В статье дано систематизированное представление межбюджетных трансфертов бюджетной системы Российской Федерации.
Ключевые слова: бюджет, межбюджетные трансферты, муниципальное образование, регион
Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям
Н. А. УРМАН,
кандидат экономических наук, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Е-mail: [email protected]
Инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности
В современной России сложилась достаточно высокая дифференциация уровней социально-экономического развития и ресурсного потенциала регионов, не уменьшающаяся в ходе проводимых реформ. Невозможность смягчения региональной дифференциации с помощью только рыночных инструментов, а также путем изменения административно-территориального устройства регионов, перераспределения функций между отдельными региональными центрами власти, перепрофилирования отдельных территорий региона приводит к необходимости масштабной финансовой помощи государства нуждающимся территориям посредством предоставления им межбюджетных трансфертов. Современное бюджетно-налоговое законодательство РФ предоставляет возможность использования достаточно широкого спектра межбюджетных трансфертов в рамках бюджетной системы страны (рис. 1).
© ЭКО 2010 г.
1[вступление налогов по нормативам отчислений от федеральных налогов
т
Федеральные государственные внебюджетные фоты Межбюджстные трансферты субъектам РФ
Федеральный фонд финансовой поддержки регионов (ФФФ1 IP); Федеральный фонд регионального развития (ФФРР): Федеральный фонд софинансировання расходов (ФФС'СР>; Федеральный фонд компенсаций (ФФК); Федеральный фонд реформирования региональных н муниципальных финансов <ФФРРнМФ).
дотации: субсидии; субвенции; иные межбю.д-жетные трансферты
т
±
Поступления федеральных палого« по установленным нормативах): неналоговые доходы: бюджетные кредиты; безвозмездные поступления
t
II УРОВЕНЬ: Ьюджеты субьскгов РФ и бюджеты к-рриюриамьных государе! венных внебнмжешмх фондов
11оступлснис налогов по норма! iiHiiM отчислении oi региональных налогов
Территориальные государственные внебюджетные фонды
Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов 1РФФ11МРиГО); Региональный <|юнд финансовой поддержки поселений (РФФ11); Региональный фонд муниципального развития (РФМР); Региональный <|>онд софянансирования расходов (РФСХ-Р); Региональный фонд компенсаций (РФК).
Межбюджстные 1 ран сфер! ы местным белжетам
дотации; субсидии; субвенции: иные межбюд-жегные трансферты
1¡вступления
федеральных
налогов по
установленным
нормативам:
неналоювые
доходы;
бюджетные
кредиты;
безвозмездные
поступления
III УРОВЕНЬ: Ьюлжсш м>шшншыьиых районов, бюджеты юродских окруюи. бюджс1ы ину iри юродских муниципальных образований юродов федеральною значения Москвы и Санкг-Пс1ербурга
Районный фонд финансовой поддержки поселений (районный ФФ1 III)
11оду1исвые транс<|к:рты
Межбюджетные
транс<|>ер1ы. □оставляемые hj местных беджетов
дотзцин; субвенции; иные межбюджетные трансферты
Поступления местных налогов и сборов по установленным нормативам; неналоговые доходы, бюджетные кредиты; безвозмездные поступления
Отрицательные трднс<|>срты
—
IV УРОВЕНЬ: Ьюджеты юродских и сельских поселений
Рнс. 1. Трансферты в бюджетной системе РФ
Источник: Материалы Бюджетного кодекса РФ н федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Трансферты оказывают существенное влияние на сокращение разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности территорий (табл. 1). Так, после распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки регионов (ФФФПР) бюджетная обеспеченность всех регионов в 2007 г. была доведена до 68,3%, а в 2008 г. - до 73,0% от среднероссийского уровня.
Таблица 1
Доля населения, проживающего в регионах с разным уровнем бюджетной обеспеченности, в 2007—2008 гг., % к общей численности населения РФ
Уровень бюджетной обеспеченности 2007 2008
до выравнивания после выравнивания до выравнивания после выравнивания
Критически низкий (до 60%) 34,1 0,0 35,4 0,0
Низкий (от 60 до 70%) 12,0 32,8 13,6 38,4
Ниже среднего (от 70 до 90%) 16,2 26,8 11,2 21,8
Средний (от 90 до 105%) 8,7 8,7 12,8 12,8
Выше среднего (от 105 до 150%) 21,2 21,2 16,5 16,5
Высокий (более 150%) 10,5 10,5 10,5 10,5
Источник: Основные результаты и направления бюджетной политики в 2008 г. и среднесрочной перспективе. URL: http://www1.minfin.ru/ common/img/uploaded/library/2008/07/budpol_08-0_050607.pdf
Сейчас многие российские регионы получают финансовую помощь, и в зависимости от ее масштаба их делят на разные группы (рис. 2).
140
ЭКО
РЕГИОНЫ РОССИИ
_1_
ТраШШШНММИ ПОЛНО;!
