ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ГАБИТОСКОПИИ И ПОРТРЕТНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
И.Н. ПОДВОЛОЦКИЙ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры исследования документов учебно-научного комплекса
судебной экспертизы Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
E-mail: naral [email protected]
Аннотация. Рассматривается необходимость повышения компетенции специалиста в области отождествления личности в связи с применением современного оборудования, ужесточения подходов к регламентации методов и средств, применяемых в ходе проведения отождествления человека по внешнему облику.
Ключевые слова: криминалистика, учение о внешнем облике человека, габитоскопия, экспертные методы и средства.
IDENTIFICATION METHODS IN GABITOSKOPY AND PORTRAIT EXAMINATION
I.N. PODVOLOTSKY,
candidate of jurisprudence, associate professor of research of documents of an educational and scientific complex
of judicial examination Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. This article addresses the need to improve the competence of a specialist in the identification the person in connection with the use of modern equipment, stricter approaches to the regulation of methods and tools used in the course of identifying human in appearance.
Keywords: criminalistics, doctrine of the external appearance of a person, gabitoskopiya, expert methods and tools.
Современный период развития общества характеризуется совершенствованием технических средств и методов исследовательской деятельности. Решение многих возникающих задач уже невозможно без комплексного методического взаимодействия разных наук. Как справедливо отмечает Н.П. Майлис: «Современные тенденции развития наук свидетельствуют о том, что на стыке пограничных знаний удается открывать новые закономерности, новые возможности для практической реализации научных разработок. Комплексный подход позволяет создать более полную и адекватную картину исследуемого объекта, чем разрозненные предметные подходы, а это — основной показатель эффективного научного исследования» [1, с. 24].
Необходимость использования экспертных средств и методов исследования внешнего облика человека сегодня возникает при расследовании преступлений, связанных с мошенничеством в кредитной сфере, грабежами, разбойными нападениями, незаконным оборотом наркотических средств и другими общественно-опасными деяниями.
Начиная свое исследование по данному вопросу, необходимо определиться с терминологическим аппаратом и, прежде всего, с понятиями «метод», «способ», «прием». Исходные положения мы находим в толковых словарях, где обозначенные термины раскрываются однотипными определениями [2].
В специальной криминалистической литературе ученые, отмечая сходство понятий, все же различают их в зависимости от объема выполняемых действий, научной или практической направленности деятельности, применяемых приборов или технических средств [3].
По мнению авторов учебника по теории судебной экспертизы, «метод в широком смысле есть способ познания действительности, изучения явлений природы или общественной жизни, достижения какой-либо цели, решения задачи, т.е. определенным образом упорядоченная познавательная деятельность» [4, с. 101]. Осуществив обзор содержания используемых терминов можно определить, что они, в принципе, являются синонимами и различаются по степени общности решаемых задач. И как справедливо отмечает В.А. Образцов «...методами предпочитают называть более сложные и общие системы, а приемами и способами более простые операции, входящие в качестве элементов в упомянутые системы» [5, с. 57].
А.И. Винберг и А.Р. Шляхов рассматривали указанные понятия в составе экспертно-криминали-стических методик при решении конкретных задач, стоящих перед лицами, осуществляющими процессуальные действия. По мнению ученых, методы — это «.способы решения задач, основанные на опре-
-ii.^'fc--
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
деленных, соответствующих этим задачам методах и состоящие из ряда приемов, операций, действий, взаимосвязанных в определенной последовательности и выполняемых с соблюдением определенных режимов» [6, с. 58].
В перечисленных определениях говорится об организационной стороне проблемы и совершенно не учитывается их правовая регламентация. Однако, если тот или иной метод применяется в составе методики экспертного исследования, то нельзя забывать, об основополагающем ее принципе «принципе законности использования метода», а поскольку современные методики оцениваются не только с точки зрения их соответствия научной обоснованности, но и правовой регламентации, то это необходимо отметить и в определении.
Проблему правовой регламентации экспертных методик в своих исследованиях затрагивал М.Н. Шух-нин, по мнению которого, любой криминалистический метод имеет как техническую, так и правовую регламентацию и должен соотносится с положениями процессуального законодательства [7, с. 114, 115].
Обобщая сказанное, мы можем предложить свое определение метода, применительно к исследованию внешнего облика человека, под которым в портретной экспертизе следует понимать, составную часть научно апробированной методики, утвержденной в соответствующем порядке, т.е. совокупность специально разработанных или адаптированных приемов и способов производства портретной экспертизы.
