DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_30
АКТУАЛЬНОСТЬ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Relevance of the norms of international law at the present stage: theoretical and legal analysis
СИМОНОВА Марина Анатольевна,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета, Владимирский юридический институт ФСИН России.
600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: m.a.voronkova@mail.ru;
ВЕСЕЛОВА Анастасия Романовна,
курсант, Владимирский юридический институт ФСИН России.
600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е.
Е-mail: nastyveselova505@gmail.com;
Simonova Marina Anatolyevna,
Candidate of Law,
Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Faculty of Law VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia.
600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: m.a.voronkova@mail.ru;
Veselova Anastasia Romanovna,
cadet VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia.
600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: nastyveselova505@gmail.com
Краткая аннотация: В статье рассматривается процесс развития международного права, применимость международного законодательства в Российском праве на современном этапе и существующая альтернатива международным нормам.
Abstract: The article examines the process of development of international law, the applicability of international legislation in Russian law at the present stage and the existing alternative to international norms.
Ключевые слова: нормы международного права, Совет Европы, Российское законодательство, санкции, международное законодательство.
Keywords: norms of international law, the Council of Europe, Russian legislation, sanctions, international legislation.
Для цитирования: Симонова М.А., Веселова А.Р. Актуальность норм международного права на современном этапе: теоретико-правовой анализ // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 30-34. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_30.
For citation: Simonova M.A., Veselova A.R. Relevance of the norms of international law at the present stage: theoretical and legal analysis // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 30-34. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_30.
Статья поступила в редакцию: 15.03.2023
Началом зарождения международных отношений можно считать период первобытно-общинного строя, еще до момента становления государственности, потому что уже в то время племена объединяли между собой торговые, политические, родственные, связанные с внешней защитой и многие другие отношения. Межплеменные отношения с процессом становления государственности преобразовались в межгосударственные, и они наиболее близки современному пониманию международных отношений.
Международное право возникло благодаря деятельности социума и взаимодействия людей в ходе решения проблем, оказания различного рода содействия своим союзникам, экономического, политического, процессуального и иного сотрудничества на межгосударственном уровне. Международное право довольно динамично благодаря тому, что отношения между государствами и народами не стоят на месте, подвергаются изменениям.
Становление межгосударственных отношений имеет естественный и объективный характер. Этому способствовал прогресс и изменение жизненных условий людей в процессе исторического развития, стремление человека к связи с окружающей его реальностью, разделение труда и в конечном итоге образование государств.
С момента образования государств и различного рода отношений, связывающих их между собой, международное право формировалось как отрасль права в современном понимании. В Древнем мире, в межгосударственных отношениях преобладали правовые обычаи, которые были далеки от совершенства. В эпоху Средневековья возникли термины: «суверенитет», «нейтралитет», «открытое море»; создавались посольства, иные виды договоров.
Международные отношения нового, иного характера стали зарождаться после Английской, Французской и Североамериканской буржуазной революций XVII - XVIII вв. Вместе с тем началось формирование соответствующего международного права. Равенство, суверенитет, невмешательство во внутреннюю политику другого государства, запрет посягательства на его территорию, неотчуждаемость основных прав и свобод человека - данные идеи составляли основу международных отношений.
На Венском конгрессе 1815 г. предложили первую кодификацию дипломатического права. В 1856 г. в Париже разработали ряд норм права морской войны. На Гаагской конференции 1899 г. приняли конвенции, которые регулировали правила ведения войны и запрещали использование
варварских средств. На второй Гаагской конференции 1905 - 1907 г. приняли первые конвенции о праве разрешения международных споров.
Государства на протяжении всего периода своего существования, старались заключать между собой взаимовыгодные договоры и соглашения для регулирования экономической, культурной, военной и других сфер жизни общества. В 1919 г. после Первой мировой войны с целью обеспечения мира и безопасности создали первую международную организацию - Лигу Наций, но в последующем она не смогла реализовать себя как надежный гарант безопасности в мире и была расформирована. В 1945 г., после окончания Второй мировой войны, с той же целью была создана Организация Объединенных Наций. В 1970-е гг. государства заключили ряд соглашений, способствующих обеспечению разоружения, сотрудничеству Европейских стран и установлению мировой безопасности.
Ученые выделяют несколько этапов развития международного права [11]:
1. Этап континентального и морского противостояния государств
(146 г. до н. э. - вторая половина XVII в.). В основе международного права лежали нормы римского права, отражающие противостояние Рима и Карфагена.
