Технические науки
УДК 711.656
Елисеева Людмила Ионовна Lyudmila Eliseeva
Емельянович Валентина Викторовна Valentina Emelyanovich
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТА В ЧИТЕ И НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СХЕМЫ ГОРОДА НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА
TRANSPORT PROBLEMS IN CHITA AND TRENDS (DIRECTIONS) OF THE CITY TRANSPORT SCHEME DEVELOPMENT IN PERSPECTIVE UP TO 2030
Статья посвящена проблемам развития улично-дорожной сети г. Чита. Представлен анализ архивных материалов и существующего положения УДС. Научно обоснована этапность проведения работ по подготовке и проектированию комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД). На основе прогнозных показателей развития города намечены направления модернизации транспортной системы города
Ключевые слова: улично-дорожная сеть, магистраль, интенсивность движения, пассажирский транспорт, транспортные потоки, транспортное обслуживание
The article is devoted to the problems of street and road network development of Chita. The analysis of archives materials and the current situation of street and road network are made. Staging (Phasing) of the work on preparation and design of the complex scheme of the organization of traffic (CSOT) is scientifically grounded. Trends (directions) of urban transport system modernization on the basis of forecasting indices of the city development are outlined
Key words: street and road network, arterial road, intention of movement, passenger's transport, transportation flows, transport service
Решение проблемы развития улично-до-рожной сети (УДС) городов в период тотальной автомобилизации населения становится первоочередной задачей для любого населенного пункта. Чита не является исключением, а если принять во внимание особенности территории, специфику расположения города и суровые климатические условия, то можно утверждать, что данная проблема не менее значима, чем для крупных мегаполисов.
В 2011 г. ОАО «Гипрогор» (Москва) разработан проект генерального плана раз-
вития городского округа «Город Чита» до 2030 г. Проект генплана основывался на прогнозных данных по численности населения: к 2030 г. прирост населения должен составить 30 тыс. человек (с 307,4 до 337,8 тыс.). Уровень автомобилизации увеличится с 350 до 380 автомобилей на 1000 человек за период с расчетного срока до перспективы.
Территория города по своим размерам увеличиваться не будет, что приведет к повышению показателя плотности населения, укрупнению и концентрации производств и мест приложения труда и жительства.
К числу недостатков урбанизации относится повышение затрат времени населения для совершения трудовых и культурно-бытовых поездок. В нашем городе, в отличие от многих других, положение будет еще серьезней. Это связано со значительной частотой сетки городских улиц и магистралей, близкорасположенными перекрестками со светофорным регулированием, разбросанностью промышленных районов и жилых образований, слабой маршрутной сетью общественного транспорта, плохим состоянием дорожных покрытий и т.п. Уже сейчас затраты времени на трудовые перемещения в 1,5.. .2 раза превышают нормативное время поездки (40 мин) [4].
Увеличение затрат времени на передвижение неизбежно приводит к транспортной усталости трудящихся и значительным экономическим издержкам, связанным со снижением производительности труда.
Большое количество автомобилей усложняет условия движения в городе. Уровень автомобилизации за последние 25 лет увеличился более чем в 5 раз: с 42 авт / 1000 жит. (1987 г.) до 225 авт / 1000 жит. (2011).
При росте насыщенности автомобилями до перспективных (350.380 авт / 1000 жит.) произойдут значительные изменения существующих интенсивностей движения и состава транспортного потока. Уже сейчас можно наблюдать изменения в структуре перевозок за счет увеличения числа пассажиров, пользующихся легковым транспортом. В составе транспортного потока более 70 % составляет легковой индивидуальный транспорт, более 20 % — автобусы малой вместимости («Газели»), 3 % — троллейбусы и автобусы. Около 3 % всего потока приходится на грузовой транспорт различной грузоподъемности. Пример одного из последних исследований структуры транспортного потока магистральной ул. Комсомольской приведен на рис. 1. Транспортные обследования улиц г. Чита проводятся в ЗабГУ с участием студентов при выполнении хоздоговорных работ по проектированию улиц города.
