СО РАН (ранее СО АН СССР), Государственной библиотеки им. В.И. Ленина (в частности, рукописного отдела), Центрального государственного архива древних актов, Центрального государственного исторического архива, Барнаульского естественно-исторического музея.

Коллекция Т.А. Роменской включает множество фондов, и в рамках данной публикации целесообразно остановиться на наиболее крупных их них. Прежде всего, необходимо отметить большое количество источников из сибирской прессы досоветского периода. Это статьи из периодики, посвященные концертному и музыкально-театральному искусству и образованию. Собраны и подробно проанализированы следующие издания: «Акмолинские областные ведомости» (1889-1890, 1898, 1894-1895); «Алтай» (1913); «Алтайское дело» (1910-1912, 1914, 1916); «Амур» (1860-1862); «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателей» (1793-1794); «Восточная заря» (1910); «Восточное обозрение» (1869,1882,1884-1887, 1892-1904, 1907, 1910); «Голос Сибири» (1912); «Енисей» (1895, 1898); «Енисейская мысль» (1913, 1915); «Енисейские губернские ведомости» (1862, 1864, 1866-1867, 1873, 1876, 1891, 1898); «Жизнь Алтая» (1912); «Забайкальские областные ведомости» (1867, 1882, 1897-1899); «Ирбитский яр-

марочный листок» (1868-1870); «Иркутские губернские ведомости» (1858, 1864-1865, 1892, 19001905); «Иркутские епархиальные ведомости» (1875, 1877); «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» (1791); «Красноярец» (1907); «Музыкальный труженик» (1908-1910); «Омский вестник» (1909-1917); «Омский телеграф» (1907-1911); «Отклики Сибири» (1915); «Пермские губернские ведомости» (18691970); «Свободная Сибирь» (1917); «Сибирская газета» (1881-1886, 1888, 1901); «Сибирская летопись» (1901-1917); «Сибирская театральная газета» (1906); «Сибирские вопросы» (1905-1912); «Сибирские театральные известия» (1906); «Сибирский вестник» (1812-1822, 1865, 1883, 1886-1892); «Сибирский вопрос» (1906-1909 гг.); «Сибирское слово» (1901-1911); «Сибирь» (1873, 1875-1878, 1881-1887, 1909-1911); «Театр и искусство» (1916-1919); «Театр и музыка» (1912); «Тобольские губернские ведомости» (18571858, 1861, 1863-1868, 1870-1872, 1881, 1885-1887, 1892, 1893-1896, 1899); «Тобольские епархиальные ведомости» (1885, 1895-1896, 1902); «Томский справочный листок», впоследствии «Сибирская жизнь» (1894, 1901, 1904-1905); «Томские губернские ведомости» (1857 (№ 1-36), 1858 (№ 6-51), 1866 (№ 1-51), 1867 (№ 1-51), 1868 (№ 1-51), 1883, 1898, 1894 1906-1907); «Томский листок» (1886, 1888-1889, 1894, 1896); «Якутские епархиальные ведомости» (1893-1896, 1901).

Также отметим наличие копий отдельных публикаций из «Сибирского архива», «Сибирского вестника Гр. Спасского», «Сибирского сборника».

Отдельный фонд составляют источники из сибирской прессы советского периода: «Алтайская правда» (1937-1939, 1972); «Байкал» (1966); «Большевистская смена» (1939); «Енисей» (1944-1948, 1950); «Звезда Алтая» (1972-1975); «Искусство» (Омск) (1921-1922); «Искусство и жизнь» (Иркутск) (19181919); «Красное знамя» (1930-1931, 1968, 1972-1973); «Омская правда» (1972); «Сибирская живая старина» (1923-1929); «Сибирские огни» (1922-1924, 1926, 1928, 1930, 1939, 1941, 1946-1950-1955, 1959-1964, 1973); «Советская культура» (19721975); «Сцена и зрелища» (Иркутск) (1919); «Театр и искусство» (Чита) (1919-1920); «Томский зритель» (1926-1927).

В личном архиве образован фонд, в котором сохранены копии редких не сибирских изданий дореволюционного и постреволюционного периода: это статьи и цитаты из «Архангельских губернских ведомостей», «Библиотеки для чтения», «Вестника Европы» (проработаны издания за 1803-1911 гг.), «Вестника ИРГО», «Голоса минувшего» (1913-1917), «Живой старины» (1890-1915), «Журнала Министерства народного образования», «Исторического вестника» (1880-1916), «Киевских губернских ведомостей», «Колокола», «Красного архива» (1925), «Москвитянина» (1841-1842),

«Московских ведомостей», «Московского телеграфа» (1825, 1829), «Отечественных записок» (18211883), «Полного собрания законов Российской империи с 1649 года», «Русского архива» (1864-1903), «Русского вестника» (1813-1906), «Русского мира», «Русской мысли» (1880-1912), «Русского слова»

(1865), «Русской музыкальной газеты» (1894-1918) «Русской старины» (1870-1917), «Санкт-Петербургских ведомостей» (1837-1845), «Санкт-Петербургского журнала», «Современника» (1847-1915), «Трудов музыкально-этнографической комиссии» (1906-1911). В подобных газетах и журналах обнаружено мало материалов о Сибири, но выдержки из них служат контекстной информацией, необходимой для сравнения состояния культуры за Уралом с ситуацией в других областях метрополии и выявления взаимосвязей между ними.

