Научная статья на тему 'Благотворительная деятельность отечественных предпринимателей в пореформенный период'

Благотворительная деятельность отечественных предпринимателей в пореформенный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
481
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благотворительность / предприниматели / реформы / бизнес / общественная жизнь / купечество / charity / businessmen / reforms / business activity / social life / the merchants

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Душкова Наталья Александровна, Григорьева Наталья Николаевна

В статье приводится краткая характеристика благотворительной деятельности отечественных предпринимателей в середине XIX начале XX веков и влияние данного процесса на изменение социально-политического облика российского предпринимателя в пореформенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Душкова Наталья Александровна, Григорьева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARITY OF RUSSIAN BUSINESSMEN IN A PERIOD WITH TEAM AFTER REFORMS OF ALEXANDER II

This article looks on a problem of charity in Russia in the middle XIX beginning of XX century and also it shows how this process influence social andpolitical aspect of a Russian businessmen in a period with team after reforms of Alexander II.

Текст научной работы на тему «Благотворительная деятельность отечественных предпринимателей в пореформенный период»

УДК 947.081 ББК 63.(2)5

Н.А. Душкова, доктор исторических наук, профессор Н.Н. Григорьева, аспирант (г. Воронеж)

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация. В статье приводится краткая характеристика благотворительной деятельности отечественных предпринимателей в середине XIX - начале XX веков и влияние данного процесса на изменение социально-политического облика российского предпринимателя в пореформенный период.

Ключевые слова: благотворительность, предприниматели, реформы, бизнес, общественная жизнь, купечество.

N.A. DUSHKOVA, Ph D, professor N.N. Grigoreva

(Voronezh)

THE CHARITY OF RUSSIAN BUSINESSMEN IN A PERIOD WITH TEAM AFTER

REFORMS OF ALEXANDER II

Abstract. This article looks on a problem of charity in Russia in the middle XIX - beginning of XX century and also it shows how this process influence social andpolitical aspect of a Russian businessmen in a period with team after reforms of Alexander II.

Key words: charity, businessmen, reforms, business activity, social life, the merchants.

В настоящее время в России медленно, но уверенно набирает темпы предпринимательская деятельность. Растет и слой предпринимателей. Сложившиеся за века его традиции представляют не только экономический, но и исторический интерес.

Основным объектом занятия российского купечества, из которого формировался предпринимательский слой в самом начале своего становления, была коммерческая деятельность. Зачастую она сочеталась и с другими видами общественной деятельности, в том числе - благотворительностью, которая является одной из древнейших русских традиций, пришедшей на Русь вместе с принятием христианства, появлением монастырей (показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы).

Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного здоровья. В старину говорили: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

Несмотря на то, что в нашем сознании прочно закрепился отрицательный образ предпринимателя - человека, по общему мнению, далекого от культуры, грубого и невежественного, отличающегося бессердечием, крайним корыстолюбием и приземленным отношением к жизни, все же нельзя не признать тот факт, что именно предприниматель и его великодушие сыграли огромную роль в развитии отечественной культуры.

Благотворительная деятельность предпринимателя отражала его положение в обществе,

Берегиня • 777 • Сова, 2010, № 5 (7)

определяла статус. Щедрость российских предпринимателей на благотворительность поражала соотечественников и иностранцев своим размахом. Но дело было не только в том, что купечество обладало большими деньгами. Немалую роль сыграла повышенная религиозность купечества, желание обрести благодать в жизни вечной. Еще одной причиной была отстраненность купечества от насыщенной идейной жизни. Роль, уготованная историей купечеству, не предусматривала увлечения революционными идеями, поэтому купцы выполняли свой общественный долг так, как они его понимали - через частные пожертвования в пользу тех, кто не может сам устроиться в жизни.

С конца XVIII в. появляются и другие проявления благотворительности в виде меценатства. Меценатство проявилось в виде покровительства искусству, наукам, собирании больших библиотек, коллекций, созданий художественных галерей, театров и т. д., так как культура во все времена не могла полноценно существовать без материальной помощи.

Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды. Наибольшего размаха меценатство достигло во второй половине XIX - начале XX вв. С полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели создали условия расцвету национальной культуры этого периода. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желающие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинающие понимать в ней смысл, мечтающие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения. Но, несомненно, таких было меньшинство, так как подавляющая часть предпринимателей все же тратила огромные средства на себя, жила «в свое удовольствие», не испытывая угрызений совести при виде ужасающей бедноты, оставшихся без крова и вспомоществования калек и убогих, не слышала она стонов страждущих, не видела «зла жизни». Эти коммерческие деятели, самодовольные и сытые, ни копейки не выделяли на городские и общественные нужды, или в крайнем случае жертвовали незначительные суммы. У них не

было сомнения в своей правоте, и немалую роль в формировании такого убеждения сыграли классовый эгоизм, равнодушие, пошлость существования и мышления, отсутствие нравственного стержня в их мировоззрении. Как отмечено в Воронежских губернских ведомостях: «...благотворительность у нас так редка, и большинство богатых купцов до такой степени скаредно скупы и бесчувственны к бедствиям ближнего, что не хватает терпения, чтобы не сказать эту горькую правду» [1]. Данное замечание достаточно верно отражает состояние филантропической деятельности и участие в ней российских предпринимателей.

