© В.В. Багичева, 2008
Н.Н. Клюева (Москва)
МЕТРИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕСЕННОЙ ПОЭЗИИ ЯНКИ ДЯГИЛЕВОЙ
Отличительными чертами рок-музыки являются исполнение в электрической аранжировке и ярко выраженный четырехдольный ритм. Отличительной чертой метрической организации рок-поэзии является широкое обращение к тоническому стиху, мотивированное стремлением приблизить песню к разговорной речи, придать ей естественные интонации, а также проистекающие из этого стремления обращение к вольным метрам и метрам с переменной анакрусой. Наиболее ярко это стремление проявилось у авторов, принадлежавших к ленинградскому рок-клубу, у авторов-ленинградцев доля тонического стиха в песенной поэзии достигает 88% (в творчестве Майка Науменко). В московской школе рок-поэзии этот показатель меньше - всего 35,4% , что, впрочем, все равно составляет значительную долю, к тому же - в песенной поэзии, всегда предпочитавшей урегулированный стих.
В данной статье мы сосредоточим внимание на особенностях метрической организации песен одной из ярчайших представительниц сибирского рока и всей рок-поэзии в целом - Янки Дягилевой.
Она записала пять альбомов: «Не положено» (1987 г.), «Деклассированным элементам» (1988 г.), «Домой! (акустика)» (1989 г. - позже во избежание путаницы переименованный в «Продано!»), «Ангедония» (1989 г.), «Домой!» (1989 г.), но ни один из них не был записан на профессиональной студии, все это подпольные записи или записи концертов. При этом песен в альбомах всего 29, печатные издания ее текстов кроме песен включают в себя стихи, тоже немногочисленные. Также следует отметить широкое распространение и признание записей, сделанных без электрического состава, только в сопровождении гитары (в первую очередь следует упомянуть альбом «Продано»). Действительно, нераздельная связь текста, исполнения и сопровождения порождала совершено неповторимое единство, так, напр., С. Гурьев, противопоставляя записи акустические и электрические, характеризовал акустику так: «К акустике она была очень цельно привязана, была неразрывно с нею связана: сливалась в одно целое с гитарой <...> То есть абсолютно цельное такое было существо - в акустике»1 .
Такая нераздельная связь не раз создавала трудности при метрическом анализе текстов песен, так как печатный и звучащий текст не всегда тождественны. В случае переакцентуации мы отдавали предпочтение звучащему варианту, в случае отображения в печатном тексте распевов, они не учитывались.
Приведем полученные результаты в таблицы, сопоставляя данные по метрическому репертуару Янки Дягилевой и других рок-авторов восьмидесятых годов (жирным шрифтом выделено количество текстов).
Я3 Х 2ПА Д Ам Ан 3ПА Лог ПК 5сл Дк Т Акц Всего
Нау- менко3 2 3 2 33 2 42
4,8% 7,1% 4,8% 78,6% 4,8%
Цой 6 2 4 1 1 4 2 58 11 1 90
6,7% 2,2% 4,4% 1,1% 1,1% 4,4% 2,2% 64,4% 12,2% 1,1%
Мака 24 14 4 6 15 1 29 6 99
24,2% 14,1% 4% 6,1% 15,2% 1% 29,3% 6,1%
Баш лачёв 9 7 2 1 7 8 3 2 1 1 3 10 54
16,7% 13% 3,7% 1,9% 13% 14,8% 5,6% 3,7% 1,9% 1,9% 5,6% 18,5%
Дяги лева 8 7 2 1 2 3 1 2 3 29
27,6% 24,1% 6,9% 3,4% 6,9% 10,3% 3,4% 6,9% 10,3%
Основная особенность метрической организации текстов Янки Дягилевой - заметное преобладание силлабо-тонических метров, что не является характерной чертой для других рок-авторов. Отличает метрический репертуар Янки Дягилевой и соотношение между количеством текстов, написанных двусложными и трехсложными размерами: двусложников больше, чем трехсложников в два с половиной раза; такое соотношение встречается авторской песне и книжной поэзии второй половины ХХ века, но является необычным для песенной поэзии или других рок-авторов, где разница между ними не столь велика.
