Научная статья на тему 'Между прогрессом и архаикой: движение в парадигме развития'

Между прогрессом и архаикой: движение в парадигме развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРЕСС / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / НОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна

Статья посвящена исследованию инноваций в области образования и науки, которые рассматриваются с точки зрения поиска полезного соотношения между прогрессом и архаикой. Автор обосновывает, как три ключевые инновации: глобальная конкуренция за таланты, растущая демократизация образования и востребованность образовательных программ пожилыми людьми повлияют на развитие российского образования и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Между прогрессом и архаикой: движение в парадигме развития»

Между прогрессом и архаикой: движение в парадигме развития

Between progress and archaism: movement in the development paradigm

Джанджугазова Е.А.

Dzhandzhugazova E.

Статья посвящена исследованию инноваций в области образования и науки, которые рассматриваются с точки зрения поиска полезного соотношения между прогрессом и архаикой. Автор обосновывает, как три ключевые инновации: глобальная конкуренция за таланты, растущая демократизация образования и востребованность образовательных программ пожилыми людьми - повлияют на развитие российского образования и общества в целом.

The article is devoted to research of innovations in the field of education and science considered from the point of view of searching for a useful relationship between progress and archaism. The author justifies the way three key innovations - global competition for talents, growing democratization of education and demand for educational programs by older people - will affect the development of Russian education and society as a whole.

Ключевые слова: прогресс, инновации, образование, образовательные программы, новая экономика.

Keywords: progress, innovations, education, educational programs, new economy.

Введение

Прогресс и архаика как два самодостаточных и равновеликих полюса, одновременно присутствующие в жизни людей. Даже сегодня, на излете третьей технологической революции, в обществе можно найти существующие одновременно элементы всех типов - от первобытного общества до постиндустриального, хотя движение к модернизации

ощущается все сильнее. Как бы то ни было, мы понимаем, что мир разнообразен, а человеческое общество далеко не однородно. Вместе с тем последние десятилетия мир меняется все быстрее, а перемены все глубже затрагивают науку, образование и профессиональную сферу.

Мы уже стали свидетелями масштабной смены форм занятости - на смену заводского конвейера пришли многочисленные гибкие виды занятости, не требующие личного присутствия, но дающие стабильный доход. Самозанятость и разнообразный фриланс вывели около 40% работающих из зоны традиционной занятости, что, несомненно, требует серьезного переосмысления подходов к трудоустройству и социальной защите населения. [1] Вместе с тем налицо серьезные противоречия, возникающие между ключевыми трендами. Так с одной стороны в век тотальной информатизации встает проблема «лишних людей», а с другой стороны человек по-прежнему остается главой ценностью! В современных условиях необходимо заранее предвидеть вектор перемен и научиться управлять изменениями или хотя бы влиять на них. Швейцарский экономист Клаус Мартин Шваб видит три причины, по которым сегодняшние перемены следует считать не продолжением третьей технологической революции, а началом четвертой: скорость перемен, их размах и системный характер последствий. Этот период характеризует конвергенция и синергия нескольких масштабных технологий: нано, био, IT и 3D печати, искусственного интеллекта, новых материалов и робототехники. Несомненно, потребуются новые профессии и компетенции, и именно «незаменяемые компетенции» станут самыми ценными для людей. [5]

Одной из самых важных компетенций, по мнению специалистов, станет так называемое «смысловое лидерство» (purpose driven leadership). В 2025 году основу рабочей силы будут составлять миллениалы (поколение Y), для которых наличие смысла в своей деятельности и аутентичное лидерство станут важнейшими факторами при выборе способа самореализации. [7]

Вопрос формирования новых компетенций, прежде всего, лежит в плоскости инновационного развития образования, которое в разные периоды существования цивилизации решает разные задачи - от обеспечения всеобщей грамотности до воспитания интеллектуалов, но в целом оно направлено на человека и существует исключительно для него, а не наоборот! Конечно, на разных этапах развития общества к образованию как важнейшему социальному институту предъявляются разные требования, и в том числе сегодня, когда требуется сохранять конкурентоспособность в новой быстро меняющейся среде.

