Научная статья на тему 'К вопросу об успокоении движения в центрах крупных городов'

К вопросу об успокоении движения в центрах крупных городов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
684
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЦЕНТРОВ ГОРОДОВ / TRANSPORT SERVICING OF CITY CENTRES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Куприянова Александра Борисовна, Михайлов Александр Юрьевич

Статья посвящается современным методам успокоения движения как одному из приемов повышения безопасности движения и контроля скорости движения на местной улично-дорожной сети. На конкретных примерах, применяемых в европейских странах и США, подробно рассматриваются методы и приемы успокоения движения, в том числе: цели и задачи успокоения движения; классификация методов успокоения движения. Даются рекомендации по применению методов успокоения движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Куприянова Александра Борисовна, Михайлов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF TRAFFIC CALMING IN THE CENTRES OF LARGE CITIES

The article is devoted to modern methods of traffic calming as one of the methods to improve traffic safety and traffic speed control in the local road network. With specific examples applied in European countries and the US, the authors provide a detailed analysis of the methods and techniques of traffic calming, including: goals and objectives of traffic calming, the classification of traffic calming methods. Recommendations for the application of traffic calming methods are given.

Текст научной работы на тему «К вопросу об успокоении движения в центрах крупных городов»

УДК 656

К ВОПРОСУ ОБ УСПОКОЕНИИ ДВИЖЕНИЯ В ЦЕНТРАХ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

л _ о

А.Б.Куприянова1, А.Ю.Михайлов2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья посвящается современным методам успокоения движения как одному из приемов повышения безопасности движения и контроля скорости движения на местной улично-дорожной сети. На конкретных примерах, применяемых в европейских странах и США, подробно рассматриваются методы и приемы успокоения движения, в том числе: цели и задачи успокоения движения; классификация методов успокоения движения. Даются рекомендации по применению методов успокоения движения. Ил. 2. Табл.1. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: транспортное обслуживание центров городов.

ON THE PROBLEM OF TRAFFIC CALMING IN THE CENTRES OF LARGE CITIES A.B. Kupriyanova, A.Yu. Mikhailov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article is devoted to modern methods of traffic calming as one of the methods to improve traffic safety and traffic speed control in the local road network. With specific examples applied in European countries and the US, the authors provide a detailed analysis of the methods and techniques of traffic calming, including: goals and objectives of traffic calming, the classification of traffic calming methods. Recommendations for the application of traffic calming methods are given.

2 figures. 1 table. 7 sources.

Key words: transport servicing of city centres.

Транспорт

В июне 2010 г. транспортной лабораторией ИрГТУ для Института безопасности движения Москвы был выполнен научно-аналитический отчет о современном мировом опыте управления скоростью. В процессе этой работы выявлено три основных направления:

1. Нормирование скорости.

2. Изменяемые пределы скорости (active traffic management).

3. Зоны с ограничением скорости.

Успокоение движения рассматривается как средство контроля скорости и интенсивности движения. Одним из лидеров применения зональных ограничений является Великобритания, характерный пример Лондон - около 130 зон (рис.1).

В 2009 году европейскими инженерами - транспортниками был проведен анализ и выявлено, что зоны ограничения скорости являются эффективным средством снижения скорости движения и количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В результате, после создания таких зон на примере Лондона скорость в среднем снизилась на 15 км/ч, количество ДТП - на 42%.

Отмечено, что в зонах, где применялись средства успокоения движения, было достигнуто значительно большее снижение скорости, чем в зонах, где приме-

нялись только дорожные знаки.

В современной мировой градостроительной практике наиболее известным и популярным приемом снижения интенсивности движения автомобильного транспорта является "успокоение движения" (traffic са!ттд) [1-6], сочетающее технические и архитектурно-планировочные решения.

Согласно определению Института транспортных инженеров (ITE) успокоение движения является "комбинацией физических мер, которые уменьшают негативный эффект использования автомобилей и улучшают условия для других пользователей улицы" [4].

Другое определение (http://pti.nw.dc.us) объясняет успокоение движения как «...попытку установить баланс между транспортом и другими пользователями улицы - пешеходами, велосипедистами, жителями, предпринимателями...».

В некоторых городах применяют свои термины, обозначающие успокоение движения. Например, в американских городах используются термины: Сан -Хосе - "neighborhood traffic management", Боулдер -"traffic mitigation", Сарасота - "traffic abatement". В Германии применяется название "verkehrsberuhigung".

