Научная статья на тему 'Контекстная подготовка специалистов'

Контекстная подготовка специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контекстная подготовка специалистов»

ного образования. - Изд. офиц. - М.: Гос. ком. Рос. федерации по высш. обр., 1995.-383 с.

5. Запесоцкий, А. С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? / А. С. Запесоцкий // Высшее образование в России. - 2003. -№3. - С. 45-60.

6. Земель, Н. В. Гуманитаризация естествознания как форма интеграции науки. Социальная экология и синтез научных знаний / Н. В. Земель. - Рига, 1988. - С. 24.

7. Зимняя, И. А. Общая культура человека в системе требований Государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Крив-ченко, Н. А. Морозова. - М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 67 с.

8. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 269 с.

9. Лига, Б. М. Культуроцентрично ориентированная парадигма современного образования /Б. М. Лига//Философия образования. -2006. -2 (16). - С. 62-66.

10. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики/А. Б. Орлов.-М.: Изд. корпорация «Логос», 1995.-215 с.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

12. Песоцкий, Ю. С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования / Ю. С. Песоцкий // Педагогика. - 2002. - №5. -С. 26-35.

13. Петрунева, Р. Гуманитарная среда в инженерном вузе / Р. Пегрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высшее образование в России. - 1999. — №5. - С. 48-50.

14. Хазова, Л. В. Концептуальные основы и опыт модернизации образования: гуманистические и гуманитарные аспекты: Научное издание / Л. В. Хазова. -Красноярск: Изд-во КГТУ, 1997. - 184 с.

15. Холина, Л. И. Соотношение понятий образовательное пространство, образовательная система, образовательная среда / Л. И. Холина // Труды НГАСУ. - Новосибирск: НГАСУ, 1999. - Вып. 3(4). - С. 142-146.

16. Шрейдер, Ю. А. Единство и взаимодействие общественных и естественных наук / Ю. А. Шрейдер // Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук / Отв. ред. Б. М. Кедров, П. В. Смирнов, Б. Г. Юдин: Монография. - М.: Наука, 1981. - С.69-85.

УДК 370+372

Т. В. Сафонова

КОНТЕКСТНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Проблема повышения качества подготовки специалистов в высшей школе в настоящее время остро стоит перед педагогами. Особенно актуальной

является проблема повышения качества подготовки будущих пилотов, о чём свидетельствуют авиационные катастрофы в Российской Федерации. Посадка самолёта ЯК-40 в условиях грозы и его выкатывание за пределы взлётно-посадочной полосы (Пенза, 2005 г.). Катастрофа самолёта АН-24 (Ва-рандей, 2005 г.). Катастрофа самолёта А-320 (Адлер, 2006 г.). Катастрофа самолёта ТУ-154 в условиях грозы (Донецк, 2006 год). Катастрофа самолёта ТУ-134 (Курумоч, 2007 г.). Во всех этих случаях пилотам не удалось избежать опасных метеорологических факторов - грозы, ограниченной видимости, низкой облачности, не удалось обеспечить безопасность полётов, под которой понимается способность авиационной транспортной системы выполнять полёты без угрозы для жизни и здоровья людей, экологической безопасности и без имущественных потерь.

В настоящее время пилотам приходится принимать решения в условиях возрастающей роли экономического фактора, а безопасность полётов, к сожалению, отодвигается на второй план. Но ведь наивысшая ценность - это человеческая жизнь, поэтому обеспечение безопасности полётов всегда должно быть первостепенной задачей в авиации. Большую роль в обеспечении безопасности полётов в метеорологическом отношении играет метеорологическая подготовка будущих пилотов, которая осуществляется в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации и других авиационных учебных заведениях.

Метеорологическая подготовка будущих пилотов - это формирование их готовности к обеспечению безопасности полётов в метеорологическом отношении. Речь идёт о метеорологической готовности-готовности правильно использовать метеоинформацию и качественно оценивать метеообстановку. Метеорологическая подготовка будущих пилотов связана с двумя аспектами проблемы человеческого фактора в авиации - профессиональным аспектом и воздушной средой. По данным Международной организации гражданской авиации, каждое третье авиационное происшествие из четырёх в мире является результатом человеческого фактора, т. е. ошибочных действий человека, которые могут быть следствием недоученности пилотов.

