Научная статья на тему 'Международная экономическая безопасность Российской Федерации как суверена системы современных международных правоотношений'

Международная экономическая безопасность Российской Федерации как суверена системы современных международных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / международная экономическая безопасность / Президент Российской Федерации / Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации / Центральный банк России / указы Президента Российской Федерации / Russian Federation / international economic security / President of the Russian Federation / Government Commission for Control over Foreign Investments in the Russian Federation / Central Bank of Russia / decrees of the President of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Александрович Лобанов, Элина Олеговна Сагалова

Раскрывается значимость обеспечения международной экономической безопасности Российской Федерации как суверена системы современных международных правоотношений. В рамках статьи обозначен позитив правоприменительной практики Российской Федерации в параметрах корпуса положений Указов Президента РФ № 79, № 81, № 95 № 126, № 618, № 254, № 520, № 737, Правил выдачи разрешений Правительственной комиссии, утвержденных Постановлением Правительства № 295, официальных разъяснений Министерства финансов, решений Правительственной комиссии о выдаче разрешений на осуществление сделки неопределенному кругу лиц и выписок из протоколов заседаний подкомиссии Правительственной комиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International economic security of the Russian Federation as a sovereign of the system of modern international legal relations

The importance of ensuring international economic security of the Russian Federation as a sovereign of the system of modern international legal relations is being revealed. Within the framework of the article the positive law enforcement practice of the Russian Federation is outlined in the parameters of the corpus of provisions of the Decrees of the President of the Russian Federation № 79, № 81, № 95, № 126, № 618, № 254, № 520, № 737, the Rules of issuing approvals of the Government Commission approved by the Government Decree № 295, official clarifications of the Ministry of Finance, decisions of the Government Commission on issuing approvals for the transaction to an indefinite number of persons and extracts from the minutes of the meetings of the subcommittee of the Government Commission.

Текст научной работы на тему «Международная экономическая безопасность Российской Федерации как суверена системы современных международных правоотношений»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-95-102 EDN: https://elibrary.ru/cbstfa NIION: 2015-0066-2/24-958 MOSURED: 77/27-011-2024-02-157

Сергей Александрович Лобанов1, Элина Олеговна Сагалова2

1 Московский государственный институт международных отношений (университет)

Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия,

[email protected]

2 LEVEL Legal Services, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Раскрывается значимость обеспечения международной экономической безопасности Российской Федерации как суверена системы современных международных правоотношений. В рамках статьи обозначен позитив правоприменительной практики Российской Федерации в параметрах корпуса положений Указов Президента РФ № 79, № 81, № 95 № 126, № 618, № 254, № 520, № 737, Правил выдачи разрешений Правительственной комиссии, утвержденных Постановлением Правительства № 295, официальных разъяснений Министерства финансов, решений Правительственной комиссии о выдаче разрешений на осуществление сделки неопределенному кругу лиц и выписок из протоколов заседаний подкомиссии Правительственной комиссии.

Ключевые слова: Российская Федерация, международная экономическая безопасность, Президент Российской Федерации, Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, Центральный банк России, указы Президента Российской Федерации

Для цитирования: Лобанов С. А., Сагалова Э. О. Международная экономическая безопасность Российской Федерации как суверена системы современных международных правоотношений // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 95-102. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-95-102. EDN: CBSTFA.

International economic security of the Russian Federation as a sovereign of the system of modern international legal relations

Sergey A. Lobanov1, Elina O. Sagalova2

1 Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry

of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia,

[email protected]

2 LEVEL Legal Services, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The importance of ensuring international economic security of the Russian Federation as a sovereign of the system of modern international legal relations is being revealed. Within the framework of the article the positive law enforcement practice of the Russian Federation is outlined in the parameters of the corpus of provisions of the Decrees of the President of the Russian Federation № 79, № 81, № 95, № 126, № 618, № 254, № 520, № 737, the Rules of issuing approvals of the Government Commission approved by the Government Decree № 295, official clarifications of the Ministry of Finance, decisions of the Government Commission on issuing approvals for the transaction to an indefinite number of persons and extracts from the minutes of the meetings of the subcommittee of the Government Commission.

