Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / образование / культуроцентричность / мировая культура и искусство / традиции / upbringing / education / culturocentricity / world culture and art / traditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Татьяна Николаевна

В статье анализируется воспитательный потенциал профессиональных дисциплин На примере дисциплины «Мировая культура и искусство». Автор предлагает поднимать наиболее актуальные темы по современным проблемам, которые востребованы обучающимися, используя системный подход и диахронно-синхронный принцип изучения исторического материала. Также для эффективной реализации курса необходимо его визуальное наполнение и включение в него современного аудиовизуального контента, как части освоении учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF PROFESSIONAL DISCIPLINES AT THE UNIVERSITY

The article analyzes the educational potential of professional disciplines on the example of the discipline «World Culture and Art». The author suggests raising the most relevant topics on modern problems that are in demand by students using a systematic approach and the diachronous-synchronous principle of studying historical material. Also, for the effective implementation of the course, it is necessary to visually fill it and include modern audiovisual content in it, as part of the development of educational material.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ»

DOI: 10.17805/trudy.2023.2.3 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Т.Н. Миронова Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье анализируется воспитательный потенциал профессиональных дисциплин На примере дисциплины «Мировая культура и искусство». Автор предлагает поднимать наиболее актуальные темы по современным проблемам, которые востребованы обучающимися, используя системный подход и диахронно-синхронный принцип изучения исторического материала. Также для эффективной реализации курса необходимо его визуальное наполнение и включение в него современного аудиовизуального контента, как части освоении учебного материала.

Ключевые слова: воспитание; образование; культуроцентричность; мировая культура и искусство; традиции

EDUCATIONAL POTENTIAL OF PROFESSIONAL DISCIPLINES AT THE UNIVERSITY

T.N. Mironova Moscow University for the Humanities

Abstract: The article analyzes the educational potential of professional disciplines on the example of the discipline «World Culture and Art». The author suggests raising the most relevant topics on modern problems that are in demand by students using a systematic approach and the diachronous-synchronous principle ofstudying historical material. Also, for the effective implementation of the course, it is necessary to visually fill it and include modern audiovisual content in it, as part of the development of educational material.

Keywords: upbringing; education; culturocentricity; world culture and art; traditions

Воспитательная функция вуза долгое время не была определена как задача, согласно первой редакции закона РФ ФЗ «Об образовании в РФ» от 20.12.2012 г. В редакции закона 2012 г. «образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения...» (Об образовании..., Электр. ресурс). В 2020 г. были приняты изменения в п.2. в редакции ФЗ от 31.07.2020; 304-Ф3. В нем появилось понятие «воспитание», оно определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников отечества и подвигам героев Отчества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде» (Об образовании., Электр. ресурс).

Согласно данному определению целый ряд дисциплин учебного плана дол-

жен быть ориентирован на реализацию деятельности по воспитанию обучающихся. Исходя из определения понятия воспитания эта задача может быть выполнена при освоении таких дисциплин как история, социология, правоведение, культурология, экология, философия, русский язык и культура речи, этика, мировая культура и искусство и др., например, социология дает знание о тенденциях изменения современного общества и основных факторах, влияющих на эти изменения, что крайне важно знать современному молодому человеку.

К сожалению, вплоть до настоящего времени многие обучающиеся имеют точку зрения, что социально-гуманитарные дисциплины- это ненужная для них нагрузка, это дисциплины, не способные помочь им в их будущей профессиональной деятельности и карьере. Нередко подобного мнения придерживаются и вузы, если и не отменяя гуманитарные дисциплины, то значительно сокращая часы на их освоение в учебном плане.

В итоге формируется обученный и «невоспитанный» будущий работник, служащий, чиновник, равнодушный к судьбе своей страны; не обладающий сформированной гражданской позицией, нравственными императивами; не идентифицирующий себя с культурой и народом, в которых он живет. Он обучен профессии, но не обучен жизни ради других, сопереживанию, милосердию, чувству долга, уважению к старшим.

История - именно та наука, которая формирует на основе изучения факторов и событий прошлого, адекватное понимание происходящих явлений и событий настоящего, в целях сознательного управляемого процесса будущего развития. В профессиональной деятельности «История» способствует формированию гражданской позиции, чувства уважения к своей стране, а, следовательно, мотивирует будущего работника трудиться на благо своей родины, развивать ее социально-экономический потенциал, беречь ее недра, богатства, природу. Потеря исторической памяти может обернуться вымиранием нации, переиначиваем памяти, потерей национальной идентичности.

