ция - юрист. Утверждён Министерством образования Российской Федерации 27. 03. 2000 г. № гос. per. 260 гум / сп.
8. Самигуллин, В. К. О формировании и развитии личности юриста. /
В. К. Самигуллин // Ежегодный научно-практический доклад Российского Союза Юристов - М.: Издательская группа «Юрист», 2004. - С. 255-257.
9. Стратегические цели и аксиологический базис образования в XXI в. // Педагогика. - 2005. — № 10 —С. 110-114.
10. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. - 304 с.
11. Левитан, К. М. Педагогическая деонтология. - Екатеринбург, Изд-во «Деловая книга», 1999. - 272 с.
12. Мухаметзянова, Г. В., Надеева М. И. Гуманизация образования, методологический подход // Гуманизация образования - императив XX в.: Сб. науч. тр. / ИЦ ПКПС Госкомвуза РФ. - Набережные Челны, - 1996. - Вып. 1. С. 44-51.
УДК 37,0+371
М. А. Назарова
ФАКТОРЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Для оптимизации процесса гуманитаризации естественнонаучного образования следует учитывать комплексное воздействие определенных факторов. Факторы гуманитаризации естественнонаучного образования-это причины, действенные силы процесса гуманитаризации в естественнонаучном образовании. Необходимо выделить факторы, под влиянием которых будет осуществляться гуманитаризация естественнонаучного образования.
По способу организации и характеру воздействия на субъекты педагогического процесса условно данные факторы можно разделить на две группы: 1) внешние - социокультурные факторы и 2) вузовские, специально организованные в вузе.
Социокультурные факторы опосредованно воздействуют на гуманитаризацию естественнонаучного образования, они совпадают с факторами гуманизации и дегуманизации общественного развития. Соответственно, можно выделить технологический, экономический, социальный, культурный, научный и экологический факторы. Их влияние необходимо учитывать, поскольку образование отражает состояние общества на определенном историческом, политическом и социальном этапе его развития, а также одновременно связано с теми процессами, которые происходят в науке.
Если внешние факторы опосредованно влияют на субъекты педагоги-
ческого процесса, то вузовские факторы, наоборот, непосредственно воздействуют на субъекты педагогического процесса. Что следует из сущности самого педагогического процесса: «Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии» [11, с. 84]. При этом педагогическое взаимодействие - это преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях [11, с. 84]. Поэтому вузовские факторы описывают деятельность преподавателя и студента.
Первым вузовским фактором является необходимость интеграции, междисциплинарного синтеза естественнонаучного знания и гуманитарного знания для становления личностной картины мира. Пространство естественных и гуманитарных наук, должно быть единым, а не жестко отделяться, для обеспечения целостного восприятия мира человеком.
В. А. Лекторский, Ю. В. Яковец, Ю. А. Шрейдер и др. обосновывают новый тип интеграции наук на «принципиальном единстве исследовательских методов».
Так, например, Ю. А. Шрейдер, описывая единство и взаимосвязь общественных наук, отмечает их насущную необходимость в потребности в единой научной картине мира. Исследователь в качестве примера приводит два механизма, лежащих в основе создания новых научных областей и обеспечивающих взаимодействие, взаимное «прорастание», тесный «симбиоз» естественных и общественных наук. Эти механизмы ученый называет «вегетативным» и «гибридным» [16, с. 70]. Методологический аспект взаимодействия наук, по мнению автора, содержится в проникновении методов одной науки в другую, которая в этот момент испытывает некий методологический кризис В таком случае сама методология науки начинает рассматриваться в новой познавательной ситуации не как наука о методах, а как учение об активности субъекта познания, что является важнейшим фактором гуманитаризации науки [16, с. И].
Принципы, на основе которых происходит интеграция естественнонаучных и гуманиатрных знаний, выделил II. В. Земель. К ним относятся:
1) такой гуманитарный принцип, как диалогизм, открытый М. М. Бахтиным, в приложении к естествознанию приобретает черты дополнительности, «согласно которому исследуемый ученым мир требует взаимодополнительных описаний, что указывает не недостаточность одной-единственной точки зрения»;
2) принцип открытости, «нежесткости» систем научного знания;
3) принцип включения субъектов деятельности в контекст науки [6, с. 24].
