Научная статья на тему 'Международная конференция "городские ритуалы" рабочей группы "Ритуальный год" в рамках Международного общества этнологов и фольклористов'

Международная конференция "городские ритуалы" рабочей группы "Ритуальный год" в рамках Международного общества этнологов и фольклористов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ЭТНОЛОГОВ И ФОЛЬКЛОРИСТОВ (SIEF) / КОНФЕРЕНЦИЯ / ГОРОДСКИЕ РИТУАЛЫ / КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ / ПРАЗДНОВАНИЕ / ЭТНОГРАФИЯ / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГОРОДСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / INTERNATIONAL SOCIETY OF ETHNOLOGISTS AND FOLKLORISTS (SIEF) / CONFERENCE / CITY RITUALS / CALENDAR RITES / CELEBRATION / ETHNOGRAPHY / FOLKLORE STUDIES / CITY ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фурсова Елена Федоровна, Васеха Мария Владимировна

В обзоре рассматриваются вопросы, затронутые на XIII Конференции рабочей группы по календарной обрядности «Ритуальный год», действующей в рамках Международного общества этнологии и фольклора. Научное мероприятие проходило 7-9 ноября 2018 г. в Бухаресте (Румыния). Конференция «Ритуальный год» является профессиональной площадкой для обмена опытом и идеями в области ритуалов и ритуальных практик этнологов, антропологов и фольклористов со всего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Conference “City Rituals” of the Working Group “Ritual Year” in the Framework of the International Society of Ethnologists and Folklorists

The review covers the issues touched upon at the 13th conference of the working group on calendar ceremonialism, “Ritual Year”, operating under the International Society for Ethnology and Folklore (hereafter SIEF). The scientific event took place on November 7-9, 2018 in Bucharest (Romania). The conference has its own long history; therefore, traditions and the main “backbone” of the conference, as well as the circle of regular participants, have been established. Due to the narrow research issues discussed, there are no “random” speakers with messages of little relevance to the general theme, as it often happens at “big” congresses. The conference “Ritual Year”, without exaggeration, has become a professional platform for the exchange of experience and ideas in the field of rituals and ritual practices of ethnologists, anthropologists and folklorists from around the world.

Текст научной работы на тему «Международная конференция "городские ритуалы" рабочей группы "Ритуальный год" в рамках Международного общества этнологов и фольклористов»

УДК 394.2; 394.4; 394.014

DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-5-178-185

Международная конференция «Городские ритуалы» рабочей группы «Ритуальный год» в рамках Международного общества этнологов и фольклористов

Е. Ф. Фурсова , М. В. Васеха 2

1 Институт археологии и этнографии СО РАН Новосибирск, Россия

2 Институт этнологии и антропологии РАН Москва, Россия

Аннотация

В обзоре рассматриваются вопросы, затронутые на XIII Конференции рабочей группы по календарной обрядности «Ритуальный год», действующей в рамках Международного общества этнологии и фольклора. Научное мероприятие проходило 7-9 ноября 2018 г. в Бухаресте (Румыния). Конференция «Ритуальный год» является профессиональной площадкой для обмена опытом и идеями в области ритуалов и ритуальных практик этнологов, антропологов и фольклористов со всего мира. Ключевые слова

Международное общество этнологов и фольклористов (SIEF), конференция, городские ритуалы, календарные обряды, празднование, этнография, фольклорные исследования, городская антропология Для цитирования

Фурсова Е. Ф., Васеха М. В. Международная конференция «Городские ритуалы» рабочей группы «Ритуальный год» в рамках Международного общества этнологов и фольклористов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 5: Археология и этнография. С. 178-185. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-5-178185

