Научная статья на тему 'Основы эффективной образовательной деятельности в области нанотехнологий'

Основы эффективной образовательной деятельности в области нанотехнологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОТЕХНОЛОГИИ И НАНОМАТЕРИАЛЫ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / NANOTECHNICS AND NANOMATERIALS / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / CONCEPTUAL BASIS / IMPROVEMENT OF QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мутылина Ирина Николаевна, Харин Анатолий Захарович

Представлены концептуальные основы эффективной образовательной деятельности в области нанотехнологий, перечислены основные мероприятия, обеспечивающие реализацию образовательной деятельности. Указано, что многофакторность нанотехнологии определяет ее как специфическую область междисциплинарных научных и инженерных знаний. Авторы предлагают использовать схему, при которой реализация эффективной образовательной деятельности основана на выстраивании сети («цепочек») из научно-исследовательских учреждений, университетов и инновационных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мутылина Ирина Николаевна, Харин Анатолий Захарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basis of effective educational activities in nanotechnologies

The article deals with the conceptual basis of effective educational activities in nanotechnologies. The multifactorness of nanotechnics makes it a specific field of interdisciplinary scientific and engineering knowledge. We suggest using a scheme in which the realisation of effective education activity is based on a network of scientific-research institutions, universities, and innovative companies

Текст научной работы на тему «Основы эффективной образовательной деятельности в области нанотехнологий»

УДК 001.895

И. Н. Мутылина, А. З. Харин

основы эффективной образовательной деятельности в области нанотехнологий

Представлены концептуальные основы эффективной образовательной деятельности в области нанотехнологий, перечислены основные мероприятия, обеспечивающие реализацию образовательной деятельности. Указано, что многофакторность нанотехнологии определяет ее как специфическую область междисциплинарных научных и инженерных знаний. Авторы предлагают использовать схему, при которой реализация эффективной образовательной деятельности основана на выстраивании сети («цепочек») из научно-исследовательских учреждений, университетов и инновационных компаний.

Ключевые слова: нанотехнологии и наноматериалы, научно-образовательная деятельность, концептуальные основы, подготовка кадров, повышение квалификации.

The basis of effective educational activities in nanotechnologies. IRINA N. MUTYLINA, ANATOLY Z. HARIN (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

The article deals with the conceptual basis of effective educational activities in nanotechnologies. The multifactorness of nanotechnics makes it a specific field of interdisciplinary scientific and engineering knowledge. We suggest using a scheme in which the realisation of effective education activity is based on a network of scientific-research institutions, universities, and innovative companies.

Key words: Nanotechnics and nanomaterials, scientific and educational activities, conceptual basis, improvement of qualification.

Стремительное развитие нанотехнологий на рубеже ХХ-ХХ1 вв. многими экспертами рассматривается как начало третьей научно-технической революции [18]: сегодня национальные программы по развитию нанонауки и нанотехнологии приняты более чем в 60 странах мира.Участие «в создании нанотехнологий и формирование рынка соответствующей продукции определит реальное место» страны «в современном мире и, соответственно, ее экономические и политические возможности» [13, с. 3]. Цель создания нанотехнологий является социальноориентированной [17], поскольку этот процесс подразумевает улучшение качества жизни.

Нанотехнологии - это не только «фундаментальная и одновременно прорывная вещь» [10, с. 16], но и «современная культура научного исследования» [8, с. 10]. Интеллектуальный базис наносистем - это, безусловно, система знаний и умений «человеческого капитала», основной формой инвестиций в который является предоставление образовательных услуг [9].

Прорыв во всем мире в науке и технике на основе нанотехнологий требует подготовки специалистов для различных отраслей промышленности и абитуриентов

для соответствующих учебных заведений. Поэтому для формирования и продуктивной деятельности нанотехнологической сети (далее ННС) в России необходимо создать все условия для эффективной научной и образовательной деятельности в области нанотехнологий - технологий, направленных на создание и практическое использование нанообъектов и наносистем с заданными свойствами и характеристиками. Развитие кадровой составляющей инфраструктуры наноиндустрии неразрывно связано с эффективностью образовательной деятельности в соответствующей области.