Keywords: Russian Federation, international economic security, President of the Russian Federation, Government Commission for Control over Foreign Investments in the Russian Federation, Central Bank of Russia, decrees of the President of the Russian Federation

For citation: Lobanov S. A., Sagalova E. O. International economic security of the Russian Federation as a sovereign of the system of modern international legal relations. Bulletin of economic security. 2024;(2):95-102. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2024-2-95-102. EDN: CBSTFA.

© Лобанов С. А., Сагалова Э. О., 2024

Международная экономическая безопасность Российской Федерации как суверена системы современных международных правоотношений

Original article

Международно-правовое позиционирование Российской Федерации как суверена на пространстве современного миропорядка, предметно обозначенное последовательным внешнеполитическим курсом на поддержание целостности системы международного права, показательно определяет себя содействием обеспечению юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) всего субъектного состава мирового сообщества. При обстоятельствах, когда развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (п. 2, 3 ст. 1 Устава ООН) установлены в качестве общего юридического интереса всего мирового сообщества в целом, показательная международно-правовая включенность Российской Федерации в современный миропорядок обозначена содействием переводу заявительного посыла мирового сообщества по реализации целей и принципов Устава ООН в режим предметного юридического результата. В ситуации, когда юридическая конструкция права ООН определена в параметрах востребованности развития дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов (п. 2 ст. 1 Устава ООН), такой юридический факт как введение ограничительных мер против государства в режиме объективной констатации обозначен развитием контрольных институтов административного права для противодействия санкциям [1]. Соответственно, в Российской Федерации в связи с введением антироссийских санкций [2, с. 186] для совершения сделок с иностранным элементом были установлены в рамках государственно-правового строительства Российской Федерации предметные юридические предписания прямого действия по прохождению процедуры предварительного контроля [3] в системе различных государственных органов: Подкомиссии Правительственной комиссии, Центрального Банка, а в отдельных случаях - Президента РФ. Развитие представленных здесь контрольных механизмов позволяет противодействовать негативному воздействию ограничительных мер иностранных государств на Российскую экономику [1]. Постановочная неприемлемость с точки зрения права антироссийских санкций, предопределенная несоблюдением общего юридического предписания Устава ООН о востребованности развития дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов (п. 2 ст. 1 Устава ООН), через объективную констатацию их незаконности [4] обозначает юридическую позицию всестороннего выполнения положения о целостности системы права ООН. Показательным в параметрах со-блюдаемости предписаний современного международного права здесь представляется то обстоятельство, что на противоречие санкций Уставу ООН и Генеральному соглашению по тарифам и торговле последовательным

образом в принимаемых ею резолюциях указывала Генеральная Ассамблея ООН [5; 6].

Постановочную юридическую значимость в параметрах государственно-правового строительства Российской Федерации как суверена системы международных отношений обозначает собой принятие 5 марта 2022 г. Распоряжения Правительства РФ, которым был установлен перечень иностранных государств и территорий, совершивших недружественные действия в отношении Российской Федерации [7]. В параметрах статусности России как суверена системы современных международных правоотношений постановочная востребованность применения мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств предметно обозначена по обстоятельствам Указа Президента РФ от 23 апреля 2021 г. № 243 [8], которым была упорядочена процедура осуществления соответствующих операций с лицами из недружественных государств.

Позиционно, в параметрах своей юридической упорядоченности в настоящее время в РФ сделки с иностранным элементом следует разделить на два вида: с участием «дружественных» и «недружественных» иностранных государств Соответственно, статус лица из «недружественной» юрисдикции распространяется на лиц, находящихся под контролем лиц из «недружественной» юрисдикции и лиц, связанных с недружественным государством. В свою очередь, юрисдикции, не включенные в список недружественных, считаются «дружественными». При этом, происхождение из «дружественной» юрисдикции не исключает применения к лицу аналогичных требований по получению одобрения Правительственной комиссии, как и к «недружественным» лицам. Постановочно, в соответствии с Указом Президента РФ от 18 марта 2022 г. № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» и Указом Президента РФ от 5 августа 2022 г. № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» для действительности отдельных сделок установлено предписание получения согласования Центрального банка [9, п. 2; 10] или Президента РФ [11].

