DOI: 10.17805/trudy.2023.1.6 ФИЛОСОФИЯ
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ
И.С. Иванова Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье рассматриваются методы воспитания любви и уважения к русскому языку на семинарах по русскому языку и культуре речи. Автор предлагает перенести изучение данного предмета в гипертекст истории России, связать его с достижениями страны, биографиями заслуженных деятелей искусства и науки, наших героев. Целями воспитания любви к русскому языку являются не только повышение грамотности, но и патриотическое воспитание, развитие сознания и самосознания, создание гармонично развитой личности.
Ключевые слова: любовь; уважение; значимость; история Отечества; филаутия; личность педагога; воспитание души; гуманный человек
METHODS OF FOSTERING LOVE AND RESPECT FOR THE RUSSIAN LANGUAGE
I.S. Ivanovа Moscow University for the Humanities
Abstract: The article discusses the methods of fostering love and respect for the Russian language at seminars on the Russian language and speech culture. The author suggests transferring the study of this subject to the hypertext of the history of Russia, linking it with the achievements of the country, biographies of honored artists and scientists, our heroes. The goals offostering love for the Russian language are not only to increase literacy, but also patriotic education, the development of consciousness and self-awareness, the creation of a harmoniously developed personality.
Keywords: love; respect; significance; history of the Fatherland; philautia; personality of the teacher; education of the soul; humane person
Главным ключевым словом работы является лексема «любовь», поэтому мы рассмотрим определения данной категории в философии и то, как, исходя из них, можно воздействовать на обучение предмету. Г. В. Ф. Гегель писал об объекте любви: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя...» (Гегель, Электр. ресурс). Забыть себя в любви к предмету - дар для немногих. Характерен пример В.И. Даля, который, будучи по отцу датчанином, по матери немцем, считал, что он мыслит на русском, следовательно, русским является, и посвятил 50 лет созданию «Толкового словаря живого великорусского языка». Такая любовь - это следствие призвания, и задача педагога, увидев особенно одарённых детей, хвалить их, пробуждать веру в свои силы, проявлять индивидуальный подход, давая задания, соответствующие дарованию. Г.В.Ф. Гегель пишет, что предмет любви, в котором растворяется любящий, является значительным, и, становясь причастным к нему, человек обретает чувство собственной значимости.
«...я обретаю себя в лице другого, что я обладаю в нём значимостью» (Там же). Следовательно, педагогу необходимо показать учащимся величие и ценность русского языка в глазах уважаемых обществом людей. В первые занятия надо включить стихотворение И. Тургенева «Русский язык», указать, что стихи о языке писали такие поэты, как А. Ахматова, Н. Гумилёв, И. Бунин, В. Брюсов, В.С. Шефнер, Н. Заболоцкий, А. Яшин, В. Рачков, М. Матусовский, А. Дементьев, М. Крюков, А. Шибаев. Необходимо задать учащимся на дом наизусть выучить стихотворение о русском языке и сделать его комплексный анализ.
Развивая когнитивные и творческие способности, надо попросить найти стихи о языке современных поэтов, самим сочинить стихотворение. Формирование любви к языку должно идти рука об руку со знанием истории Отечества, через которую люди становятся причастны к победам и достижениям человечества. Надо напомнить, что именно после победы над Наполеоном русские дворяне стали стремиться говорить не только на французском, но и на русском языке, начали открывать для себя многогранность этого языка, в котором, по словам М. Ломоносова, есть «... великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях кратость греческого и латинского языков.» (Ломоносов, Электр. ресурс). Надо высвечивать эстетическую функцию языка, сочетая обычные упражнения со стихами поэтов. В теме «Художественный стиль» рассматривать произведения классиков в аспекте их мастерства, разнообразия тропов и риторических фигур. Важно коснуться идеологической функции языка, показать, какое внимание уделяет государство развитию и прославлению родного русского языка, сделать учащихся участниками праздников «День поэзии» (21 марта), «День русского языка» (6 июня), тотальных диктантов, конференций, посвящённых феноменам русского языка