Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов в морском вузе'

Междисциплинарная интеграция в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов в морском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ВУЗ / MARITIME UNIVERSITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERDISCIPLINARY INTERACTION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботнарюк Марина Владимировна, Калинина Светлана Александровна

В статье рассматриваются проблемы формирования образовательного процесса морского вуза с учетом новых экономических условий и требований работодателей. Предложена авторская модель образовательного процесса на основе синтеза компетентностного подхода и междисциплинарного взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ботнарюк Марина Владимировна, Калинина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN TRAINING OF QUALIFIED SPECIALISTS IN MARITIME UNIVERSITY

The article deals with the problems of education in maritime universities under new economic conditions and the requirements of employers. The authors propose a model of educational process based on the synthesis of the competence approach and interdisciplinary interaction

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов в морском вузе»

работок в области наноиндустрии и создала предпосылки для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере нано-технологий. Важным результатом первого этапа было создание национальной нанотехнологиче-ской сети, в состав которой вошли 53 участника (на 2014 г.), в том числе ведущие научные организации и университеты России.

В 2015 г. завершился второй этап (20112015 гг.), в течение которого созданы условия для масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода профильных российских организаций на мировой рынок высоких технологий. Способ или метод масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии заключается во внедрении и применении созданной инфраструктуры ННС и результатов ее деятельности по разработке новых материалов и технологий во всех отраслях промышленности Российской Федерации. В зарубежных странах (США, Европа, Япония), где были реализованы нанотехнологические инициативы по созданию инфраструктуры, перешли к внедрению этой инфраструктуры во все отрасли промышленности. Как мировой,так и отечественный опыт показывает, что перспективы развития наноин-дустрии состоят не в решении задач собственного обособленного роста, а в естественном вхождении в другие отрасли промышленности, решении задач этих отраслей с применением новых нанотехнологических средств и материалов. В этом состоит особенность наноинду-

стрии как межотраслевого научно-технологического направления, о чем ведущие ученые говорили с начала работ по созданию ННС. Качественный переход наноиндустрии в производственные сферы различных отраслей неизбежно требует корректировки механизмов координации ННС, в том числе с учетом обновлений приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ.

Работа выполнена в рамках проектной части государственного задания Минобрнау-ки РФ: проект № 622 «Разработка методического базиса и организационных механизмов взаимодействия с головными организациями по направлениям деятельности ННС по задачам кадрового обеспечения наноиндустрии».

1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособие для пед. вузов и системы дополнительного профессионального образования. — М.: НИЯУ МИФИ, 2014. — 92 с.

2. Сайт образовательного сегмента Национальной На-нотехнологической Сети [Электронный ресурс]. — URL: www.nano-edu.nu

3. Свинаренко А. Г. Профессиональные стандарты как основа кадровой инфраструктуры наноиндустрии // Образовательная политика. — 2015. — № 1 (67). — С.22-25.

4. Профессиональные стандарты как основа кадровой инфраструктуры наноиндустрии [Электронный ресурс]. — URL: http://businessofnussia.com/man-201 5/ item/1088-nano.html

5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. — URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ law_140174/.

УДК/uDC 378.147 М. В. Ботнарюк, С. А. Калинина

M. Botnaryuk, S. Kalinina

междисциплинарная интеграция в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов в морском вузе

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN TRAINING

of qualified specialists in maritime university

В статье рассматриваются проблемы ного подхода и междисциплинарного взаимоформирования образовательного процесса действия.

морского вуза с учетом новых экономических The article deals with the problems of

условий и требований работодателей. Пред- education in maritime universities under new

ложена авторская модель образовательного economic conditions and the requirements of

процесса на основе синтеза компетентност- employers. The authors propose a model of

educational process based on the synthesis of the competence approach and interdisciplinary interaction.

Ключевые слова: морской вуз, образовательный процесс, междисциплинарное взаимодействие, компетентностный подход, модель формирования образовательного процесса.

Keywords: maritime university, educational process, interdisciplinary interaction, competence approach, model of the educational process.