Таким образом, в настоящее время установлен особый порядок совершения сделок с иностранным участием, предусматривающий получение одобрения Подкомиссии Правительственной комиссии, Центрального Банка, а в отдельных случаях - Президента РФ [12, с. 11].

Сделки, требующие одобрения Центрального банка России

Требование о получении разрешения Центрального банка до 31 декабря 2023 г. распространено на оплату резидентом доли, вклада или пая в имуществе юриди-

ческого лица-нерезидента, а также на взносы резидента в рамках договора о совместной деятельности с нерезидентом [9]. Кроме того, до 31 декабря 2023 г. применительно к Российским страховщикам установлена недопустимость с точки зрения права заключать сделки со страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами из «недружественных» государств, кроме сделок по экспорту продовольствия и минеральных удобрений [10]. Предметное предписание распространяется и на переводы денежных средств по контрактам, заключенным до вступления в силу соответствующего закона. В исключительных случаях обозначенные в юридическом порядке операции могут осуществляться на основании разрешения, выдаваемого Центральным банком России.

Сделки, требующие одобрения Президента Российской Федерации

Согласие Президента Российской Федерации на сделку необходимо, если сделка осуществляется с правами по инвестиционным договорам, с правами на акции или доли «особых» юридических лиц, принадлежащие иностранным лицам из «недружественных» стран [11]. К «особым» юридическим лицам относятся 1) стратегические, 2) организации в сфере ТЭК и кредитные организации, специально указанные в Перечнях, утвержденных Президентом Российской Федерации, 3) отдельные пользователи участков недр и отдельные проекты, действующие на основе соглашений о разделе продукции.

Сделки и операции, требующие одобрения Подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ

Введенные в 2022 г. в России специальные правила сделок между резидентами РФ и иностранными контрагентами, связанными с «недружественными» государствами, распространяются на предоставления займов и кредитов в рублях, а также совершения сделок с ценными бумагами и недвижимостью [13]. При этом ограничения в отношении объекта сделки - недвижимости и ценных бумаг - касаются лишь договоров и не распространяются на односторонние сделки (выдачу доверенности) и наследственное правопреемство [14; 15].

В настоящее время перечисленные категории сделок, за некоторым исключением, могут быть совершены лишь при наличии разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ [14, п. 1(б)]. К сделкам, требующим специального одобрения, соответственно относятся: во-первых, сделки, участниками которых являются лица из «недружественной» юрисдикции, направленные на приобретение или отчуждение недвижимости. Аналогичный режим распространяется на сделки между резидентами РФ и иностранными лицами, не связанными с «недружественными» государствами, если такие лица приобрели объекты недвижимости у контрагентов из «недружественных» государств после 22 февраля 2022 г. [14, п. 1(в)]. Во-вторых, подлежат согласованию сделки по отчуждению ценных бумаг иностранными лицами из «недружественных» юрисдикций [16]. Для получе-