Быстрое развитие парка легковых автомобилей привело к росту интенсивности
и заторам уличного движения. В ближайшем будущем в г. Чита до 20 . 25 км/ час снизятся средние скорости движения легковых автомобилей, и все более заметно будут падать скорости общественного транспорта.
Наиболее остро проблема заторов проявляется в городском центре. За последние 100 лет площадь, занимаемая улицами в центре г. Чита, практически не увеличилась, и в настоящее время составляет около 4 ... 5 % от площади улич-но-дорожной сети всего города. В то же время объемы движения транспортных средств в центре возросли в 20.30 раз и составляют до 40 % объёма всего городского движения.
Рост объема движения — это объективный процесс, определяемый различными социальными и экономическими факторами: необходимостью совершения трудовой поездки; желанием сократить время поездки; достаточной материальной обеспеченностью населения и проч. В то же время, объему движения должна соответствовать определенная территория, т.е. объем движения и площадь улично-дорожной сети должны быть взаимоувязаны.
В целях обеспечения устойчивого развития территории, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учета интересов граждан и их объединений, в генеральном плане городского округа «Город Чита» определены стратегические направления градостроительной деятельности городского округа до 2030 г., в том числе относящиеся к вопросам городского транспорта [3]:
— развитие транспортной инфраструктуры и создание условий для устойчивого развития города;
— повышение роли городского округа «Город Чита» как торгово-транспортного центра Забайкалья.
Основной целью настоящего раздела генплана является формирование транспортной инфраструктуры города как одной из базовых основ развития экономики и социальной сферы, полноценного транспортного обслуживания населения.
Примечание
1. Интенсивность, приведенная к легковому автомобилю, авт/час.
2. Прирост интенсивности — 4 %.
3. Обследование проводилось в апреле 2012 г.
4. Приведенная прогнозируемая интенсивность на 2030 г. (ул. Комсомольская) составит 2480 авт/час.
Л
V
\ %
%
%
о
ъ
чРл &
VI
м
Ш>
Ф'
Ф
Состав транспортного потока на 2012 г.
Вид транспорта Процентный состав,% Фактическая интенсивность, авт/час Приведенная интенсивность, авт/час
Легковые 70,0 1120 1120
Грузовые до 2 т («Газель») 24,0 384 576
Грузовые 2..,5 т 1,0 16 32
Грузовые 5..,8 т 0,5 8,0 20
Грузовые свыше 8 т 1,5 24 72
Автобусы,троллейбусы 3,0 48 120
Итого 100,0 1600 1940
Рис. 1. Картограмма транспортного потока магистральной улицы (ул. Комсомольская, г. Чита)
При разработке проектных предложений по развитию транспортной инфраструктуры городского округа определены следующие задачи:
— развитие и модернизация улично-до-рожной сети города с выделением магистралей высокого класса на основных направлениях;
— инфраструктурное обеспечение развития города;
— обеспечение скорости и безопасности движения на магистральных улицах города с устройством транспортных развязок в разных уровнях, путепроводных пересечений железной дороги, внеуличных пешеходных переходов;
— улучшение транспортного обслуживания населения путем развития сети городского пассажирского транспорта с обеспечением нормативной пешеходной доступности от линий общественного транспорта;
— вывод транзитного грузового движения за пределы селитебной территории.
Основополагающими документами для разработки проектных предложений по транспортной инфраструктуре городского округа «Город Чита» являются: «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» [1], «Стратегия территориального планирования и градостроительного развития Забайкальского края» [2], а также действующие нормативные документы [4], архивные материалы ЗабГУ и анализ работы существующей транспортной сети.
Совершенствование транспортной сети города требует проведения значительных научных и экспериментальных исследований. Транспортные обследования являются крайне трудоемкими с выполнением большого числа различных видов мониторинга.
Именно поэтому назрела необходимость административного решения с целью привлечения финансовых ресурсов и научно-технических кадров для планомерной разработки комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД).
