Научная статья на тему 'Педагогические традиции: сущность, особенности функционирования и развития'

Педагогические традиции: сущность, особенности функционирования и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9527
678
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / HISTORICAL/PEDAGOGICAL TRADITIONS / EDUCATION / PEDAGOGICAL TRADITIONS / PEDAGOGICAL IDEAS / THE KALININGRAD REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюбарева Ирина Федоровна

В статье рассмотрены педагогические традиции как феномен действительности; в рамках педагогического подхода определяются их сущность, особенности функционирования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TRADITIONS: ESSENCE, PECULIARITIES OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT

The article reviews pedagogical traditions as reality phenomenon; within the framework of pedagogical approach the author defines their essence, peculiarities of functioning and development.

Текст научной работы на тему «Педагогические традиции: сущность, особенности функционирования и развития»

УДК 37.013 ББК 74

Сюбарева И.Ф.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ:

СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Syubareva I.F.

PEDAGOGICAL TRADITIONS:

ESSENCE, PECULIARITIES OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT

Ключевые слова: образование, педагогические традиции, историко-педагогические традиции, педагогическая мысль, Калининградская область.

Keywords: education, pedagogical traditions, historical/pedagogical traditions,

pedagogical ideas, the Kaliningrad region.

Аннотация

В статье рассмотрены педагогические традиции как феномен действительности; в рамках педагогического подхода определяются их сущность, особенности функционирования и развития.

Abstract

The article reviews pedagogical traditions as reality phenomenon; within the framework of pedagogical approach the author defines their essence, peculiarities of functioning and development.

В историко-педагогическом знании актуально исследование педагогических традиций и идей с целью выявления и понимания истоков, природы изменений, происходящих в обществе. В настоящее время в России идет активный поиск путей совершенствования системы образования на основе общечеловеческих и национальных образовательных ценностей. В качестве ценностных ориентиров совершенствования, возможно, использовать педагогические традиции и идеи прошлого, которые при тщательном изучении могут оказать неоценимую помощь в осмыслении и разработке современных проблем воспитания и обучения.

Калининградская область как часть Российской Федерации имеет особое географическое положение и историческое прошлое, которые не могут не влиять на современные процессы ее развития. История региона включает несколько периодов. Несмотря на сложные периоды политической истории края, трагические периоды уничтожения культурной памяти, история культуры региона сохранялась благодаря закону исторической преемственности культурного наследия. В настоящее время многое переосмысливается и переоценивается в истории, политике, культуре. Тем самым строятся «мосты памяти» из прошлого в настоящее, без которых невозможен путь в будущее. Традиции, как ценностные ориентиры, играют огромную роль в сохранении наследия прошлого. Для эксклавного региона России - Калининградской области -актуальной является проблема выявления и сохранения богатых традиций прошлого, на которые можно опираться при решении современных задач образования и воспитания, учитывая специфику расположения региона, его культурное прошлое и настоящее, потребности в создании единого европейского образовательного пространства.

В современном гуманитарном знании понятие традиция трактуется широко и многопланово. В Толковом словаре В.И. Даля традиция определяется в соответствии с ее первоначальным латинским смыслом: «все, что устно перешло от одного поколения на

другое»1. Расширенно данное понятие трактуется в «Словаре русского языка»: «Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.; установившийся порядок, неписаный закон в поведении, в быту; обычай, обыкновение»2. В научном знании традиции определяются как «механизм накопления, сохранения и трансляции научного опыта, специфических норм и ценностей науки, образцов постановки и решения проблем»3.

