Научная статья на тему 'Ритуалы и обряды как культурное наследие глазами исследователей и носителей традиции'

Ритуалы и обряды как культурное наследие глазами исследователей и носителей традиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
751
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИТУАЛ / RITUAL / КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / CALENDAR RITES / ИСПОЛНИТЕЛЬ / PERFORMER / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Седакова Ирина Александровна, Сиднева Светлана Александровна

В хронике представлен аналитический обзор докладов, которые прозвучали на седьмой международной конференции рабочей группы SIEF «Ритуальный год» «Исследователи и исполнители в воссоздании культурного наследия», и сопровождающих их дискуссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rituals and customs as cultural heritage through the eyes of researchers and tradition bearers

The review gives an insight into the papers and discussions during the Seventh International Conference of the SIEF Working Group on the Ritual Year Researchers and Performers Co-Designing Heritage (Ljubljana, 11th 13th November 2011).

Текст научной работы на тему «Ритуалы и обряды как культурное наследие глазами исследователей и носителей традиции»

Ирина Седакова, Светлана Сиднева

Ритуалы и обряды как культурное наследие глазами исследователей и носителей традиции

Ирина Александровна Седакова

Институт славяноведения РАН [email protected] Светлана Александровна Сиднева

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова [email protected]

11—13 ноября 2011 г. в Словенской академии наук и искусств в Любляне состоялась Седьмая конференция рабочей группы по календарной обрядности «Ритуальный год» при Международном обществе этнологов и фольклористов (SIEF)1.

Эта научная встреча стала продолжением юбилейной конференции, посвященной 60-летию Института словенской этнологии, который был основан 3 октября 1951 г. В этом институте работали известные словенские этнографы М. Матичетов и Н. Ку-рет, чьи труды стали классическими для нескольких поколений словенистов и славистов, исследователей народной культуры. Институт известен и своими периодическими изданиями — прежде всего журналами «Slovstvena folkloristika», «Studia mytho-logica Slavica», «Traditiones» и сериями «Gradivo za narodopisje Slovencev», «Opera ethnologica Slavica», «Ethnologica disser-tationes», «Glasovi» и др.2

«Исполнители и исследователи в воссоздании культурного наследия» — так на этот раз формулировалась основная тема симпозиума группы «Ритуальный год», в центре

Историю создания и деятельности группы см.: [Седакова 2004; 2006; 2007; 2011], а также рецензию на сборник докладов Третьей конференции см.: [Цивьян 2011]. Информацию об институте см. на его сайте: <http://isn.zrc-sazu.si/>.

внимания его участников оказалась триада «исполнение-исполнители—исследователи» во всех взаимных перекличках ее составляющих.

Как отмечали в анонсе конференции члены Оргкомитета — его председатель научный сотрудник Института словенской этнологии (Любляна, Словения) Юрий Фикфак и профессор социальной антропологии Университета в Нанте (Франция) Лоран Себастьян Фурнье, традиционной культурой всерьез интересуются не только ученые (этнологи, фольклористы, культурологи, музыковеды и др.), но и сами носители традиции и особенно исполнители — «артисты» (музыканты, танцоры) и «обрядовые лица». Взаимопомощь в поисках и определении аутентичных образцов и сценариев для правильного сохранения и воспроизведения народно-культурной ритуальной традиции — важный аспект совместной деятельности ученых и исполнителей.

В Любляну приехали ученые из Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Греции, Исландии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Норвегии, США, Украины, Чехии, Швеции, Шотландии и Эстонии. Всего прозвучало около 30 докладов, немалая часть которых была посвящена основной теме и раскрывала специфику взаимосвязи ученых и исполнителей в разных странах, трансформацию ритуальных комплексов в наши дни с учетом двух основных тенденций — глобализации и противостоящего ей стремления к сохранению национальной специфики, поддержанию обрядности и фольклора как живой традиции культурного наследия. Специалисты по фольклору, этнографии, музыковедению, традиционной культуре делились своими мыслями о том, как их полевой опыт фиксации ритуалов и исследования используются в процессе возрождения, переосмысления и переработки народных национальных традиций.

