Конституционные основы молодежной политики Российской Федерации в области институтов народовластия
Григорьев Антон Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», [email protected]
Наиболее важной правовой категорией молодежной политики, связанной с политической активностью молодых граждан, является народовластие. Основной вектор государственной молодежной политики в области основных форм народовластия выбран в целом правильно. Однако, на сегодняшнем этапе ее реализации возникает необходимость в принятии Правительством Российской Федерации, в дополнение к действующему Федеральному закону «О молодежной политике в Российской Федерации», новой Стратегии государственной молодежной политики, в которой будут конкретизированы основные меры по совершенствованию правового регулирования интеграции молодых граждан в процессы осуществления способов народовластия. Данные меры должны касаться не только Правительства Российской Федерации в целом, но и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области науки, образования, цифровых технологий. В условиях существования такой Стратегии, Центральной избирательной комиссии будет значительно проще выбирать дальнейший план действий и находить более конкретные способы разрешения текущей проблематики в вопросах правового просвещения и обучения молодых избирателей.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, институты народовластия, молодежь, Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации»
(0 сч о сч
сч
В современном комплексе общественных наук понятие «молодежь», обычно определяется как «совокупность людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни об-щества»[1]. В философской традиции такой способ определения категории носит так называемый негативный или апофатический метод, заключающийся в выражении сущности путём последовательного отрицания всех возможных его определений[2]. Фактически, общность «молодежь» в ней определяется как зависимая категория, обладающая некоторыми ограниченными преимуществами, но несущими также серьезные ограничения воли. Однако, необходимо понимать, что молодежь имеет серьезное значение для правовой политики государства, как способа регуляции общественных отношений[3]. В соответствии с объективными данными, в 2014 году в Российской Федерации проживали 33,22 миллиона граждан в возрасте от 14 до 30 лет. После увеличения возраста молодежи с 30 до 35 лет включительно, численность молодежи в возрасте 14-35 лет в РФ увеличилась на 12,6 миллиона человек и достигла 39,1 миллиона[4]. Следовательно, молодежь является значительной социальной группой, которая может оказывать влияние на принятие и реализацию общественно значимых решений.
Важность молодежи для общественного и государственного развития были подчеркнуты в Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ[5]. В частности, отнесение в соответствии с пунктом е) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации молодежной политики к предметам совместного ведения Российской Федерации ее субъектов означает необходимость принятия правовых решений как федеральным законодателем, так и разработки законодательных гарантий непосредственно субъектами Российской Федерации. Как отмечают Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас «особенности молодежной политики предполагают разработку комплекса взаимосвязанных мер по содействию развитию потенциала молодежи, что сообразуется с логикой повышения конституционных гарантий прав граждан и корреспондирующих им обязанностей государства»[6].
Необходимо также понимать, что в пункте е) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации реализация общих вопросов молодежной политики находится в системной связи с такими важными понятиями как воспитание, образование и наука. Без взаимного влияния этих понятий, являющихся также
и непрерывными процессами, молодежная политика как таковая являлась бы термином без конкретного правового содержания и не могла бы быть действенным инструментом в руках государства. Следует отметить, что именно Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области науки и образования и это определяет в дальнейшем логику нормативно-правового регулирования в указанной области.