Все начинается с образования, и все заканчивается образованием

В развитии образования как системы знаний можно выделить четыре базовые инновации:

1. Создание в X—XII веках в Западной Европе первых университетов, ставших специальными образовательными организациями, деятельность которых была основана на автономии, выборности руководства и дискуссии как основы обучения и научной деятельности. Создание первых университетов положило начало современной университетской системе с ее правами и привилегиями, включающими свободу выбора наук, и в.т.ч. обучающих программ, право получения доходов и признание университетской степени одного университета другими университетами. Университетская система широко распространена и в наши дни, однако роль классических университетов в современном мире начинает существенно трансформироваться, и в том числе под воздействием широкой информатизации, которая значительно расширила круг источников получения знаний, но пока еще в полной мере не заменила важнейший принцип университетской науки и образования -дискуссию.

2. Классно-урочная система, созданная Яном Амосом Коменским в XVII веке, которая на столетия определила направление развития школьного образования. Основу этой системы составляет четкая организацию

образовательной деятельности, главная роль в которой принадлежит учителю. Учебный процесс в ней четко структурирован и построен по единой программе в рамках определенных дидактических элементов. Несмотря на некоторую архаичность, система Коменского демонстрирует редкую живучесть, так как практически без изменений дошла до сегодняшнего дня, хотя уже во многом устарела.

3. Появление в XIX веке университетов исследовательского типа по модели Вильгельма фон Гумбольдта. В XIX веке Европа вступает в масштабную модернизацию и переживает глобальную индустриализацию - это требует подготовки кадров нового типа и, соответственно, новых форм и методов обучения. Исследовательские университеты получили три новых ключевых преимущества, сделавших их передовыми для своего времени: новые формы обучения, академическую свободу и государственное финансирование.

4. Идея прагматичного образования Джона Дьюи, предложенная в ХХ веке и послужившая в дальнейшем основой для развития проектного обучения. В рамках своей идеи Дьюи обосновал мысль о том, что обучение должно происходить путем опытного познания окружающего мира, так как только в этом случае может появиться желание к дальнейшему самообразованию. С точки зрения прагматики, истинную ценность имеет только практический результат и реальный опыт самостоятельного решения задач. [4]

Следует отметить, что все четыре инновации, несмотря на серьезную смысловую разницу, благополучно дожили до сегодняшнего дня, хотя и по-разному адаптировались к современному образовательному ландшафту. Здесь надо признать, что современный мир остается разноплановым и разноскоростным, в нем сосуществуют единовременно разные образовательные идеи и даже продолжают появляться новые, некоторые из них уже созрели:

- глобальная конкуренция за таланты;

- растущая демократизация образования;

-растущая востребованность образовательных программ людьми старшего возраста. [6]

Рассмотрим каждую из представленных инноваций в современном контексте с проекцией на будущее.

Университеты всех стран, включенных в глобальные мировые процессы, конкурируют между собой за талантливых студентов посредством появившихся в 2000-е международных рейтингов, среди которых наиболее известны следующие: Академический рейтинг мировых университетов (ARWU), Мировой университетский, рейтинг QS, Мировой университетский рейтинг (Times Higher Education World University Rankings) и др. Эти и другие рейтинги дают возможность сравнить университеты и выбрать по какому-либо значимому признаку. Свободный выбор университета с опорой на рейтинг инициировал процесс перераспределения финансовых потоков, которые пошли вслед за информационным позитивом. Университеты стали выбирать не только студенты, но и преподаватели. Университетские профессора с наиболее весомым профессиональным портфолио выбирают более престижные вузы, потому что их ресурсная база позволяет предложить им лучшие условия. Такая растущая конкуренция усиливает сильные университеты и ослабляет слабые, оставляя в образовательном пространстве более конкурентоспособные вузы. Многие эксперты расценивают этот факт как глубокий кризис в академической среде и даже предрекают полное исчезновение классических университетов. На самом деле мы имеем дело с продолжающимся структурированием академического пространства, которое трансформируется в сторону повышения качества в ущерб чрезмерному количеству. Вне всякого сомнения, процесс этот болезненный и сложный, немало людей как в образовательном сообществе, так и вне его воспринимают растущую конкуренцию как катастрофу, разрушающую сложившуюся в России образовательную среду. На самом деле мы переживаем так называемый модернизационный стресс, который, к сожалению, сопровождает все масштабные реформы. Следует отметить, что