Метрический репертуар Янки отличается от метрического репертуара других рок-поэтов и в соотношении между двусложными метрами: если соотношение у других рок-авторов, за исключением Башлачёва, тяготеет к преобладанию книжного ямба над песенным хореем, то у Янки Дягилевой соотношение между ними приблизительно равное (восемь ямбов и семь хореев). Среди трехсложных метров наблюдается классическое соотношение: чаще всего встречается анапест, реже всего - дактиль. Отдельно отметим два логаэда, наличие которых связывает метрический репертуар Янки Дягилевой с литературной песенной традицией; с принципами метрической организации рок-поэзии репертуар Янки Дягилевой сближается благодаря наличию текстов с переменной анакрусой.
В большинстве двусложных метров вторичный ритм является альтернирующим и обладает характерной особенностью: на сильных слогах, имеющих тенденцию к ударности, процент ударений необычайно высок - 90100%, напр., в Я5 «Столетний дождь» (1988 г.) первая, третья и пятая стопы константно ударны, вторая имеет ударность 15,8%, четвертая - 2,6%:
Столетний дождь...
Резиновый сапог в сыром песке Глаза стоят на ржавом потолке Истрачен сгоряча веселый бред Сцепились хохоча колечки бед.
Встречается среди песен Янки Дягилевой и пример пеона второго: в песне «Продано» (1988 г.), где три строки семистопного ямба чередуются с дактилическим рефреном, ударение в ямбе появляется исключительно на первой, третьей, пятой и седьмой стопах. Ритм является предсказуемым, что, видимо, объясняет необходимость дактилического рефрена, нарушающего ритмическое ожидание:
Коммерчески успешно принародно подыхать О камни разбивать фотогеничное лицо Просить по-человечески, заглядывать в глаза Добрым прохожим.
О, продана смерть моя!
Украсить интерьеры и повиснуть на стене Нарушить геометрию квадратных потолков В сверкающих обоях вбиться голым кирпичом Тенью бездомной О, продана тень моя!
В целом же ямб Янки стремится к единообразию вторичного ритма, логаэдизации; из строки в строку повторяется один и тот же вариант расположения ударных слогов в пяти ямбах из семи.
Широко представлен в песнях Янки и хорей. Х5 и Х6, представляющиеся на фоне наличия Х7 «средними» размерами, также отличает высокий процент ударности стоп: Х5 «Только дождь вселенский» (1987 г.) 92-100-92-69-100%, Х6 «Нюркина песня» (1989) 0-100-79-10068-100%. Константное отсутствие ударения на первой стопе в «Нюрки-ной песне» создает анапестическую анакрусу, что в сочетании с хореем и фольклорным колоритом песни напоминает пятисложник, нашедший реализацию в одном из стихотворений Янки («Отпусти, пойду», сентябрь 1987 г.):
Разложила девка тряпки на полу,
Раскидала карты-крести по углам,
Потеряла девка радость по весне,
Позабыла серьги-бусы по гостям.
По глазам колючей пылью белый свет,
По ушам фальшивой трелью белый стих,
По полям дырявой шалью белый снег,
По утрам усталой молью белый сон.
Отсылка к пятисложнику, создаваемая при помощи анапестической анакрусы в хорее, наблюдается в ХВ «Выше ноги от земли» (1990 г.), состоящей из стихотворения и собственно песни, обе части композиции ритмически перекликаются. Песня на 77% состоит из хореических строк раз-
ной длины, частично объединенных в упорядоченные группы (19 стихов Х4 в стихотворении, десять стихов Х4 в песне, части песни с разными мотивами соединяются рефренами, каждый из которых - Х4; также есть и фрагменты Т3 (23%), объединенного по 4 стиха, причем строки тактовика имеют одинаковое количество безударных слогов в междуударных интервалах, но различаются по количеству слогов в клаузуле: в первой группе она нулевая, в двух последующих содержит 2 слога).