Современная криминалистика и криминалистическая техника в частности не обходится без применения методик, методов и приемов обнаружения, фиксации, изъятия, исследования вещественных доказательств и другой информации о совершенном противоправном деянии. То же самое можно сказать и о соответствующих действиях в отношении информации о внешнем облике человека, используемой для отождествлении личности подозреваемого в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий, а также производстве экспертизы. Более того, как подтверждает практика, для решения задач портретной экспертизы плодотворным является использование совокупности методов и средств, благодаря чему, вывод по экспертизе становится более объективным, а значит и достоверным. При этом научный анализ и синтез обобщения полученных результатов позво-
ляет познать отдельные закономерности и в области теории габитоскопии.
В этой связи необходимо определить место методов габитоскопии в системе методов криминалистической техники, но начать надо с того, как методы криминалистики взаимодействуют с методами иных наук. Рассматривая данный вопрос А.А. Эйсман указывал на то, что криминалистическая техника заимствовала различные методы и приемы из самых разнообразных научных источников: оптики, механики, аналитической химии, медицины и т.п. [8, с. 23—39]. На сегодняшний день высказывание ученого остается по прежнему актуальным, так как в науке происходят естественные процессы специализации и взаимопроникновения наук разных отраслей друг в друга и создание на их «стыке» нового научного знания.
Эти общие тенденции характерны для развития криминалистики и судебной экспертизы в целом. Однако, как справедливо подчеркивал Ю.С. Сапожников, «.. .хотя криминалистика и пользуется научными сведениями и методами других наук, но, благодаря своей совершенно особой цели, применение этих сведений и методов дает возможность не только видоизменять, но, иногда, и разрабатывать попутно целый ряд научных вопросов и проблем» [9, с. 11].
Подобной точки зрения придерживается и Н.П. Майлис, делая акцент на том, что «Актуальность использования комплекса знаний из различных областей при исследовании одних и тех же объектов необходимо, когда решение задач конкретной экспертизы не возможно в рамках одной отрасли знаний и требуется совокупность знаний смежных наук» [1, с. 27].
Наибольший вклад в развитие общего представления о методах в криминалистике внес Р.С. Белкин, разработавший общепринятую концепцию, согласно которой система методов, как «.способов изучения и исследования, применяемых в криминалистике для познания предмета криминалистики и объектов реальной действительности.» состоит из трех взаимообусловленных звеньев.
Первое «базовое» звено — всеобщий метод познания, состоящий из материалистической диалектики и включающий диалектическую и формальную логику. Второе звено — общие (общенаучные методы), т.е. методы, применяемые во всех науках. Третье звено — специальные методы криминалистики, которые, в свою очередь, состоят из двух
- -Jt. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
-G/Hi^jflb'
групп методов: собственно криминалистических методов и специальных методов других наук, заимствованных криминалистикой и используемых ею в своих научных исследованиях [10, с. 116—127].
Наибольшее значение для темы нашего исследования имеют методы третьего звена (специальные методы криминалистики) и они, с точки зрения Е.Р. Россинской, вправе именоваться «общеэкспер-ными» [4, с. 114].
Именно практическая направленность общеэкспертных методов позволяет эффективно внедрять разрабатываемые естественными и техническими науками положения в деятельность правоохранительных органов.
Учение о внешнем облике человека (габитоско-пия), являясь отраслью криминалистической техники, использует весь арсенал обще- и частноэкспертных методов, как для раскрытия преступлений, так и для их расследования и предотвращения.
В целом же методы, используемые в габитоско-пии, можно классифицировать следующим образом: методы выявления и фиксации информации о внешнем облике человека (криминалистические методы), методы установления свойств, состояний и взаимосвязи исследуемых объектов как источников информации о внешнем облике человека (диагностические методы), методы определения тождества источников информации о внешнем облике человека на различных объективных носителях (идентификационные методы).
Вся совокупность методов изучения информации о внешнем облике человека может применяться на различных этапах расследования преступлений или являться составной частью методики при решении диагностических или идентификационных задач. В данную подгруппу может быть включен значительный арсенал чувственно-рациональных и математических методов, специальных методов частных наук, а также методы исследования отдельных свойств внешнего облика.