Мировая и отечественная практика свидетельствует, что решение транспор-
тных проблем является сложной многофакторной задачей, требующей строгого научного подхода, вложения значительных средств и высококвалифицированных кадров. В Забайкальском государственном университете на базе строительного факультета с 1985 г. ведется изучение проблем УДС г. Чита [5-11].
Проблема дорожной сети Читы в последнее время стала чрезвычайно актуальной. Проектирование дорожно-транспортной сети столицы Забайкальского края должно осуществляться в несколько этапов:
I этап. Анализ транспортно-плани-ровочной системы города и уровня транспортного обслуживания населения.
Для этого необходимо изучить:
1) планировочную структуру и техническое состояние транспортных коммуникаций;
2) передвижение и поездки населения города и приезжих на массовом пассажирском и личном транспорте;
3) тенденции развития города и его транспортной системы по новому генеральному плану.
При анализе транспортно-планировоч-ной структуры устанавливаются:
— протяженность транспортных коммуникаций и маршрутов общественного транспорта;
— распределение транспортных потоков по структуре городских магистралей и улиц;
— уточнение классификации улично-дорожной сети города;
— участки сетей, где параметры магистралей и улиц не соответствуют техническим нормативам или не обеспечивают безопасность движения;
— численность населения и площадь территории транспортно-планировочных зон и города в целом;
— положение в плане города наиболее крупных объектов трудового и культурно-бытового тяготения, ценных природных ландшафтов и архитектурных ансамблей, естественных и искусственных рубежей, препятствующих организации прямолинейного движения;
— анализ транспортного обслуживания функциональных зон города;
— размещение и технико-эксплуатационная характеристика транспортного хозяйства ( парковки, стоянки, гаражи, депо);
— расстановка светофоров, циклы светофоров, организация движения по улицам города;
— выявление проблем нерационального использования территории города для парковок и стоянок;
— изучение правомерности одностороннего движения.
Передвижения населения и пассажиропотоки на массовом транспорте изучаются по результатам транспортных и социологических обследований, после обработки которых определяются:
— общая и транспортная подвижность населения города и отдельных транспорт-но-планировочных зон;
— относительная и транспортная подвижности различных групп населения ( по социальному, возрастному положению);
— доля различных типов передвижений в суточном объеме;
— интенсивность корреспонденций населения и пассажирских корреспонденций между зонами города с трудовыми и культурно-бытовыми целями;
— распределение трудовых, культурно-бытовых и возвратных передвижений по затратам времени на сообщение и по времени суток;
— средние значения коэффициента пользования транспортом и изменение его в зависимости от дальности передвижения;
— средние затраты времени на трудовые и культурно-бытовые передвижения для города в целом и для населения отдельных планировочных зон;
— объемы перевозок различными видами транспорта;
— частота движения на маршрутах массового транспорта;
— пассажиропотоки на сетях пассажирского транспорта в «час-пик», за сутки;
— распределение пассажироперевозок по часам суток;
— насыщенность сетей пассажирского транспорта подвижным составом.
При анализе тенденции развития города и пассажирского транспорта устанавливаются:
— особенности планировочной структуры города;
— динамика численности населения, его социально-возрастная структура;
— тенденция развития сетей и устройств пассажирского транспорта;
— динамика инвентарного парка подвижного состава транспорта.
Попытки проведения анализа транс-портно-планировочной системы г. Чита выполнены сотрудником кафедры Читинского политехнического института В.Г. Размах-ниным и представлены в виде блок-схемы (рис. 2).
Рис. 2. Блок-схема анализа транспортного потока города
При обработке, полученной на первом этапе информации, выполняется зонирование территории города по транспортному обслуживанию. В 80-90 гг. прошлого столетия в ЧитПИ научными сотрудниками В.Г. Размахниным и В.В. Емельянович по результатам многочисленных наблюдений частично составлены картограммы распределения транспортного потока, проанализированы трудовые и культурно-бытовые передвижения населения, рассчитаны временные и скоростные показатели элементов транспортной сети, даны рекомендации по классификации УДС и плотности магистральной сети. Несмотря на значительно изменившуюся ситуацию, архивные материалы могут послужить основой для последующей работы по созданию КСОДД на современном уровне развития науки.
