Научная статья на тему 'Городские праздники в эпоху перемен'

Городские праздники в эпоху перемен Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
813
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ПРАЗДНИК / РИТУАЛ / RITUAL / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / МУСУЛЬМАНСТВО / ISLAM / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / ЭТНИЧНОСТЬ / ETHNICITY / URBAN FESTIVAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Седакова Ирина Александровна

Аналитический обзор конференции, состоявшейся в Вильнюсе 30-31.10.2013, рассказывает о широких возможностях для изучения трансформации городских праздников в разных странах и городах. Изменения в форме и содержании «праздничности» служат объектом пристального внимания историков, этнологов, фольклористов и музыкологов. Сосуществование в одном городе христианских и мусульманских праздников, разных этнических традиций обсуждается в контексте проблем миграции, мультикультурализма и глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban Festivals in Changing Times

This analytical review of the conference which took place in Vilnius (30 th-31 st October 2013) reveals the wide array of research attitudes towards the transformation of urban festivals. Changes in the form and content of celebrations have been studied by historians, ethnologists, folklorists and musicologists. The coexistence of Christian and Muslim ritual practices and feasts and different ethnic traditions in a single city are discussed through the issues of migration, multiculturalism and globalization.

Текст научной работы на тему «Городские праздники в эпоху перемен»

Ирина Седакова

Городские праздники в эпоху перемен

Ирина Александровна Седакова

Институт славяноведения РАН, Москва

irina.a.sedakova@gmaiL.com

30—31 октября 2013 г. в Вильнюсе прошла Международная научная конференция «Праздники в городе». Ее организаторами выступили исторический факультет Литовского эдукологического университета и отдел этнологии Литовского института истории. Историческую и этнологическую методологию изучения праздников дополняли музыковедческие, искусствоведческие, социологические, экономические и фольклорные научные подходы к предмету исследования. В конференции приняли участие ученые из шести стран: Литвы, Латвии, Украины, Польши, Финляндии и России. Всего прозвучало 28 докладов, в которых рассматривалась широкая «праздничная» проблематика на примере разных городов и стран у представителей разных народностей и вероисповеданий.

Современный городской праздник — своеобразный объект для исследования, который, в отличие от сельских увеселений и обрядов, изучен недостаточно. Для многих исследователей, особенно имевших опыт советских официозных праздничных мероприятий, — это «скучный», неинтересный и «очевидный», банальный и понятный предмет. Однако многообразие современных развлекательных тенденций, влияния извне, попытки восстановления утраченных

и подзабытых традиций, креативность, коммерческое и туристическое брендирование и пр. создают яркую картину урбанистической фестивальной жизни и должны подробно изучаться. Добавим к этому и факт мимолетности некоторых явлений, ускоренный темп изменения моды и влияний, который буквально навязывает исследователям-антропологам жанр фиксации новой традиции. С уверенностью можно говорить, что в современной синхронии ярко просматривается диахрония, поскольку смена временных пластов происходит сейчас значительно быстрее. Эти положения иллюстрировались докладчиками на примере праздников, проводимых в разных городах и странах.

Участников конференции приветствовал декан исторического факультета У. Иовайша, который оценил важность исследуемой проблематики при ее малозаметности и кажущейся очевидности. Будучи археологом, он особенно выделил категорию времени, которая вбирает в себя и демонстрирует существенные трансформации, происходящие в обществе, идеологии и соответственно в системе городских праздников. Он отметил, что время фиксируется и пространством — так, в Вильнюсе много локусов и зданий (в том числе и сам Эдукологический университет, в аудиториях которого проходила конференция), связанных с советским периодом. Для археологии 20—30 лет, конечно, совсем незначительный период времени, однако современным городским жителям эти годы принесли значительные изменения, которые нашли отражение и в осмыслении городского пространства, и в проводимых в городах праздниках.