ния разрешения стороны сделки обязаны экономически обосновать сделку и уплатить в федеральный бюджет 20 % от их номинальной стоимости или от суммы сделки [17]. В-третьих, подлежат согласованию сделки с правами на доли в ООО [18, 1 (и)] и на акции [18, 1 (л)] с участием лиц из «недружественных» государств (кроме финансовых организаций). В-четвертых, требуют одобрения сделки с участием лиц из «недружественных» юрисдикций с более чем одним процентом акций, долей российских кредитной или страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, микрофинансовой компании либо управляющей компании акционерного, паевого инвестиционного или негосударственного фондов [18, 1 (м)]. В-пятых, согласуются сделки (и последующие операции) по передаче резидентам или же нерезидентам, приобретенных до 1 марта 2022 г. 1) российских ценных бумаг у лиц из «недружественных» иностранных государств и зачисленных на счет [18, 1 (н)], или 2) акций российских эмитентов, полученных в результате погашения ценных бумаг иностранных эмитентов, в случае совершения сделки после 1 марта 2022 г. [18, 1 (о)]. В-шестых, установлена недопустимость с точки зрения права проведения валютных операций, связанных с предоставлением резидентами иностранной валюты в пользу нерезидентов по договорам займа без разрешения Правительственной комиссии [19, п. 3]. Кроме того, соответствующее юридическое предписание распространяется на предоставление рублевых кредитов заемщикам из «недружественных» юрисдикций. В-седьмых, предписывается востребованность получения разрешения резидентам на выплату прибыли иностранным лицам из недружественных юрисдикций, которое, как правило, выдается, если после 01.04.2023 г. в российскую экономику осуществлены инвестиции [20]. В-восьмых, установлено предписание по согласованию сделки между резидентами и лицами недружественных иностранных государств, влекущие за собой возникновение права собственности на Российские ценные бумаги и еврооблигации, учитываемые в иностранной организации [18, 1 (р)].

Помимо ограничений на сделки с контрагентами из «недружественных» стран, также отдельные категории операций требуют согласования в случае их совершения с участием нерезидентов, в том числе и из «дружественных» юрисдикций. Позитив правоприменительной практики Российской Федерации в части обеспечения международной экономической безопасности Российской Федерации обозначен позицией, согласно которой займы резидентов в пользу нерезидентов в иностранной валюте могут осуществляться лишь при наличии разрешений Правительственной комиссии [19, пп. «а» пункта 3]. В свою очередь, сделки по передаче приобретенных до 1 марта 2022 г. 1) российских ценных бумаг у лиц из «недружественных» иностранных государств и зачисленных на счет [18, 1 (н)], 2) акций российских эмитентов, полученных в результате погашения ценных бумаг иностранных эмитентов, совершаемые после

1 марта 2022 г. [18, 1 (о)], подлежат согласованию и при их совершении с резидентами, нерезидентами, конечными бенефициарами которых являются российские лица и сведения об этом раскрыты налоговым органам, а также с дружественными нерезидентами.

Сделки, не подлежащие согласованию

Позиционно, в параметрах общих предписаний права востребованность одобрения исключается по обстоятельствам, когда сделка совершается с контрагентом из «дружественной» юрисдикции.

Предметно, в режиме своей предметной юридической значимости статус «недружественных» юрисдик-ций и, соответственно, востребованность получения разрешения не распространяются на: 1) организации, которые прямо или косвенно (в том числе через промежуточные организации из «недружественных» юрисдик-ций) контролируются российскими лицами, и сведения

0 предметном юридическом факте раскрыты налоговым органам [21, п. 3], 2) контрагентов, контроль над которыми со стороны лиц из «дружественной» юрисдикции был установлен до 1 марта 2022 г. [22], 3) международные компании зарегистрированные в соответствии с ФЗ от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» [23].

Ситуационно, в общих предписаниях права особый порядок совершения сделок с ценными бумагами и недвижимостью не распространяется на специальных иностранных лиц, перечень которых на настоящий момент не установлен [24].

Предметная допустимость осуществления корпуса сделок с ценными бумагами без согласования с Правительственной комиссией обозначена по следующим юридическим позициям: 1) безвозмездные сделки ре-зидентов-физических лиц и сделки на сумму не более

1 рубля по приобретению ценных бумаг у своих близких родственников из «недружественных» государств [25];

2) сделки физического лица-резидента, направленные на прекращение права управления ООО его близкого родственника из «недружественной» юрисдикции [26];

3) сделки резидентов-эмитентов ценных бумаг, подконтрольных лицам из недружественных юрисдикций, направленные на возникновение у эмитентов права собственности на ценные бумаги, размещенные ими, с резидентами [27]; 4) дополнительное приобретение акций, долей, облигаций за рубли лицом из «недружественной» юрисдикции, которое образует группу лиц с Российским юридическим лицом в силу обладания более 50 % голосующих акций/долей [22, п. 5 (д)], равно как и дополнительное приобретение акций или долей, не влекущие приобретение более 25 % контроля [22, п. 5 (е)]; 5) сделки с ценными бумагами, которые хранятся за границей [24]; 6) сделки по предоставлению кредитов и займов в рублях резидентам, подконтрольным лицам из «недружественных» стран [9, п. 7].