Философия - это любовь к мудрости, знанию. Философия дает возможность понять себя и других людей (Кто я есть в этом мире?); учит рассуждать и мыслить; это возможность рефлексии в окружающем мире. К сожалению, утилитарно-ориентированный тип личности, порожденный потребительским обществом, не видит в философии практического применения, а, следовательно, зачем ее изучать, если это не нужно? Философия должна акцентировать внимание на изучении проблем бытия, предлагать варианты их решения.

Экология формирует у студентов целостную систему знаний о живой природе и месте в ней человека. Важная цель изучения курса - осознание причин глобального экологического кризиса, изучение принципов экологической безопасности.

Русский язык и культура речи. Главная задача дисциплины «русский язык и культура речи» обозначена в Указе Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей (09.11.2022 №809. III/ 23/л): «защита и под-

держка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка, в том числе, недопущение использования нецензурной лексики, противодействие излишнему использованию иностранной лексики». «Русский язык и культура речи» формирует национальную идентичность, следовательно, дисциплина способствует воспитанию национального характера, закладывает основы любви к Родине и чувство патриотизма (Об утверждении основ..., Электр. ресурс).

Этика - наука о морали. Этика формирует знания человека о нравственных ценностях. Основными категориями этики является - смысл жизни, добро и зло, долг, честь, совесть, любовь, дружба, свобода и ответственность. Дать молодому поколению верные установки на основные категории этики; объяснить для чего важна в жизни человека любовь и дружба; дать знания о свободе и ответственности и т.п. - задача дисциплины. Этика - древняя наука, исследующая понимание морали в разные исторические эпохи и в разных культурах. Она помогает осознать истинный смысл и ценность человеческой жизни; принять границы свободы, н усвоить «золотое правило»- не делай другим того, чего не желаешь себе.

Однако, цели и задачи вузовских дисциплин не способны решить полноценно задачу воспитания личности без необходимого наполнения их содержательной составляющей и адекватных современности способов подачи материала. Огромное значение в подготовке обучающихся занимает профессионализм, а также личностные качества преподавателя (наставника) способного быть не только образцом для подражания, но и донести суть проблемы, высказать гипотезы и предложить решение.

Воспитание как часть социализации представляет собой целенаправленный управляемый и контролируемый сегмент, который можно назвать. явной преднамеренной функцией институтов социализации, транслирующих социальные номы и культурные ценности новым поколениям (Ковалёва, 2021).

Вузы - это один из важнейших институтов социализации молодежи, способный сформировать за 4-6 лет обучения личность, подготовленную к жизни в условиях современных вызовов. Вузы могут выполнять воспитательные функции успешно, если располагают высококвалифицированным персоналом, постоянным составом научно-педагогических кадров, мотивированным к работе с молодыми людьми, не только транслирующим опыт и знания, но и состоящим их преподавателей-личностей, которым присущи высоко моральные качества, а также чувство патриотизма и осознания своей миссии. Немаловажное значение в условиях современного общества приобретает также наличие достаточной материально-технической базы вуза.

Трансляция знания и воспитание в современном обществе немыслимы без использования информационно-коммуникативных технологий, т.к. молодое поколение плохо воспринимает информацию из печатных изданий, плохо усваивает выступление лектора без визуального сопровождения и проблематизации. Клиповое мышление, приоритет визуализации и другие факторы определяют вос-

приятие обучающимися учебного материала. На примере дисциплины «Мировая культура и искусство», мы покажем способы изложения материала, содержательную сторону реализации воспитательной функции, представим задачи, способные целенаправленно воздействовать на обучающихся.

Компетенция УК-5, закрепленная за дисциплиной, согласно ОПОП по направлению 43.03.02 «Туризм» Московского гуманитарного университета от 21.06.2021 - это способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте. Т.к. компе-тентностный подход предполагает наполнение дисциплины наиболее подходящими компетенциями, то для некоторых программ вузов в учебном плане также может применяться компетенция УК-6 - способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

Учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Мировая культура и искусство» составляют: Рабочая программа курса (предлагающая изучение мировой культуры, начиная с первобытной эпохи до современности), учебники и учебные пособия (Каган М.С. «Введение в историю мировой культуры». Книги 1-2; Соколова М.В. «Мировая культура и искусство»; Толстикова И.И. «Мировая культура и искусство»; Попов Е.А. «Мировая культура и искусство. От первобытности до Возрождения»; и др.).

