Научная статья на тему 'Система образования в Восточной Пруссии и Калининградской области'

Система образования в Восточной Пруссии и Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education development in the eastern Prussia and in the region of Kaliningrad

The article deals with the development of the education system of the Eastern Prussia and Koenigsberg University as well as the development of the education system in the region of Kaliningrad in the Soviet and post Soviet periods.

Текст научной работы на тему «Система образования в Восточной Пруссии и Калининградской области»

УДК 37(4/9)

И.Ф. Сюбарева

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ И КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Калининградский государственный университет

Новая общественно-политическая ситуация в современном обществе вызвала повышенный интерес к Калининградской области, расположенной на территории бывшей Восточной Пруссии. До 1945 г. эта территория относилась к немецким владениям. 7 апреля 1946 г. в составе Российской Федерации была образована Кенигс-бергская область, переименованная в июле того же года в Калининградскую. В настоящее время Калининградская область рассматривается как своеобразный мост между Россией и Объединенной Европой, где происходит взаимодействие культур, экономик, политических интересов.

Привлекает внимание история развития образовательной системы Восточной Пруссии, ее духовное и интеллектуальное наследие, система ценностей, традиции и культура, а также региональное своеобразие этого процесса в самом западном регионе России.

Система образования Восточной Пруссии прошла долгий и сложный путь исторического развития, просуществовав более семи веков. Исторические источники позволяют утверждать, что коренные жители Восточной Пруссии, пруссы, не имели своей грамоты. Зародилась система образования в Орденском государстве (ХШ-ХУ вв.), где имели место различные типы школ: приходские, соборные, или кафедральные, монастырские. Вопросы образования во внутренней политике государства не занимали важного места, что, очевидно, влияло на состояние грамотности и интеллектуальный уровень населения. Сильной стороной орденской системы образования являлась ее способность готовить молодых людей к обучению за границей, слабой - она еще не могла быть основой собственной высшей школы.

Особое место занимала система образования в Прусском герцогстве (XVI в.), где она получила мощный импульс развития благодаря образовательным и просветительским реформам герцога Альбрехта Гогенцоллерна. Знамением времени стало создание Кенигсбергского университета (1544 г.), который, заимствовав традиционную структуру высшей школы того времени, состоял из одного «низшего» факультета - философского и трех «высших» - богословского (теологического), юридического, медицинского. Создание собственного учебного центра давало возмож-

ность иметь в стране хорошо подготовленных специалистов, способствовало расцвету культурной жизни Пруссии, содействовало распространению немецкой культуры на востоке Германии.

В результате реформ основу школьного образования в Прусском герцогстве составили латинские и немецкие школы, была создана академическая гимназия, произошло обновление содержания образования (1539 г.). Основой образования в школах служили лютеранство и гуманизм. Параллельно школьной существовала рыцарская система воспитания.

В XVII в. наука и преподавание в Кенигсбергс-ком университете находились в состоянии застоя. Центральное место в преподавании занимала Аристотелева философия. Большинство профессоров видело свою задачу в усвоении содержания сочинений общепризнанных авторов и в передаче этих знаний своим ученикам. На протяжении XVII в. в Кенигсбергском университете не было сделано ни одного серьезного открытия в естественных науках, достижения европейской медицины не находили отклика в теории и практике медицинского факультета, результаты исследований на всех факультетах оставались на среднем уровне своего века. Богословские споры, грустная атмосфера университета отталкивали преподавателей и студентов.

Однако нельзя не отметить прогрессивные моменты в истории развития Кенигсбергского университета. В рассматриваемый период здесь были введены новые учебные дисциплины: вопросы механики, оптика, музыка, архитектура, история. Заявил о себе профессор поэзии и поэт Симон Дах, благодаря которому Кенигсбергский университет стал центром поэзии барокко. По количеству учащихся в XVII столетии Кенигсбергский университет становится одной из крупнейших высших школ в немецких землях.

В XVII столетии система школьного образования укреплялась и совершенствовалась, расширяя сеть образовательных учреждений. Обращает на себя внимание богатая духовно атмосфера городских школ: в кенигсбергских школах широко практиковали театральные представления (мистерии), которые содействовали повышению культурного уровня, эстетическому развитию учащихся.

Эпоха Просвещения дала новый импульс развитию образования Восточной Пруссии. В XVIII в.