Профессиональный аспект человеческого фактора включает в себя ошибки, обусловленные принятием пилотами неверного решения, неадекватного возникшей ситуации и связанного с неправильным использованием метеоинформации и с некачественной оценкой метеообстановки, характеризующейся совокупностью метеорологических факторов. В понятие воздушной среды включаются влияющие на полёты метеорологические факторы: сдвиг ветра, обледенение, атмосферная турбулентность, грозы и т. д. Недо-ученность, низкое качество метеорологической подготовки будущих пилотов может проявиться в их будущей профессиональной деятельности, способствуя принятию неправильных решений. Таким образом, для снижения негативного влияния человеческого фактора на безопасность полётов, не-

обходимо повысить качество метеорологической подготовки будущих пилотов.

Мы считаем, что успешность метеорологической подготовки будущих пилотов значительно повысится, если она будет осуществляться на основе интеграции контекстного и компетентностного подходов [1]. Интеграция подходов представляет собой объединение их в целое, представляющее собой новую позицию и обладающее новыми предпосылками решения проблемы качества подготовки. Эту новую позицию мы называем контекстно-компетентностным подходом, который служит теоретико-методологической основой контекстной метеорологической подготовки будущих пилотов.

Специфика введённого нами понятия «контекстная метеорологическая подготовка» заключается в том, что оно является системным и включает обучение авиационной метеорологии и воспитание будущих пилотов, обозначая целостный процесс совместной деятельности преподавателя и обучающихся - курсантов, на каждом этапе которого происходит трансформация учебной деятельности в учебно-профессиональную или квазипрофессиональную деятельность, формируется метеорологическая готовность будущих пилотов, характеризующая их профессиональную компетентность. Модель контекстной метеорологической подготовки будущих пилотов, разработанная нами, отражает её концептуальную, содержательную и процессуальную стороны (рис. 1). Метасистемой по отношению к модели является образовательная среда - многофакторное пространство, в котором происходит формирование профессиональной компетентности будущих пилотов и которое определяется спецификой авиационного учебного заведения. Мы сформулировали, опираясь на теорию контекстного обучения, следующие принципы контекстной метеорологической подготовки будущих пилотов:

1. Принцип личностного включения будущего пилота в совместную деятельность с преподавателем и другими курсантами, который предполагает педагогическое обеспечение такого включения и отражает личностный подход.

2. Принцип диалогичности выражается в ведущей роли совместной деятельности и отражает диалогический подход.

3. Принцип системности, отражающий системный и личностный подходы, предполагает единство обучения и воспитания будущих пилотов, а также адекватность форм организации подготовки её цели, содержанию, методам и средствам.

4. Принцип проблемности содержательной и процессуальной сторон контекстной метеорологической подготовки соответствует проблемному подходу.

5. Принцип открытости предполагает педагогически обоснованное

сочетание и системное применение любых педагогических технологий и соответствует системному и полипарадигмальному подходам.

6. Принцип компетентностной направленности выражается в направленности контекстной метеорологической подготовки на формирование профессиональной компетентности будущих пилотов и соответствует ком-петентностному подходу.

7. Принцип моделирования в совместной деятельности преподавателя и курсантов и курсантов друг с другом ситуаций профессиональной деятельности пилотов отражает контекстный и деятельностный подходы.

Таким образом, принципы контекстной метеорологической подготовки отражают различные подходы в образовании, т. е. можно говорить о поли-подходности в подготовке будущих пилотов. Вместе с тем, в системе принципов контекстной метеорологической подготовки мы выделяем два системообразующих принципа: компетентностной направленности и моделирования ситуаций профессиональной деятельности пилотов. Первый принцип относится к цели подготовки, а второй принцип отражает её сущность, заключающуюся в моделировании ситуаций профессиональной деятельности пилотов, которое является средством трансформации учебной деятельности в учебно-профессиональную или квазипрофессиональ-ную деятельность. Четыре взаимосвязанных контекста в подготовке -профессиональная деятельность пилотов, наука авиационная метеорология, нормативные документы, безопасность полётов - это факторы, определяющие смысл и значение метеорологической подготовки будущих пилотов в целом, её компонентов и процессуальных этапов.

Целью и результатом контекстной метеорологической подготовки является метеорологическая готовность будущих пилотов как системное многофункциональное личностное новообразование, включающее мотивационную, теоретическую и практическую составляющие, которые проявляются в профессиональной компетентности пилотов. Мотивационная метеорологическая готовность будущих пилотов - осознание ими необходимости и значимости правильного использования метеоинформации и качественной оценки метеообстановки в будущей профессиональной деятельности. Теоретическая метеорологическая готовность - вооружённость будущих пилотов знаниями метеорологических факторов, форм предоставления метеоинформации, а также нормативными и процедурными знаниями о том, почему и как пилоты должны оценивать метеообстановку. Практическая метеорологическая готовность - владение курсантов умениями и навыками использовать метеоинформацию и оценивать метеообстановку в целях обеспечения безопасности полётов.