В Концепции образовательной деятельности ГК «Роснанотех» [7] перечислены основные мероприятия, обеспечивающие реализацию образовательной деятельности. Среди них - выявление кадровых потребностей; разработка и адаптация образовательных программ опережающей переподготовки в соответствии с кадровыми потребностями проектных компаний. А также построение индивидуальных образовательных траекторий и набор интерактивных курсов и курсов по выбору; модульная структура программ переподготовки для обеспечения академической мобильности обучающихся; разработка межуниверситетских

МУТЫЛИНА Ирина Николаевна, кандидат технических наук, е-таіі: mutylina_I_N@mail.ru, ХАРИН Анатолий Захарович, кандидат технических наук, директор Института переподготовки педагогических кадров Инженерной школы, е-таіі: festu_rti@mail.ru (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).

© Мутылина И.Н., Харин А.З., 2011

образовательных программ, консолидирующих ресурсы различных учреждений для оптимизации затрат на содержание уникального дорогостоящего оборудования и снижения стоимости обучения; привлечение ведущих зарубежных специалистов в области фундаментальных и прикладных исследований, нанотехнологий, инновационного менеджмента и коммерциализации технологий для разработки программ; доступ разработчикам программ к лучшему отечественному и мировому опыту обучения в области нанотехнологий; организация внутрироссийских и зарубежных стажировок, использование зарубежных учебных пособий; формирование и размещение в открытом доступе учебных материалов и пособий по нанотехнологиям и управлению инновационной деятельностью, а также коммерциализация научных разработок и новых технологий; продвижение перспективных образовательных проектов, связанных с поддержкой дистанционных форм обучения, адаптацией зарубежных образовательных ресурсов, разработкой и реализацией программ повышения квалификации для преподавателей вузов и других учебных центров, ранней профессиональной ориентацией на уровне школьного образования и др. Именно эти пункты и должны быть положены в основу образовательной деятельности в области нанотехнологий в университете.

Многофакторность нанотехнологий выделяет их как специфическую область междисциплинарных научных и инженерных знаний. Практически во всех работах отмечается, что развитие таких технологий будет в значительной степени зависеть от наличия групп высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в таких областях, как физика, химия, биология, медицина, прикладная и вычислительная математика, электротехника, материаловедение и машиностроение.

Поэтому вопрос подготовки научных, инженерных и рабочих кадров для наноиндустрии требует разработки специальных образовательных программ разного уровня (для специалистов, желающих получить второе высшее образование; для повышения квалификации преподавательского для состава; студентов и школьников) с максимально возможным внесением элементов «нано» в учебные курсы [3].

Для школьников, учащихся техникумов, колледжей и профессионально-технических училищ. Чтобы обеспечить непрерывность профессионального образования «школа-вуз» и сократить разрыв между учебными планами и программами подготовки специалистов по нанотехнологическим направлениям, необходима разработка и реализация концепции преподавания современных знаний по нанотехнологической тематике в учреждениях основного и среднего общего образования.

В разработке элективного курса «Введение в нанотехнологии» [14] описана концепция преподавания современных знаний по этой тематике. Основная идея

авторов данной публикации - естественное разделение области знаний на элементы преимущественно физического, химического и биологического содержания. По их мнению, «такие предметные модули, рассматривающие нанотехнологии с позиции школьных курсов естественных наук, имеют единую дидактическую основу и выполняют три функции:

• надстройка профильного учебного предмета (физика, химия, биология), превращающая его в углубленный;

• развитие содержания одного из базовых учебных предметов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

• удовлетворение познавательных интересов учащихся в различных областях науки и человеческой деятельности» [14, с. 36].

Авторами также разработаны программы учебных модулей «Введение в нанотехнологии» по физике, химии, биологии для 10-11 классов, каждая рассчитана на 32 академических часа. Входящие в нее модули имеют организованную блочную структуру с обязательным набором блоков (общей длительностью 16 ч) и блоков по выбору (вариативная часть). Вариативная часть включает в себя как минимум четыре альтернативных блока длительностью не более 4 учебных часов каждый и может быть расширена за счет добавления любого числа авторских блоков по тематике нанотехнологий. Содержательная часть учебных модулей «Введение в нанотехнологии» по физике, химии и биологии разработана в виде элективных курсов и представлена тремя учебными пособиями, материалы которых изложены в едином стиле в соответствии с традиционным форматом школьных учебников.

