Научная статья на тему 'Контекстная модель метеорологической подготовки курсантов высшего авиационного училища'

Контекстная модель метеорологической подготовки курсантов высшего авиационного училища Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Наталья Николаевна, Сафонова Татьяна Владимировна

Разработана модель метеорологической подготовки курсантов высшего авиационного училища на основе психолого-педагогической теории контекстного обучения. Контекстная модель - целостная, структурированная система, включающая существенные компоненты формирования метеорологической готовности курсантов к профессиональной деятельности пилота и авиадиспетчера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEXTUAL MODEL OF METEOROLOGICAL PREPARATION OF HIGH AVIATION SCOOL STUDENTS

Model of Meteorological Preparation of Students is based on psychological-pedagogical Theory of Contextual Teaching. Contextual Model is the System

Текст научной работы на тему «Контекстная модель метеорологической подготовки курсантов высшего авиационного училища»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА Серия Радиофизика и радиотехника

№ 112

УДК 378

КОНТЕКСТНАЯ МОДЕЛЬ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА

Н.Н. НИКИТИНА, Т.В. САФОНОВА

Разработана модель метеорологической подготовки курсантов высшего авиационного училища на основе психолого-педагогической теории контекстного обучения. Контекстная модель - целостная, структурированная система, включающая существенные компоненты формирования метеорологической готовности курсантов к профессиональной деятельности пилота и авиадиспетчера.

В Государственных образовательных стандартах (ГОС) высшего профессионального образования направления подготовки дипломированного специалиста «Аэронавигация» прослеживается тенденция, характеризующаяся уменьшением количества часов (аудиторных и самостоятельной работы), которые отводятся на изучение общепрофессиональной дисциплины «Авиационная метеорология» в авиационных учебных заведениях. Например, в соответствии с ГОС от 2003 года на изучение авиационной метеорологии отводится 140 часов, а по новому ГОС от 2005 года - всего 70 часов [2,3].

Вместе с тем, в оперативной информации по безопасности полётов при анализе авиационных происшествий делается вывод о том, что авиационные специалисты (пилоты, авиадиспетчеры) должны более качественно оценивать метеорологические условия полётов. Такая оценка необходима для повышения безопасности полётов (БП) воздушных судов (ВС). Безопасность полётов - это способность авиационной транспортной системы выполнять полёты без угрозы для жизни и здоровья людей, имущественных потерь и экологической безопасности [6].

Анализ оперативной информации по БП показывает, что такие аварийные факторы, как состояние воздушной среды, ошибочные действия пилотов, обусловленные неправильной оценкой метеорологической обстановки, существенно влияют на БП. Заметим, что к аварийным факторам относятся любые условия, явления, обстоятельства, способные привести к авиационным происшествиям (АП), которые, в зависимости от их последствий, подразделяются на АП с человеческими жертвами (катастрофы) и АП без человеческих жертв (аварии). Предотвратить АП, обусловленные метеорологическими факторами, значит выявить аварийные факторы (явления и условия погоды) и уклониться от них. Основные положения концепции предотвращения АП содержатся в нормативных документах [4].

В связи с известными авиационными происшествиями можно сделать два вывода. Во-первых, целесообразно рекомендовать на аэродромах, расположенных в покрытой снегом ма-лоориентирной местности, в местных сводках погоды указывать явление «белая тьма» или «эффект белизны», что одно и то же. Это явление говорит о том, что наблюдаемый яркостный контраст в атмосфере меньше порога контрастной чувствительности глаза.

Во-вторых, пилоты и авиадиспетчеры должны быть готовы правильно оценить метеорологическую информацию, чтобы принять верное решение и действовать безошибочно. В системе «экипаж - ВС - воздушная среда» метеорологические факторы способны играть роль, подобную роли мышки в русской народной сказке с репкой. Итак, имеет место противоречие между двумя тенденциями: с одной стороны, количество часов метеорологической подготовки курсантов высшего авиационного училища (ВАУ) уменьшается, а, с другой стороны, повышаются требования к качеству такой подготовки. Это противоречие порождает проблему, которая заключается в том, чтобы повысить не только результативность (качество), но и эффективность метеорологической подготовки курсантов ВАУ. Решить проблему можно используя достижения современной педагогической науки. Практика традиционного обучения авиационной метеорологии курсантов ВАУ в настоящее время, на наш взгляд, не является оптимальной и не

