Научная статья на тему 'Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям'

Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / INTER-BUDGET TRANSFERS / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUNICIPALITY / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урман Н. А.

В статье дано систематизированное представление межбюджетных трансфертов бюджетной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A systemized presentation of the Russian Federation's inter-budget transfers is given in this article

Текст научной работы на тему «Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям»

В статье дано систематизированное представление межбюджетных трансфертов бюджетной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: бюджет, межбюджетные трансферты, муниципальное образование, регион

Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям

Н. А. УРМАН,

кандидат экономических наук, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Е-mail: [email protected]

Инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности

В современной России сложилась достаточно высокая дифференциация уровней социально-экономического развития и ресурсного потенциала регионов, не уменьшающаяся в ходе проводимых реформ. Невозможность смягчения региональной дифференциации с помощью только рыночных инструментов, а также путем изменения административно-территориального устройства регионов, перераспределения функций между отдельными региональными центрами власти, перепрофилирования отдельных территорий региона приводит к необходимости масштабной финансовой помощи государства нуждающимся территориям посредством предоставления им межбюджетных трансфертов. Современное бюджетно-налоговое законодательство РФ предоставляет возможность использования достаточно широкого спектра межбюджетных трансфертов в рамках бюджетной системы страны (рис. 1).

© ЭКО 2010 г.

1[вступление налогов по нормативам отчислений от федеральных налогов

т

Федеральные государственные внебюджетные фоты Межбюджстные трансферты субъектам РФ

Федеральный фонд финансовой поддержки регионов (ФФФ1 IP); Федеральный фонд регионального развития (ФФРР): Федеральный фонд софинансировання расходов (ФФС'СР>; Федеральный фонд компенсаций (ФФК); Федеральный фонд реформирования региональных н муниципальных финансов <ФФРРнМФ).

дотации: субсидии; субвенции; иные межбю.д-жетные трансферты

т

±

Поступления федеральных палого« по установленным нормативах): неналоговые доходы: бюджетные кредиты; безвозмездные поступления

t

II УРОВЕНЬ: Ьюджеты субьскгов РФ и бюджеты к-рриюриамьных государе! венных внебнмжешмх фондов

11оступлснис налогов по норма! iiHiiM отчислении oi региональных налогов

Территориальные государственные внебюджетные фонды

Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов 1РФФ11МРиГО); Региональный <|юнд финансовой поддержки поселений (РФФ11); Региональный фонд муниципального развития (РФМР); Региональный <|>онд софянансирования расходов (РФСХ-Р); Региональный фонд компенсаций (РФК).

Межбюджстные 1 ран сфер! ы местным белжетам

дотации; субсидии; субвенции: иные межбюд-жегные трансферты

1¡вступления

федеральных

налогов по

установленным

нормативам:

неналоювые

доходы;

бюджетные

кредиты;

безвозмездные

поступления

III УРОВЕНЬ: Ьюлжсш м>шшншыьиых районов, бюджеты юродских окруюи. бюджс1ы ину iри юродских муниципальных образований юродов федеральною значения Москвы и Санкг-Пс1ербурга

Районный фонд финансовой поддержки поселений (районный ФФ1 III)

11оду1исвые транс<|к:рты

Межбюджетные

транс<|>ер1ы. □оставляемые hj местных беджетов

дотзцин; субвенции; иные межбюджетные трансферты

Поступления местных налогов и сборов по установленным нормативам; неналоговые доходы, бюджетные кредиты; безвозмездные поступления

Отрицательные трднс<|>срты

IV УРОВЕНЬ: Ьюджеты юродских и сельских поселений

Рнс. 1. Трансферты в бюджетной системе РФ

Источник: Материалы Бюджетного кодекса РФ н федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Трансферты оказывают существенное влияние на сокращение разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности территорий (табл. 1). Так, после распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки регионов (ФФФПР) бюджетная обеспеченность всех регионов в 2007 г. была доведена до 68,3%, а в 2008 г. - до 73,0% от среднероссийского уровня.

Таблица 1

Доля населения, проживающего в регионах с разным уровнем бюджетной обеспеченности, в 2007—2008 гг., % к общей численности населения РФ

Уровень бюджетной обеспеченности 2007 2008

до выравнивания после выравнивания до выравнивания после выравнивания

Критически низкий (до 60%) 34,1 0,0 35,4 0,0

Низкий (от 60 до 70%) 12,0 32,8 13,6 38,4

Ниже среднего (от 70 до 90%) 16,2 26,8 11,2 21,8

Средний (от 90 до 105%) 8,7 8,7 12,8 12,8

Выше среднего (от 105 до 150%) 21,2 21,2 16,5 16,5

Высокий (более 150%) 10,5 10,5 10,5 10,5

Источник: Основные результаты и направления бюджетной политики в 2008 г. и среднесрочной перспективе. URL: http://www1.minfin.ru/ common/img/uploaded/library/2008/07/budpol_08-0_050607.pdf

Сейчас многие российские регионы получают финансовую помощь, и в зависимости от ее масштаба их делят на разные группы (рис. 2).

140

ЭКО

РЕГИОНЫ РОССИИ

_1_

ТраШШШНММИ ПОЛНО;!