Названные издания позволили собрать огромный массив информации, который лег в основу главы, посвященной становлению сибирской музыкальной критики «Сибирская музыкальная пресса» (1997б, с. 191-236), а также стал важнейшим источником для анализа концертной, театральной и музыкально-педагогической деятельности сибиряков и гастролеров, членов любительских обществ, ИРМО и т.д. Сформированные на основе фактического материала данные и выводы изложены также в других главах упомянутых фундаментальных трудов Т.А. Роменской «Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года» (1997а, с. 119-181) и «Музыкальная культура Сибири второй половины XIX - начала ХХ века» (1997б, с. 35-191; 320391). Ценность материалов очевидна. Благодаря титанической работе в сибирских архивах и библиотеках, Т.А. Роменской удалось выявить источники, свидетельствующие о наличии весьма развитого музыкального искусства в регионе, и за-

полнить существенный пробел в отечественном музыковедении.

Судя по данным архива, сведения, поступавшие от корреспондентов разных городов, не всегда были благоприятны: наряду с весьма благожелательными2 встречались и откровенно критические3. В результате обработки большого массива публицистических статей, авторы которых экспонируют различные позиции, выводы, сделанные Т.А. Роменской, дали возможность воссоздать объективную панораму формирования и бытования академической музыкальной культуры в городах Сибири и указали направления для дальнейшего изучения. Можно утверждать, что немногие западные российские провинции к настоящему времени изучены столь же досконально, как Сибирь.

Учитывая факт, что не все собранные музыкально-критические работы были использованы в исследованиях, очевидно, что они образуют крупный фонд для дальнейших разработок и интерпретаций. Создание такого «задела» представляется принципиально важным подходом для формирования будущего сибирского краеведения. Так, сохранились ценные сведения об исполнительском уровне сибирских музыкантов, которые были бы полезны при изучении становления и динамики развития фортепианного, скрипичного, хорового, вокального, ансамблевого и оркестрового исполнительства в регионе4. Развернутые рецензии дают возможность сделать выводы о персонах, принимавших участие в музыкальной деятельности сибирских городов, о преобладающем репертуаре и динамике его изменения, откли-

ке публики. При этом картина вырисовывается весьма неоднородная, и данные о заложенных в прошлом основах исполнительства и образования позволяют проследить специфику развития различных центров, в которых были сконцентрированы концертно-театральная работа и музыкальное образование.

Помимо большого количества заметок из периодики имеется ряд специальных фондов. Извлеченная из различных архивов информация организована в тематические блоки. Например, отдельный раздел составляют материалы, посвященные пребыванию в Сибири ссыльных поляков. Папки содержат списки отечественной и зарубежной литературы по заданной теме, копии документов и выписки из фондов Архива Иркутской области (ф. 24), данные из «Русского архива» за 1870 г., «Историко-литературного журнала», «Исторического вестника» (Г. 1 Х, Т. 32), ВСО РГО (ф. 293, ед. хр. 831, 1850-1918 гг.), «Истории Сибири» (СПб., 1889, ч. 2).

Показателен научный метод Т.А. Роменской, направленный на максимальную перекрестную проверку полученной информации по всем доступным источникам. Так, в числе выписок встречаем высказывание очевидцев, проливающее свет на причины распространения определенных видов музицирования в городах и регионах Сибири, а также о персонах, принимавших деятельное участие в развитии культуры: «...сибиряки много обязаны полякам в обучении музыке. Музыке они учили также с замечательною охотою. В Кяхте они сильно распространили игру на фортепиано. Уже в 1836 году в Иркутске моло-

дые купцы танцевали французскую кадриль и принимали самое живое участие в балах, входивших в моду, и на музыкальных вечерах, начинавших интересовать общество. <...> В Кяхте поляки весьма нередко давали музыкальные концерты; один их таких артистов остался директором оркестра в иркутском театре» (Максимов С., 1900, с. 349). Исследователем были найдены данные, подтверждающие важную роль ссыльных поляков в развитии музыкальной деятельности, в частности, письмо Параздинского: «По прибытии в Иркутск вскоре по предложению я поступил в городской оркестр, которым управлял с лишком 2 года. Кроме того, я четыре раза участвовал в концертах, дававшихся с благотворительной целью, играл соло»5.