Российский рынок образовательных услуг, формирование которого началось с реформированием системы отечественного образования, представляет собой совокупность материальных взаимоотношений между продавцами (в качестве которых выступают учреждения высшего и среднего профессионального образования) и покупателями (абитуриентами) образовательных услуг В результате реформ, обусловленных переходом России к рыночным отношениям, на рынке образовательных услуг появились как государственные, так и коммерческие учебные заведения, предоставляющие одинаковые услуги, что в значительной степени ужесточает конкурентную среду. Усложняет сложившуюся ситуацию и кардинально изменившийся подход к получению образования у абитуриентов: после окончания обучения они хотят получить диплом, который будет реально востребован на рынке труда и позволит найти достойную работу не только на территории своей страны, но и за рубежом (или на предприятиях, созданных при участии иностранных работодателей).

Актуальным для морского вуза является решение задачи активной реализации компе-тентностного подхода и усиления междисциплинарной интеграции в профессиональной подготовке квалифицированных бакалавров и специалистов при установлении и развитии взаимосвязей дисциплин профессиональной направленности и иностранного языка. Выбор иностранного языка в качестве второго предмета при формировании междисциплинарной связи обусловлен тем, что сегодня именно возможность преодоления языкового барьера выступает в качестве одного из ключевых условий успешного трудоустройства в портовом городе. А это, в свою очередь, является в настоящий момент одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности вуза.

Изменение подхода к формированию образовательного процесса вуза сегодня обосновано множеством факторов, основными из которых являются достаточно жесткая кон-

куренция на рынке образовательных услуг, а также сложившиеся экономические условия. В настоящий момент возникла объективная необходимость кардинальной трансформации традиционной российской экономической модели, ориентированной на формирование бюджета, в основном за счет продажи энергоресурсов, в сторону интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства [1-3]. Это связано с тем, что реализуемая на практике уже в течение нескольких десятилетий модель устарела и не обеспечивает желаемых результатов: согласно статистическим данным, с 2010 г. наблюдается негативная тенденция сокращения ВВП [4]. Таким образом, можно говорить о том, что экономика нашей страны в настоящий момент находится в достаточно сложной ситуации, выход из которой в первую очередь видится за счет ориентации на усиленный рост промышленности на основе инноваций. Это требует реконструкции старых и строительства новых, отвечающих современным требованиям фабрик, заводов, научно-исследовательских институтов и, как результат, грамотных специалистов, которые смогут обеспечить высокий уровень производительности труда. В данных обстоятельствах мы полностью солидарны с мнением А. И. Фи-сенко и Л. Ш. Омельченко, которые, рассматривая проблемы высшего образования в условиях постиндустриального развития России, подчеркивают, что «Вузы в новых условиях должны были производить не столько знания, сколько готовность и способность самоопределяться в новых ситуациях и управлять ими» [5, с. 31].

При подготовке специалистов в отраслевых и, в частности, морских вузах есть своя специфика: особый акцент следует делать на междисциплинарное взаимодействие, что обеспечит более детальное изучение профессиональных дисциплин. Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что в последнее время наблюдается резкое повышение требований работодателей, предоставляющих рабочие места в сфере морского бизнеса, к навыкам и умениям выпускников с уклоном в сторону углубления знаний профессионального языка.

Практика показывает, что как моряки, так и береговые специалисты в современных условиях могут претендовать на высокооплачиваемую работу только при условии свободного общения на иностранном языке, что также подразумевает ведение деловой переписки и телефонных переговоров, умение поддержать беседу, используя соответствующую терминологию и обширный словарный запас (как

профессиональный, так и общекультурный). В этой связи, как нам представляется, необходимо кардинально изменить методические основы преподавания, причем как иностранного языка, так и профессиональных дисциплин, базируясь на междисциплинарном взаимодействии, что требует разработки новой модели формирования образовательного процесса.