В развитии указанных ключевых положений Конституции Российской Федерации был принят Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации»)[7]. В частности, им был точно определен возрастной диапазон молодых граждан: от 14 до 35 лет включительно, который может быть расширен в случаях, предусмотренных самим Федеральным законом «О молодежной политике в Российской Федерации» другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, а также же иными органами публичной власти Российской Федерации или должностными лицами органов публичной власти Российской Федерации. Указанный возрастной диапазон свидетельствует о том, что к категории молодых граждан относится наиболее активная и наиболее работоспособная часть населения Российской Федерации, представители которой могут занимать должности руководителей органов государственной власти или местного самоуправления. Примером могут быть кандидаты на должность Президента Российской Федерации (возрастной критерий 35 лет в соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации), сенаторы Российской Федерации (возрастной критерий 30 лет в соответствии с частью 4 статьи 95 Конституции Российской Федерации), депутаты Государственной Думы Российской Федерации (возрастной критерий от 21 года в соответствии с частью 1 статьи 97 Конституции Российской Федерации), судьи Российской Федерации (возрастной критерий 25 лет в соответствии с статьей 119 Конституции Российской Федерации). Следовательно, особое внимание государства к указанной возрастной группе является конституционно-обусловленным и связанным с тем, что молодые граждане могут участвовать в выработке и принятии общественно значимых решений, осуществлять функции управления государством.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» одной из целей молодежной политики является создание условий для участия молодежи в политической жизни общества. Кроме того, еще одной социально значимой целью молодежной политики в Российской Федерации является формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим
негативным социальным явлениям. Представляется, что достижение указанных целей органически связано с общей политикой государства в области конституционного права на участие граждан в управлении делами государства, закрепленного статьей 32 Конституции Российской Федерации. Право на участие в управлении делами государства является одним из ключевых конституционных прав граждан в сфере политического функционирования социума. Представляется, что выстраивание эффективной системы морально-нравственных ориентиров, выполняющих функцию противодействия экстремистским и антиобщественным тенденциям невозможно без создания механизмов открытого диалога между органами публичной власти и общественностью, органической частью которой являются граждане молодого возраста. На это ориентируют конкретные принципы осуществления молодежной политики в Российской Федерации, указывающие на необходимость сочетания интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодежных общественных объединений и иных граждан, общественных объединений и организаций. К тому же, принципы молодежной политики в Российской Федерации требуют от законодателей и правоприменителей осуществления комплексного, научного и стратегического подхода при формировании и реализации молодежной политики. Это означает широкое привлечение к формированию правовых позиций в области молодежной политики представителей научного и экспертного сообщества и квалифицированной общественности. Выработка надлежащего нормативного правового регулирования также невозможна без обязательного участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики, что закреплено п. 6 ст. 5 Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации». Кроме того, к основным направлениям реализации молодежной политики относится воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций. Представляется, что перечисленные цели, принципы и основные направления молодежной политики в Российской Федерации невозможно реализовать без повышенного внимания органов публичной власти к политической активности молодых граждан, формирования их адекватного правосознания. Необходимость ухода от чистой декларативности принципов реализации важных направлений государственной деятельности должна диктовать усиление научно-аналитической деятельности в области теоретического осмысления осуществления и дальнейшего совершенствования правого регулирования молодежной политики в Российской Федерации. Безусловно, такая широкая научно-теоретическая работа будет неполной без учета мнения самой молодежи и привлечения к ней молодых специалистов. Учитывая, что сама категория «молодежь» до сих пор не имеет абсолютно четких границ, и имеет тенденцию к расширению, некоторые исследователи указывают на то,
и
и *
о х
а
а
и о т
V
3
сч
0
сч сч
что данная категория граждан Российской Федерации преимущественно осуществляет деятельность, связанную с получением среднего специального и высшего образования[8]. Это определяет необходимость ориентации учебных учреждений обращать постоянное внимание на вовлечение учащихся в научную активность, касающуюся молодежной политики.
Одной из реальных проблем в описываемой сфере является аполитичность молодых граждан. Сам термин «аполитичность» означает «отрицательное или безразличное отношение к политике, либо уклонение и отказ от участия в общественно-политической жизни», причем ее частным случаем является так называемый «абсентеизм», то есть уклонение избирателей от участия в выборах представительных органов[9]. Как указывалось ранее в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, в выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 % молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой и только 2,7 % молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций[10]. Безусловно, указанные данные нуждаются в уточнении и проведении дополнительных социологических исследований, однако указанная тенденция уклонения от реализации избирательных прав представляется тревожной и являются одной из причин замедления граждан-ско-политического развития Российской Федерации.