Итак, на современном этапе развития науки четко обозначается гуманитарный профиль общенаучных проблем (экология, космология, создание искусственного интеллекта и др.) Объекты познания представляют собой сложные комплексы, в которые в качестве неотъемлемой компоненты включен человек. Таким образом, можно констатировать факт взаимного обогащения естественных и гуманитарных наук, что способствует формированию целостной личной картины мира.
Вторым вузовским фактором является ориентация на культурную парадигму образования. Для обоснования этого фактора сошлемся на работу Л. П. Буевой «Человек, культура и образование в кризисном социуме». Исследователь отмечает сложность процесса развития и становления личности в связи с тем, что человек взаимодействует сразу с несколькими, зачастую противоречивыми, мирами природного, социального и культурного. Его развитие возможно сразу в двух направлениях: восходящем и нисходящем, по какому из них пойти зависит от самого человека, его осознанного выбора. «Причем если первый путь, - пишет Л. П. Буева, - требует значительных душевных усилий, образовательного труда, то второй реализуется при простом «снятии» образования или его минимализацией» [2, с. 83] . Автор отмечает, что разум и культура выполняют функцию механизмов тормоэ/сения агрессивности человека: «Культура и разум - защитный механизм огромной силы, но их защитно-воспитательную силу необходимо поддерживать и стимулировать - и, прежде всего, через систему образования и просвещения» [2, с. 84].
Современное высшее образование находится в поиске культурной парадигмы образования. Проблема состоит в том, что подобные парадигмы, как правило, ориентированы на общеобразовательные школы. Поэтому следует выделить те структурные компоненты, на основе которых будет спроецирована культурная парадигма образования вуза.
Проблема внутренней связи культуры, ее традиций, норм, стереотипов, общественной организации взаимодействия субъектов в образовании, с психологической позиции рассматривается как проблема отношения «мира взрослых» и «мира детства» (Орлов А. Б.) [10]. А. Б. Орлов делает категорический вывод о том, что «сейчас нельзя учить и воспитывать детей так, как взрослые делали это раньше» [10, с. 102].
Ученый выдвигает новые принципы образования (как единство обучения и воспитания), основанные на гуманистически ориентированной парадигме образования. Сопоставление принципов, на которых основывается современное образование, и тех принципов, которые, как считает А. Б. Орлов, должны лечь в основу новой образовательной парадигмы показывает, что «центрированная на мире детства» образовательная парадиг-
ма А. Б. Орлова представляет собой идеальную модель образования, ее перспективу, основанную на полной педагогической и родительской ориентации на саморазвивающуюся личность («принцип свободы», «принцип диалогизма»). Именно эти принципы могут лечь в основу культурной парадигмы образования вуза.
Следующим принципом является культуроцентричность, в нем учи- г тывается опыт человечества в освоении природного, социального и культурного миров. По мнению А. С. Запесоцкого и Б. М. Лига, культуроцентричность может быть методологической основой современного образования. Однако содержание этого принципа авторы определяют по-разному. А. С. Запесоцкий создает более обобщенную концепцию и считает, что культуроцентризм как методологическая основа образования предполагает понимание образования как ценностно-нормативной системы, формирующей «образ» личности как целостного и органичного субъекта культуры [5, с.62 - 66]. Б. М. Лига практически разрабатывает этот принцип и полагает, что «культуроцентричность выступает как обращенность к изучению культурных оснований жизнедеятельности личности (норм, ценностей, смыслов, типов поведения, традиций, идеалов), определяющих ее развитие в рамках существующей социокультурной действительности» [9, с.62]. При этом целью новой парадигмы образования, по мнению Б. М. Лига, будет являться формирование стремления личности к самореализации, саморазвитию, саморегуляции.
Существует точка зрения, что перевести образование в иное, культуросообразное, измерение можно через реализацию культурологического подхода, позволяющего представить человека в единстве социального и культурного начал, осуществляющего заинтересованное общение, диалог и сотворчество с другими людьми, культурой и природой (Хайдеггер М., Бубер М., Мид М., Батищев Г. С., Бахтин М. М., Библер В. С., Валицкая А. П., Кон И. С., Корнетов Г. Б., Ловецкий Г. И., Лотман Ю. М., Розин В. М., Сагатовский В. Н., Хазова Л. В., Ушинский К. Д., Пирогов Н. И., Каптерев П. Ф., Водовозов В. И., Неклюев Н. И., Лесгафт П.Ф., Лавров П. Л., Кропоткин П. А., Запесоцкий А. С., Зеньковский В. В., Куликов В. Б., Бим-Бад Б. М. и др.).
