Научная статья на тему 'Методы воспитания толерантного сознания в образовательных учреждениях России'

Методы воспитания толерантного сознания в образовательных учреждениях России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
839
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / TOLERANT PERSON / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE / ПЕДАГОГИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE PEDAGOGICS / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ / METHODS OF EDUCATION OF TOLERANT CONSCIOUSNESS / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ / CONDITIONS OF FORMATION OF THE TOLERANT PERSON / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРИ ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / COMPETENCE AT TOLERANCE EDUCATION / ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ESTIMATION OF TOLERANCE DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Юрий Петрович, Григорьева Ирина Владимировна

В статье раскрываются теоретические вопросы феномена толерантности в современном обществе, предложены уровни решения задач по воспитанию толерантности в образовательных учреждениях и методы воспитания толерантного сознания, раскрыты условия формирования толерантной личности, требования к компетентности педагога в вопросе воспитания толерантности, предложены подходы к оценке степени толерантности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF EDUCATION OF TOLERANT CONSCIOUSNESS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA

The theoretical questions of a phenomenon of tolerance in a modern society are revealed, the levels of the decision of problems on tolerance education in educational institutions and methods of education of tolerant consciousness are offered, the conditions of formation of the tolerant person, the requirement to competence of the teacher of a question of education of tolerance are opened, the approaches to the estimation of personal tolerance degree are offered in the article.

Текст научной работы на тему «Методы воспитания толерантного сознания в образовательных учреждениях России»

УДК 37.02 Р

О

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ СЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ Е

3

Григорьев Ю.П. ^

Григорьева И.В. ^

В статье раскрываются теоретические вопросы феномена толерантности в сов- ^ ременном обществе, предложены уровни решения задач по воспитанию толерант- И ности в образовательных учреждениях и методы воспитания толерантного соз- Е нания, раскрыты условия формирования толерантной личности, требования к ком- ^ петентности педагога в вопросе воспитания толерантности, предложены подходы к оценке степени толерантности личности

Я ч О

The theoretical questions of a phenomenon of tolerance in a modern society are revealed, the levels of the decision of problems on tolerance education in educational insti tutions and methods of education of tolerant consciousness are offered, the conditions of formation of the tolerant person, the requirement to competence of the teacher of a question of education of tolerance are opened, the approaches to the estimation ofpersonal tolerance О degree are offered in the article О

з

Ключевые слова: толерантная личность; интолерантность; педагогика О толерантности; методы воспитания толерантного сознания; условия Д формирования толерантной личности; компетентность при воспитании

толерантности; оценка степени толерантности Я

СГ

Keywords: tolerant person; intolerance; tolerance pedagogics; methods of education 3 of tolerant consciousness; conditions offormation of the tolerant person; О

competence at tolerance education; estimation of tolerance degre О

Толерантность составляет фундаментальную основу достижения соци- Б ального согласия в обществе.

Для отдельного человека толерантность создает безопасность и спокой- 3 ствие, возможность взаимодействовать с другими и возможность самовы- О ражения. Для государства - это уменьшение агрессии; стабильное развитие И экономики и других отраслей. Для общества толерантность ведет к высокой Н культуре и неконфликтности. Взаимодействие членов общества способствует g общей безопасности, развитию уверенности в себе и нравственных ценностных установок.

В процессе жизнедеятельности гражданского общества на индивидуальном и социальном уровнях происходит рост осознания отдельными людьми и социальными группами своего места в окружающем мире, в частности в системе социально-экономических, этнических, культурных и межконфессиональных отношений. Этот процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании предрассудков и страхов: ксенофобии как

реакции на встречу с чужим человеком или культурой, этнофобии, кавка-зофобии и антисемитизма, мигрантофобии, национализма, дискриминации и нетерпимости. Такие страхи возникают из-за низкой степени толерантности, которую можно повысить при воспитании личности.

Проблема толерантности является одной из актуальных в современной России. Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории проявляла себя как многонациональное и многоконфессиональное государство.

На территории России проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства, внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры и исповедуют различные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и т.д. В России говорят на 277 языках и диалектах, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения1.

Россия - страна двух частей света: она занимает восток Европы и север Азии, причем в Европе находится 25 % территории, а в Азии - 75 %, в связи с чем в культурном отношении Россия - государство уникальное. Более 85 % славян (русские, белорусы, украинцы и др.) близки по культуре к христиан-ско-европейскому миру, а около 10 % населения (приблизительно 15 млн человек - татары, башкиры, буряты, калмыки и др.) связаны с исламской и буддийской цивилизацией Востока. Поэтому Россию можно назвать в равной степени и европейской и азиатской страной. Территориальное единство в многонациональной стране как Россия возможно в условиях поддержания в стране всеобщей межнациональной толерантности.

Авторы Е.Л. Луценко, Д.В. Ефимова2 отмечают, что распад СССР негативно сказался на межнациональных отношениях. В Советском Союзе толерантность воспитывалась на классовых интересах, в центр которых ставилась принадлежность человека к трудящейся массе. Равенство трудового народа представляло собой основу паритетности людей различных этнических общностей. По данной причине отмечались лишь локальные конфликты на бытовой почве между представителями разных народов, проживающих в одной местности и постоянно взаимодействующих между собой. В 19701980 годах в ходу было словосочетание «интернациональное воспитание молодёжи» - синоним современной толерантности. Устраивались конференции,

1 Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/.

2 Луценко Е.Л., Ефимова Д.В. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 11 (19). С. 21-36.

проводились молодёжные творческие фестивали от районного до всемирного масштаба. Участвовать в таких праздниках мира и дружбы было интересно и почетно. Вслед за прекращением деятельности КПСС самораспустился и Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ), объединявший более 28 млн юношей и девушек в возрасте от 14 до 28 лет на всей территории Советского Союза.

