Научная статья на тему 'Технология контекстной подготовки пилотов'

Технология контекстной подготовки пилотов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология контекстной подготовки пилотов»

г

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

Т. САФОНОВА, доцент Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)

Оптимальным путём решения проблемы качества метеорологической подготовки курсантов — будущих пилотов является использование контекстного подхода, разработанного в трудах А.А Вербицкого [1, 2].

Целью и результатом контекстной метеорологической подготовки будущих пилотов является формирование их готовности использовать метеоинформацию и оценивать метеообстановку в будущей профессиональной деятельности.

Технология контекстной метеорологической подготовки включает четыре взаимосвязанных этапа: информационный, практический, этап самостоятельной работы и диагностический. Специфика технологии заключается в том, что на каждом из них предполагается переход от учебной деятельности курсантов к учебно-профессиональной или квазипрофессиональной совместной деятельности преподавателя и курсантов и курсантов друг с другом. Содержание каждого этапа включает основную цель, ведущие контекстные методы, формы и средства.

В авиационных высших учебных заведениях авиационную метеорологию преподают, как правило, бывшие или действующие авиационные синоптики, имеющие богатый опыт работы на авиационных метеостанциях. Технология контекстной подготовки позволяет использовать этот опыт в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности пилотов в целях обеспечения перехода от учебной деятельности к учебно-профессиональной (осуществляемого на лекциях), а также перехода от учебной деятельности к учебно-профессиональной, реализуемого на лабораторных занятиях в

Технология контекстной подготовки пилотов

форме деловой (ситуационно-ролевой) игры или имитационного тренинга.

На информационном этапе, основной целью которого является формирование теоретической готовности будущих пилотов, происходит трансформация учебной деятельности в совместную учебно-профессиональную деятельность, благодаря реализации семиотической обучающей и социальной воспитывающей моделей. Семиотическая обучающая модель, являясь результатом моделирования предметного и нормативного содержания деятельности пилотов, включает содержание нормативных документов и учебника контекстного типа по авиационной метеорологии, описание ситуаций деятельности пилотов; задачи и задания; вербальные, наглядные, аудиови-зульные средства. При реализации семиотической модели применяются проблемный, информационный, дискуссионный и диалогический методы. Теоретическая готовность включает не только знание метеорологических факторов и форм предоставления метеоинформации, но также нормативные и процедурные знания, т.е. знания о том, почему и как пилоты должны анализировать и оценивать метеообстановку.

Социальная воспитывающая модель. отражающая социальное содержание профессиональной деятельности пилотов, используется в качестве средства формирования мотивационной готовности и социально-профессиональной компетентности будущих пилотов. Социальная модель включает ситуации диалогического общения и межличностного взаимодействия пилотов между собой и с метеорологами, являясь средством формирования у будущих пило-

Редакционная почта

133

тов профессиональных мотивов, социальных ценностей, ответственности, дисциплинированности, толерантности.

Социальная модель реализуется не только на информационном, но и на практическом этапе, основной целью которого является формирование практической метеорологической готовности будущих пилотов. На практическом этапе происходит трансформация учебной деятельности в квазипрофес-сиональную совместную деятельность преподавателя и курсантов и курсантов друг с другом посредством реализации имитационной обучающей модели как основного средства формирования практической метеорологической готовности будущих пилотов. Наиболее ярко квазипрофессиональная деятельность представлена в деловой игре, в которой разыгрываются реальные ситуации профессиональной деятельности пилотов.

Квазипрофессиональная деятельность характеризуется тем, что преподаватель исполняет роль авиационного синоптика, курсанты действуют в имитируемых производственных ситуациях почти как пилоты, ясно осознавая свои задачи и функции. Квазипрофессиональная деятельность отличается от учебно-профессиональной тем, что курсанты всегда ясно осознают свою позицию пилотов, играя их роль, поэтому в ква-зипрофессиональной деятельности наиболее интенсивно происходит приобщение курсантов к профессиональной деятельности пилотов. Имитационная обучающая модель, включающая способы практических действий пилотов, отчасти применяется на информационном этапе подготовки, но на практическом этапе эта модель является ведущим средством.

На этапе самостоятельной работы происходит трансформация самостоятельной учебной деятельности курсантов в учебно-профессиональную в процессе их подготовки к лекциям, лабораторным занятиям в форме деловой игры, в ходе выполнения курсовой работы и при подготовке докладов к научно-практической конференции. Учебно-профессиональная деятельность

курсантов на этапе самостоятельной работы называется самостоятельной условно, поскольку организатором этой деятельности является преподаватель. Движению деятельности на этом этапе способствуют следующие факторы: 1) исполнение роли авиационного синоптика преподавателем; 2) смыслообразующие контексты профессиональной деятельности пилотов. Ведущим методом является исследовательский, а основным средством формирования метеорологической готовности — семиотическая обучающая модель.

Диагностический этап выполняет рефлексивную функцию и функцию обратной связи в системе этапов, корректируя процесс подготовки, стимулируя, благодаря модульно-рейтинговому методу, самостоятельную учебно-профессиональную деятельность курсантов. На этой стадии происходит переход от рефлексии учебной деятельности курсантов к рефлексии учебно-профессиональной деятельности преподавателя и курсантов, в процессе которой оцениваются уровни сформированности мотивационной, теоретической и практической метеорологической готовности курсантов. Педагогические условия для трансформации создаются благодаря использованию при составлении заданий контрольной работы, тестовых заданий, экзаменационных вопросов, ситуаций профессиональной деятельности пилотов.

Опытно-экспериментальная работа по реализации технологии контекстной метеорологической подготовки курсантов в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации показала, что эта подготовка является более успешной, чем традиционное обучение авиационной метеорологии.

Литература

1. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в

компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - №11.

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и

теория контекстного обучения: Материалы к четвёртому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.