Основными задачами успокоения движения названы [1,4-6]:

Куприянова Александра Борисовна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента на автомобильном транспорте, тел.: (3952) 405408; e-mail: [email protected]

Kupriyanova Aleksandra, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management in Automobile Transport, tel.: (S952) 4Q54QB; e-mail: alexa.kupriyanova @ gmail.com

2Михайлов Александр Юрьевич, доктор технических наук, профессор кафедры менеджмента на автомобильном транспорте, тел.: (3952) 4Q54QB; e-mail: [email protected]

Mikhailov Alexander, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Management in Automobile Transport, tel.: (S952) 4Q54QB; e-mail: [email protected]

lui

Транспорт

• улучшение условии проживания;

• учет и приоритет требовании, которые предъявляют пользователи городской территории (работа, рекреация);

• создание безопасных и привлекательных улиц;

• снижение негативных эффектов от автомобильного транспорта (прежде всего шум и загрязнение);

• создание благоприятных условии для пешеходов и велосипедистов.

Успокоение движения (traffic calming) достигается как изменениями уличной сети, так и техническими мероприятиями. Прежде всего, при создании зон успокоения (calming zones) ликвидируют транзитное движение, для чего в границах зон сквозные улицы превращают в тупиковые, петлевые, кольцевые и т.д. Кроме того, вводят ограничение скорости движения, что позволяет резко уменьшить количество конфликтов между транспортом и пешеходами, и регламентируют паркование.

Следует особо подчеркнуть, что при проектировании зон успокоения благоустройство улиц и дизайн их пространства играют очень важную роль и рассматриваются как средства влияния на режим движения транспортных средств.

Обслуживание зон часто возлагается на общественный транспорт, который получает приоритет. Поэтому возможны сочетания, например, пешеходного движения и трамвайных линий (Страсбург, Сент-Этьен) или пешеходного движения и автобусных маршрутов (Дижон). Организация пространства улиц, их благоустройство и дизайн обеспечивают приоритет движения пешеходов и велосипедистов и стимулируют снижение скорости движения транспортных средств, в частности допускается снижение пропускной способности УДС или некоторых ее участков. Например, во Франции предложена идея " ...конвертации улиц с 4 полосами движения в двухполосные, чтобы они не имели статус магистралей..."[1].

Для введения зональных ограничений требуется

развитая сеть магистральных улиц и городских дорог. При этом на городские дороги возлагается обслуживание внутригородских транзитных потоков и соответственно на них приходятся основные объемы транспортной работы. Кроме того, на них должны перераспределяться транспортные потоки. Таким образом, зоны успокоения еще более усиливают дифференциацию элементов УДС по выполняемым функциям, режимам и скорости движения.

Спектр технических приемов и средств успокоения движения чрезвычайно широк:

• канализирование, разделение полос (channelization);

• применение крутых поворотов-чикэнс (chicanes);

• ограничение доступа (gateway treatments);

• отклонение траектории на перекрестке (intersection diverters);

• организация парковочных зон (on-street parking);

• применение кольцевых пересечений (roundabouts);

• использование «лежачих полицейских» (speed humps);

• использование возвышений дорожного полотна с изменением текстуры (speed tables);

• применение тупиковых улиц (street closures);

• перепланировка улиц (street design alterations);

• сужение улиц (street narrowing);

• применение элементов управления движением (traffic controls);

• применение ограничений на размеры транспортных средств (vehicle size restrictions).

В европейской практике зоны успокоения движения применяются, прежде всего, в условиях исторически сложившейся застройки, в том числе традиционной квартальной.

Опросы населения показали популярность таких зон, при этом население отмечало улучшение внешнего облика городской территории. Так, сторонниками мер успокоения движения в историческом центре Кла-

Рис. 1. Пример зональных ограничений в центральной части Лондона

Транспорт

генфурта (Германия) были: 74 % рядовых горожан, 40 % представителей городских властей, 44 % экспертов и 44 % журналистов [3].

Зоны успокоения в центральных частях городов широко применяются во Франции (Страсбург, Бордо, Дижон, Кольмар и т.д.).