International Conference "City Rituals"

of the Working Group "Ritual Year" in the Framework

of the International Society of Ethnologists and Folklorists

E. F. Fursova 1, M. V. Vasekha 2

1 Institute of Archaeology and Ethnography SB RAS Novosibirsk, Russian Federation

2 Institute of Ethnology and Anthropology RAS Moscow, Russian Federation

Abstract

The review covers the issues touched upon at the 13th conference of the working group on calendar ceremonialism, "Ritual Year", operating under the International Society for Ethnology and Folklore (hereafter SIEF). The scientific event took place on November 7-9, 2018 in Bucharest (Romania). The conference has its own long history; therefore, traditions and the main "backbone" of the conference, as well as the circle of regular participants, have been established. Due to the narrow research issues discussed, there are no "random" speakers with messages of little relevance to the general theme, as it often happens at "big" congresses. The conference "Ritual Year", without exaggeration, has become a professional platform for the exchange of experience and ideas in the field of rituals and ritual practices of ethnologists, anthropologists and folklorists from around the world. Keywords

International Society of Ethnologists and Folklorists (SIEF), conference, city rituals, calendar rites, celebration, ethnography, folklore studies, city anthropology

© Е. Ф. Фурсова, М. В. Васеха, 2019

For citation

Fursova E. F., Vasekha M. V. International Conference "City Rituals" of the Working Group "Ritual Year" in the Framework of the International Society of Ethnologists and Folklorists. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2019, vol. 18, no. 5: Archaeology and Ethnography, p. 178-185. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-5-178185

Рабочая группа по календарной обрядности «Ритуальный год» была создана во время проведения Восьмого конгресса SIEF (Société Internationale d'Ethnologie et de Folklore) в Марселе (Франция) в апреле 2004 г. по инициативе шотландской исследовательницы Эмили Лайл. Встреча группы впервые состоялось в июле того же года при отделении кельтских и шотландских исследований университета г. Эдинбурга. По результатам работы группы было принято решение о проведении ежегодных конференций «Ритуальный год». Первая конференция состоялась уже в марте 2005 г. в Джуниор колледже при университете Мальты (г. Мсида). На заседаниях решили проводить конференцию ежегодно, а в годы проведения конгрессов SIEF делать «Ритуальный год» одной из панелей большого мероприятия.

В 2018 г. уже Тринадцатая по счету конференция по теме «Городские ритуалы» состоялась в стенах Института социологии Румынской академии наук в Бухаресте (Румыния). Совершенно очевидно, что сегодня, в условиях глобальных урбанизационных процессов, фокус этнологических и антропологических исследований неукоснительно смещается в сторону изучения городского пространства и «человека урбанистического». В связи с изменениями «поля» меняется и предмет классического этнологического изучения - календарные обычаи и обряды, традиции празднования дней «не повседневных». Сегодня исследователя интересует то, как трансформируются или с помощью чего конструируются «красные» дни календаря в городской среде, как меняется роль горожанина - участника празднования, какие старые и новые механизмы работают или не работают в новых условиях и т. д.

Конференцию открыл доклад председателя рабочей группы «Ритуальный год» Ирины Се-даковой из московского Института славяноведения РАН, которая рассказала о своем компаративном исследовании празднования именин в России и Болгарии в разрезе придаваемых современными жителями этому событию значений и связанных с ним духовных ценностей (рис.). Исследовательница раскрыла на конкретном материале религиозные и секулярные аспекты двух славянских сообществ при выборе стратегии имя наречения, указав на большую вариативность имен в Болгарии вплоть до самостоятельной креации имени новорожденного (например, составления имени из двух первых слогов имен дедов). Интерес представляет привлеченная автором источниковая база и сравнение имен в поминальных церковных записках русской и болгарской православных церквей. И. Седакова показала два глобально различных подхода при назначении (выборе) Дня ангела. Если в России младенец нарекается именем святого в день, когда он родился или подбирается ближайший к дате рождения день святого, то в Болгарии День ангела выбирается по самым различным принципам. Например, в случае, если имя ассоциируется с цветами, растениями (Камилла, Роза и т. п.), то Днем ангела назначается Вербное воскресение.