В широком смысле культурологический подход определяет культурный контекст образования, пути взаимовлияния образования и культуры, его применение способствует формированию представлений о цивилизации, о многих самобытных культурах, помогающих создавать целостную картину мира и понимать чужую культуру. Л. В. Хазова пишет: «Культурологический подход к построению новой модели образования предусматривает включение в ее содержание идеи понимающей рефлексии, идеи об отказе от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем, о критическом анализе собственных позиций, признании правомерности существования многих истин, умении строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс» [14, с.21].
Понимающая рефлексия, критический анализ, принцип диалогизма являются основой отношений субъектов педагогического процесса в условиях информационно-коммуникативного общества.
Гуманизация и гуманитаризация естественнонаучного образования требуют создания культурно-коммуникативной среды в вузе. Для современной отечественной системы общего и профессионального образования более плодотворной является концепция средового подхода к воспитанию (Веряев А. А., Виноградов В., Песоцкий Ю. С., Синюк А., Холина JI. И., Шалаев В. К. и др.). В соответствии с требованиями этого подхода на базе учебного заведения необходимо создать среду обитания, в которой каждый обучающийся смог бы найти свою «культурную нишу». Психолого-педаго-гически грамотное управление такой средой обитания обеспечит формирование профессионально-необходимых личностных качеств. Таким образом, множественность индивидуальных объектов управления может быть заменена одним, фундаментальным объектом - воспитывающей средой. Исследованием данной проблемы занималась JI. И. Холина. С точки зрения JL И. Холиной, среда-это пространственно-временная организация объективного мира, внешняя по отношению к объекту и оказывающая на него воздействие, влияя на его состояние и развитие [15, с. 142-146]. Любая среда по своему воздействию полифункциоанальна. Ее влияние на объект носит и образовательный, и воспитательный, и культурный характер.
Так, исследователи Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев занимаются созданием гуманитарной среды в инженерном вузе. Для них гуманитарная среда - это «совокупность организационных структур, педагогических технологий и традиций alma mater, направленных на формирование и развитие устойчивого гуманитарного интереса и морально-нравственных, творческих характеристик своих питомцев» [13, с. 50]. Они отмечают, что элементы среды в опосредованной форме влияют на формирование личностных и профессиональных качеств специалиста.
Итак, культурно-коммуникативная среда-это совокупность организационных мероприятий, в которых активно участвуют преподаватели и студенты, взаимовлияя, обогащая друг друга, с целью развития общей культуры каждого студента и, в частности, коммуникативной компетентности как ее составляющей.
В настоящее время появились теории по проектированию высокотехнологической образовательной среды, которая создается с учетом экологических, технико-технологических, информационных, социальных, психологических и антропологических аспектов [12] . Общая стратегия создания высокотехнологической образовательной среды учебных заведений состоит в гармонизации взаимодействия человека со своим природным, культурным и социальным окружением. Кроме того, культурно-коммуникативная среда имеет уровневую организацию, состоящую из периферийного, комплексного, ядерного уровней (Виноградов В., Синюк А.) [3].
Современному развитию общества соответствует целостная, способная к внедрению (с необходимой корректировкой) в образовательный процесс на всех его ступенях культурная парадигма образования Н. Б. Крыловой [8] . Данная культурная парадигма образования создана на основе общеобразовательной школы, однако ее можно адаптировать и для высшей профессиональной школы (табл. 1).
Третьим вузовским фактором гуманитаризации естественнонаучного образования является изменение стандартизации образования в соответствии с его культу рной парадигмой.