Открывали конференцию три пленарных доклада, которые задали тон дискуссии, продолжавшейся в течение всех заседаний, и определили будущие направления работы группы. Ю. Фикфак («К исследованию триады "Исполнитель-исполнение—исследователь"») поднял вопрос о том, насколько понимают друг друга ученые и носители традиции при обсуждении версий ритуалов и их составляющих, а затем и при их воспроизведении. Работа с носителями традиции, по мысли Фикфака, — важнейший опыт для этнолога, особый тип участия в народной жизни, которое требует определенной гибкости и перехода от роли «зрителя» к роли «соучастника».

Л. С. Фурнье («Возрождение праздников и игровое начало в культурном наследии Европы») обратился к тем механизмам,

которые используются в восстановлении культурного наследия в сфере традиционных календарных праздников с середины XX в. Сравнив полевой материал фестивалей в Провансе и Северной Шотландии, он показал, что, несмотря на местную специфику, в практике воссоздания ритуалов есть общие черты. Обновленные в духе времени версии обрядов чаще всего согласуются с политикой коммерческого туризма и «маркети-зации» локуса. Само же понятие культурного наследия сейчас создает проблемы для исполнителей, пытающихся обратиться к аутентичным формам обрядов, часть которых в наши дни очень трудна для восприятия и понимания. Такие ритуалы — удел исключительно исследователей, которые призваны их фиксировать.

Президент группы Э. Лайл (Шотландия) в докладе «Сезонные праздники как "опоры" в воображаемом (as if) мире ритуалов» сопоставила обрядовый мир, воспринимаемый учеными как воображаемый, с миром детской игры, где все «понарошку», с одной стороны, и с миром ритуалов в сознании их исполнителей, считающимся реальным, «как есть», — с другой. На основании исследований американского философа К.Л. Уол-тона, автора теории воображения, фантазии (make-believe) в применении к искусству [Walton 1990], Э. Лайл пришла к выводу, что «опорами» для вымышленного мира ритуалов и обрядности являются категории времени и пространства.

Т. Ганелл (Исландия) в докладе «Типы перформанса в традиции ряженья на Шетландских островах (Шотландия)», рассмотрев маски в обрядах Хэллоуина и Нового года, отметил, что прежде обход ряженых был «внутренним» праздником села: двери домов были гостеприимно открыты, все радовались приходящим, и это объединяло односельчан. С течением времени процессии стали главной приманкой для туристов, и «внутренняя» ориентация сменилась «внешней», исполнители начали заимствовать образы из чужих традиций, усилилась красочность, при этом исследователи из наблюдателей превратились в участников.

Усиление зрелищности обрядов и привлекательных для туристов моментов, а также влияния организаций, которые финансируют исполнителей, обсуждали многие ученые. Так, в докладе Д. Хельслута (Нидерланды) «Культурное наследие в контексте муниципальных субсидий на примере ежегодного парада в день св. Николая в Голландии» рассматривалось предрождественское шествие, участников которого встречают представители городских властей. Устроители и участники парада, как правило, опираются на работы фольклористов и этнографов. Вместе с тем современная конъюнктура вносит некоторые

коррективы в традицию, несмотря на попытки ЮНЕСКО и этнологов сохранить ее относительно неизменной. В прессе обсуждается вопрос о «политкорректности» шествия, во время которого «св. Николаю» прислуживают темнокожие помощники. Подобные мнения, как считает ученый, могут повлиять на заинтересованность местных властей в выделении средств городского бюджета для праздничных мероприятий.

