странах в настоящее время представляет собой средний класс, который является основой стабильного экономического развития. Даже бывшие развивающиеся страны сделали огромные экономические скачки с развитием малых и средних предприятий.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можно предположить, что эта тема очень актуальна. Так как малый бизнес играет немалую роль в экономике любой страны. Она является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, вовлекая в эту систему отношений большинство граждан страны путем открытия собственных предприятий, а также обеспечивая высокую производительность труда за счет глубокой специализации и продуктивной кооперации, что благотворно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Источники:
1. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.
2. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс-опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. - Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2005. - Вып. 8. - с. 148-152.
3. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.
4. Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2008, N 9, с.22-27.
5. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12.
6. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.
References:
1. Ivanova M. the Situation in the Russian economy: estimates and projections // White world, 2008. No. 11. S. 7-8.
2. Kostina, E. V., Markovkin A. A., Dulina N. In., A. strizoe function of the modern Russian business (based on a rapid survey of entrepreneurs Volgograd) / Sociocultural studies: Mezhvuz. SB. nauch. Tr. / Redkol.: N. V. Doolin (resp.ed.) etc. - Volgograd. GOS. tekhn. univ. - Volgograd, 2005. - Issue 8. - pp. 148-152.
3. Krasavina S. Analysis of the development of small business in Russia // Regions. 2007. No. 6. p. 11.
4. Shulyatyeva N. A. Small business in the market. J. "Money and credit", 2008, No. 9, pp. 22-27.
5. Shchetinin A. the Development of small business in Russia. Moscow: Sfera, 2008.with. 5-12.
6. Yurkov, S. A. Entrepreneurship and innovation in modern companies // World economy and international relations in modern businesses, 2006. No. 9. p. 109.
10.24412/2309-4788-2021-10955
Е.А. Горлова - доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмент, кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, [email protected],
E.A. Gorlova - associate professor Department of Industry and Project management, Ph.D., Kuban State Technological University.
РЕАЛИЗАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОДАРА) IMPLEMENTATION OF THE CURRENT DIRECTIONS OF YOUTH POLICY AT THE MUNICIPAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF KRASNODAR)
Аннотация. Данная статья посвящена анализу современных тенденций молодежной политики, так как именно молодежь является наиболее восприимчивой и подвижной частью общества. Именно молодые люди способны поддержать прогрессивные реформы, которые реализуются органами власти. От активности молодежи, ее уверенности и стабильности в завтрашнем дне будет зависеть достижение важных и приоритетных задач социально-экономического развития города Краснодара.
Важную роль в сфере развития муниципальной молодежной политики является формирование благоприятной среды жизнедеятельности в городе Краснодаре, которая позволит молодежи получать качественное образование, творчески и профессионально самореализовываться, создавать и сохранять семьи, улучшать свое благосостояние и повышать свой социальный статус. В работе проанализированы показатели развития молодежной политики в г.Краснодаре; выявлены основные проблемы в данной сфере и предложены пути их решения.
Abstract. This article is devoted to the analysis of modern trends in youth policy, since it is young people who are the most receptive and mobile part of society. It is young people who are able to support progressive reforms that are being implemented by the authorities. The achievement of important and priority tasks of the social and economic development of the city of Krasnodar will depend on the activity of young people, their confidence and stability in the future.
An important role in the development of municipal youth policy is the formation of a favorable living environment in the city of Krasnodar, which will allow young people to receive a quality education, creatively and professionally self-actualize, create and maintain families, improve their well-being and raise their social status. The paper analyzes the indicators of the development of youth policy in Krasnodar; identified the main problems in this area and suggested ways to solve them.
Ключевые слова: молодежь, муниципальное управление, молодежная политика, патриотическое воспитание, волонтерская деятельность
Keywords: youth, municipal government, youth policy, patriotic education, volunteering
Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимо создавать условия, которые будут направлены на совершенствование системы управления молодежной политики на муниципальном уровне, и также будут способствовать появлению талантливой молодежи - ведь именно она является одной из самых сильных конкурентных преимуществ Российской Федерации. На сегодняшний день в Российской Федерации создана серьезная правовая база, как на федеральном, так и на региональном уровнях, закладывающая основы для развития молодежной политики. [1,2,3,4]
Проанализируем статистические данные в области молодежной политики муниципального образования г. Краснодар. В таблице 1 рассмотрим структуру и темпы роста молодежи МО г. Краснодар в динамике 20182020 гг. [6]
Таблица 1 - Доля молодежи среди населения МО г. Краснодар
на 1 января 2018-2020 гг.
