Научная статья на тему 'Методы управления улично-дорожной сетью и оказание качественных государственных услуг'

Методы управления улично-дорожной сетью и оказание качественных государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
818
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ / STREET NET / STATE SERVICE / BALANCED SCORECARD / KEY PERFORMANCE INDICATORS / ECONOMIC ESTIMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Высоцкая Анна Альбертовна

Дается описание проблемы, сложившейся в системе управления улично-дорожной сетью в российских городах. Рассмотрен опыт управления ею в Москве, Лондоне и Нью-Йорке, проведен сравнительный анализ. Сформулированы критерии и методика оценки качества системы управления улично-дорожной сетью. Предложен метод управления на основе системы сбалансированных показателей применительно к департаменту транспорта города, сформулированы миссия, стратегические цели и подцели системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY TRAFFIC CONDITION MANAGEMENT METHODS AND A PART OF QUALITY STATE SERVICE

The issue of the article is the problem of russian city traffic problems. Capital city traffic problems are shown in the article as well as large foreign cities as New-York and London with comparative analysis of the elements of road management. The author has proposed criteria and methodic of street and road management. The balanced scorecard methodic as for municipal traffic department is worked out in the article with mission and strategic targets and system subpurpose.

Текст научной работы на тему «Методы управления улично-дорожной сетью и оказание качественных государственных услуг»

A.A. ВЫСОЦКАЯ

В качестве критериев, определяющих выбор траектории достижения целевого состояния, используются: результативность управления (минимизация отклонений текущих значений параметров состояния КР1 от целевых); оперативность (время ожидания результата управляющих воздействий); доступность необходимых ресурсов; использование (развитие) стратегических компетенций предприятия; учет внешних приоритетов промышленного развития.

Таким образом, в данной статье предложены основы компетентностно-ориенти-рованного управления НМР, направленного на формирование устойчивых конкурентных преимуществ предприятий в условиях экономики знаний.

Примечания

' См., напр.: Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развития российских предприятий. М., 2003.

2 Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство: Определите стоимость вашей компании в экономике

УДК ББК

Многочасовые дорожные заторы в улично-дорожной сети (УДС) — привычное явление для водителей многих российских городов. Несмотря на то что по уровню автомобилизации Россия пока отстает от развитых государств в 3-4 раза, в ближайшие годы, по мнению экспертов, число зарегистрированных транспортных средств

нематериальных активов. М., 2004; Букович У., Уил-льямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. М., 2002; Миндели Л.Э., Пипия Л.К. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3.

3 Букович У., Уилльямс Р. Указ. соч.

4 Андриссен Д., Тиссен Р. Указ. соч.; Гурков И.Б. Указ. соч.; Инновационная экономика. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М., 2004; Миндели Л.Э., Пипия Л.К. Указ. соч.

5 Инновационная экономика / под ред. А.А. Дын-кина, Н.И. Ивановой.

6 Букович У., Уилльямс Р. Указ. соч.

7 Гилева Т.А., Мукминов Р.Х. Использование принципов сбалансированной системы показателей для формирования рейтинга развития предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. 2006. № 4. С. 257—262.

8 Исмагилова Л.А., Гилева Т.А. Компетентност-но-ориентированный подход к формированию стратегии развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 9. С. 106-115.

9 Андриссен Д., Тиссен Р. Указ. соч.; Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О'Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб., 2005.

10 Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты: Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М., 2007.

будет только расти. Главные причины проблем в улично-дорожной сети, как правило, лежат в двух основных областях. Во-первых, используется советская модель улично-до-рожной сети, разработанная около 30 лет назад. Она не соответствует современным запросам крупных городов. Во-вторых, неэффективность УДС усугубляется хаотичным

351.811 A.A. ВЫСОЦКАЯ

>0.82 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: a.visotskaya@nesso.biz

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТЬЮ И ОКАЗАНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Дается описание проблемы, сложившейся в системе управления улично-дорожной сетью в российских городах. Рассмотрен опыт управления ею в Москве, Лондоне и Нью-Йорке, проведен сравнительный анализ. Сформулированы критерии и методика оценки качества системы управления улично-дорожной сетью. Предложен метод управления на основе системы сбалансированных показателей применительно к департаменту транспорта города, сформулированы миссия, стратегические цели и подцели системы.

Ключевые слова: улично-дорожная сеть, государственные услуги, система сбалансированных показателей, показатели эффективности, экономические оценки.

© АА Высоцкая, 2008

развитием городов и транспортной культуры в последние полтора десятилетия.

Российский опыт. На уровне муниципальных образований управлением улично-до-рожной сетью занимаются исполнительные органы власти администраций городов. Разумно предположить, что наиболее развиты подходы, применяемые к управлению УДС, в столичных городах России, тем более что основной объем финансирования отрасли приходится именно на них. В средних городах страны транспортная проблема с каждым годом становится все острее, а возможности разрешения кризиса не предвидится.

