Научная статья на тему 'Модель контекстной подготовки будущих пилотов'

Модель контекстной подготовки будущих пилотов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель контекстной подготовки будущих пилотов»

8. МудрикА.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2003. - 200 с.

9. Педагогическая энциклопедия / Под. ред. И.А. Комрова, Ф.И. Петрова. Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 876 с.

10. Программа подготовки переводчика в сфере профессиональной коммуникации (для вузов неязыковых специальностей). - М., 1999. - 26 с.

11. Резник С.Д. Управление персоналом. -Пенза, 1996. - 124 с.

12. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. -

СПб.: Питер, 2003. - 464 с.

13. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.

14. Сафонова О.Ю. How to get experienced in writing business letters: Учебное пособие. - Пенза, 2006. - 132 с.

15. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

16. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики. - М.: Академия, 2003. - 160 с.

Т.В. Сафонова

МОДЕЛЬ КОНТЕКСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПИЛОТОВ

Проблема повышения качества подготовки специалистов в высшей школе . в настоящее время остро стоит перед педагогами. Особенно актуальной является проблема повышения качества подготовки будущих пилотов, о чём свидетельствуют авиационные катастрофы в Российской Федерации: Посадка самолёта ЯК-40 в условиях грозы и его выкатывание за пределы взлётно-посадочной полосы (Пенза, 2005 год). Катастрофа самолёта АН-24 (Варан-дей, 2005 год). Катастрофа самолёта А-320 (Адлер, 2006 год). Катастрофа самолёта ТУ-154 в условиях грозы (Донецк, 2006 год). Катастрофа самолёта ТУ-134 (Курумоч, 2007 год). Во всех этих случаях пилотам не удалось избежать опасных метеорологических факторов - грозы, ограниченной видимости, низкой облачности, не удалось обеспечить безопасность полётов, под которой понимается способность авиационной транспортной системы выполнять полёты без угрозы для жизни и здоровья людей, экологической безопасности и без имущественных потерь.

В настоящее время пилотам приходится принимать решения в условиях возрастающей роли экономического фактора, а безопасность полётов, к сожалению, отодвигается на второй план. Но ведь наивысшая ценность - это человеческая жизнь, поэтому обеспечение безопасности полётов должно быть всегда первоочередной задачей в авиации. Большую роль в обеспечении безопасности полётов в метеорологическом отношении играет метеорологическая подготовка будущих пилотов, которая осуществляется в Улья-

новском высшем авиационном училище гражданской авиации и других авиационных учебных заведениях. Метеорологическая подготовка будущих пилотов связана с двумя аспектами проблемы человеческого фактора в авиации - профессиональным аспектом и воздушной средой -и направлена на предотвращение авиационных происшествий и обеспечение безопасности полётов. По данным Международной организации гражданской авиации, каждое третье авиационное происшествие из четырёх в мировой практике полётов является результатом человеческого фактора, т.е. ошибочных действий человека.

Профессиональный аспект человеческого фактора включает в себя ошибки, обусловленные принятием пилотами неправильного решения, неадекватного возникшей ситуации и связанного с неправильным использованием метеоинформации и с некачественной оценкой метеообстановки. В понятие воздушной среды включаются влияющие на полёты метеорологические факторы: сдвиг ветра, обледенение, атмосферная турбулентность, грозы и т.д. Недоученность, низкое качество метеорологической подготовки будущих пилотов может проявиться в их будущей профессиональной деятельности, способствуя принятию неправильных решений в результате неправильного использования метеоинформации и некачественной оценки метеообстановки. Таким образом, для снижения негативного влияния человеческого фактора на безопасность полётов, необходимо повысить качество метеорологической подготовки будущих пилотов.

