Научная статья на тему 'Теоретические основы функционально-трудового и образовательно-сетевого подходов к оптимизации качества подготовки кадров в наноиндустрии'

Теоретические основы функционально-трудового и образовательно-сетевого подходов к оптимизации качества подготовки кадров в наноиндустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОИНДУСТРИЯ / NANOINDUSTRY / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОДХОД / FUNCTIONAL LABOR APPROACH / МОНИТОРИНГ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО СХЕМЕ "ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ" / MONITORING OF TRAINING PROGRAMS IN THE SYSTEM SCHOOL-HIGH SCHOOL-THE COMPANY / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ГОЛОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧАСТНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ (ННС) / ASSISTANCE OF PARENT ORGANIZATIONS AND MEMBERS OF THE NSC (NATIONAL NANOTECHNOLOGY NETWORK)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргин Николай Иванович, Грехов Максим Михайлович, Свинаренко Владимир Геннадьевич

В статье рассматриваются теория и практика реализации функционально-трудового и образовательно-сетевого подходов к исследованию и оптимизации качества подготовки кадров в наноиндустрии. Специфика реализации идеи основана на анализе проблемы повышения качества современного образования, разработанном методическом и информационно-аналитическом базисе мониторинга деятельности предприятий и организаций отрасли по тематическому направлению деятельности национальной нанотехнологической сети «Функциональные наноматериалы для энергетики» и детерминации принципов координации работ по интеграции научной и образовательной деятельности головных организаций отраслей по направлениям деятельности национальной нанотехнологической сети

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF FUNCTIONAL LABOR AND EDUCATIONAL NETWORK APPROACHES TO OPTIMIZING THE QUALITY OF TRAINING IN NANOINDUSTRY

The article discusses the theory and practice of implementing of functional labour and educational networking approaches to the study and optimization of the quality of training in nanotechnology industry.The specifics of implementing the idea are based on the analysis of the problem of improving the quality of modern education, development of methodological and analytical basis for monitoring the activities of companies and organizations on the subject areas of the national nanotechnology network «Functional Nanomaterials for Energy» and the determination to integrate the work of coordination of the principles of scientific and educational activities of head industries for the action lines of the national nanotechnology network

Текст научной работы на тему «Теоретические основы функционально-трудового и образовательно-сетевого подходов к оптимизации качества подготовки кадров в наноиндустрии»

ние активности работодателей) этот задел будет использован при развертывании ЭМЦ уже в полную мощь.

1. Контроль качества образования. Инструктивно-методические материалы / Р. М. Феденева, Н. А. Новикова и др. - Оренбург, 2005. - 81 с.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, мероприятие 8 «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов», подмеро-приятие 8.1 «Разработка и апробация технологий и ин-струментариев сертификации профессиональных квалификаций, создание экспертно-методических центров» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61. — URL: http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Пра-

вительства Российской Федерации от 15 мая 2013 № 792-р. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_146497/.

4. Волошина И. А. Независимая система сертификации квалификаций. Основные подходы к формированию [Электронный ресурс]. — URL: http://valo.nwaip.ru/doc/ materiayi/project/conf111214/7.voloshina2.doc.

5. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное министром образования и науки Российской Федерации и президентом РСПП от 31 июля 2009 г. № АФ-317/03 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nark-rspp.ru/?page_id=784.

6. Федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 1 1 августа 2014 г. № 790. — http://government.ru/media/ files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. — URL: http://government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf.

УДК/uDC 378 Н. И. Каргин, М. М. Грехов, В. Г. Свинаренко

N. Kargin, M. Grekhov, V. Svinarenko

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

функционально-трудового и образовательно-сетевого подходов к оптимизации качества подготовки кадров

В НАНОИНДУСТРИИ THEORETICAL FOuNDATIONS

of functional labor and educational network approaches

TO OPTIMIZING THE QuALITY OF TRAINING IN NANOINDuSTRY

В статье рассматриваются теория и практика реализации функционально-трудового и образовательно-сетевого подходов к исследованию и оптимизации качества подготовки кадров в наноиндустрии. Специфика реализации идеи основана на анализе проблемы повышения качества современного образования, разработанном методическом и информационно-аналитическом базисе мониторинга деятельности предприятий и организаций отрасли по тематическому направлению деятельности национальной нанотехнологической сети «Функциональные наноматериалы для энергетики» и детерминации принципов координации

работ по интеграции научной и образовательной деятельности головных организаций отраслей по направлениям деятельности национальной нанотехнологической сети.