При переходе к рыночной экономике значительная часть молодежи приобрела качества, которые не присутствовали в человеке ранее: склонность к риску, потреблению как основе жизни и активности; восприятию материального благополучия как критерия социального успеха, скепсис, эгоизм, нигилизм.

В связи с этим, в настоящее время взаимопонимание выступает в качестве личностной ценности в социальном обществе. Его отсутствие приводит к разрушению общественных связей и, в конечном итоге, к психологическому разрушению личности.

Толерантность не является врожденным свойством, и только постоянное и направленное усилие на конструирование определенных отношений, создание личностных и общественных норм поведения позволят ее воспитать. Поэтому необходимы методы систематического обучения толерантности и прививания толерантных качеств, что будет способствовать формированию у учащихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Таким образом, возникает потребность в формировании особого типа личности - толерантной личности и на этой основе - в научном изучении феномена толерантности. Важность изучения толерантности обусловлена необходимостью создания научно-обоснованных программ по воспитанию толерантного сознания, поскольку именно такое сознание будет являться созидательным в условиях постиндустриального общества.

Формирование толерантной личности происходит в системе образования и воспитания, в связи с чем проблемы воспитания толерантного сознания тесно взаимосвязаны с развитием начального, среднего и высшего образования в стране. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества», - написано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2010)3. Ряд социологических исследований, проведенных в середине прошлого века в Южной Африке и США, показали, что уровень толерантности человека зависит от уровня его образования. Исследователь толерантности Г. Олпорт полагает, что повышение уровня образования связано со снижением страха и беспокойства, а также с тем, что образованность позволяет

3 Диалог культур в воспитании толерантности учащихся: сб. науч. трудов / сост. Д.В.Поль, Т.Г. Мельник, А.В. Фоменко. М.: ИХО РАО, 2010. 206 с.

видеть общество в целом и понимать, что благоденствие одной группы связано с благоденствием всех остальных4.

Для углубления научных представлений о процессе воспитания толерантности личности следует установить взаимосвязи данного процесса с ценностной направленностью личности, обосновать новые формы организации воспитательного процесса в системе образования; определить средства и методы воспитания толерантных отношений личности в учебной и во внеаудиторной деятельности. В указанной области необходимо решать следующие задачи:

- исследовать процесс воспитания толерантных отношений;

- предложить и обосновать основные подходы к процессу воспитания толерантных отношений;

- разработать и апробировать модель процесса воспитания толерантной личности;

- сформировать учебно-воспитательный процесс с целью осознания учащимися социально-духовной значимости толерантности, этических норм толерантного поведения;

- разработать вопросы личностно-ориентированного содержания воспитательного процесса образования;

- создать методику воспитания толерантных отношений в условиях внеаудиторной деятельности;

- разработать методы оценки уровня толерантности личности.

При этом можно использовать следующую научно-методическую базу:

- диагностический инструментарий контактных и конфликтных ситуаций;

- мониторинг межконфессиональных отношений;

- социометрию и тестирование;

- социолингвистическую экспертизу;

- прогнозирование состава и уровня миграционных потоков, в том числе криминальной составляющей;

- анализ аналитических и статистических отчетов по проблемам миграции, проблемам толерантности, ассимиляции, адаптации и т.д.

Согласно представлениям Г. Олпорта, предрасположенность к толерантности либо к интолерантности формируется в раннем детстве: По мнению Г. Олпорта, толерантные дети вырастают в семьях с принимающей атмосферой, они любимы вне зависимости от того, что и как они делают. Наказания в таких семьях не бывают слишком суровыми или непоследовательными. В прошлом интолерантных детей обнаруживается недружелюбная угрожающая обстановка. Таким образом, лейтмотивом жизни толерантных

4 Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/tolerantnost#a3.

детей оказывается безопасность, а не угроза. В процессе взросления ребенок приучается сопоставлять свою тягу к удовольствию с требованиями ситуации и своим потенциалом развития5.

Анализируя взгляды Г. Олпорта, можно утверждать, что толерантность и интолерантность личности напрямую зависят от особенностей ее психосоциального развития в детстве и отрочестве.

Подростковый период развития личности характеризуется особенностями, которые относятся к интолерантному поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, незащищенность, бескомпромиссность.

К симптомам нетерпимости в среде учащихся относятся следующие:

1. Словесное выражение негативного отношения друг к другу с помощью унизительных прозвищ.

2. Стереотипы, проявляющиеся в виде оскорбительных обобщений, анекдотов по отношению к другим расовым и этническим группам.

3. Насмешки над этническими особенностями, условиями жизни.

4. Предубеждения в области определенных групп людей, которые менее способны или ценны для общества, чем другие в силу их расового, этнического происхождения.

5. Поиск «козла отпущения» другой этнической, расовой принадлежности при проигрыше в соревновании, неприятном происшествии.

6. Дискриминация отдельных учащихся по любому признаку.

7. Остракизм (бойкот).

8. Осквернение религиозных и нравственных идеалов, проявляющееся в высмеивании веры, одежды, традиций представителей различных этнических групп.

9. Преследование отдельных учащихся, попытка ставить их в неудобное положение, угрозы в их адрес из-за их принадлежности другим этническим группам.

10. Физическое насилие, в том числе из-за принадлежности к другим этническим группам.

Российская Академия наук провела исследование и установила, что 5 % подростков имеют явно выраженную агрессивную направленность, около 20 % признают агрессию за необходимость, у 30 % - «каша» в голове. Иначе говоря, более половины наших подростков могут и готовы поддерживать силовые методы решения конфликтов. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, будет зависеть насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшей жизни6.