и классикам художественной литературы, подчёркивая, что всем этим занимаются индивиды, достигшие высокого положения в обществе. Надо оградить от насмешек и пародий цитату В. Маяковского «Да будь я / и негром преклонных годов/, и то, /без унынья и лени, / я русский бы выучил / только за то/, что им разговаривал Ленин //» (Маяковский, Электр. ресурс). Необходимо ввести эту фразу гипертекст истории России, рассказать, что в советский период, когда в СССР русский язык в качестве государственного был значим для всех народов, интерес к изучению русской речи был велик. Настоящая любовь к языку невозможна без любви к России и уважения к достижениям своей страны. Но поскольку русскому человеку свойственно преклоняться перед всем заграничным, следует указать, что пример изучения русского языка россиянам могут преподнести иностранцы - послы, дипломаты, журналисты, говорящие и пишущие на нём иногда лучше, чем отдельные носители языка, а также сообщить, что задача изучения русского входит во внешнюю политику России, так, например, С.В. Лавров писал «.в современном мире фактор языка ...определяет авторитет государства. Поддержка русского языка за рубежом занимает одно из важных мест и в ряду наших внешнеполитических задач» (Лавров, 2005: 12). Необходимо усиливать ощущение причастности к судьбе русского языка, изучить сти-
хотворение А. Ахматовой «Мужество», в котором есть строки: «мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» (Ахматова, Электр. ресурс). Надо объяснить, что в пространственно-временном континууме создания данного произведения важно было победить в войне, чтобы язык России не оказался мёртвым. Коснуться современной политической обстановки, подчеркнуть, что проблемы сохранения русской речи остаются актуальными по сей день, и решение их зависит от уровня культуры, духовности и грамотности современной молодёжи.
Р. Декарт в трактате «Страсти души» пишет: «Любовь есть волнение души, вызванное движением духов, которое побуждает душу по доброй воле связать себя с предметами, которые кажутся ей близкими» (Декарт, Электр. ресурс). Из данного определения следует, что воспитание любви к русскому языку должно создавать ощущение близости предмета, его содержания, к кругу проблем учащихся. Надо подбирать задевающие всех тексты, ставить вопросы, касающиеся выбора позиции студентом в мире, давать возможность самовыражения в выборе тем докладов, рефератов и в творчестве.
Необходимо самыми разными способами создавать ситуацию удовлетворённых потребностей индивида, представленных в пирамиде А. Маслоу, и особенно потребностей в самореализации. Это не только свобода мысли в сочинениях, эссе, рассказах, своих тестах, но и связь с профессиональными предметами, реализация ОПК и ПК на уроках русского языка и культуры речи. Например, для артистов в теме «Художественный стиль» можно провести конкурс выразительного чтения стихов, в теме «Разговорный стиль» - инсценировку диалогов, в теме «Лексические нормы» - игру «Узнай фразеологизм, изображённый при помощи мимики и жестов», в теме «Культура спора» придумать и инсценировать спор.
У человека есть потребность в филаутии, и язык он должен воспринимать как часть себя. В хорошем владении речью проявляются феномены власти и суггестии. Хиазм автора статьи «Любите не себя, но язык в себе» можно изменить на фразу «Любите язык в себе как себя, свои реальные и кинетические возможности». Воспитание любви к предмету должно иметь в основе любовь к себе настоящему и будущему, стремление стать личностью защищённой, свободной, одобряемой обществом, способной максимально адаптироваться в социальной среде, выполнять волюнтативную, суггестическую функции, быть лидером, иметь эмотивные качества, необходимые гуманному человеку.
Уильям Глассер был первым учёным, который исследовал потребности индивидов в свободе. По мысли Э. Фрома; «.позитивная же свобода означает полную реализацию способностей индивида.» (Фромм, Электр. ресурс). Обычно потребность в свободе хороший педагог удовлетворяет тем, что даёт учащимся высказывать своё мнение, выбирать формы и темы заданий. Но также может присутствовать и реклама предмета, в которой овладение им даёт возможности быть свободным, защищённым в общении. Например, зная основы культуры спора в дисциплине «Русский язык и культура речи», можно победить, не нажив себе при этом врагов, а владея речью, в самой унизительной ситуации можно остаться на высоте.