The article discusses the theory and practice of implementing of functional labour and educational networking approaches to the study and optimization of the quality of training in nanotechnology industry.The specifics of implementing the idea are based on the analysis of the problem of improving the quality of modern education, development of methodological and analytical basis for monitoring the activities of companies and organizations on the subject areas

of the nationalnanotechnologynetwork «Functional Nanomaterials for Energy» and the determination to integrate the work of coordination of the principles of scientific and educational activities of head industries for the action lines of the national nanotechnology network.

Ключевые слова: наноиндустрия, функционально-трудовой подход, мониторинг программ подготовки кадров по схеме «школа — вуз — предприятие» с привлечением головных организаций и участников национальной нано-технологической сети (ННС).

Keywords: nanoindustry, functional labor approach, monitoring of training programs in the system school — high school — the company with the assistance of parent organizations and members of the NSC (national nanotechnology network).

Теоретические основы педагогического проектирования и педагогического моделирования в системе целостной постановки проблемы подготовки специалиста наноинду-стрии определяют в своей концепции и моделях основы научно-педагогического знания как условие и ресурс успешного решения задач современной дидактики высшей школы и профессиональной педагогики. В таком понимании важность знания педагогической методологии [1] определяет и результативность практики решения задач современной системы образования, а развитие созданных механизмов координации участников ННС и особенности разработки и апробации методического аппарата, регламента, системных средств мониторинга деятельности предприятий и организаций отрасли по обеспечению кадров для наноинду-стрии по тематическим направлениям деятельности национальной нанотехнологической сети (ННС) ставят перед нами следующие задачи:

1. Разработка методического аппарата и системных средств проведения мониторинга кадровых потребностей в сферах деятельности головных организаций и использование его результатов, т. е. объединение и эффективное согласование запросов со стороны предприятий с возможностями вузов по подготовки кадров.

2. Разработка, оптимизация и апробация системных средств мониторинга деятельности предприятий и организаций наноиндустрии в части выявления потребностей в кадрах и оценки удовлетворенности подготовкой кадров.

3. Выработка предложений по корректировке тематических направлений деятельности головных организаций — отраслевых координа-

торов ННС в соответствии с изменяющимися приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и критическими технологиями РФ и расширением участия наноиндустрии в производственных процессах.

4.Разработка подходов и предложений по использованию созданной инфраструктуры наноиндустрии при подготовке кадров в области передовых производственных технологий и новых материалов с использованием учебно-методических ресурсов и приборно-инстру-ментальной базы как вузов, так и предприятий.

Общей целью методического базиса и организационных механизмов взаимодействия с головными организациями по направлениям деятельности ННС по задачам кадрового обеспечения наноиндустрии является создание информационных механизмов взаимодействия вузов образовательного сегмента ННС с предприятиями наноиндустрии.

Современное развитие информационного обмена между образовательными организациями и предприятиями высокотехнологичных отраслей в развитых постиндустриальных странах образовывают информационные и коммуникационные площадки в сети Интернет, способствующие удовлетворению запросов на подготовку специалистов нужного профиля и с нужными компетенциями. Фактически в подготовке специалистов взаимодействуют как образовательные организации, так и работодатели. Такие формы выстраивания информации очень важны с целью профессионально ориентированного воздействия на общество (родителей абитуриентов), абитуриентов и работодателей. В методическом плане большую активность проявляют представители университетов, которые используют имеющиеся как традиционные организационные механизмы (в виде ассоциаций выпускников университетов, инженерных и прочих профессиональных сообществ), так и всевозможные инновационные методы обучения: сетевые, дистанционные с применением различных мобильных средств интернет-коммуникации. Представители университетов обладают большей академическо-рй мобильностью, чем сотрудники предприятий. Действительно, сотрудник предприятия вовлечен в производственный процесс, связан корпоративными обязательствами и прочими действиями, ориентированными на выполнение своих служебных обязанностей. Часто предприятия нанимают в свой штат специалистов из университетов по привлечению молодых людей к своему производству.

В плане развития методического базиса и организационных механизмов взаимодействия университетов образовательного сегмента ННС с головными организациями по направлениям деятельности ННС в кадровом обеспечении наноиндустрии предлагается создание коммуникационной площадки такого взаимодействия на интернет-портале. Результатом мониторинга деятельности предприятий или вузов должна быть информация, доступная участникам ННС, и размещенная на страницах такого портала. Идея очень проста: вузы сообщают, что они могут в плане подготовки специалистов, а предприятия сообщают, что они могут предложить специалистам и какие направления работы у них имеют вакансии и перспективы к развитию и расширению.