Воспитание толерантных качеств личности является наиболее эффективным средством предупреждения интолерантности. Оно начинается

5 Там же.

6 Дайджест по толерантности. URL: http://www.azovlib.ru/page/resurscbs/biblioposobiya/posobiya/ Tolerantnost.htm.

с изучения общих прав и свобод каждого человека с тем, чтобы обеспечить осуществление этих прав и свобод и защитить права и свободы других людей.

Выявление в процентном соотношении толерантной и интолерантной молодежи необходимо для предотвращения межнациональных конфликтов на бытовом, религиозном и других уровнях общения молодых людей.

Сформулируем основные характеристики толерантного и интолерант-ного человека (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики толерантного и интолерантного человека

Толерантный человек Интолерантный человек

Объективно определяет свои достоинства и недостатки Отмечает у себя больше достоинств, чем недостатков

Относится к себе критически, имеет способность посмеяться над собой Старается избегать критики в свой адрес, не самокритичен

Является точным в своих суждениях при оценке других людей Оценивает других людей по своему образу и подобию

Не стремится во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих В своих проблемах склонен обвинять окружающих

Имеет большой разрыв между «Я-идеальным» (представление о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть) Имеет практически совпадающие «Я-идеальный» и «Я-реальный»

Имеет высокий потенциал для саморазвития Имеет низкий потенциал для саморазвития

Чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей Опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя

Не перекладывает ответственность на других, всегда готов отвечать за свои поступки Считает, что происходящие события от него не зависят, стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него

Видит мир во всем его многообразии Делит мир на две части: черную и белую, людей - на плохих и хороших

Ориентирован в работе на себя, творческом процессе, теоретических размышлениях Боится брать ответственность в работе на себя (лучше создавать коллективный продукт, без ярко выраженного авторства)

Стремится к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам Пытается быть приверженцем каких-либо идеалов, кумиров, авторитетов

Предпочитает жить в свободном, демократическом обществе Предпочитает жить в авторитарном обществе с сильной властью и четкой общественной иерархией

Анализ систем образования в России показал, что развитие идеи толерантности связывалось с развитием гуманистических систем, одной из первых среди которых явилась воспитательная система 1-го кадетского корпуса в г. Санкт-Петербурге (на должность главного директора кадетского корпуса был назначен в 1765 году Иван Иванович Бецкой). В десяти главах Устава корпуса, составленного И.И. Бецким, было много положений, взятых из «Эмиля» Жан-Жака Руссо. На первое место он выводил гуманистическое воспитание, а подготовку военных кадров считал делом второстепенным. В 1772 году И.И. Бецкой составил «Наставление воспитателям», в котором большое место отводил роли воспитательной среды, которая должна демонстрировать перед детьми образцы высоких моральных качеств. В создании такой благонравной, очищенной от всего плохого среды заключается, по его мнению, «самое труднейшее и важнейшее дело для составления истинного благонравия, ибо без всего этого все наставления никуда не годятся. Когда хороших наставников не будет, то и доброго, чистого воспитания осуществить мы не в состоянии. Воспитатели должны обходиться с воспитанниками со всей тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием».

В условиях развития российского общества в тот период, когда в соответствии с требованиями «Домостроя» требовалось «беспрекословное подчинение родителям, мужчине - главе семьи, когда для воспитания детей рекомендовались суровые меры подавления воли, телесные наказания, «учтивость и тихость» в воспитании были инновацией в духовно-нравственном становлении личности, новыми ценностными педагогическими идеалами7.

В СССР существовала профессия социального педагога, который, в том числе, занимался и процессом воспитания толерантности в современном понимании этого слова. Социальная педагогика как профессия введена решением Коллегии Госкомитета СССР по народному образованию от 13.07.1990 года «О введении института социальных педагогов». Главная сфера деятельности социального педагога - это социум как сфера ближайшего окружения личности, человеческие отношения, в том числе в семье по месту жительства. Таким образом, социальный педагог работал с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением. Целью деятельности такого педагога была профилактика в сфере социального общения детей и взрослых8.

В конце XX века значение воспитания толерантности настолько возросло, что многие педагоги разделяют мнение Б.С. Гершунского, считая это наиважнейшей стратегической задачей XXI века9. Воспитание личности, ос-

7 Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. 231 с.

8 Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. М., 2002. 160 с.

9 Клименко Е.В. Этнические различия и толерантность: к проблеме разработки социально-культурных программ формирования межэтнической толерантности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С. 46-50.

нованное на принципах толерантности, является целью многих гуманистических концепций (педагогика ненасилия, воспитание как педагогический компонент социализации, воспитание ребёнка как человека культуры, педагогическая поддержка учащегося и процесса его развития).

В последнее время педагогика толерантности формируется как отдельное научное направление, в развитие которого большой вклад вносят Е.О. Галицких, Е.Ю. Клепцова, A.A. Погодина, Б .Риэрдон. Разработкой методических программ формирования у учащихся толерантного сознания занимаются А.Г. Асмолов, Г.У Солдатова, JI.A. Шайгерова, О.Д. Шарова. Прикладные исследования по воспитанию толерантности у учащихся существуют у A.M. Байбаковой, Е.В. Головинской, A.A. Погодиной, П.В. Степановой. Вопросы формирования толерантности у студентов вуза изучают О.В. Исаева, Ф.В. Коржуев, М.А. Перепелицына, В.А. Попков. Авторы развивают идеи педагогики толерантности, выделяют этапы и закономерности воспитания толерантности в учебных заведениях, изучают возможности различных дисциплин в школе и вузе в контексте воспитания толерантности.