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. к 2018 г.
Изменения (+,-) Темп роста, %
Численность населения, человек в том числе: 990203 1007964 1022028 31825 103,21
- численность молодежи 286291 291485 307776 21845 108
Рассматривая долю молодежи среди населения МО г. Краснодар на 1 января текущего года за период 2018-2020 годов, можно наблюдать увеличение жителей города возраста от 14 до 35 лет. В структуре численности молодежи города произошли значительные изменения. По сравнению с 2018 годом она увеличилась на 21845 человек (или на 8%). Это происходит за счет «студенческой» миграции в МО г. Краснодар. Исходя из этого можно сделать вывод, что МО г. Краснодар является городом студентов.
На основе таблицы 1 составим диаграмму, на которой отображено соотношение доли молодежи к общей численности населения муниципального образования город Краснодар за 2018 - 2020 гг.
2018 г. 2019 г. 2020 Г.
■ численность населения, чел • численность молодежи, чел.
Рисунок 1 - Доля молодежи среди населения МО г. Краснодар за период 2018-2020 гг.
Исходя из рисунка 1 видно, что население муниципального образования город Краснодар растет, и так же при этом доля молодежи увеличивается.
В таблице 2 рассмотрим структуру молодежи по возрасту 2018-2020 гг. [6] Нижняя возрастная группа устанавливается между 14 и 19 лет, верхняя 25 и 35 лет.
Таблица 2 - Структура молодежи по возрасту муниципального образования город Краснодар (%)
за период 2018-2020 гг.
Возраст 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Чел % Чел % Чел %
14-19 42871 15% 53676 18% 54034 18%
20-24 51592 18% 49864 17% 47178 16%
25-30 91927 32% 85667 29% 98187 32%
31-35 99901 35% 102278 35% 104377 34%
Всего 286291 100% 291485 100% 303776 100%
Рассматривая структуру молодежи в возрасте 14-30 лет г. Краснодар, можно наблюдать, что доля молодежи в возрасте 14-19 лет, за рассматриваемый период - 2018-2020 гг., постепенно увеличивается с 15% до 18%. Анализируя возрастную группу 20-24 лет, наблюдаем возрастание молодежи в 2019 году, и доля составляет
49864 человек, (или 17%). В сравнении с 2019 годом, доля молодежи в 2020 году уменьшилась и составила 47178 человек (или 16%).
На рисунке 2 схематично представим структуру молодежи по возрасту в процентном соотношении в динамике 2018 - 2020 гг.
35% 354 34%
2018 2019 2020
14-19 лет 20-24 лет 25-30 лет 31-35 лет
Рисунок 2 - Структура молодежи по возрасту МО г. Краснодар (%) за период 2018-2020 гг.
Рассмотрим в таблице 3 соотношение мужчин и женщин по возрастным группам:14-19 лет, 20-24 года, 25-30 и 31-35 лет по состоянию на 1 января 2020 года. [6]
Таблица 3 - Соотношение мужчин и женщин по возрастным группам:14-19 лет, 20-24 года,
25-30 и 31-35 лет по состоянию на 1 января 2020 года
Возраст Женщины Мужчины
численность, чел структура, % численность, чел структура, %
14-19 26008 16 28026 19
20-24 23219 15 23959 17
25-30 53465 34 44722 31
30-35 56724 36 47653 33
Итого 159416 100,0 144360 100,0
Проблема соотношения женского и мужского населения актуальна на данный момент. Численность мужчин среди молодежи в МО г. Краснодар составила 144360 человек, женщин - 159416 человека, это показывает, что на 15056 мужчин меньше (или 9%). Численное превышение женщин над мужчинами отмечается после 25 лет и с возрастом увеличивается.
Более наглядно динамика соотношения мужчин и женщин по возрастным группам: 14-19 лет, 2024 года, 25-30 лет и 31-35 лет по состоянию на 1 января 2020 года отображена на половозрастной пирамиде МО г. Краснодар (рисунок 3).