2. Вестфальский этап (1648 - 1814 гг.). Данный этап был ознаменован вестфальской системой международных отношений. Мировое сообщество встало на путь индустриального развития, возникли национальные государства, утвердившие новый принцип установления границ, Франция, Испания, Англия, Швеция стали центральными государствами в Европе и от их развития стало зависеть развитие системы международных норм.
3. Венский этап (1814 - 1815 гг.). Венский конгресс, состоявшийся
после победы России над Францией, закрепил новую геополитическую обстановку в мире. Расстановка сил распределилась следующим образом: Россия, Австро-Венгрия и Великобритания стали мировыми центрами.
4. Версальский этап (1915/1918 - 1945 гг.). Когда Тройственный союз потерпел поражение в Первой мировой войне распались Германская, Австро-Венгерская, Российская и Османская империи, сфера влияния на мировой арене перешла к Франции, Англии и США. Версальский договор стал оформлением разделения между новыми геополитическими центрами, осуществлявшими контроль в мире.
5. Потсдамский этап (1945 - 1992 гг.). Данная система договоров закрепила новую расстановку сил между государствами. С победой СССР и США вместе с их союзниками над Германией мир раскололся на два полюса, на одной стороне социалистические страны во главе СССР с идеологией коммунизма, а с противоборствующей стороны капиталистические страны во главе США с идеологией капитализма. Противостояние данных полюсов составило основу содержания международных отношений.
6. Беловежский этап (1992 - 2014 гг.). На данном этапе развития международного права появляются новые государства, после распада СССР. Теперь основной контроль на геополитической арене переходит к США, они стали устанавливать новый порядок распределения сферы влияния и осуществления контроля в мире. Стали создаваться правовые нормы и организации, которые сдерживали развитие современной России. Однако, несмотря на экономический, социальный, политический упадок страны, связанный с последствиями распада СССР, РФ принимает значительные меры для восстановления прежнего благосостояния страны и стремится показать себя на международной арене как суверенное, независимое, сильное государство с гибкой и разумной политикой.
7. Крымский этап (2014 - по настоящее время). Начало возвращения России статуса сильной мировой державы, формирование нового статуса взаимоотношений между Европейскими странами, США и России. На современном этапе стремительного развития международных процессов существует необходимость создания новых правовых норм, регулирующих проблемы безопасности и установления стабильности в мире.
Международные договоры являются правовой основой, иначе говоря, гарантом взаимоотношений между государствами, они позволяют поддерживать всеобщий мир и безопасность, способствуют международному сотрудничеству в сфере развития экономики, борьбы с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, развитии и взаимодействии спорта, противодействии коррупции, играют важную роль в обеспечении суверенитета государств и многих других сферах общественной жизни.
Согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июня 1995 года № 101-ФЗ [2] международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры-составляют важный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.
Российская Федерация, будучи демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, в условиях стремительного развития глобализации, развития технологий и современных ценностных ориентаций, является частью мирового сообщества в целях развития и установления экономической интеграции с мировым сообществом, решения глобальных проблем, взаимодействия многообразия культур, ценностей и религий, поддержания мира, законности и правопорядка в современном мире, обеспечения приоритета прав человека и гражданина, установления своей политики на мировой арене, установления сотрудничества между государствами, решения многих других мировых проблем и защиты национальных интересов государства.
Очевидно, что международное взаимодействие является неотъемлемой составляющей для развития страны, так как находясь в изоляции общество будет отставать в развитии технологий, произойдет экономический спад, а за этим может последовать стагнация или регресс, что приведет к различным негативным волнениям в широких массах, как это было в прошлом столетии.
На данный момент Россия ведет достаточно активную политику в международных отношениях, путем ратификации конвенций, заклю-
чения договоров, пактов, участвуя и взаимодействия с множеством международных организаций и союзов. Условно организации, в состав которых входит Россия можно разделить на 3 группы: Система ООН, специализированные экономические и научно-технические организации, многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения. В число таких организаций входят: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), межгосударственное объединение, союз пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР (БРИКС) и многие другие.
В 2022 году 21 февраля В. В. Путин объявил о признании независимости ДНР и ЛНР, а затем о начале специ альной военной операции на Украине. Реакция мирового сообщества не заставила себя долго ждать, в отношении России было введено множество санкций, в частности со стороны США и Европейских государств, с целью оказания давления на ее политику. Давление оказывалось на всех граждан РФ как на территории страны, так и за ее пределами. Ограничения были введены и в отношении стран, оказывающих поддержку России.
Под запреты со стороны иностранных государств попали крупные российские банки и компании, кроме того, санкции были введены в отношении истеблишмента Российской Федерации и лиц, управляющих финансовой сферой.