Кенигсбергский университет превратился в истинный очаг немецкого философского духа и благодаря ему прославился далеко за пределами Германии. Ярко заявили о себе педагоги и преподаватели Кенигсбергского универститета: И. Кант, И. Га-ман, И. Гердер, Е.Т.А. Гофман, К. Донелайтис и многие другие. Однако в условиях жестких идеологических ограничений, под гнетом постоянной материальной нужды университету трудно было выйти на уровень передовых учебных заведений Европы того времени.

Необходимо отметить, что в данный период Кенигсбергский университет оказал влияние на науку и образование России. Среди выпускников университета немало выдающихся россиян: академиков и профессоров Московского университета, губернаторов и сенаторов, известных полководцев и литераторов. В начале XVIII в. Россия стала притягательным центром для немецких ученых: здесь развернула деятельность Петербургская академия наук. Ученые и профессора Аль-бертины приняли самое деятельное участие в ее создании и во многом способствовали распространению в России передовых научных знаний. Среди первых российских академиков - воспитанники и профессора Кенигсбергского университета X. Гольдбах, И.С. Бекенштейн, 3. Байер и др. В последующие столетия роль Кенигсбергского университета как образовательного центра для россиян существенно снижается.

В области школьного образования были проведены прогрессивные реформы, следствием которых явилось создание и развитие законодательной базы образования, введение обязательного бесплатного начального образования, учреждение системы инспекций и специальной подготовки учителей, создание первых народных школ, изменение содержания школьных программ, введение экзамена на аттестат зрелости и разработка методов школьной дисциплины.

XIX в. по праву может быть назван эпохой реформации образования Восточной Пруссии. В данный период была скоординирована вся система, процесс обновления содержания образования затронул все ее звенья и подразделения. Организация учебных заведений оформилась в три ступени образования - начальные, средние, высшие учебные заведения, которые были подчинены государственным законам и контролю. Таким образом, получил воплощение принцип единой школы. К числу прогрессивных завоеваний реформ в начальных и средних учебных заведениях относятся: создание системы гуманитарного образования, основой которого являлась гуманистическая гимназия; расширение сети учебных заведений, светский характер образования.

В отношении высшей школы XIX столетие стало веком модернизации Кенигсбергского универ-

ситета. В этом процессе просматриваются три основные тенденции: дифференциация отдельных предметов внутри старых четырех факультетов, появление новых направлений; возникновение нового типа университетского ученого, специализировавшегося в определенной области знания; преобразование высшей школы в государственное учреждение. В данный период в Кенигсбергском университете провозглашается и прочно завоевывает свое место принцип свободы научного исследования. В обучении отдельным предметам предпочтение отдается семинарам как дидактической форме обучения. В XIX в. Кенигсбергский физи-ко-математический семинар был ведущим среди других германских семинаров: именно здесь разрабатывалось новое содержание курса физики, а также была выработана триединая структура педагогического процесса. Сорокалетняя деятельность физико-математического семинара под руководством Ф. Неймана и К. Якоби оказала огромное влияние на европейскую науку XIX в.

В XIX столетии в Кенигсбергском университете было сделано большое количество научных открытий и выдвинуто немало прогрессивных научных идей, благодаря которым Альбертина становится одним из ведущих центров европейской науки прежде всего в области математики, физики, астрономии, медико-биологических наук. История Кенигсбергского университета в данный период освещена блестящими именами: Ф.В. Бесселем, К. Лахманом, К. Бэром, Р. Кохом, К. Якоби и многими другими. Теоретическая и практическая деятельность видных педагогов и ученых Кенигсбергского университета оказала влияние на всю мировую науку и культуру.

В XX в. система образования Восточной Пруссии, представляющая собой широкую сеть различных типов образовательных учреждений, пережила свои взлет и падение, когда она стала подгоняться под законы диктатуры.

Педагогическая мысль, представленная замечательной плеядой ученых - И. Кантом, И. Гербар-том, Ф. Бесселем, - является важной страницей в истории педагогики Восточной Пруссии. Педагоги и мыслители высказывали прогрессивные идеи, давшие мощные импульсы развитию педагогики. И. Кантом была выдвинута важнейшая педагогическая идея самоценности человеческой личности. Образование рассматривалось философом как целенаправленный процесс социализации, главной целью которого являлось развитие и реализация способностей человека в деятельности.