Для студентов. Общепризнано, что перспективы наноиндустрии в России во многом будут определяться способностью высшей школы организовать подготовку специалистов в области наноматериалов и нанотехнологий [19]. Это серьезная задача, но, к сожалению, уровень подготовки абитуриентов сегодня довольно низкий, чему «способствует сложившийся стиль получения информации через телевидение, Интернет или газеты, которые в наше время излишне ориентированы на совсем другие жизненные ценности» [10, с. 16]. Именно в высших учебных заведениях существует уникальная возможность воспитания специалиста, передачи знаний, навыков и опыта успешных ученых.

Одной из эффективных форм структурного подразделения в университетах для организации научно-исследовательских работ является научно-образовательный центр (НОЦ). Необходимость междисциплинарной подготовки специалистов в области нанотехнологий требует подключения к образовательному процессу всех НОЦ, входящих в структуру университетов, а также кафедр, реализующих подготовку по таким дисциплинам, как химия, физика, математика, электротехника и машиностроение.

Разработка учебных программ, на основании которых можно преодолеть междисциплинарный разрыв, -путь, который позволит «занять одну из ведущих позиций по подготовке высококвалифицированных специалистов, которые смогут работать на современном уровне в области нанотехнологий в России» [8, с. 10].

Персональное взаимодействие играет очень большую роль, именно поэтому, по словам академика Ж.И. Алферова, «под одной крышей НОЦа собрали студентов, школьников и научные лаборатории. Рождение по-настоящему новых вещей возможно, когда существует непосредственная связь между лабораторией, которая ведет фундаментальные исследования, и некой группой или группами, которые занимаются приложением этих фундаментальных исследований. Готовая технология осваивается в опытном производстве, а затем в крупном» [15, с. 12].

Основная задача вуза - «подготовить новых специалистов, которые смогут восполнить среднее звено, а затем прийти на смену старшему поколению и заполнить нишу нанотехнологий» [10, с. 16].

Для переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава. Чтобы научная и образовательная деятельность в области нанотехнологий была эффективной, необходимо учитывать, что ГК «Роснанотех» инвестирует средства в перспективные производственные проекты. Следовательно, наибольший спрос будет на специалистов, которые решают прикладные задачи, пользуясь современными исследовательскими технологиями и методиками работы на профильном научно-технологическом оборудовании. Подготовка таких специалистов предполагает создание системы непрерывного образования, которая позволит не только обеспечить научные и производственные организации и предприятия нанотехнологической отрасли необходимыми кадрами, но и осуществлять их постоянное совершенствование, добиваясь требуемого уровня. Для этого необходимо создать систему повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, которая обеспечит учебный процесс, построенный на активном использовании в обучении высокотехнологичного оборудования [7].

В настоящее время одним из главных барьеров на пути широкого внедрения изделий, созданных с применением нанотехнологий, является проблема их коммерциализации: «...этот вопрос становится тем более важным, чем больше появляется новых разработок в сфере наноиндустрии» [1, с. 10]. Успех коммерциализации зависит от профессионализма и опыта того, кто непосредственно выполняет работу. Интерес к наноиндустрии растет, но в этой области мало предпринимателей и, по сути, пока отсутствуют грамотные менеджеры и маркетологи.

В России, как отмечают специалисты, довольно много организаций, которые имеют нанонаработки высокой степени готовности, но нет соответствующих

специалистов и опыта ведения бизнеса на открытом рынке. Поэтому значительное место в перспективных планах развития университета должны занимать программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, сотрудников вуза, специалистов и руководителей предприятий Дальневосточного региона. Для этого необходимо разработать и внедрить программы повышения квалификации по конкретным профессиональным аспектам, по организационно-методологическим и психолого-педагогическим проблемам. Для эффективной подготовки кадров в области наноиндустрии необходимо также создание системы организации и сопровождения маршрутного обучения при повышении квалификации кадров [5, с. 16].

Важна и разработка системы повышения квалификации учителей. Программа соответствующих курсов по учебным модулям «Введение в нанотехнологии», структура которой сформирована из инвариантных и вариативных блоков, описана, например, в работе Б. Костишко и др. [14]. Ядро программы составляют вопросы, связанные с объектами нанотехнологии. В содержательное ядро программы входит также методический блок, в котором обсуждаются общие подходы и ведущие методологические идеи, которые могут быть реализованы в элективном курсе. Вариативные блоки характеризуются спецификой образовательных дисциплин (физики, химии, биологии) и предполагают рассмотрение методов и проблем нанотехнологий с позиций различных методологий и понятийного аппарата. Программа апробирована в рамках экспертнометодического семинара повышения квалификации и переподготовки работников образования. В ней описаны также педагогические инструменты для проектирования и преподавания учебного курса «Введение в нанотехнологии» с использованием элементов дистанционного обучения.