К карнавальным традициям и их переосмыслению в современном обществе, проблеме влияния политики на традицию обратился и А. Вайчекаускас (Литва) в своем докладе «Структура карнавала, история и ее символическая интерпретация на примере карнавала в Иврее (Италия)». Традиция карнавалов в Италии, популярная у туристов всего мира, активно возрождалась после 1970-х гг. Классическая структура масленичного карнавала претерпела некоторые изменения, адаптировавшись под нужды современного общества потребления. Зритель трансформировался в равноправного участника парада масок, а эффектность представления стала одной из основных целей организации праздника. При этом изобретение традиций (часто на основе местной истории) и визуализация политически значимых на данный момент символов превратились в основные механизмы при подготовке карнавала.

Доклад С. Сидневой (Россия) был посвящен обрядам, связанным с огнем в Греции: «хождению по огню», распространенному в некоторых селах Северной Греции в день свв. Константина и Елены; сжиганию «Иуды» и масленичным кострам «Дза-мала» в Янине. Эти старинные обряды порождают новые тексты, демонстрирующие смешение разных культурных традиций, сочетание научной и народной мотиваций (особенно когда речь идет о «целительной силе» огня), античной и христианской составляющих праздников. Хождение по огню возводится многими исследователями к дионисийским культам, существовавшим во Фракии, в результате чего этот обряд стал исполняться вне контекста празднования дня свв. Константина и Елены. Влияние современных политических событий на метаморфозы обрядности в наши дни отображает зафиксированный случай сожжения изображения Ангелы Меркель во время греческого масленичного карнавала в 2011 г. вместо традиционного сожжения чучела Иуды.

И. Седакова (Россия) в докладе «Ритуальный год в России сквозь призму туристической рекламы» на примере спама, рассылаемого по электронной почте туристическими агентствами в течение последних 10 лет, показала, как усилился и расширился процесс возрождения и воссоздания календарных ритуалов в России, как изменилась их локальная спецификация.

Процесс реструктуризации праздничного времени вписывается в создание и воссоздание мифологии локуса и испытывает сильнейшее давление со стороны коммерции, туризма, религиозных и культурных организаций.

Т. Маккин (Шотландия) в докладе «Организация и точность воспроизведения шотландского праздника огня» сосредоточился на подробном анализе роли личности исполнителя в сохранении и воспроизведении аутентичной обрядности. Предводитель ритуальной процессии «сжигания Клэйви1», который избирается на эту роль («Король Клэйви») пожизненно, вступает в диалог с исследователями и местными представителями власти и берет ответственность за сохранение или изменение традиции на себя. Красочный обряд, традиционно приуроченный к 11 января («старому Новому году» после перехода на гре-горианский календарь в Шотландии в 1752 г.), пытались в туристических целях перенести на 31 декабря, но исполнители не отходят от традиции.

Взаимодействие ученого и исполнителя в области народного искусства, как и в других сферах традиционной культуры, может менять направленность — исследователь превращается в информанта. Н. Макэнтайр и Д. Стенли (США) выступили с содокладами, основанными на опыте работы с исполнителями народной музыки в ирландских пабах. Ученые продемонстрировали, что музыкальная традиция жива и постоянно передается из поколения в поколение самими народными исполнителями (от матери — к дочери, от отца — к сыну), а также исследователями-музыковедами. Ученые способствуют сохранению старинных мелодий и текстов, распространяя их в среде исполнителей и публикуя на специальных сайтах. Музыкальные представления в пабах модифицируются: сольное исполнение заменяется выступлением группы музыкантов, появляются исполнения на инструментах, которые прежде в Ирландии не использовались. Здесь всегда есть «руководитель», который подбирает репертуар, определяет последовательность песен и инструментальных номеров, задает тон и пр. Обычно этот же музыкант занимается поисками результатов исследования и установлением контактов с музыковедами.

