Научная статья на тему 'Меценатство в современном предпринимательстве'

Меценатство в современном предпринимательстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
862
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меценатство в современном предпринимательстве»

Филатова Татьяна Владимировна,

г Москва, аспирант кафедры политологии Московского государственного технологического университета им. Н.Э. Баумана

МЕЦЕНАТСТВО В СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

С

^^^^ ЛОЖНЫЕ времена, переживаемые ^^^^ сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положение оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Выход из кризиса может быть лишь следствием комплекса факторов и обстоятельств. Возьмем из этого комплекса только один - меценатство.

Современное общество заново открывает для себя формировавшиеся веками, но несколько забытые в недавнем прошлом качества, такие как благородство, человеколюбие, милосердие, благотворительность.

Понятие «меценат» пришло к нам из древнего Рима. В I веке до н.э. у императора Августа был приближенный, выполнявший дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию, поддерживал их материально. Звали его Меценат. С этого все и началось.

Традиции благотворительности в России ведут свое начало от становления христианства в Киевской Руси. Церковь и Великие князья учили призрению сирых и убогих. При церквях создавались «божьи дома». Проповедью любви к бедным известны святой и равноапостольный князь Владимир I и Владимир Мономах.

Специфические особенности уклада духовной и общественной жизни народов России, формы ее социальной организации формировали у людей чувства сострадательной любви, сердечного участия в жизни

немощных и нуждающихся, желание оказывать им материальную помощь, поддерживать морально.

Но подлинный расцвет филантропии во второй половине XIX века был связан с частной благотворительностью купечества - нарождающегося нового класса российских предпринимателей. Начало ей было положено еще во второй половине XVIII века, когда императрица Екатерина II в 1781 году разрешила частным лицам со своего изволения открывать благотворительные заведения. Купечество в основной массе состояло из людей верующих. Они искренне верили, что в Царствие Божье можно войти, раздав имущество бедным. Эта двойственность, эти две диаметрально противоположные сути - погоня за прибылью, неизменно связанная с эксплуатацией, и сознание вины и ответственности перед народом усугублялись глубокой религиозностью и духом традиционализма. Все это создавало постоянную психологическую напряженность. Выходом из таких ситуаций была благотворительность. Так, промышленники и банкиры считали благотворительную деятельность своей главной сословной обязанностью, которая выливалась в огромную социальную работу. Это была частью инстинкта настоящего хозяина - обустроить разумную жизнь на возможно большей территории, где можно продолжать работать и счастливо жить.

Наиболее распространенной формой благотворительности среди русского купечества и дворянства было пожертвование на церковь. Что двигало людьми, когда они совершали крупные пожертвования? Единой идеологической основы для совершения благотворительных поступков, очевидно, не

213

существует. Мотивации, побуждающие людей на благотворительные подвиги, в каждом конкретном случае разные, например, семейные. Тяжелая болезнь или смерть близких вызывали желание жертвовать на добрые дела. Так появлялись санатории, больницы, приюты, учреждались учебные заведения. Для увековечивания памяти благотворительные заведения должны были носить имя умерших.

Нередко вклады поддерживали авторитет предпринимателя, являясь «делом купеческой чести». Присоединяя свои средства на доброе дело к другим, купец оказывал знак уважения к остальным участникам сбора, показывая тем самым, что дела у него идут хорошо. Частенько во время покупки товара продавец агитировал покупателя пожертвовать некоторую сумму в счет будущих прибылей от покупки. Из уважения к купцу покупатель всегда соглашался. Тем более, что какая-нибудь 1000 рублей не могла стать решающей при оптовых сделках.

Стимулом к благотворительности был даже технический прогресс. Предок известного нам театрала Александр Алексеевич Бахрушин финансировал работы по созданию российского воздушного флота, а для построенной им больницы выделил отдельную сумму на оборудование рентгеновского кабинета.

На благие дела могла сподвигнуть и великая любовь. Вспомним самого знаменитого российского мецената Савву Тимофеевича Морозова. Этот образованнейший человек, безусловно любил искусство и театр. Но его благотворительность, оказываемая Московскому художественному театру, была окрашена великой любовью к его звезде Марии Федоровне Андреевой.

Таким образом, быстрое развитие промышленности и торговли, с одной стороны, породило множество социальных проблем, а с другой - позволяло наиболее энергичной части общества - классу предпринимателей проявить свои нравственные качества. Так, уже к 1890 году благотворительность предпринимателей стала преобладающей - 75 процентов средств, истраченных на это в России, были частными, а 25 процентов выделены казной, земствами, городскими властями, церковью.