Еще один фонд архивных данных посвящен работе учебных заведений Сибири досоветского периода: например, ЦГИАЛ, ф. 802 - о деятельности духовных учебных заведений Тобольска, Иркутска, Камчатки; ф. 1265 - отчеты генерал-губернаторов, гражданских губернаторов и градоначальников Кяхты, Тобольска, Тары, Енисейской и Иркутской губерний, Якутской области; ф. 1264 - отчеты по Управлению Западной Сибири. Кроме того, анализируются источники из архивов Синода.

Известно, что подобные материалы собирались для работы над разделами упомянутых фундаментальных трудов, связанных с процессами в музыкальном образовании дореволюционного этапа. Однако замыслы исследователя оказались шире: об этом свидетельствует сконцентрированная документация, касающаяся

образования в ХХ в. и неопубликованные рукописи Т.А. Роменской, в частности, посвященные становлению музыкального образования и исполнительства в регионе с 1920-х гг. (сохранились фрагменты неоконченной рукописи, а также машинописная копия текста с авторскими правками). Представляется, что публикация подобных материалов могла бы стать ценным и логичным продолжением уже изданных трудов ученого.

Особый блок составили «Записки ВСО ИРГО по этнографии», «Известия ВСО ИРГО», «Записки ЗСО ИРГО», которые содержат данные о научных экспедициях членов Общества по Сибири и на сопредельных территориях, в том числе материалы и сведения этнографического характера. Это связано с особым интересом Т.А. Роменской к изучению традиционных культур коренного и переселенческого населения региона как важнейшего пласта музыкального искусства, многие формы которого уцелели до настоящего времени. Сохранился каталог печатных и рукописных источников по фольклору, а также выдержки, особо заинтересовавшие исследователя в связи с работами по сибирской тематике, в том числе материалы из «Этнографического обозрения» (1896-1897, 1899-1913), «Этнографии» (1926-1930), «Советской этнографии» (1931-1972), «Алтайского сборника» (1894, 1898-1899, 19031912, 1930), «Русского фольклора» (1956-1962), «Известий общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете» (1893, 1907-1908), «Сборника музея антропологии и этнографии» (1900-1957), «Запи-

сок БНИИК» (1948-1958). Папки, посвященные этнографии, содержат данные по истории становления отечественной фольклористики, в частности, сибирской. Выписаны многие цитаты из рукописей представителей ХУШ-Х1Х вв., из периодики, а также из трудов, принадлежащих ученым ХХ столетия.

Материалы по фольклору не имеют законченного, исчерпывающего характера по каким-либо узким темам, а собраны, скорее, по принципу необходимости для исследования (например, о сибирской лексике, сибирских говорах, бытовании музыкальных образцов на локальных территориях). В то же время, это направление нашло продолжение в деятельности учеников Татьяны Аркадьевны, в частности, блестящего ученого-фольклориста Н.В. Лео-^ 6

новой6 и целого класса ее последователей, представителей следующего поколения этномузыкологов.

Внимание к работе сибирских отделений Русского музыкального общества повлекло формирование еще одного фонда. В нем сохранены ксерокопии и копии Проекта устава Тобольского музыкального общества, сведений по учреждаемому в Тобольске музыкальному обществу за музыкальный сезон с октября 1877 по 1 июня 1878 г., отчетов Тобольского отделения ИРМО (сезоны с 1878/79 по 1892/93 и с 1895/96 по 1903/04 гг.), отчета Томского отделения и учрежденных при нем «Музыкальных классах» (1893-1894 гг.), отчетов Томского отделения ИРМО (1886-1887, 1904 гг.), программы Тобольского отделения ИРМО за сезоны с 1877/78 по 1885/86 гг., с 1888/89 по 1893/94 гг. и за 1896/97 гг.,

списков действительных членов отделений ИРМО и членов-посетителей. Также имеются рукописные копии программ, данные «Русской музыкальной газеты» о работе Томского и Омского отделений общества.

Помимо фотокопий, в данном фонде содержатся переписанные от руки отчеты и программы, сделанные в различное время разными почерками. Подобные работы выполнялись студентами и аспирантами НГК им. М.И. Глинки и, возможно, нуждаются в проверке, поскольку обнаружены не вполне вероятные сведения об исполняемых произведениях. Абсолютно же достоверными представляются копии документов, сделанные рукой Татьяны Аркадьевны. Имеется также курсовая работа М. Лисовой «Первый период в работе Томского отделения Русского музыкального общества», написанная под руководством Т.А. Роменской в 1974 г. Упомянутые фундаментальные труды самой Татьяны Аркадьевны содержат крупные разделы, посвященные работе ИРМО: «Деятельность любителей и музыкальные общества» (1997б, с. 35-115), «Деятельность любителей и музыкальных обществ» (1997б, с. 320-350) и «Музыкальное образование» (1997б, с. 383-419). К настоящему времени это наиболее полное исследование работы сибирских отделений ИРМО, в котором дан анализ различных сторон деятельности организации, представлена фактология, названы имена выдающихся музыкантов.