Модель формирования образовательного процесса в морском вузе при подготовке специалистов на основе компетентностного подхода с учетом ориентации на междисциплинарное взаимодействие

В контексте рыночной экономики любой вуз, в том числе и морской, следует рассматривать не только как организацию, цель которой состоит в обучении вчерашних абитуриентов, но и как самостоятельно хозяйствующую (в определенном аспекте) предпринимательскую единицу, предлагающую рынку труда «товар» — специалистов и бакалавров. Анализируя деятельность вуза именно с этой, не совсем привычной для нас стороны, принципиально важным считаем подчеркнуть необходимость соответствия результатов образовательного процесса требованиям конечного потребителя, в качестве которого выступают потенциальные работодатели.

Опрос респондентов — потенциальных работодателей или «потребителей результатов образовательного процесса вуза» (менеджеры, а также менеджеры среднего звена стивидорных, экспедиторских, агентских, сюрвейерских, судоходных и иных компаний, расположенных на территории города Новороссийска), выполненный методом полевого и кабинетного исследований, показал следующее. Во-первых, в силу специфики отрасли морского транспорта, все работодатели в качестве одного из основных

требований выдвигают знание иностранного (английского) языка. При этом, по мнению менеджеров, выпускник должен уметь поддержать беседу (в профессиональной сфере и быту), вести переговоры по телефону, осуществлять деловую переписку. Во-вторых, соискатель должен уметь ориентироваться во внешней и внутренней среде предприятия, знать основы своей будущей профессии. В-третьих, претендент должен быть способным овладевать новыми для него навыками и знаниями в кратчайшие сроки, причем в некоторых случаях исключительно на иностранном языке (работа на морских судах, особенно в смешанных экипажах, диспетчер агентской компании, эеПег-менеджер в экспедиторской компании и т. д.).

С целью удовлетворения предъявляемых работодателями требований образовательный процесс вуза сегодня формируется на основе компетентностного подхода, который предполагает обучение при условии реализации профессиональных и общекультурных компетенций [6; 7], но не ставит особый акцент на междисциплинарном взаимодействии. В данном случае речь идет о том, что в настоящий момент образовательный процесс базируется на реализации процессного подхода, в то время как необходимо принятие мер по усилению комплексности обучения. В частности, на основании исследования учебно-методического комплекса дисциплины «иностранный (английский) язык» для специальности 180405 «Эксплуатация судовых энергетических установок»» было установлено, что некоторые разделы корреспондируют с другими дисциплинами (табл.), что обосновывает актуальность и востребованность базирования учебного процесса на междисциплинарных связях.

Таблица

Разделы дисциплины «английский язык» и предметы профессионального цикла для специальности 180405 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

Разделы дисциплины «английский язык» Предметы профессионального цикла

Судно и его экипаж Теория и устройство судна

Безопасность жизнедеятельности на море Безопасность жизнедеятельности

Судовые холодильные установки, их устройство Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха

Судовые вспомогательные механизмы, системы, насосы, палубные механизмы Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства

Инструкции по эксплуатации и ремонту Технология технического обслуживания и ремонта судов

Судовые парогенераторы, их устройство, эксплуатация и ремонт Судовые котельные и паропроизводящие установки

Использование такого рода взаимодействия обеспечит укрепление знаний учащихся посредством одновременного изучения терминов на двух языках и двойного контроля, поскольку лектор спецпредмета может вести лекцию или проводить практическое занятие (полностью или частично) на иностранном языке. В это же время преподаватель иностранного языка выполняет функцию промежуточного контроля с помощью проведения тестов и контрольных работ.

В отличие от существующей практики, преподаватель иностранного языка может строить контрольные тесты на каждом уроке, причем не только на основе отдельных терминов, но и целых предложений, позволяющих в игровой манере спроектировать рабочую ситуацию (акцент на интерактивную форму обучения). Это позволит не только изучить и закрепить новые термины, расширив словарный запас обучающегося, но и сформировать у него умения правильно и адекватно решать поставленные перед будущим специалистом профессиональные задачи. В результате студенты (курсанты) также развивают навыки аудирования и диалогической речи по определенной теме, но уже с учетом понимания значений терминологии (объяснение которой входит в задачу препода-

вателя спецдисциплины), а также закрепляют основы подъязыка отдельной (в нашем случае — судомеханической) специальности.