Содержание контекстной метеорологической подготовки включает два компонента: содержание учебного материала дисциплины авиационной метеорологии и ситуации профессиональной деятельности пилотов.

Использование личного опыта работы в качестве авиационного синоптика, изучение профессиональной деятельности пилотов, общение с пилотами позволило автору статьи выделить четыре группы тех ситуаций деятельности пилотов, в которых требуется проявление метеорологической готовности: 1. Принятие решения на вылет, взлёт, посадку, продолжение полёта по маршруту. 2. Оценка условий погоды в полёте. 3. Тренировочные полёты и полёты с целью подтверждения минимума. 4. Разбор полётов, выявление причин нарушения регулярности полётов, задержек вылетов, посадок на запасной аэродром; расследование авиационных происшествий и инцидентов.

Моделирование ситуаций профессиональной деятельности пилотов осуществляется на языке науки авиационной метеорологии, которая изучает закономерности влияния метеоусловий на полёты и разрабатывает теоретические основы метеообеспечения полётов. Объектом науки является часть атмосферы, где осуществляются полёты, а предметом - закономерности влияния метеорологических факторов на полёты. Профессиональная деятельность пилотов определяет содержание учебного материала дисциплины авиационной метеорологии для будущих пилотов, отличающееся от содержания этой дисциплины для будущих метеорологов, поскольку задачи, которые решаются пилотами и метеорологами в их профессиональной деятельности, различаются. Кроме того, различается образовательная среда, в которой происходит формирование профессиональной компетентности бут дутцих специалистов.

Связующим звеном между профессиональной деятельностью пилотов и наукой авиационной метеорологией служат нормативные документы, к которым относятся: 1) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [2]. 2) Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России [3]. 3) Наставление по производству полётов в РФ [4]. Образовательный стандарт является нормативной моделью, в которой отражены особенности деятельности пилотов и требования к содержанию метеорологической подготовки. В наставлениях изложена суть концепции предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопасности полётов.

Специфика контекстной метеорологической подготовки заключается в движении деятельности курсантов от учебной к учебно-професси-ональной или квазипрофессиональной на каждом этапе подготовки: информационном, практическом, этапе самостоятельной работы и диагностическом, а также во всех формах подготовки, к которым относятся контекстная лекция, деловая игра, имитационный тренинг, курсовая работа.

На информационном этапе подготовки, целью которого является формирование мотивационной и теоретической готовности будущих пилотов, происходит трансформация учебной деятельности в учебно-профессиональ-

ную совместную деятельность, благодаря реализации семиотической обучающей и социальной воспитывающей моделям. Ведущей формой организации является лекция, а основными методами - проблемный и диалогический. Обсуждая с преподавателем в процессе диалогического общения ситуации деятельности пилотов, курсанты, с одной стороны, находятся в позиции обучающихся, а с другой стороны - в позиции пилотов, хотя не всегда осознают это. Семиотическая обучающая модель, являясь результатом моделирования предметного и нормативного содержания деятельности пилотов, включает: содержание нормативных документов и учебника контекстного типа по авиационной метеорологии, описание ситуаций деятельности пилотов; задачи и задания; вербальные, наглядные, аудиовизуль-ные средства. При реализации семиотической модели применяются проблемный, информационный и диалогический методы. Социальная воспитывающая модель используется в качестве средства формирования мотивационной готовности и социально-профессиональной компетентности будущих пилотов, отражая социальное содержание профессиональной деятельности. Социальная модель включает профессиональные ситуации общения, взаимодействия пилотов между собой и с метеорологами, являясь средством формирования профессиональных мотивов, социальных ценностей, ответственности, дисциплинированности, терпимости.

На практическом этапе, цель которого - формирование мотивационной и практической метеорологической готовности будущих пилотов, происходит трансформация учебной деятельности курсантов в квазипрофесси-ональнуто совместную деятельность преподавателя и курсантов и курсантов друг с другом посредством реализации имитационной обучающей модели и социальной воспитывающей модели. Имитационная обучающая модель отражает социальный опыт, способы профессиональных практических действий пилотов, используемые в реальных ситуациях их профессиональной деятельности. Наиболее ярко квазипрофессиональная деятельность представлена в деловой игре, в которой разыгрываются реальные ситуации профессиональной деятельности пилотов. Квазипрофессиональная совместная деятельность характеризуется тем, что преподаватель исполняет роль авиационного синоптика, курсанты действуют в имитируемых производственных ситуациях почти как пилоты, ясно осознавая свои задачи и функции. В квазипрофессиональной деятельности курсанты находятся не только в позиции обучающихся, но и в позиции пилотов, но в отличие от учебнопрофессиональной деятельности, курсанты хорошо осознают свою позицию пилотов, играя их роль, вследствие чего в этой деятельности наиболее интенсивно происходило приобщение курсантов к профессиональной деятельности пилотов.