Сформирована коллекция персональных документов, связанных с личностями музыкантов, внесших важный вклад в становление музыкальной культуры Сибири. В него

включены, например, копии писем декабристов и их родственников, путевых и дневниковых заметок. Особого внимания Т.А. Роменской удостоилась работа сибирских областников, в результате чего появились папки, касающиеся трудов А.П. Щапова, Н.М. Ядринцева, Г.Н. Потанина. Показательны фонды, направленные на изучение малоизвестных персоналий, сыгравших ключевую роль в отражении общественного мнения горожан в определенный период. Например, такова папка о творчестве дьякона Гр. Скрябина - автора сатирических музыкально-поэтических опусов (ТФ ГАТО, ф. 156, оп. 1, 1762 г. д. 118, лл. 44-55), содержащая «до-ношение» об эпиграммах и собственно их тексты. Отдельно собраны эссе и статьи Рафаила Иванова.

Отметим наличие выдержек из архивных документов, писем и очерков, касающихся сибирского краеведения, которые порой создавались как профессиональными исследователями Сибири, так и любителями, интересующимися образом жизни различных слоев населения, историей, легендами, искусством и музыкой. Широкого распространения подобные свидетельства не получили. Но их ценность для ученого-историка несомненна: это весьма примечательные оценки сибирской культуры очевидцами. Проработаны, например, знаменитые портфели Г.Ф. Миллера, хранящиеся в ЦГАДА (ф. 199, оп. 2, № 481, 546, 509, 741), собрание Ф.Ф. Мазурина (ф. 196, № 394), сборник Агафони-ка (ф. 214, ст. 31, лл. 270-280), сибирские летописи, и многие другие фонды7. Очевидно, что без подобных источников информация о мно-

гих особенностях сибирского быта и культуры давно бы канула в Лету.

В архиве сибирского музыковеда имеются ценные копии документов, музыкальных и музыкально-драматических произведений, относящиеся к различным периодам истории музыкальной культуры Сибири, в том числе фотокопии материалов, выполненные в «доксероксный» период: например, «Песни сибирских казаков» (издание Сибирского казачьего войска, 1916); копии кантов XVIII в.; музыкальных и поэтических опусов декабристов; труд Н.С. Щукина, посвященный вертепному театру в Иркутске; копии статей из журналов «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» и «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателей»; копия сатирической комедии «Золотая пшеничка», которая появилась в 1880 г. и с огромным успехом шла в Иркутске. Подобные манускрипты служат иллюстративным материалом, подтверждающим теоретические выкладки трудов Ро-менской, в том числе используются в лекционных курсах.

В архиве содержатся и материалы, касающиеся наших современников, связанных с Новосибирской государственной консерваторией: например, рукописи статей, выступлений на конференциях С.В. Серебренниковой, дипломные работы студентов кафедры теории музыки, созданные под ее руководством; рукописи Г.А. Осипенко, посвященные изучению тувинской симфонической музыки; рукописи, письма и печатные работы О.И. Куницына по музыкальной культуре Бурятии,

и в частности, г. Улан-Удэ; машинописные статьи А.А. Асиновской, направленные на изучение искусства Хакасии, и т.д.

Собрано множество изданных концертных программок и брошюр, приуроченных к проведению сибирских пленумов и конференций, а также к концертам композиторов - членов СО СК, в том числе А.Ф. Мурова, Г.Н. Иванова, Ю.П. Юкечева, Ю.И. Шибанова. Учитывая факт членства Т.А. Роменской в Союзе композиторов и ее активную профессиональную и жизненную позицию, такое внимание к коллегам и к музыкальным событиям города выглядит весьма органичным. Работу в этом направлении во многом продолжили последователи ученого. В их числе, например, профессор О.И. Ку-ницын8, масштабная деятельность которого в течение нескольких десятилетий позволила глубоко изучить развитие бурятского музыкального искусства 1940-2000-х гг. Большое влияние оказала Т.А. Ро-менская и на определение научных интересов автора данной статьи.