Пленарное заседание открыл доклад Р. Апанавичюса (Каунас, Литва) «Из родного села в город: литовская этническая музыка в городских праздниках». Ученый исследовал историю возрождения и модификации этнической сельской музыки при включении ее в городские праздники. Он проследил эти процессы начиная с XIX в., уделяя особое внимание деятельности наиболее активных фольклорных (не всегда профессиональных) музыкантов и преподавателей этнической музыки (В. Кудир-ке, П. Пускунигису и др.). Подобные процессы в музыкальной жизни наблюдались (но несколько раньше) и в других европейских странах, поскольку народная музыка тесно связана с идеями самосознания, самоидентификации и демократизации нации. Докладчик говорил о важных для музыковедения проблемах — исполнении народной музыки профессионалами, что было характерно для периода независимой Литвы после Первой мировой войны и вплоть до 1969 г., когда наметилось стремление к возрождению собственно аутентичного, сельского исполнения на городских праздниках и специальных фестивалях фольклора. Р. Апанавичюс привел данные

опроса, проведенного группой исследователей, в котором уточнялось отношение исследователей, организаторов, исполнителей и слушателей к стилизации и модификации народных мелодий. 90 % организаторов и 63 % слушателей поддерживают эти тенденции, считая их необходимыми для сохранения народной традиции в Литве и привлечения внимания молодых литовцев к народным мелодиям и инструментам. В дискуссии по этому докладу обсуждалась насущная проблема сотрудничества исследователей и исполнителей с целью сохранения культурного наследия, которой была специально посвящена конференция в Словении в 2011 г.1 К этой теме неоднократно обращались литовские ученые (см. ил. 1 на вклейке).

В докладе Н. Маликовой (Москва, Россия) «Феномены межэтнической аккультурации и этноглокальности в городских праздниках Москвы» подробно анализировались основные тенденции развития столичного ритуального года, преимущественно с точки зрения коммуникативной природы праздника. Междисциплинарный подход к этому феномену с учетом этнокультурной мозаичности, конфессионального разнообразия Москвы, политики и практики мультикультурализма позволяет увидеть, каким образом снимается оппозиция глобального и локального, как участие в празднике способствует аккультурации тех, кто живет в столице недавно, кто не владеет русским языком и не знаком с городскими традициями. Отмечая условность классификации праздников, докладчица обозначила основные особенности праздничной культуры в Москве: мульти-культурность, полифункциональность, высокий уровень адаптивности к этнокультурным инновациям, включая и заметное западное влияние. По ее мнению, формируется новый календарь городских праздников, который уже включает как официальные, так и «народные» празднования всех типов, позволяющие представителям разных субкультур продемонстрировать свою идентичность. После доклада слушатели обсуждали, как проходят в Москве мусульманские праздники, собирающие десятки тысяч верующих, в основном некоренных москвичей, и стратегию городских властей по решению потенциальных и реальных конфликтов.

Доклад И. Седаковой (Москва, Россия) «Политический митинг как городской праздник: акции московской оппозиции в 2011— 2013 гг.» был посвящен анализу праздничных компонентов в разнообразных протестных собраниях, шествиях, автопробегах, «прогулках» и пр. последних лет. Атмосферу городской

1 См. хронику конференции: [Седакова, Сиднева 2012] и сборник статей: [The Interplay of Performance 2012].

праздничности подчеркивают декоративные элементы с белой символикой, белые цветы и шары, нарядная одежда и аксессуары. При этом в декоративности прочитывается идеологическая и политическая составляющая: значки, специально изготовленные майки с рисунками и лозунгами, тематические карнавальные костюмы и пр. имеют отчетливо протестную семантику. Основная интенция праздника — социализация, нахождение «своих», радостные встречи единомышленников и друзей — коррелирует с оппозиционной городской деятельностью даже тогда, когда протестные акции имеют ярко выраженный скорбный характер (например, митинг «против закона подлецов», то есть закона, запрещающего американцам усыновлять детей-сирот из России, и др.). В дискуссии ученые из Литвы, Польши и Украины сопоставляли собственный опыт участия в протестных митингах, обсуждали образность слоганов, использующиеся квазицитаты, обыгрывание городского пространства и растущую роль интернета в подготовке акций и их последующем анализе. Многие согласились с тем, что праздничное настроение присуще всем участникам оппозиционных собраний.