Простота основной идеи позволяет свести все результаты мониторингов вузов и предприятий на один интернет-портал и на нем организовать коммуникацию участников по подготовке кадров. Все последующие мониторинги уже можно будет проводить в интерактивном виде на этом портале.

Основные задачи образовательной инфраструктуры и ресурсов ННС:

1) повышение эффективности подготовки кадров для наноиндустрии через интеграцию научной и образовательной деятельности участников ННС;

2) мониторинг актуального состояния в кадровом обеспечении предприятий наноин-дустрии, выявление потребностей в специалистах с необходимыми квалификациями;

3)обеспечение прямого канала взаимодействия между участниками ННС в области подготовки кадров для наноиндустрии.

Задачи коммуникационной площадки образовательного сегмента ННС:

1) представление возможностей профильных вузов в подготовке кадров;

2) представление потребностей предприятий отрасли в кадрах;

3) упрощение информационного обмена между профильными вузами и предприятиями в объединении ресурсов научной и образовательной деятельности при подготовке кадров;

4) использование образовательной инфраструктуры и ресурсов ННС, распределенных как в образовательных учреждениях, так и на предприятиях отрасли для подготовки кадров;

5)интеграция образовательных интернет-ресурсов, созданных в вузах и организациях по тематическим направлениям деятельности ННС.

Все информационные материалы о подготовке кадров и спрос на предприятиях формируются путем мониторинга вузов и предприятий наноиндустрии и представляются на сайте www.nano-edu.ru [2].

Разработки коммуникационной площадки информационного обмена между ведущими образовательными учреждениями и организациями отрасли на базе сайта образовательного сегмента ННС соответствуют следующим принципам:

1. Единый портал имеет доступ к образовательным ресурсам вузов и предприятий.

2. Информация о вузах и предприятиях касается потребностей и возможностей подготовки кадров.

3. Информация о вузах и предприятиях размещается на основании мониторинга и последующего контрольного добавления в формате личного кабинета.

4. Последующий мониторинг в интерактивной форме проводится на коммуникационной площадке представителями вузов и предприятий.

5. Прямой обмен информацией между представителями вузов и предприятий.

Основная задача коммуникационной площадки направлена на обеспечение информационного обмена между ведущими образовательными учреждениями и организациями отрасли или подотрасли. Информация на коммуникационной площадке дает представление о текущих и перспективных потребностях в подготовке кадров, о существующей образовательной инфраструктуре и ресурсах ННС, распределенных как в образовательных учреждениях, так и на предприятиях.

Принципиальным вопросом координации работы по интеграции научной и образовательной деятельности головных организаций отраслей по направлениям деятельности ННС является доступность нужного образования и возможности повышения профессиональной квалификации по новым профессиональным компетенциям. Как правило, все головные организации получили лицензии на образовательную деятельность по программам аспирантуры и магистратуры. По результатам проведенных встреч в конце 2013 г. и в начале 2014 г. представителей Департамента развития науки и технологий Минобрнауки РФ и головных организаций — координаторов ННС — можно сделать вывод, что все головные организации в рамках полученных лицензий на образовательную деятельность имеют свои программы обучения

и образовательные дисциплины. Большинство образовательных дисциплин и образовательных ресурсов созданы в рамках деятельности базовых кафедр, сформированных ведущими университетами в головных организациях или лабораториями в образовательных организациях. С другой стороны, фондом образовательных и инфраструктурных предприятий РОСНАНО и университетами по ряду заявок от научных и производственных организаций разработаны программы повышения квалификации и переподготовки для специалистов этих организаций. На данный момент учебно-методический базис системы включает в общей сложности образовательные продукты 25 университетов и научных центров РФ (участников ННС).

В последнее время возникли новые принципы и подходы к объединению всех этих образовательных ресурсов для целей поиска, выбора и построения индивидуальной персонализированной траектории обучения возникающим профессиям, специальностям и специализациям. В основе этих принципов лежит идея разработки и принятия стандарта метаданных для образовательных курсов, т. е. базовой единицей информационно-образовательного ресурса выступают не образовательные программы, а содержательные обучающие курсы (далее — курсы).

