67 Рикошет. Путь Самурая. ТРК «Петербург», 2007.
68 СтупниковД. «Алиса» выпускает с известными рокерами альбом памяти Рикошета...
© О.Э. Никитина, 2010
Н.Н. СИМАНОВСКАЯ
Москва
МЕТРИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТОВ ВЕНИ Д’РКИНА
Веня Д’ркин (наст имя - Александр Литвинов, 1970-1999) - один из самых интересных авторов неформального течения рок-песни девяностых годов. Нами были исследовано 67 текстов, к сожалению, до сих пор тексты не были изданы традиционным, «бумажным» образом, поэтому исследование велось по вариантам, представленным на сайте www.drdom.ru.
Таблица 1. Метрическое разнообразие песен Вени Дркина в сопоставлении с рок-авторми 80-х годов
Я Х 2П А Д Ам Ан 3П А Лог ПК 5сл Дк Т Акц Все го
Наумен ко 2 3 2 33 2 42
% 4 о-- ■■■ оо 7,1 % 4,8 % 78,6 % 4,8 %
Цой 6 2 4 1 1 4 2 58 11 1 90
6,7 % 2,2 % %4 * 4 1,1 % 1,1 % %4 * 4 2,2 % 64,4 % 12,2 % 1,1 %
Шевчук 17 8 1 5 2 3 2 1 11 8 58
29,3 % 13,8 % 1,7 % 8,6 % %3 * 4 5,2 % %3 ^ 4 1,7 % 19 % 13,8 %
Мака- ревич 24 14 4 6 15 1 29 6 99
24,2 % 14,1 % 4% 6,1 % 15,2 % 1% 29,3 % 6,1 %
Николь- коль- ский 4 1 2 1 8
50 % 12,5 % 25 % 12,5 %
Рома- нов 2 2 3 1 2 1 2 1 14
14,3 % 14,3 % 21,4 % 7,1 % 14,3 % 7,1 % 14,3 % 7,1 %
Башла- чев 9 7 2 1 7 8 3 2 1 1 3 10 54
16,7 % 13 % о 3% 1,9 % 13 % 14,8 % 5,6 % %3 ^ 7 1,9 % 1,9 % 5,6 % 18,5 %
Дягиле- ва 8 7 2 1 2 3 1 2 3 29
27,6 24,1 6,9 3,4 6,9 10,3 3,4 6,9 10,3
% % % % % % % % %
Д’ркин 10 6 2 1 5 3 5 4 1 9 20 2 67
15 % 9% 3% 1,5 % 7,5 % 4,5 % 7,5 % 6% 1,5 % 13,5 % 30 % 3%
Полученные данные оказались в общем ключе, характерном для рок-поэзии 80-х годов: довольно высок процент песен, написанных тоническим стихом (46,5%), из двусложных метров несомненно лидирует ямб (15% против 9% хорея), также небезынтересно отметить высокий процент логаэдов (7,5%, это выше, чем у любого из авторов 80-х, творчество которых мы анализировали, максимальный процент там - 6,9% логаэдов у Янки Дягилевой) и обращение к такому редкому метру, как пятисложник1 (из всех рок-авторов пятисложник использовал только Александр Башлачев в песне «Егоркина былина», в современной поэзии этот метр практически не употребим). Приведем таблицу, где данные по поэзии Д’ркина сопоставлены с рок-традицией в целом, а также с предшествующими песенными традициями.