Хорею Янки, как и ее ямбу, свойственно застывание вторичного ритма, напр., в ХВ «Гори-гори ясно» (1988) - сочетании Х8 (цезурованного), Х4, Х6 и Д4, но в отличие от вариаций Я5 здесь вариации Х4 (как самостоятельного, так и в составе стихов Х8) совпадают с наиболее частыми (на второй и четвертой стопах). Такая же ритмическая вариация (ударение на 2 и 4 стопах) поддерживается в 62% стихов «Песни про чертиков» (1990 г.), написанной цезурованным Х8 (только в двух стихах из 32 вместо Х8 употреблены Х7 и Х6). Упорядочены вариации и в Х7 «Деклассированным элементам» (1988 г., ударения на 2, 4, 6 и 7 стопах в 90% стихов).
Впрочем, возможен и вольный хорей: непоследовательное чередование восьми-, девяти- и десятистопных (соответственно девять, семь и три стиха) стихов в песне «По трамвайным рельсам» (1988 г.) предает ощущение сбивчивой, торопливой речи:
Если мы успеем, мы продолжим путь ползком по шпалам,
Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах.
Надо будет сжечь в печи одежду, если мы вернемся,
Если нас не встретят на пороге синие фуражки.
Если встретят, ты молчи, что мы гуляли по трамвайным рельсам Это первый признак преступленья или шизофрении.
А с портрета будет улыбаться нам Железный Феликс,
Это будет очень долго, это будет очень справедливым
Наказанием за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам.
При отказе от постоянной анакрусы менее строго соблюдаются и другие ограничения, накладываемые на стих. Двусложник с переменной анакрусой (один слог - десять стихов, 0 слогов - шесть стихов) «Я стервенею» (1988 г.) представляет собой вольный 2ПА, хотя сохраняется ритм зачинной фразы и рефрена даже при смене слов: «Я неуклонно стервенею» / «я обучаюсь быть железным...» Также частично меняются интервалы в двусложнике «Рижская» (1988 г.) при цезурном усечении пятой стопы, причем усеченные (56% строк) и строки без усечения чередуются неурегулированно :
А ты кидай свои слова в мою прорубь,
Ты кидай свои ножи в мои двери,
Свой горох кидай горстями в мои стены,
Свои зерна - в зараженную почву.
Следовательно, в текстах, где допускается переменная анакруса, на ритм накладывается меньше ограничений, допускается больше вольностей (различные ритмические формы, неупорядоченные цезурные усечения, вольный размер), более строгие формы обладают и более упорядоченным ритмом.
После 1988 г. Янка больше не обращалась к ямбу, у нее нет до августа 1987 и ни одной песни, написанной трехсложным метром. Трехсложных метров значительно меньше, чем двусложников, но и в их построении можно установить некоторые особенности.
В трех песнях - Ан4 «От большого ума» (1988 г.), Ам4 «Reggae» (1988 г.), Д4 «Стаи летят» (1987 г.) - соблюдается цезура после второй стопы, в Ан4 «На дороге пятак» цезура спорадическая (77% стихов цезу-рованы); в двух из перечисленных песен цезура сопровождается постоянным усечением в песне «Стаи летят», где на второй стопе регулярно сокращаются два безударных слога:
Под руки в степь, в уши о вере,
В ноги поклон - стаи летят К сердцу платок, камень на шее В горло глоток - может простят.
Ленту на грудь столько искали Сжатые рты - время, вперед
Крест за окном, локти устали Знамя на штык - козел в огород.
Серый покой, сон под колеса Вены дрожат - всё налегке Светлый, босой кукиш у носа Рядом бежать на поводке!
Встречаются и длинные трехсложные метры - Ам5 «Крестом и нулем» (1988-1989 гг.), где длинная строка подчеркивается протяжным исполнением. Неторопливость исполнения сопровождает и разностопный Ан «Чужой дом» (1988), сглаживая сложную схему строфы 3I3I3I2I4I1I4 и сверхсхемные ударения:
Край, сияние, страх, чужой дом.
По дороге в сгоревший проем.
Торопливых шагов суета Стерла имя и завтрашний день,
Стерла имя и день.
Через час оживу разноцветной рекой Под дождем,
Мелким ветром пройду над живой темнотой...