31-35
25-30
20-24
14-19
47 653 56 724
1 44 722 53 465
1 123 959 _ 23 219
28 026 1 26 008
60 000 ¿0 000 20 000
20 000 40 000 60 000 80 00
■ Мужчины Женщины
Рисунок 3 - Половозрастная пирамида в разрезе возрастных групп 14-35 лет МО г. Краснодар по состоянию на 1 января 2020 г.
Важным является показатель трудовой занятости молодого населения МО г. Краснодар. Отношения в сфере занятости населения являются основополагающими в экономике любой страны и во многом определяют ее развитие. Рост незанятой молодежи может негативно влиять на тенденцию эффективности реализации муниципальной молодежной политики на территории МО г. Краснодар.
На рисунке 4 рассмотрим долю молодых людей МО город Краснодар по уровню занятости в динамике за 2018 и 2019 гг. [6]
Рисунок 4 - Структура молодежи по уровню занятости в МО г. Краснодар в динамике за 2018 и 2019 гг.
На приведенной диаграмме мы видим, что доля незарегистрированных в центре занятости населения (ЦЗН) в 2019 году составляет 271791 человека (или 93% от всей численности молодежи), а доля молодежи, поставленных на учет в ЦЗН, составляет 10627 человек (или 3,6% от всей доли численности молодежи). Трудоустроено молодежи в 2020 году - 8765 человек (или 3% от всей доли численности молодежи), а доля безработной молодежи, зарегистрированной в ЦЗН, составляет 215 человек (или 0,1% от всей доли численности молодежи), что в сравнении с 2018 г. меньше на 1 человека. Развитие и реализация молодежной политики позволяет создать систему приоритетов, решений и действий государства, которая направлена на расширение возможностей молодежи, ее успешной самореализации. Обеспечение стабильности молодежи в завтрашнем дне позволит достичь важные и приоритетные задачи социально-экономического развития города Краснодара.
Управление по делам молодежи администрации муниципального образования город Краснодар ставит своей задачей выравнивание социального статуса различных групп молодежи и становления ее в сферах труда, духовного и физического развития, постепенной интеграции молодежи в инфраструктуру современного общества.
На сегодняшний день в МО г. Краснодар проводится значительное количество мероприятий, охватывающих различные сферы муниципальной молодежной политики, таких как: [5]
- патриотическое воспитание молодежи;
- вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность;
- вовлечение молодёжи в занятие творческой деятельностью;
- профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни;
- профилактика экстремистской деятельности;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- летний отдых и оздоровление подростков и молодёжи;
- информационное сопровождение молодежной политики на территории МО г. Краснодар.
На основании проведенного анализа развития молодежной политики в МО г. Краснодар и статистических данных, таких как структура и темпы роста молодежи, можно прийти к выводу, что в г. Краснодаре активно реализуются мероприятия муниципальной молодежной политики и с каждым годом увеличивается численность молодежи. В тоже время в городе Краснодар действующая система молодежной политики имеет ряд существенных проблем.
Результаты анализа муниципальной молодежной политики МО г. Краснодар представляется целесообразным обобщить и структурировать с использованием системных возможностей SWOT-анализа (таблица 4).
SWOT-анализ - этом метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.
Таблица 4 - SWOT-анализ муниципальной молодежной политики МО город Краснодар
Сильные стороны (Б) Слабые стороны
1. Актуальность и востребованность молодёжной политики на территории МО г. Краснодар. 2. Наличие комплекса мероприятий в муниципальной молодежной программе, направленных на гражданско-патриоти-ческое воспитание детей, подростков и молодежи. 3. Проведение мероприятий по снижению уровня распространенности в молодежной среде экстремистских идей и учений. 4. Динамика численности возрастной группы населения - 1430 лет характеризуется тенденцией роста молодежи среди всей численности населения. 5. Наличие «студенческой» миграции в МО г. Краснодар. 6. Взаимодействие и поддержка сообществ, таких как: сообщество граффитистов, волонтерское движение. 7. Деятельность структуры молодёжного самоуправления, которая включает в себя органы молодёжного самоуправления: молодёжный парламент, молодёжный совет при главе города, студенческий совет при главе города, ученический совет, молодёжные советы при главах внутригородских округов. 8. Рост трудовой и деловой активности молодежи. 9. Организация участия молодежи города в мероприятиях молодежной политики. 1.Недостаточное количество оборудованных многофункциональных молодёжных пространств, которые способствовали бы комплексной работе, развитию полноценного и качественного досуга, реализации молодёжной политики на территории муниципального образования город Краснодар. 2. Неэффективные мероприятия, направленные на профориентацию молодежи. 3. Недостаточная подготовка молодежи к участию в молодежных форумах (грантовой поддержки молодежных инициатив).