В секции «Теоретические проблемы изучения городских праздников» прозвучало пять докладов, в которых обсуждались современные научные комплексные методы изучения городских праздников в условиях сосуществования разных конфессий и национальностей. М. Абрамова (Новосибирск, Россия) обратилась к теме «Влияние праздника на сохранение этнокульту-ры и формирование мультикультурности современного города». Переход от советского ритуального года к новой системе праздников, усиление этнических компонентов в праздновании рассматривались на примере Республики Саха (Якутия). По мнению докладчицы, одна из уже упомянутых важных функций празднования — социализация — сейчас сменяется или заметно дополняется функциями сохранения национальной культуры и гармонизации этнических отношений. Возрождение в 1990-е гг. праздника Ысыах (встреча Нового года, солнца) стало своеобразным маркером роста этнического самосознания якутов, а сам праздник — эмблемой республики. Параллельно с усилением позиций этнических праздников возрастает интерес к православным праздникам и церковным практикам. Примечательно, что и в других докладах отмечалось усиление роли православных обрядов и некоторых практик, таких как купание в проруби на Крещение и др. К слову, почти все исследователи, выступавшие на конференции, подчеркнули, что православные праздники не порождают конфликтов, тогда как некоторые ритуалы, свойственные исламу, иногда вызывают споры и ссоры на улицах городов.

В. Гриценко (Смоленск, Россия) в докладе «Праздник как средство формирования просоциального поведения мигрантов в условиях межкультурного взаимодействия» обратила внимание на адаптационный потенциал праздника в полиэтнической среде со значительным числом мигрантов. Интервью и специальные опросы в средних школах Смоленска показали, что многие фрагменты русского календаря (Масленица, Пасха и др.) воспринимаются носителями других традиций позитивно, эти праздники способствуют консолидации и аккультурации мигрантов в городе. В дискуссии говорилось о необходимости ознакомления школьников как со «своими», так и с «чужими» праздниками, в частности принесенными мигрантами. Только так может воспитываться толерантность и вместе с тем подниматься образовательный уровень детей.

В совместном докладе О. Козловой и Б. Кромолицкой (Щецин, Польша) «Конструирование традиций празднования в городе как культурный и педагогический феномен — на примере Щецина (Польша)» подробно анализировалась роль праздничных циклов, фестивалей и крупных музыкальных конкурсов в формировании имиджа небольшого города Щецин, позиционирующего себя и как польский, и как европейский локус.

О. Рябов (Иваново, Россия) в докладе «"Русский медведь" в праздниках современной России: конструирование нации и легитимация власти?» говорил прежде всего об использовании образа медведя в современной российской политике и роли этого важного символа в легитимации многих акций, в том числе и праздников. Целый ряд праздников можно считать «медвежьими»: например, детский музейный праздник «День рождения медведя» в Тверской области и семейный праздник «Папа, мама, мишка, я» в Екатеринбурге; в Перми проводится Фестиваль медведей «МедвеDAY», ориентированный на локальную идентичность, поскольку на гербе Пермского края изображен белый медведь. Докладчик подробно остановился на праздновании Дня медведя в Ярославле (самом «медвежьем» городе России, с четырьмя скульптурными изображениями этого зверя) и показал перспективы развития этого городского фестиваля, который используется для локального брендинга и поддержки местного туризма. Отвечая на вопросы, докладчик описал неоязыческие обряды с пробуждением медведя, впервые исполнявшиеся в Ярославле в 2013 г., и таким образом показал, что «медвежьи» праздники представляют собой открытую систему, развиваются и пополняются новыми жанрами и формами.

Т. Золотова (Омск, Россия) в докладе «Праздничный код сибирского города: проблемы классификации, соотношения

традиций и инноваций» охарактеризовала праздники Омска в их многообразии. Докладчица обозначила 9 типов праздников, включая даже особые рекламные праздники, посвященные открытию новых торговых моллов и супермаркетов, спортивные мероприятия, годовщины и юбилеи отдельных районов. Особое внимание она уделила Дню города, организации и проведению массовых увеселений, соревнований, концертов и представлений. Докладчице задали много вопросов по терминологии — например, что она понимает под «праздничным кодом города». Т. Золотова ответила, что в ее понимании это словосочетание как нельзя лучше характеризует ритуальную жизнь, помещенную в пространство города. Отвечая на вопрос, есть ли «сибирская» специфика в городских празднованиях, Т. Золотова рассказала о формировании и развитии локальных праздников с сибирскими артефактами, сибирским фольклором и пр., которые превращаются в визитную карточку города и становятся туристической аттракцией (фестиваль «Егорий Храбрый», съезжий праздник «Троицкие гуляния» и др.).