5

и критики, и сторонники модернизации образования приводят в качестве аргументации соей позиции вполне разумные доводы.

Так критики обращают внимание на растущее неравенство в преподавательской и студенческой среде, сильный крен в сторону наукометрических показателей оценки результатов образовательной и научной деятельности, растущую заорганизованность процессов и др. В свою очередь сторонники модернизации подчеркивают роль продуктивного фактора, необходимость индивидуализации образовательных технологий и предоставление свободного выбора образовательной траектории всем обучающимся. При этом все оказываются правы, но по-своему, однако следует учесть, что образование меняется вместе с существующей действительностью. Совершенно очевидно, что в XXI веке нельзя жить с мировоззрением, сложившимся в XIX веке, потому что просто не получается, и именно поэтому надо двигаться вперед. [2]

В последние два десятилетия высшее образование стало в полной мере доступным для широких слоев населения. Так, например, в развитых странах доля людей с высшим образованием составляет около 40%, а в таких странах, как Россия, Канада, Южная Корея и Япония она превышает 55%. И хотя мы наблюдаем феномен неуклонного роста образовательного уровня от одного поколения к другому, на самом деле интеллектуальный уровень поколений не растет, что наводит на мысль о снижении качества высшего образования во всем мире.

Стремление к получению высшего образования пришло к нам из времен, когда оно являлось социальным лифтом и выражало нечто большее, чем просто сумма полученных знаний. Ведь получить образование или, как говорилось, «выйти в люди» было равнозначно в начале ХХ века, в XXI веке высшее образование стало атрибутом по принципу «как у всех», что сразу понизило его значимость как в глазах обучающихся, так и в глазах работодателей. Современное образование стало ординарным явлением, а

наличие университетского диплома перестало быть признаком принадлежности к профессиональной и интеллектуальной элите. Фактически образование перестало давать профессию, а следовательно, обесценилось. Академическое сообщество одним из первых заметило эту странную метаморфозу и попыталось смягчить ситуацию размышлениями о социальной значимости процесса обучения, структурирующего время обучающихся. Однако профессиональное обучение - это не клуб по интересам, и, следовательно, необходимо признать, что высшее образование рассчитано на ограниченный круг людей, способных к решению сложных профессиональных задач.

Продолжая анализ образовательных инноваций, нельзя не отметить, что в будущем образовательным процессом будет охвачена не только молодежь, но и люди третьего возраста, т.е. пенсионеры. Такое изменение возрастного вектора вполне обосновано, так как до нынешнего времени основной категорией обучающихся были дети и молодежь, доля которых в системе образования составляла подавляющее большинство (до 90%). Однако в будущем количество молодежи значительно сократится. Мир уже сегодня столкнулся с масштабной проблемой старения населения. Особенно эта тенденция заметна в странах с большим населением (Индия, Китай), хотя и многие другие преимущественно европейские страны отмечают эту проблему. Кроме того, наблюдается увеличение продолжительности продуктивной жизни населения. Это особенно заметно по числу работающих пенсионеров, по некоторым оценкам их число в мире достигает 1 млрд. человек. Традиционно эта категория людей довольно редко участвовала в образовательных программах, но целевые жизненные установки людей меняются и не за горами, то время, когда эта часть населения активно заинтересуется разнообразными образовательными программами и в первую очередь в области дополнительного образования.

