Н.Н. СИМАНОВСКАЯ
Москва
МЕТРИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТОВ ГРУППЫ «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ»
В данной статье мы продолжаем исследование метрико-ритмического репертуара авторов, которые начинали работать уже в девяностые, и объектом этого исследования стала песенная поэзия Константина Арбенина, лидера санкт-петербургской группы «Зимовье зверей». Ещё до начала подсчётов мы можем выдвинуть два предположения, противоречащих друг другу: с одной стороны, принцип аранжировки песен без использования ритм-секции (не только ударных, но и бас-гитары), предполагает преобладание силлабо-тонической системы стихосложения в его песнях, с другой стороны, принадлежность к ленинградской рок-культуре предполагает более широкое использование тонической системы стихосложения (напомним, что у авторов-ленинградцев восьмидесятых годов тоническая система была доминирующей: 78% всех текстов В. Цоя и 88% текстов Майка написаны тоническим стихом).
Нами было исследовано 90 текстов, представленных в книге «Транзитная пуля»1, включающей в себя материал девяти альбомов, выпущенных с 1995 по 2001 годы. При подсчете выяснилось, что основной системой стихосложения для песенных текстов Арбенина является силлабо-тоническая. Приведем данные в сравнении с данными по русской рок-поэзии восьмидесятых годов (данные приводятся в процентах от общего числа текстов):
Я Х Д Ам Ан Лог Всего текстов
Рок- поэзия 1980-х 18,3 % 10,2 % 1,5 % 5,8 % 8,6 % 2,3 % 394
Арбенин 'О чО - ,2 5,6 % 1,1 % 90
5сл ПА ПК Дк Т Акц
Рок- поэзия 1980-х 0,3 % ,3 0,5 % 26,4 % 18 % 0,8 % 394
Арбенин 1,1 % 3,3 % 31,1 % 17,8% 6,7 % 1,1: % 90
Мы видим, что тоническая система стихосложения, хоть и составляет значительную часть метрического репертуара песен Арбенина (всего 25,6%), не является для него основной, как это было в случае с авторами-ленинградцами восьмидесятых. Подобное соотношение тоники и силлабо-
тоники наблюдается в поэзии Башлачёва (24,1% тонического стиха), который не только является одним из любимых авторов Арбенина («И вижу тени - Башлачёв и Пушкин / Ждут третьего на меченом снегу / То был не я...» - «Контрабандист»), но и исполнял свои песни в сопровождении одной гитары, то есть без ритм-секции.
Единственный пример акцентного стиха - исполняемая без музыкального сопровождения песня «Билль о правах», где ритм чечётки имитируется быстрым проговариванием длинных слов:
Не трогай скатерть - эти пятна лишь гриль Из полусонных толчёных тел.
Нет, это не паперть, здесь так танцуют кадриль,
Здесь Билль о правах превыше всех дел.
Соотношение ямбов и хореев у Арбенина традиционно для авторской песни и рок-поэзии, где основным двусложным метром является ямб, и противопоставлено фольклорной песне, русской литературной песне XIX века и советской массовой песне, где преобладает хорей. Распределение трехсложников находится в русле русской поэзии в целом. Обращение к метрам с переменной анакрусой, редкое в русской поэзии, также находится в русле рок-традиции, хотя процент этих метров у Арбенина невелик. Интересной чертой является обращение к таким метрам, как логаэд и пятисложник. Песенные логаэды, широко представленные в советской массовой песне, нашли своё место и в авторской песне, и в рок-поэзии, причем у авторов, в большей степени ориентированных на литературную традицию, нежели на западную рок-музыку. При этом единственный логаэд в исследуемом материале - песня «Дворники» - представляет собой застывшую форму тактовика с неравным урегулированным количеством иктов (44422) и посвящен именно рок-движению:
Гитары в руки, мётлы в зубы - и в путь! (1.1-3-2)
Подземным ходом от морозов к весне. (1.1-3-2)
Мети, метель, пока креплёная ртуть (1.1 -3-2)
Стекает на дно (1.2)
И тает на дне. (1.2)
Мети, Метель, сдувай золу со столов, (1.1-3-2)
Гляди, рассвет уже, как порох, трещит, (1.1-3-2)
И в тишине уже звучит Слово Слов, (1.1-3-2)
И солнечный шар - (1.2)
Как солнечный щит. (1.2)
Литературный пятисложник, чаще всего использующийся как имитация «народного» метра, у Арбенина не несёт «фольклорной» нагрузки, впрочем, в самом тексте довольно велик процент отступлений от схемы
стиха и перераспределений внутри сдвоенного стиха, возможно, сам автор не воспринимал его как метр с дополнительной смысловой нагрузкой:
Я свернул, как будто бы невзначай,
В дом, где стены - пыль, потолок в дыму;
В этом доме был мне обещан чай -
Много лет тому, много лет тому...
Основной же особенностью метрического репертуара песен Константина Арбенина является необычайно высокий процент полиметрических композиций, то есть текстов, в которых использовано более одного метра, причём припевы, то есть повторяющиеся одинаковые строфы, не учитывались как признак полиметрии. В данном случае минимальными отрезками чередующихся метров являлись строфы, что в большинстве случаев сопровождалось и сменой музыки. Учитывая, что процент поли-метрических композиций действительно велик, мы рассмотрели, из каких метров составляются эти композиции (всего было рассмотрено 79 отдельных фрагментов песен). Распределение метров совпало с распределением метров в песнях в целом, но обнаружились и некоторые расхождения.