В следующем пленарном сообщении Сабина Карнелия Испас из Института этнографии и фольклора «Константин Брайолоиу» Румынской академии наук (РАН) рассказала о возрастающей роли в течение последнего десятилетия в румынских городах праздничных религиозных процессий. Новое явление породило новые тенденции в структуре городских празднований и новую терминологию. Румыния, как и многие страны постсоветского пространства, сегодня переживает религиозный ренессанс и, несмотря на то, что большинство современных городских шествий имеют исторические корни, сегодня они проводятся в обновленных формах, соответствующих современным социальным и политическим реалиям. Новые и ре-интерпретированные ритуалы возникли как дополнение к сложившимся религиозным традициям. Исследовательница продемонстрировала фильмы - собственные полевые материалы о шествии в Бухаресте в честь Торжества православия, празднуемого в первое воскресенье Ве-

ликого поста. Особое внимание в сообщении было уделено терминологии, обозначающей новые религиозные проявления: «шествие», «паломничество», «храм». С. Испас рассмотрела этимологию этих слов с позиции «архаизмов» или «неологизмов» в контексте их мощного смыслового заряда, способного влиять на человеческое восприятие.

Открытие XIII Международной конференции «Городские ритуалы» (фото авторов) Opening of the 13th International Conference "City Rituals" (photo authors)

Лоран-Себестьен Фурнье, сопредседатель рабочей группы «Ритуального года» из Университета Марселя (Франция), в своем докладе размышлял над теоретической проблемой по теме «Городские ритуалы в долгосрочной перспективе: постоянное и меняющееся». Автор задался вопросом, какова долгосрочная перспектива для антропологического анализа городских ритуалов? И предложил рассмотреть проблему анализа европейских городских ритуалов с позиции исторической антропологии. Л.-С. Фурнье проанализировал различные исторические типы ритуалов в контексте эволюции представлений, связанных с городом. На различных исторических и этнографических примерах городских фестивалей он показал культурные и структурные константы и переменные в праздничной культуре. Современные городские инновации, резюмировал автор, можно описать в терминах «мобильность», «функционализм» и «культурная экономика». Опираясь же на понятия «игра», «авторитет» и «социальная структура», исследователь попытался определить возраст некоторых городских обычаев и ритуалов, многие из которых уходят вглубь веков.

Все три дня конференции параллельно работали три секции, в связи с чем в обзоре будут представлены далеко не все доклады, прозвучавшие на этом мероприятии, - лишь те, что успели посетить авторы настоящего обзора.

На секции «Ритуалы модификации тела» обсуждались два сообщения. Докладчик Феде-рика Манфреди из Института социальных наук Университета г. Лиссабона (Португалия) рассказала о возродившихся и набирающих обороты практиках подвешивания за кожу на крюках тел у современных жителей Европы и США и сравнила их с практиками подвешивания племени Мандан в центральной части Северной Америки. Практики подвешивания были довольно широко распространены в древности среди американских аборигенов и в некоторых регионах Азии. Несколько случаев традиционного подвешивания тела на металлических крюках через пирсинг на коже были задокументированы. Основное различие состоит в том, что в традиционной культуре всем членам сообщества был известен сакральный смысл этого ритуала, которому было отведено специальное место и время в календаре. Сегодня же эти практики, набирающие все больше адептов среди европейцев и североамериканцев, модифицируются в фестивали практикующих подвешивание, включают специальные интернет-ресурсы, профильные мастер-классы и специальные сервисы, оказывающие соответствующие услуги. Значение (мотивацию) этого действа сегодня каждый практикующий определяет для себя сам и может совершать эту практику, в отличие от традиционного обряда, в любом месте и в любое время.

Александр Новик из Кунсткамеры (г. Санкт-Петербург) поделился своим исследованием возрождающегося обычая мужского обрезания среди городского и сельского мусульманского населения Западных Балкан. Новик отметил коммерциализацию этого обычая в городской среде, выражающуюся в распространении рекламы услуг клиник и хирургических кабинетов, специализирующихся на этом актуальном для каждого мусульманина обычае. Докладчику были заданы вопросы о распространенности женского обрезания на Балканах, исследователь ответил, что в полевой практике он не сталкивался с этим явлением в данном регионе.