Показательную юридическую значимость в параметрах упорядочения в режиме целостности обозначают собой сделки с недвижимостью резидентов РФ с

контрагентами из «недружественных» государств. При обстоятельствах юридической допустимости совершения соответствующих сделок без получения разрешения Правительственной комиссии законодательство Российской Федерации с целью обеспечения международной экономической безопасности России предписывает корпус показательно предметных условий: 1) сделки резидентов РФ направлены на отчуждение недвижимости в пользу иностранного физического [22, п. 5 (а)] или юридического лица [28] из недружественного государства,

2) сделки по приобретению недвижимости в пользу резидентов РФ заключаются с физическим лицом, и расчеты по ним происходят в рублях с зачисление средств в рублях на специальный счет типа «С» [22, п. 5 (б)],

3) сделки резидентов по приобретению недвижимости у юридического лица из «недружественной» юрисдикции совершаются с использованием счета типа «С» [29],

4) сделки по приобретению в пользу резидентов недвижимости с иностранцами из «недружественных» государств заключены, оплачены, поданы на государственную регистрацию до 02.03.2022 г. [30], 5) договор долевого участия в строительстве и участниками долевого строительства являются «недружественные» лица [22, п. 5 (в)], 6) безвозмездная сделка резидента-физическо-го лица по приобретению недвижимости у иностранца из «недружественной» юрисдикции [31], 7) безвозмездная сделка между близкими родственниками по переходу права собственности на недвижимость [22, п. 5 (ж)], 8) недвижимость находится за границей [24], 9) расчеты по сделке проходят в иностранном банке, о котором раскрыта информация [24].

Позитив правоприменительной практики Российской Федерации по линии непрерывности производственного процесса в части обеспечения последовательной деятельности предприятий, принадлежавших иностранным лицам, после принятия их управляющими решения о прекращении деятельности в РФ применительно к резидентам была установлена приемлемость, с точки зрения действующего законодательства, проводить сделки по приобретению недвижимости, реализуемой на торгах, с резидентами-юридическими лицами, подконтрольными иностранным «недружественным» лицам и признанными банкротами [32]. С позиции допустимости, в параметрах права обозначено юридическое положение, согласно которому органы местного самоуправления уполномочивались проводить безвозмездные сделки по приобретению ими права собственности на недвижимость, у иностранцев из «недружественных» государств и сделки по приобретению права собственности на недвижимость, находящуюся в муниципальной собственности, иностранными лицами из «недружественных» юрисдикций [32].

Позиционирование финансовых организаций в системе международной экономической безопасности Российской Федерации

Многоформатность субъектного состава категорий «специальных лиц», применительно к которым обо-

значена исключаемость востребованности получения разрешений Подкомиссии, соответствующий режим ис-ключаемости востребованности получения разрешений Подкомиссии распространяется на кредитные и некредитные финансовые организации при совершении сделок 1) с лицами из «недружественных» юрисдикций, направленных на возникновение, изменение или прекращение прав на доли в уставных капиталах ООО [33], 2) сделок по приобретению иностранных ценных бумаг у иностранных лиц из «недружественных» государств, права на которые возникли до 22 февраля 2022 г. либо после 22 февраля 2022 г., но помимо воли владельцев, если средства зачисляются на российский счет [28].