С целью практической реализации данного предложения необходимо обеспечить тесное сотрудничество двух, на первый взгляд, совершенно разных преподавателей, которые скорректируют учебно-методические комплексы таким образом, чтобы лекция или практическое занятие были максимально продуктивными. При этом необходимо учитывать, что доминантой в данном вопросе, безусловно, является ведущий лектор спецпредмета. Он составляет план лекций и практических (лабораторных) занятий, акцентируя внимание на тех вопросах и ситуационных задачах, которые наиболее характерны при выполнении судном рейсового задания и могут быть реализованы, в том числе, и на занятиях иностранного языка. Также он формулирует для преподавателя иностранного языка предпочтительные формы проведения занятия и контроля. Например, тест по терминологии или тест, включающий аудирование конкретных ситуаций, с объяснением значения терминов. В этом случае модель формирования образовательного процесса в морском вузе примет вид, представленный на рисунке.

вход

Рис. Модель формирования образовательного процесса морского вуза на основе синтеза компетентностного подхода и междисциплинарного взаимодействия

В результате проведения реформ, необходимость которых была обусловлена переходом России к рыночным отношениям, на рынке образовательных услуг появились как государственные, так и коммерческие учебные заведения, предоставляющие, по сути, одинаковые услуги, что в значительной степени ужесточает конкурентную среду. Изменились сегодня и экономические условия, что детерминировало трансформацию требований, предъявляемых к выпускникам морских вузов, особенно к специалистам плавательных специальностей, предъявляемых работодателями. Поэтому, по мнению авторов, необходимо скорректировать процесс обучения с учетом междисциплинарного взаимодействия профильных дисциплин и иностранного языка. Это не только будет способствовать активной реализации компетентностного подхода, но и обеспечит максимальное удовлетворение ожиданий топ-менеджеров судоходных компаний и иных предприятий морского транспорта от уровня компетентности и профессионализма выпускников — соискателей вакантных

должностей, последним — получить достойную работу, и создаст благоприятный имидж учебного заведения.

1. Мау В. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи? // Вопросы Экономики. - 2015. - № 15. - С.5-31.

2. Губанов С. С. Неоиндустриальный курс и вопрос собственности [Электронный ресурс]. — URL: http://kprf.ru/ party-live/regnews/136499.html

3. Дасковский В. Б. О неоиндустриальной модели и стратегии развития экономики // Экономист. — 2013. — № 6. — С.34-49.

4. Внешний долг [Электронный ресурс]. — URL: http://info. minfin.ru/debt.php

5. Фисенко А. И., Омельченко Л. Ш. Предпосылки и направления трансформации высшего образования в условиях постиндустриального этапа развития России // Транспортное дело России. — 2011. — № 1. — С. 31-33.

6. Захарова Е. Н. О компетентностном подходе в образовательной деятельности // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 3. — 2011. — № 4. — С. 32-39.

7. Шахова Е. Ю., Васильева Л. В., Касаткин В. В. Компетент-ностная составляющая образовательных программ // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 4 (16). — С. 109-120.

УДК/uDC 378:78 Ю. В. Величко, О. В. Милицина

Y. Velichko, O. Militzina

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА-МУЗЫКАНТА В РАМКАх ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

TRAINING OF BACHELOR-MuSICIAN

IN the CONTEXT of further education AT university:

PROBLEMS AND PROSPECTS

В статье рассматриваются возможности дополнительного образования бакалавров в вузах на примере реализации дополнительных общеобразовательных программ музыкально-теоретической и музыкально-исполнительской направленности.

The article discusses possibilities of further education of bachelors at universities on the example of implementation of additional educational programs, music theory and music performance.

Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительная общеобразовательная программа, бакалавр-музыкант, музыкальное образование.

Keywords: additional education, additional educational program, bachelor-musician, music education.

Реалии сегодняшнего времени диктуют новые требования к выпускникам высших учебных заведений. Современный специалист должен быть высокообразованным, компетентным, предприимчивым, уметь оперативно реагировать на меняющиеся условия своей профессиональной деятельности, обладать творческим мышлением, толерантностью, коммуникабельностью. Повышение требований к содержательной стороне образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.