В заключение хотелось бы дать предварительную оценку значения деятельности Т.А. Роменской для сибирского музыкознания. Прежде всего, ею фактически сделан серьезный шаг в формировании базы данных по региональному искусству. Вся сохранившаяся в личном архиве документация была рассредоточена в большом количестве источников сибирского происхождения, и их концентрация в единой компактной и систематизированной форме позволила оценить подлинный масштаб развертывания искусства в регионе, оконтурить круг

изученных явлении и спланировать научно-исследовательские направления. В этом плане труд Т.А. Ро-менскоИ во многом предопределил новый этап работы с источниками, воплотившиИся в создании информационной системы «Музыкальная культура Сибири» (URL: www. media-nsglinka.ru): многие документы из архива в настоящее время вводятся в широкий научный обиход в цифровом формате. Роменская также являлась инициатором введения курса архивно-библиографической практики в НГК и долгие годы его преподавала, передавая новым поколениям музыковедов навыки архивной работы.

Кроме того, хотелось бы напомнить еще об одном факторе оценки: очевидно, что работа, которая ведется в русле привычных исследований, может быть целесообразной, позволяет восполнять пробелы в сфере научного знания, но она, как правило, не дает серьезных импуль-

сов к развитию. Выход же за пределы устоявшейся концепции требует определенной смелости, поскольку разрушает существующую систему представлений и нуждается в формировании нового видения мира. Главнейшим достижением Т.А. Ро-менской является расширение представлений о бытовании российской музыкальной культуры путем включения в нее музыкального пространства Сибири как весомой составляющей. Это во многом способствовало становлению сибирского музыковедения как самостоятельной научной школы, как нового полюса многополярного научного мира.

Наконец, привлечение учеников и последователей к анализу музыкальной культуры Сибири - особая заслуга ученого. Данная идея оказалась провидческой, во многом определив одну из магистральных тенденций современных исследований представителей Новосибирской консерватории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кандидат исторических наук (1971), доктор искусствоведения (1994), профессор (1995), член СО СК РФ (1970).

2 Так, иркутский автор дает восторженную оценку концерту: «В воскресенье, 15 окт., в зале Иркутской городской думы состоялось первое для этого сезона общедоступное литературно-музыкальное утро, при любезном участии гг. Антоновой и Амирджала. Интересно составленная программа и незначительная входная плата (от 5 до 80 коп.) привлекли массу публики, большинство которой принадлежало учащейся молодежи и недостаточным классам местного населения. Все утро прошло с полным успехом. Каждый номер вызывал бурные аплодисменты, и почти всем исполнителям пришлось по нескольку раз выходить на bis. Особенно шумные овации выпали, совершенно заслуженно, на долю гг. Антоновой и Амирждала.

Чарующее исполнение г. Антоновой давно уже оценено по достоинству посетителями

театра, производило глубокое впечатление на людей непосредственных, может быть в первый раз слышавших оперных артистов. <...> Могучий голос и одушевленный драматизм г. Амирджала неудержимо увлекал аудиторию, и только ария "Я вас люблю" из "Пиковой дамы", кажется, меньше других номеров удалась артисту, в исполнении которого чувствовалось мало лирического настроения. Великое спасибо гг. артистам, которые своим участием в общедоступных концертах дают возможность наслаждаться образцовым пением массе людей, не имеющих возможность посещать театр с его высокими ценами. Гг. любители также дали аудитории много интересного и ценного в воспитательном отношении материала. Весьма симпатична попытка ознакомления широких масс с классической музыкой. Струнный квартет Гайдна был весьма недурно исполнен гг. Сотниковым, Шевцовым и Торским, и строгая музыка знаменитого композитора,

видимо, понравилась слушателям» (Иркутские губернские ведомости. 1900. 19 окт. № 117).

3 «Якутск, 15-го февраля 1892 г. Отрадно становится на душе, когда видишь, как прогрессирует кружок любителей музыки и литературы <...> Раньше здешняя публика видела довольно-таки редко спектакли, не говоря уже о концертах <...> Теперь, с образованием кружка, у нас в довольно непродолжительное время, было уже три плохих спектакля и один плачевный вокально-музыкально-литературный вечер. Благодаря хорошему управлению и знанию дела некоторыми исполнителями кружка и неусыпному труду режиссера, пение напоминало квакание лягушек, так же как и музыка, а в особенности чтение.» (Восточное обозрение. 1891. 23 февр. № 8. С. 5).

4 Приведем пример неопубликованной статьи, которая позволяет судить о качестве подготовки концертантов. Корреспондент «Восточного обозрения» (1902. 9 апр. № 81. С. 2), сообщая о работе Общества любителей музыки и литературы Томска и о социально-культурной обстановке, в которой данной организации приходится функционировать, делает выводы о качестве исполнения произведений: «В нынешнем сезоне Общество особенно налегло на музыку, что вполне понято, т.к. ставить спектакли после драмы в городском театре нет смысла. Программы стали интереснее, нашелся в лице г. Гейнри-ха дирижер, в лице г. Аннина - хормейстер. Хронически нуждаясь в средствах и, не надеясь одной музыкой (которой нынче больше, чем нужно) привлечь публику, общество задумало разнообразить вечера живыми картинами в виде мраморных групп; <. > Сама по себе значительная программа была растянута, благодаря длительным промежуткам, до 12 1/2 ночи. Состояла она из двух отделений музык и одного - упомянутых живых картин, не всегда совсем понятных. В музыкальном отделении оркестр очень недурно сыграл 5 сюиту Массенэ (Ж. Массне. - Л.П.) под управлением г. Гей-нриха. Хорошо с технической стороны, но недостаточно тонко по нюансам исполнила г-жа Спенглер Листа "Венгерскую фантазию". Вещь эта в зале Общественного собрания звучала несравненно лучше, чем на бенефисе г. Столлермана; но оркестр в звуках г. Столлермана был гораздо удовлетворительнее: аккомпанировал увереннее и ритмика, местами довольно трудная, была определеннее. Некоторый интерес, как новинка,