Таблица 2. Метрический репертуар рок-поэзии в сопоставлении с метрическим репертуаром книжной поэзии 1958-1980, литературной
Я Х Д Ам Ан Лог 5сл ПА ПК Дк Т Ак ц Текст ов
Рок- поэзия 18,3 % 10,2 % 1,5 % 5,8 % 8,6 % 2,3 % 0,3 % 7,3 % 0,5 % 26,4 % 18 % 0,8 % 394
Поэзия 1958- 80 46,4 % 16,9 % 2,7 % 9,4 % 11,9 % 0,2 % 0,03 % 0,5 % ? 9,4 % 0,8 % 0,6 % 3306 2
Песен ная поэзия XVIII- XX веков 27,6 % 37,9 % 6,6 % 9,5 % 10,8 % 4,4 % 2,7 % - ? 0,5% 813
Авторс кая песня 28,7 % 21,3 % 4% 8,7 % 12 % 4% 0,7 % 1,3 % 5,3 % 13,3 % 0,7 % - 150
Городс кой фолькл ор 19,4 % 18 % 3,2 % 6,9 % 11,5 % 0,4 % - 2,5 % 16,5 % +9,4 % ПМ Ф 3,6 % 5,7 % 2,9 % 278
Д’ркин 15 % 9% - 1,5 % 7,5 % 7,5 % 1,5 % 7,5 % 6% 13,5 % 30 % 3% 67
Интересно отметить и то, что в отношении к тонической системе стихосложения, своеобразной «визитной карточке» рок-поэзии, Д’ркин оказывается ближе к Башлачеву, чем к авторами-ленинградцам: тактовик, позволяющий более свободно обращаться со словом, с ритмом и текста, и
141
музыки, преобладает у него над более строгим дольником (30% тактовиков и 13,5% дольников). Впрочем, в отличие от Майка, для которого тактовик стал основой метрического репертуара, Д’ркин не пренебрегает и дольником (а у Майка процент дольников невероятно мал - всего лишь 2%). Соотношение вольных тактовиков и дольников с их урегулированными вариантами примерно равное: 10 на 10 тактовиков, 5 на 4 дольников. Необычным является редкий даже для «свободолюбивых» ленинградцев акцентный стих, причем встречающийся в двух текстах. Как и в случае с Майком, обращение к настолько расшатанному стиху связано именно с музыкальной основой, а именно с блюзовыми формами, которые принимают в себя многословное повествование:
.. .Маленький человечек, застывший в капельке янтаря,
Оправленный благородным кулончиком на твоей тонкой шее,
Плохо спит по ночам, ворочается и щекочет грудь,
И от этого чайник на моей кухне становится все теплее...3
Отдельно следует упомянуть и то, что в песнях Д’ркина высок процент метров с переменной анакрусой, что характерно для рок-поэзии на фоне других песенных традиций, где такое явление - большая редкость. В качестве объяснения предположим то же самое, что и для других рок-авторов: это установка на приближение стиха к естественной речи, как, например, в вольном 2ПА А. Башлачева «Все будет хорошо». При этом вряд ли имеет смысл предполагать, что подобное объясняется слабым владением стихотворной техникой, как мы объясняли это в случае с поэтической техникой Цоя. Впрочем, в ряде случаев это может быть намеренным приемом, тогда переменные анакрусы встречаются в текстах вместе с просторечиями, неправильными формами слов (в скобках за строчкой указывается количество слогов в анакрусе):
Уехали пожарные, приехали спасатели (1)
И стали с аквалангами на дно за трупами нырять (1)
А вода вся высохла потому что жарко там (0)
Игрались дети спичками и загорелось все опять (1)
Уехали спасатели приехали пожарные (1)
А у пожарных дети есть они не хочут умирать (1)
А молодой пожарный (1)
Не боится пламя (2)
Идет спасателей спасать (1)
Но, повторимся, на наш взгляд, это не является недостатком техники стиха, а стилистическим приемом. О владении Веней Д’ркиным приемами стихосложения свидетельствует не только то, что более половины текстов написаны силлабо-тоническими метрами, но и то, что среди них встречаются логаэды, причем как стопные, так и строчные. В советской песенной
поэзии логаэды не были редкостью: «В стопных логаэдах такого рода обычно фиксировался и повторялся какой-нибудь их ритмов тактовика <...>. В строчных логаэдах обычно сочетаются строки двухсложных и строки трехсложных размеров - иногда в простом чередовании, иногда в довольно сложном»4. Напомним, что далеко не все рок-авторы уделяли логаэдам достаточно внимания: не встречаются логаэды у авторов-ленинградцев, зато их много у авторов, не отвергавших традицию советской массовой песни, пусть и как объект для порой комического переосмысления. Веня Д’ркин воспринимал традиции советской эстрадной песни, существуют записи, где он исполняет песни «Вологда», «Эхо любви», «Как прекрасен этот мир», «Синий иней» и другие. В его песнях также много цитат из советской эстрады. Скорее всего, именно с этой традицией он и усвоил интерес к логаэдам, которые, впрочем, ни тематически, ни жанрово не соотносятся с советской песней, как, например, в песне «Проклятущая», где все строки построены на основе застывшей строки четырехиктного дольника с междуиктными интервалами 1-1-2:
И защелкали замки на руках,
Заскрипели на портах кирзаки.