Тем не менее, мы можем сделать вывод о том, что, обращаясь к тре-сложным размерам, Янка Дягилева последовательнее соблюдает схему стиха, а также реже обращается к переменным анакрусам, нежели в двусложных метрах.
Внимание Янка Дягилевой к соблюдению заданного ритма в классических силлабо-тонических размерах проявилось и в ее песенных логаэ-дах. Последовательность стоп ЯЯАн, которая может быть истолкована как вторая форма Дк3 с односложной анакрусой, стала основой для стопного логаэда «Особый резон» (1987 г.) и строчного логаэда «Берегись» с ре-френной первой строкой Х4 и 5 строками, состоящими из сдвоенных рифмованных между собой рассматриваемых сочетаний:
Мне придется отползать
От объявленья войны на все четыре струны,
От узколобой весны во все четыре стены,
От подгоревшей еды за все четыре беды,
От поколения зла в четыре черных числа...
Накинуть старый мундир, протертый кем-то до дыр...
В тоническом стихе Янки Дягилевой также встречается эта последовательность ударных и безударных слогов (вторая форма Дк3): в песне «Придет вода» (1990 г.) один раз она стоил изолированно («Все книжки -без корешков»), в других стихах такая форма встречается как часть строки. Песня содержит и силлабо-тонические строки (Я2, являющийся рефреном, составляет 38% всех стихов), самая частая ритмическая форма стиха -1202 (17% стихов), много нулевых междуударных интервалов. Вместе с наличием трехсложных междуударных интервалов это дает возможность говорить о том, что песня написана акцентным стихом, тем не менее стремящимся к логаэдизации:
Придет вода,
Придет вода
Да так и будет, чего б не жить дуракам Чего б жалеть по утрам, боль на педаль В ладошки бить по щекам Соль на мозоль
По пояс плыть по снегам, да разве жаль Стеной на стену, углом, ребром Спиной к стене стоял в углу да гвоздем Карябал мат
Вопрос-ответ был ли бит - будет медаль Был ветер гром под столом - будет постель Я буду спать. Я буду спать.
Слиняли празднички - в одной воде стирали Сыпь порошок в другой стакан...
На необычность расшатанного стиха этой песни для Янки указывает и построение двух других ее тактовиков. В ранннем Т4 «Полкоролевства» (1987 г.) 25% строк укладываются в схему трехсложного метра (три стиха Д4, два стиха Ам4), 10% - двусложного:
Я оставляю еще полкоролевства -Восемь метров земель тридевятых.
На острове вымерших просторечий -
Купола из прошлогодней соломы.
Я оставляю еще полкоролевства,
Камни с короны, два высохших глаза,(Д4)
Скользкий хвостик корабельной крысы,(Х5)
Пятую лапку бродячей дворняжки. (Д4)
Другой тактовик «Домой!» (1988 г.) лишь на 25% (4 стиха) состоит из строк с неурегулированными междуударными интервалами, также встречается один стих Ан5 и один Ам4, остальные стихи - ЯВ, по количеству ударений совпадающие с Т4 благодаря междуиктным интервалам из трех слогов.
Мы должны отметить, что метрический репертуар Янки резко отличается и от ленинградской, и от московской рок-традиции; различия видны не только в преобладании силлабо-тоники, но и в тенденции к устойчивости ритма. В среде рок-поэтов примеры подобного обращения со стихом можно найти только у Александра Башлачёва. Родство творческих систем Башлачева и Янки не раз отмечалось рок-журналистами, существует много непроверенных версий их знакомства, больше похожих на легенды. Напр., основатель группы «Алиса» и друг Башлачёва Святослав Задерий вспоминает о знакомстве двух поэтов так: «Помню, когда мы были в Сибири, сибиряки как мужики хозяйственные, познакомили нас там с двумя девушками, которые помогали нам существовать, - Лена и Яна. <...> Как-то в один прекрасный день они исчезли вместе с Сашей -уехали на дачу. <...> Они все объявились через несколько дней такие спокойные, притихшие...