представил скрипач г. Еселевич, выступивший впервые solo перед публикой с концертом № 9 Берио. Хотя скрипач видимо играл не со спокойной душой, однако по сравнению с г. Горецким, дававшим свой концерт на днях (давайте, братие, и мы концерты давать!), все преимущества на стороне первого. Имела успех у благосклонной публики г-жа Засман, певшая с сопровождением виолончели г. Медлин. Брат его исполнил очень хорошо и с успехом трудный для солиста, но безсодержательный по музыке "Карнавал" Тершака для флейты с оркестром.

Из двух ансамблей - финала оп. "Рогне-да" и финала III акта оп. "Эрнани" - лучше прошел "Эрнани", слабо звучал ансамбль солистов. "Рогнеда" прошла менее удовлетворительно: к концу ее оркестр с хором разошелся и хор между собою, так что получилась изрядная какофония. В общем эти оба хора должны были бы дать гораздо более широкое и грандиозное впечатление».

5 Архив Иркутской области, ф. 24.

6 Кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания НГК им. М.И. Глинки.

7 Из очерков любителей показательным образцом может служить статья на тему «Что читает верхоленский крестьянин», в которой описаны весьма своеобразные вкусы населения. В частности, отмечается, что «старики читают зимой в праздники библию, жития, молитвы, секреты от наговоров», молодежь же предпочитает «бренчать на балалайке» (Сибирский сборник. 1888. № 4. С. 38); «всем книгам предпочитаются песни, сказки, календари, сонники, оракулы <...> повести, романы случайны и редки, находят "незанятными"», «стремление к чтению появляется у учившихся крестьянских подростков -один отрадный факт. Популярны издания "Посредника", сочинения Короленко, Гаршина, Л. Толстого, книги дешевого издания, издания Авдеевой, лубочные издания ("Дурень", "Черт и баба", "Солдат или топорище", "Бова королевич", "Первый винокур", "Два странника")»; «о песнях, сказах можно сказать не многое. Не развито у них чувство к изящному, эстетическому, духовному, чтобы оно могло выразиться, как потребность». Здесь же фиксируется любовь к инструментальной музыке (бандура, балалайка, скрипка, гитара), наличие неплохих церковных хоров. Автором заметок является некая г-жа Р-ва, учитель женской школы (Максимов С., 1900, с. 37-43). Мнение этого автора подтверждает Астырев: «Ни мне, ни кому-либо из довольно длинной вереницы восточно-сибирских этнографов

и бытописателей не удалось встретить ничего замечательного в этом роде: по отзыву всех, углублявшихся в исследование этих вопросов, сибиряк - не поэт, не музыкант и не певец» (Максимов С., 1900, с. 65-66).

ЛИТЕРАТУРА

Белоносова И.В. Музыкальная культура Читы: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2005. 22 с.

Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985). Новосибирск, 1994. 384 с.

Карелина Е.К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней. Исследование / науч. ред. В.Н. Юну-сова. М.: Композитор, 2009. 552 с.: нот., ил.

Крыловская И.И. Хроники деятельности Харбинского отделения Профессионального союза работников искусства (1925-1929) // Исторические. Философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Теория и практика. 2016. № 11. Ч. 1. С. 72-82.

Максимов С.В. Сибирь и каторга: В 3 ч. 3-е изд. СПб., 1900.

Матвеева Л.А. Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока России (конец XVIII в. - 1980-е гг.). Хабаровск: Хабар. гос. ин-т искусств и культуры; Частная коллекция, 2009. 288 с.

Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 2. Кн. 1: Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года / Т.А. Роменская. Новосибирск, 1997а. 432 с.

Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 2. Кн. 2: Музыкальная культура Сибири второй половины XIX - начала ХХ века / Т.А. Роменская. Новосибирск, 1997б. 510 с.

Прыгун Е.В. Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала ХХ века: Дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 2008. 218 с.

Пыльнева Л.Л. Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы и Якутии. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. 476 с.