Ведущей идеей И. Гербарта явилась идея развивающего и стимулирующего обучения; его педагогическое учение придало педагогике как науке философскую и психологическую глубину, системность и стройность. Занимая пост директора научной комиссии в Кенигсберге, И. Гербарт

имел возможность широкого внедрения своих педагогических идей как в системе школьного образования, так и в университете. В 1809 г., получив место И. Канта и переделав свою ординатуру в кафедру философии и педагогики, И. Гербарт глубоко и профессионально занимался теорией и практикой. Ученый является одним из основателей системы профессиональной подготовки учителей в Пруссии: созданный И. Гербартом семинар благоприятствовал созданию научной методики подготовки кадров. Учение И. Гербарта породило немало последователей в ряде европейских стран, в том числе и в России.

Имя Ф. Бесселя - одно из самых ярких в истории Кенигсбергского университета. Главная область, в которой наиболее полно раскрылся гений Ф. Бесселя, - астрономия. Новаторские научные идеи и методы Ф. Бесселя обладали такой мощью и потенциалом развития, что его учение вышло за пределы Кенигсбергской обсерватории и стало фундаментом всей европейской астрономии XIX—XX вв. Ф. Бессель был не только ученым, но и профессором Кенигсбергского университета. И в педагогическом качестве он также был новатором, в значительной мере способствовавшим становлению знаменитой кенигсбергской физико-математической школы XIX в. Научная и педагогическая деятельность Ф. Бесселя подготовила почву для введения в университете новых высоких стандартов в научных исследованиях и в преподавании. Сотрудничество Ф. Бесселя в области педагогики с И. Гербартом было весьма успешным и плодотворным. Оба следовали идеям И.Г. Песталоцци о первостепенной роли наглядности в обучении, о неразделимости теории и практики в педагогическом процессе. Главной заслугой Ф. Бесселя явилось совершенствование учебного процесса с помощью новаторских методов и приемов обучения, реализация идеи соединения теории и практики в обучении.

Таким образом, И. Кант, И. Гербарт, Ф. Бессель стояли у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания и образования важной теоретико-практической значимости. Педагогические идеи, методы, новаторские приемы обучения получили широкое распространение в мировой педагогике, стали неотъемлемой частью научного знания.

Различные источники доказывают важность и значимость образования во внутренней политике государства в различные исторические периоды. В XX в. итогом прогрессивных завоеваний предыдущих столетий явилось следующее: по постановке начального образования Пруссия занимала первое место среди европейских государств; Кенигсбергский университет, представляя собой европейскую модель высшего академического заведения, завоевал прочную репутацию среди дру-

гих высших учебных заведений Европы. По Потсдамскому соглашению 1945 г. г. Кенигсберг был передан Советскому Союзу, и система образования прекратила свое существование.

Система образования Калининградской области с 1945 г. по настоящее время имела мощную динамику развития. Возникнув на «пустом» месте, за 55 лет существования она превратилась в одну из ведущих отраслей экономики Калининградской области, вышла на международный уровень развития и в настоящее время характеризуется интернационализацией обучения в регионе при сохранении национальной самобытности.

Общий период истории развития системы образования насыщен различными явлениями, которые объясняются особенностями географического положения области, спецификой демографической и политической ее эволюции. Система образования области начала формироваться сразу же после Великой Отечественной войны. В процессе массового заселения области переселенцами были заложены основы системы образования: созданы руководящие органы, сформирована учебно-материальная база, решена проблема педагогических кадров. На начальном этапе становления образования в Калининградской области создавались школы для детей немецкого населения, которые функционировали до отправки немецкого населения в Германию. В данный период были созданы средние учебные заведения, а также открыт Калининградский государственный педагогический институт (1948 г.). К 1950 г. система образования была вполне достаточна для осуществления обязательного начального обучения в сельской местности и семилетнего обучения - в городах и рабочих поселках. Дальнейшее развитие системы образования Калининградской области в советский период отражало закономерности отечественной педагогической науки и делало акцент на социаль-но-нормативную и идеологическую линию.

В 1980-х гг. потребность в обновлении системы образования становилась все более актуальной.

В 1992-1993 гг. была разработана Региональная комплексная программа развития системы образования Калининградской области. В ней было представлено общее положение в области образования, намечены конкретные меры по реформированию сложившейся системы и ее развитию, адекватному запросам общества и личности. Благодаря принятию программы были заложены прогрессивные элементы образовательной системы в регионе.