На секции «Народное православие и ритуальный год» были представлены три доклада. Ксения Климова из Московского государственного университета рассказала об элементах народного православия в современной городской греческой культуре, раскрыв тему на примере празднования дня Св. Фануриоса. В этот день женщины выпекают специальный пирог, который называется фavoup6лlxa или «пирог Святого Фануриоса». Традиционно пирог «фа-нуропита» выпекается теми, кто хочет найти потерянные вещи или узнать имя своего будущего мужа, из-за этимологии имени Святого Фануриоса - «отображение». Эта локальная традиция греческих островов (Родос, Крит, Кипр) благодаря освещению в СМИ и Интернете быстро распространилась в последнее время по всему греческому миру и стала весьма привлекательной для горожанок. По мнению докладчицы, это показательный пример внедрения новой, по существу сельской, традиции в современное городское пространство.

Вихра Баева из Института этнологии и фольклорных исследований Болгарской академии наук (г. Пловдив, Болгария) рассказывала о локальных городских культах: идиосинкратических святых местах, реликвиях и ритуалах в болгарской столице. Она проанализировала обрядность святых мест в Софии, уделив особое внимание почитанию «новейшего» святого Архиепископа Серафима Соболева (канонизированного в 2016 г.) в Русской церкви, освященной в честь Св. Николая Чудотворца. Автор резюмировала, что конкретные ритуалы, выполняемые здесь, являются неотъемлемой частью местной культовой системы, включая праздники, образы, чудесные явления, предания.

Екатерина Анастасова из Института этнологии и фольклорных исследований Болгарской академии наук (г. София, Болгария), также опираясь на материалы болгарской столицы, рассказывала о «Киприановой молитве» и церковном обряде, проводимом каждый четверг в Соборе Св. Недели (или Воскресения). По словам докладчицы, обряд представляет собой «интригующую комбинацию» литургических действий и магических практик. «Киприанова молитва» является одним из самых популярных религиозных ритуалов в болгарской столице.

Автор проанализировала структуру, грамматику, а также семантику и функциональное развитие обряда (от обряда, направленного на защиту от черной магии, к обряду, защищающему детей от всевозможных «повреждений»). Болгарский обряд «молитва Киприану» Е. Анаста-сова рассматривала в контексте других славянских и балканских практик (Россия, Украина, Греция, Румыния и т. д.). Автор показала, что болгарская версия отличается прагматическим планом. В качестве примера можно указать на выставку одежды, собранной от верующих, и благословление ее священником. В конце выступления докладчица отметила, что на основе этих полевых материалов был написан сценарий популярного болгарского фильма ужасов -Киприанова молитва (Cyprian's prayer, реж. Добромир Байчев, 2014 г.).

В сообщении «Гендерные города: празднование Международного женского дня в пространстве балтийских городов» Даце Була из Института литературы, фольклора и искусства Латвийского университета рассказала о неоднозначности и многовекторности празднования «Женского дня» на постсоветском пространстве Прибалтики (на материалах Риги, Вильнюса и Таллина). Автор показала, что праздник, широко поддерживаемый специальной атрибутикой в городской среде (специальные украшения в магазинах, шампанское в парикмахерской или цветы от водителя автобуса), сегодня напоминает женщинам об их гендерной идентичности, а старые советские смыслы теперь не актуальны. Несмотря на раскол мнений о целесообразности празднования «Женского дня», «русский» мэр Риги Нил Ушаков ежегодно поздравляет женщин праздничными постерами на улицах города, а женщин-коллег цветами, о чем пишет в своем блоге. В ходе развернувшейся дискуссии о наличии или отсутствии феминистского дискурса вокруг «8 Марта» автор ответила, что праздник не имеет феминистской направленности, и она не отмечала разговоров, подчеркивающих позиции «слабого пола» этим днем. На вопрос участника конференции, как сегодня соблюдается гендерный баланс в Прибалтике, учитывая, что «мужской» праздник «23 Февраля» там не отмечается, автор заметила, что на смену «Дню Советской армии» пришел новый праздник «День отца», который удовлетворяет общество в вопросе чествования мужчин. Справедливости ради следует заметить, что новый праздник все-таки не охватывает все мужское население страны, так как не каждый мужчина является отцом.