Пыльнева Л.Л. Императорское Русское музыкальное общество в городах Сибири конца XIX - начала ХХ столетия: Проблемы и достижения // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4. С. 180-186.

Роменская Т.А. Музыкально-просветительская деятельность декабристов в Сибири: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1971.

8 Кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств БАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РБ, длительное время преподавал во ВСГАКиИ.

REFERENCES

Belonosova, I.V. (2005), Muzykal'naya kul'tura Chity [Musical culture of Chita], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Novosibirsk, 22 p. (in Russ.)

Fidenko, Yu.L. (2018), "Musical life of Vladivostok and the local branch of the Imperial Russian musical society (19091920)", Problemy muzykal'noi nauki [Problems of music science], no. 4, pp. 187-192. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Golovneva, N.I. (1994), Stanovlenie yakutskoi professional'noi muzykal'noi kul'tury (1920-1985) [Formation of Yakut professional musical culture (1920-1985)], Novosibirsk, 384 p. (in Russ.)

Karelina, E.K. (2009), Istoriya tuvinskoi muzyki ot padeniya dinastii Tsin i do nashikh dnei. Issledovanie [History of Tuvan music from the fall of the Qing dynasty to the present day. Study], in V.N. Yunusova (ed.), Kompozitor, Moscow, 552 p. (in Russ.)

Krylovskaya, I.I. (2016), "Chronicles of the Harbin branch of the professional Union of art workers (1925-1929)", Istoricheskie. Filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Teoriya i praktika [Historical. Philosophical, Political, and Legal Sciences, Cultural Studies, and Art Criticism. Theory and practice], no. 11, part 1, pp. 72-82. (in Russ.)

Maksimov, S.V. (1900), Sibir' i katorga [Siberia and penal servitude], in 3 parts, ed. 3. (in Russ.)

Matveeva, L.A. (2009), Fortepiannaya kul'tura Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossii (konets XVIII v. - 1980-e gg.) [Piano culture of Siberia and the Russian Far East (late XVIII -1980s)], Khabarovskii gosudarstvennyi institut iskusstv i kul'tury; Chastnaya kollektsiya, Khabarovsk, 288 p. (in Russ.)

Prygun, E.V. (2008), Stanovlenie i razvitie muzykal'nogo obrazovaniya v Krasnoyarske ot istokov do nachala XX veka [Formation and development of music education in Krasnoyarsk from the beginning to the beginning of the XX century], Cand. Sc. Thesis, Novosibirsk, 218 p. (in Russ.)

Pyl'neva, L.L. (2013), Protsessy stanovleniya tvorchestva kompozitorov

Роменская Т.А. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. 412 с.

Роменская Т.А. Рождение вокального мелодизма в жизнедеятельности первобытного Человека // Проблемы развития сибирской школы академического пения: Сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. «Перспективы развития сибирской школы академического пения», Новосибирск, 11-17 нояб. 2008 г. / ред. В.В. Ромм. Новосибирск, 2008а. С. 54-65.

Роменская Т.А. Экскурс в историю формирования посылок к возникновению элементов музыкального мышления // Евразийское пространство: Состояние, перспективы развития: Материалы Междунар. науч. конф. 2008 / под. ред. В.П. Казна-чеева. Новосибирск: Архивариус-Н, 2008б. С. 83-89.

Роменская Т.А. Рождение интонации-обобщения в музыкальной речи первых Homo sapiens // Казначеевские чтения. 2011. № 1. С. 168-178.

Роменская Т.А. Рождение у Homo sapiens поры неолита признаков мелодизма, ладовой организации и музыкальной формы // Казначеевские чтения. 2014. № 1. С. 1-7.

Роменская (Стригоцкая) Т.А. К вопросу о происхождении речи. Статья первая: Исходные установки // Вестник музыкальной науки. 2018а. № 2. С. 52-59.

Роменская (Стригоцкая) Т.А. К вопросу о происхождении речи. Статья вторая: Homo habilis и Homo erectus // Вестник музыкальной науки. 2018б. № 3. С. 48-55.

Роменская Т.А., Селиванов Б.В. Очерки по истории музыкальной эстетики Сибири (XVIII-XIX вв.). Новосибирск, 1995. 310 с.

Сырвачева С.С. Становление музыкального театра в Хабаровске: Середина 1890-х -1930-е годы: Дис. ... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2019. 291 с.

Фиденко Ю.Л. Музыкальная жизнь Владивостока и местное отделение Императорского Русского музыкального общества (1909-1920) // Проблемы музыкальной науки. 2018.№ 4. С. 187-192.

Царева Е.С. Музыкальная жизнь Красноярска от истоков до 1922 года: Пути формирования музыкальной культуры европейского типа: Моногр. Красноярск, 2014. 368 с.