Традиции, как феномен действительности, исследованы как комплексное междисциплинарное явление на стыке философии, этики, культурологии, психологии, педагогики и других наук. В философии традиции определяются прежде всего, как отношения, опыт предшествующих поколений, духовные и материальные ценности, которые передаются от поколения к поколению. В философском энциклопедическом словаре традиция определяется как «передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Традицией называется также то, что передают; в то же время все, что на традиции основано, называют традиционным»4. В понимании А.А. Батуры: «традиция - неотъемлемый атрибут общества; она реально существует; однонаправлено выражена во времени; представляет собой форму адаптации человеческого сообщества к окружающей среде; имеет непрерывный относительно устойчивый, инерционный характер, в то же время потенциально динамична, обнаруживает способность к существенной перестройке; имеет избирательный характер; передается способами, отличными от генетического: вербальными, письменными, путем преемственности; включает в себя объекты социокультурного наследования (материальные и духовные ценности); в качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, стили»5. В различных философских толкованиях границы понятия традиции соприкасаются с философским полем таких понятий и явлений как обычай, ценности, наследие. В работах по культурологии традиции представлены как «передача и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению»6; как «социальное и культурное наследие»7. Э.А. Баллер рассматривал традиции как «исторически сложившиеся формы поведения людей решительно во всех областях общественной жизни»8. Традиции определяются в психологии как «любой социальный обычай или убеждение или согласованный набор таких обычаев и убеждений, который передается из поколения в поколение»9. Понятие традиции может раскрываться как совокупность результатов развития общества (ценностей, отношений, форм деятельности, норм поведения, общественных установок, идей), критически осваиваемых и развиваемых в соответствии с конкретно-историческими задачами.

Единого, общепринятого, для всех наук определения (понятия) традиций нет. Причиной такого состояния является то, что каждая из названных отраслей знания изучает свои аспекты традиций. Обобщенный выход на традиции может быть выражен в характеристике по трем существенным признакам:

1 Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. Т. 4: С-V. - М., 1994. - С. 819.

2 Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1981-1984. Т. 4. С-Я. 1984. - С. 396.

3 Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац.-общ. - науч. фонд; научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семичин, уч. секр. А.П. Огурцов. - М., 2001.

С. 88.

4 Философский энциклопедический словарь. - М., 1997. - С. 459.

5 Батура, А.А. Традиция как философско-культурологическая категория и её социальноадаптационные функции: дис. ... канд. философ. наук. - Краснодар, 2002. - С. 6.

6 Полищук, В.И. Культурология: учебное пособие. - М., 1998. - С. 53.

7 Столяренко, Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: учебное пособие. - М., 2004. - С. 94.

8 Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - С. 154.

9 Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т. 2 (П-Я): Пер. с англ. - М., 2000. - С. 560.

- традиции как ценностное отношение к тем или другим жизненным феноменам;

- традиции как сложившиеся формы, способы организации жизнедеятельности в определенном пространстве жизни, в том числе и социально-историческом пространстве;

- традиции как требования тех или иных значимых структур (государственных, общественных, национальных) к организации жизнедеятельности человека, особенностям его существования в обществе.

В рамках педагогического подхода традиции определяются как исторически сложившиеся, устойчивые и повторяющиеся явления, передающиеся от одного поколения к другому. Смысловое поле педагогических традиций с началом разработки культурологического направления значительно расширяется. В педагогической литературе понятие традиции используется в нескольких значениях: как педагогический опыт отдельного учебного заведения или опыт конкретного педагога; как определенное массовое правило, норма поведения; как ряд педагогических мероприятий, имеющих общую цель; традиции могут выступать синонимом таких понятий как «праздник», «ритуал». Собирательное понятие традиции представлено в педагогическом словаре, где под понятием традиций понимается «система предельно общих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных социокультурными детерминантами, рамок ее реализации, содержательное наполнение которых зависит от конкретно-исторического состояния цивилизации»10. В нашем понимании педагогические традиции - это элементы педагогического наследия и ценного педагогического опыта, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются в течение длительного времени.

В работах классиков отечественной педагогики А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого традиции рассматриваются как важное средство воспитания подрастающего поколения. Так, К.Д. Ушинский считал, что воспитание на традициях способствует формированию сильных характеров. Формировать характер и направление воспитания необходимо в соответствии со своими национальными традициями. А.С. Макаренко использовал термин традиции, но не определял его. Придавая огромное значение традициям коллектива, А.С. Макаренко писал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, советская школа, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал,.. это школы, которые накопили традиции»11. А.С. Макаренко называет и описывает различные традиции (традиция военизации - игры, традиция начала общих собраний и другие), обращает внимание на то, что традиций в его коллективе «было много, просто сотни. И я их не знал всех, но ребята их знали. И ребята знали их незаписанными, узнавали какими-то щупальцами, усиками. Так надо делать. Почему так? Так старшие делают. Этот опыт старших, уважение к логике старших, уважение к их труду по созданию коммуны и, самое главное, уважение к правам коллектива и его уполномоченных - это чрезвычайно важные достоинства коллектива, и, конечно, они поддерживаются традициями. Такие традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать»12. Идеи А.С. Макаренко были положены в основу воспитательной системы советской школы. В целом заслугой классиков отечественной педагогики является то, что ими были выдвинуты прогрессивные идеи по вопросам использования традиций в воспитательной деятельности, а также разработаны научные

10 Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. учеб. заведений. - М., 2000. - С. 151.

