Научная статья на тему 'Анализ социально-экономической деятельности благотворительных организаций'

Анализ социально-экономической деятельности благотворительных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
837
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепуров Ф. А.

The analysis of social-economic activity of charity organizations is done in the article. The characteristic of charity activity of separate business enterprises is given. The recommendations of effectiveness rising of charity activity in Russia are made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ социально-экономической деятельности благотворительных организаций»

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ф. А. ЧЕПУРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

The analysis of social-economic activity of charity organizations is done in the article. The characteristic of charity activity of separate business enterprises is given. The recommendations of effectiveness rising of charity activity in Russia are made.

Все большее число предпринимателей начинают чувствовать свою ответственность за развитие экономики страны, поэтому сегодня создается все больше благотворительных фондов, которые должны содействовать ликвидации нищеты и бедности в государстве, лучшему развитию медицины и образования. В этом отношении показательна судьба Российской экономической школы, созданной в 1992 г. МГУ и РАН, в попечительский совет которой входит 15 предпринимателей, в том числе президент Альфа-Банка П. Авен и член совета директоров ТНК - В. Вексельберг [7].

Участвовать предпринимателей в благотворительной деятельности поощряет и правительство. В апреле 2006 г. Д. Медведев, принимая 400 представителей благотворительных организаций, призывал бизнес принимать активное участие в благотворительности и спонсорстве, обещая взамен налоговые льготы. В России в настоящее время действует около 5 тысяч благотворительных организаций, фондов и волонтерских организаций [9]. Для того чтобы благотворительность развивалась, по мнению первого вице-премьера, необходимо выработать четкие правила ее финансирования. Круг бизнесменов инициировал идею о создании инвестиционных фондов, прибыль от которых пойдет исключительно на благотворительные цели и не будет облагаться налогом. «Такие фонды могли бы способствовать выполнению нацпроектов, - считает Д. Медведев. - Это могут быть и гранты на образование, и материальная поддержка специалистов на селе». Он призвал «выработать корпоративные стандарты благотворительной деятельности - они были в дореволюционной России и существуют в других странах» [9].

На этом совещании министр образования и науки А. Фурсенко высказался за идею эндаумен-тов1. Эндаумент - это пожертвование, сопровождаемое двумя условиями: во-первых, дар должен оставаться целым (если речь идет, например,

0 предмете искусства), во-вторых, он должен быть инвестирован. В США под эндаументом понимают обычно пожертвование университету или колледжу. Сумма эндаументов престижных американских университетов достигает иногда

1 млрд. долл. в год. А. Фурсенко напомнил, что как подспорье в исполнении нацпроекта «Образование» важны не столько деньги, сколько личное участие значимых людей.

Благотворительность должна в значительной степени способствовать формированию позитивного имиджа бизнеса. Благотворительная деятельность характеризуется направлением значительных материальных средств в попечительные фонды, на образовательные цели, на восстановление объектов, пострадавших от техногенных катастроф, и пр.

Компания «Лукойл», например, в настоящее время осуществляет большую благотворительную деятельностью, которая нашла свое отражение в Социальном кодексе ОАО «Лукойл». Благодаря этой программе воспитанники детских домов и интернатов Западной Сибири, Архангельска, Кирова, Санкт-Петербурга могут значительно быстрее найти свое место в жизни и обрести профессию. Воспитанники этих учреждений получают не только общее среднее образование, но и приобретают первоначальные навыки различных профессий.

1 Конструкция из аглосаксонского права.

Корпорация ежегодно организует летний отдых детей из детских домов Ишима, Лангепаса, Кирова, финансируя их поездки на побережье Черного моря и в подмосковные дома отдыха. В 2004 г. около ста двадцати воспитанников этих учреждения провели летние каникулы в спортивно-оздоровительном комплексе на берегу Черного моря [2].

В 2004 г. в рамках выставки «Царская охота» из собрания музеев Московского Кремля, организованной при поддержке компании в Перми, состоялся конкурс рисунков «Мы рисуем Кремль» для детей из детских домов, опекаемых предприятиями «Лукойл» в Пермском крае. Победители конкурса - 20 человек - были награждены поездкой в Москву.

В том же году, для общеобразовательных и спортивных школ Нижнего Новгорода компания приобрела спортинвентарь на 10 млн. руб. [1]. Особое внимание здесь уделяется детям, нуждающимся в медицинской помощи. На протяжении нескольких лет «Лукойл» совместно с Юнеско и фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» принимает участие в проекте «Каждому слепому ребенку - книжку в подарок».