На этапе самостоятельной работы происходит трансформация самостоятельной учебной деятельности курсантов в учебно-профессиональную

деятельность в процессе их подготовки к лекциям, лабораторным занятиям в форме деловой игры и имитационного тренинга, в ходе выполнения курсовой работы и при подготовке докладов к научно-практической конференции. Трансформация деятельности происходит в связи с изменениями мотива и предмета деятельности: познавательный мотив трансформируется в профессиональный мотив, а предметом деятельности становится не учебная информация, а модель профессиональной ситуации, в которой пилотам приходится использовать метеоинформацию и оценивать метеообстановку. Выполняя учебно-профессиональную деятельность, курсанты находятся в двух позициях: обучающихся и пилотов, причём своё положение в позиции пилотов курсанты не всегда ясно осознают. Учебно-профессиональную деятельность курсантов на этапе самостоятельной работы можно назвать самостоятельной условно, поскольку организатором и руководителем этой деятельности является преподаватель. Побудителями самостоятельной учеб-но-профессиональной деятельности курсантов служат следующие факторы: 1) деятельность преподавателя при исполнении им роли авиационного синоптика; 2) смыслообразующие контексты профессиональной деятельности пилотов; 3) модульно-рейтинговый метод контроля и оценки метеорологической готовности курсантов. Ведущим методом на этапе самостоятельной работы служит исследовательский метод, а основным средством формирования метеорологической готовности является семиотическая обучающая модель.

Диагностический этап контекстной метеорологической подготовки выполняет рефлексивную функцию в подготовке и функцию обратной связи в системе этапов, корректируя процесс подготовки, стимулируя, благодаря модульно-рейтинговому методу, самостоятельную учебно-профессиональ-ную деятельность курсантов. На диагностическом этапе происходит трансформация рефлексивной учебной деятельности курсанта в учебно-профессиональную рефлексивную совместную деятельность преподавателя и курсантов, в процессе которой оцениваются уровни сформированности мотивационной, теоретической и практической метеорологической готовности курсантов к профессиональной деятельности пилотов. Итак, на диагностическом этапе происходит трансформация учебной деятельности в учебнопрофессиональную деятельность. Педагогические условия для такой трансформации создаются благодаря использованию при составлении заданий контрольной работы, тестовых заданий, экзаменационных вопросов контекстов профессиональной деятельности пилотов: полёт воздушного судна на эшелоне, взлёт, посадка, анализ авиационных происшествий, особые случаи в полёте, особые условия полёта и др.

Опытно-экспериментальная работа по реализации модели контекстной метеорологической подготовки курсантов в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте) показала, что эта подго-

Образовательная среда формирования профессиональной компетентности пилотов

Рис.1. Модель контекстной метеорологической подготовки будущих пилотов

товка является более успешной, чем традиционное обучение будущих пилотов авиационной метеорологии.

Библиографический список

1. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвёртому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. / А. А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 160500 -Аэронавигация - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005.-51 с.

3. Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России (НМО ГА-95). - М.: Росгидромет, 1995. - 156 с.

4. Наставление по производству полётов в РФ (ШТП ГА-85). - М.: Воздушный транспорт, 1985. - 285 с.

УДК 370+373

Е. В. Ушакова К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

С давних времен культура и образование находятся в тесной взаимосвязи. Понимая под образованием «процесс приобщения к культурно детерминированным путям решения тех задач, с которыми связана жизнь человека», осознав, «всеобщность таких задач выступает условием существования образования как особого вида социальной практики, частично воплощенной в жизни института образования» [4. с. 63.], современное общество предъявляет новые требования к системам, формирующим человека.

Кулыура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за определенный период своей истории. Ребенок рождается в момент, когда возделывание («культура» с лат. «возделывание») окружающей действительности находится на каком-то достигнутом уровне, и, чтобы войти в контекст данной культуры и жить вместе с людьми и обществом в гармонии, ребенок вынужден освоить (приобрести знания о культуре общества, в котором он живет), усвоить (научиться взаимодействовать с обществом на данном уровне его развития) и присвоить (принять основные ценности общества) этот мир в его современном культурологическом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.