Примером города с наиболее развитой системой управления УДС в России является Москва. Это самый крупный российский город, город федерального значения с официальной численностью населения более 12 млн чел.; число зарегистрированных автомобилей, по данным ГИБДД, составляет 3,5 млн, и это не считая автотранспорта из других городов. Только за 2007 г. автопарк города увеличился более чем на 350 тыс. автомобилей. Общая протяженность дорог — магистралей, улиц, проездов — составляет около 5 тыс. км.

Департамент транспорта и связи г. Москвы — это отраслевой орган исполнительной власти Правительства Москвы, реализующий государственную политику и осуществляющий управление в области транспорта и связи. Направления деятельности департамента, его основные задачи, функции и права закреплены в Положении о Департаменте транспорта и связи г. Москвы. Однако в нем обозначены только общие задачи и функции структуры и нет информации о способах оценки деятельности департамента и подведомственных ему организаций, нет критериев оценки качества оказываемых департаментом услуг, тем более нет количественных показателей оценки качества.

Зарубежный опыт. Наиболее яркими примерами городов с современной и эффективной системой управления улично-до-рожной сетью за рубежом являются Нью-Йорк и Лондон.

Нью-Йорк — город в США, один из крупнейших мегаполисов мира. Население — более 8,4 млн чел. Число зарегистрированных автомобилей — около 4 млн, общая протяженность дорог — более 10 тыс. км.

Управлением улично-дорожной сетью Нью-Йорка, одной из самых сложных улич-но-дорожных сетей в мире, занимается департамент транспорта (DOT — Department of transport). В городе самый низкий процент автомобилей на душу населения в США. Около 20% домохозяйств Нью-Йорка не имеет личного автомобиля, так как город эффективно и качественно обеспечивает жителей услугами общественного транспорта. Вопросы управления общественным транспортом переданы в отдельное управление (MTA — Metropolitan transportation authority). Операционный бюджет MTA на 2008 г. составляет 10,8 млрд дол., инвестируемый в услуги, предоставляемые 8,5 млн пассажиров ежедневно. Управление общественным транспортом является задачей более простой, нежели управление частным транспортом, поэтому в эффективной системе управления УДС ей отводится особая роль. Органы власти, имея возможность регулировать качество услуг, оказываемых общественным транспортом горожанам, снижают долю использования частного транспорта в УДС.

Система управления улично-дорожной сетью в Нью-Йорке характеризуется наличием миссии, стратегической цели и карты целей. Описание достижения целей в карте осуществляется на основе контрольных индикаторов, основанных на физических показателях, таких, например, как число пассажиров, проезжающих за плату, или количество запланированных и законченных поездок в процентах от общего числа запланированных поездок. Данные индикаторы являются мерой качества обслуживания.

Лондон — также один из крупнейших мегаполисов мира. Население — более 7 млн чел. Число зарегистрированных автомобилей — более 5 млн, общая протяженность дорог — около 13 600 км.

В Лондоне нет специализированного департамента транспорта города. Управлением улично-дорожной сетью Лондона занимается отделение министерства транспорта (DFT — Department for transport).

Основу системы управления УДС в Лондоне составляет принцип экономической оправданности, согласно которому правительство в последующие десять лет будет финансировать только те проекты, реализа-

Известия ИГЭА. 2008. № 5 (61)

А.А. ВЫСОЦКАЯ

ция которых позволит увеличить экономическую эффективность расходования денежных средств на объекты транспортной инфраструктуры. Отделу транспорта предписано разработать методы оценки, которые будут гарантировать, что финансирование получат проекты с максимальным соотношением цены и качества. Для достижения поставленной цели и выбора наилучших решений из предложенных вариантов рекомендовано применение экономико-математического моделирования (сравнение различных проектов с использованием математической модели и принятие решений, которые предполагают максимальную рентабельность).

Таким образом, на примере Лондона и Великобритании в целом можно говорить, что система управления УДС основана на учете экономических факторов как наиболее приоритетных.

Критерии и методика оценки качества системы управления улично-дорожной сетью. Качество государственного управления обозначает степень соответствия деятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления. Для определения эффективности системы управления улично-дорожной сетью, так же как и любой системы управления, необходима

оценка ее качества. Зарубежный опыт использования систем управления УДС показывает, что подобные критерии имеют место. Существующий российский опыт в данном направлении пока еще недостаточно развит.

Определим критерии оценки качества системы управления УДС, расположив их по мере убывания значимости и задав им приоритет от

1 до 2. Данные представим в виде таблицы.