В связи с этим наиболее важной правовой категорией молодежной политики, связанной с политической активностью молодых граждан, является народовластие. Как указывала Е.Ю. Бархатова структура народовластия складывается из институтов непосредственной демократии, права граждан на осуществление власти через структуры публичной власти, к которым относятся органы государственной власти и местного самоуправления[11]. В структуре народовластия особую роль играют именно институты непосредственной демократии, являясь ее важнейшим элементом. В соответствии с частью 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Очевидно, что сам по себе институт референдума в Российской Федерации находится в некотором «спящем» состоянии. Последний общенациональный референдум в Российской Федерации состоялся в 1993 году: - 25 апреля 1993 года по вопросу о доверии политике Президента Российской Федерации[12]. Не в последнюю очередь это обусловлено действующим законодательством о референдуме в Российской Федерации, в частности положениями статей 14 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме»)[13]. Так, одной из возможных проблем являются завышенные требования к численности инициаторов референдума. В соответствии со статьей 14 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» ими должны быть не менее чем два
миллиона граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них. С другой стороны, процессуальный порядок реализации инициативы проведения референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации, содержащийся в статье 15 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» очень сложен и тесно связан с деятельностью государственных органов с особым статусом, таких как Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, так и высших судебных органов в Российской Федерации - Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации. Все указанные, а также некоторые другие факторы привели к тому, что за последние 30 лет представители политических сил различного уровня, в том числе парламентской системной оппозиции ни разу успешно не инициировали проведение общенационального референдума в Российской Федерации. Однако это не значит, что в среде молодых граждан Российской Федерации отсутствует интерес к данному институту непосредственной демократии. Та же самая проблема существует и в отношении референдумов в субъектах Российской Федерации. К примеру, возможность проведения референдума города Москвы и местного референдума предусмотрена Уставом города Москвы[14], а также Законом города Москвы «О референдумах в городе Москве»[15]. Однако практика реализации данных норм до сих пор отсутствует. На уровне субъектов Российской Федерации, если не касаться практики вступления в Российскую Федерацию новых субъектов, голосование на референдумах проходило очень ограничено. На региональном уровне проходили голосования о переносе столицы (в Республике Коми), о местном времени (в Волгоградской области), о поправках в региональную конституцию (в Чечне и Туве), об объединении регионов (в Красноярском крае, Пермской области, Забайкальском крае и других субъектах)[16]. Следовательно, данная практика не достаточна и нет признаков что государство хочет осуществлять какую-то иную политику в указанной области. Следствием этого становится падение интереса к правовому регулированию референдумов в Российской Федерации со стороны молодых граждан.
Молодежная политика в части регулирования свободных демократических выборов предлагает нам большое количество правовых инструмента-риев. Так, если Федеральный закон «О молодежной политике» лишь косвенно раскрывает основные направления обеспечения гарантий политических прав молодых граждан, то, к примеру Стратегия государственной молодежной политики содержала гораздо более конкретный их перечень. В частности, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрен
проект «Команда». Одной из целей реализации плана проекта «Команда» являлось привлечение молодежи к участию в выборах законодательных органов власти. Ожидаемыми результатами вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны по итогам воплощения Стратегии должно было стать увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней. Однако не приводится сведений, удалось ли органам государственной власти добиться указанных результатов.
Правительством Российской Федерации были приняты, взамен утратившей силу Стратегии государственной молодежной политики, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года[17]. В Основах содержится определение «работы с молодежью», которая определяется как профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования. Однако в дальнейшем, в Плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года[18] не было предусмотрено конкретных мер по вовлечению молодых граждан в разработку и реализацию внутренней политики государства. Представляется, что указанные документы должны быть приведены в соответствие с концепцией Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации», и в них должны быть предусмотрены меры по поддержке политической активности молодежи, в особенности связанной с формами непосредственной демократии.