Дисциплина «Мировая культура и искусство», как, впрочем, и «Культурология», в современном учебном процессе представлена как часть всеобщей истории и рассматривается диахронно. Однако, на наш взгляд, для современного молодого поколения отсутствие взаимосвязи с современностью представляется весомой проблемой. Антрополог М. Мид, выдвинула теорию о существовании трех типов культур: постфигуративной, конфигуративной, префигуративной. М. Мид считает, что наступает новый для истории период, когда молодежь с ее префигура-тивным схватыванием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами (Мид, 1983). Произошла межпоколенная трансмиссия культуры. Эпоха несет на себе культ молодости, а, следовательно, учебные дисциплины должны строиться, начиная с анализа актуальных проблем современности, а затем уже выявлять корни этих проблем в прошлом.

С нашей точки зрения, это обусловлено объективными факторами, связанными с разрывом межпоколенных связей. После распада Советского Союза и слома прежней системы ценностей, Россия вновь обратилась к модернизации, в варианте вестернизации. Прежние связи с советским культурным пространством были заменены на включенность в пространство западного мира и западных ценностей. В результате этой трансформации в России выросло целое поколение молодых людей, оторванных от своего прошлого, ориентированных на универсальные западные ценности и нормы.

Но поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть прошлого наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Раз-

рыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей - носителей данной культуры. Благодаря трансмиссии культуры каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее (Грязнова, 2010). А если происходит слом социально-экономической системы, меняется политическая ситуация, а национальные ценности заменяются западными образцами как произошло в России в 90-00 гг., возможно ли сохранить преемственность поколений? Э.А. Баллер, отмечает, что преемственность имеет разные формы и выделяет преемственность прогрессивную на основе поступательного развития - она сохраняет в качественно новых условиях положительный результат, достигнутый на предыдущих этапах развития. А также преемственность инволюционную, сохраняющую определенные качества изменяющегося объекта, но одновременно характеризующаяся исчезновением, утратой тех или иных признаков, некоторых результатов, достигнутых ранее в процессе поступательного развития, т.е. они характерны для регрессивных изменений - и заключает, что «преемственность есть необходимое условие любой формы изменения» (Баллер, 1987). С этой точки зрения, использовать мировое и национальное наследие можно всегда, когда в нем возникает потребность. Национальные ценности и приоритеты можно возрождать, сохраняя линию преемственности, даже при условии наличия регрессивных признаков.

В современном динамичном социуме, в отличии от традиционных обществ, где традиция лежит в основе любых изменений, опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются и механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения (Грязнова, 2010).

В связи с этим, когда мы начинаем с обучающимися говорить об опыте предыдущих поколений, то сразу оказываемся в ситуации отрыва от настоящего. Поэтому дисциплина «Мировая культура и искусство» начинается с лекции «В какой культуре мы живем?». Эта тема формирует у обучающихся заинтересованность в дисциплине, в ней раскрываются проблемы современного общества; осмысляется постмодернистская направленность культуры и искусства, трендовые направления в искусстве; изучается массовая культура как феномен современности, элитарная и народная культура. Современная культура- это культура которую потребляют, но не в которой живут. Жить в культуре - это значит преодолевать «кратковременность», «сиюминутность» момента и стремиться в вечность.

Культура не существует вне человека, он овладевает ею в процессе своего обучения и воспитания, т.е. в процессе передачи культурного опыта от одного поколения другому. Вторая лекция на тему «Культура как главное слово ХХ в.» предлагает материал о том, как человек «вошел» в культуру. Прежде чем прийти к культуре, осознать ее, европейскому человеку необходимо было «пройти три двери»: Возрождение - Реформация- Просвещение. Но именно в период Возрождения появляется сама «идея культуры», рожденная идейным течением - гуманизм. Гуманизм утвердил особое место человека в мире - это место между природой и Богом.

С точки зрения гуманистов существует три царства: 1. Царство Природы; 2. Царство человека и 3. Царство Бога. Место человека между природой и Богом - в гармонии. Человек может стремиться и тяготеть как к природе (к своим инстинктам), так и к Богу, стать Ангелом или Святым. Практически все сюжеты великих титанов Возрождения подчеркивают эту гармонию или диалог. Человек и Бог беседуют на земле, на фоне прекрасного пейзажа, беседуют о выборе человека о его слабостях и возможностях.