В секции «Городской и семейный ритуальный год» рассматривались вопросы, которые в литовской этнологии, социологии и фольклористике в последние годы пришли на смену хрестоматийным темам и занимают важное место. Многие исследователи в Литве изучают трансформации семейных праздников на разных исторических этапах, и особенно в постсоциалистический период.

Первым на секции был прослушан доклад М. Блинова (Ижевск, Россия) «Праздничная культура провинциального города в раннесоветский период (на примере Ижевска)». Исследователь, используя архивные материалы и публикации в прессе, воссоздал сложную историю становления советских праздников в 1920-х гг. в крупном индустриальном центре Урала и Поволжья и показал, как из параллельного сосуществования государственных и религиозных праздников вычленяется и становится центральным, сакральным День Октябрьской революции. Слушатели интересовались статусом советских и религиозных праздников в Ижевске в другие периоды и отметили актуальность подобных хронологических «срезов» в развитии и становлении государственных и народных праздников.

Ю. Буйских (Киев, Украина) посвятила своей доклад «Тайные праздники детей в мире городской семьи: между игрой, мифологией и магией» одному явлению детской субкультуры — вызыванию сверхъестественных существ. Имеющиеся работы по культуре детства и по этой конкретной теме (М. Чередниковой, А. Топоркова, М. Осориной и др.) послужили основой иссле-

дования, которое было проведено на материале специально составленных вопросников. Докладчица обозначила два типа таких действий — собственно вызывание духов и спиритический сеанс — и охарактеризовала их основные функции, отчасти совпадающие с функциями городского праздника (социализирующая, инициальная, познавательная и др.). Этот доклад вызвал много вопросов по детской психологии: влияют ли подобные ритуалы на самочувствие детей, их отношения с родителями и др. Оказалось, что эта тема активно комментируется информантами и составляет существенную часть фольклорных текстов об этих играх.

Е. Ягафова (Самара, Россия) в докладе «Городские праздники самарских чувашей: традиции и модернизация» на собственном полевом материале и на опубликованных за последние 20 лет данных проанализировала возрождение и активизацию празднично-обрядовых циклов в Самаре и частично в Тольятти. Отметив, что для данной диаспоры чувашей характерна значительная степень языковой и этнокультурной компетентности и тесные связи с малой родиной, докладчица подробно остановилась на структуре и специфике системы традиционных праздников в наши дни, а также на формах их адаптации к мультикультурному пространству города. Так, некоторые праздники трансформировались в этнографические и фольклорные фестивали, организацию которых отчасти берет на себя городская администрация (летний праздник Уяв). Другие обрядово-праздничные комплексы включают компоненты соревнования, конкурсы (зимний праздник Сурухури-Нарту-кан), театральные представления (чувашская «масленица» даварни). По мнению исследовательницы, в городе у чувашей формируется «новая сакральность», меняются сам смысл праздников и их функции, одной из важнейших при этом становится возможность интенсивного внутриэтнического общения. В дискуссии были подняты вопросы о том, какие праздники выбирают дети в смешанных семьях, различается ли русская и чувашская Масленица и др.

С. Погодина (Рига, Латвия) обратилась к артефактам в праздничном пространстве, которые порой вбирают в себя всю семантику ритуала. В докладе «Куклы в городе: латвийские примеры праздничных практик» она рассмотрела «кукольный сад» в западно-латышском городе Сабиле. Автором кукол является женщина по имени Дайна, она создала первые антропоморфные артефакты в канун Янова дня (Ивана Купалы), праздника летнего солнцестояния. Поводом для создания кукол явилось то, что в компании празднующих не оказалось гостей по имени Янис и Лига (обязательных участников языческого празднования). Первые куклы стали предметно-символическими пре-

зентациями обряда. Последующие куклы представляют другие праздничные и повседневные сценки и служат важной составляющей конструирования праздничной обрядности в городском пространстве.

Далее следовал блок докладов ученых из Казани, в которых были представлены разные подходы к изучению городских праздников. Н. Рычкова (Казань, Россия) исследует подготовку свадебного празднества и предложения по организации торжеств на интернет-сайтах. Ее доклад «Маркетинговые аспекты формирования праздничного ландшафта города» содержал анализ структуры современной городской свадьбы и ее модификаций благодаря коммерческим предложениям и тенденциям моды.