В России пока образовательными программами охвачено 15% работающего населения и 1% пенсионеров, что в 3-5 раз меньше среднемирового показателя, однако тенденция уже обозначилась, и, если предположить, что число обучающихся пенсионеров увеличится хотя бы в два раза, это откроет новое поле деятельности для российской системы образования. Если следовать официальной статистике, в РФ на 2017 год насчитывается почти 42,7 млн. пенсионеров1 из них по старости 35,5 млн. человек, в том числе из них работающих почти 15 млн. человек. Если предположить, что учиться будут 2% работающих пенсионеров, то это составит по всей стране 300 тыс. человек. Согласно публичным данным, в самом большом вузе России МГУ им. М.В.Ломоносова обучается по всем программам около 60 тыс. человек - это почти в 7 раз меньше прогнозной цифры пенсионеров, которых в ближайшем будущем могут заинтересовать обучающие программы. Вместе с тем следует отметить, что для удовлетворения потребности старшего поколения в обучении не нужно будет строить новых учебных заведений, так как в РФ система образования давно и успешно развивается. Рассмотрим рост потребности в образовательных программах, исходя из реальной численности людей пенсионного возраста на примере рядя субъектов РФ. Согласно данным официальной статистики, почти четверть людей пенсионного возраста проживают в 6 регионах РФ, распределение численности пенсионеров в млн. чел. по регионам представлено на рис. 1.

1 http://pensiagid.ru/poleznaya-informaciya/skolko-pensionerov-v-rossij.html

2 http://www.msu.ru/science/2010/sci-study.html

3 http://nisata.ru/vash-yurist/kakoe-kolichestvo-pensionerov-v-rossii-na-2015-2017-god

Число пенсионеров по регионам РФ( млн. чел. )

2,7

1,9

1,47

1,1

1,1

0,8

Москва Моск. обл. Краснодар. кр. Ростов. обл. Татарстан Новосибирск

Рис. 1. Распределение численности пенсионеров по регионам РФ (млн. чел.)

Исходя из того, что около 30% пенсионеров продолжают работать, можно ориентировочно рассчитать потенциальное количество людей третьего возраста, которых могут заинтересовать разнообразные образовательные программы, и в.т.ч. программы дополнительного образования, при условии, что 5% работающих пенсионеров станут слушателями образовательных программ (табл. 1).

Таблица 1.

№ Регионы Пенсионеры (млн. чел) Работаю щие пенсионе ры (млн. чел) Обучающие ся пенсионеры (прогноз, тыс.чел) Число студентов в крупнейше м университе те региона (тыс. чел.) Число обуч. пенс. к числу студентов регион. универ-та (в %)