«Лукойл» оказывает поддержку Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музеям Московского Кремля, Государственному Русскому музею [1], проведению в них выставок.

В Москве и Санкт-Петербурге «Лукойл» поддерживает ряд крупнейших специализированных медицинских научно-исследовательских центров: Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии, Гематологический научный центр, Российский кардиологический научнопроизводственный комплекс, Центральный научно-исследовательский рентгенорадологичесий институт, Ленинградская клиническая больница.

Внушительную помощь получили в 2004 г. от нефтяников медицинские учреждения Волгоградской области. Представители компании капитально отремонтировали клиническую детскую инфекционную больницу № 21 Волгограда и прилегающую к ней территорию. Компания оказала существенную помощь при реконструкции Ставропольского краевого клинического родильного дома.

Проживающие в регионах фронтовики-нефтяники, ветераны Великой отечественной войны и трудового фронта в результате деятельности компании «Лукойл» ежегодно в канун дня Победы получают денежные пособия от нефтя-

ников. В рамках программы «Лукойл» профинансировал приобретение автомобилей «Ока» и слуховых аппаратов, а также передал Волгоградскому областному Совету ветеранов здание, где бывшие фронтовики смогут теперь проводить свои встречи. В 2003 г. к 60-летию Сталинградской битвы, компания подготовила программу благотворительной помощи участвовавшим в этом сражении ветеранам. Кроме того, компания помогла отреставрировать волгоградский мемориал «Солдатское поле» и памятники воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В апреле 2005 г. В. Алекперов передал губернатору Ленинградской области чек на 11 млн. 100 тыс. руб. - это средства для приобретения оборудования для медицинских учреждений в рамках реализации программ развития технического переоснащения системы здравоохранения.

В области образования компания учредила именные стипендии, которые выплачивают студентам ведущих профильных вузов страны: Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, Санкт-Петербургский государственный горный университет и др. Компания оказывает поддержку и самим этим учебным заведениям: приобретает научное оборудование, позволяющее вести учебный процесс на современном уровне.

С 1994 г. в нашей стране началось осуществление программы «Дети России», в нее входили подпрограммы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Дети Севера», «Дети Чернобыля» и т. д. Все они финансировались государством довольно слабо. Не была решена проблема доступности социальных учреждений. Государство не смогло в 90-е гг. своевременно принять законы, разрешающие расширение функций детских домов по отношению к бездомным детям, формально имеющим родителей. Появилось понятие «социальное» сиротство», которое охватывает не только детей-сирот, но и детей, находящихся в социально опасном положении в неблагополучных семьях. Рост числа таких ребятишек связан не только с резким ухудшением материального положения уровня жизни многих российских семей, но и с появлением беженцев и вынужденных переселенцев. И здесь государству не справиться без помощи благотворителей. Так, широко занимается благотворительностью Тверская фирма 000 «КАМиТ», которая уже четвертый год является спонсором баскетбольной команды «КАМиТ» Тверского государственного университета, успешно выступающей в студенче-

ской баскетбольной лиге Санкт-Петерберга и Северо-Запада России.

В ноябре 2005 г. был создан благотворительный фонд «Уралсиб». Основные акции и проекты его посвящены детям. Им организован ряд проектов для детей-сирот, воспитанников детских домов и колоний. Социальная деятельность БФ «Уралсиб» уже получила первые положительные оценки. В 2005 г. корпорация была награждена Золотым дипломом Национального конгресса матерей России [8]. Но это только начало, так как в настоящее время в стране имеется очень много детей, которые оказались в сложных жизненных ситуациях.

Кроме того, значительная часть предпринимателей и бизнесменов начали активно заниматься благотворительностью. Примером может служить созданный В. Потаниным благотворительный фонд. Его целью является поддержка наиболее перспективных молодых педагогов российских вузов, успешно сочетающих научную и преподавательскую деятельность. Соискателями гранта могут быть ученые не старше 35 лет. Каждый год гранты в размере 36000 руб. получают 133 педагога. С начала реализации программы фонд выделил 422 гранта [6]. В то же время несколько лет назад В. Потанин получил почетный диплом мецената за вклад «Интерроса» в восстановление культурного наследия страны - реконструкцию Дворцовой площади в Санкт-Петербурге [12]. Сейчас он является председателем комиссии по вопросам благотворительности, милосердия и волонтерства. В. Потанин и его сподвижники пытаются участвовать в реализации национальных проектов, но «бизнесмены хотят знать, на что идут деньги и доходят ли они до адресата».