В постсоветский период происходят качественные изменения в сфере образования: отказ от идеологизации, коммунистической направленности в учебном процессе; выход за рамки традиционного обучения и поиски новых методов обучения, организационных форм, способов уп-

равления учебным процессом, разработка и внедрение различных педагогических концепций. Вместо прежней единообразной школы появились гимназии, колледжи, лицеи, школы разных направлений и профилей, ставившие своими задачами раскрытие самоценности личности, обновление содержания и технологий образовательного процесса, наполнение его новым философским осмыслением, в основе которого лежат идеи человековедческой направленности, заботы об экологии человека и общей среде человеческой цивилизации.

Система высшего образования в Калининградской области в постсоветский период имеет следующие тенденции развития: укрупнение вузов, расширение самостоятельности и активности учебных заведений, внедрение новых технологий обучения, коммерциализацию, осуществление международного сотрудничества, финансовую поддержку зарубежными странами, ориентацию на местные потребности. Калининградский университет является современным образовательным и культурным информационным центром, интегрирующим звеном между Востоком и Западом.

В постсоветский период возросла роль международного сотрудничества вузов, что способствует подготовке и переподготовке квалифицированных кадров, внедрению новых технологий обучения, тесному взаимодействию учебных заведений с хозяйственной практикой. Участие в международных программах помогает вузам улучшить условия преподавания, расширить материально-техническую базу, изучить опыт образовательных учреждений зарубежных стран.

В настоящее время Калининградский государственный университет является ведущим центром образования и культуры на крайнем западе России. Калининградский государственный университет входит в совет ректоров Балтийского региона и Конференцию ректоров Европы, а также в Ассоциацию евразийских университетов. Калининградский государственный университет имеет в своем составе широкий спектр специальностей, благодаря которому в КГУ учатся студенты не только из Калининградской области, но и других регионов России, а также учатся и проходят стажировку студенты из Польши, Германии, Швеции и Бельгии.

К числу стратегических приоритетов, по мнению большинства ученых региона, следует отнести: дальнейшее развитие и совершенствование образовательных учреждений всех уровней, развитие непрерывного образования, создание региональной образовательной программы, вступление региональной системы образования в мировое образовательное пространство, создание специальных условий для обеспечения новых технологий, развитие самостоятельности учебных заведений в сочетании с централизованным контролем.

Современный этап развития педагогической науки основан на динамичном саморазвитии научного знания, сочетающего процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками. В настоящее время развитие педагогической науки в Калининградской области имеет несколько основных направлений, связанных с разработкой педагогики индивидуальности, региональной стандартизацией, управлением школы и системным анализом урока.

Характерной чертой образования в Калининградской области является усиление научной стороны. Школа в контакте с учеными-педагогами ведет поиск новых форм и методов обучения. Преподаватели высшей школы разрабатывают курсы, программы, методики обучения, участвуют в разработке концепций развития школ. Становится хорошей традицией проведение в школах научно-практических конференций по обобщению опыта коллег с изданием печатных тезисов и докладов и выполнением диссертационных исследований. В результате такого подхода школы получают импульс в развитии.

Система образования Калининградской области не могла стать преемницей системы образования Восточной Пруссии. Для этого есть достаточно очевидные причины. Во-первых, это концептуальная противоположность двух систем образования, т.е. в каждой из них воплотилась определенная концепция образования: восточ-нопрусская система представляла собой модель немецкого образования, калининградская региональная система образования основывалась и будет основываться на отечественном опыте и российских традициях. Поэтому говорить об установлении преемственности между системами образования, имеющими различные концептуальные положения, затруднительно.

Во-вторых, отсутствие связей между образовательными системами порождено историческими явлениями. Война уничтожила накопленные столетиями научные, художественные, исторические ценности, книжные собрания и архивы, здания и лаборатории, научный потенциал и традиции. Таким образом, калининградская система образования не унаследовала ни материальной базы, ни научных кадров.

Таким образом, существуют две системы образования: современная - в настоящем и восточ-нопрусская - в истории. Неповторимость своеобразия традиций, интеллектуальных ценностей обусловлена различием культур разных народов - немецкого и российского. Осталась в прошлом система образования Восточной Пруссии. Система образования Калининградской области, служащая Российскому отечеству, имеет индивидуальный путь развития, ее история довольно коротка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.