Обучающие курсы по инструментальным методам могут характеризоваться часами теории и практики, а главное — для каких задач построен учебный курс. Например, диагностика поверхности при планаризации — какими методами, с каким разрешением, при исследовании каких поверхностей. Наличие такого стандарта метаданных курсов сможет помочь через агре-гатор-интегратор курсов быстро в Интернете найти и выбрать информацию о многих важ-

ных категориях и компонентах курсов: для какой новой специальности или специализации нужен такой курс, каковы условия прохождения курсов, кто разработал этот курс, когда он начинается и заканчивается, и как получить доступ к этому образовательному ресурсу. Набор таких учебных курсов из разных источников (провайдеров) позволяет гибко сформировать образовательную программу. Таким образом, метаданные несут информацию не только об образовательной программе, в которых эти курсы могут быть представлены, но и отвечают на важные вопросы, зачем и для чего необходим данный курс, и являются основой для оценки качества образовательной программы.

Информационно-аналитическим базисом мониторинга деятельности предприятий в сфере наноиндустрии является совокупность данных и методы их анализа с целью формирования информации для координации действий производственных и образовательных организаций. Совокупность данных для анализа включает сведения о научно-прикладной, производственной, образовательной деятельности.

В качестве базовых методов анализа данных приняты: 1)сбор и первичная обработка данных (построение диаграмм, расчет средних значений); 2) методы статистического анализа (экспертной оценки, сравнительный анализ, корреляционный анализ, прогнозирование и др.).

Анализ ситуации в области обеспеченности трудовыми ресурсами предприятий и их потребности в специалистах определенной квалификации позволил выделить следующие показатели и критерии их оценки по ранее сформулированным трем группам: научно-прикладная, производственная, образовательная деятельность (табл.).

Таблица

Показатели и критерии оценки трудовых ресурсов

Группа факторов Название показателя Критерий оценки показателя Оценка показателя*

Научно- прикладная деятельность Осуществление разработки новых материалов и технологии их производства Разрабатываемые новые материалы соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ 1/0

Разрабатываемые новые технологии соответствуют Соответствие критическим технологиям направление 1/0

Указаны реальные области применения разрабатываемых новых материалов Км — кол-во областей

Указаны реальные области применения разрабатываемых новых технологий получения материалов, изготовления изделий Кт — кол-во областей

*К — количество (ед.)

Продолжение таблицы

Структура основных источников финансирования новых разработок в области наноиндустрии, % Доля собственных средств % от общего объема вложений

Доля средств, полученных в рамках государственного заказа, в том числе за счет механизмов частно-государственного партнерства % от общего объема вложений

Объем инвестиционных вложений тыс. руб.

Доля субсидий в форме гранта % от общего объема вложений

Доля средств, полученных в результате международной кооперации % от общего объема вложений

Доля средств, полученных по ФЦП, или других конкурсов прикладных и/или научных разработок % от общего объема вложений

Состояние научно-производственной деятельности по направлению «Функциональные наноматериалы для энергетики» на 2014 г. Годовой объем продаж нанотехнологической продукции Тыс. руб.

Годовой объем экспорта продукции Тыс. руб.

Перспективы расширения научно-производственной деятельности на три года за счет расширения собственного производства Тыс. руб.

Перспективы расширения научно-производственной деятельности на три года за счет расширения на базе индустриальных партнеров Тыс. руб.

Перспективы расширения научно-производственной деятельности на три года за счет модернизации или запуск новых производственных технологий Тыс. руб.

Производственная деятельность Потребность в кадрах, динамика, текущее состояние и перспектива при развитии научно-производственной деятельности Общее количество новых рабочих мест Чел.

Количество новых мест для сотрудников с высшим образованием Чел.

Прием новых сотрудников для научно-производственной деятельности Бакалавры по договорам Чел.

Магистры, специалисты Чел.

Прошедших повышение квалификации, переподготовку на базе МИФИ, других вузов, за рубежом Чел.

Специальности, по которым были приняты на работу новые сотрудники Чел.

Образовательная деятельность Осуществление образовательной деятельности по направлению «Функциональные наноматериалы для энергетики» Наличие собственного центра подготовки (название) Кцп — количество центров

Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (да/нет) 1/0

Наличие лицензии на магистратуру (да/нет) 1/0

Наличие лицензии на аспирантуру и докторантуру (да/нет) 1/0

Наличие НОЦ (название, направление деятельности, текущая численность штатных сотрудников) 1/0

Наличие базовых кафедр (указать, с каким вузом, название, руководитель кафедры, число сотрудников-совместителей от организации) 1/0

Наличие созданной в вузе лаборатории (указать, в каком вузе, название, руководитель, направление работ) 1/0

Наличие собственного лабораторного учебного оборудования (название) 1/0

Наличие договоров о производственной (дипломной) практике (сколько человек в 2012, 2013, 2014 гг.) Чел.