Воспитание толерантного сознания в образовательных учреждениях представляет собой целенаправленный педагогический процесс передачи молодому поколению совокупного человеческого опыта на основе принципов согласия и свободы, направленный на:

- появление и развитие у учащихся уважения, принятия и понимания многообразия культур мира, форм проявления человеческой индивидуальности;

- выработку умения вести диалог с представителями других культур, конфессий и признавать их точку зрения;

- формирование умения слушать других людей, тактично выражать свои взгляды, пользоваться современными моделями разрешения конфликтов.

Задачами образовательной программы воспитания толерантности следует считать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработку и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения «человек в обществе»;

- разработку и реализацию системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе;

- вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление обучающегося коллектива.

При системном решении указанных задач будет наблюдаться увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности, улучшится психологический климат в образовательном учреждении, будут активно формироваться навыки и привычки

нравственного поведения, а также ответственность за свое поведение, отношение к однокашникам и другим окружающим людям.

Системное решение указанных задач можно разделить на три уровня:

1. На первом уровне происходит приобретение человеком социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, об одобряемых и нео-добряемых формах поведения и т.д. Базой уровня в этом случае следует считать образовательное учреждение начального и среднего образования.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе, так как в ней складывается взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. На этом этапе воспитания толерантного сознания человек учится, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. В старшей школе закладываются основы социального поведения личности, формируется чувство культурной идентичности человека, повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В данном периоде повышается степень способности к эмпатии и разрешению конфликтов, снижается социальная изолированность.

2. Второй уровень предполагает получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. База уровня - образовательное учреждение высшего образования. Данный уровень призван воспитывать в человеке:

- политическую осведомленность;

- сознательное участие в политической жизни общества;

- умение достигать компромиссов при разногласиях и спорах;

- способность встать на защиту любого человека независимо от национальности;

- выделять ключевые признаки профессиональной иноязычной культуры в предметном, языковом и поведенческом планах;

- распознавать, воспринимать и позитивно относиться к проявлениям чужой культуры в профессиональной сфере.

3. На третьем уровне осуществляется получение опыта самостоятельного общественного действия. В самостоятельном общественном действии человек становится социальным деятелем, гражданином: формируется активная жизненная позиции, в полной мере реализуется способность жить в мире разных людей и идей, проявляется знание прав и свобод, осуществляется признание права другого человека на такие же права. База уровня - это социум, открытая окружающая среда.

На всех трех уровнях можно применять следующие методы воспитания толерантного сознания, усложняя их по мере повышения уровня толерантности учащихся:

1. Непосредственное общение учащихся с памятниками культурного наследия, с текстами культуры, а не с комментариями посредников и популяризаторов. Как отмечает С. Сторти: «Мы говорим о приобщении к культуре, но в действительности мы приобщаемся не к культуре, а к поведению. Культура, система верований и ценностей, разделяемая определенной группой людей, является абстракцией, которая может быть оценена интеллектуально, но на самом деле именно поведение мы ощущаем как наиболее основное проявление культуры»10. Необходимо создавать такие ситуации, при которых человек самостоятельно ищет информацию об объектах культурного наследия разных стран и вероисповеданий из предлагаемых источников или в свободном стиле. Реализация данного метода стимулирует развитие умений быть «читателем», «зрителем», «слушателем», способность формировать и аргументировать собственное мнение. Изучение собственной и иной культуры должно быть критическим, но критическим в смысле различительного (на принципе равноценности культур), не оценочного сравнения, так как нельзя судить иные культуры, если в них не нарушаются фундаментальные права человека.

Можно отметить следующие известные педагогические приемы11, способствующие культурному воспитанию:

а) прием «Сочини конец истории» (предлагается завершить готовую историю, придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения);

б) прием «Любимые книги товарища» (предлагается догадаться и обосновать догадку, какие книги (кинофильмы, песни) любят товарищи);

в) прием «Добрые слова» (предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.);

г) прием «Творчество на заданную тему» (импровизация на обозначенную тему, инсценировки, зарисовки, комментарии). В тот момент, когда учащийся-актер раскрывается на сцене, снимает с себя скованность условностей реальной жизни, педагог-режиссер может не только влиять на создание сценического образа, но и формировать личность самого исполнителя. Это редкая возможность проживать чужую жизнью и соотносить свой реальный опыт с задачами персонажа. При этом возможны разбор мотивации поступков героя, осознание учащимся-актером поступков этого героя. Для педагога-режиссера важным является воспитание, обучение учащихся общению в процессе занятий. В педагогических учебных заведениях целесообразно включать в учебные программы курсы актерского и режиссерского

10 Storti C. The Art of Crossing Cultures. Yarmouth, Maine: Intercultural Press, 1989. 375 p.

11 чТо такое толерантность и почему её надо воспитывать. Выступление на занковских педчтениях учителя высшей категории Н.В. Уваренковой. URL: http://lybohna2005.narod.ru/Kopllka/metodika_statl/uvarenkova/ tolerantnost.pdf.

мастерства. Следует отметить, что создатель театра спонтанности Я.Л. Морено считал психодраму практикующей наукой, которая позволяет искать истину драматическим способом. Одна из задач психодрамы заключается в том, чтобы «научить людей разрешать свои конфликты в микрокосме мира (группы), свободном от конвенциальных рамок, через отыгрывание своих проблем, амбиций, фантазий и страхов. Она предполагает максимальную вовлеченность всех присутствующих в исследование актуальных конфликтов в том виде, в котором они существуют, дополняя свои исследования разными впечатлениями и воспоминаниями». Психодрама дает возможность проигрывания и осмысления ролей, которые человек обычно скрывает от окружающих, а порой и от себя самого12;

д) прием «Киностудия» (сочинение пародии на известный фильм, используя сюжеты из жизни о толерантном поведении).

