УДК 338.49:656 A.A. ВЫСОЦКАЯ
ББК 65.207 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ГОРОДСКАЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Обозначена проблема, сложившаяся в системе управления улично-дорожной сетью в российских городах. Рассмотрены понятие и классификации инфраструктур, в том числе рыночной инфраструктуры. Обосновано отнесение улично-дорожной сети к элементам рыночной инфраструктуры. Рассмотрены вопросы государственного управления рыночной инфраструктурой вообще и улично-до-рожной сетью как элементом региональной рыночной инфраструктуры. Сделан вывод о необходимости повышения эффективности государственного управления и совершенствования его механизмов.
Ключевые слова: улично-дорожная сеть, инфраструктура, региональная рыночная инфраструктура, государственное управление, механизмы управления, объект управления, транспорт, экономические оценки.
A.A. VYSOTSKAYA
post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
URBAN STREET AND ROAD NETWORK AS AN ELEMENT OF REGIONAL MARKET INFRASTRUCTURE: CONCEPT AND MAIN MANAGEMENT MECHANISMS
The article is about the problems of urban street and road network management in the Russian cities. The notion and classification of infrastructures, including market infrastructure, are studied. The reference of street and road network to the components of market infrastructure is grounded. Some issues of public management of market infrastructure in general and of street and road network management as a component of regional market infrastructure are considered. The author comes to the conclusion that it is necessary to improve public management efficiency and develop its mechanisms.
Keywords: street and road network, infrastructure, regional market infrastructure, public management, management mechanisms, subject to management, transport, economic evaluation.
Существующее состояние транспортной инфраструктуры в России не может быть признано нормальным с позиции современной социально ориентированной рыночной экономики. Данная проблема особенно остро стоит в городском автодорожном хозяйстве, являющемся частью региональной инфраструктуры, где текущее состояние улично-
дорожной сети (далее — УДС) и качество управления ею явно неадекватны растущим темпам автомобилизации страны.
В последние годы проблемам инфраструктуры уделяется пристальное внимание экономической науки, но до сих пор нет единства мнений ученых о понятии инфраструктуры как сферы экономики со своими
© АА Высоцкая, 2009
А.А. ВЫСОЦКАЯ
специфическими механизмами функционирования.
Термин «инфраструктура» (от лат. infra — «ниже, под»; structure — «строение, расположение») заимствован из военного лексикона, где обозначает комплекс сооружений, объектов, обеспечивающих действия вооруженных сил [5]. Очень многие ученые давали понятию «инфраструктура» свое толкование. Среди них можно отметить П. Розенштейн-Родана, Р. Иохимсена, С.А. Хейнмана, С.А. Дебабова. Рассмотрев различные точки зрения на понятие «инфраструктура», можно сделать следующий вывод. Инфраструктура — это организационно-экономическая система, обеспечивающая движение различных видов потоков — товарных, сырьевых, финансовых, трудовых, информационных, благодаря чему возможно результативное функционирование экономически эффективной системы в целом.
Область знаний, которая охвачена понятием инфраструктуры как организационно-экономической системы, весьма обширна. Вместе с толкованием понятия вышеперечисленные авторы предлагали классификации инфраструктур. Так, в настоящее время выделяются производственная, институциональная, социальная и ряд других инфраструктур.
Относительно новой формой инфраструктуры в условиях нашей страны является рыночная, которая включает в свой состав, по мнению экономистов, совокупность объектов материального, организационного, информационного и правового характера, обеспечивающих бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса [6].
В экономической литературе существуют различные точки зрения на состав рыночной инфраструктуры. Большинство исследователей причисляет к элементам рыночной инфраструктуры такие институты, как товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда, оптовую и розничную торговлю, аукционы, ярмарки, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании [4]. Однако некоторые экономисты трактуют состав рыночной инфраструктуры более широко. Например, Л.А. Ибрагимов, рассматривая элементы инфраструктуры товарного рынка, включает
в нее транспортную систему, систему связи, топливно-энергетический комплекс [2]. В данном случае грань между рыночной и производственной инфраструктурами очень тонка, так как многие предприятия и учреждения совмещают деятельность, относимую к услугам рыночной инфраструктуры, с производством товаров и оказанием массовых услуг. Поэтому к объектам рыночной инфраструктуры могут быть отнесены все те предприятия и учреждения, которые выполняют хотя бы одну какую-либо функцию рыночной инфраструктуры.
Дорожное хозяйство Российской Федерации является одним из элементов транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и делает возможным свободное перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования, в том числе УДС, в значительной степени определяется территориальная целостность и единство экономического пространства страны.
Исходя из вышеизложенного относительно понятия и классификации рыночной инфраструктуры, можно допустить, что городская УДС — это элемент рыночной инфраструктуры. Подтверждают данный тезис, по нашему мнению:
- рассмотренная научная точка зрения в работах Л.А. Ибрагимова и ряда других авторов;
- междисциплинарный подход к изучению инфраструктуры, использованный С.И. Яковлевой [6];
- сходство функций рыночной инфраструктуры вообще и функций городской УДС по обеспечению бесперебойности работы рыночного механизма и непрерывности воспроизводственного процесса.