I I

Доноры Реципиенты

субъект РФ, по субъект РФ, по

которому су мма которому сумма

налоювых бюлжезных

платежей. расходов

перечисляемых превышает сумму

в бюджетную налоговых

систему РФ пла7гжс|'ц

превышает сумму перечисляемых

ОЮЯЖеТ! 1Ы.Х в бюджетную

расходов систему РФ

I

_1_

Но,иол Минфина РФ

т

I

1-я группа 2-я группа 1 3-я группа

около 20 субъектов, имеющих финансовую помощь на уровне не более 20% от объема собственных доходов 57 субъектов, получающих финансовую помощь на уровне от 20 до 60% относительно доходов бюджета Оставшиеся субъекты РФ. финансовая поддержка кишрых в общем объеме доохолов превышает 60%

Рис. 2. Град алия регионов в зависимости от уровня их дотапионности

Трансферты местным бюджетам

Анализ межбюджетных потоков выявил две их особенности. Во-первых, основная доля финансовых средств из федерального бюджета проходит через бюджеты субъектов Федерации транзитом до своего конечного назначения - местных бюджетов. Субъекты Федерации передают местным органам власти почти 70% полученных из федерального бюджета средств, однако процесс передачи этих средств и на сегодняшний день остается непрозрачным и субъективным. Повсеместно практикуется использование дифференцированных нормативов отчислений от регулирующих налогов в местные бюджеты. Конкретные нормативы по этим налогам, так же как и объемы трансфертов, как правило, определяются в процессе согласований, которые проводят представители местной и региональной администрации.

Во-вторых, межбюджетные потоки на внутрирегиональном уровне идут как в нисходящем, так и в восходящем направлении. Нисходящие межбюджетные трансферты от бюджета субъекта РФ к местным бюджетам обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности между уровнями бюджетов, способствуют выполнению полномочий местного самоуправления как в вопросах местного значения, так и государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Нисходящие межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района к бюджетам поселений образуют районный фонд финансовой поддержки поселений. Восходящие межбюджетные трансферты от местных бюджетов к бюджету субъекта РФ (отрицательные трансферты*) являются источником фондов финансовой поддержки муниципалитетов (рис. 3). Восходящие межбюджетные

* Объем отрицательных трансфертов рассчитывается до распределения соответствующих региональных фондов финансовой поддержки. Критерием изъятия отрицательных трансфер тов, подлежащих перечислению из бюджетов поселений или муниципальных районов и городских округов в соответствующий региональный фонд финансовой поддержки, является превышение подушевых расчетных налоговых доходов муниципального образования в последнем отчетном году установленного порогового уровня. Для каждого типа муниципалитетов законом субъекта РФ может быть установлен свой пороговый уровень.

Рис. 3. Потоки межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Источник рис. 3 и табл. 2: Бюджетный кодекс РФ.

трансферты от бюджетов поселений к бюджету муниципального района предназначены для решения вопросов местного значения межмуниципального характера.

Система распределения финансовой помощи муниципальным образованиям обеспечивается формированием региональных и районных фондов перераспределения финансовых потоков (табл. 2).

Таблица 2

Региональные и районные фонды перераспределения финансовых потоков

Харак- Региональные фонды Районный

теристика РФФ ПМРиГО РФФПП РФСР РФК ФФПП

Выравнива- Осуществле- Софинанси- Финансовое Выравнива-

ние ние рование обеспечение ние

бюджетной органами расходных расходных бюджетной

обеспечен- местного обязательств, обязательств обеспечен-

ности му- самоуправ- возника- муниципаль- ности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ниципаль- ления ющих при ных поселений

ных полномочий выполнении образований, из бюджета

Цель районов по решению полномочий возникающих муниципаль-

(городских вопросов органов при выпол- ного района

округов) местного значения местного самоуправления по вопросам местного значения нении государственных полномочий РФ

Собствен- Собственные Субвенции Собствен-

ные доходы субъекта РФ. доходы бюджетам ные доходы

Субвенции из бюдже- субъекта РФ субъектам РФ района

тов сверх- из федераль-

обеспеченных районов ного

(городских округов) и бюджета.

Источ- поселений Собственные

ник доходы и

средств источники

финансирования дефицита бюджета субъекта РФ

144 ЭКО

Харак- Региональные фонды Районный

терис- РФФ РФФПП РФСР РФК ФФПП

тика ПМРиГО

Дотации на Дотации на Субсидии Субвенции Дотации на

выравнива- выравнива- местным местным выравнивание

Тип финан- ние бюджет- ние бюджетам бюджетам бюджет-

ной обес- бюджетной ной обеспе-

печенности обеспечен- ченности

совой

помощи муниципаль- ности поселений из

ных районов (городских округов) поселений бюджета муниципального района

Исходя из Исходя из В соот- Пропор- Предоставля-

уровня, численно- ветствии с ционально ется поселе-

установ- сти законами численнос- ниям, расчет-

ленного в жителей субъекта ти ная бюджет-

качестве поселения в РФ и (или) населения ная обеспечен-

критерия расчете на норматив- (отдельных ность кото-

Принцип выравнива- одного ными групп рых не пре-

ния жителя правовы- населения), вышает уро-

расчетной ми актами потребите- вень, уста-

распре- бюджетной высшего лей новленный в

деления обеспечен- испол- соответст- качестве кри-

ности нительного вующих терия вырав-

муници- органа государст- нивания рас-

пальных государст- венных четной бюд-

районов венной (муници- жетной обес-

(городских власти пальных) печенности

округов) субъекта РФ услуг поселений

Разветвленная система финансовой помощи, конечно, помогает бюджетам территорий. Однако главное - это их собственная доходная база. Слабость собственной доходной базы местных бюджетов неминуемо ставит муниципальные образования и их органы управления в зависимость от органов государственной власти субъектов РФ, не позволяя им самостоятельно осуществлять не только долгосрочное, но и текущее бюджетное планирование.

Следовательно, только уровень бюджетной самостоятельности муниципалитетов, соответствующий желаемому состоянию их финансовых возможностей, может обеспечить реальную возможность принятия и реализации обязательств текущего финансирования расходов органов местного самоуправления в установленные сроки и в запланированном объеме.

УПРАВЛЕНИЕ

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.