Наличие договоров о стажировке (сколько человек в 2012, 2013, 2014 гг.) Чел.

Окончание таблицы

Количество сотрудников, осуществляющих образовательную деятельность (всего/в рамках организации) Чел.

Количество сотрудников, которые могли бы осуществлять образовательную деятельность (практика, стажировка) Чел.

Наличие договоров с вузами о подготовке и переподготовке кадров (специальность, вуз) Чел.

Наличие перспектив Прием студентов на стажировку или практику Чел.

расширения образовательной деятельности Участие в магистерских программах и аспирантуре/докторантуре Чел.

Планируемое повышение квалификации и переподготовка сотрудников Чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие программ подготовки Название программы (вид подготовки: бакалавр, магистр, специалист, аспирант, переподготовка) 1/0

и повышения квалификации кадров для предприятий по направлению «Функциональные Аннотация (указать, номер специальности, дисциплина, курс) 1/0

Состав программы (лекции, семинары, лабораторные работы, практика, диплом и т. п.) Час.

наноматериалы для энергетики» Где реализуется (в вузе, на базовой кафедре, в собственном учебном центре и т. п.) 1) вуз 2) базовая кафедра 3) собственный учебный центр

Количество обученных (указать, собственной разработки, совместно с вузом и т. п.) Чел.

Для каких предприятий подготовлены кадры по этой программе Кпр — количество предприятий

Наличие учебно- Название ресурса 1/0

методических ресурсов Название программы 1/0

Учебники, учебные пособия, в том числе в соавторстве с базовыми вузами Куч

Возможность использования в удаленном доступе (по сети Интернет) (да/нет) 1/0

Потребность Принято новых сотрудников по договорам с вузами Чел.

в кадрах по видам деятельности, степень подготовки специалиста Сколько человек защитили кандидатские и докторские диссертации (подготовлено собственной системой) Чел.

Перечень необходимых квалификаций для выпускников вузов Ккв

Степень удовлетворенности подготовкой выпускников вузов 1-10 баллов

Популяризация и профессиональная ориентация вузов и организаций Наличие мероприятий в организации по популяризации и профессиональной ориентации среди школьников (вид мероприятия, число участников) Чел.

среди школьников и абитуриентов Указать вуз, колледж или техникум — партнеров по проведению профессиональной ориентации на предприятии Квуз

Указать школы города, района, в которых силами вуза-партнера и сотрудников предприятия проводятся мероприятия по привлечению абитуриентов для целевого обучения в вузе и работе на предприятии Кшк

Указать мероприятия по повышению уровня обучения в школах города и региона по физико-математическим и прочим естественным дисциплинам для подготовки молодых людей к работе на предприятии Кмер

Специфика продуктивного поиска решений определяется группой факторов, грамотным выделением показателей, критериев оценки показателя, количественной оценкой выделенных показателей, что напрямую связано с определением и оптимизацией профессиональных стандартов как основы кадровой инфраструктуры наноиндустрии [3-4]. В данной плоскости решений могут быть определены подходы к современной педагогической методологии: функционально-трудовой и образовательно-сетевой.

Под функционально-трудовым подходом мы понимаем область современной педагогической методологии, выявляющую и системно-верифицирующую возможности определения и решения задач в выделении элементов трудовой функции, представляемой в таких единицах, как «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», «другие характеристики», сводящих процесс поиска к унифицированным ресурсам определения и оптимизации качества профессионально-трудовых решений подготовки специалистов наноиндустрии.

Под образовательно-сетевым подходом будем понимать ресурс современного образования, фасилитирующий подготовку специалистов для определенного профиля деятельности (наноиндустрии), гибко изменяющий систему подготовки специалистов и возможности профессионально-образовательного обеспечения, единство которых и определяет возможности и специфику данной области современной педагогической методологии.

В таком понимании использование образовательно-сетевого и функционально-трудового подходов позволило выявить по результатам мониторинга объем годового выпуска кадров высшего профессионального образования в области нанотехнологий и наномате-риалов (около 3300 чел.), что определяется в доле подготовленных кадров для ОПК объемом в 25-26 %. Опишем последовательность исполнения данной работы.