Я Х Д Ам Ан Лог Всего текстов
Всего 24,4, % 5,6 % - 2,2 % 5,6 % 1,1 % 90
В ПК 17,7 % 8,9 % 10,1 % 13,9 10,1 % 5,1 % 79
5сл ПА ПК Дк Т Акц
Всего 1,1 % 3,3 % 31,1 % 17,8% 6,7 % 1,1 % 90
В ПК - 1,3 - 24,1 % 3,8 % - 79
Мы видим, что уменьшается разрыв между процентом ямбов и хореев, то есть песенность, присущая хорею, все-таки оказывается востребованной (снова заметим, что из авторов восьмидесятых этот разрыв был невелик у Башлачёва и Янки, самых «акустических» авторов). Появляется значительное количество дактилей, не отмеченных в изолированном виде, что отчасти может объясняться его удобством в вальсовом ритме или просто при трехдольном музыкальном размере (песни «Не вальс», «Конец цитаты», «Плюс минус блюз»). Увеличивается количество логаэдов, а «менее аккуратные» метры с переменной анакрусой убывают. Так же меняется и соотношение дольников и тактовиков: более упорядоченный дольник в составе полиметрической композиции предпочтительней более свободного тактовика. Собственно, метрическое разнообразие внутри по-
лиметрических композиций оказывается более традиционным, схожим с литературной песней, хотя и не освобождается от черт, свойственных рок поэзии.
Сочетания метров в пределах одной песни возможны самые разнообразные: рядом могут оказаться ямб и хорей («Средневековый город»: Я4443 и Х5553), несколько разновидностей ямба («Снова в космос»: Я6, Я5, Я8) или хорея («Ход дождем»: Х24, Х4, ХВ), сочетание всех трехсложных метров в одном тексте («Не вальс»: Ам4, Ан332, Д4). Возможны сочетания двусложных метров с трёхсложными («Выпадая из окна»: Ам4 и Х3, «Самолёт»: Х4 и Ан4), и силлабо-тонических размеров с тоникой («Лестница, полночь, зима»: Ан3 и Дк2323, «По дантевским местам»: Я 6665 и Дк 2323), и разной тоники в одном тексте («Пых-пых»: Дк43 и Дк 3, «Ночь накануне столетней войны»: ТВ и Т5). В ряде случаев сочетание метров несёт очевидную смысловую функцию, например, в песне «Когда ты станешь маленьким» нелепое будущее изображено короткими нерифмованными строками Я3 с дактилическими и мужскими окончаниями, вызывающими ассоциацию с поэмой «Кому на Руси жить хорошо», а спокойное настоящее - задумчивыми длинными Ан4:
А пока ты весом и довольно хитер,
Ты уже отсидел, ты уже отлежал,
Добросовестный зять, щедрый брат двух сестёр, -И персидский ковер, и черкесский кинжал.
Но вот как станешь маленьким,
Но вот как станешь крошечным,
Как будто бы игрушечным,
Как будто бы никем.
А все кругом огромные,
Такие, что не высказать,
Такие, что не выказать,
А главное - не взять (ать!)
Ещё одна характерная особенность поэзии Арбенина - обращение к неравностопным урегулированным метрам, причем в большинстве случаев это не просто чередование разностопных строк (4343), но и довольно причудливые комбинации. Например, в песне «Солидный медляк» чередуются строфы амфибрахия, состоящие их двустопных и одностопных стихов, со строфами, состоящими их повторения двух четырестопных, двух двустопных и одного одностопного стиха (при том, что формулировка звучит громоздко и устрашающе, на практике это мелодично и изящно):
Вчерашний покой, (2)
Стучащий, как гной, (2)
Исчез. (1)
И жуткая ночь (2)
Слезает, как скотч, (2)
С небес. (1)
Но ты уже спишь и не видишь Луны, (4)
Тебе уже снятся свободные сны, (4)
В которых нет той, (2)
Что разбила святой (2, увеличенная анакруса)
Союз, (1)
Той, ради которой ты был взаперти, (4)
Которую тщетно пытался найти, (4)
А после - спастись, (2)
Ей посвятив (2, уменьшенная анакруса)
Свой блюз. (1)
Эта особенность, как и обилие полиметрических композиций, свидетельствует о том, что тексты песен находятся в тонком взаимодействии с музыкой, а также свидетельствует о высоком мастерстве Константина Арбенина. Смена ритма несколько раз за одну песню - один из секретов «плотности информации - арбенинского концентрата», о котором писал в послесловии к «Транзитной пуле» Кирилл Комаров.
Мы видим, что в песнях «Зимовья зверей» не сохраняется тенденция преобладания тонического стиха, как это было у авторов-ленинградцев восьмидесятых годов, что может быть объяснено как способом музыкального оформления песен, то есть отказом от ритм-секции, так и ориентированностью на другие образцы, в первую очередь, на авторскую песню.
1 Арбенин К.Ю. Транзитная пуля. Тексты песен группы «Зимовье зверей» - СПб., 2001.
© Н.Н. Симановская, 2010
Н.Ю. ЛЁТИН
Троицк
МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПОЭЗИИ ЕГОРА ЛЕТОВА
Егор Летов, пожалуй, одна из самых противоречивых фигур в отечественной рок-культуре. Анализ и интерпретация его текстов зачастую вызывает затруднение. Большинство текстов Летова входят в состав его песен, являющихся сложными семиотическими образованиями. Анализируя песенную поэзию, помним, что «примат должен оставаться за классической литературной художественностью»1. Поэтому в качестве объекта исследования мы выделим те поэтические произведения Егора Летова, в которых литературная составляющая ярко выражена.
Если отвлечься на секунду от такой проблемы литературоведения как границы поэтического текста и исследовать только «текст произведения»2, как выразился И.В. Фоменко, то в случае с поэзией Летова вопросов
195