Занимаются меценатством бывшие журналисты, артисты, писатели. Так, одной из самых знаменитых и читаемых писательниц сегодняшнего дня является Д. Донцова, которая на своих романах заработала только в 2004 г. 40 млн. руб. Будучи хорошим журналистом, она заболела раком и лежа в больнице, для того чтобы отвлечься, начала писать романы. Первые ее произведения вышли в 2000 г. и сразу завоевали популярность. Как показал анализ, согласно контракту с издательством Д. Донцова пишет по одному роману в месяц. Жертвует значительные средства на борьбу с онкологическими заболеваниями.

Постепенно в благотворительности начинают принимать участие и банки. «Анкетирование» среди вкладчиков одного из банков позволило установить, что 39 % респондентов считают, что

участие банков в благотворительности способствует повышению доверия к ним, приносит в основном моральное удовлетворение. Новым в позиции банкиров следует считать их отношение к благотворительной деятельности как к важному фактору, снижающему социальную напряженность в обществе. Все больше банков понимают, что в благотворительности заложен серьезный имиджевый и рекламный потенциал. Развитие бизнеса не сможет активно происходить, пока не начнутся реальные изменения в системе ценностей и культуре.

С 1997 г. действует федеральная целевая программа «Старшее поколение», ее концепция основывается на резолюции ООН 1991 г. «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста». В рамках этой программы началось строительство домов-интернатов малой вместимости, но все это осуществляется такими темпами, что современным пенсионерам этого явно не дождаться. Вот здесь как раз и нужна помощь бизнеса, но ее, к сожалению, очень недостаточно. Среди старшего поколения около 5 млн. являются одинокими, из них 1,5 млн. нуждаются в постоянной помощи и социальных услугах [10].

Возрождением традиций русской благотворительности занимается международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, существующий с 1994 г. Его главная задача - улучшение положения детей-сирот и помощь больным детям, а также создание условий для творческого развития юных талантов - приобретение музыкальных инструментов, выделение стипендий и грантов, участие в концертах наиболее одаренных детей. В 2000 г. Генеральный секретарь Юнеско Куэтира Мацура лично вручил фонду В. Спивакова медаль «За вклад в развитие музыкальной культуры третьего тысячелетия». Большую помощь этому фонду оказывает Уральская Трубная Металлургическая компания (ТМК). На родине же В. Спиваков проводит только «благотворительные концерты для души».

Существуют такие компании, которые занимаются только вопросами благотворительности для престарелых, но их очень мало. Так, компания «Техно-ТТ», которая уже 13 лет производит мебель для ресторанов, занимается благотворительной деятельностью, помощью престарелым и детским домам, для больниц закупает бесплатно медицинские препараты.

Компания «Газпром» рассматривает политику оздоровления нации через спорт, она поддерживает многие спортивные мероприятия, проводимые в стране. В ноябре 2002 г. «Газпром» и

Олимпийский комитет подписали договоры о сотрудничестве. «Газпром» оказал Олимпийскому комитету благотворительную помощь на сумму 3 млн. дол. В феврале 2003 г. в Яхроме Московской области состоялись XXI массовые соревнования «Лыжня - России», генеральным спонсором выступило ОАО «Газпром».

ОАО «Газпром» является также генеральным спонсором футбольной команды премьер-лиги «Зенит», которая стала в 2003 г. серебряным призером чемпионата России по футболу. В октябре 2003 г. в Токио команда «Газпром-Россия» стала победителем на чемпионате мира по художественной гимнастике среди клубов.

Говоря о спорте, помощи одиноким и престарелым, нельзя не напомнить, что 2006 г. был объявлен Президентом России «годом благотворительности». Поэтому в настоящее время неоднократно собираются круглые столы для активного инвестирования не только из государственных источников в образование, здравоохранение, науку, культуру. Но привлечение внебюджетных средств осложняется тем, что действующая нормативно-правовая база не только не способствует, а затрудняет взаимодействие организаций культуры с потенциальными донорами и вкладчиками. Вложение средств в художественное творчество и сохранение культурного наследия - проблема не только экономическая. Люди или организации, вкладывая деньги в культуру, подчеркивают тем самым, что она ими востребована. Следовательно, благотворителями выступают, прежде всего, те, кто понимают социальное значение художественной культуры. Введение в правовой оборот таких норм, которые будут стимулировать негосударственные вложения, - это прежде всего укрепление и расширение социального партнерства в области культуры, стимулирование активности социально-ориентированного бизнеса, повышение социальной эффективности культурной деятельности.