обеспечивает позитивного решения всех задач, связанных с повышением качества и эффективности метеорологической подготовки. Многочисленные беседы с пилотами и авиадиспетчерами, психолого-педагогические наблюдения за их профессиональной деятельностью, анализ нормативных документов и авиационных происшествий - всё это позволяет авторам статьи сделать определённые выводы, которые положены в основу разработки модели метеорологической подготовки курсантов ВАУ. Эти выводы следующие:

1. Одним из факторов, обеспечивающих БП в метеорологическом отношении, является совместная деятельность пилотов, авиадиспетчеров и авиационных метеорологов. Отличительные признаки этой деятельности следующие: коммуникативное и интерактивное общение; наличие единой цели, которая заключается в обеспечении БП, взаимозависимость участников этой деятельности, наличие органов организации и руководства.

2. Хотя цель совместной деятельности единая, пилоты, авиадиспетчеры и авиационные метеорологи решают различные задачи, которые отражены в нормативных документах. Метеорологи предоставляют экипажам, авиадиспетчерам метеорологическую информацию, которая должна быть своевременной, максимально краткой и легко интерпретируемой. Метеоподразделения несут ответственность за полноту, качество и своевременность метеообеспечения гражданской авиации (ГА). Задача метеорологических органов - повысить качество фактической и прогностической метеоинформации [5].

Экипаж ВС в процессе предполётной подготовки обязан проанализировать метеоусловия на аэродромах вылета, назначения, запасных аэродромах и на воздушной трассе (по маршруту, району полёта) в целях принятия обоснованного решения на вылет с учётом тенденции развития погодных условий и возможностей обхода зон с метеоявлениями, опасными для полёта. Задача авиадиспетчеров заключается в своевременном доведении до экипажей ВС метеоинформации, выдаче диспетчерского разрешения на вылет [4].

3. При решении проблемы качества метеорологической подготовки курсантов ВАУ необходимо учитывать то, что эта подготовка определяет успешность самообразования и профессионального становления авиационных специалистов после окончания учебного заведения.

Рассмотрим соотношение понятий «обучение», «воспитание» и «подготовка». В традиционном понимании обучение - это целенаправленное влияние на развитие информационнооперационной сферы человека. В процессе обучения происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Воспитание - это целенаправленное влияние на развитие мотивационноценностной сферы личности. Понятие подготовки, используемое в статье, является полисемичным и включает процессы обучения и воспитания. Метеорологическая подготовка курсантов ВАУ - это процесс формирования метеорологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности, который включает обучение и воспитание.

Можно организовать дидактический процесс усвоения курсантами функциональных знаний, осознанных умений и творческих навыков, но, если курсанты не понимают, для чего нужны эти знания, умения и навыки, где и как их нужно использовать, то усвоенный материал быстро забывается. В этом случае вряд ли можно говорить о высокой эффективности и результативности обучения. Следовательно, дидактический процесс должен включать мотивационный этап. Однако эффективность, значимость этого этапа может быть различной. Задача заключается в том, чтобы найти факторы, повышающие эту эффективность, поскольку она определяет качество метеорологической подготовки курсантов. Факторы, формирующие познавательную и профессиональную мотивацию обучающихся, указаны и исследованы в психолого-педагогической концепции контекстного обучения, которую предложил и разработал А. А. Вербицким [1]. Эта концепция положена в основу разработанной нами модели метеорологической подготовки курсантов ВАУ. Большая заслуга А. А. Вербицкого заключается в том, что он в стремлении ликвидировать разрыв между теорией и практикой в профессиональном обучении ввёл понятие контекста как смыслообразующей категории. Можно сказать, что именно контексты, связанные с профессиональной деятельностью, являются теми факторами, которые повышают эффектив-

ность мотивационного этапа в обучении, способствуют созданию познавательной и профессиональной мотивации. Контексты являются своеобразными мостиками, связывающими учебную деятельность курсантов с профессиональной деятельностью авиационных специалистов.