11 Макаренко, А.С. Избранные произведения: в 3-х т. / Редкол.: Н.Д. Ярмаченко (председатель) и др. - Изд. 2-е., испр. и доп. - Киев, 1985. Т. 3. - С. 20.

12 Там же. - С. 21.

основы использования традиций в педагогическом опыте. Эти идеи были положены в основу российского образования.

Традиции являются непременным элементом системы образования. Они определяют не только вид самой системы - традиционный, но и ее характер. Каждая система образования обладает своими собственными традициями, к оценке которых следует подходить конкретно-исторически. Так, например, историко-педагогический процесс в Восточной Пруссии (XIII - начало XX вв.) имел несколько этапов развития, для каждого их которых характерны определенные тенденции и свои педагогические традиции, которые зависели от конкретных исторических условий и социально-экономических факторов. Например, в орденском государстве (ХШ-начало XVI вв.) происходило зарождение традиций, связанных с особым отношением и вниманием властных государственных структур к вопросам образования своих граждан, традиции обучения молодежи в европейских учебных заведениях, традиции особого отношения к учености и образованности. В этот период были распространены традиции рыцарского воспитания.

Невозможно с большой точностью определить возникновение некоторых традиций. Тем не менее, о возникновении других можно говорить с большей долей определенности, например, традиции Кенигсбергского университета берут начало со дня его основания в 1544 г. Они всегда были ориентированы на высокие интеллектуальные и моральные ценности.

Появление новых традиций может быть вызвано конкретными историческими событиями, а также деятельностью тех или иных лиц (видных деятелей, ученых, учителей), отчего традиция приобретает персонифицированную форму. Так, создание Кенигсбергского университета связано с именем герцога Альбрехта Гогенцоллерна, который ликвидировал государство Тевтонского Ордена и создал светское герцогство -Пруссию. Мудрая политика герцога вызвала большой приток эмигрантов, что привело в свою очередь к экономическому и культурному подъему страны. Самой характерной чертой жителей Кенигсберга было сформировавшееся и устоявшееся в сознании людей уважительное отношение к книге, знаниям и образованным людям.

Жизнь традиции, особенности развития обусловлены ее носителями - реальными людьми, отношения между которыми складываются на основе их совместной деятельности. Изучая традиции в развитии, можно условно говорить об их статике и динамике. В каждый исторический период можно выделить относительно устойчивые педагогические традиции. Так, например, пионерские традиции имели определенную устойчивость в советский период развития отечественного образования и были утрачены в постсоветский период. Другой пример - когда в традициях прошлое выступает в неизменном виде. Такие традиции могут распространяться и передаваться от поколения к поколению в виде простого воспроизводства, возобновления во времени и пространстве. В таких традициях много обыденности. Это статичные традиции, которые призваны обеспечивать устойчивость системы в конкретный исторический период, ее изменения в рамках относительно стабильной структуры. Традиции могут распространяться и в измененном виде, интенсивно развивающемся, реализующем определенное преемство. Это динамичные традиции. Так, например, процесс перехода системы образования из одного качественного состояния в другое сопровождается и изменением традиций, которые имеют, как правило, прогрессивный характер развития. Сами же традиции могут изменяться, трансформироваться, утрачиваться, наполняться новым содержанием. Может наблюдаться тенденция к «размыванию» традиций, что требует постоянной поддержки, контроля, стимуляции традиций со стороны их носителей. Возможно и целенаправленное искоренение традиций. Так, в советский период происходило искоренение традиций, несовместимых с нормами социалистической системы образования, например, искоренение религиозных воспитательных традиций. Другой пример, когда многие традиции отечественного образования советского периода были утрачены в начале 1990-х.