Buryatii, Tyvy i Yakutii [Processes of formation of creativity of composers of Buryatia, Tuva and Yakutia], Izdatelstvo NGTU, Novosibirsk, 476 p. (in Russ.)

Pyl'neva, L.L. (2018), "Imperial Russian musical society in the cities of Siberia of the end of the XIX - beginning of the XX century: problems and achievements", Problemy muzykal'noi nauki [Problems of music science], no. 4, pp. 180-186. (in Russ.)

Romenskaya, T.A. (1971), Muzykal'no-prosvetitel'skaya deyatel'nost' dekabristov v Sibiri [Musical and educational activities of the Decembrists in Siberia], D. Sc. Thesis, Moscow. (in Russ.)

Romenskaya, T.A. (1992), Istoriya muzykal'noi kul'tury Sibiri ot pokhodov Ermaka do krest'yanskoi reformy 1861 goda [History of musical culture of Siberia from the campaigns of Yermak to the peasant reform of 1861], Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, Tomsk, 412 p. (in Russ.)

Romenskaya, T.A. (1997a), Muzykal'naya kul'tura Sibiri: V 3 t. T. 2. Kn. 1: Muzykal'naya kul'tura Sibiri ot pokhodov Ermaka do krest'yanskoi reformy 1861 goda [Musical culture of Siberia: In 3 vol. Vol. 2. Book 1: Musical culture of Siberia from the campaigns of Yermak to the peasant reform of 1861], Novosibirsk, 432 p. (in Russ.)

Romenskaya, T.A. (1997b), Muzykal'naya kul'tura Sibiri: V 31. T. 2. Kn. 2: Muzykal'naya kul'tura Sibiri vtoroi poloviny XIX - nachala XX veka [Musical culture of Siberia: In 3 vol. Vol. 2. Book 2: Musical culture of Siberia in the second half of the XIX - early XX century], Novosibirsk, 510 p. (in Russ.)

Romenskaya, T.A. (2008a), "The birth of vocal melodism in the life of primitive Man", Problemy razvitiya sibirskoi shkoly akademicheskogo peniya [Problems of development of the Siberian school of academic singing], in V.V. Romm (ed.), Novosibirsk, pp. 54-65. (in Russ.)

Romenskaya, T.A. (2008b), "An excursion into the history of the formation of premises for the emergence of elements of musical thinking", Evraziiskoe prostranstvo: Sostoyanie, perspektivy razvitiya [Eurasian space: State and prospects of development], in V.P. Kaznacheev (ed.), Arhivarius-N, Novosibirsk, pp. 83-89. (in Russ.)

Romenskaya, T.A. (2011), "The birth of intonation-generalizations in the musical speech of the first Homo sapiens", Kaznacheevskie chteniya [Readings named after Kaznacheyev], no. 1, pp. 168-178. (in Russ.)

Romenskaya, T. A. (2014), "The birth of Homo Sapiens the pores of the Neolithic age characteristics of melody, tonal organization and musical form", Kaznacheevskie chteniya [Readings named after Kaznacheyev], no. 1, pp. 1-7. (in Russ.)

Romenskaya (Strigotskaya), T.A. (2018a), "To the question of the origin of speech. Article first: the Original installation", Journal of musical science, no. 2, pp. 52-29. (in Russ.)

Romenskaya (Strigotskaya), T.A. (2018b), "To the question of the origin of speech. Article two: Homo habilis and Homo erectus", Journal of musical science, no. 3, pp. 48-55. (in Russ.)

Romenskaya, T.A., Selivanov B.V. (1995), Ocherki po istorii muzykal'noi estetiki Sibiri (XVIII-XIX vv.) [Essays on the history of musical aesthetics in Siberia (XVIII-XIX centuries)], Novosibirsk, 310 p. (in Russ.)

Syrvacheva, S.S. (2019), Stanovlenie muzykal'nogo teatra v Khabarovske: Seredina 1890-kh - 1930-e gody [Formation of musical theater in Khabarovsk: mid-1890s - 1930s], Cand. Sc. Thesis, Novosibirsk, 291 p. (in Russ.)

Tsareva, E.S. (2014), Muzykal'naya zhizn' Krasnoyarska ot istokov do 1922 goda: Puti formirovaniya muzykal'noi kul'tury evropeiskogo tipa [Musical life of Krasnoyarsk from its origins to 1922: Ways of forming a European-style musical culture], Krasnoyarsk, 368 p. (in Russ.)

Сведения об авторе

Пыльнева Лада Леонидовна, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: pylneva@mail.ru

Author information

Lada L. Pylneva, D. Sc. (Art Criticism), Docent, associate professor at the Theory Music Department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: pylneva@mail.ru

Поступила в редакцию 26.09.2019 Received 26.09.2019

После доработки 13.04.2020 Revised 13.04.2020

Принята к публикации 16.04.2020 Accepted for publication 16.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.