ПРИНЦИПЫ КОНТЕКСТНОЙ ПОДГОТОВКИ

Личностное Диалоги Систем- Проб- Откры- Компетентностная

включение чность ность лемность тость направленность

Моделирование ситуаций профессиональной деятельности пилотов

I

КОНТЕКСТЫ

Профессиональная деятельность пилотов Наука авиационная метеорология

Нормативные документы

Образовательная среда формирования профессиональной компетентности пилотов

Рис. Модель контекстной метеорологической подготовки будущих пилотов

Мы считаем, что успешность метеорологической подготовки будущих пилотов значительно повысится, если она будет осуществляться на основе интеграции контекстного и компетентно-стного подходов [1]. Интеграция подходов представляет собой объединение их в целое, представляющее собой новую позицию и обладающее новыми предпосылками решения проблемы качества подготовки. Эту новую позицию мы называем контекстно-компетентностным подходом, который служит теоретико-методологической

основой контекстной метеорологической подготовки будущих пилотов.

Специфика введённого нами понятия «контекстная метеорологическая подготовка» заключается в том, что оно является системным и включает обучение авиационной метеорологии и воспитание будущих пилотов, обозначая целостный процесс совместной деятельности преподавателя и курсантов, на каждом этапе которого происходит трансформация учебной деятельности в учебно-профессиональную или квазипрофес-

сиональную деятельность. Модель контекстной метеорологической подготовки будущих пилотов, разработанная нами, отражает её концептуальную, содержательную и процессуальную стороны (рис.). Метасистемой по отношению к модели является образовательная среда - многофакторное пространство, в котором происходит формирование профессиональной компетентности будущих пилотов и которое определяется спецификой авиационного учебного заведения.

Опираясь на теорию контекстного обучения, мы сформулировали следующие принципы контекстной метеорологической подготовки будущих пилотов: 1. Принцип личностного включения будущего пилота в совместную деятельность с преподавателем и другими курсантами, который предполагает педагогическое обеспечение такого включения и отражает личностный подход. 2. Принцип диалогичности выражается в ведущей роли совместной деятельности и отражает диалогический подход. 3. Принцип системности, отражающий системный и личностный подходы, предполагает единство обучения и воспитания, а также адекватность форм организации подготовки её цели, содержанию, методам и средствам. 4. Принцип проблемности содержательной и процессуальной сторон контекстной метеорологической подготовки соответствует проблемному подходу. 5. Принцип открытости предполагает педагогически обоснованное сочетание и системное применение любых педагогических технологий и соответствует системному и полипарадигмальному подходам. 6. Принцип компетентностной направленности выражается в направленности контекстной метеорологической подготовки на формирование профессиональной компетентности будущего пилота и соответствует компетентностному подходу. 7. Принцип моделирования в совместной деятельности преподавателя и курсантов и курсантов друг с другом ситуаций профессиональной деятельности пилотов отражает контекстный и деятельностный подходы.

Таким образом, принципы контекстной метеорологической подготовки отражают различные подходы в образовании, т.е. можно говорить о полиподходности в подготовке будущих пилотов. Вместе с тем, в системе принципов контекстной метеорологической подготовки мы выделяем два системообразующих принципа: компе-тентностной направленности и моделирования

профессиональных ситуаций. Первый принцип относится к цели подготовки, а второй принцип отражает её сущность, заключающуюся в моделировании ситуаций профессиональной деятельности, которое является педагогическим условием трансформации учебной деятельности в учебно-профессиональную или квазипрофессиональ-ную деятельность. Четыре взаимосвязанных контекста в подготовке - профессиональная деятельность пилотов, наука авиационная метеорология, нормативные документы, безопасность полётов -это факторы, определяющие смысл и значение метеорологической подготовки будущих пилотов.

Целью и результатом контекстной метеорологической подготовки является метеорологическая готовность будущих пилотов как системное многофункциональное личностное новообразование, включающее мотивационную, теоретическую и практическую составляющие, которые проявляются в профессиональной компетентности пилотов. Мотивационная метеорологическая готовность будущих пилотов - осознание ими необходимости и значимости правильного использования метеоинформации и качественной оценки метеообстановки в будущей профессиональной деятельности. Теоретическая метеорологическая готовность - вооружённость будущих пилотов знаниями метеорологических факторов, форм предоставления метеоинформации, а также нормативными и процедурными знаниями о том, почему и как пилоты должны оценивать метеообстановку. Практическая метеорологическая готовность - вооруженность курсантов умениями и навыками использовать метеоинформацию и оценивать метеообстановку в целях обеспечения безопасности полётов.