Для этого следует разработать специальные требования к общей культуре обучающегося (на всех ступенях образовательного процесса), включить их в
Таблица 1
Культурная парадигма образования в вузе
Проблемные блоки культурологии образования в вузе Содержание проблемы
1 2
Принципы - принцип свободы; - принцип диалогизма; - культуроцентричность;
Культурное содержание и культурные формы образования знания, направленные на осознание собственного миропонимания, поиск свое места в мире и себя как активного выразителя социально-позитивного отношения к миру (Природе, обществу, другим людям, труду, себе), понимание, сохранение и преумножение Красоты Мира — его гармонии, пропорции, многообразия, исключительности и т.д., самосовершенствование духовной жизни в процессе интернализации общечеловеческих ценностей Добра, Любви, Верности, Чести, Достоинства, Долга, личной и социальной Ответственности, а также базовых культурных ценностей (альтруизма, другодоминантности, терпимости, эмпатии, самореализации, свободы, интереса, взаимопонимания, сотрудничества и поддержки), выступающих в качестве целей образования; - умения выразить перечисленные знания в адекватных условиям разнообразных ситуациях различного социального взаимодействия вербальной и/или образной форме и организовать собственное поведение, речевую и трудовую деятельность в соответствии с императивами, нормами (правилами, национальными традициями, этикетом и пр.), предписываемыми исторически обусловленными этапами развития общества с учетом предписания ролевых, статусных и позиционных отношений; - гуманистическая педагогика; - педагогика сотрудничества; - педагогика ненасилия;
Окончание табл. 1
1 2
Качество организации образовательных систем и процессов - качество культуры управления как показатель успешности культуры педагогической коммуникации, основанной на диалогизме; - организация коммуникативно-культурной среды в вузе; - культурная модель вуза;
Педагогическая коммуникативная культура - личностная культура субъектов (образовательного процесса; - коммуникативные умения и навыки;
Разноуровневые процессы вхождения студенга в профессиональную культуру - освоение и присвоение профессиональной культуры на младших и старших курсах; - профессиональное культурное самоопределение: - организация профессиональной культурной деятельности;
Культурно-воспитательная работа в вузе - координация культурно-воспитательной работы в вузе: ректорат (проректор по учебно-воспитательной работе), деканат (заместитель декана по культурно-восшпательной работе), кафедры (общегуманигарные и профильные), кураторы студенческих групп, студенческий профком и др. органы студенческого самоуправления, актив студенческой группы
текст Государственных образовательных стандартов. По мнению исследователей общей культуры человека, требования к профессиональной культуре должны накладываться на требования к общей культуре для соответствующей ступени образования, поэтапные требования к общей и профессиональной культурам целесообразно выделить отдельным блоком в федеральной части Государственного образовательного стандарта, их формулировка должна осуществляться в модальности констатации, а не долженствования [7,с.6].
При этом разработка конкретных формулировок требований к общей и профессиональной культурам должна соотносится с содержанием общей культуры человека на каждом возрастном этапе его развития, с учетом типа ведущей деятельности, социальной ситуации развития, роли взрослого, уровня психического развития человека.
Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по общегуманитарному и социально-экономическому циклу дисциплин с позиции понятия культура показывает, что в содержании дисциплин гуманитарного цикла можно выделить следующие темы:
- в философии: многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры; Запад, Восток и Россия в диалоге культур;
- в культурологии: культура и культурология, понятие и многообразие подходов к определению культуры, обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-
антропологический подходы), культура и цивилизация; школы, направления, теории в культурологии, проблема типологии культур; история мировой культуры, история отечественной культуры;
-в социологии: влияние культуры на социальные и экономические отношения; культура как система ценностей, смыслов, образцов действия индивидов; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества;
- в политологии: политическая культура;
- в русском языке и культуре речи: речевой этикет в документе; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения;
-в психологии и педагогике: образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности;
- в физической культуре: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов [4] .
В разделе «Требования к знаниям и умениям» отмечается, что выпускник должен:
• понимать сущность культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представления о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
• понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
• знать исторические формы и типы культур, основные культурно-исторические центры, регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
• уметь оценивать достижения культуры в историческом контексте, быть способным к диалогу как к способу отношения к культуре и обществу, освоить культуры области, региона, республики.
Материалы, отражающие культурное содержание образования, включены в различные учебные дисциплины, не систематизированы, не иерархи-зированы по степени усложнения, а в таких дисциплинах, как математика, физика, полностью отсутствуют.
Таким образом, можно заключить, что культура как форма общественного сознания отражена в содержании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения недостаточно полно и систематизировано, не сформулированы требования к общей культуре личности и к профессиональной культуре человека как будущего специалиста.