С. Урбониене (Литва) в докладе «Отношения между исследователем и исполнителем в ритуалах, связанных с изготовлением крестов в Литве» рассматривает два сценария: изготовление «авторского» креста и копирование старой модели. В обоих

1 Клэйви (англ. CLavie) — это зажженная бочка со смолой на шесте, которую процессия во главе с «королем» проносит по селу. В конце обхода бочку поливают горючим и разжигают костер. Угольки раздают зрителям и участникам «на счастье». Подробнее см.: <http://www.hogmanay.net/ events/scotLand/burghead>.

случаях мастер по художественной резьбе нуждается в помощи, за которой он обращается к этнографам, или сам превращается в исследователя, собирая образцы «в поле».

О значительных усилиях этнографов, потребовавшихся для воссоздания типично латышских масок ряженых, рассказала А. Ранкане (Латвия) в докладе «Возрождение местных обычаев ряженья в Латвии как результат сотрудничества между исполнителями и исследователями». В наметившемся в конце XX в. в стране возрождении интереса к маскам, карнавалам и процессиям традиционные типы ряженья вначале игнорировались.

А. Линтроп (Эстония) в докладе «Большой белый вождь встречается с северным шаманом» акцентировал необходимость предварительной подготовки исследователя к работе с носителями культуры, особенно экзотической. Он сравнил свои впечатления во время поездки в Северную Европу и Сибирь в качестве оператора документального этнографического фильма в 1977 г. и в качестве этнографа 35 лет спустя. При первых встречах и съемках нганасанского шамана на Таймыре Лин-троп ничего не знал о шаманах и воспринимал заговоры как мифопоэтическую версию эпоса финно-угорского происхождения, относящегося ко временам финно-угорского единства. Во время второй поездки, уже будучи опытным этнографом, А. Линтроп увидел важнейшие детали собственно мировоззрения шамана, которые раскрывались в его магических действиях.

Противоположную ситуацию описала Т. Миннияхметова (Россия, Австрия) в докладе «"Моральный кодекс" исследователя — носителя традиции». Она, как носитель и одновременно исследователь удмуртской традиции, сформулировала ряд правил, которые должен соблюдать ученый — представитель живой традиции: есть такие явления, которые допускают, чтобы исследователь сделал это знание достоянием всех, но есть и ряд запретов на распространение знания. «Нужно относиться к пожеланиям информантов с уважением», — отметила докладчица.

Л. ван Гулик (Нидерланды) обратился к теме исполнения обрядов в свете теории имагологии («своего» и «чужого» мира) психоаналитика Д. Винникотта об игре и реальности, вымышленном и естественном мирах ^тшсой 1971]1, продолжая доклад Э. Лайл, но уже на материале неоязычников в Голландии. Обряд должен рассматриваться исследователем как

На русский язык переведены книги этого исследователя преимущественно по психологии детства [Винникотт 1997; 2007] и др.

творческий акт, в котором на основе веры и религиозных убеждений устанавливается связь между двумя мирами — вымышленным (создаваемым в ритуалах и магии) и реальным.

Тему неоязычества продолжила К. Велкоборска (Чехия), которая в докладе «Исполнители и исследователи в контексте неоязычества» обобщила свой опыт участия в обрядности чешских неоязычников. Во взаимодействии практикующего неоязычника и исследователя возникает проблема — разное отношение к магии и «колдовским» обрядам, которые находятся в центре неопаганизма. Ученый воспринимает магию сначала как (само)обман, а затем приходит к пониманию исполнителей обрядов и может даже принимать участие в ритуалах.

Доклад М. Хьюгосон (Швеция) «"Мы имеем честь пригласить вас на..." К вопросу о дистанционном участии в празднике в XXI веке» посвящен новым возможностям празднования «на расстоянии». Когда наследная принцесса Швеции Виктория сочеталась браком с Даниелом Вестлином, событие транслировалось на большом экране в родном городке жениха Окель-бо. Свадьба вписывалась и в национальный календарь (она была приурочена к государственному празднику), и в семейный (бракосочетание проходило в годовщину свадьбы родителей невесты). «Дистанционное» празднование привлекло в Окельбо много туристов и стало импульсом для «реконструкции» местных традиций. По мысли ученого, в данном случае актуализировалась и архаическая модель мышления: бракосочетание правителей служит залогом процветания и плодородия страны.