Развитие педагогических традиций представляет собой определенный процесс от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Прогресс образования обеспечивался и обеспечивается не только процессом изменения педагогических традиций (в том числе и их ликвидацией), но и процессом их сохранения. Сохранение и перенос из прошлого педагогических традиций обеспечивали преемственность образования на всех исторических этапах. Утрата традиции вовсе не означает прекращение процесса развития. Утрата традиции означает лишь невозможность развития в данном направлении.

Изучая педагогические традиции, можно говорить о том, как в процессе исторического развития рождались и закреплялись определенные формы организации образования в государстве, которые становились традиционными, определенное отношение к образованию разных сословий, опять-таки традиционное, определенная направленность линии развития образования, которые закреплялись как традиции. Конкретно все эти традиции можно обозначить как историко-педагогические традиции. Историко-педагогические традиции - традиции, имеющие глубокие исторические корни, особое значение в общем историко-педагогическом процессе, в практике обучения и воспитания. Каждое время вносит свой смысл, свои коррективы в традиции, расставляя акценты, соответствующие духу времени, атмосфере общественной жизни. Существование традиций как педагогических феноменов является следствием процесса развития образования. Педагогический процесс может быть представлен как смена педагогических традиций. Успешность становления историко-педагогических традиций может выступать критерием успешности самого историко-педагогического процесса. Традиция, являясь элементом системы образования, одновременно является средством интеграции педагогических отношений - она выступает и в качестве исторического основания, и в качестве формирования системной целостности. Являясь средством системной интеграции педагогических отношений, традиция определяет вид этих отношений и обеспечивает их преемственность.

История образования нашего региона свидетельствует о наличии огромного пласта историко-педагогических традиций в постановке учебно-воспитательного процесса, организации работы различных образовательных учреждений, как в системе образования Восточной Пруссии, так и в системе образования Калининградской области. Так, например, традиции Кенигсбергского университета, как немецкого учебного заведения базировались на выполнении образовательной, исследовательской, культурной миссии, просвещении населения; культивировании академических свобод; высокой нравственной оценке знаний и т.д. После 1945 г., когда на территорию бывшей Восточной Пруссии пришли ценности Российской культуры, традиции выступали ценностными ориентирами, становясь основой воспитательной деятельности подрастающего поколения. Это комсомольские, пионерские, военно-патриоти-ческие традиции; педагогические традиции, связанные с движением отрядов «красных следопытов»; традиции трудового обучения, профессиональной ориентации школьников, тимуровская работа, традиции культурного обмена с Польской народной республикой и многие другие. Отечественные педагогические традиции формировали такие черты, как совестливость, нравственная чистота, дружба, взаимопомощь, честность, стремление творить добро, совершать подвиги ради людей. По уровню организации, качеству обучения и воспитания, с опорой на лучшие традиции Калининградская область вошла в число передовых областей и краев РСФСР.

Для педагогических традиций постсоветского периода характерно их развитие на новых ценностных ориентирах, основу которых составляют толерантность, свобода выбора, диалог культур, гражданское самоопределение; европейская ориентация, активное международное сотрудничество; изучение, осмысление и сохранение культуры и историко-педа-гогических традиций Восточной Пруссии с позиций российской культуры; развитие педагогических идей И. Канта, И. Гербарта, Ф. Бесселя и традиций Кенигсбергского университета в научном творчестве. Актуален поиск путей

совершенствования развития образования и стремление каждого образовательного учреждения создавать и развивать собственные педагогические традиции.

Педагогические традиции БФУ им. И. Канта имеют такую особенность как сочетание собственных педагогических традиций с традициями своих предшественников, Калининградского государственного педагогического института и Кенигсбергского университета. Еще в советский период в университете получило развитие уникальное научное направление, имеющее международное значение - изучение немецкой классической философии. Данное направление связано с именем немецкого философа И. Канта. В университете сложилась кантоведческая школа, стали традиционными международные философские семинары и конференции, посвященные развитию философских идей применительно к проблемам современности, начал регулярно издаваться «Кантовский сборник». БФУ им. И. Канта активно развивает традиции Кенигсбергского университета имени герцога Альбрехта Бранденбургского, так сложилась традиция изучения наследия Альбертины, публикуются научные работы, посвященные истории Кенигсбергского университета, развитию науки в нем, а также деятельности кенигсбергских ученых и преподавателей. Особое значение занимает изучение культурных связей между Кенигсбергом и Россией, начавшихся еще в XVI столетии. Особая роль БФУ им. И. Канта заключается в сохранении и осмыслении интеллектуального наследия Кенигсбергского университета и культуры Восточной Пруссии с позиций российской культуры и развития его идей в научном творчестве. Педагогические идеи и теории, включенные в педагогические традиции БФУ им. И. Канта, с одной стороны, обогащаются традициями этого университета, с другой стороны, их педагогическое наследие обогащает научный поиск ведущих ученых университета, прежде всего в области педагогической науки (научная школа профессора О.С. Гребенюка). В современных условиях идет процесс переосмысления, сохранения и обогащения этих традиций за счет поиска новых ценностно-смысловых установок, изменения содержания и форм, адекватных реальной жизни.