Содержание контекстной метеорологической подготовки включает два компонента: содержание учебного материала дисциплины авиационной метеорологии и ситуации профессиональной деятельности пилотов. Использование личного опыта работы в качестве авиационного синоптика, изучение профессиональной деятельности пилотов, общение с пилотами позволило автору статьи выделить четыре группы тех ситуаций деятельности пилотов, в которых требуется проявление метеорологической готовности: 1) принятие решения на вылет, взлёт, посадку, продолжение полёта по маршруту; 2) оценка условий погоды в полёте; 3) тренировочные полёты и полёты с целью подтверждения минимума; 4) раз-

бор полётов; выявление причин нарушения регулярности полётов, задержек вылетов, посадок на запасной аэродром; расследование авиационных происшествий и инцидентов.

Моделирование ситуаций профессиональной деятельности пилотов осуществляется на языке науки авиационной метеорологии, которая изучает закономерности влияния метеорологических факторов на полёты и разрабатывает теоретические основы метеообеспечения полётов. Объектом науки является часть атмосферы, где осуществляются полёты воздушных судов, а предметом - закономерности влияния метеорологических факторов на полёты. Профессиональная деятельность пилотов определяет содержание учебного материала дисциплины авиационной метеорологии для будущих пилотов, отличающееся от содержания этой дисциплины для будущих метеорологов, поскольку задачи, которые решаются пилотами и метеорологами в их профессиональной деятельности, различаются. Кроме того, различается образовательная среда, в которой происходит формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Связующим звеном между профессиональной деятельностью пилотов и наукой авиационной метеорологией служат нормативные документы, к которым относятся: 1) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [2]; 2) Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России [3]; 3) Наставление по производству полётов в РФ [4]. Образовательный стандарт является нормативной моделью, в которой отражены особенности деятельности пилотов и требования к содержанию метеорологической подготовки. В наставлениях изложена суть концепции предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопасности полётов.

Специфика контекстной метеорологической подготовки заключается в движении деятельности курсантов от учебной к учебно-профессиональной или квазипрофессиональной на каждом этапе подготовки: информационном, практическом, этапе самостоятельной работы и диагностическом, а также во всех формах подготовки, к которым относятся контекстная лекция, деловая игра, имитационный тренинг, курсовая работа.

На информационном этапе подготовки, целью которого является формирование мотивационной и теоретической готовности будущих пи-

лотов, происходит трансформация учебной деятельности в совместную учебно-профессиональную деятельность, благодаря реализации семиотической обучающей и социальной воспитывающей моделям. Ведущей формой организации является лекция, а основными методами - проблемный и метод диалогического общения. Обсуждая с преподавателем в процессе диалогического общения ситуации деятельности пилотов, курсанты, с одной стороны, находятся в позиции обучающихся, а с другой стороны - в позиции пилотов, хотя не всегда осознают это. Семиотическая обучающая модель, являясь результатом моделирования предметного и нормативного содержания деятельности пилотов, включает: содержание нормативных документов и учебника контекстного типа по авиационной метеорологии, описание ситуаций деятельности пилотов; задачи и задания; вербальные, наглядные, аудио-визульные средства. Социальная воспитывающая модель используется в качестве средства формирования мотивационной готовности и социально-профессиональной компетентности будущих пилотов как личностного качества, отражая социальное содержание профессиональной деятельности. Социальная модель включает профессиональные ситуации общения, взаимодействия пилотов между собой и с метеорологами, являясь средством формирования профессиональных мотивов, социальных ценностей, ответственности, дисциплинированности, терпимости будущих пилотов.