С. Рычков (Казань, Россия) на обширном материале проанализировал праздничные модели потребительского поведения горожан в одноименном докладе. Докладчик исходил из гипотезы, что поведение во время подготовки к празднику значительно отличается от деятельности в простые будни. Из 24 праздников исследователь выделил 10 наиболее популярных. В списке доминируют Новый год и день рождения, подготовка к которым связана с интенсивным обращением к коммерческим организациям. Степень предпраздничной активности может быть различной, наиболее сильно меняется поведение молодежи.

Доклад Г. Столяровой (Казань, Россия) «Элементы "язычества" в современных городских праздниках (пример Республики Татарстан)» представлял собой подробный анализ языческих компонентов в структуре городских праздников. К языческим исследовательница относит как дохристианские практики, так и вновь появляющиеся и развивающиеся практики, выходящие за рамки основных мировых религий. Разделяя городские праздники условно на две большие группы — государственные и народные, Г. Столярова отметила, что, несмотря на то что первая группа, как правило, не маркирована конфессионально и этнически, в ее составе тем не менее есть и древние, и новые языческие ритуальные черты. Однако большая концентрация языческих представлений характерна не для городских, а для сельских праздников. Слушатели попросили докладчицу уточнить методику разделения праздников на языческие и неязыческие, и в итоге все сошлись во мнении, что сделать это порой невозможно в силу синтеза разных традиций и отсутствия четких границ между ортодоксальной и народной версиями праздника.

Второй день конференции был целиком отдан литовским ученым, и все доклады звучали на литовском языке. Первая

секция «Теоретические проблемы изучения городских праздников» открылась докладом Д. Кулакаускиене (Каунас, Литва) и И. Сурдокайте (Вильнюс Литва) на весьма актуальную для многих стран тему «Значимость календарных праздников для культурного туризма». Нематериальное духовное наследие все чаще и активнее используется для развития культурного и этнографического туризма, при этом именно праздничные циклы особенно удобны в этих сферах. Важно, что таким образом обрядово-праздничная система сохраняется и во многом служит основой для формирования и поддержания этнической идентичности литовцев. Для адаптации сельских праздников, по мнению исследовательницы, необходимы совместные усилия этнологов, историков, фольклористов, исполнителей и носителей традиционных обрядов, а также представителей городских властей и менеджмента — что вернуло слушателей к проблемам, поставленным первым докладчиком Р. Апанави-чюсом.

Й. Мардоса (Вильнюс, Литва) в докладе «Праздники в городе: проблемы организации и функционирования» обсудил важные вопросы, связанные с установлением нового городского праздничного календаря в постсоветский период. Прежде всего это проблемы адаптации аграрных сельских обычаев, составляющих значительную часть литовского ритуального года, к урбанистическому пространству. Кроме того, докладчик обозначил государственные задачи по использованию городских праздников в идеологических целях построения гражданского общества. И наконец, серьезной проблемой было и остается привлечение нетитульных граждан Литвы к участию в возрожденных и новых праздниках.

И.Р. Меркиене (Вильнюс, Литва) выступила с докладом «Изменения в католических обычаях Литвы в конце XX — начале XXI века». Исследовательница отметила, что как минимум два поколения литовцев с 1945 по 1991 г. были исключены из активной религиозной жизни и возрождение католичества в стране потребовало принятия серьезных мер в области образования. Сейчас католические институции имеют сильные позиции в стране, и в городских религиозных праздниках участвуют представители всех поколений литовцев.

А. Мотузас (Каунас, Литва) продолжил тему католических праздников и рассмотрел их музыкальную составляющую. В докладе «Католическая погребальная музыкальная культура в современной Литве: между городом и селом» он постарался ответить на вопрос, почему традиционные погребальные литовские мелодии в XXI в. были заменены совсем другим репертуаром — общеевропейской и экуменической музыкой.

Согласно мнению исследователя, эти изменения вызваны, во-первых, урбанизацией, а во-вторых — решениями Второго Ватиканского собора.

Л. Петрошиене (Клайпеда, Литва) посвятила свой доклад «Как праздновали горожане: отражение празднования Масленицы в печати начала XX в.» подробному анализу обрядового действа в период с 1920 по 1940 г. Несмотря на то что Масленица считалась сельским праздником, пресса тех лет изобилует сведениями о ее популярности у самых разных социальных слоев городских жителей. Однако в городе масленичные действия значительно отличались от сельских, адаптируясь к городским вкусам и моде.