В качестве примера зоны успокоения можно рассмотреть исторический центр Дижона, входящий в список объектов ЮНЕСКО. Город является одним из важнейших туристических фокусов Франции, при населении 150 тыс. жителей город ежегодно посещают более 200 тыс. человек. Центр города специализируется на обслуживании туризма. Система пешеходных улиц и улиц с успокоением движения, насыщение центра объектами тяготения характеризуются следующими показателями:

• уровень автомобилизации города - 480 авт/1000 жителей;

• территория исторического центра - 97 га;

• суммарная площадь улиц центра - 58 000 кв.

м;

• суммарная площадь пешеходных улиц -16 300 кв. м;

• суммарная площадь улиц с движением автобусов - 12 800 кв. м;

• суммарная площадь улиц с движением транспорта - 28 900 кв. м;

• количество магазинов - 750;

• количество ресторанов - 230;

• суммарная площадь торговых помещений -65 000 кв. м.

В центральной исторической части принята схема одностороннего движения и выделена сеть улиц с автобусным движением.

На улицах, где разрешено движение транспорта, установлен предел скорости 30 км/ч. За пределами исторической части, основу УДС города составляют городские бульвары, пересечения которых в большинстве случаев являются кольцами. Транзитное движение в городе обслуживается кольцевой городской скоростной дорогой. Такая иерархия городских улиц позволяет предотвратить транзитное движения через центральную зону города, но при этом обеспечивает доступ автомобильного транспорта для обслуживания городского центра.

Рациональные принципы управления движением, использованные в Дижоне, позволившие решить транспортные проблемы без значительных реконструктивных работ, могут найти применение и в российских исторических городах, являющихся центрами туризма (например, города Золотого Кольца, соразмерные Дижону по населению).

Примером успешного применения успокоения движения в крупнейших городах являются реализованные в 2008 г. проекты в Нью-Йорке (www.arup.com):

• зоны упокоения на Бродвее между 35-40 авеню (Манхеттен);

• зоны успокоения на пересечении 149 улицы и Third & Melrose авеню (Бронкс).

Проекты реализуются в составе десятилетней программы Департамента транспорта Нью-Йорка по повышению безопасности движения пешеходов (информация на сайте: http://www.nyc.gov). Программа преследует две цели:

• увеличение общественных пространств;

• обеспечение приоритета безопасности пешеходов в проектах реконструкции улиц.

В данных реализованных проектах прослеживаются следующие особенности:

• важнейшим приоритетом является безопасность движения пешеходов;

• используются развитая система нормативов проектирования пешеходных коммуникаций, при этом используется критерий оценки - уровень обслуживания;

• большое внимание уделяется дизайну уличного пространства (применяется термин streetscape -уличный ландшафт, аналога которого нет в российской градостроительной литературе) и элементам обустройства улиц street furniture - уличной фурнитуре.

Успешное применение приемов успокоения движения привело к разработке программ применения успокоения движения во многих городах мира. В 2005 г. выпушено руководство по успокоению движения для г. Анкоридж (штат Аляска), в 2006 г. - для штата Южная Королина. В градостроительной и специальной прессе разных стран высоко оценено новое руководство по проектированию местных улиц Manual for Streets, изданное в Великобритании в 2007 г.

Первым проектом зоны успокоения движения в российской градостроительной практике следует считать реконструкцию ул. Малой Конюшенной в Санкт-Петербурге (рис. 2).

В России пока существует только ГОСТ Р 526052006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения", вступивший в силу с января 2008 г.

В числе основных результатов, достигаемых успокоением движения, указывают [2-6]:

• снижение скорости движения транспортных средств;

• снижение количества и тяжести ДТП;

• обеспечение условий для различных видов передвижений (общественный транспорт, велосипед, пешком);

• уменьшение транзитного движения автомобильного транспорта.

Конкретные результаты успешной политики по уменьшению интенсивности движения можно проиллюстрировать примером Брюгге [3], где "успокоение движения" введено в историческом центре города в 1992 г.:

• снижение количества автомобилей, приезжающих в центр, на 10% (на 600 авт./ч);

• снижение интенсивности движения в центре на 30%;

I ami

Транспорт

Рис. 2. Малая Конюшенная - улица, являющаяся примером успокоения движения (г. Санкт-Петербург)

* увеличение скорости сообщения автобусных маршрутов с 19 до 22 км/ч;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* увеличение количества жителей, пользующихся автобусом, на 33%;

* увеличение количества жителей, пользующихся велосипедом, на 20%;

* снижение количества ДТП в центре на 36%.