Для специалистов, желающих получить второе высшее образование. Создание национальной нанотехнологической сети (ННС), формируемой в соответствии с президентской инициативой «Стратегия развития наноиндустрии» (поручение Президента Российской Федерации № Пр-688 от 24.04.2007 г.), в качестве одного из факторов предполагает значительное увеличение кадрового обеспечения организаций и предприятий, работающих по каждому из тематических направлений ННС [7].

В настоящее время реализуется «Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года», предусматривающая «формирование условий устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров для обеспечения эффективности исследований и разработок в области наноиндустрии» [11].

Для выполнения вузами важнейших образовательных функций подготовки и переподготовки кадров необходима популяризация знаний. О важности просветительской деятельности в сфере нанотехнологий,

а также необходимости переподготовки инженернотехнического персонала на промышленных предприятиях говорит тот факт, что, «по данным профсоюза научных работников России за последние 10 лет работу за рубежом нашли от 500 до 800 тысяч российских ученых, в том числе и те, кто мог бы составить цвет отечественной нанотехнологии» [2, с. 3].

В настоящее время на предприятиях отсутствует подготовленный инженерно-технический персонал, который своей квалификацией способствовал бы внедрению элементов нанотехнологий в технологические процессы и выпуск продукции. Руководители большинства предприятий не информированы о научном и прикладном потенциале нанотехнологий.

Сегодня доля России в нанотехнологическом секторе рынка составляет 0,04%. Для преодоления этой ситуации необходима инновационная система повышения квалификации и переподготовки специалистов, способствующая внедрению в сознание инженерного сообщества представлений о нанотехнологии как радикальном средстве модернизации отечественной промышленности: «...никто кроме профессионалов, знающих проблематику ведомства изнутри, не решит, как наиболее эффективно израсходовать выделенные средства, где действительно нанотехнологии дадут решающий вклад в развитие соответствующей отрасли или конкретного предприятия» [2, с. 4].

Создание общедоступной международной сетевой электронной базы работ и ведущих научных групп по нанонауке и нанотехнологии является целью «интернет-проекта публикаций по нанонауке, нанотехнологиям, а также баз данных ученых и интернет-форума для информационной поддержки научногосотрудничества между ЕС и партнерскими странами» [9, с. 28].

Согласно [6, 7], основными целями научной и образовательной деятельности в области нанотехнологий являются:

- развитие условий, привлекательных для инвестиций в знания и инновации в сфере нанотехнологий;

- повышение конкурентоспособности и занятости в организациях-участниках;

- интеграция научных исследований, инноваций и высшего образования;

- создание кадрового потенциала через поддержку программ «опережающей переподготовки кадров»;

- выход на конкурентные рынки Европы и стран АТР в сфере нанотехнологий.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие взаимосвязанные задачи [7]:

создание комплекса образовательных программ дополнительного образования для подготовки специалистов в области наноиндустрии, что будет способствовать формированию рынка квалифицированных кадров;

поддержка образовательных проектов, связанных с развитием образовательного контента и современных образовательных технологий.

Подготовка кадров для наноиндустрии в университете должна осуществляться одновременно по двум направлениям:

1) обучение студентов по нанотехнологическим направлениям (например, «Материаловедение и технология материалов», «Электроника и наноэлектроника»);

2) реализация образовательных программ по физико-математическому, естественнонаучному, химическому и другим направлениям профессиональной подготовки, в рамках которых возможно открытие специализации по нанотехнологиям (например, профиль «физика наноструктур»).

Главная задача состоит в том, чтобы обеспечить «создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров; создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепление молодежи в этой сфере» [12].

Среди основных задач, которые предстоит решить в рамках национальной нанотехнологической системы, - «информирование общества о возможностях, перспективах и рисках, связанных с применением нанотехнологий» [13, с. 3].

Исходя из первоочередных целей и задач, в организации инновационной деятельности целесообразно использовать схему, при которой ее механизм основан на выстраивании сети («цепочек») из уже существующих научно-исследовательских учреждений, университетов и инновационных компаний [6].

В рамках краткосрочной программы (до 2012 г.) необходимо предусмотреть индивидуальную поддержку молодых исследователей, приглашение представителей ведущих отечественных научных школ, а также оснащение кафедр, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием.