II этап. Прогноз расчетных параметров и проектирование транспортной сети города.
Формирование транспортно-планиро-вочной системы города выполняется в следующей последовательности:
1) определение основных параметров и характеристик транспортной сети;
2) конструирование сетей и формирование вариантов развития транспорта города;
3) обоснование вариантов развития транспортной структуры.
Количественные значения параметров и характеристик, определяющих планировочную организацию и уровень транспортного обслуживания населения, устанавливается с учетом:
— очередности и степени реализации положений генерального плана города;
— достигнутого уровня развития транспортных коммуникаций;
— объективных потребностей населения в передвижениях и реально-действующих в период расчетного срока проекта ограничений.
Комплекс показателей, содержащих исходную информацию для прогнозных расчетов загрузки транспортных сетей, можно разделить на три группы:
1) описание варианта транспортной сети, для которой производится расчет;
2) параметры, служащие основанием для определения емкости районов отправления и емкости районов тяготения;
3) закономерности выбора цели, времени и способа совершения передвижений.
Варианты развития видов сетей городского транспорта должны обеспечить выбор наиболее экономичного использования существующих и новых видов пассажирского транспорта и трассировки их линий. Варианты должны быть сопоставимы по уровню обеспечиваемого пассажирского обслуживания и доступности объектов тяготения.
Расчеты по вариантам развития транспортной сети производятся с целью определения:
— соответствия провозной способности сетей пассажирского транспорта перспективным размерам пассажироперевозок;
— условия эксплуатации транспорта.
Сравнение вариантов сети пассажирского транспорта производится по следующим параметрам и характеристикам:
— доступность объектов тяготения, обеспечиваемой системой пассажирского транспорта;
— соответствие провозной способности линий загрузкам сети пассажирского транспорта;
— предельные затраты времени на сообщения и распределение трудовых передвижений и поездок по продолжительности;
— капитальные, эксплуатационные расходы и приведенные затраты в развитие системы пассажирского транспорта.
Прогнозирование развития транспор-тно-планировочной системы города можно представать в виде блок-схемы (рис. 3).
Рис. 3. Блок-схема формирования транспортно-планировочной системы города
Таким образом, следует отметить:
— основные показатели УДС города не соответствуют современным требованиям и условиям, отмечается тенденция к ухудшению ситуации;
— на основании зарубежного и отечественного опыта предложено поэтапное решение транспортной проблемы;
— результатом применения современных научных подходов к проектированию комплексной схемы организации дорож-
Literatura_
1. Transportnaya strategiya Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda. Utverzhdena rasporya-zhe-niem Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 22. 11. 2008, № 1734-r.
2. Strategiya territorialnogo planirovaniya i gra-dostroitelnogo razvitiya Zabajkalskogo kraya. Gosu-darstvennyj kontrakt № 119 ot 21 avgusta 2009 goda
3. Ob utverzhdenii Generalnogo plana gorodsk-ogo okruga «Gorod Chita». Prilozhenie 1. (Raz-dely: Ulichno-dorozhnaya set i gorodskoj transport. Razvitie magistralnoj ulichno-dorozhnoj seti. Razvitie seti obsh-hestvennogo transporta). Reshenie Dumy gorodskogo okruga «Gorod Chita» ot 22 dekabrya 2011 goda № 282.
4. SNiP 2.07.01-89*. Stroitelnye normy i pravi-la. Gradostroitelst vo. Planirovka i zastrojka gorodskih i selskih poselenij. M.:1989. 64 s.
5. Emeliyanovich V.V. Metody obosnovaniya razvitiya ulichno-dorozhnoj seti v gorodah. CNTI. Obzor-naya informatsiya, Chita, 1987. 27 s.
6. Emeliyanovich V.V., Razmahnin V.G. Sover-shenstvovanie ulichno-dorozhnoj seti pri realizatsii generalnogo plana. - CNTI. Obzornaya informatsiya, Chita, 1987. 27 s.