Сущность методики основывается на перечисленных в таблице критериях. Для приоритетов устанавливаются веса значимости: для приоритета 1 — вес 0,7, для приоритета

2 — вес 0,3. Оценка по критериям производится экспертным методом с использованием шкалы от 1 до 10. Оценку проводит администрация исполнительной власти муниципалитета после изучения состояния качества системы управления УДС города в разрезе основных направлений. Подобная оценка может служить индикатором изменений качественного уровня в системе управления дорожной отраслью.

Система управления улично-дорожной сетью на основе подходов системы сбалансированных показателей. Система сбалансированных показателей (ССП, BSC — balanced scorecard) позволяет связать стратегию компании с ежедневной деятельностью каждого сотрудника.

Критерии оценки качества системы управления УДС

Критерий Сущность критерия Приоритет

Использование в работе иерархической системы критериев Составление карты целей (целей и подцелей по основным областям управления), описание целей в виде систем метрик количественных показателей, реализация целей на основе системы сбалансированных показателей 1

Наличие долгосрочных программ Разработка и использование в работе долгосрочных программ развития — стратегий на период более трех лет 1

Наличие краткосрочных программ Разработка и использование в работе краткосрочных программ развития на период менее трех лет 2

Использование методов управления на основе распределенных информационных потоков Применение автоматизированных интеллектуальных транспортных систем для управления дорожным движением в УДС 1

Управление соотношением общественного и частного транспорта Повышение качества услуг для увеличения доли использования общественного транспорта и уменьшения доли использования частного 1

Учет экономических факторов Принятие управленческих решений на основе экономического анализа по статьям затрат и результативности 1

Экономико-математическое моделирование Описание процессов с использованием математического аппарата, применение различных факторных, балансовых, оптимизационных, статистических моделей. Принятие управленческих решений на основе выбора варианта из числа возможных, определенных методом экономико-математического моделирования 2

Наличие систем управления базами знаний Создание и использование в управлении эмпирически накопленных знаний (в виде баз данных по объектам) относительно процессов, возникающих в системе 2

Наличие внутренних программ развития персонала Разработка программ развития персонала для повышения квалификации сотрудников департаментов управления 2

Известия ИГЭА. 2008. № 5 (61)

Система сбалансированных показателей также может применяться и в государственном секторе, несмотря на то что изначально она разрабатывалась для коммерческих организаций. Природа государственного управления затрудняет контроль эффективности этой деятельности, поэтому BSC государственного сектора будет иметь свои особенности. При внедрении BSC в государственном секторе клиентская область должна была перемещена в верхнюю часть системы, так как в данном секторе наиболее важны мнения клиентов (горожан).

Исходя из сути системы сбалансированных показателей с точки зрения теории организации области BSC для департамента транспорта можно рассматривать следующим образом (сверху вниз):

- результат: транспортная система как устойчивое конкурентное преимущество (УКП) города. УКП — набор факторов, позволяющих городу выигрывать в глобальной гонке за инвестиции, туристов, уровень внимания федеральных властей и транснациональных корпораций;

- внешний обмен: информационный обмен с внешней средой;

- внутренний обмен: различные меры, устраняющие узкие места системы — от настройки и регулировки светофорной сети до графиков движения и т.д.;

УДК ББК

Функционирование такой сложной системы, как экономика страны, в первую очередь зависит от качества ее составляющих, в том

- поддерживающие процессы: процессы внутри департамента транспорта, в том числе эффективность управления и обучение персонала.

Описанные выше области BSC департамента транспорта должны быть объединены миссией. Только обозначив сферу деятельности и определив стратегические цели, стремясь реализовать миссию, можно достичь высокого уровня развития транспортной инфраструктуры города. Чтобы измерить эффективность деятельности департамента, его подразделений и каждого сотрудника по достижению стратегических целей согласно карте целей, необходимо разработать показатели эффективности (KPI — key performance indicators).

Основные результаты. Система сбалансированных показателей путем достижения установленных уровней показателей KPI позволит департаменту транспорта принципиально улучшить качество выполнения общественно значимых функций. Именно в этой сфере деятельности программно-целевой подход к решению поставленных задач является особенно востребованным и насущным. Такой подход позволит в том числе изменить принципы оказания государственных услуг. Измерителем работы в этом случае станет конечный результат деятельности органов власти, рассчитанный заранее и определяемый качественно и количественно.

числе и от их взаимодействия на уровне соответствующих подсистем. Среди ключевых для эффективности экономики подсистем

336.71 М.Г. ЛАМАНСКИЙ

65.262.101 преподаватель Хакасского государственного университета

им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан e-mail: lammax@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержит результаты исследования влияния структуры банковских сообществ на эффективность экономики. Обоснована зависимость между показателем структуры банковской системы и величиной ВВП. Показана необходимость формирования более сбалансированной банковской системы, включающей достаточное число средних и мелких коммерческих банков.

Ключевые слова: ВВП, банк, банковская система, ценоз, структура, эффективность.

© М.Г. Ламанский, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.