Так, попав рабство, Диоген попросил торговца рабами спросить: «Кто хочет купить себе господина! 'И когда один человек купил его, Диоген сказал покупателю, что теперь тот должен его во всем слушаться. Тот рассмеялся, но потом действительно во всем слушался Диогена». Человек свободен внутренне, когда он имеет возможность свободно мыслить и выражать свои мысли. Эта внутренняя свобода личности возможна даже в плену, вспомним Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Чтобы свободно мыслить, надо вообще уметь мыслить, создавать силлогизмы, энтимемы и другие умственные конструкции, чему способствует изучение и применение правил правописания, пунктуации, их алгоритмы, правила спора, развивающие логику, недаром логичность - компонент культуры речи.
В современной мировой политической ситуации многие индивиды стремятся самостоятельно сделать «скачок из царства необходимости в царство свободы» (Энгельс, Электр. ресурс). Важно убедить их, что лучше «эмигрировать в царство духа» в надежде на лучшие времена, чем уезжать из страны. Личность должна иметь богатый внутренний мир, мыслить на своём языке, и здесь можно вспомнить работу М. Хайдегерра «Язык и мышление» и его знаменитую фразу «Язык - дом бытия» (Хайдегерр, Электр. ресурс). Часто, каков выбор языка, мышления на данном языке у человека, таков и его дом внутренний и внешний. Надо объяснять учащимся последствия правильного выбора слов, речевых конструкций для создания собственного благополучия и эффективного общения с другими, учить их применять эвфемизмы, быть в меру толерантными к другим там, где это нужно и возможно. С мыслительными процессами связано формирование сознания, самосознания, самоидентификации, национального самосознания.
Через язык, тексты классиков и современных авторов для объяснительных и выборочных диктантов, можно внушить любовь к природе русского края. «.. .Для правильного воспитания личности нужно воздействие и на чувственную сферу.» (Иванова, Электр. ресурс).
Эмоционально-экспрессивная функция языка наиболее ярко выражена в художественной литературе. Это произведения С. Есенина, К. Паустовского, С. Воронина и др. Для студентов групп «Вокальное искусство» можно дать задание: выбрать русскую песню, спеть её и разобрать художественные особенности, предложив им сборники «40 русских народных песен» М.А. Балакирева, «100 русских народных песен» Н.А. Римского-Корсакова (Костина, Хорина: Электр. ресурс). Через тексты о знаменитых людях России можно воспитать уважение к талантливому русскому народу. В теме «Публицистический стиль» есть задание найти статью об известном россиянине, указать вклад знаменитости в наследие России. Не менее важны тексты, в которых с лучшей стороны представлены государственные деятели страны и её герои. Нужно прививать интерес к чтению русских классиков, постоянно упоминая об их книгах. Так, в ходе семинара «Публицистический стиль», рассказывая о корреспонденте К. Симонове, нужно коснуться его стихов и прозы. При изучении темы «Фразеологизмы» можно дать доклад об истории славянских и российских фразеологизмов, что напомнит об истории древних русских ремесел, произведе-
ниях российской классики. Любовь к своей стране воспитывается через стремление к созиданию. И. Ильинский среди задач воспитания указывал, что наряду с патриотическим воспитанием необходимо формирование «потребностей к освоению и производству ценностей культуры» (Ильинский, Электр. ресурс). Нужно предлагать больше творческих заданий и хвалить за их выполнение. Вместе с тем надо учить студентов быть толерантными к языкам иных культур, понимать, что «патриотизм и национализм - это понятия различные» (Иванова, Электр. ресурс). Самобытность России заключается не только в её оригинальной культуре, но и в открытости для других стран, способности к конструктивному диалогу с иными культурами.
Педагог как человек должен вызывать у студентов уважение и сам ценить личность каждого ученика, уметь находить хорошее и в студентах, и в их работах, ответах, любить свой предмет и тех, кто ему обучается. Любить учеников сложно, т.к. их проступки порой вызывают гнев. И здесь надо помнить «Первое послание апостола Павла к коринфянам», изложенное в Новом завете «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Первое послание апостола., Электр. ресурс). Христианская любовь педагога к ученикам должна быть и требовательной. Люди с удовольствием выполняют задания того, к кому испытывают хотя бы симпатию, поэтому нужно уметь вызывать у других это чувство. Т.О. Скрябина в статье «Педагогические идеи Д. Локка» указывает, что философ предлагал сделать обучение весёлым, т.к. «скука убивает мыслительный процесс» (Скрябина, Электр. ресурс). Педагог должен сам быть нескучным человеком, знать профессиональные игры для своего предмета.