Установочная позиция исключаемости востребованности получения разрешений Подкомиссии обозначена применительно к сделкам по передаче резидентам, нерезидентам, конечными бенефициарами которых являются российские лица, дружественным нерезидентам, приобретенных до 1 марта 2022 г. 1) российских ценных бумаг у лиц из «недружественных» иностранных государств и зачисленных на счет [18, 1 (н)], 2) акций российских эмитентов, полученных в результате погашения ценных бумаг иностранных эмитентов, совершаемые после 1 марта 2022 г. [18, 1 (о)].

Позиционно, в параметрах предметной юридической упорядоченности в круг специальных субъектов, в отношении которых обозначена исключаемость востребованности получения разрешений Правительственной Комиссии, включены резиденты, являющиеся управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов и совершающие сделку за счет имущества фондов [34, п. 2]. Соответствующее юридическое предписание, равноценного по своему содержанию порядка в части исключения востребованности получения разрешений с Правительственной комиссией, установлено применительно к продаже ценных бумаг иностранных эмитентов (принадлежавших им до 22 февраля 2022 г.) иностранным «недружественным» лицам, если средства от продажи зачисляются на их Российские счета [35].

Государственно-правовое строительство Российской Федерации в общих параметрах обеспечения международной экономической безопасности России как суверена системы современных международных правоотношений, будучи упорядоченно в позиции заявленной приверженности Российской Федерации верховенству права (Декларация тысячелетия 2000 г.; Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г.), предметно ориентировано на содействие правовой определенности процедуры получения разрешения государственных органов Российской Федерации на осуществление юридических действий по заключению договоров с иностранными лицами.

Позиционирование суверенитета России как неотъемлемого системообразующего элемента государственно-правового строительства Российской Федерации, обозначенное верховенством на всем пространстве Российской Федерации, в режиме результативного юридического действия установлено в параметрах юриди-

ческой безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) России по всем направлениям межгосударственного экономического взаимодействия. Упорядочение на основе права процедуры заключения договоров с иностранными лицами обозначено в качестве обеспечения статуса суверенности Российского государства на пространстве современного миропорядка. Включенность всего государственного аппарата Российской Федерации в режим содействия международной экономической безопасности Российской Федерации создает реальную юридическую основу для поступательного развития России как суверенного государства, полноправного члена мирового сообщества. Дальнейшее совершенствование процесса подтверждения процедуры договорно-правового оформления взаимодействия с иностранными контрагентами установлено, как это обоснованно констатируется на академическом уровне [36, с. 17], в параметрах формализации порядка принятия решений Правительственной комиссией, разработки и нормативного закрепления объективных критериев оценки соблюдения всего корпуса законодательных предписаний Российской Федерации с реальной результативностью обеспечения режима целостности системы международной экономической безопасности Российской Федерации как суверена современных международных правоотношений.

Список источников

1. Ступаков В. И., Петрова Г. В., Толпекин К. А. Развитие конституционных положений современными институтами административного права для противодействия санкциям // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 8. С. 8-12.

2. Крицкий К. В. Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2019.

3. Дораев М. Г. Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы). М. : Инфотропик Медиа, 2012. 224 с.

4. Кешнер М. В. Проблемные аспекты практики применения ограничительных мер // Российский юридический журнал. 2019. № 6. С. 34-46.

5. Документ ООН от 20 декабря 1995 г. № A/RES/50/96 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

6. Бахин С. В., Еременко И. Ю. Односторонние экономические «санкции» и международное право // Закон. 2017. № 11. С. 162-175.

7. Распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2022 г. № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

8. Указ Президента РФ от 23 апреля 2021 г. № 243 «О применении мер воздействия (противодействия) на

недружественные действия иностранных государств» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

9. Указ Президента РФ от 18 марта 2022 г. № 126 (ред. от 23.11.2022 г., с изм. от 08.08.2023 г.) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

10. Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 55-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

11. Указ Президента РФ от 5 августа 2022 г. № 520 (ред. от 05.12.2022 г.) «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

12. Тимофеев И. Н. Противодействие экономическим санкциям : российский законодательный и институциональный опыт // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 8-23.