7. Emeliyanovich V.V., Razmahnin V.G. Metody prognozirovaniya passa zhirskih perevozok v gorodah i sistemah rasseleniya. CNTI. Obzornaya informatsiya, Chita, 1988. 20 s.
8. Emeliyanovich V.V. Otsenka sistem rasseleni-ya po transportno- jekonomicheskomu kriteriju // Vo-prosy planirovki i zastrojki gorodov: tez. dokl. k oblast-nomu seminaru. Penza, 1988. S. 16-18.
9. Razmahnin V.G., Emeliyanovich V.V. Sover-shenstvovanie ulichno-dorozhnoj seti g. Chity.- Voprosy planirovki i zastrojki gorodov: tez. dokl. k oblastnomu seminaru. Penza, 1989. S. 8-10.
10. Emeliyanovich V.V., Razmahnin V.G., Gor-dienko I.G. Prognozirovanie passazhirskih perevo-zok v g. Chite // Voprosy planirovki i zastrojki gorodov: tez. dokl. k oblastnomu seminaru. Penza, 1990. S. 24-26.
11. Razmahnin V.G., Emeliyanovich V.V. Obosnovanie razvitiya ulichno-dorozhnoj seti g. Chity. CNTI. Obzornaya informatsiya. Chita, 1990. 11 s.
ного движения (КСОДД) станет совершенствование следующих показателей: повышение степени планировочной упорядоченности, структуризации сети транспортных коммуникаций, приведение технического состояния магистральных улиц и дорог в соответствии с генеральной концепцией транспортного обслуживания населения и техническими возможностями современных транспортных средств.
_ Literature
1. Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of 22. 11.2008, № 1734-p.
2. Strategy of territorial planning and urban development of Zabaikalsky Krai. State contract № 119 of 21 august 2009.
3. On approval of the Master Plan of "The City of Chita." district Appendix 1. (Sections: Street and road network and urban transport. Development of the arterial street and road network. Development of public transport network.) The decision of the Municipal Duma № 282 «The City of Chita» December 22.
4. SNiP 2.07.01-89 *. Building regulations. Town Planning. Planning and development of urban and rural settlements. Moscow: 1989. 64 p.
5. Emeliyanovich V.V. Methods of bases of the urban street and road network development. CSTI. Review Information, Chita, 1987. 27 p.
6. Emeliyanovich V.V., Razmahnin V.G. Street and road network improvement in the realization of the master plan. CSTI. Review Information, Chita, 1987. 27 p.
7. Emeliyanovich V.V., Razmahnin V.G. Methods of passenger traffic forecasting in cities and settling systems. CSTI. Review Information, Chita, 1988. 20 p.
8. Emeliyanovich V.V. Settling systems assessment according to transport economic criterion. Problems of planning and urban development (Abstracts of papers for the regional seminar). Penza, 1988. P.16-18.
9. Razmahnin V.G., Emeliyanovich V.V. Street and road network improvement in Chita. Problems of planning and urban development. (Abstracts of papers for the regional seminar). Penza, 1989. P. 8-10.
10. Emeliyanovich V.V., Razmahnin V.G. Gordi-enko I.G. Passenger traffic forecasting in Chita. Problems of planning and urban development. (Abstracts of papers for the regional seminar). Penza, 1990. P. 24-26.
11. Razmahnin V.G., Emeliyanovich V.V. Methods of bases of the urban street and road network development of Chita. CSTI. Overview, Chita, 1990. 11 p.
Коротко об авторах_
Елисеева Л.И., доцент каф. «Строительные технологии», Забайкальский государственный университет
Научные интересы: городская планировка и застройка, проблемы ЖКХ
Емельянович В.В., канд. техн. наук, доцент каф. «Строительные технологии», Забайкальский государственный университет [email protected]
Научные интересы: градостроительство, транспортные проблемы городов
_Briefly about the authors
L. Eliseeva, Assistant professor, Construction Technology department, Transbaikal State University
Scientific interests: city planning and development, problems of housing and communal services
V. Emelyanovich, Candidate of Technical Sciences, assistant professor, Construction Technology department, Transbaikal State University
Scientific interests: town planning, transportation problems of towns