Таким образом, основной вектор государственной молодежной политики в области непосредственной демократии стал переходить от Правительства Российской Федерации к государственным органам с особым конституционным статусом, в сферу компетенции которых непосредственно входят вопросы организации избирательного процесса - к Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Основным документом, определяющим «дорожную карту» действий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является Молодежная электоральная концепция[19]. Этот комплексный документ является концептуальной программой взаимодействия избирательных комиссий различного уровня с одной стороны и избирателями молодого возраста с другой. Молодежная электоральная концепция в своем тексте учитывает опыт реализации предыдущих подобных документов, таких как Постановление Центральной избирательной комиссии «О проведении Дня молодого из-бирателя»[20]. Молодежная электоральная концепция отличается от подобных прежде всего серьезным уровнем теоретической проработанности - на должном уровне обоснована актуальность Молодежной электоральной концепции, которая основывается на точных социологических и правовых данных. Надлежащим образом обоснованы цели Моло-
дежной электоральной концепции, ориентированные на преодолении правового нигилизма, политической апатии среди молодежи, достигаемые с помощью правового просвещения и информирования молодых избирателей. В частности, указывается, что правовое просвещение и обучение молодых и будущих избирателей должно начинаться с начального школьного образования и поэтапно продолжаться вплоть до получения высшего образования, должно включать элементы творческой деятельности, организацию таких мероприятий как конкурсы, деловые игры, в том числе с использованием информационных технологий[21]. Молодежной электоральной концепцией предусмотрено проведение на постоянной основе «Дней молодых избирателей» в субъектах Российской Федерации. Отдельное внимание уделено привлечению молодежи к работе в избирательных комиссиях, а также обучению наблюдателей из числа молодых избирателей. Существенной новеллой Молодежной электоральной концепции также является взаимодействие Центральной избирательной комиссии с молодежными парламентами как с органами представительной демократии.
Также, Центральной избирательной комиссией были сформулированы меры по правовому просвещению и гражданскому становлению молодых избирателей в Концепции повышения правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 20222024 годы[22]. Ее главной отличительной чертой является установление конкретного перечня мероприятий на указанный период времени и список ответственных органов.
При этом несмотря на значительное количество направлений деятельности, Концепция нуждается в дальнейшей конкретизации. В частности, необходимо выявить какие меры на сегодняшний день оказались эффективными, а какие нуждаются в доработке. Кроме того, необходимо уяснить, нуждается ли молодежная электоральная политика в дальнейшем законодательном совершенствовании.
По мнению автора, целесообразно внесение изменений как в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[23], так и в акты Центральной избирательной комиссии, регулирующие вопросы гласности избирательных комиссий, направленные на установление квот для наблюдателей молодого возраста на выборах, в том числе для проходящих обучение в юридических высших учебных заведениях.
Подводя итог, следует отметить, что основной вектор государственной молодежной политики в области основных форм народовластия выбран в целом правильно. Однако, на сегодняшнем этапе ее реализации возникает необходимость в принятии Правительством Российской Федерации, в дополнение к действующему Федеральному закону «О молодежной политике в Российской Федерации», новой Стратегии государственной молодежной политики, в которой будут конкретизированы основные меры по совершенствованию правового регулиро-
и
и *
о х
а
а
а) о т
V
3 2 0
сч
2
вания интеграции молодых граждан в процессы осуществления способов народовластия. Данные меры должны касаться не только Правительства Российской Федерации в целом, но и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области науки, образования, цифровых технологий. В условиях существования такой Стратегии, Центральной избирательной комиссии будет значительно проще выбирать дальнейший план действий и находить более конкретные способы разрешения текущей проблематики в вопросах правового просвещения и обучения молодых избирателей.
Литература
1. Кон И. С. // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
2. Попов И. Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. Барнаул, 2010. Гл. 9.
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант-Плюс.
4. Росстат: в стране сокращается количество молодых людей, которые не учатся, не работают и не приобретают профессиональных навыков [Электронный ресурс] // URL: https://mdubnacity.ru/news/obrazovame/rosstat-v-strane-sokrashchaetsya-kolichestvo-molodyh-lyudey-kotorye-ne-uchatsya-ne rabotayut-i-ne-priobretayut-professionalnyh-navykov2 (дата обращения: 02.04.2023).
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СПС Консультант-Плюс.
6. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. — Москва: Норма : ИНФРА-М, 2020. С. 66-67.
7. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс.
8. Усынина Надежда Игоревна Определение сущности понятия «Молодежь» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. № 1. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-suschnosti-ponyatiya-molodezh (дата обращения: 02.04.2023).
9. Аполитичность // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
10. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Страте-
гии государственной молодежной политики в Российской Федерации», документ утратил силу с 29 ноября 2014 года в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р // СПС Консультант-Плюс.
11. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2020. С 16 . // СПС Консультант-Плюс.
12. Постановление СНД РФ от 29.03.1993 № 4684-1 (с изм. от 21.04.1993) «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума» // СПС Консультант-Плюс.
13.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О референдуме Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс.
14.Закон г. Москвы от 28.06.1995 (ред. от 28.12.2022) «Устав города Москвы» // СПС Консультант-Плюс.
15.Закон г. Москвы от 18.04.2007 N 11 (ред. от 25.05.2022) «О референдумах в городе Москве» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2023) // СПС Консультант-Плюс.
16. История референдумов в СССР и России // Коммерсантъ - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4220658 (дата обращения 02.04.2023)
17. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант-Плюс.
18. Распоряжение Правительства РФ от 12.12.2015 N 2570-р (ред. от 29.04.2021) и «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р»)
19. Постановление ЦИК России от 12.03.2014 N 221/1429-6 (с изм. от 07.10.2015) «О Молодежной электоральной концепции», «Вестник ЦИК России», N 3, 2014 // СПС Консультант-Плюс.
20. Постановление ЦИК России от 28.12.2007 N 83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя» // СПС Консультант-Плюс.
21. Постановление ЦИК России от 06.12.2017 N 113/931-7 (с изм. от 06.06.2018) «О проведении Всероссийского конкурса на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в Российской Федерации и участников избирательных кампаний» // СПС Консультант-Плюс.
22. Постановление ЦИК России от 15.12.2021 N 74/629-8 (ред. от 24.08.2022) «О Концепции повышения правовой культуры избирателей в Российской
Федерации на 2022 - 2024 годы» // СПС Консультант-Плюс.
23.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс.
Constitutional foundations of the youth policy of the Russian Federation
in the field of institutions of democracy Grigoriev A.V.
Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov The most important legal category of youth policy associated with the political activity of young citizens is democracy. The main vector of the state youth policy in the field of the main forms of democracy is generally chosen correctly. However, at the current stage of its implementation, there is a need for the Government of the Russian Federation to adopt, in addition to the current Federal Law "On Youth Policy in the Russian Federation", a new State Youth Policy Strategy, which will specify the main measures to improve the legal regulation of the integration of young citizens in processes of implementation of methods of democracy. These measures should apply not only to the Government of the Russian Federation as a whole, but also to other federal executive bodies exercising powers in the field of science, education, and digital technologies. Under the conditions of the existence of such a Strategy, it will be much easier for the Central Electoral Commission to choose a further plan of action and find more concrete ways to resolve the current problems in matters of legal education and training of young voters. Keywords: state youth policy, institutions of democracy, youth, Federal Law
"On Youth Policy in the Russian Federation" References
1. Kon I. S. // Moesia - Morshansk. - M .: Soviet Encyclopedia, 1974. - (Great
Soviet Encyclopedia: [in 30 volumes] / editor-in-chief A. M. Prokhorov; 1969-1978, vol. 16).
2. Popov I. N. Metaphysics of absolute dualism: an oratorio of overcoming.
Barnaul, 2010. Ch. 9.
3. Decree of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014
N 2403-r "On approval of the Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025" // SPS Consultant-Plus.
4. Rosstat: the country is reducing the number of young people who do not
study, do not work and do not acquire professional skills [Electronic resource] // URL: https://indubnacity.ru/news/obrazovanie/rosstat-v-strane-sokrashchaetsya- kolichestvo-molodyh-lyudey-kotorye-ne-uchatsya-ne rabotayut-i-ne-priobretayut-professionalnyh-navykov2 (date of access: 04/02/2023).
5. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the
Russian Federation of March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities" // SPS Consultant-Plus.
6. Thematic commentary to the Law of the Russian Federation on the
amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority" / T.Ya. Khabrieva, A.A. Klishas. - Moscow: Norma : INFRA-M, 2020. S. 66-67.
7. Federal Law of December 30, 2020 No. 489-FZ "On Youth Policy in the
Russian Federation" // SPS Consultant Plus.
8. Usynina Nadezhda Igorevna Definition of the essence of the concept of
"Youth" // Bulletin of the Udmurt University. Series "Philosophy. Psychology. Pedagogy". 2013. No. 1. [Electronic resource] // UrL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-suschnosti-ponyatiya-molodezh (date of access: 04/02/2023).
9. Apoliticality // Great Soviet Encyclopedia: [in 30 volumes] / ch. ed. A. M.
Prokhorov. - 3rd ed. - M .: Soviet Encyclopedia, 1969-1978.
10. Order of the Government of the Russian Federation of December 18, 2006
N 1760-r (as amended on July 16, 2009) "On the Strategy of the State Youth Policy in the Russian Federation", the document became invalid on November 29, 2014 due to the issuance of the order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014. 2014 N 2403-r // SPS Consultant-Plus.
11. Barkhatova E.Yu. Commentary on the Constitution of the Russian Federation: new edition (item-by-article). 3rd ed., revised. and additional Moscow: Prospekt, 2020. From 16 . // ATP Consultant-Plus.
12. Decree of the Council of People's Commissars of the Russian Federation of March 29, 1993 No. 4684-1 (as amended on April 21, 1993) "On the All-Russian referendum on April 25, 1993, the procedure for summarizing its results and the mechanism for implementing the results of the referendum" // SPS Consultant-Plus.
13. Federal constitutional law of June 28, 2004 No. 5-FKZ (as amended on December 30, 2021) "On the referendum of the Russian Federation" // ATP Consultant Plus.
14. Law of the city of Moscow dated 06/28/1995 (as amended on 12/28/2022) "Charter of the city of Moscow" // SPS Consultant-Plus.
15. Law of the City of Moscow dated 04/18/2007 N 11 (as amended on 05/25/2022) "On referendums in the city of Moscow" (as amended and supplemented, effective from 01/01/2023) // SPS Consultant-Plus.
16. History of referendums in the USSR and Russia // Kommersant - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4220658 (accessed 04/02/2023)
17. Decree of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014
N 2403-r "On approval of the Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025" // SPS Consultant-Plus.
18. Order of the Government of the Russian Federation of December 12, 2015
N 2570-r (as amended on April 29, 2021) and "On the Action Plan for the Implementation of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025" (together with the "Action Plan for the Implementation of the Fundamentals of the State youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025, approved by the order of the Government of the Russian Federation dated November 29, 2014 N 2403-r"')
19. Decree of the CEC of Russia dated March 12, 2014 N 221/1429-6 (as amended on October 7, 2015) "On the Youth Electoral Concept", "Bulletin of the CEC of Russia", N 3, 2014 // SPS Consultant-Plus.
20. Decree of the CEC of Russia dated December 28, 2007 N 83 / 666-5 "On holding the Day of the Young Voter" // ATP Consultant Plus.
21. Decree of the CEC of Russia dated 06.12.2017 N 113 / 931-7 (as amended on 06.06.2018) "On holding an All-Russian competition for the best work on issues of electoral law and the electoral process, improving the legal and political culture of voters (referendum participants) , organizers of elections to state authorities, local governments in the Russian Federation and participants in election campaigns" // SPS Consultant-Plus.
22. Decree of the CEC of Russia of December 15, 2021 N 74 / 629-8 (as amended on August 24, 2022) "On the Concept for Improving the Legal Culture of Voters in the Russian Federation for 2022-2024" // SPS Consultant Plus.
23. Federal Law of June 12, 2002 N 67-FZ (as amended on December 28, 2022)
"On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of Citizens of the Russian Federation" // SPS Consultant-Plus.
u
и *
о x
n
a
a) о т
V