Практика использования методов в габитоско-пии обращает внимание на то, что частноэкспертные методы имеют как субъективную, так и объективную природу результатов своего использования.
К методам субъективного свойства относятся: описание внешности по методу «словесного портрета», составление комбинированного изображения внешности с использованием метода «субъектив-
ного портрета», изготовление скульптурной композиции или восстановление внешнего облика по останкам трупа — «реконструкция лица по черепу».
К методам объективного свойства выявления и фиксации внешнего облика человека относятся: сигналетическая фото- и видеосъемка, рентгеновская фотография, голография, изготовление посмертных масок.
На первоначальном этапе раскрытия преступления, когда данных о внешнем облике человека недостаточно, субъективные и объективные подходы к выявлению и фиксации информации используются в комплексе, поскольку важно не только извлечь сведения из разных источников, но и с максимальной степенью адекватности зафиксировать их. Примером такого совместного использования разнохарактерных методов является преобразование внешнего облика из видеоизображения низкого качества посредством замены недостоверно отобразившихся элементов фотографическими элементами из баз субъективных портретов, дополнив полученное изображение словесным описанием функциональных и сопутствующих признаков.
Наиболее употребляемым средством фиксации характеристик внешнего облика разыскиваемого лица является «словесный портрет». Словесный портрет, как способ фиксации информации о внешнем облике человека используется в деятельности правоохранительных органов во всем мире. Немало научных работ, посвященных теории и практике его использования, имеется и в российской криминалистике [11].
Термин «Словесный портрет» (Portrait parle, Portrjitskizze, Signalement, portraitparli, Personalbeschreibung) [12], как способ упорядоченного криминалистического описания внешнего облика человека, был предложен французским ученым А. Бертиль-оном в конце XIX в. и является продолжением его работы по совершенствованию метода антропологической регистрации лиц, совершивших преступления [13, с. 60].
Широкое распространение «словесного портрета» обусловлено использованием его как для розыска и регистрации преступников, для сбора информации о внешности без вести пропавшего лица, описания внешности при производстве портретных экспертиз. Наряду с доступностью данного метода для использования в практической деятельности, он имеет суще-
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
ственный недостаток, обусловленный субъективной природой своего происхождения.
До настоящего времени, самым достоверным и адекватным средством запечатления характеристик внешнего облика человека остается фотография вообще и «сигналетическая» в частности. Метод сиг-налетической фотосъемки ориентирован на возможность производства измерений элементов внешнего облика по фотоснимку, что позволяет проводить сравнение разных лиц без их непосредственного обмера, в связи с этим она носит и другое наименование — «опознавательная» [14].
Отсутствие субъективных искажений при передаче информации, полнота и достоверность отображения характеристик внешнего облика, позволяют использовать сигналетическую фотосъемку в су-дебно-портретной экспертизе для получения сравнительных образцов проверяемых лиц.
Совершенствование средств и методов фотографирования позволило ввести в практику деятельности правоохранительных органов «цифровую» фотографию. Особым преимуществом цифрового фотографирования является облегчение процесса получения изображения, не требующего большого объема подготовительных работ. Кроме того, «современные средства печати позволяют получить изображения с хорошей передачей полутонов и с высоким разрешением.... Изображения, записанные в электронном виде, можно хранить длительное время, а при наличии автоматизированных систем поиска их нахождение займет немного времени в большом многодисковом архиве» [15, с. 32].
С аналоговой на цифровую технологию фотографирования переходят и средства видеофиксации изображений. Разновидность средств видеофиксации расширяется с каждым днем, от съемки камерами видеонаблюдения в общественных местах, до камер мобильных телефонов отдельных граждан. Потенциальные возможности отображения внешнего облика человека, заложенные в процессах видеосъемки, используются в криминалистической практике не в полной мере, и объяснением тому является недостаточное качество получаемых изображений, а также отсутствие методик сравнительных исследований, ориентированных на функциональные признаки внешности человека.
Зафиксировать внешний облик умершего человека и прежде всего его лицевую часть возможно с
использованием метода изготовления посмертной маски (слепка). Названный метод применяется в дополнение к методам сигналетической фотосъемки и словесного портрета.