От чего же зависит этот выбор? Как определить, а правильный он или нет? Почему человек выбирает между добром и злом, хотя, вроде, выбор очевиден? Ответ на эти вопросы, таков, что вся ответственность за решения и их последствия целиком и полностью ложиться на человека. Выбор его свободен, как выбор разумного существа. Выбор живого существа продиктован необходимостью и желанием выжить, а выбор человека стремлением к Богу (Абсолюту, Вечности).

Культура как созидательное начало позволяет человеку делать правильный выбор. Выбор зависит от разума! Если свобода выбора уводит человека к культуре - он сохраняет себя в вечности, а не в ветхости.

Третья тема «Цивилизационные аспекты современности» описывает наличие различных концепций цивилизации (Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона, а также современных авторов). Изложение материала основывается на позиции, возможного существования универсальной цивилизации которая не ликвидирует барьеры между культурами, а дает возможность личности перемещаться из одного культурного пространства в другое, на основе свободного выбора культур. Подчеркивается важность диалога, когда любая культура, может стать «моей культурой». Сегодня свободное перемещение в культурном пространстве, также становится проблемой, поэтому современное общество- это «цивилизации», границы которых, определяются культурными границами и такое перемещение затруднено, в том числе, появлением «неоварварства», выражающегося в стремлении к культурной гегемонии только одной западной цивилизации, распространением движения «культура отмены».

Остальные темы дисциплины «Мировая культура и искусство» основаны на более конкретном раскрытии компетенции УК-5 - способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте и предлагают ознакомиться с многообразием культур современного мира, задача- показать их уникальность, колорит, достижения и вклад в сокровищницу мировой культуры.

Воспитание способности к восприятию межкультурного разнообразия основывается на знании особенностей этого разнообразия, изучения тех уникальных характеристик, которые присуще той или иной культуре. Но немаловажным является осознание того, что претензия западной цивилизации на гегемонию несостоятельная, т.к. она игнорирует культурные особенности стран, народов, находящихся за пределами западного мира (Межуев, 2016).

Следовательно, еще одной задачей курса является позиция, согласно кото-

рой, в каждой стране, у каждого народа свои ценности, своя ментальность и качества, присущие только данной культуре. Поэтому при построении курса следует основываться не только на историческом подходе, но и использовать культурологический, географический, цивилизационный, т.е. изучая мировую культуру необходимо стремиться реализовывать системный подход. Основы анализа должны выстраиваться не на основе дихотомии центра и периферии, цивилизации и варварства, севера и юга, востока и запада, а на принципе равнозначности культуры, даже при разных уровнях социального и технического развития, формы политической организации власти.

При этом, используя исторический подход, мы все-таки подчеркиваем прогрессивное развитие человечества от самых ранних форм его существования и до настоящего времени. И даже если поступательное движение вперед продевается, эти явления исторического порядка носят кратковременный характер и преодолеваются в процессе межкультурного диалога.

Завершающий раздел дисциплины «Мировая культура и искусство» раскрывает уникальность русской цивилизации, как цивилизации сформировавшийся на основе диалога востока и запада, но создавшей свой уникальный самобытный национальный код. Россия смогла собрать под своим «крылом» множество народов и народностей, объединенных русскими ценностями, русским языком («русский мир»), но при этом сохраняющих свои национальные устои и традиции. Большинство стран мира находящихся во взаимодействии с западом, составляют тип Запад-Запад или Запад-Восток. Глобализация попыталась сгладить эти различия, предложив универсальный цивилизационный тип на основе западной цивилизации. В отличии от многих стран Россия никогда не выходила из диалога с Востоком и с Западом. Не всегда это был только диалог, случалась и экспансия, но ощущение не до конца сделанного выбора складывается вплоть до настоящего времени. Заключительные темы курса должны дать обучающимся ответ на вопрос о традициях, обычаях русского народа, познакомить с культурным наследием России, чтобы наладить связь поколений в префигуративном типе культуры, как бы это не было сложно.