Ж. Шакнис (Вильнюс, Литва) в своем докладе «Ритуальный год в современной Литве: перспективы города и села» рассказал о долгосрочном проекте, направленном на изучение трансформаций праздничной и повседневной жизни в литовских городах и селах в конце XX — начале XXI в. Докладчик сосредоточился на семантике и прагматике Адвента и Масленицы и географически ограничился столицей Литвы. Особое внимание он уделил росту интереса к карнавальным шествиям и любовным гаданиям, который фиксируется в настоящее время у городской молодежи. Слушатели интересовались методикой исследований, и докладчик подробно рассказал о своем опыте интервьюирования и включенного наблюдения.

В секции «Город и семейный ритуальный год» прозвучал доклад Э. Алекнайте (Каунас, Литва) «Поиски деревни в городе: места празднования Масленицы в Паневежисе». Выбор локуса для проведения обрядовых действий в городе оказывается серьезной проблемой для организаторов праздника. На примере литовского города Паневежиса докладчица описала дискуссии, возникающие в связи с определением места карнавальных шествий, и соответствие локуса (парка, сквера, пощади) семантике обрядового действия. Поскольку в Паневежисе Масленица считается сельским праздником, ее стараются проводить «на природе» — в парках и скверах, выделяющихся из городского застроенного пространства своей зеленью.

А. Дарашкевичиене (Вильнюс, Литва) в докладе «Участник публичного пространства — ребенок» поставила серьезный вопрос о том, с какого возраста допустимо участие детей в городских массовых мероприятиях в качестве исполнителей.

В докладе известного этнолога Л. Климки (Вильнюс, Литва) «Традиционные ярмарки Вильнюса: происхождение, развитие и будущее» был представлен исторический обзор появления ярмарок в Вильнюсе и дана оценка их культурной роли в празд-

ничной жизни города. Докладчик сообщил, что в прежние времена традиционными были ярмарки на все большие календарные праздники (день св. Георгия, Троицу, день св. Петра и др.), однако не все они проводятся в наши дни. Лишь трехдневная весенняя ярмарка Казюкас с продажей традиционных «вильнюсских верб» к Вербному воскресенью и многих других традиционных товаров и угощений не только сохранилась, но и стала одной из сезонных достопримечательностей столицы Литвы.

А. Мотузайте (Турку, Финляндия) выступила с докладом «Финно-литовские и греческо-литовские свадьбы в городах Финляндии и Греции в начале XXI в. как стратегия культурных переговоров». Исследовательница провела тщательный сопоставительный анализ развития свадебной обрядности при вступлении в брак людей разной национальной и конфессиональной принадлежности в двух европейских странах — северной и южной. Современные бракосочетания демонстрируют, с одной стороны, стремление к взаимной культурной адаптации партнеров, с другой же — подчеркивание собственной этнической идентичности.

Р. Паукштите-Шакниене (Вильнюс, Литва) посвятила свой доклад «Подготовка к празднику в городской семье Вильнюса: стресс или удовольствие?» анализу подготовки к Рождеству, используя материалы 2013 г. Дилемма «стресс или удовольствие» применительно к подготовительному периоду широко обсуждается в этнологии (работы Д. Хельслут и др.). Докладчица подробно изучила эмоциональные и материальные затраты жителей Вильнюса в предрождественский период и отметила высокую ценность семьи и родственных отношений для этого празднования, что отчасти снимает стресс и доставляет немалое удовольствие.

Р. Рачюнайте-Паужуолиене (Каунас, Литва) обратилась к теме «Сохранение, создание и трансформация традиции в современном городе: пример двух европейских городов». Докладчица основывалась на собственных материалах, собранных в Вильнюсе и Оксфорде в 2011—2013 гг., и пришла к выводу, что все праздники, даже те, которые в своей основе архаичны, подвержены сильному влиянию со стороны коммерции. Городские праздники быстро перенимают черты глобализации, хотя усилия по сохранению аутентичности также очень велики и результаты этих стремлений заметны.