«Контекст - система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека в конкретной ситуации, определяющая смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов. Внутренний контекст составляет совокупность индивидуальных особенностей, отношений, знаний и опыта человека; внешний - социокультурных, предметных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия и поступка. Контекст профессионального будущего, задаваемый в обучении, наполняет познавательную деятельность студентов личностным смыслом, обуславливает высокий уровень их активности, познавательной и профессиональной мотивации» [1, с. 65]. Контекстное обучение в высшей школе, по А.А. Вербицкому, - это профессионально ориентированное обучение, но оно не сводится только к реализации дидактического принципа профессиональной направленности обучения, хотя и показывает наилучшие способы его реализации. Психолого-педагогическая теория контекстного обучения, выполняя свою методологическую функцию, показывает путь оптимальной реализации принципа профессиональной направленности обучения. Теория А.А. Вербицкого определяет сущность контекстного обучения в создании психологических, педагогических и методических условий трансформации учебной деятельности в профессиональную деятельность с постоянной сменой потребностей и мотивов, целей, действий, поступков, средств, предмета и результатов деятельности студентов. В формах учебной деятельности студентов последовательно моделируется профессиональная деятельность специалистов со стороны её предметно-технологических (предметный контекст) и социальных (социальный контекст) составляющих. Реализуется движение деятельности студента от учебной деятельности академического типа (собственно учебной деятельности) через квазипрофессиональную и учебнопрофессиональную деятельности к собственно профессиональной [1]. Теория контекстного обучения имеет три источника: 1) деятельностную теорию учения, развитую в психологии; 2) теоретическое обобщение опыта использования форм и методов активного обучения; 3) осознание смыслообразующего влияния предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности студента на процесс и результат его учебной деятельности [1]. Заметим, что в контекстном обучении А.А. Вербицкий делает акцент на учебной деятельности студентов, говоря о её трансформации.

Метеорологическая подготовка курсантов рассматривается нами как совместная деятельность преподавателя и курсантов с целью формирования метеорологической готовности обучающихся к профессиональной деятельности посредством усвоения ими системы знаний, способов действий, опыта профессиональной деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к дисциплине «Авиационная метеорология», профессии пилота, авиадиспетчера. В совместной деятельности преподаватель и курсанты выполняют разные функции, решают разные задачи с единой целью, которая заключается в формировании метеорологической готовности курсантов к профессиональной деятельности. Цель является образом результата совместной деятельности, представлением о нём. Для того чтобы представить и исследовать процесс метеорологической подготовки курсантов ВАУ целостно, системно, в совокупности всех его существенных сторон, разработана контекстная модель этой подготовки (рисунок). Особенностью модели является то, что она предполагает трансформацию не только учебной деятельности курсантов, но и всего процесса совместной деятельности преподавателя и курсантов в направлении всё большего её сближения с профессиональной деятельностью авиационных специалистов. Преподаватель играет роль авиационного синоптика, консультанта, прогнозиста, метеоролога-наблюдателя, эксперта. Конечно, чтобы выполнять такую роль, преподаватель должен иметь богатый опыт практической работы в качестве авиационного синоптика. Вместе с тем, преподаватель должен быть педагогом, воспитателем, поскольку он организовывает совместную деятельность и управляет ею, целенаправленно воздействуя на мотивационноценностную сферу личности курсанта.

Контекстная модель метеорологической подготовки... 145

В контекстной модели метеорологической подготовки курсантов предлагаются три основные формы организации совместной деятельности:

1) лекция контекстного типа (лекция-визуализация, лекция - пресс-конференция, проблемная лекция);

2) лабораторное занятие в виде деловой игры (имитационной, ролевой), тренинга;

3) курсовая работа как парная форма совместной деятельности преподавателя и курсанта, в

которой преподаватель выступает в роли эксперта, авиационного синоптика.