Государственная Дума не может решить вопросы, связанные с благотворительностью. Не первый год в ней дискутируются проблемы, может ли организация, получившая благотворительные деньги, обращать их на прибыльную деятельность. Каковы границы вмешательства частных лиц, предоставивших деньги в деятельность организаций, получивших от них инвестиции? Какие права собственности возникают у мецената? Должно ли государство контролировать благотворителя, мецената, спонсора? Подобных вопросов очень много, в том числе и связанные с «отмыванием» денег под видом благотворитель-

ности и меценатства. На наш взгляд, государство должно влиять на благотворительность, стимулируя ее льготами и морально, предлагая приоритеты. Следует взять на вооружение богатый опыт благотворительности дореволюционного периода.

Необходимо стимулировать благотворительность у наших предпринимателей, так как сейчас заниматься ею бизнесмену невыгодно. Тогда как в США до 10 % необлагаемого дохода фирм освобождается от налога, если организация направляет соответствующие средства на благотворительность. Для частных же лиц в этом случае от налога освобождается до 50 % совокупного дохода. В Германии не облагаются юридические лица в размере 10 % прибыли [4].

В Российской Федерации, если предприниматель сделал какой-то взнос на пожертвования, то ему следует с этого еще и заплатить налоги. Подобная система, конечно, не может стимулировать благотворительность, пока в нашей стране не существует законов о налоговых льготах для лиц, бескорыстно занимающихся благотворительностью и спонсорской деятельностью. В законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» налоговая льгота для предпринимателей - 3 % от суммы прибыли, но это составляет слишком незначительную сумму. Многие предприятия, оказывающие людям безвозмездную помощь, этой льготой даже не пользуются.

Отсутствие льгот для меценатов и спонсоров, материальных стимулов негосударственных вложений в культуру сопрягается в нашей стране с недостаточной общественной оценкой финансовой поддержки ее. В народном сознании не сформировался позитивный образ предпринима-теля-благотворителя, и это не помогает ему в повышении социального статуса. Слабо работают моральные стимулы благотворительности и меценатства. В наших законах нет даже понятия «меценат». Специфика меценатства не отражена в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Расходование денег, доверенных фондам, должно строго контролироваться достойнейшими и хорошо известными людьми. Такая практика существовала в России до революции, также делается в зарубежных странах. Необходимо широко публиковать в газетах материал о благотворительной деятельности.

В то же время многие россияне с сочувствием воспринимают чужое горе. Например, стотысячный коллектив Росгосстраха с болью воспринял трагедию в г. Беслане. На следующий день

после страшного теракта сотрудники компании стали звонить в центральный офис в Москве с предложениями принять добровольные пожертвования. Было решено оказать адресую помощь одной из пострадавших девочек - Агунде Ватае-вой, находящейся на лечении в Москве, и приобрести 10 автомобилей «скорой помощи» для медицинских учреждений республики [3].

Фирма «Мехатрон», созданная в 1992 г., является крупнейшим опытнейшим системным интегратором, проекты которой известны в российских масштабах. Менеджеры этого предприятия опираются на высокоэффективные технологии управления с применением компьютерных информационных систем. Закономерно то, что именно оно является высокорентабельным, которому по силам оказывать помощь науке. Оно активно участвует в международной интеграционной деятельности в области образования и науки и финансирует Башкирский государственный университет. Благодаря ей заключены договоры и осуществляется сотрудничество с университетами США, ФРГ, Турции, Франции, Италии, Египта, Венгрии, Японии и Китая. С учетом возросшего спроса университет открыл более 25 новых специальностей. Студенты (особенно старших курсов) ездят на практику во многие развивающиеся страны и там оказывают значительную образовательную помощь [5].