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Развитие сотрудничества и партнерских отношений с другими государственными и негосударственными структурами, связанными с молодежной проблематикой. 2. Увеличение доли молодежи, занимающие лидирующие позиции на молодежных форумных мероприятиях. 3. Получение гранта на реализацию молодежных проектов в МО г. Краснодар. 4. Развитие материально-технической базы учреждений молодежной политики. 5. Формирование и укрепление духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи. 6. Реализация мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию подростков и молодежи. 1. Отток талантливой и одаренной молодежи за пределы муниципального образования. 2. Увеличение нагрузки на специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью в связи с увеличением общественной активности населения. 3. Пассивность молодежи 4. Рост безработицы среди молодежи и увеличения числа молодых людей в «группах риска»
В результате SWOT-анализа были выявлены как благоприятные, так и неблагоприятные события, которые влияют либо могут повлиять на развитие молодежной политики в МО г. Краснодар. Это так называемые «возможности» и «угрозы».
Проанализировав характеристику муниципальной молодежной политики МО г. Краснодар можно выделить ряд ключевых проблем:
- недостаточное количество оборудованных многофункциональных молодёжных пространств, которые способствовали бы комплексной работе, развитию полноценного и качественного досуга, реализации молодёжной политики на территории муниципального образования город Краснодар;
- неэффективные мероприятия, направленные на профориентацию молодежи;
- недостаточная подготовка молодежи к участию молодежных форумов (грантовая поддержка молодежных инициатив). На рисунке 5 отображены основные проблемы реализации молодежной политики в МО г. Краснодар.
Рисунок 5 - Основные проблемы реализации молодежной политики в муниципальном образовании г. Краснодар
Проблема, заключающаяся в недостаточном количестве молодежных центров и проблема недостаточной подготовки молодежи к участию в молодежных форумах (грантовая поддержка молодежных инициатив), целесообразно считать взаимосвязанными. Рассмотрим ниже сущность молодежных форумов и актуальное состояние подготовки молодежи г. Краснодара к участию в грантовых конкурсах.
Ежегодно, в целях вовлечения молодежи Российской Федерации в творческую деятельность и социальную практику, а также повышения гражданской активности, формирования здорового образа жизни и раскрытия потенциала молодежи в интересах развития страны ежегодно, начиная с 2017 года, на территории Российской Федерации проводятся «Всероссийский конкурс молодежных проектов». Победителям конкурса проектов предоставляется грант на реализацию молодежного проекта в жизнь. [3]
За 2020 год победителями молодежных проектов среди физических лиц стало 1110 человек, из г. Краснодара победителей было - 4 человека, что значительно меньше по сравнению с другими регионами. На всероссийском молодежном образовательный форуме «Территория смыслов» победителей из Краснодара стало 5 человек. [6]
Форумная кампания проводится также среди образовательных организаций высшего образования (за исключением казенных учреждений). Рассматривая победителей Всероссийского конкурса молодежных проектов среди высших учебных заведений, наблюдаем, что от города Краснодар стал победителем ВУЗ - «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ». Образовательная организация выступала с проектами в направлениях патриотическое воспитание, развитие студенческих клубов, и добровольчество. Общая сумма на ВУЗ для реализации проекта составила 12400000 рублей. [6]
Низкий показатель победителей в городе Краснодар, говорит о том, что на территории МО г. Краснодар функционирует недостаточное количество молодежных центров, которые давали бы знания и умения, необходимые для развития проектов грантовой поддержки молодежных инициатив.
Вторая проблема связана с проведением неэффективных мероприятий, направленных на профориентацию молодежи. Данная проблема была выявлена в результате проведенного нами опроса в социальной сети «ВКонтакте» среди молодых людей возраста 14-35 лет. Общее количество респондентов составило 42 человека.