13. Указ Президента РФ от 1 марта 2022 г. № 81 (с изм. от 09.08.2023 г.) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

14. Письмо ФНП от 2 марта 2022 г. № 1176/03-16-3 «О совершении сделок (операций) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации».

15. Сичинский К. А. Контрагент из «недружественного» государства - новая реальность в сделках с недвижимостью // Правовые вопросы недвижимости. 2022. № 1. С. 31-36.

16. Выписка из решения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 7 июля 2023 г. № 171/5 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

17. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 24 апреля 2023 г. № 157/3 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

18. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2022 г. № 295 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

19. Указ Президента РФ от 28 февраля 2022 г. № 79 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

20. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 августа 2023 г. № 182/5 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

21. Официальные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации № 1 по вопросам при-

менения Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 618 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

22. Указ Президента РФ от 4 мая 2022 г. № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

23. Официальное разъяснение Банка России от 20 мая 2022 г. № 6-ОР // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

24. Официальное разъяснение Центрального банка России от 18 марта 2022 г. № 2-ОР (ред. от 02.06.2023) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

25. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 23 мая 2022 г. № 52/2 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

26. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 2 ноября 2022 г. № 103/1 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

27. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. № 36 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

28. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. № 85 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

29. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 21 июня 2022 г. № 64/1 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

30. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. № 30 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

31. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 26 сентября 2022 г. № 90/1 // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 04.09.2023).

32. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 15 июня 2022 г. № 63 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

33. Указ Президента РФ от 8 сентября 2022 г. № 618 (с изм. от 15.10.2022 г.) «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (опера-

ций) между некоторыми лицами» // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

34. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. № 24 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

35. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. № 35 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Гуркин А. С. Финансово-правовые меры поддержки субъектов предпринимательской деятельности в условиях санкций // Безопасность бизнеса. 2022. № 5. С. 15-19.

References

1. Stupakov V. I., Petrova G. V., Tolpekin K. A. Development of constitutional provisions by modern institutions of administrative law to counteract sanctions // State power and local self-government. 2022. № 8. P. 8-12.

2. Kritsky K. V. Sanctions and unilateral restrictive measures in modern international law. Dissertation for the degree of Candidate of Law. M., 2019.

3. Doraev M. G. Admission of foreign investors to strategic sectors of the economy (legal framework). M. : Infotropik Media, 2012. 224 p.

4. Keshner M. V. Problematic aspects of the practice of applying restrictive measures // Russian Law Journal. 2019. № 6. P. 34-46.

5. UN Document № A/RES dated December 20, 1995/50/96 // SPS ConsultantPlus (accessed: 04.09.2023).

6. Bakhin S. V., Eremenko I. Yu. Unilateral economic «sanctions» and international law // Law. 2017. № 11. P. 162-175.

7. Decree of the Government of the Russian Federation dated March 5, 2022 № 430-r «On approval of the list of foreign States and Territories Committing unfriendly acts against the Russian Federation, Russian legal entities and individuals» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

8. Decree of the President of the Russian Federation dated April 23, 2021 № 243 «On the application of measures of influence (counteraction) to unfriendly actions of foreign states» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

9. Decree of the President of the Russian Federation dated March 18, 2022 № 126 (as amended on 23.11.2022, with amendments dated 08.08.2023) «On additional temporary economic measures to ensure the financial stability of the Russian Federation in the field of currency regulation» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

10. Federal Law № 55-FZ of March 14, 2022 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

11. Decree of the President of the Russian Federation dated August 5, 2022 № 520 (ed. dated 05.12.2022) «On the application of special economic measures in the

financial and fuel and energy sectors in connection with the unfriendly actions of some foreign states and international organizations» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

12. Timofeev I. N. Countering economic sanctions : Russian legislative and institutional experience // Financial Journal. 2021. Vol. 13. № 4. P. 8-23.

13. Decree of the President of the Russian Federation № 81 dated March 1, 2022 (as amended dated 09.08.2023) «On additional temporary measures of an economic nature to ensure the financial stability of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

14. Letter of the FNP dated March 2, 2022 № 1176/0316-3 «On making transactions (operations) with persons of foreign states who commit unfriendly acts actions against the Russian Federation».