Все эти примеры свидетельствуют о том, что россияне даже в тяжелых условиях готовы, как и их предки, жертвовать на образование, науку, воспитание несовершеннолетних, больных, беспризорных, хотя чувство сострадания у них и притупилось, но, видимо, это вызвано особенностями предшествующих лет развития истории, неоднократным обманом населения со стороны государства. На наш взгляд, необходимо учредить звания почетных граждан за меценатство, что способствовало бы развитию благотворительности.

По нашему мнению, одна из главных причин неразвитости благотворительности в современной России - это недоверие людей к благотворительной деятельности - и жертвователей, и властей, и всего населения в целом. Многие экономисты, политики утверждают, что это недоверие непреодолимо, так как оно основано на коррупции.

Большую роль для благотворительности страны должны сыграть национальные проекты. «Только при этом они могут быть реализованы», -считает заместитель председателя комитета РСПП по промышленной политике В. Радушев-ский. Без участия бизнеса национальные проекты

не могут быть реализованы. В стране была разработана стратегия импортозамещения. Зачем больнице покупать рентгеновские аппараты на Западе, если у нас в государстве можно приобрести хорошее оборудование? Российскими учеными разработана аппаратура, помогающая лечить онкологические заболевания. Она в несколько раз дешевле зарубежных аналогов. Но больницы не могут позволить себе купить ее. И таких конкретных проектов можно отобрать десятки. Государство их профинансировать не в состоянии, а предприниматели не заинтересованы вкладывать средства.

Таким образом, в РФ в настоящее время значительная часть предпринимателей занимаются благотворительностью. Они оказывают помощь детским домам больницам, интернатам, часть из них оплатила телепередачи о детях без родителей, и благодаря этой телерекламе многие из детей обрели приемных родителей. Некоторые бизнесмены и предприниматели поддерживают специализированные медицинские научно-исследовательские центры, больницы, ветеранов. Они учреждают именные стипендии, которые выплачивают студентам ведущих вузов страны, помогают школам и молодым преподавателям, тратят значительные средства на поддержку музеев, оказывают помощь церковным организациям, помогают восстанавливать храмы, являются спонсорами спортивных команд. Однако до сих пор наблюдается чрезмерная либерализация и низкая социализация. Тем не менее, благотворительность проявляется как форма социальной справедливости. Но эта деятельность несоизмерима по сравнению с дореволюционной благотворительностью, когда целые династии предпринимателей являлись благотворителями и систематически ей занимались. Благотворительность нужна тем социальным слоям, которые не могут работать: старикам, детям, инвалидам. Средства от благотворительности необходимо направлять в сферы искусства, литературы, образования, архитектуры.

Анализ показал, что для более эффективного развития предпринимательства и благотворительной деятельности необходимо:

- завершение формирования законодательной базы в данной области и реального формирования института благотворительности и предпринимательства;

- заинтересованность бизнесмена в том, чтобы не вывозить капитал за рубеж и создавать условия для репатриации ранее вывезенного отечественного капитала;

- совершенствование транспортной и рыночной инфраструктуры;

- налаживание доступного кредитования в условиях низкой инфляции;

- заинтересованность предпринимателя в благотворительности;

- «выращивание» института социальной ответственности предпринимателя;

- необходимо сделать привлекательным не посредническое предпринимательство, которое не требует больших капиталов и дает быстрый оборот, а вложение средств в производство, особенно наукоемкое, на основе инновационной модели развития современной отечественной экономики;

- реформация банковской системы.

Литература

1. Благотворительная деятельность. Нефтяная компания «Лукойл» // E-mail: webmaster@lukoil.com.

2. Благотворительная и социальная деятельность // ШШШ//.1икоі1/га.

3. Благотворительность // ^/гагшаЬоіЛагіїи.Мт I.

4. Векслер А. Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. Н. Новгород, 2002. С. 310.

5. Герасимова Г. Национальным проектам -промышленную поддержку // Промышленник России. 2004. № 11. С. 19.

6. Гранты для молодых преподавателей. Благотворительный фонд В. Потанина // Е-таі1:іпІ’о@:1’ип±р.

7. Иванская А. Бизнес возьмет шефство над вузами // Ведомости для вузов. 2006. № 3. С. 5.

8. Корпоративный Благотворительный фонд // аЬоиІ.Мт

9. Медведев обещал благотворительность по закону // shtm1.

10. Новая российская энциклопедия. М., 2004. С. 682.

11. Промышленник России. 2004. Нояб. С. 5.

12. Сергеев И. Наш враг - бедность, а не олигархи // Е-mai1:www@rg.Ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.