Далее авторы настоящего сообщения - Мария Васеха из Института этнологии и антропологии РАН (г. Москва) и Елена Фурсова из Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) проанализировали женские практики в городских общественных банях Москвы, показав функциональную разницу между частной баней и публичной городской. Городские жители, живущие в условиях высокого стресса в российской столице, продолжают обращаться к столь традиционной форме восстановления сил, как баня, а возможность посещать парную горожане трактуют как «праздник души и тела». Авторы показали, что, несмотря на превалирование утилитарной составляющей в городской бане (процедуры красоты, ментальное и физическое оздоровление, особое коммуникативное пространство), в женских досуговых группах публичной бани имеет место сакрализация пространства парной. Кроме того, банным процедурам сопутствует ряд запретов, связанных с представлением о «передаче» косметических проблем посредством медиума - общего зеркала, различные практики, связанные с женским здоровьем и т. д. Собственно весь банный ритуал представляет собой весьма архаичный комплекс действий (подготовка к визиту, поведение внутри бани, в парной, ритуалы после бани), быстро и легко воспринимающий новшества, органично вписывающиеся в городскую старорусскую банную традицию.

Второй день конференции был не менее насыщен. На утренней сессии «Политика в ритуалах и религиозных празднествах» обсуждались четыре сообщения. Даниэла Салвуччи из Свободного университета г. Больцано (Италия) рассказала о «Ритуальных практиках в городе и вне города: фестиваль Святой Девы в г. Катамарке (Аргентина)». Исследовательница представила этнографический материал с точки зрения культурной антропологии, проанализировав соотношение мест и ритуальных практик во время празднования фестиваля Святой Девы. Она отметила, что такой институт, как Церковь имеет влияние далеко не на всех пло-

щадках праздника. Например, если в городе, на центральной площади все происходит под контролем священнослужителей, то за городом, в пещере Святой Девы в горной местности, всего в паре километров от г. Катамарка, празднество неподконтрольно католическому духовенству. Здесь участники и паломники дают обеты Деве Марии и распространяют по всей пещере свои личные маленькие семейные святыни, в том числе несколько статуй Девы и Святых, часть из которых не признаны католической церковью.

Лина Гергова из Института этнологии и фольклорных исследований Болгарской академии наук рассказала о «Дне Св. Георгия как городском празднике». Этот день - праздник со сложным комплексом торжеств, включенный в традиционный и современный календарь болгарских национальных и местных, гражданских и религиозных, городских и сельских праздников. В настоящее время он отмечается 6 мая. Считается и днем Вооруженных сил Болгарии, и сельским Днем патрона (Sabor), и самым популярным днем именин (Днем Ангела), а в некоторых болгарских городах еще и Днем города. В этот день в Болгарии можно наблюдать множество ритуалов и действий, связанных с военным, традиционным и христианским смыслом этого праздника. Докладчица выявила и проанализировала несколько слоев праздника на полевых материалах городов Каварна, Мездра, Петрич, Поморие, Руса, Тервел и Якоруда, где он был объявлен городским праздником в 1990-х - 2010-х гг. Особое внимание автор уделила истории, ритуалам и роли праздника города в политике идентичности современных болгарских центральных и городских властей.