15. Sichinsky K. A. Counterparty from an «unfriendly» state - a new reality in real estate transactions // Legal issues of real estate. 2022. № 1. P. 31-36.

16. Extract from the decision of the subcommittee of the Government Commission for the Control of Foreign Investments in the Russian Federation dated July 7, 2023 № 171/5 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

17. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the Control of Foreign Investments in the Russian Federation dated April 24, 2023 № 157/3 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

18. Decree of the Government of the Russian Federation dated March 6, 2022 № 295 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

19. Decree of the President of the Russian Federation dated February 28, 2022 № 79 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

20. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the Control of Foreign Investments in the Russian Federation dated August 9, 2023 № 182/5 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

21. Official explanations of the Ministry of Finance of the Russian Federation № 1 on the application of the Decree of the President of the Russian Federation dated September 8, 2022 № 618 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

22. Decree of the President of the Russian Federation dated May 4, 2022 № 254 «On the temporary procedure for fulfilling financial obligations in the field of corporate relations to certain foreign creditors» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

23. Official Explanation of the Bank of Russia dated May 20, 2022 № 6-OP // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

24. Official explanation of the Central Bank of Russia dated March 18, 2022 № 2-OP (ed. from 02.06.2023) // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

25. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the

Control of Foreign Investment in the Russian Federation dated May 23, 2022 № 52/2 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

26. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the Control of Foreign Investment in the Russian Federation dated November 2, 2022 № 103/1 // SPS ConsultantPlus (accessed: 04.09.2023).

27. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the Control of Foreign Investment in the Russian Federation dated April 21, 2022 № 36 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

28. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the Control of Foreign Investment in the Russian Federation dated September 7, 2022 № 85 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

29. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the Control of Foreign Investment in the Russian Federation dated June 21, 2022 № 64/1 // SPS ConsultantPlus (accessed: 04.09.2023).

30. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the Control of Foreign Investment in the Russian Federation dated April 11, 2022 № 30 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

31. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the Control of Foreign Investment in the Russian Federation dated September 26, 2022 № 90/1 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

32. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the

Control of Foreign Investment in the Russian Federation dated June 15, 2022 № 63 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

33. Decree of the President of the Russian Federation № 618 dated September 8, 2022 (as amended dated 15.10.2022) «On the special procedure for the implementation (execution) of certain types of transactions (transactions) between certain persons» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

34. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the Control of Foreign Investment in the Russian Federation dated April 4, 2022 № 24 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

35. Extract from the minutes of the meeting of the subcommittee of the Government Commission for the Control of Foreign Investments in the Russian Federation dated April 19, 2022 № 35 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 04.09.2023).

36. Gurkin A. S. Financial and legal measures to support business entities under sanctions // Business security. 2022. № 5. P. 15-19.

Библиографический список

1. Акимова И. В., Симакова К. Б. Новеллы в сфере контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики // Российское конкурентное право и экономика. 2019. № 3. С. 30-35.

Bibliographic list

1. Akimova I. V., Simakova K. B. Novelties in the field of control over the implementation of foreign investments in strategic sectors of the economy // Russian Competition Law and Economics. 2019. № 3. P. 30-35.

Информация об авторах

С. А. Лобанов - заведующий кафедрой правового регулирования ТЭК Московского государственного университета международных отношений МИД России (МГИМО), доктор юридических наук;

Э. О. Сагалова - помощник юриста LEVEL Legal Services.

Information about the authors

S. A. Lobanov - Head of the Department of Legal Regulation of Fuel and Energy Complex of the Moscow State University of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO), Doctor of Legal Sciences;

E. O. Sagalova - paralegal of the LEVEL Legal Services.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.12.2023; одобрена после рецензирования 05.02.2024; принята к публикации 25.03.2024.

The article was submitted 22.12.2023; approved after reviewing 05.02.2024; accepted for publication 25.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.