На лекции контекстного типа происходит трансформация учебной совместной деятельности, предметом которой является учебная информация, в учебно-профессиональную совместную деятельность, предметом которой служит реальная производственная ситуация. В деловой игре реализуется квазипрофессиональная совместная деятельность, предметом которой являются модели конкретных производственных ситуаций. Лекция, деловая игра - это коллективные организационные формы, которые осуществляются в виде диалогического общения, совместного принятия решения. В процессе выполнения курсовой работы реализуется учебнопрофессиональная совместная деятельность, предметом которой являются реальные производственные ситуации. В соответствии с методологией контекстного обучения, необходимо выделить, представить, изучить, проанализировать ситуации профессиональной деятельности пилотов и авиадиспетчеров (производственные ситуации) с тем, чтобы рассмотреть и смоделировать их в организационных формах совместной деятельности в процессе метеорологической подготовки. К таким ситуациям относятся: принятие решения на вылет в пункт назначения; выбор запасного аэродрома; принятие решения на взлёт, на посадку; принятие решения на полёт по маршруту; оценка метеорологической обстановки на аэродроме и в районе аэродрома; оценка влияния различных метеорологических факторов на полёт ВС; оценка метеорологических условий в полёте; полёты в особых условиях и особые случаи в полёте; использование приземной карты, высотных и прогностических карт погоды при оценке метеорологической обстановки; использование радиолокационной и спутниковой информации при оценке метеорологических условий полёта; комплексный анализ и оценка метеорологической обстановки; расследование авиационных происшествий и т.д.

В контекстной модели метеорологической подготовки выделяются пять источников содержания, форм, методов, средств и диагностики (контроля и оценки) совместной деятельности преподавателя и курсантов: наука авиационная метеорология, профессиональная деятельность пилотов и авиадиспетчеров; психолого-педагогическая теория контекстного обучения; нормативные документы; междисциплинарные связи в ВАУ. Целью и результатом метеорологической подготовки является метеорологическая готовность курсантов к профессиональной деятельности пилота и авиадиспетчера. Метеорологическая готовность включает три составляющие: когнитивную, деятельностную и мотивационную. Когнитивная метеорологическая готовность формируется посредством усвоения курсантами системы функциональных знаний как информационной основы профессиональной деятельности пилотов и авиадиспетчеров в контексте обеспечения БП в метеорологическом отношении. Эти знания усваиваются не только в процессе совместной деятельности на лекции, в деловой игре, при выполнении курсовой работы, но и при самоподготовке курсантов, мотивация которой создаётся в процессе этой совместной деятельности. Деятельностная метеорологическая готовность курсантов - это осознанные умения, которые формируются посредством усвоения курсантами способов действий, опыта профессиональной деятельности. Мотивационная метеорологическая готовность предполагает осознание курсантами значимости, ценности дисциплины «Авиационная метеорология» для профессиональной подготовки пилотов и авиадиспетчеров, осознание ответственности авиационных специалистов за обеспечение БП в метеорологическом отношении. Мотивационная готовность - это готовность курсантов самостоятельно повышать и диагностировать уровень своей метеорологической готовности. Заметим, что мотивация деятельности - это совокупность всех факторов, побуждающих к деятельности. К этим факторам относятся потребности, мотивы

цели, интересы, эмоции и т.д. Разработанная контекстная модель метеорологической подготовки курсантов ВАУ - это первый шаг на пути к повышению качества и эффективности этой подготовки. Каждый структурный компонент модели является подсистемой, объектом научного исследования и оптимизации, а также входом в модель с целью повышения качества и эффективности метеорологической подготовки курсантов в контексте повышения БП. Разработка технологии реализации контекстной модели - это второй шаг на пути к этой цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвёртому заседанию методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 65081 - «Аэронавигация». - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2003.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста 160500 - «Аэронавигация». - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005. - 51 с.

4. Наставление по производству полётов в РФ (НПП ГА-85). - М.: Воздушный транспорт, 1985.

5. Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России (НМО ГА-95). М.: Росгидромет, 1995.

6. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ-98). - М.: ОАО «Авиаиздат», 1998.

CONTEXTUAL MODEL OF METEOROLOGICAL PREPARATION OF HIGH AVIATION

SCOOL STUDENTS

Nikitina N.N., Safonova T.V.

Model of Meteorological Preparation of Students is based on psychological-pedagogical Theory of Contextual Teaching. Contextual Model is the System.

Сведения об авторах

Никитина Наталья Николаевна, окончила УлГПИ (1971), доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики УлГПУ, автор более 100 научных работ, область научных интересов - проблемы профессионального образования, профессионально-личностное становление специалиста.

Сафонова Татьяна Владимировна, окончила МГУ им. В.М. Ломоносова (1978), доцент кафедры управления воздушным движением УВАУ ГА, автор 25 научных и учебно-методических работ, область научных интересов - теория и методика профессионального образования, проблемы метеорологической подготовки пилотов и авиадиспетчеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.