ММ осква 2,7 0,81 40,5 60 67,5

ММ осковская обл. 1,9 0,57 27,5 11 250

Краснодарский край 1,47 0,441 22,0 29 75,8

I3 остовская обл. 1,1 0,33 15,1 33 45,7

Татарстан 1,1 0,33 15,1 45 335

6. Новосибирск 0,8 0,24 12,0 7 170

Приведенные в таблице цифры показывают, что в рассматриваемых регионах число пенсионеров, которых можно привлечь к обучению, вполне сопоставимо или даже превышает в несколько раз количество молодежи обучающееся в крупнейшем университете региона. Этот факт подчеркивает огромные возможности, которые могут открыться для российского образования в ближайшем будущем. Однако к этому этапу необходимо готовиться, так как «андрагогика», или обучение взрослых значительно отличается от классической педагогики и, несомненно, требует особых подходов, форм и методов. В этой связи вполне очевидным становится факт, что увеличение числа пожилых людей фактически запустит процесс формирования нового типа экономики, где большая часть товаров и услуг будет производиться для обеспечения процесса социализации пенсионеров. Уже сегодня появляются отдельные локализации (районы и даже города), где проживают преимущественно пожилые люди. Интересным примером такой локализации является города Сан- Сити, Палм-Спрингс (Калифорния, США), есть подобные города для пенсионеров в Японии и Западной Европе. «Стареть без молодежи» становится новым трендом современного общества, который естественным образом вытекает из современной и будущей демографической ситуации. В России излюбленным местом для жизни пожилых людей являются малые города, где жизнь дешевле и спокойнее, чем в крупных городах. В Центральной России хорошие перспективы развития поселений и общин пенсионеров имеют малые исторические города, обладающие ценными культурно-историческими ресурсами, привлекающими внимание обеспеченных пенсионеров из городов-мегаполисов.

Заключение

Ярким примером, демонстрирующим эту тенденцию, является малый исторический город Таруса (Калужская обл.), постоянное население которого насчитывает около 10 тыс. человек, однако уже сейчас в некоторые месяцы его население возрастает в 10-15 раз в основном за счет пожилых

москвичей, живущих в Тарусе не менее 6 месяцев в году. За последние 10 лет экономика этого классического города России сильно изменилась за счет значительного прироста предприятий сферы услуг, торговли, туризма и рекреации, хотя промышленное и сельскохозяйственное производство соответственно сократилось, и в том числе по причине сокращения населения в трудоспособном возрасте. Вне всякого сомнения, к такому положению вещей можно отнестись по-разному: большинство мэров малых городов считают подобную ситуацию негативной и воспринимают увеличение количества пожилых жителей города как серьезную проблему, вместо того чтобы открыть на этой основе новые возможности, создавая новую социальную инфраструктуру для людей «серебряного возраста».

Малый город Таруса (фотоколлаж)

В заключение следует отметить, что инновации - это необходимое

условие развития человеческого общества, а их появление вызвано

глубинными цивилизационными процессами. Принимая изменения, человек

развивается и совершенствуется, но этот сложный процесс развития

одновременно содержит в себе черты прошлого, настоящего и будущего,

соотношение этих частей во многом зависит от индивидуальных

11

особенностей людей, т.е. в человеческой жизни прогресс и архаика присутствуют единовременно, важно только найти их полезное соотношение.

Литература

1. Грозовский Б. Успеть в XXI век: как Россия движется от архаики к современности. Forbes, электронный журнал: http://www.forbes.ru/mneniya/idei/312949-uspet-v-xxi-vek-kak-rossiya-dvizhetsya-ot-arkhaiki-k-sovremennosti (Дата обращения: 10.08.2017)

2. Джанджугазова Е.А. Атлас новых профессий как реакция на динамичные социально-экономические процессы в современном российском обществе. Современная экономика: проблемы и решения. 2016, №3 (75).С.48-57.

3. Зайцева Н.А. Практические аспекты информирования профессионального сообщества о разработке и применении профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства. Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. №2. С. 92-108.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.

5. Клаус Шваб. Четвертая промышленная революция. М.: ЭКСМО, 2016.208 с.

6. Конанчук Д. Пожизненный урок. Электронный журнал Harvard business review. №1, 2017. http://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/a18851/(Дата обращения: 03.08.2017)

7. Соколова Е. Кадровый потенциал. Журнал «Стратегия», №4 (25), 2017, с. 152-154.

8. Электронный ресурс: http://pensiagid.ru/poleznaya-informaciya/skolko-pensionerov-v-rossij.html (Дата обращения: 10.08.2017)

9. Электронный ресурс: http://www.msu.ru/science/2010/sci-study.html (Дата обращения: 10.08.2017)

10. Электронный ресурс: http://msata.ru/vash-yurist/kakoe-kolichestvo-pensionerov-v-rossii-na-2015-2017-god (Дата обращения: 10.08.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.