Основной целью санкций являлось нанесение урона и устранение конкурента в лице Российской Федерации, дезорганизация функционирования общественной жизни. Крупный бизнес частично пострадал от введенных санкций, российские активы в зарубежных фондах были заморожены, система международных межбанковских платежей была отключена и тем самым создала проблемы российскому бизнесу. Еще одним негативным фактором являлось прекращение деятельности, инвестирования и поставок продукции зарубежных компаний.
Вслед за чередой запретов, ограничений в отношении граждан Российской Федерации и всего государства в целом с 25 февраля 2022 года были приостановлены права России в Комитете министров и Парламентской ассамблее Совета Европы, а с 7 апреля членство в Генеральной ассамблее ООН по правам человека, также было приостановлено. На данные решения Россия заявила о досрочном прекращении своего членства в Совете Европы в связи с «злоупотреблениями» со стороны государств Евросоюза и НАТО.
В ответ на многочисленные санкции со стороны европейских государств, стран запада и востока, Российская Федерация ввела ответные ограничения и запреты. Так 28 февраля 2022 года В. В. Путин подписал Указ «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» [4]. Этот документ закрепляет меры, необходимые для защиты национальных интересов России, а именно: введение запрета на предоставление российскими резидентами иностранных займов в валюте и зачисление ее на счета в банках за пределами РФ. 1 марта 2022 года был подписан Указ «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» [5], запрещающий вывоз иностранной валюты в сумме более 10 тысяч долларов и устанавливающий особый порядок сделок с иностранными лицами из недружественных стран.
4 марта В. В. Путин подписал поправки к закону от 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» и к статье 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [3]. Согласно закону: «в статье 1 а) в абзаце первом пункта 1 слова «граждан Соединенных Штатов Америки» заменить словами «иностранных граждан и лиц без гражданства» б) пункт 2 изложить в следующей редакции: арест на территории Российской Федерации финансовых или иных активов иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих иностранных граждан и лиц без гражданства». П оправки увеличивают сферу действия закона, теперь санкции распространяются не только на США и лиц без гражданства, но и граждан любых иностранных государств, совершивших преступление в отношении россиян или нарушивших их права. Закон также запрещает въезд в Россию, предписывает арест финансовых и иных активов, запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями, на распоряжение имуществом, расторжение контрактов с юридическими лицами принадлежащим гражданам, совершившим преступление в отношении России или ее гражданина. Лица, попавшие в черный список, исключаются из совета директоров и иных органов управления организаций, зарегистрированных в РФ.
5 марта был подписан Указ Президента РФ «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» [6], в нем сказано, что обязательства по государственным долгам и долгам компаний сумма которых превышает 10 миллионов рублей в месяц или аналогичная сумма в иностранной валюте подлежат транзакции через счета открытые исключительно внутри страны и в рублях. Страны, не являющиеся сторонниками враждебных государств по отношению к России, смогут продолжить получение кредиторской задолженности от российских резидентов в валюте при наличии специального разрешения или в рублях.
В исполнение Указа Президента распоряжением Правительства был утвержден перечень стран, совершающих в отношении РФ, юридических лиц и физических лиц недружественные действия. В их числе: Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, включая Джерси, Ан-гилью, Британские Виргинские острова, Гибралтар, государства - члены Европейского союза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария, Япония [10].
Согласно Постановлению Правительства от 6 марта 2022 года № 295, была учреждена правительственная комиссия, в полномочия которой входит утверждение всех сделок, операций и инвестиций российских компаний с их партнерами из недружественных по отношению к России стран. Основная цель данной меры - обеспечить финансовую стабильность государства в условиях санкционной блокады.
8 марта президент подписал указ согласно которому до 31 декабря 2022 года вводятся специальные экономические меры для внешнеэкономической деятельности в сфере импорта и экспорта продукции и сырья [7]. Исключение составили страны - партнеры по ЕАЭС, Абхазии и Южной Осетии.
15 марта 2022 года Россия ответила на персональные санкции, введенные США и Канадой в отношении российского истеблишмента. В черный список попали 13 граждан США и 313 граждан Канады все эти лица занимают государственные должности и пропагандируют русофобию.
18 марта был подписан Указ президента «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» [8]. До конца года был введен запрет компаниям и физическим лицам России осуществлять выплаты в долевую собственность зарубежных юридических лиц.