2. Организация исследовательской, проектной и творческой деятельности:

а) создание портфолио;

б) сотрудничество с научными учреждениями, например научными лабораториями;

в) реализация педагогического приема «Эстафета» (при выполнении проекта взаимодействуют учащиеся из разных групп);

г) внедрение приема «Взаимопомощь» (от помощи друг другу зависит успех совместно организуемого дела);

д) реализация приема «Акцент на лучшее» (педагог подчеркивает лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты);

е) введение приема «Ломка стереотипов» (педагог объясняет, что не всегда правильным может быть общественное мнение);

ж) реализация приема «Истории про себя» (информирование учащихся друг о друге с целью лучшего понимания под руководством педагога);

з) внедрение приема «Общаться по правилам» (на период выполнения задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение других);

и) реализация приема «Общее мнение» (высказывание в обязательном порядке всеми учащимися собственной точки зрения на тот или иной вопрос)13.

12 Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 289 с.

13 Что такое толерантность и почему её надо воспитывать. Выступление на занковских педчтениях учителя высшей категории Н.В. Уваренковой. URL: http://lybohna2005.narod.ru/Kopilka/metodika_stati/uvarenkova/ tolerantnost.pdf.

3. Реализация диалоговых методов между различными субъектами образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами, представителями социокультурных учреждений). Диалоговые методы направлены на личностное общение, осмысление всей сферы непосредственных отношений людей.

Основными приемами в этой области можно считать:

а) прием «Ролевая маска» (вхождение в роль другого человека, с тем чтобы выступать не от своего имени, а от его лица);

б) прием «Прогнозирование развития ситуации» (высказывание предположений о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация, при этом ведется поиск выхода из сложившейся ситуации);

в) прием «Импровизация на свободную тему» (выбирается тема, в которой учащиеся наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, перенос событий в новые условия, новая интерпретация смысла происходящего);

г) прием «Встречные вопросы» (группы учащихся, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные на них вопросы и ответы подвергаются затем коллективному обсуждению)14.

4. Внедрение педагогических методов, основанных на внешнем познании окружающего мира, таких как учебная прогулка (в рамках прогулки предполагается не монолог как на экскурсии, а диалог), образовательное путешествие (цель одного путешествия - то или иное понятие или явление культуры, природы и т.д.), музейное занятие.

В основу воспитания толерантности учащихся с помощью таких методов положены следующие принципы организации учебно-воспитательного процесса:

- педагогики сотрудничества (совместные праздничные, творческие мероприятия, «круглые столы» педагогов, учащихся, родителей);

- рассмотрения вопросов межнациональных отношений во всех возможных дисциплинах;

- участия в конкурсах, страноведческих викторинах, экскурсионных клубах.

Основная задача музейной педагогики в начальной школе - ознакомление учащихся с русской культурой. Через музей воспитывается уважение к различным культурам, формируется устойчивый интерес к изучению национально-культурной самобытности других народов и к лучшему познанию собственной. Результаты каждой экскурсии необходимо обсуждать, одним из её итогов является создание творческой работы (рисунка, короткого рассказа), в конце года по итогам посещения музеев можно проводить викторину.

14 Там же.

150 Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (52) 2014

В средней школе приоритетом в музейных занятиях становится погружение учащихся в мир культуры других народов. Для выражения своих впечатлений можно использовать жанр эссе, что благотворно влияет на развитие их коммуникативных способностей.

В старших классах акцент необходимо делать на литературные музеи.

5. Использование психологических упражнений и мини-тренингов для формирования качеств толерантной личности.

Целями отдельных тренингов могут быть:

- снятие страха перед самостоятельным высказыванием;

- развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации;

- развитие навыков анализа своих поступков и происходящих событий;

- формирование умения ценить свою и чужую работу;

- закрепление чувства радости от совместного труда и творчества.

6. Воспитание культуры толерантности с участием родителей, в том числе с использованием интерактивного обучения.

Одна из самых трудных педагогических задач - передача позитивного опыта воспитания толерантности на семьи учащихся. Возможны следующие формы работы с родителями:

- психолого-педагогическое просвещение;

- вовлечение родителей в образовательный процесс (открытые уроки, создание проектов, экскурсионная деятельность, совместная работа с детьми по нахождению необходимого материала о национальных достоинствах своего народа в области литературы, музыки, фольклора);

- участие семей в государственно-общественном управлении школой (родительские комитеты, совет отцов);

- социальные и гражданские акции («Подарок ветерану», «Напиши письмо солдату» и т.д.).

7. Организация школьного и студенческого самоуправления.

8. Использование средств иностранного языка. В настоящее время актуально не только знание самого языка, но и знание иноязычной культуры страны изучаемого языка, умение сопоставлять политические, экономические, этические и языковые особенности. Процессы мировой глобализации проецируются на систему языкового образования в плане межкультурных контактов, происходит ориентация на геополитические цели (выделение общих ценностей, целей, образовательных стандартов, социокультурных портретов специалистов). На первый план выходит унификация требований к содержанию учебных материалов и экзаменационных форматов. Например, тематическими компонентами содержания учебной дисциплины «Иностранный язык» всё больше являются проблемы, имеющие общепланетарную ценность: человек и национальные культуры; проблемы войны и мира; окружающая среда; преодоление этнических предрассудков и возрастной дискриминации; глобальные сети связи - Интернет; новейшие технологии

и человек. Межкультурная направленность обучения иностранному языку предполагает формирование личностных качеств учащихся и их способностей к осознанному, адекватному взаимодействию в различных социальных ситуациях (способность понять иные лингвокультурные ценности, иной образ языкового сознания). Для участников межкультурного общения важны общие знания о культуре и специальные знания о культурном стандарте, умения межкультурной деятельности, чтобы действовать эффективно и с минимумом непонимания и конфликтов.