С целью получения достоверной информации по результатам мониторинга в кадровой потребности и имеющихся возможностей образовательных учреждений формируется коллектив исполнителей: руководитель проекта, эксперты в области оценки кадрового потенциала, эксперты в области обеспечения образовательного процесса, специалисты технического сопровождения мониторинга.

Разработка анкеты проводится в процессе обсуждений мнений экспертов с учетом

особенностей организаций, привлекаемых к процедуре мониторинга. Вопросы анкеты после их подготовки проверяются экспертами на предмет возможности получения объективной информации о потребности в кадрах для анкетируемых организаций и последующей выработки рекомендаций для обучающих организаций отрасли.

Выбор объектов мониторинга осуществляется по принципу отраслевой принадлежности анкетируемой организации, которым рассылаются письма и предложения по участию в мониторинге. Предложение содержит необходимые инструкции для заполнения анкеты и передачи ее исполнителю для анализа. Обработка данных анкеты заключается в оценке текущей потребности в высококвалифицированных кадрах, их специализации, разработке рекомендаций образовательным учреждениям по формированию планов обучения для обеспечения потребности отрасли в кадрах на определенный период.

Для обеспечения качественного и своевременного заполнения анкеты в системе мониторинга, связанной с оценкой потребности в высококвалифицированных кадрах, должны быть:

— назначены лица, ответственные за взаимодействие с ОПМ по вопросам сбора и ввода в систему мониторинга необходимых базовых информационных значений;

— разработан регламент сбора и ввода информации, содержащий:

• перечень базовых информационных значений;

• формы предоставления данных;

• сроки предоставления данных;

• механизмы подтверждения достоверности предоставляемых данных.

Ввод и анализ информации о результатах выполнения мероприятий по анализу и подготовке высококвалифицированных кадров ответственными исполнителями может осуществляться с помощью рассматриваемой системы мониторинга как в части выполнения утвержденных планов Минобразования РФ по подготовке кадров, так и в части системы показателей, характеризующих результаты работы образовательных учреждений. Рекомендации по мониторингу выполнения работ будут размещены в разделе методических документов.

Фактически мы подошли к системе, при которой научные и производственные организации становятся равноправными партнерами с вузами при подготовке кадров. Часто обязанности между партнерами распределяются следующим образом: вуз занимается первой ча-

стью обучения (учебной), а предприятие—второй (производственной), что в современных условиях не отвечает всем требованиям действительности, потому что появляется третий участник процесса подготовки кадров — школа. Поэтому к партнерским отношениям «вуз — предприятие» добавляется работа по профессиональной ориентации школьников в части выбора профессии, вуза и предприятия, на котором хочется работать, то есть появляется триада участников образовательного процесса по подготовке кадров «школа — вуз — предприятие».

В советские времена функционировала система Домов пионеров и Станций юных техников, где школьники знакомились с интересным миром изобретательства и азами начального процесса исследования и познавали окружающую природу. Сейчас возникают новые формы, в принципе, той же работы, направленной на выбор молодых людей в пользу высшего образования в престижном вузе, получения интересной работы через трудоустройство в престижной организации или предприятии.

Основная задача программ подготовки кадров по схеме «школа — вуз — предприятие» — формирование у школьников желания учиться интересной работе и творческому подходу ко всем видам деятельности, с которыми придется иметь дело молодому человеку, в течение всей жизни занимать инициативные позиции. Таким образом, схема «школа — вуз — предприятие» не только определяет у молодых людей траекторию ближайших действий в жизни (поступление в вуз и устройство на работу), но и закладывает основу жизненных ценностей, целей и устремлений.

Анализ программ и форм работы со школьниками по профориентации, проводимой вузом или предприятием, показал, что в больших городах возможность выбора профессии более разнообразна, чем в моногородах, которые обслуживают одно-два крупных предприятия. У крупных работодателей в лице государственных корпораций и компаний (например, Роса-том, Росавиация, Роскосмос, «Роснефть» и др.) имеются программы профориентации школьников в пользу трудоустройства на их предприятия или поступления в профильные вузы.

В качестве примера, демонстрирующего систему профориентации в мегаполисе (Москве) и ряде городов, включая моногорода, рассмотрены программы мероприятий со школьниками НИЯУ МИФИ №р://терЫ. ги/епЁгапЁ/асЁмЁ1еэ_1:ог_рир1!8/). Эти мероприятия включены в планы государственной

корпорации «Росатом», а также предусматривают профориентацию на другие высокотехнологические предприятия и организации, включая институты РАН.