Йонас Мардоса из Литовского педагогического университета (г. Вильнюс) продолжил раскрытие темы трансформаций праздников стран Балтии в постсоветский период. Он выступил с докладом «Праздник Трех Королей (Крещения) в постсоветском Вильнюсе». По данным автора, различные ритуалы и обряды религиозного типа были важной частью культуры Вильнюса в досоветский период. В постсоветское время произошла трансформация городских этнических ритуалов и обычаев, включая и рождественский цикл. Автор проанализировал городские маскарадные шествия на рубеже XX-XXI вв. и выявил, что истоки процессий на празднике Богоявления имеют религиозные корни, и в действиях маскировщиков выражаются элементы народного благочестия. В досоветские времена вильнюсские маскированные действовали в контексте польской религиозной традиции, но по форме процессии были схожи с характерными для литовской деревни крещенскими обычаями. В современной городской традиции празднование Трех королей уже не включает элементы польского религиозной культуры, а городские шествия возродились как элементы литовской городской религиозной культуры и как символ окончания рождественского сезона в современной жизни Вильнюса.

Киприан Тудор, представитель Института качества жизни Румынской академии наук (г. Бухарест), выступил с докладом «Праздник Св. Андрея (30 ноября): между народными и религиозными ритуалами и политической ресимволизацией». Считается, что Св. Андрей был «апостолом, который благовествовал румынам», однако этот день стал «красным» праздником в календаре только в 1995 г., а в 1997 г. Священный Синод провозгласил Св. Андрея «Защитником Румынии». Конструирование национального, определяющего румынскую идентичность праздника, по мнению докладчика, негативным образом сказалось на существовавшей народной обрядности дня Св. Андрея в сельской местности (замещение и забвение народных обычаев в пользу «новых», конструируемых). Автор проанализировал «старую» и конструируемую «новую» традиции, показав, как народный праздник стал главным государственным днем.

На секции, посвященной проблематике «Основания для конструирования праздника», прозвучал доклад «Создание национального праздника в Литве: аспект сезонности» Жильви-тиса Шакниса из отдела этнологии и антропологии Института истории Литвы. Он проанализировал шесть национальных праздников, которые литовцы отмечали в течение 50 лет (1918-1940 и 1990-2018 гг.) в разное время года. Докладчик поставил перед собой цель ответить на вопрос, определяет ли сезонность религиозный календарь, и выделить другие причи-

ны популярности национального праздника. Проанализировав эти праздники, он сделал вывод, что время секулярного праздника и его место в системе ритуального года может определить только форму праздника, но не содержание, значение и популярность.

Эви Йохан Халанд, независимая исследовательница из Норвегии, рассказала о «Фестивале, посвященном Св. Нектариосу, в его монастыре на острове Эгина, Греция». Этот фестиваль исцеления посвящен одному из недавно умерших святых - епископу Пентаполису (1920 г.). Данное сообщение предшествовало коллективному походу участников конференции «Ритуальный год» в монастырь Раду Вода, где с большим размахом в эти дни отмечался праздник Св. Нектариоса (9 ноября). Ученые смогли воочию убедиться в популярности этого праздника среди румын, выстроившихся в километровые очереди к мощам святого.

В третий день работы конференции панель «Новые городские фестивали и праздники» была представлена тремя докладчиками. Первым выступил Терри Гуннелл из Университета Исландии с докладом «Ритуализация Рейкьявика: события в Исландии в 2000-2018 гг.». В силу особенностей исландской урбанизации в ХХ в. почти половина населения страны сегодня проживает в столице - Рейкьявике. Докладчик показал, что календарный ритуальный год традиционно делится в Исландии на два периода - летний (национальные, публичные празднества) и зимний (домашние праздники, например Рождество). Гуннелл проанализировал, как новые, недавно возникшие праздники «вписались» в традиционный календарь. Автор исследовал такие «сконструированные» фестивали, как «Исландские авиалинии», «Ночь культуры», «Музейная ночь», ежегодный фестиваль искусств в Рейкьявике и др., анализируя их через призму идей Ричарда Шехнера - теоретика перформанса. Автор принимает во внимание цели этих праздников, их тайминг, места проведения, личности участников и организаторов. В число новых праздников также вошел «заимствованный» из «чужой» культуры Хэллоуин, сегодня также набирающий популярность в Исландии.