Таким образом, современной целью обучения иностранному языку является обучение реальному общению с представителями различных культур, развитие межкультурной коммуникации, являющейся одним из главных условий формирования толерантной личности. При этом следует избегать пат-тернирования - воспроизведения стереотипов поведения, навыков говорить и вести как носитель языка. Подражание культурному образцу при несовершенном владении иностранным языком может значительно снизить мотивацию его изучения. Для изучающих иностранный язык достаточно хорошо знать одну часть культурных образцов и иметь представление о другой части, важно также умение адекватно реагировать на речевой и неречевой коды своего иностранного собеседника. Но не следует имитировать чужие культурные образцы, так как соблюдение природного стиля речевого и неречевого поведения не препятствует межкультурной коммуникации.

Е.Н. Соловьева выделяет следующие основные задачи формирования толерантной личности в процессе обучения иностранному языку:

- развитие умения выделять общее и специфическое в культуре различных стран, различных исторических этапах страны изучаемого языка, социальных слоях общества;

- подготовка учащихся к представлению своей страны и ее культуры с учетом возможностей межкультурной интерференции, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их с помощью адекватных средств речевого взаимодействия;

- формирование готовности учащихся конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в зависимость от чужих приоритетов;

- расширение профессионального опыта общения с представителями других культур;

- овладение формами сотрудничества, обеспечивающими бесконфликтное, адекватное гуманистическим целям общение с представителями других культур, умение добиваться взаимопонимания;

- развитие способности к иноязычной коммуникации без ущемления национального достоинства других людей.

Таким образом, учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает потенциалом для формирования толерантности у обучающихся

и возможностями их воспитания в духе диалога культур, гуманизации межкультурных отношений15.

9. Преподавание гуманитарных предметов - обществознания, литературы и истории, избегая как евроцентристского, так и восточно-центристского подхода. Так, при изучении обществознания следует помочь понять, почему исламский фундаментализм не приемлет западной светской государственности. Курс литературы должен содержать изучение шедевров разных мировых цивилизаций в равной степени, с тем чтобы осветить универсальную сущность и богатство оттенков природы человека. При изучении истории следует показывать связь народов и культур, значение культурных контактов с окружающим миром при создании и обогащении величайших цивилизаций (например, роль пришедшего из Индии буддизма в духовной жизни Китая и Японии)16.

10. Обучение специальным видам поведения:

- дискурсному, то есть поведению во время разговора: при приветствии, обещании, одобрении, неодобрении, сожалении, извинении, просьбе, комплиментах, приглашении, благодарности и т.д.;

- адаптивному в области кинетики (выражения лица, взгляда, жестов, прикосновений, позы, телодвижений);

- адаптивному в виде проксемики (правильного использования дистанции пространства между людьми)17.

11. Введение в программу вузовской подготовки дисциплин, способствующих развитию толерантности: социальной психологии и педагогики, психологии личности, акмеологии и конфликтологии, этнопсихологии и этнопе-дагогики, культурологии и религиоведения, психодиагностики, психологии толерантности.

12. Внедрение в школьную программу специальной дисциплины «Истоки славянской культуры», рассчитанной на учащихся 5-11 классов. Изучение этой дисциплины должно предусматривать углубленное освоение базы историко-культурных сведений, введение в старших классах лекционной формы обучения, проведение школьных конференций, защиту учащимися проектов, подготовленных по славянской тематике. Благодаря углублённому изучению славянских культур учащиеся лучше узнают и будут понимать русскую культуру, сложность процессов межкультурных взаимодействий, активно участвовать в межкультурных коммуникациях. Славянский этнокультурный

15 Васильева А.А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка // Проблемы и перспективы развития образования: мат. междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. Пермь: Меркурий, 2011. С. 52-55. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/17/410/.

16 Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. URL: http://www.prosv.ru/metod/dgur/9.html.

17 Васильева А.А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка // Проблемы и перспективы развития образования: мат. междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. Пермь: Меркурий, 2011. С. 52-55. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/17/410/.

компонент в общеобразовательной школе может стать основой для участия педагогов и учащихся в диалоге культур.

13. Проведение народных игр, фольклорных праздников.

Народная игра у учащихся в любом возрасте:

- создает благоприятное эмоциональное отношение к народной культуре;

- закрепляет навыки к организованной жизни в коллективе;

- развивает эмпатийные способности;

- формирует чувства принадлежности к своему народу.

Толерантность как человеческая ценность обеспечивает жизнедеятельность в таком ключе, когда условия воспитания толерантности целенаправленно и систематически соблюдаются не только на уровне отдельного курса или предмета, но и на уровне всего учебного заведения, а также в процессе реализации общественно-значимых проектов.

Рассмотрим обязательные условия формирования толерантной личности. Важным условием является отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться. Психологическую защищенность можно реализовать в микрогруппах. Для этого необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции;

- обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;

- создавать специальные ситуации, позволяющие каждому проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других, принимать самостоятельные решения;

- не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних другими;

- с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы;

- добиваться самокритичности и объективности от участников микрогрупп, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;

- при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.

Другим условием формирования толерантной личности является компетентность педагога в вопросе воспитания толерантности.

К таким педагогам могут относиться классные руководители, кураторы в образовательных учреждениях, заместители руководителей по воспитательной работе, обеспечивающие распределение и контроль воспитания в области толерантности, организаторы физвоспитания, педагоги дополнительного образования, преподаватели ОБЖ, библиотекари, социальные Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (52) 2014

педагоги, осуществляющие защиту прав учащихся, организаторы внеклассной работы, обеспечивающие вовлечение учащихся в различные виды коллективно-творческих дел.