На вопрос «Оказала ли влияние профориентация на выбор будущей профессии?» 60% респондентов отметили, что профессиональная ориентация не оказала никакого влияния на выбор будущей профессии. На 40% молодых людей профессиональная ориентация оказала воздействие и влияние. На рисунке 6 представлены результаты опроса.
Анонимный опрос • переголосовать нельзя
Да 40%
17 голосов
Нет ^60%
25 голосов
Проголосовали 42 человека
Рисунок 6 - Результаты опроса об эффективности профориентации
На основе проведенного исследования приходим к выводу, что количество и качество проводимых про-фориентационных мероприятий не в полной мере отвечает требованиям современного рынка труда. Информация о рынке труда, которую предоставляют в процессе профориентационных мероприятий, не является актуальной и не оказывает влияния на выбор профессии. К наиболее важным недостаткам существующей профориентации можно отнести малый охват мероприятий. Это может привести к отсутствию и неактуальности информации на рынке труда, что впоследствии создаст проблемы для профессиональной ориентации молодых людей.
Кроме того, считаем, что на сегодняшний день в городе Краснодаре существующих муниципальных молодёжных центров недостаточно.
Безусловно, в городе Краснодаре растёт количество различных мест для активного отдыха горожан: благоустроенные зелёные зоны (парки и скверы), спортивные площадки и иные, но они охватывают лишь малую часть потребностей молодёжи и не могут в полной мере способствовать комплексному развитию в таких сферах как: творческое и интеллектуальное развитие, формирование и поддержка молодёжных сообществ и объединений, формирование и развитие сферы молодёжных медиа и ряду других сфер.
Важную роль в сфере развития муниципальной молодежной политики является формирование благоприятной среды жизнедеятельности в городе Краснодаре, которая позволит молодежи получать качественное образование, творчески и профессионально самореализовываться, создавать и сохранять семьи, улучшать свое благосостояние и повышать свой социальный статус. От активности молодежи, ее уверенности и стабильности в завтрашнем дне будет зависеть достижение важных и приоритетных задач социально-экономического развития города Краснодара
Для комплексной работы, развития полноценного и качественного досуга, реализации молодёжной политики на территории муниципального образования город Краснодар, а также поддержки молодежи в создании молодежных проектов для участия в грантовых форумах необходимо создание оборудованных многофункциональных молодёжных пространств. В форватере профессиональной ориентации молодежи необходимо создавать и реализовывать программы, которые будут направлены на профориентацию подростков, молодёжи. Профессиональная ориентация является важным элементом при выборе профессии в жизни каждого человека. Именно правильный выбор образования и специальности позволит выпускникам реализовать себя в профессии, которая была выбрана осознанно.
Источники:
1. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 23.12.2020).
2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 24.12.2020).
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года // СПС Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 23.12.2020).
4. Закон Краснодарского края от 04.03.1998 № 123-КЗ (ред. от 08.10.2019) «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае» // СПС Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2493/ (дата обращения: 23.12.2020).
5. Постановление Администрации муниципального образования город Краснодар от 17.09.2014 № 6751 (ред. 02.11.2020) «Реализация молодежной политики на территории муниципального образования город Краснодар» // СПС Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_493/ (дата обращения: 23.12.2020).
6. Официальный сайт Администрации муниципального образования город Краснодар. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krd.ru/ (дата обращения: 23.12.2020).
References:
1. Federal Law of 30.12.2020 No. 489-FZ "On youth policy in the Russian Federation" // SPS Consultant plus. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (date of access: 23.12.
2. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" // SPS Consultant plus. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (date of access: 12/24/2020).
3. Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-r "On the approval of the foundations of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025 // ATP Consultant plus. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (date of access: 23.12.2020).
4. Law of the Krasnodar Territory dated 04.03.1998 No. 123-KZ (as amended on 08.10.2019) "On state youth policy in the Krasnodar Territory" // SPS Consultant plus. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_2493/ (date of access: 23.12.
5. Resolution of the Administration of the municipal formation of the city of Krasnodar dated 09.17.2014 No. 6751 (revised 02.11.2020) "Implementation of youth policy in the territory of the municipal formation of the city of Krasnodar" // SPS Consultant plus. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_493/ (date of access: 23.12.2020).
6. The official website ofthe Administration of the municipal formation, the city ofKrasnodar. - [Electronic resource]. - Access mode: https://krd.ru/ (date of access: 23.12.2020).