Совместный доклад В. Скварчинскиене и В. Квасайте (Клайпеда, Литва) «Празднование дней рождения детей с помощью бизнес-организаций по энтертейнменту: анализ нужд потребителей» также был посвящен проблемам подготовки и организа-

ции праздников. Исследовательницы показали структурные изменения в организации праздников и роль специальных ивент-компаний в создании праздничной атмосферы для детей.

И. Шидишкиене (Вильнюс, Литва) в докладе «8 Марта в семьях вильнюсцев: праздник, подарки, застолье» подробно осветила празднование «женского дня» в Вильнюсе русскими, поляками и литовцами. В 1997 г. 8 марта перестало быть праздничным выходным днем в Литве и вошло в разряд памятных дат. Этот праздник, ассоциирующийся с советским прошлым, исследовательница сопоставила с Днем матери, который отмечают в первое воскресенье мая, и показала, что 8 Марта — это преимущественно общественный праздник, тогда как День матери — праздник семейный.

Таким образом, участники конференции осветили проблематику городских праздников с разных сторон, проследили историю их развития, соотношение городских и сельских обрядов и наметили перспективы развития праздничности в сторону глобализации и глокализации. Тема городских праздников, как кажется, будет привлекать все большее внимание антропологов, социологов, историков и других гуманитариев. Так, некоторые праздники пока еще остаются почти неисследованными, во всяком случае на русском языке литература о них недоступна. Это особенно касается реструктурированных праздничных календарей в постсоциалистических странах — вновь появившихся или восстановленных дней независимости (например, в Литве этот день отмечается 17 февраля), памятных дней советской оккупации и др. Показательно, что на конференции в Вильнюсе большее внимание уделялось традиционным праздникам, причем в их народной форме (Масленице, Рождеству, Вербному воскресенью, этническим обрядовым комплексам), и отчасти советским (8 Марта). Важнейшими темами остаются создание, развитие и пропаганда государственных праздников как в прошлом, так и в настоящем, сопоставление празднования католического и православного обрядового календаря в одном городе (с учетом старого и нового стиля и многих других аспектов), семейные ритуалы в городском пространстве (новые локусы и магические обряды в городской свадьбе) и др. Эти темы будут обсуждаться на следующих научных встречах.

Отметим редкий для современных конференций факт оперативности организаторов состоявшегося мероприятия и особенно Йонаса Мардосы, под руководством которого были изданы и тезисы (причем с ISSN, что особенно редко в наши дни) [Sventes mieste 2013], и сборник статей, подготовленных авто-

| рами на основе будущих выступлений [БуеПё ЗшоЫЫшате

^ т1ез!е 2013]. В соответствии с современными требованиями международной научной жизни тезисы написаны по-англий-

5 ски, а в сборнике докладов есть публикации на литовском, рус-

1 ском и английском языках.

X

! Поскольку конференция была приурочена к важному кален-

„ дарному празднику Литвы и других католических стран — Дню

5 Всех Святых — с яркой поминальной символикой и обрядно-

Ц стью, организаторы показали гостям Вильнюса городскую

2 праздничную культуру в действии. Вечернее посещение город-§ ского кладбища, на всех могилах которого горели яркие свечи § (по обычаю посетители обязательно приносят свечи для забро-1 шенных могил), стало подтверждением сохранности и разви-= тия традиций (см. ил. 2).

Библиография

Седакова И., Сиднева С. Ритуалы и обряды как культурное наследие глазами исследователей и носителей традиции // Антропологический форум. 2012. № 17 Online. С. 311-327.

The Interplay of Performance. Performers, Researchers, and Heritages / Ed. by J. Fikfak, L.S. Fournier. Ljubljana: ZRC Publishing, 2012.

Sventes mieste: Santraukos. International Conference "Festivals in the City" / Sud. J. Mardosa, Z. Saknys. Vilnius: Edukologija, 2013.

Sventes siuolaikiniame mieste — Festivals in the Modern City / Sud. J. Mardosa. Vilnius: Edukologija, 2013.

Иллюстрации к обзору Ирины Седаковой «Городские праздники в эпоху перемен»

Ил. 1. Участники конференции слушают доклад Р. Апанавичюса. Фото И. Седаковой

Ил. 2. Кладбище Салтонишкиу, Вильнюс. День всех святых, 1 ноября 2012 г.

Фото Ж. Шаксниса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.