Любому педагогу, в особенности педагогу в области воспитания толерантности, необходимо иметь и развивать следующие компетенции: профессиональную, социокультурную, социальную, персональную и общие. Кроме этого, необходим собственный высокий уровень развития толерантности. Эта необходимая характеристика специалиста способствует эффективному сотрудничеству с различными возрастными категориями учащихся, с различными национальностями, что проявляется в его терпимости и уважении, а значит, будет обеспечивать психологическое здоровье не только учащихся, но и самих специалистов. Толерантность в профессиональной деятельности будущего педагога определяется как способность находить индивидуальный подход к учащимся при социально-педагогической деятельности, способность адекватно и гуманно вести себя во взаимоотношениях с ними, проявлять терпимость и естественность в общении с различными категориями учащихся, в том числе из «группы риска». Толерантность предполагает развитие ориентации будущего педагога в психологическом потенциале, потенциале учащегося, в ситуациях и задачах, которые предстоит решать в процессе воспитания толерантного сознания. Для того чтобы выявить уровень развития толерантности будущих педагогов и возможности развития толерантных качеств личности, необходимо проводить сравнительно-сопоставительный анализ уровня толерантности будущих учителей и учащихся. Анализу должен подвергаться уровень толерантности по шкале из шести показателей: протекционистская толерантность, ценностная толерантность, безразличие, скрытая интолерантность, вербальная интолерантность и поведенческая агрессивная интолерантность.

Поскольку педагог, воспитывающий толерантность у учащихся, работает в прямом контакте с человеком, то ему необходимо обладать определенными особенностями нервной системы, такими как эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, повышенная работоспособность в общении при выполнении основных ролей и функций в своей профессиональной деятельности.

С психологической точки зрения можно выделить следующие личностные качества педагога по толерантности:

- гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства);

- психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

- психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

- психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатич-ность, терпимость, красноречивость).

Подготовка будущих педагогов в рассматриваемой области должна базироваться на комплексе учебных дисциплин, способствующих одновременному общекультурному и профессиональному становлению. При этом теоретическая подготовка должна быть неразрывно связана с практической. Важную роль в теоретической подготовке играет изучение гуманитарных дисциплин, так как в процессе их освоения педагог знакомится с общенаучными теориями, концепциями, подходами, получает интеллектуальные и общекультурные знания, на основе которых в дальнейшем происходит освоение специальных, профессиональных знаний.

В настоящее время в системе профессиональной подготовки будущих педагогов, связанных с воспитанием толерантности, не существует достаточно целостной концепции ее формирования. Научную основу подготовки специалиста по воспитанию толерантности должны составлять знания об особенностях развития человека, складывающихся в среде межличностных отношений, о характере влияния окружающей среды на личность.

В процессе воспитания учащиеся постоянно контактируют с педагогами. При этом оба субъекта толерантности (педагог и учащийся) решают собственные задачи, которые взаимосвязаны (табл. 2).

Кроме рассмотренных условий формирования толерантной личности можно выделить:

- организацию толерантного образовательного пространства;

- обновление содержания образовательного процесса и разработку и внедрение технологий, способствующих толерантному взаимодействию;

- многокультурное и отражающее плюрализм мнений и трактовок содержание учебно-воспитательного процесса;

- взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Оценить степень толерантности человека после воздействий воспитательного характера можно по количеству навыков толерантных отношений.

Диагностика толерантности может производиться разработанными и апробированными методами, таким как:

1. Тест Филипса «Определение школьной тревожности» для 5-6 классов.

2. Модификация опросника тревожности И.Д. Спилбергера (автор А.Д. Андреева) для 7-11 классов.

3. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и Д. Арки (в адаптации А.К. Осницкого).

4. Опросник В.В. Бойко «Диагностика толерантных и интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения».

5. Эмпирическая программа оценки уровня толерантности, ксенофобии и доверия, которая включает в себя определение следующих индексов и показателей.

Таблица 2

Задачи педагогов и учащихся, решаемые на различных этапах воспитания толерантности

Задачи педагогов Задачи учащихся

Стремление понять учащегося, его мотивы и проблемы Познание самого себя, накапливание и анализ опыта, осмысление интересов и потребностей

Установление полного контакта с учащимся, налаживание продуктивной коммуникации Осознание толерантности как ценности социума и как фактора развития личности

Поддержка учащегося при определении целей его развития, участие в формировании системы его личностных качеств Обретение учащимся личностно-значимого смысла толерантности

Реализация алгоритма воспитательных действий на основе эмоционального переживания Эмоционально-волевое совершенствование личности через развитие эмпатии, гибкости мышления, самоконтроля

Создание условий для достижения поставленных целей Трансформация толерантности как ценности в принцип поведения через организацию лич-ностно-значимой деятельности

Индекс доверия оценивается по шкале «социальное доверие» и шкале «межличностное доверие». Социальное доверие и доверие межличностное не имеют прямой линейной зависимости и в целом отражают разную реальность. Социальное доверие - это доверие, отчужденное от каждого конкретного человека, обобщенное доверие, существующее в обществе. Под межличностным доверием понимается склонность личности доверять определенным людям.

Индекс толерантности определяется с помощью следующих шкал: «этническая толерантность», «социальная толерантность», «толерантность как черта личности». Шкала «этническая толерантность» выявляет отношение к лицам другой национальности и установки в сфере межэтнического взаимодействия. Шкала «социальная толерантность» позволяет исследовать установки личности относительно различных социальных групп (беженцы, мигранты, нищие, психически неполноценные) и некоторых социальных процессов. Шкала «толерантность как черта личности» содержит пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют толерантное или интолерантное отношение человека к миру.