На практическом этапе, цель которого -формирование мотивационной и практической метеорологической готовности будущих пилотов, происходит трансформация учебной деятельности курсантов в квазипрофессиональную совместную деятельность преподавателя и курсантов и курсантов друг с другом посредством реализации имитационной обучающей модели и социальной воспитывающей модели. Имитационная обучающая модель отражает социальный опыт, способы профессиональных практических действий пилотов, используемые в реальных ситуациях их профессиональной деятельности. Наиболее ярко квазипрофессиональная деятельность представлена в деловой игре, в которой разыгрываются реальные ситуации профессиональной деятельности пилотов. Квазипрофессиональная совместная деятельность характеризуется тем, что преподаватель исполняет роль авиационного си-

ноптика, курсанты действуют в имитируемых производственных ситуациях почти как пилоты, ясно осознавая свои задачи и функции. В квази-профессиональной деятельности курсанты находятся не только в позиции обучающихся, но и в позиции пилотов, но в отличие от учебно-профессиональной деятельности, курсанты хорошо осознают свою позицию пилотов, играя их роль, вследствие чего в этой деятельности наиболее интенсивно происходило приобщение курсантов к профессиональной деятельности пилотов.

На этапе самостоятельной работы происходит трансформация самостоятельной учебной деятельности курсантов в учебно-профессиональную деятельность в процессе их подготовки к лекциям, лабораторным занятиям в форме деловой игры и имитационного тренинга, в ходе выполнения курсовой работы и при подготовке докладов к научно-практической конференции. Трансформация деятельности происходит в связи с изменениями мотива и предмета деятельности: познавательный мотив трансформируется в профессиональный мотив, а предметом деятельности становится не учебная информация, а модель профессиональной ситуации, в которой пилотам приходится использовать метеоинформацию и оценивать метеообстановку. Выполняя учебно-профессиональную деятельность, курсанты находятся в двух позициях: обучающихся и пилотов, причём своё положение в позиции пилотов курсанты не всегда ясно осознают. Учебно-профессиональную деятельность курсантов на этапе самостоятельной работы можно назвать самостоятельной условно, поскольку организатором и руководителем этой деятельности является преподаватель. Побудителями самостоятельной учебно-профессиональной деятельности курсантов служат следующие факторы: 1) деятельность преподавателя при исполнении им роли авиационного синоптика; 2) смыслообразующие контексты профессиональной деятельности пилотов; 3) модульно-рейтинговый метод контроля и оценки метеорологической готовности курсантов. Ведущим методом на этапе самостоятельной работы служит исследовательский метод, а основным средством формирования метеорологической готовности является семиотическая обучающая модель.

Диагностический этап контекстной метеорологической подготовки выполняет рефлексив-

ную функцию в подготовке и функцию обратной связи в системе этапов, корректируя процесс подготовки, стимулируя, благодаря модульнорейтинговому методу, самостоятельную учебнопрофессиональную деятельность курсантов. На диагностическом этапе происходит трансформация рефлексивной учебной деятельности курсанта в учебно-профессиональную рефлексивную совместную деятельность преподавателя и курсантов, в процессе которой оцениваются уровни сформированности мотивационной, теоретической и практической метеорологической готовности курсантов к профессиональной деятельности пилотов. Итак, на диагностическом этапе происходит трансформация учебной деятельности в учебно-профессиональную деятельность. Педагогические условия для такой трансформации создаются благодаря использованию при составлении заданий контрольной работы, тестовых заданий, экзаменационных вопросов контекстов профессиональной деятельности пилотов: полёт воздушного судна на эшелоне, взлёт, посадка, анализ авиационных происшествий, особые случаи в полёте, особые условия полёта и др.

Опытно-экспериментальная работа по реализации модели контекстной метеорологической подготовки курсантов в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте) показала, что эта подготовка является более успешной, чем традиционное обучение будущих пилотов авиационной метеорологии.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвёртому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 160500 - «Аэронавигация». - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005. - 51 с.

3. Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России (НМО ГА-95). -М.: Росгидромет, 1995. - 156 с.

4. Наставление по производству полётов в РФ (НПП ГА-85). - М.: Воздушный транспорт, 1985. - 285 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.