Рита Трейя из Института литературы, фольклора и искусства Латвийского университета поделилась со слушателями информацией о календарных обычаях в связи с латышским восприятием новшеств. По ее мнению, праздничный календарь в современной Латвии состоит как минимум из трех культурных слоев: традиционные праздники, основанные на солнечном цикле, официальные патриотические государственные праздники и христианские праздники, которые отмечаются согласно литургическому церковному календарю. С конца ХХ в. и по сей день в Латвии вводятся новые праздничные даты. Автор доклада проанализировала позитивное и негативное восприятие этих новых праздников, опираясь на материалы прессы и интернет-дискуссий, а также собственные интервью. Р. Трейя рассмотрела Хэллоуин, День Святого Валентина (оба были «импортированы» в Латвию в 1990-х гг., но ранее широко отмечались представителями латышской диаспоры в США и других странах), а также Праздник Белой скатерти (ВаШ galdauta 8Уё1И) - последнее новшество, добавленное в национальный праздничный календарь в 2016 г. Праздник Белой скатерти отмечается в День восстановления независимости 4 мая. Докладчица отметила смешанные чувства латвийского народа по отношению к календарным «новичкам» (Хэллоуин и День Святого Валентина). Основной скептицизм многих латышей связан с чувством того, что «импортированные» праздники затмевают собственные традиции. Фестиваль Белой скатерти - продукт патриотического маркетинга, однако эта традиция была тепло встречена латышами, несмотря на то, что такого праздника никогда в латышской культуре не было. В медиа-среде объяснялось, как нужно праздновать этот день, транслировались ролики на телевидении, где пропагандировалось семейное торжество за одним столом, покрытым белой скатертью (идея навеяна старинными черно-белыми фотографиями). Одна из горячо воспринятых предлагаемых традиций - ставить в этот день на стол еду, выполненную в цветах национального флага.

После этого сообщения завязалась дискуссия вокруг «праздников с ностальгией» (подразумевались отмененные современным латышским руководством «советские» празднества, например, 23 Февраля или 9 Мая). Р. Трейя пояснила, что сегодня Латвия как демократиче-

ское государство рассматривает возможность для своих граждан отмечать те праздники, которые они сами посчитают для себя важными и нужными, но неофициально.

В целом, дискуссии конференции «Городские ритуалы и практики» получились интересными и актуальными для нашего дня, доклады сопровождались демонстрациями новых подходов и источников. Ученые пытались раскрыть трансформации современных праздников и обрядов, уловить их обусловленность политическими реалиями и раскрыть связи со старыми традициями, определяющими этническую идентичность праздника. Особенно важно подчеркнуть прозвучавший практически во всех докладах анализ влияния глобализационных процессов в области народной городской культуры, приводящих к уничтожению культурного разнообразия европейского наследия.

Материал поступил в редколлегию Received 11.01.2019

Сведения об авторах

Фурсова Елена Федоровна, доктор исторических наук, заведующая отделом этнографии Института археологии и этнографии СО РАН (пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия) mf11@mail.ru

ОЯСГО 0000-0002-9459-7033

Васеха Мария Владимировна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр., 32А, Москва, 119991, Россия) maria.vasekha@gmail.com ОЯСГО 0000-0003-4132-4370

Information about the Authors

Elena F. Fursova, Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of Ethnography at the Institute of Archaeology and Ethnography of SB RAS (17 Academician Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation) mf11@mail.ru

ORCID 0000-0002-9459-7033

Maria V. Vasekha, Candidate of Historical Sciences, Researcher at the Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences (32A Lenin Ave., Moscow, 119991, Russian Federation)

maria.vasekha@gmail.com ORCID 0000-0003-4132-4370

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.