Индекс ксенофобии определяется по шкалам «ксенофобия по отношению к стигматизированным чужим» и «ксенофобия по отношению к незнакомым». Под стигматизированными чужими понимаются группы-изгои, к которым прикреплен ярлык или клеймо (стигма), отделяющая их от остального мира. Это представители сексуальных меньшинств, больные Проблемы высшего профессионального образования

СПИДом, проститутки, наркоманы, преступники, бомжи, психически неполноценные, беженцы18.

Толерантная личность может характеризоваться как:

- успешно взаимодействующая в коллективе: имеющая естественную потребность применять на практике нормы и правила культуры межнационального общения; знающая этику межнационального поведения;

- противостоящая нетолерантным отношениям: умеющая освобождаться от псевдо-национальных предрассудков; обладающая знанием и умением применять языки межнационального общения;

- социально адаптированная: обладающая интернационалистским сознанием, испытывающая чувство принадлежности к единой стране; уважительно относящаяся к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, традициям и обычаям; способная объективно оценивать человека вне национального стереотипа.

В целом, показателями степени толерантности являются:

- наличие знаний о многообразии культур мира, умение структурировать различную информацию, наличие интереса к традициям и обычаям различных народностей и конфессий мира;

- отношение к другому человеку как к свободной личности с собственными взглядами и мыслями, отсутствие чувства неприятия к другим людям, вызванного расовыми, национальными особенностями религиозными воззрениями, традициями, нравственными предпочтениями;

- дружественное взаимодействие с другими людьми на принципах диалога и понимания другого, признание и уважение прав любого человека, в том числе себя на отличие.

Таким образом, воспитание толерантного сознания является одной из главных задач отечественного образования, то есть проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Воспитание толерантности следует считать частью процесса социализации личности, самостоятельно ориентирующейся в современном мире, где представлены различные культурные ценности. Воспитание толерантности должно стать одной из ведущих образовательных задач нового столетия. Особая потребность в этом обуславливается глобализацией, условиями взаимоотношений сообществ, имеющих самые разнообразные традиции и ценности.

Системная реализация процессов воспитания толерантного сознания в образовательных учреждениях приведет к:

1. Формированию общероссийской гражданской идентичности и самосознания у коренного населения разного этнического происхождения и конфессиональной принадлежности.

18 Скрипкина Т.П. Установки толерантного сознания, доверия и ксенофобии у молодежи, проживающей в южно-российском регионе РФ // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 136-151. URL: http:// psyjournals.ru/social_psy/2010/n1/34219_full.shtml.

2. Обеспечению конструктивного взаимодействия всех представленных в региональных сообществах этноконфессиональных групп при использовании потенциала национально-культурных объединений и религиозных организаций.

3. Созданию условий для профилактики межэтнических и межкультурных конфликтов, искоренения проявлений ксенофобии, мигрантофобии, расизма.

4. Предупреждению различных форм дискриминации.

5. Выработке и реализации интеграционно-адаптационных мероприятий к процессу языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов.

6. Воспитанию у молодежи позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие многообразия культур.

7. Повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам выстраивания внутрисемейных отношений.

8. Направлению этнического самосознания большинства граждан различных национальностей в позитивное русло, формированию общероссийского самосознания на основе главного элемента - русской культуры.

9. Созданию благоприятной атмосферы межкультурного и межконфессионального взаимодействия в региональных сообществах.

10. Реализации принципов объективного отношения к формированию культурно разнообразных обществ, а не искусственного подчеркивания культурных различий, что лежит в основе мультикультурного подхода.

11. Нахождению и соблюдению баланса этноцентризма и этнического альтруизма, который позволит поддерживать этнокультурное разнообразие, наладить межкультурный диалог и служить интересам всего общества.

12. Повышению степени осознания учащихся себя частью образовательного коллектива.

13. Появлению заинтересованности учащихся в снижении социальной напряженности в обществе.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. 231 с.

2. Диалог культур в воспитании толерантности учащихся: сб. науч. трудов / сост. Д.В. Поль, Т.Г. Мельник, А.В. Фоменко. М.: ИХО РАО, 2010. 206 с.

3. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. М., 2002. 160 с.

4. Клименко Е.В. Этнические различия и толерантность: к проблеме разработки социально-культурных программ формирования межэтнической толерантности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С. 46-50.

5. Луценко Е.Л., Ефимова Д.В. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 11 (19). С. 21-36.

6. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 289 с.

7. Storti C. The Art of Crossing Cultures. Yarmouth, Maine: Intercultural Press, 1989. 375 p.

8. Дайджест по толерантности. URL: http://www.azovlib.ru/page/resurscbs/biblioposobiya/ posobiya/Tolerantnost.htm.

9. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70184810/.

10. Что такое толерантность и почему её надо воспитывать. Выступление на занковских педчте-ниях учителя высшей категории Н.В. Уваренковой. URL: http://lybohna2005.narod.ru/Kopilka/ metodika_stati/uvarenkova/tolerantnost.pdf.

11. Васильева А.А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка // Проблемы и перспективы развития образования: мат. междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. Пермь: Меркурий, 2011. С. 52-55. URL: http://www.moluch.ru/ conf/ped/archive/17/410/.

12. Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. URL: http://www.prosv.ru/metod/dgur/9.html.

13. Скрипкина Т.П. Установки толерантного сознания, доверия и ксенофобии у молодежи, проживающей в южно-российском регионе РФ // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 136-151. URL: http://psyjournals.ru/social_psy/2010/n1/34219_full.shtml.

14. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/tolerantnost#a3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.