Взаимодействие локальной истории и коллективной памяти, народной религиозности и календаря рассматривалось в нескольких докладах. Э. Холанд (Норвегия, Греция) представила историю календарного почитания чудотворной иконы Божией Матери, обретенной на о. Тинос в начале освободительной борьбы греков против турецкого владычества (1821—1823). Доклад К. Бек-Педерсен (Шотландия) был посвящен христианизации древней исландской традиции празднования зимних ночей и его совмещению с обрядностью дня св. Михаила.

А. Амундсен (Норвегия) в докладе «Ритуальные реформы и ритуальное поведение» очертил историю метаморфоз погребальной обрядности в Скандинавских странах. Несмотря на стремление лютеран повлиять на обрядность и перенести акцент с представлений о загробной судьбе усопших на спасение живущих, архаические компоненты обрядности, обращенные к покойному, сохранились в неизменной форме. Их дополнили компоненты, обращенные к тем живым, кто участвует в погребении.

И. Поведак (Венгрия) в докладе «Изобретенные, скопированные, традиционно-культурные фестивали в современной Венгрии» охарактеризовал два крупных фестиваля — Национальное собрание венгров и Курултай, которые начали проводиться в стране всего лишь пять лет назад, но стали исключительно популярными. Эти фестивали, как показал ученый, пронизаны национал-патриотизмом, основаны на стилизации фольклорной культуры и включают антиглобализационные, антикоммунистические и экологические настроения.

Ритуальному году в системе образования было посвящено два доклада. М. Кыйва и А. Куперьянов (Эстония) обратились к ритуальному году в школе, описав обряды прощания старших учеников со школой и выпускные празднества. Одежда и развлечения школьников апеллируют к архаичным образцам ряженья и молодежных игрищ, ритуалам инициации с водой и соревновательным обрядам. Д. Ропер (Великобритания, Эстония) описал ритуальный календарь Тартуского университета, где каждый сезон характеризуется определенной церемо-ниальностью и отчасти связывается с праздничным годовым циклом (осенний прием у ректора по случаю начала семестра, Новый год, выдача дипломов в праздничные дни летнего солнцестояния и др.). Учебный ритуальный год формируется с учетом специфики некоторых факультетов: так, филологи посещают могилу Юрия Лотмана в день его смерти.

В докладах словенских исследовательниц М. Хабинц «Фольк-лоризация карнавала vs ослабление обрядности дня св. Роха — изучение культурного менеджмента в эпоху социализма» и М. Клобчар «Ритуальность как отображение социальных изменений в обществе. Исследователь и его сила (слабость)» затрагивалась тема влияния социально-политических факторов и идеологических воззрений на народную традицию.

На конференции прозвучали также доклады К. Гаспар (Венгрия) «Саморефлексия и кастинг в культурном представлении», М. Ковачич (Словения) «Взгляды музыкальных исполнителей на политику в области культуры», О. Микитенко (Украина) «К вопросу об исполнении сербских причитаний» и К. Михайловой (Болгария) «Бродячие слепые певцы и славянский ритуальный год».

Как следует из обзора выступлений, заявленная триада в ходе конференции утратила свою трехсоставную форму, поскольку параметров и компонентов, которые необходимо учитывать в процессе воссоздания культурного наследия, значительно больше. Это и деятельность разных учреждений — от местных органов управления до ЮНЕСКО, коммерческие и туристические ориентиры, сфера дидактики и передачи опыта. В ходе

дискуссии, в которой исследователи делились своим опытом работы с носителями традиции в конкретных ситуациях, подчеркивались и роль эпохи исследований (до и после развития Интернета и цифровых технологий), значение идеологического и религиозного контекстов (для стран социализма это постперестроечные изменения, обретение независимости, возвращение религии, для других стран Европы — мультикультура-лизм, глобализация, секуляризация общества).