Важным условием проведения исследований является заключение договоров о сотрудничестве между ДВФУ и ведущими вузами РФ и зарубежья, на основе которых необходимо осуществлять координацию научных исследований, участвовать в различных конференциях, а также стимулировать специалистов к написанию и защите диссертационных исследований. Научно-исследовательская деятельность должна быть реализована при подготовке и защите докторских и кандидатских диссертаций, отчетов НИР, научных стажировках, участии в научных и научно-практических конференциях.

Для увеличения количества публикаций сотрудников в ведущих научных зарубежных журналах необходимо предпринимать меры на уровне университета по следующим направлениям:

• интенсивное изучение английского языка для достижения уровня, позволяющего свободно и правильно строить научные тексты на иностранном языке;

• изучение потенциальными авторами правил и требований, предъявляемых к научным публикациям в ведущих зарубежных журналах;

• введение системы помощи в подготовке и редактировании статей, направляемых в зарубежные журналы, а также стимулирование таких публикаций.

В рамках среднесрочной программы (до 2015 г.) основное внимание должно быть уделено подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для предприятий Дальневосточного региона.

Для подготовки кадров по программам высшего профессионального образования по тематическим направлениям ННС необходима закупка учебно-методического обеспечения, разработка мультимедийных учебно-методических комплектов нового поколения для обучения магистров и аспирантов в области нанотехнологий по тематическим направлениям ННС, закупка учебно-методического обеспечения для подготовки кадров по программам среднего профессионального образования для ННС по тематическим направлениям [7].

Учитывая то, что важнейшим элементом существования современных науки и образования является интеграция, необходимо укрепить связи с институтами ДВО РАН и ведущими предприятиями Дальнего Востока, что создаст условия для реализации совместных научно-исследовательских и практических проектов в рамках актуальных проблем Дальневосточного региона.

В рамках учебной деятельности необходимо предусмотреть работу со школьниками, студентами, профессорско-преподавательским составом, сотрудниками и выпускниками вуза, специалистами и руководителями предприятий.

В рамках долгосрочной программы (до 2020 г.) необходимо предусмотреть:

• значительное расширение тематики и увеличение количества программ дополнительного образования по нанотехнологиям, разработанным в соответствии с запросами работодателей;

• создание площадок для отработки современных технологий и методов обучения в области нанотехнологий;

• создание комплекса образовательных программ, использующих ресурсы образовательных учреждений, научных центров и бизнес-структур для целей подготовки и переподготовки кадров.

Интеграции образовательной, исследовательской и инновационной деятельности в сфере нанотехнологий будет способствовать организация деятельности на базе всех существующих в университете научно-образовательных центров и центров коллективного пользования оборудованием. Только в этом случае могут быть обеспечены условия для развития научных школ и эффективной

подготовки молодых специалистов. Именно такая организация позволит реализовать исследования и разработки в области нанотехнологий, наноматериалов и наносистем, а также создать современную экспериментальную базу. Поскольку основа нанотехнологий в целом - фундаментальные исследования, «чрезвычайно важна активная финансовая и идеологическая поддержка научных исследований» [15, с. 10].

Основным результатом данной образовательной деятельности станет формирование кадрового потенциала по запросу наноиндустрии, создание сети образовательных учреждений Дальневосточного региона и организаций, научных центров и бизнес-структур.

Совершенствование нормативно-правовой базы наноиндустрии сделает возможным вступление в ННС новых участников и позволит в полной мере реализовать потенциал крупных, в том числе региональных, научно-образовательных и производственных структур, осуществляющих деятельность в области отечественной наноиндустрии [4].

Таким образом, для подготовки кадров по различным программам высшего профессионального образования в рамках тематических направлений ННС вузам в ближайшее время предстоит решить ряд важных задач, в частности провести анализ соответствия запросов промышленности и других организаций на специалистов в области наноматериалов и нанотехнологий и выпуск кадров на современном этапе. Также необходимо модернизировать программы подготовки по направлениям, связанным с натехнологиями и наноматериалами с учетом требований к ФГОС третьего поколения и разработанных ранее учебно-методических материалов по соответствующим специальностям, создать соответствующую учебно-методическую базу и пр.