Воспитательно-образовательный процесс телеологичен, и важно помнить, что итог пробуждения и расцвета любви к русскому языку должен быть в воспитании души, в реализации слов Иисуса Христа: «...по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Евангелие от Иоанна, Электр. ресурс).
Воспитание любви и уважения к русскому языку связано с удовлетворением потребностей учащихся в познании, желании быть значительными, причастными к великому, свободными, с потребностью самовыражения. Через язык можно показать самобытность российской культуры. Важно воспитывать творческую личность, способную созидать на благо своей страны и мира, а не только потреблять. Воспитание любви к русскому языку должно быть не только самоценным, но и прививать любовь и уважение к людям и к окружающему миру. Особенно важно активизировать в этом телеологическом процессе коммуникативную, аксиологическую, идеологическую, эстетическую функции языка. В воспитании любви и уважения к языку велика личность педагога, который должен постоянно самосовершенствоваться, отвечая на вызовы современности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ахматова А.А. Мужество // О любви [Электронный ресурс] URL: https:// mnemtse.livejournal.com/167379.html (дата обращения: 10.12.2022).
Гегель Г.В.Ф. Философия права // О любви [Электронный ресурс] URL: https:// mnemtsev.livejournal.com/167379.html (дата обращения: 16.12.2022).
Декарт Р. Страсти души // filosof. historic.ru [Электронный ресурс] URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000538/st001.shtml (дата обращения: 10.12.2022).
Евангелие от Иоанна //azbyka.ru [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/ biblia/in/?Jn.13:35&r (дата обращения: 16.12.2022).
Иванова И.С. (2021) Об образовании и воспитании: к вопросу о проблеме глобальной безопасности //Ученый совет, №5, [Электронный ресурс] URL: https://panor.ru/articles/ob-obrazovanii-i-vospitanii-k-voprosu-o-probleme-globalnoy-bezopasnosti/70452.html (дата обращения: 16.12.2022).
Ильинский И.М. (1995) Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений [Электронный ресурс] URL: http://viperson.ru/articles/i-m-ilinskiy-osnovy-kotseptsii-vospitaniya-zhiznesposobnyh-pokoleniy (дата обращения: 16.12.2022).
Костина А.В., Хорина П.Г. (2022) Культура массового общества: от крестьянского фольклора - к городской песенности // Знание. Понимание. Умение. [Электронный ресурс] URL: https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1628 (дата обращения: 10.12.2022).
Лавров С.В. (2005) Русский язык в мире: современное состояние и тенденции распространения, Вып. 3, М.: Центр социального прогнозирования, 320 с.
Ломоносов М. Российская грамматика // lomonosov. niv.ru [Электронный ресурс] URL: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/nauka/rossijskaya-grammatika/o-chelovecheskom-slove.htm (дата обращения: 16.12.2022).
Маяковский В. Нашему юношеству: стих // rustih. [Электронный ресурс] URL: https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-nashemu-yunoshestvu/ (дата обращения: (16.12.2022).
Первое послание апостола Павла к коринфянам. Новый завет //days.pravoslavie. ru. [Электронный ресурс] URL: https://days.pravoslavie.ru/bible/b_1-kor13.htm (дата обращения: 16.12.2022).
Скрябина Т.О. (2020) Педагогические идеи Д. Локка // cyberleninka.ru. [Электронный ресурс] URL: cyberleninka.ruhttps://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vzglyady-dzhona-lokka/viewer (дата обращения: дата обращения: 16.12.2022).
Фромм Э. Бегство от свободы // librebook.me [Электронный ресурс] URL: https:// librebook.me/escape_from_freedom/vol8/1 (дата обращения: (16.12.2022).
Хайдегерр М. Письмо о гуманизме. Время и бытие //studme.org [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/42259/filosofiya/haydegger (дата обращения: (дата обращения: 16.12.2022).
Энгельс Ф. Анти-Дюринг // academic.ru [Электронный ресурс] URL: https://dic. academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2499/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0 %BE%D0%BA (дата обращения: 16.12.2022).
Иванова Ирина Сергеевна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: Lesnaya10@yandex.ru
Ivanova Irina Sergeevna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies of the University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-60-21. Email: Lesnaya10@yandex.ru
Для цитирования:
Иванова И.С. Методы воспитания любви и уважения к русскому языку. 2023. № 1. С. 33-39. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.1.6