31 марта В. Путин подписал указ о новом порядке расчетов за поставки природного газа в страны, настроенные против России за российскую валюту начиная с 1 апреля [9]. Данная мера позволяет защитить финансовый суверенитет России от заморозки активов и, следовательно, от нанесения ущерба экономической системе государства. В данном случае положительным моментом ответной санкции со стороны РФ является широкое задействование отечественной финансовой инфраструктуры, а также пресечение попыток сдерживания российской экономики со стороны Европейских государств и их союзников.
В этот же день МИД РФ расширил перечень стран Европейского Союза, которым запрещается въезд на территорию страны. Под ограничения попадают лица, осуществляющие руководство Евросоюзом, продвигающие политику против России.
7 апреля РФ ввела персональные санкции в отношении 228 лиц, являющихся представителями высшего руководства и парламентариев Австралии, также в отношении 130 граждан из числа администрации Новой Зеландии. 16 апреля Россия в ответ на ограничения со стороны Великобритании запретила въезд 13 главным членам правительства на территорию РФ. 21 апреля Россия увеличила перечень лиц, в отношении которых введены санкции. В этот список вошли не только лица из правительства, но и из числа бизнесменов, экспертов и журналистов, распространяющих русофобскую политику против граждан РФ.
1 мая были внесены поправки в закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств». Они запрещают предоставлять российскими банками иностранным компетентным органам данные о клиентах и операциях за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Благодаря введению этого запрета снижается риск, связанный с утечкой конфиденциальной информации о клиентах.
1 марта 2023 года вступили в законную силу несколько важных Федеральных законов, которые регулируют право в сфере международных договоров, касающихся Совета Европы и России, а также приостановление договоренности между США и Россией по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
В настоящее время Россия является суверенным и во всех отношениях независимым и государством, так как выход из международных договоров Совета Европы избавляет РФ от необходимости следовать их нормам. Европейские конвенции имели главенствующую роль в отношениях с Россией и позволяли осуществлять контроль за ее деятельностью. Международные нормы при решении различных вопросов были в приоритете над отечественным законодательством и оказали значительное влияние на его формирование. Международные договоры зачастую противоречили нашей национальной безопасности и суверенитету. В то время как РФ добросовестно исполняла все обязательства согласно межгосударственным соглашениям, другие государства в нарушение условий договора позволяли себе не выполнять свою часть. Ряд подобных нарушений интересов Российского государства привел к принятию решения о денонсации международных договоров, заключенных с Советом Европы.
В. В. Путин провозгласил приоритет национального законодательства над международным. Стоит отметить, что, отказавшись от соблюдения международных норм, Россия не перестала продвигать аналогичные принципы в отечественной политике и законодательстве, поддерживающие принцип гуманизма, верховенства закона, равенства, справедливости и иные либеральные взгляды, в основе которых лежит принцип приоритета интересов человека, личности, гражданина.
Конституция Российской Федерации провозглашает что: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1]. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.» Принципы гуманизма присутствуют в рамках конституционного, уголовного, гражданского, административного, арбитражного судопроизводства. Происходит стремительное развитие уголовно-исполнительной системы в сторону гуманизации.
Улучшаются условия отбывания наказания, улучшилось медицинское обеспечение осужденных, за ряд преступлений предусматривается широкий круг альтернативных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, в виде штрафа; лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью; лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы. В России развит институт социальной поддержки граждан.
В настоящее время очевидно, что законодательство РФ не уступает нормам международного права, отечественное законодательство действует с учетом специфики, самобытности и особенностей нашей страны, в приоритете права и свободы человека и гражданина, и безопасность государства.
Библиография:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 24.02.2023 г).
2. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 N 101 -ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7258/ (дата обращения: 24.02.2023 г).
3. Федеральный закон О внесении изменений в федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Электронный ресурс]: URL. https://bazanpa.ru/gd-rf-zakon-n30-fz-ot04032022-h5513946/ (дата обращения: 26.02.2023 г).
4. Указ «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» [Электронный ресурс]: URL. http://kremlin.ru/events/president/news/67881 (дата обращения: 24.02.2023 г).
5. Указ «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410578/ (дата обращения: 24.02.2023 г).
6. Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» [Электронный ресурс]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410994/ (дата обращения: 23.02.2023 г).
7. Указ Президента РФ от 08.03.2022 № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411102/ (дата обращения: 20.02.2023 г).
8. Указ Президента РФ от 18.03.2022 № 100 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» [Электронный ресурс]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411944/ (дата обращения: 27.02.2023 г).
9. Указ Президента РФ от 31.03.2022 № 172 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа» [Электронный ресурс]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413296/ (дата обращения: 27.02.2023 г).
10. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 №430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц [Электронный ресурс]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/e8730c96430fDf246299a0cb7e5b27193f98fdaa/ (дата обращения: 24.02.2023 г).