Для усиления эффективности образовательной деятельности требуется подготовить соответствующее современным требованиям учебно-методическое обеспечение. Для этого необходимо

• провести мониторинг, структурирование и анализ информации о разработках в области наноматериалов и нанотехнологий, произведя отбор по публикациям в периодической печати, анализ материалов выставок, конференций и семинаров, а также сайтов организаций;

• организовать обмен информацией;

• проанализировать и реализовать образовательные мероприятия для подготовки специалистов в области наноматериалов и нанотехнологий.

Представляется целесообразным создать систему экспертной оценки инновационной перспективности выявленных разработок с учетом степени их готовности для применения, степени новизны предлагаемых решений, обеспечивающих их патентоспособность и рыночную перспективность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверков А. Коммерциализация нанотехнологий: отношения с инвестором // Наноиндустрия. 2008. № 3. С. 10-

12.

2. Ананян М.А. Наноиндустрия - трудный путь к успеху // Нанотехника. 2009. № 4. С. 3-6.

3. Даешь наноспецназ! URL: http://www.strf.ru (дата обращения: 20.04.2011).

4. Емелин Н.М. Аналитический обзор деятельности нанотехнологических НОЦ / Н.М. Емелин, Ю.Н. Артамонов,

B.О. Мелихов // Рос. нанотехнологии. 2010. № 11/12.

C. 6-9.

5. Компендиум по результатам реализации инновационных образовательных программ вузов в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 гг. «Создание основ распределенной системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам» (к Всероссийскому совещанию - презентации, 27 июня 2008 г.). М.: НФПК, 2008. 109 с.

6. Концепция международного инновационного центра нанотехнологий СНГ (МИЦНТ СНГ). URL: http:// inincis.jinr.ru/doc/InINCIS_kon.pdf (дата обращения: 05.04.2011).

7. Концепция образовательной деятельности ГК «Роснанотех» (утверждена Наблюдательным советом ГК «Роснанотех» (протокол от 04.08.09 г. № 20). М., 2009. 14 с.

8. Нано в МГУ: интервью с проректором университета Алексеем Ремовичем Хохловым // Рос. нанотехнологии. 2008. Т. 3, № 9/10. С. 8-10.

9. Научно-образовательный центр (НОЦ) по направлению «Нанотехнологии» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета // Рос. нанотехнологии. 2008. Т. 3, № 11/12. С. 26-28.

10. Обучение молодежи нанотехнологиям - наша задача и наша надежда (интервью с К.В. Шайтан) // Рос. нанотехнологии. 2008. Т. 3, № 9/10, С. 14-16.

11. Паспорт Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации. М., 2008. иРЬ: http://mon.gov.ru/work/ пйМокЛ1г/паш15Лос (дата обращения: 01.04.2011).

12. Федеральный интернет-портал «Нанотехнологии и наноматериалы». ЦРЬ: http://www.portalnano.ru (дата обращения: 10.04.2011).

13. Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии» (поручение Президента Российской Федерации от 24 апреля 2007 г № Пр-688) // Инновации. 1007. № 9. С. 3-5.

14. Разработка элективного курса «Введение в нанотехнологии» / Б. Костишко, В. Голованов, В. Светухин, И. Золо-товский // Наноиндустрия. 2008. № 6. С. 36-38.

15. Россия нуждается в своихнанотехнологиях. [Интервью с лауреатом Нобелевской премии, академиком Ж.И. Алферовым] // Рос. нанотехнологии. 2008. Т. 3, № 11/12. С. 8-12.

16. Сборник информационных материалов к Всероссийскому семинару-презентации «Создание основ распределенной системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам» 27 июня 2008 г. М.: НФПК, 2008. 73 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. ЦКП МГУ им. М.В. Ломоносова - уникальное оборудование для научных исследований во всех направлениях // Рос. нанотехнологии. 2008. Т. 3, № 9/10. С. 11-13.

18. Чупрунов Е.В. Кадровое обеспечение нанонауки и нанотехнологий: анализ диссертационных потоков / Е.В. Чупрунов, Б.И. Бедный, А.А. Миронос, Т.В. Серова // Вес-тн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 3.

С. 11-21.

19. Ягодкин Ю.Д. Развитие кадровой и информационноаналитической составляющей инфраструктуры наноиндустрии / Ю.Д. Ягодкин, М.В. Астахов, М.Р Филонов, А.А. Аксенов. ЦРЬ: http://rusnanotech08.rusnanoforum. ги/ (дата обращения: 30.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.