К формам организации современной профориентации обучающихся относятся следующие познавательные составляющие программ:

— экскурсии в научные центры и лаборатории НИЯУ МИФИ;

— мероприятия в рамках проекта Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы»;

— IV Всероссийский фестиваль науки и IX Фестиваль науки в городе Москве: научно-популярные лекции, экскурсии, конкурсы, занимательные опыты, выставка разработок инжинирингового центра, мастер-классы;

— день карьеры ГК «РОСАТОМ»;

— дни открытых дверей факультетов;

— летняя научная школа «Академия инноваций» для школьников Москвы на базе спортивно-оздоровительного лагеря НИЯУ МИФИ «Волга».

В ходе экскурсий школьники смогут увидеть работу лазерных установок, ознакомиться с электронными микроскопами, узнать интересные факты о нанотехнологиях и многом другом, что составляет ядро современной физики. Ведущие ученые и преподаватели НИЯУ МИФИ расскажут о высокотехнологичных отраслях промышленности и специфике подготовки кадров. Абитуриенты будут информированы о приемной кампании и поступлении в региональные структурные подразделения НИЯУ МИФИ.

Научные центры и кафедры, открытые для посещения в НИЯУ МИФИ для обучающихся 9-11-х классов:

I. Кафедры:

1) автоматики и электроники;

2) автоматики;

3) компьютерных медицинских систем;

4) кибернетика и информационная безопасность;

5) компьютерных систем и технологии;

6)криптологии и дискретной математики;

7) стратегических информационных исследований;

8) информационной безопасности банковских систем;

9) физических проблем материаловедения;

10) молекулярной физики;

11) прикладной ядерной физики;

12) конструирования приборов и установок;

13) лазерной физики;

14) физики плазмы.

II. Центры:

1) научные центры НИЯУ МИФИ;

2) научно-образовательный центр «Невод»;

3) экспериментальный комплекс физических установок и детекторов, предназначенных для исследования природных потоков частиц на поверхности Земли: черенковский водный детектор, координатно-трековый детектор и мюонные гороскопы;

4) научно-образовательный центр по направлению «Нанотехнологии»;

5) лазерный центр НИЯУ МИФИ;

6) многофункциональная лазерная установка МЛ4-1, опытный стенд лазерных технологических систем, лазерный технологический комплекс на основе волоконного лазера.

К основным образовательным составляющим программ профориентации относится учебная работа преподавателей НИЯУ МИФИ в школах. Речь идет в первую очередь о лицее № 1523, который был основан в 1988 г. как московская средняя общеобразовательная физико-математическая школа № 1170 при МИФИ, средняя школа № 978 с лицейскими классами, профильная при МИФИ (ГБОУ СОШ № 978); а также о работе с многочисленными средними школами, в которых открыты физико-математические классы, обеспечивающие первичную подготовку потенциальных абитуриентов для НИЯУ МИФИ в пяти федеральных округах Российской Федерации.

Из программы работы со школьниками следует выделить следующие образовательные составляющие:

— обучение в сетевой школе НИЯУ МИФИ — http://www.school.mephi.ru — дистанционная образовательная среда;

— дистанционные курсы заочной физико-математической школы для 6-11-х классов: http://www.mifi.ru;

— краткосрочные шестимесячные подготовительные курсы для абитуриентов, поступающих на факультет очно-заочного (вечернего) обучения;

— набор на четырехмесячные курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ по математике, физике, русскому языку, обществознанию, истории и английскому языку;

— набор на двухмесячные курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ по математике, физике, обществознанию и русскому языку;

— онлайн-лекции для школьников по подготовке к ЕГЭ по физике и математике;

— прочие краткосрочные образовательные мероприятия.

К соревновательным и отборочным мероприятиям относятся многочисленные олимпиады, большинство из которых обеспечивают победителей добавочными очками при поступлении в НИЯУ МИФИ (http://mephi.ru/ entrant/activities_for_pupils/). Основа этих олимпиад — задачи и упражнения на глубокое понимание физики процессов, знание и умение применять математический аппарат для описания физических процессов, ориентация задач на профильные инженерные задачи.

Программы работы со школьниками предусматривают системное развитие мотивации школьника к обучению и выбор будущей специальности. Таким мероприятием является летняя научная школа «Академия инноваций» для школьников Москвы на базе спортивно-оздоровительного лагеря НИЯУ МИФИ «Волга». В основе этого мероприятия лежат идеи малых академий наук (МАН), развитых еще в советские времена. Наиболее последовательно, методично и системно развивалась Малая академия наук Крыма, используя привлекательность летнего отдыха в Крыму как академиков, так и преподавателей ведущих вузов СССР (Таврический национальный университет (ТНУ) и Севастопольский политехнический университет).