Можно констатировать, что данная проблема в системе образования не решена, это связано с тем, что современный этап развития культуры пока не имеет адекватной педагогической системы. Сложившиеся образовательные практики, нацеленные на передачу максимального объема знаний и недооценивающие духовно-нравственную основу человеческого становления и развития, ограничивают формирование человеческой индивидуальности и объективно приводят к кризису социально-культурной и личностной идентичности.
Итак, факторы гуманитаризации естественнонаучного образования делятся на две группы: внешние-социокультурные (технологический, экономический, социальный, культурный, научный и экологический факторы), опосредованно зависящие от субъектов педагогического процесса и вузовские, связанные с деятельностью субъектов педагогического процесса: 1) необходимость интеграции, меиедисциплинарного синтеза естественнонаучного знания и гуманитарного знания для становления научной картины мира; 2) ориентация на культурную парадигму образования; 3) стандартизация образования. Были выделены предпосылки, тенденции и принципы перечисленных процессов. Следует разработать специальные требования к общей культуре обучающегося (на всех ступенях образовательного процесса), включить их в Государственные образовательные стандарты, где требования к профессиональной культуре будут накладываться на требования к общей культуре для соответствующей ступени образования, поэтапные требования к общей и профессиональной культурам целесообразно выделить отдельным блоком в федеральной части Государственного образовательного стандарта, их формулировка должна осуществляться в модальности констатации, а не долженствования.
Для того, чтобы процесс гуманитаризации естественнонаучного образования проходил эффективнее педагогам необходимо учитывать комплексное воздействие перечисленных факторов с целыо прогнозирования оптимизации данного процесса.
Библиографический список
1. Алексашина, И. Ю. Гуманистические ориентиры в содержании естественнонаучного образования /И. Ю. Алексашина // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования / Под ред. И. Ю. Алексашиной. - СПб.: Изд-во СПГУПМ, 1996.-С. 5-13.
2. Буева, Л. П. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Л. П. Буева // Философия образования / Под ред. А. Н. Кочергина. - М., 1995. —
С. 83-86.
3. Виноградов, В. Подготовка специалиста как человека культуры / В. Виноградов, А. Синюк. // Высшее образование в России. - 2000. - №2. - С. 40-43.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ-
ного образования. - Изд. офиц. - М.: Гос. ком. Рос. федерации по высш. обр., 1995.-383 с.
5. Запесоцкий, А. С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? / А. С. Запесоцкий // Высшее образование в России. - 2003. -№3. - С. 45-60.
6. Земель, Н. В. Гуманитаризация естествознания как форма интеграции науки. Социальная экология и синтез научных знаний / Н. В. Земель. - Рига, 1988. - С. 24.
7. Зимняя, И. А. Общая культура человека в системе требований Государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Крив-ченко, Н. А. Морозова. - М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 67 с.
8. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 269 с.
9. Лига, Б. М. Культуроцентрично ориентированная парадигма современного образования /Б. М. Лига//Философия образования. -2006. -2 (16). - С. 62-66.
10. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики /А. Б. Орлов.-М.: Изд. корпорация «Логос», 1995.-215 с.
11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.
12. Песоцкий, Ю. С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования / Ю. С. Песоцкий // Педагогика. - 2002. - №5. -
С. 26-35.
13. Петруиева, Р. Гуманитарная среда в инженерном вузе / Р. Пегрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высшее образование в России. - 1999. — №5. - С. 48-50.
14. Хазова, Л. В. Концептуальные основы и опыт модернизации образования: гуманистические и гуманитарные аспекты: Научное издание / Л. В. Хазова. -Красноярск: Изд-во КГТУ, 1997. - 184 с.
15. Холина, Л. И. Соотношение понятий образовательное пространство, образовательная система, образовательная среда / Л. И. Холина // Труды НГАСУ. - Новосибирск: НГАСУ, 1999. - Вып. 3(4). - С. 142-146.
16. Шрейдер, Ю. А. Единство и взаимодействие общественных и естественных наук / Ю. А. Шрейдер // Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук / Отв. ред. Б. М. Кедров, П. В. Смирнов, Б. Г. Юдин: Монография. - М.: Наука, 1981. - С.69-85.
УДК 370+372
Т. В. Сафонова
КОНТЕКСТНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Проблема повышения качества подготовки специалистов в высшей школе в настоящее время остро стоит перед педагогами. Особенно актуальной