И остался пункерам - назепам,
Паркопановый бедлам - хипанам.
И на этом вот и вся недолга,
Иллюзорная модель бытия.
Оборвались небеса с потолка,
И свернулась в карусель колея.
Ты, спасибо, помогла чем могла,
Ты на феньки порвала удила.
Ветхой пылью рок-н-ролл на чердаках.
Я иглою на зрачках наколол.
Встречаются и более сложные конструкции, строчные логаэды, где «застывает» определенная последовательность тактовиковых или дольни-ковых строк, формирующая особую строфу, которая повторяется несколько раз. Таким примером может быть песня «Рябина за окном», основанная на вариациях неравноиктного дольника. Необычны встречающиеся нулевые междуиктные интервалы (большая редкость в книжной поэзии, при этом встречающаяся в песнях), а также долгий период (пять строк), основанный на повторении вариаций II формы трехиктного дольника с односложной анакрусой и мужским окончанием. На такой последовательности основаны логаэды Янки Дягилевой «Особый резон» и «Берегись», также образуется повторяющийся период в тактовике А. Башлачева «Влажный блеск наших глаз», а также служит последовательностью слогов в припеве песни К. Арбенина «Никого, кроме Ницше». Об особенностях II формы трехинктного дольника подробно писала А.Н. Андреева5, мы же еще раз
отметим, что эта форма действительно стремится к повторению (в примере выделены курсивом).
Мертвенный пепел лун в трауре неба,
Перхотью буквы звёзд - моё имя.
Чтобы его прочесть - столько вёрст.
Нибелунг! Ничего у тебя не выйдет -Кошка сдохла, хвост облез.
И никто эту кровь не выпьет,
И никто ее плоть не съест
Ждешь? Врёшь!
В руках синдромная дрожь. Пьешь? Что ж.
На то и солнечный день Раскис в квадрате окна.
И твоя мама одна,
И твоя мама больна.
Утешься собственным сном,
Где я - рябина за окном
Вольному руки греть в пламени танго,
Я заклинаю пить воды Конго Чтобы пожар отмыть. Петь да петь!
Нибелунг! Это палит костры туземка -Бронзовая самка гну.
И ты в клетке ее так крепко,
Что не поймешь почему.
Весна.
Похмельный сладко мурчит бес сна Вчера была тарида,
Сегодня в горле блесна.
Твое вино не беда,
Когда вина не ясна.
Еще одним серым днём На кухне с грязным столом,
Где я - рябина за окном.
В этой песне мы видим не только пример виртуозного владения ритмом и словом, но и черту, характерную для метрической организации песен Вени Д’ркина: многочастность, как музыкальная, так и ритмическая. Очень часто в песне встречается не один припев, а несколько, и они отличаются и музыкально, и ритмически. Такой принцип композиции, видимо, объясняет тот факт, что в некоторых песнях, не настолько строго организованных, как логаэды, сочетаются фрагменты двусложных и трехсложных метров, нередко это сопровождается еще и переменной анакрусой.