Сегодня меценатство в России связано с благотворительностью. Привлечение благотворительных средств от коммерческих компаний и частных лиц рассматривается как альтернатива государственным субсидиям1. Благотворительность, под которой понимается социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, пострадавших в военных конфликтах; содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе2, оказывает значительное влияние на развитие рыночных отношений. Так, почти

две трети российских коммерческих структур так или иначе участвуют в благотворительных акциях. Почти каждая крупная компания или банк в России выделяет средства на благотворительные программы. Своей деятельностью в этой области особенно известны компании «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «Сибнефть». Серьезные программы финансирует холдинг «Интеррос» и крупные кредитные организации - Национальный резервный банк, Альфа-банк, Банк Москвы, Внешэкономбанк, Московский индустриальный банк и многие другие3.

Сколько компаний ведет благотворительную деятельность, и какие суммы на нее выделяются, точно подсчитать невозможно. Официальной и независимой статистики не существует. По оценкам экспертов, российские коммерческие организации тратят на спонсорские и благотворительные программы около $1,5 млрд. в год.

Между тем в России этот вид деятельности не выгоден - пожертвования не списываются с налогов, не приносят прямой прибыли. В 2002 году льготы для компаний, участвующих в благотворительных программах, были ликвидированы. С тех пор пожертвования на поддержку классического и современного искусства, спортивных мероприятий и образовательных учреждений приходится выделять только из чистой прибыли, то есть после уплаты всех налогов. Поэтому главный мотив благотворителей -престиж, «позитивный имидж».

Например, в ходе партнерского проекта кондитерской фабрики «Ангара» и Иркутской областной общественной организации Российского общества Красного Креста (РОКК) было выпущено 10 ты-с.коробок конфет «Маска»4. Определенный процент дохода от каждой проданной коробки перечислялся на счет РОКК. В итоге более 70 детей получили квалифицированную медицинскую и психологическую помощь сиделок Красного Креста.

Руководство фабрики ставило перед собой следующие цели: получение средств для ухода за больными детьми, находящимися без присмотра родителей и родственников в областной детской больнице г.Иркутска; апробирование зарубежного опыта в российских условиях; увеличение продаж конфет «Маска»; улучшение имиджа фабрики.

Отметим и другую цель благотворительности в России - бизнес-элита формирует класс квалифицированных специалистов, труд которых будет стоить дешевле, чем услуги их западных коллег К осуществлению данной цели направлены Потанинские стипендии для одаренных студентов, финансирование ЮКОСом российской Федерации Интернет-образования, помощь «ЛУКОЙЛа» Университету нефти и газа им.И.М.Губкина.

Вместе с тем проявляется и другая сторона благотворительности в России - недоверие и непри-

1 Шекова Е.Л. Менеджмент благотворительной деятельности: опыт российской сферы культуры / Е.Л. Шекова // Менеджмент в России и за рубежом. № 3, 2004. С. 44.

2 ФЗ «О благотворительности деятельности и благотворительных организациях». 11 августа 1995, № 135.

3 Шулепова А. Бренд милосердия./ А.Шулепова // Карьера. 2004. № 10. С. 62.

4 Туркин С. Бизнес в местном сообществе: выгоды, примеры, советы. / С. Туркин // Управление компанией. 2004. № 9. С. 32.

214

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2005 • №1(7)

язнь к благотворителям. Вызвано это тем, что есть множество фондов, которые скрывают (или отмывают) незаконные деньги, прикрываясь меценатством. Некоторые специалисты говорят, что самая бесконтрольная форма меценатства - фонды при государственных структурах, или созданные при участии чиновников. Здесь процветает «добровольно-принудительная» благотворительность. Не случайно, именно с такими объединениями связаны крупные финансовые скандалы (например, благотворительная деятельность Б. Березовского). Выходом здесь может стать прозрачность деятельности, как в благотворительности, так и в бизнесе.

Таким образом, можно сказать, что у наших предков, старых меценатов и коллекционеров было высоко развито чувство любви к отечеству, порядоч-

ность, патриотизм, эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его, они заботились о развитии культуры народа, сохранении традиций и обычаев. Только человек, который имеет такие качества, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Видимо, право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь.

Всякий ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, - не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности есть. Лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса.

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.