Наибольшую пользу описываемый метод может принести при отсутствии посмертных факторов, влияющих на изменения внешности. Ю.П. Дубягин рекомендует изготавливать посмертные маски в ходе комплексного медико-криминалистического исследования даже в тех случаях, когда внешний облик трупа изменен вследствие механических повреждений, а также умышленного обезображивания лица потерпевшего преступником и в ряде других случаев [16, с. 12]. Примеров применения посмертных масок в ходе проведения портретной экспертизы в криминалистической литературе не описывается.
Каждый в отдельности метод фиксации информации внешности разыскиваемого лица имеет как положительные, так и отрицательные стороны, о которых говорилось выше. В связи с этим актуальной становиться задача комплексного их использования при установлении личности.
Особенно эффективен комплексный подход при расследовании преступлений в местах массового скопления граждан и других случаях, связанных с установлением последовательности развития событий и действий каждого из его участников. Проведение анализа ситуации и динамики совершения правонарушения требует всестороннего изучения различных свойств внешнего облика, получающих свое отражение как в объективных, так и субъективных средствах фиксации событий. За счет всестороннего подхода к исследованию и оценке выявленных анатомических и функциональных признаков, с учетом воздействия различных факторов и обстановки в целом, удается решить сложные задачи на более качественном уровне.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
♦ специалист-криминалист — это не только лицо, к которому предъявляются повышенные требования в отношении порядка применения специальных методов и технических средств в ходе расследования преступлений, но и субъект, отвечающий за качество решения стоящих перед ним задач;
♦ сравнительный анализ деятельности специалиста-криминалиста за последние годы дает основание констатировать, что его деятельность стала более
- -J* . -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
трудоемкой и сложной, поскольку внедрение современных технологий обязывает его постоянно совершенствовать навыки их применения и, что наиболее важно на наш взгляд, правильно интерпретировать полученные результаты;
♦ совершенствование процесса состязательности судопроизводства требует от руководителей экспертных подразделений направлять усилия на разработку регламентов применения методов и технических средств, а также контролировать правильность их оформления в процессуальной документации.
Литература
1. Майлис Н.П. Об актуальности использования комплекса знаний в различных направлениях судебной экспертизы // Проблемы управления органами расследования преступлений в связи с изменением уголовно-процессуального законодательства: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. Ч 2. М., 2007; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. URL://-http://www.ozhegov.info/slovar/; Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.
3. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.
4. РоссийскаяЕ.Р., Галяшина Е.И., ЗининА.М. Теория судебной экспертизы: учебник / под ред. Е.Р. Рос-синской. М., 2011.
5. Образцов В.А. Основы криминалистики. М., 1996.
6. Винберг А.И., Шляхов А.Р. Общая характеристика методов экспертного исследования // Общее учение о методах судебной экспертизы: сб. науч. тр. ВНИИСЭ МЮ СССР. Вып. 28. М., 1977.
7. Шухнин М.Н. Применение технико-криминалистических и судебно-экспертных методов установления личности по неопознанному трупу при расследовании преступлений: дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
8. ЭйсманА.А. Криминалистика в системе юридических и естественных наук: сб. науч. работ НИИСЭ. Вып. 1. Вильнюс, 1963.
9. Сапожников Ю.С. Первичный осмотр трупа на месте его обнаружения. Киев, 1940.
10. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М., 1987.
11. Снетков В.А., Зинин А.М. Система составления описания внешности человека. М., 1976; Снетков В.А., Виниченко И.Ф., Зинин А.М., Житников В.С. Криминалистическое описание внешности человека. М., 1984;. Топорков А.А. Словесный портрет: практ. пособие. М., 1999.
12. Словари и энциклопедии на Академике // Словесный портрет. URL://http://dic.academic.ru/se-archall.php?SWord=Словесный+портрет&stype.
13. Аленин А.П., ДубягинЮ.П., Кузнецов А.А. Использование словесного портрета в разыскной деятельности ОВД: учеб.-практ. пособие. Омск, 1996; Снетков В.А. Габитоскопия: учебник. Волгоград, 1979.
14. Вороновский Н.Д. Судебная фотография. М., 1939. Киричинский Б.Р. Краткое руководство по су-дебно-метрической фотографии. Киев, 1937.
15. Дмитриев Е.Н. Судебная фотография: курс лекций. М., 2010.
16. ДубягинЮ.П. Новые виды фиксации признаков внешности неизвестных погибших с помощью пластических моделей: учеб. пособие. М., 1990.