Стоит отметить, что воспитание- это целенаправленный и управляемый процесс, в связи с чем, при преподавании дисциплин необходимо опираться на ряд принципиальных моментов, которые должны быть отражены в курсе. Во-первых, культуроцентричность (Культуроцентричность как методологическая основа., 2009). Во-вторых, дисциплины, формирующие гражданскую позицию, мировоззренческую основу, формирующие личностные качества и креативное мышление - философия, социология, логика, история, этика, культурология и др. должны обязательно присутствовать в учебном плане, причем иметь достаточный объем часов, не менее 4 зачетных единиц. В-третьих, эти дисциплины должны начинаться с выявления актуальных проблем и задач, с характеристики современного общества, идеалов его развития, раскрытия угроз безопасности. В-четвертых, научить нестандартно мыслить, подходить к решению задач твор-

чески, что достигается в результате проектной деятельности индивидуально или в команде. В-пятых, отстаивать уникальность национальной культуры, ее особый исторический путь, уважать великие достижения и знать своих героев.

Достижение данных задач возможно осуществить с помощью использования современных информационных технологий, как необъемлемой части нашей жизни. Речь идет не только о чисто образовательном контенте - лекции-презентации, творческие задания, образовательные платформы, но и об обучающих кинофильмах, интерактивных книгах, квестах, мастер-классах на объектах культурно-исторического и природного наследия. Это взаимосвязанная системная работа сферы образования и сферы культуры, реализуемая в основах государственной культурной политики. Важное значение в решении воспитательных задач имеют педагоги, способные донести знания, увлечь познанием, предложить возможности развития нестандартного и творческого мышления.

Современные проекты для молодежи, например, Всероссийский конкурс «Большая перемена» играют одну из ведущих ролей в этом процессе. «Большая перемена»- время новых возможностей, это сообщество для школьников, тех кто готов меняться и менять мир. Конкурс проходит по номинациям: «Создавай будущее!», «Меняй мир вокруг!», «Твори!», «Познавай Россию!», «Делай добро!», «Помни!», «Сохраняй природу!», «Открывай новое!», «Служи Отечеству!» и др. На наш взгляд эти проекты несут не только воспитательную функцию, но и познавательную, патриотическую, экологическую и главное- гуманистическую. Проект «Точка кипения» реализуется для вузов, стимулирует технологическое развитие страны посредством взаимодействия вуз - бизнес партнер-научная организация-региональные институты развития. «Российское движение детей и молодёжи» - еще одна современная организация для молодого поколения, позволяющая реализовать свои способности и строить будущее.

Следовательно, в современном мире, образование и воспитание - это совместная работа различных институтов - школ, вузов, организаций и движений для детей и молодежи, государственных управленческих образовательных и культурных организаций, всего общества. Роль профессиональных дисциплин в воспитании огромна, но реализовывать ее следует комплексно, с учетом данной функции другими субъектами образовательной деятельности и институтами воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баллер Э.А. (1987) Социальный прогресс и культурное наследие, М.: Наука, 160 с.

Грязнова Ю.Г. (2010) Межпоколенная трансмиссия культуры: генезис содержания и форм передачи знаний и опыта между поколениями// Молодежь современной России: альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений. Сб. ст. (Проблемы философии) М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. [Электронный ресурс] URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/mezhpokolennaya-transmissiya-kultury-genezis-soderzhaniya-i-form-peredachi-znaniy-i-opyta-mezhdu-po koleniyami?ysclid=lburue3mkb558761235 (дата обращения: 10.12.2022)

Ковалёва А.И. (2021) Динамика воспитательной функции высшей школы в России//Знание. Понимание. Умение. № 4, с. 33.

Культуроцентричность как методологическая основа проектирования нового поколения образовательных стандартов высшей школы (на примере направления «Социальная Работа») (2009) : монография / Григорьев С.И. [и др.]; Федеральное агентство по образованию, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского гос. ин-та стали и сплавов (технологического ун-та), Российский гос. социальный ун-т. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 179 с. С. 294-295.

Межуев В.М. (2016) Цивилизация или Цивилизации? (к спорам вокруг понятия цивилизации) //Знание. Понимание. Умение. М.: МосГУ, №2. С.40-52.

Мид Маргарет (1983) Культура и мир детства. М., 1983. С. 322-361.

Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) //Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 17.12.2022)

Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Текст]: Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 //Президент России [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 22.12.22)

Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (с изменениями и дополнениями) [Текст]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. № 516 //Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-08062017-n-516/ (дата обращения: 22.12.22)

Миронова Татьяна Николаевна - кандидат культурологии, доцент кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: tmironova@mosgu.ru

Mironova Tatiana Nikolaevna, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies of the Moscow University. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-60-21. Email: tmironova@mosgu.ru

Для цитирования:

Миронова Т.Н. Воспитательный потенциал профессиональных дисциплин в вузе. № 2. С. 23-31. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.2.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.