Конференция завершилась общим собранием участников рабочей группы «Ритуальная обрядность», в повестке дня которого было обсуждение публикаций и планов проведения следующих конференций. Состоялась презентация вышедшего в 2011 г. сборника «Гендер» (четвертый выпуск серии «Ритуальный год» совместно с журналом «Космос» под ред. Д. Бат-лер [Gender 2011]), в котором опубликовано 23 статьи. Шестой выпуск серии «Внутреннее и внешнее» (ред. М. Кыйва, Тартуский литературный музей) с прекрасными цветными иллюстрациями, объединивший 22 статьи, появился в конце 2011 г. [The Inner and the Outer 2011]. Этот том серии опередил предыдущий, пятый, «Маска», который должен вскоре появиться в Каунасе (ред. А. Вайчекаускас). Издание докладов Седьмой конференции в Любляне взяли на себя Ю. Фикфак и Л.С. Фурнье.

Культурная программа конференции позволила участникам ознакомиться с осенним празднованием дня св. Мартина, обрядность которого (мартинованье) связана отчасти с дегустацией вина и традиционным застольем. Словенские фольклористы и этнографы исполнили народные песни, в ответ прозвучали песни как близких, славянских, так и далеких, шотландских и эстонских, традиций.

Следующая, восьмая, конференция группы «Ритуальный год» на тему «Миграции» состоится в Пловдиве (Болгария) 26— 29 июня 2012 г., а Девятая конференция «Ритуальный год и политика» пройдет в г. Сегеде, Венгрия.

Библиография

Винникотт Д. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1997.

Винникотт Д. Дети и их родители. М.: Класс, 2007.

Седакова И.А. Симпозиум «Календарная обрядность» // Живая старина. 2004. № 4. С. 62-63.

Седакова И.А. Международная конференция «Календарная обрядность» // Живая старина. 2006. № 2. С. 60-61.

Седакова И.А. Конференция «Годовой цикл обрядов в их разнообразии» // Живая старина. 2007. № 1. С. 63-64.

Седакова И.А. «Внутреннее» и «внешнее» в календарных и иных обрядах: традиции и современность // Живая старина. 2011. № 3. C. 70-72.

Цивьян Т.В. Новый взгляд на ритуальный календарь // Живая старина. 2011. № 1. С. 66-67.

Gender The Ritual Year 4 & Cosmos / Ed. by Jennifer Butler. Edinburg: Edinburgh University Press, 2011.

The Inner and the Outer. The Ritual Year 6 / Ed. by Mare Koiva. Tartu: ELM Scholarly Press, 2011.

Walton K.L. Mimesis as Make-Believe: on the Foundations of Representational Arts. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.

Winnicott D.W. Playing and Reality. L.: Tavistock, 1971.

Президент рабочей группы «Ритуальный год» Эмили Лайл (Шотландия) открывает конференцию. Фото И.А. Седаковой

И.А. Седакова и Лоран С. Фурнье (Франция). Фото Марлин Хьюгосон

Маре Кыйва и Андрее Куперьянов (Эстония). Фото И.А. Седаковой

Выступает Камила Велкоборска (Чехия). Фото И.А. Седаковой

Юрий Фикфак (Словения) и Габор Барна (Венгрия). Фото Марлин Хьюгосон

Дегустация вина в день св. Мартина («Мартиноване»). Фото Марлин Хьюгосон

«Мартиноване» продолжается: пение народных песен. Фото И.А. Седаковой

Аадо Линтроп (Эстония) и Марлин Хьюгосон (Швеция) на экскурсии. Фото И.А. Седаковой

Участники конференции на лекции в Музее археологии. Фото Марлин Хьюгосон

Экскурсия по Любляне. Фото Марлин Хьюгосон

Участники конференции в Любляне. Фото Марии Клобчар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.