Так, в следующем примере чередуются строфы Я6, Ан3 с застывшей, повторенной четыре раза строкой трехиктного тактовика и фрагментом дву-сложника с переменной анакрусой. Подобное описание может напугать, но слушатели воспринимают подобного рода сочетания вполне естественно:
Много песен о шахтерах было сложено Много песен о монтажниках-высотниках А про нашу про советскую милицию Кроме этой песни верной ни одной
Когда Баба-Яга была девочкой Чудо-Юдо еще было маленьким Змей Г орыныч был птенчиком немощным Царь Кощей был мальчиком-паинькой
На болоте что у озера Тихого Народился на заре добрый молодец У Адама и инспектора Тихона И прозвали его Васька-омоновец Баиньки да баиньки дурак Не спи мой маленький
Постучится мусорок Скажет: «Я от Ивашова»
А ты добрый и счастливый И не свяжешь слова
И затащит в воронок Страшный злой и кровожадный Скажет: «Вот тебе за Сырок.
Вот за Глюки-буги...»
Итак, подводя итог нашего небольшого исследования, мы можем сказать, что в отношении метрического репертуара Веня Д’ркин следовал не традициям ленинградского рока, а традициям рок-периферии (Башлачев, Янка). Это проявляется в обращении к силлабо-тонической системе стихосложения в более чем половине случаев, в интересе к таким редким стиховым формам, как логаэд и пятисложник. К традиции указанных авторов Веню Д’ркина приближает и использование переменной анакрусы как в двусложных, так и в тресхсложных метрах.
Характерными чертами собственно рок-поэзии следует называть обилие вольных тонических метров, обращение к акцентному стиху, а также принцип теснейшей взаимосвязи текста и музыки. С авторской песней его метрический репертуар роднит преобладание ямба над хореем и интерес к логаэдам, но эти же черты характерны и для метрической организации текстов Башлачева. Отличительной чертой поэтики самого Вени Д’ркина является стремление к полиметрическим сложным композициям.
1 Подробнее о пятисложнике и этой песне см.: КлюеваН.Н. Использование пятисложника в русской рок-поэзии // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания. В 2 ч. Пермь, 2007. Ч. I. С. 18- 326.
2 Также встречается 1,1% свободного стиха.
3 Здесь и далее цит. по сайту: Фонд Вени Д’ркина. Режим доступа: http://www.drdom.ru.
4 ГаспаровМ.Л. Очерки истории русского стиха. М., 2000. С. 275-276.
5 АндрееваА.Н. Эволюция тонического стиха в поэзии Иосифа Бродского. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2002. C. 68.
© Н.Н. Симановская, 2010
Е.Е. ЧЕБЫКИНА
Екатеринбург
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ И АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА НЕПОМНЯЩЕГО
«...в природе не существует расчета в нашем человеческом, математическом смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей» Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Эсхатология (от греч. Eschatos - последний, конечный и logos - слово, учение) - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Следует различать индивидуальную эсхатологию, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию, т. е. учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует1.
Апокалипсис (греч. Apokalypsis - откровение) - откровение апостола Иоанна Богослова, одна из книг Нового завета2. В Апокалипсисе (Откровении) метафорически описываются времена перед концом света.
И эсхатологические, и апокалиптические настроения, возникающие в произведениях искусства любых эпох, отражают различные политические и социально-экономические перемены и потрясения и связаны с поисками объяснений происходящего, как правило, в Библии, в творениях отцов церкви. Но если внешняя, историческая канва - скорее, повод, то определенный уровень религиозности, нравственности и духовности народа или отдельного человека - поэта, писателя, художника - причина появления и проявления в творчестве апокалиптических мотивов.
Объективные, внешние, причины появления подобных мотивов в рок-поэзии лежат на поверхности - политическая и экономическая нестабильность, ожидание перемен. Усталость от господствующей идеологии и исчерпавших себя традиционных художественных приемов соцреализма также способствовала формированию нигилистического мироощущения