В постсоветский период развитие педагогической науки в Калининградской области происходит под влиянием идей концепции педагогики индивидуальности. В центре рассмотренной концепции находится идея формирования человека как творца, проектировщика собственной жизни. Таким образом, научно-педагогическая мысль обращается к философско-педагогическим идеям И. Канта, видя в них основания для нового осмысления учебно-воспитательного процесса. Вслед за И. Кантом человек рассматривается как педагогическая цель. Идеи данной концепции активно разрабатываются научной школой профессора

О.С. Гребенюка: они нашли отражение в диссертационных исследованиях и научных публикациях, внедряются в практику образования. Педагогические идеи не останавливаются на теоретических разработках, положениях и выводах, они нацелены на разработку педагогических технологий, направленных на возвышение личности ученика, проявление его духовного начала с помощью личностно ориентированных методик и технологий. Востребованные школой прогрессивные педагогические идеи концепции педагогики индивидуальности создают новую практику обучения, а также формируют новую философию образования. Таким образом, устанавливается преемственность идей в развитии педагогических основ современной педагогики.

Система образования Восточной Пруссии, пройдя долгий и сложный путь исторического развития, просуществовав более семи веков, стала богатым педагогическим наследием. Были созданы удивительные образцы системы народного образования, позволившей государству занять высокое место среди европейских государств по уровню грамотности, гимназического образования в виде гуманистической гимназии, высшей школы - Кенигсбергского университета, владеющего духовными и интеллектуальными ценностями, которые являются не только национальным достоянием, но и общечеловеческим; сделаны научные открытия, сформулированы ведущие идеи и

воззрения ученых Кенигсбергского университета, оказавшие влияние на развитие мировой науки и культуры.

Историко-педагогическое наследие ученых и педагогов Восточной Пруссии, в частности И. Канта, И. Гербарта, Ф. Бесселя, имеет самостоятельное научное значение в историко-педагогической мысли и содержит прогрессивные идеи о ценности человеческой личности, внутренней свободе, нравственности, моральном долге; о воспитании характера; о развитии и реализации способностей человека в деятельности, формировании творческой личности; культе знаний; о соединении воспитания и обучения, проблемном методе обучения, активизации познавательной деятельности, развитии многостороннего интереса и другие. Педагогические идеи, методы, новаторские приемы обучения получили широкое распространение в мировой педагогике, стали неотъемлемой частью научного знания.

И. Кантом была выдвинута важнейшая педагогическая идея самоценности человеческой личности, обращалось внимание на развитие физических и умственных способностей ребенка - памяти, мышления, делался акцент на нравственном воспитании. Образование рассматривалось философом как целенаправленный процесс социализации, главной целью которого являлось развитие и реализация способностей человека в деятельности. Идеи самоценности человеческой личности, нравственного воспитания, формирования творческой личности, раскрытия природных способностей ребенка, проблемного метода обучения являются основными в философско-педагогическом наследии И. Канта.

И.Ф. Гербарт теоретически обосновал педагогику как научную дисциплину; обогатил науку педагогическими идеями единства процессов усвоения знаний и развития познавательных способностей, внутренней свободы, совершенства, развития многостороннего интереса. И.Ф. Гербарт развивал идеи культа знаний, возвышения человека к нравственно-духовным ценностям, самовоспитания и самообразования, особой миссии педагога, обладающего высокой духовностью и широким кругозором, профессионализмом и педагогическим тактом, являющегося носителем культуры. Эти идеи были реализованы на практике. И.Ф. Гербарт разработал теорию, направленную на усовершенствование практики гимназического среднего образования, которая была ориентирована не только на передачу новому поколению опыта человечества, но и нацелена на процесс развития познавательных сил и способностей ребенка. Важным результатом его педагогической деятельности было открытие педагогических семинарий, через которые распространялись педагогические идеи педагога, что в свою очередь оказывало значительное влияние на школьную практику.