Потом прошла еще пара лет, объявилась у нас группа ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Я пришел к ним на концерт, смотрю - стоит на сцене девка; то, что они играют, музыкой назвать трудно, но энергия идет в чистом виде, сумасшедший драйв на двести двадцать вольт. Это была та самая Янка. Не знаю, какую роль сыграл СашБаш в ее судьбе, но, судя по результатам...»4. Другую легенду приводит рок-журналист А. Марков: «В 1987 году она (Янка) попала на какой-то фест в Новосибирске, где ее судьба и накрыла: выступал Сашка Башлачев. Можно себе представить, как подействовало на нее СашБашево беспределье. И, как ходят слухи, на одном из квартирников там же в Н-ске, один из зрителей спросил у Сашки:
- И откуда же ты все знаешь?
- А я ничего не знаю. Вот она, - кивнул тот на Янку, сидевшую неподалеку, - все знает»5.
Достоверность этих легенд, во многом противоречащих друг другу, кажется нам сомнительной, но само создание подобных версий знакомства подчеркивает желание слушателей сопоставить биографии двух авторов, близких друг другу творчески.
Особенности метрической организации текстов Янки объясняют критическое отношение рок-журналистов и исследователей к исполнению Янкой своих песен в электрической аранжировке. Можно привести множество цитат из различных музыкальных изданий 1990-х годов: «Не могу сказать, что в электричестве песни откровения производят сильное впечатление. Скрежещущие звуки и грохот сбивающихся барабанов мешают добраться до смыла стихов»6 (Екатерина Новосельцева. «Инфа», Воронеж, №23/93), «Электричество как бы “выпрямляло” ее песни: они становились ровнее, суше и агрессивнее»7 (Андрей Бурлака. «FUZZ», Санкт-Петербург, 7 (23)/95), «сквозь грохот, дым и скрежет пробивалось то чистое и ясное, не укладываемое ни в какие определения, что собственно и есть янкины песни»8 (Материал подготовил Стерх. «Темная лошадка», Новосибирск, 6 (43) / 1998). В статьях никак не упоминаются особенности стихосложения Янки, но они, безусловно, являются одной из причин того, что ее песни более органично звучат в акустической аранжировке, так как упорядоченность ритма ее песен, логаэдизация ритмических вариаций силлабо-тонических размеров не требует усиления тяжелым битом ритм-секции (тем более в том виде, в котором она была представлена в группе «Гражданская оборона»); в ее песенной поэзии выполняется принцип ритмической организации авторской песни, отмеченный Дж. Смитом: «...повторяющаяся мелодия требует, чтобы повторялся и словесный ритм».
Преобладание песен, написанных силлабо-тоническими метрами, и упорядоченность вторичного ритма многих песен роднит песенную поэзию Янки с книжной традицией и авторской песней, а также выделяет ее творчество из общего массива рок-поэзии.
1. Янка Дягилева. Придет вода (сборник статей). М, 1998. С. 62.
2. Принятые сокращения: Я - ямб, Х - хорей, Д - дактиль, Ам - амфибрахий, Ан - анапест, Лог - логаэд стопный и строчный, 5сл - пятисложник, ПА - метры с переменной анакрусой, ПК - полиметрическая конструкция, Дк - дольник, Т - тактовик, Акц - акцентный стих.
3. Подсчеты выполнены по изданиям Майк из группы «Зоопарк». М., 2000. Цой В.Р. Звезда по имени Солнце: стихи, песни, воспоминания. М. 2004. Макаревич А. Все очень просто. Рассказики. М. 1994, Башлачёв А. Как по лезвию. М. 2005, Поэты русского рока: Е. Летов, Д. Ревякин, Я. Дягилева, К. Рябинов, В. Кузьмин, Н. Кунцевич. СПб. 2005.
4. Задерий С. О СашБаше, о Кинчеве, о себе, о жизни // Забриски Rider. Лето-осень 1996. №4. С. 92-101.
5. Марков А.В. Тоже про нее (слухи и мысли) // Придет вода (сборник статей). С. 62.
6. Там же. С. 96.
7. Там же. С. 122.
8. Там же. С. 139.
© Н.Н. Клюева, 2008