Сотрудничество в области профориентации НИЯУ МИФИ и ОАО «ЦКБА» охватывает 11 общеобразовательных школ г. Омска, над которыми одновременно шефствуют предприятие ОАО «Омскнефтехимпроект» и 5 вузов. С 2010 г. к проекту присоединились еще 12 школ города. Проводятся ежегодные дни открытых дверей и летняя производственная практика старшеклассников города на предприятиях Омска, творческий конкурс «Омскнефтехимпроект-Шанс» и ОАО «ЦКБА». Прошли производственную практику 800 обучающихся школ, 1100 студентов вузов, все участники программы трудоустроились по окончании вузов. С 2001 г. ОАО «Омскнефтехимпроект» реализует программу «Школа — вуз — предприятие». С 10-го класса в подшефных школах формируются технические классы, в которых обучающиеся проходят углубленный курс подготовки как по профильным предметам: алгебра, геометрия, физика, химия, информатика и черчение, — так и по иностранным языкам.

На первом этапе реализации Президентской инициативы «Стратегия развития наноин-дустрии» (поручение Президента Российской Федерации от 24.04.2007 № Пр-688) инфраструктура наноиндустрии стала базой конкурентоспособного сектора исследований и раз-

работок в области наноиндустрии и создала предпосылки для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере нано-технологий. Важным результатом первого этапа было создание национальной нанотехнологиче-ской сети, в состав которой вошли 53 участника (на 2014 г.), в том числе ведущие научные организации и университеты России.

В 2015 г. завершился второй этап (2011 — 2015 гг.), в течение которого созданы условия для масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода профильных российских организаций на мировой рынок высоких технологий. Способ или метод масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии заключается во внедрении и применении созданной инфраструктуры ННС и результатов ее деятельности по разработке новых материалов и технологий во всех отраслях промышленности Российской Федерации. В зарубежных странах (США, Европа, Япония), где были реализованы нанотехнологические инициативы по созданию инфраструктуры, перешли к внедрению этой инфраструктуры во все отрасли промышленности. Как мировой, так и отечественный опыт показывает, что перспективы развития наноин-дустрии состоят не в решении задач собственного обособленного роста, а в естественном вхождении в другие отрасли промышленности, решении задач этих отраслей с применением новых нанотехнологических средств и материалов. В этом состоит особенность наноинду-

стрии как межотраслевого научно-технологического направления, о чем ведущие ученые говорили с начала работ по созданию ННС. Качественный переход наноиндустрии в производственные сферы различных отраслей неизбежно требует корректировки механизмов координации ННС, в том числе с учетом обновлений приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ.

Работа выполнена в рамках проектной части государственного задания Минобрнау-ки РФ: проект № 622 «Разработка методического базиса и организационных механизмов взаимодействия с головными организациями по направлениям деятельности ННС по задачам кадрового обеспечения наноиндустрии».

1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособие для пед. вузов и системы дополнительного профессионального образования. — М.: НИЯУ МИФИ, 2014. — 92 с.

2. Сайт образовательного сегмента Национальной На-нотехнологической Сети [Электронный ресурс]. — URL: www.nano-edu.nu

3. Свинаренко А. Г. Профессиональные стандарты как основа кадровой инфраструктуры наноиндустрии // Образовательная политика. — 2015. — № 1 (67). — С.22-25.

4. Профессиональные стандарты как основа кадровой инфраструктуры наноиндустрии [Электронный ресурс]. — URL: http://businessofnussia.com/man-201 5/ item/1088-nano.html

5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. — URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ law_140174/.

УДК/uDC 378.147 М. В. Ботнарюк, С. А. Калинина

M. Botnaryuk, S. Kalinina

междисциплинарная интеграция в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов в морском вузе

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN TRAINING

of qualified specialists in maritime university

В статье рассматриваются проблемы ного подхода и междисциплинарного взаимоформирования образовательного процесса действия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

морского вуза с учетом новых экономических The article deals with the problems of

условий и требований работодателей. Пред- education in maritime universities under new

ложена авторская модель образовательного economic conditions and the requirements of

процесса на основе синтеза компетентност- employers. The authors propose a model of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.