Главной заслугой Ф. Бесселя явилось совершенствование учебного процесса с помощью новаторских методов и приемов обучения, реализация идеи соединения теории и практики в обучении. Новаторские методы Ф. Бесселя лежат в основе традиционной структуры педагогического процесса: лекция - изложение теории; семинарское занятие -обсуждение вопросов теории и методов исследования, решение задач; лабораторная работа - физический эксперимент.

Система образования в Калининградской области не могла стать преемницей системы образования Восточной Пруссии по следующим причинам: это

концептуальная противоположность двух систем образования, то есть в каждой из них воплотилась определенная концепция образования; а также отсутствие наследования материальной базы и научных кадров. Таким образом, существуют две системы образования: Калининградская - в настоящем и Восточнопрусская - в истории. Тем не менее особая связь между прошлым и настоящим все же существует. Эта связь выражена в архитектурном облике города, исторических памятниках культуры и истории области. В целом в образовании Восточной Пруссии и Калининградской области происходило и происходит развитие интеллектуального и духовнонравственного потенциала. Калининградский и Кенигсбергский университеты едины в

своей идее и своем назначении. Это центры научного и интеллектуального развития. Как социокультурный институт образование и Восточной Пруссии и Калининградской области, с одной стороны, оказывало и оказывает значительное влияние на накопление и сохранение научного знания, прогресс и культуру общества; с другой стороны, на себе ощущало и ощущает перемены, происходившие в обществе, науке и культуре.

Сегодня Калининградская область является в геополитическом отношении связующим звеном между Востоком и Западом. Педагогические традиции образовательных учреждений области влияют на формирование определенной духовной и культурной среды региона. Культурная среда в свою очередь формирует определённый менталитет граждан и жителей. Развитие педагогических традиций происходит в рамках основных принципов российской образовательной политики в регионе. Историкопедагогические традиции сохраняют наследие прошлого, учитывают традиции образования соседних стран, преломляя их через призму российского образования. Благодаря этому формируется менталитет жителей эксклавного региона России, их самосознание, уважение к российской культуре и культуре соседних стран, а также позитивное отношение к соседним странам. Как неотъемлемая часть России Калининградская область может стать центром распространения отечественной культуры и отечественных традиций в Европе.

Институт образования во все времена сохранял педагогические традиции, имеющие своим основанием высокие ценности и идеалы. Для нас главным является выявление историко-педагогических традиций, их корней, особенностей реализации и роли в современных культурно-педагогических условиях. Содержательная сторона традиций служит основанием для их реализации в воспитательной деятельности современных образовательных учреждений. При этом создаются педагогические условия успешности процесса воспитания на традициях. В современных условиях идет процесс переосмысления, сохранения и обогащения этих традиций за счет поиска новых ценностно-смысловых установок, изменения содержания и форм, адекватных реальной жизни.

Библиографический список

1. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294 с.

2. Батура, А.А. Традиция как философско-культурологическая категория и её социально-адаптационные функции: дис. ... канд. философ. наук. - Краснодар, 2002.

3. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т. 2 (П-Я): Пер. с англ. - М., 2000. - 560 с.

4. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. Т. 4: С-V. - М., 1994. - 864 с.

5. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. учеб. заведений. - М., 2000. - 176 с.

6. Макаренко, А.С. Избранные произведения: в 3-х т. / Редкол.: Н.Д. Ярмаченко

(председатель) и др. - Изд. 2-е., испр. и доп. - Киев, 1985. Т. 3. - 592 с.

7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац.-общ. -науч. фонд; научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семичин, уч. секр. А.П. Огурцов. - М., 2001. - 605 с.

8. Полищук, В.И. Культурология: учебное пособие. - М., 1998. - 446 с.

9. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П.

Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1981-1984. Т. 4. С-Я. 1984. - 794 с.

10. Столяренко, Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: учебное пособие. - М., 2004. - 352 с.

11. Философский энциклопедический словарь. - М., 1997. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.