I I
Доноры Реципиенты
субъект РФ, по субъект РФ, по
которому су мма которому сумма
налоювых бюлжезных
платежей. расходов
перечисляемых превышает сумму
в бюджетную налоговых
систему РФ пла7гжс|'ц
превышает сумму перечисляемых
ОЮЯЖеТ! 1Ы.Х в бюджетную
расходов систему РФ
I
_1_
Но,иол Минфина РФ
т
I
1-я группа 2-я группа 1 3-я группа
около 20 субъектов, имеющих финансовую помощь на уровне не более 20% от объема собственных доходов 57 субъектов, получающих финансовую помощь на уровне от 20 до 60% относительно доходов бюджета Оставшиеся субъекты РФ. финансовая поддержка кишрых в общем объеме доохолов превышает 60%
Рис. 2. Град алия регионов в зависимости от уровня их дотапионности
Трансферты местным бюджетам
Анализ межбюджетных потоков выявил две их особенности. Во-первых, основная доля финансовых средств из федерального бюджета проходит через бюджеты субъектов Федерации транзитом до своего конечного назначения - местных бюджетов. Субъекты Федерации передают местным органам власти почти 70% полученных из федерального бюджета средств, однако процесс передачи этих средств и на сегодняшний день остается непрозрачным и субъективным. Повсеместно практикуется использование дифференцированных нормативов отчислений от регулирующих налогов в местные бюджеты. Конкретные нормативы по этим налогам, так же как и объемы трансфертов, как правило, определяются в процессе согласований, которые проводят представители местной и региональной администрации.
Во-вторых, межбюджетные потоки на внутрирегиональном уровне идут как в нисходящем, так и в восходящем направлении. Нисходящие межбюджетные трансферты от бюджета субъекта РФ к местным бюджетам обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности между уровнями бюджетов, способствуют выполнению полномочий местного самоуправления как в вопросах местного значения, так и государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Нисходящие межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района к бюджетам поселений образуют районный фонд финансовой поддержки поселений. Восходящие межбюджетные трансферты от местных бюджетов к бюджету субъекта РФ (отрицательные трансферты*) являются источником фондов финансовой поддержки муниципалитетов (рис. 3). Восходящие межбюджетные
* Объем отрицательных трансфертов рассчитывается до распределения соответствующих региональных фондов финансовой поддержки. Критерием изъятия отрицательных трансфер тов, подлежащих перечислению из бюджетов поселений или муниципальных районов и городских округов в соответствующий региональный фонд финансовой поддержки, является превышение подушевых расчетных налоговых доходов муниципального образования в последнем отчетном году установленного порогового уровня. Для каждого типа муниципалитетов законом субъекта РФ может быть установлен свой пороговый уровень.
Рис. 3. Потоки межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Источник рис. 3 и табл. 2: Бюджетный кодекс РФ.
трансферты от бюджетов поселений к бюджету муниципального района предназначены для решения вопросов местного значения межмуниципального характера.
Система распределения финансовой помощи муниципальным образованиям обеспечивается формированием региональных и районных фондов перераспределения финансовых потоков (табл. 2).
Таблица 2
Региональные и районные фонды перераспределения финансовых потоков
Харак- Региональные фонды Районный
теристика РФФ ПМРиГО РФФПП РФСР РФК ФФПП
Выравнива- Осуществле- Софинанси- Финансовое Выравнива-
ние ние рование обеспечение ние
бюджетной органами расходных расходных бюджетной
обеспечен- местного обязательств, обязательств обеспечен-
ности му- самоуправ- возника- муниципаль- ности
ниципаль- ления ющих при ных поселений
ных полномочий выполнении образований, из бюджета
Цель районов по решению полномочий возникающих муниципаль-
(городских вопросов органов при выпол- ного района
округов) местного значения местного самоуправления по вопросам местного значения нении государственных полномочий РФ
Собствен- Собственные Субвенции Собствен-
ные доходы субъекта РФ. доходы бюджетам ные доходы
Субвенции из бюдже- субъекта РФ субъектам РФ района
тов сверх- из федераль-
обеспеченных районов ного
(городских округов) и бюджета.
Источ- поселений Собственные
ник доходы и
средств источники
финансирования дефицита бюджета субъекта РФ
144 ЭКО
Харак- Региональные фонды Районный
терис- РФФ РФФПП РФСР РФК ФФПП
тика ПМРиГО
Дотации на Дотации на Субсидии Субвенции Дотации на
выравнива- выравнива- местным местным выравнивание
Тип финан- ние бюджет- ние бюджетам бюджетам бюджет-
ной обес- бюджетной ной обеспе-
печенности обеспечен- ченности
совой
помощи муниципаль- ности поселений из
ных районов (городских округов) поселений бюджета муниципального района
Исходя из Исходя из В соот- Пропор- Предоставля-
уровня, численно- ветствии с ционально ется поселе-
установ- сти законами численнос- ниям, расчет-
ленного в жителей субъекта ти ная бюджет-
качестве поселения в РФ и (или) населения ная обеспечен-
критерия расчете на норматив- (отдельных ность кото-
Принцип выравнива- одного ными групп рых не пре-
ния жителя правовы- населения), вышает уро-
расчетной ми актами потребите- вень, уста-
распре- бюджетной высшего лей новленный в
деления обеспечен- испол- соответст- качестве кри-
ности нительного вующих терия вырав-
муници- органа государст- нивания рас-
пальных государст- венных четной бюд-
районов венной (муници- жетной обес-
(городских власти пальных) печенности
округов) субъекта РФ услуг поселений
Разветвленная система финансовой помощи, конечно, помогает бюджетам территорий. Однако главное - это их собственная доходная база. Слабость собственной доходной базы местных бюджетов неминуемо ставит муниципальные образования и их органы управления в зависимость от органов государственной власти субъектов РФ, не позволяя им самостоятельно осуществлять не только долгосрочное, но и текущее бюджетное планирование.
Следовательно, только уровень бюджетной самостоятельности муниципалитетов, соответствующий желаемому состоянию их финансовых возможностей, может обеспечить реальную возможность принятия и реализации обязательств текущего финансирования расходов органов местного самоуправления в установленные сроки и в запланированном объеме.
УПРАВЛЕНИЕ
145