Также невозможно не согласиться, что состояние УДС как элемента городской транспортной инфраструктуры влияет на развитие экономики города, а в тех регионах, в городах которых сосредоточена большая часть населения, влияние городской УДС не просто распространяется на экономику региона в целом, а напрямую формирует ее состояние и развитие. Тогда городская УДС — это элемент региональной рыночной инфраструктуры, а государственное управление ею можно рассматривать с точки
зрения механизмов управления рыночной инфраструктуры.
Система государственного управления рыночной инфраструктурой — это целостная структурированная совокупность субъекта управления (органов государственной власти) и объекта управления (институтов рыночной инфраструктуры), ориентированная на достижение общесистемной цели (создание условий для эффективного функционирования механизма саморегуляции рыночных отношений) в процессе саморазвития. В современных условиях развития российской экономики назрела настоятельная потребность в усилении системного подхода к государственному управлению рыночной инфраструктурой. Невысокая результативность государственного воздействия, разрозненность и слабая взаимоувязка его отдельных мер приводят к замедлению процесса формирования оптимальных рыночных взаимосвязей.
УДС — это совокупность улиц, площадей и дорог общегородского и районного значения, соединяющих жилые и промышленные районы города между собой, а также транспортные потоки, движущиеся по ним.
Основных пользователей УДС можно разделить на три группы: водители или владельцы личного / частного легкового автотранспорта; пассажиры общественного транспорта; собственники или топ-менеджмент компаний (как частных, так и государственных), оказывающих транспортно-логистические услуги или использующих в производственной деятельности грузовой транспорт. Все потребители при ежедневном пользовании УДС хотят удовлетворить свои потребности. Например, водитель легкового автотранспорта желает беспрепятственно проехать по улицам города без простоев в дорожных заторах и не испортить свой автомобиль некачественным дорожным полотном; пассажиру общественного транспорта хочется добраться до точки назначения в минимально короткий срок и с минимальным числом пересадок; директор по логистике торгово-производственной компании желает увеличить грузооборот за счет более простой логистики при движении грузовых автомобилей по улицам города. Общей потребностью всех пользователей УДС является оптимальная пропускная спо-
собность дорог, так как именно она позволит максимально удовлетворить все их запросы.
Управление УДС — это воздействие органов муниципального управления на совокупность элементов УДС для получения результатов, соответствующих поставленным целям, при принятии на себя ответственности за эффективность воздействия. При этом поставленная цель управления — максимальное удовлетворение потребностей потребителей.
В любой области можно выделить следующие механизмы совершенствования управления:
1. Уточнение запросов / потребностей потребителей.
2. Выбор оптимального метода управления, направленного на достижение максимального результата в соответствии с запросами потребителей.
3. Совершенствование организационного процесса управления.
4. Совершенствование системы контроля качества.
5. Оптимизация процесса управления и др.
Управление рыночной инфраструктурой также может осуществляться с помощью приведенных механизмов. Например, при управлении УДС как элементом рыночной инфраструктуры механизмы будут следующие:
1. Уточнение запросов потребителей (например, выделение наиболее проблемных участков УДС, на которых необходима максимизация пропускной способности).
2. Выбор технических мер по повышению пропускной способности на проблемных участках УДС — операционного характера (регулировка светофорной сети, организация дорожного движения, текущий ремонт дорожного полотна) и капитального характера (реконструкция УДС).
3. Совершенствование системы управления УДС.
4. Совершенствование системы контроля качества управления.
5. Оптимизация процесса управления УДС как подэлемента элемента № 3 и т.д.
В настоящее время наиболее широко используются меры технического характера (п. 2), в то время как меры экономического
A.A. ВЫСОЦКАЯ
характера (пп. 3-5) практически не применяются.
Муниципальным органам власти необходимо проявить особое внимание к такому элементу рыночной инфраструктуры, как городская УДС. Проблемное состояние автодорожной инфраструктуры, особенно усиливающееся в условиях финансового кризиса, требует внимания со стороны ис-
полнительных органов власти. Необходимо повышать эффективность государственного управления и совершенствовать его механизмы, основывая их на составлении цепочек целей и определении количественных критериев их достижения, а также требуется применение системного подхода, включающего полный цикл управленческих воздействий.
Список использованной литературы
1. Девятова Н.С. Территориально-ориентированный подход к формированию государственной стратегии развития дорожной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2007.
2. Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка. М., 2001.
3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2007.
4. Экономическая теория: учеб. / под общ. ред. В.И. Видяпина [и др.]. М., 2004.
5. Экономическая энциклопедия. М., 1975. Т. 2.
6. Яковлева С.И. Инфраструктурное обеспечение регионального развития: дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2007.
Bibliography (transliterated)
1. Devyatova N.S. Territorial'no-orientirovannyi podkhod k formirovaniyu gosudarstvennoi strategii razvitiya dorozhnoi infrastructury regiona: diss. ... cand. econ. nauk. Irkutsk, 2007.
2. Ibragimov L.A. Infractruktura tovarnogo rynka. M., 2001.
3. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Gosudarctvo i regiony: teoriya i practika gosudarstvennogo regulirovaniya territorial'nogo razvitiya. M., 2007.
4. Economicheskaya teoriya: ucheb. / pod obsh. red. V.I. Vidyapina [i dr.]. M., 2004.
5. Economicheskaya entsiclopediya. M., 1975. T. 2.
6. Yakovleva S.I. Infrastructurnoe obespechenie regional'nogo razvitiya: diss. ... d-ra econ. nauk. SPb., 2007.