11. Меньшенина Н. Н. Международное право: учеб. пособие / Н. Н. Меньшенина // М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. - 2016. - 100 с. ISBN 978-5-7996-1805-6
12. О приоритете международного права над национальным [Электронный ресурс]: URL. https://zakon.ru/discussion/2020/1/16/o_prioritete_mezhdunarodnogo_prava_nad_nacionalnym (дата обращения: 20.01.2023 г).
13. Новиков С. С. Теория и история международных отношений: учеб. пособие / С. С. Новиков // Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. -Владимир: Изд-во ВлГУ. - 2019. - 320 с. ISBN 978-5-9984-0921-9
14. Александров Е. Л., Круглов В. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / Е. Л. Александров, В. Н. Круглов // - Москва: Финансовый университет - 2017. - 112 с. ISBN 978-5-7942-1401-7
15. Маныкин А. С. Основы общей теории международных отношений: Учебное пособие / А.С. Маныкин // — Москва: Изд-во МГУ - 2009. - 592 с.
References:
1. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) [Electronic resource]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 / (accessed: 02/24/2023).
2. Federal Law "On International Treaties of the Russian Federation" dated 15.07.1995 N 101 -FZ (latest edition) [Electronic resource]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7258 / (accessed: 02/24/2023).
3. The Federal Law On Amendments to the Federal Law "On Measures of Influence on Persons Involved in Violations of Fundamental Human Rights and Freedoms, the Rights and Freedoms of Citizens of the Russian Federation" and Article 27 of the Federal Law "On the Procedure for Leaving the Russian Federation and Entering the Russian Federation" [Electronic resource]: URL. https://bazanpa.ru/gd-rf-zakon-n30-fc-ot04032022-h5513946 / (accessed: 02/26/2023).
4. Decree "On the application of special economic measures in connection with the unfriendly actions of the United States and foreign states and international organizations that have joined them" [Electronic resource]: URL. http://kremlin.ru/events/president/news/67881 (date of application: 02/24/2023).
5. Decree "On additional temporary economic measures to ensure the financial stability of the Russian Federation" [Electronic resource]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410578 / (accessed: 02/24/2023).
6. Decree of the President of the Russian Federation No. 95 dated 05.03.2022 "On the temporary procedure for fulfilling obligations to certain foreign creditors" [Electronic resource]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410994 / (accessed: 02/23/2023).
7. Decree of the President of the Russian Federation No. 100 dated 08.03.2022 "On the application of special economic measures in the sphere of foreign economic activity in order to ensure the security of the Russian Federation" [Electronic resource]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411102 / (accessed: 02/20/2023).
8. Decree of the President of the Russian Federation No. 100 dated 03/18/2022 "On additional temporary economic measures to ensure the financial stability of the Russian Federation in the field of currency regulation" [Electronic resource]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411944 / (accessed: 02/27/2023).
9. Decree of the President of the Russian Federation No. 172 dated 03/31/2022 "On the special procedure for the fulfillment by foreign buyers of obligations to Russian natural gas suppliers" [Electronic resource]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413296 / (accessed: 02/27/2023).
10. Decree of the Government of the Russian Federation No. 430-r dated 05.03.2022 "On Approval of the List of Foreign States and Territories Committing Noncommercial Actions against the Russian Federation, Russian Legal Entities and Individuals [Electronic resource]: URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/e8730c96430f0f246299a0cb7e5b27193f98fdaa / (accessed: 02/24/2023).
11. Menshenina N. N. International law: studies. manual / N. N. Menshenina // M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federation, Ural. feder. un-T. - Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta. - 2016. - 100 p. ISBN 978-5-7996-1805-6
12. On the priority of international law over national [Electronic resource]: URL. https://zakon.ru/discussion/2020/1/16/o_prioritete_mezhdunarodnogo_prava_nad_nacionalnym (date of application: 20.01.2023).
13. Novikov S. S. Theory and history of international relations: studies. the manual / S. S. Novikov // Vladim. State University named after A. G. and N. G. Stoletov. -Vladimir: Publishing House of the VlSU. - 2019. - 320 p. ISBN 978-5-9984-0921-9
14. Aleksandrov, E. L., Kruglov V. N. World economy and international economic relations: the textbook / E. L. Aleksandrov, V. N. Kruglov // - Moscow: Financial University 2017. - 112 p. ISBN 978-5-7942-1401-7
15. Manykin A. S. General theory of international relations: the textbook / A. S. Manykin // — Moscow: Izd-vo MGU - 2009. - 592 p.