Подтверждением служат данные о частных вкладах в Государственный Дворянский банк, где хранились благотворительные капиталы. К середине 1880-х годов их общая сумма равнялась 554629 рублям, а всех капиталов было 14. Самые крупные вклады составляли капиталы Дома призрения - 327786 руб. купца К.Л. Крупенико-ва, выделенные на содержание основанной им богадельни - 78000 руб., высочайше пожертвованный ссудноблаготворительный капитал -56904 руб., купеческий капитал Павловых - При-бытковых на содержание их богадельни -33100 руб. [2].

В 1848-1873 годах, то есть за 25 лет, из капитала, предназначенного на содержание трех приютов, было отчислено 15 тысяч или по 200 рублей в год на каждый приют, в то время как на содержание правления банка ушло 65185 руб. [3]. Сумма, поступившая на счета в банке, оказалась на порядок меньше, чем требовалось для обеспечения нормальной жизнедеятельности приютов. Частные пожертвования были то больше, то меньше в зависимости от успехов в торговых делах купцов, которые и были основными благотворителями.

Некоторые благотворительные капиталы лежали мертвым грузом из-за невозможности использовать по назначению, определенному жертвователем. Например, капитал купца В.С. Матвеева, внесенный в 1847 году на выкуп из-под стражи несостоятельных граждан за неуплату податей и за долги (5828 руб.), что к середине 1880-х годов стало анахронизмом, как и цель, определенная в завещании купца Урван-

цова (2483 руб.): уплата податей за бедных мещан - таких выплат к концу XIX века не сохранилось [4]. Изменить же волю, определенную в завещании, мог только царь, но делалось это очень редко и касалось крупных сумм.

Несмотря на отдельные издержки, благотворительность была и остается одной из самых светлых страниц в истории России. Купцы, умеющие считать и ценить каждую копейку, творили благо добровольно и от души. Именно в этом и заключается одна из характерных особенностей российского предпринимательства -едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий. Такой союз едва ли был случайным. Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Не случайно поэтому огромные средства отчислялись дарителями, прежде всего, на образование, и особенно на профессиональное.

Были и другие причины, объясняющие появление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в ряду уже упомянутых - причины религиозного характера, диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим.

Настоящему меценату (с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна была в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты. Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при условии, что его имя не должно упоминаться в газетах [5]. Хорошо известны случаи, когда меценаты по призванию отказывались от дворянства. Один из представителей этой замечательной династии «профессиональных благотворителей» Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) - библиофил и собиратель произведений искусства - завещал в 1901 г. свои кол-

лекции Историческому музею, по «формулярному списку», составленному в том же году купеческой управой, в службе не состоял, отличий не имел [6]. Предположительно, что сумма П.Г. Шелапутина, на средства которого были созданы гинеко-логический институт, мужская гимназия, 3 ремесленных училища, женская учительская семинария, дом для престарелых, превысила 5 млн. рублей, но учесть всех пожертвований было невозможно, так как он скрывал эту сферу жизни даже от своих близких [7]. Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами, она позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и тенденции отечественного меценатства.

Таким образом, в пореформенной России при крайней поляризации богатства и бедности частная благотворительность стала надежным регулятором социального равновесия. А конец XIX - начало XX вв. могут быть по справедливости названы «золотым веком» меценатства, порой его подлинного расцвета, которая была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей», которые оставили заметный след в истории российского государства.

Литература:

1. Воронежские губернские ведомости. - №184. - 1897. - С. 39.

2. Отдел реставрации Государственной Третьяковской галереи (ОРГТГ). Ф.1. Ед.хр. 4524. -Л. 1-10. - С. 15.

3. Отдел реставрации Государственной Третьяковской галереи (ОРГТГ). Ф.1. Ед. хр. 4794. - Л. 146. - С. 69-73.

4. Отдел реставрации Государственной Третьяковской галереи (ОРГТГ). Ф.1. Ед. хр. 4796. Л.З. -С. 32.

5. Кириченко, Е.И. Морозовы и русская культура // Труды 1-й научно-практической конференции «Морозовы и их роль в истории России (Морозо-вские чтения)». Богородицк, 1996. - С. 58, 63.

6. Бурышкин, П.А. Москва купеческая / П.А. Бу-рышкин - М., 1991. - С. 33.

7. Власов, П.В. Благотворительность и милосердие в России / П.В. Власов. - М., 2001. - С. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.