ства ДТП до 0. Например, в районе М1сКсмп г. Сакраменто (США) [6] на жилых улицах интенсивность движения снизилась с 1800-5400 авт./сут. до планируемых значений, но зато возросла на соседних участках УДС. По данным специализированного сайта http://www.trafficlogix.com, результаты анализа данных 43 международных исследований эффективности по-

Эффективность применения средств успокоения движения

Приёмы успокоения движения Снижение скорости движения транспортных средств, % Снижение интенсивности движения транспортных средств,% Снижение количества ДТП, %

Искусственные неровности 22 18 75

Миникольцевые пересечения 11 5 82

Сужение проезжей части 4 10 74

Закрытие половины проезжей части 19 42 72

Диагональное отклонение на перекрестке 4 35 70

Одна из самых значительных по размерам зон с ограничением скорости создана в Граце (Австрия). На главных "приоритетных" улицах ("priority streets") города введен предел скорости 50 км/ч. Около 75% УДС, суммарная протяженность которой 800 км, имеет ограничение скорости движения 30 км/ч. Кроме того, ограничения скорости до 30 км/ч введены на некоторых участках "приоритетных" улиц, например, около школ. В результате ограничения скорости достигнуто снижение количества тяжелых ДТП на 24%, легких -на 12 %. Положительно оценили меры по успокоению движения в Граце (Австрия) 75% жителей и 62% водителей [3]. Отмечено также, что городские власти и эксперты относятся к идее зон успокоения движения более скептически, чем население.

В США первым крупным экспериментом по внедрению зоны успокоения был район Сиэтла Stevens Neighborhood. Реализация проекта завершилась в начале 1973 г. В результате достигнуто снижение интенсивности движения на 56% и уменьшение количе-

казали, что применение успокоение движения дает снижение аварийности на 8-100%. При этом не было отмечено ни одного случая роста количества ДТП после введения.

Основным преимуществом успокоения движения является возможность одновременного сочетания контроля скорости и ограничения транзитного движения через территорию с обеспечением доступа автомобильного транспорта для обслуживания данной территории. Успокоение движения в сочетании с элементами УДС, имеющими большую разрешаемую скорость движения, позволят получать желаемое перераспределение транспортных потоков по территории города.

Современная зарубежная градостроительная практика и практика ОДД убедительно доказывает эффективность успокоения движения как средства контроля скорости движения и средство предотвращения транзитного движения.

Библиографический список

1. Dawn P. Guegan, Peter T. Martin and Wayne D. Cottrell.: 2. Grammenos F., Tasker-Brown J. Residential Street Pattern Prioritizing Traffic Calming Projects Using the Analytic Hierarchy Design for Healthy Liveable Communities. Process. Murray, Utah 2000. 26 p. http://www.greenroofs.ca/ nua/ ip/ ip02.htm

lui

Транспорт

3. http://www.trafficcalming.org

4. http://www.ite.org/traffic/tcstate.htm

5. Liveable Neighbourhoods. Street Layout, Design and Traffic Management Guidelines. Western Australian Planning Commission. JUNE 2000. 59 p http://www.planning.wa.gov.au/ publica-tions/liveable/LNTMG.pdf

6. PIARC: XXth Wold Road Congress. Montreal, 3 - 9 Septam-ber. / Transportation and Urban Space Planning. / National Reports. 20.22.E 1995. 487 p.

7. http://www.nyc.gov/html/dot/html/sidewalks/pedestrian_project s.shtml

УДК 629.113.001

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Е.В.Носова1, В.Н.Сапрыгина2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты второго этапа экспериментальных исследований качества дизельного топлива, представленного с АЗС (автозаправочных станций) г. Иркутска и Усолья - Сибирского. На первом этапе было исследовано качество дизельного топлива, предлагаемого потребителям по более низкой стоимости, чем на АЗС [4]. Экспериментальные исследования проводились совместно кафедрами автомобильного транспорта и химической технологии. Установлено, что выбранные основные показатели качества дизельного топлива (ГОСТ 305-82): плотность, вязкость, фракционный состав, цетановое число (определялось на анализаторе качества ГСМ) - значительно отличаются от нормативных значений из-за присутствия в них легкокипящих фракций. Показатели качества топлива (представленного на исследование) хорошо коррелируют между собой и с цетановым числом, достоверно оценивают качество дизельного топлива. Ил. 6. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: дизельный двигатель; топливный насос высокого давления; дизельное топливо; показатели качества топлива; анализатор ГСМ; фракционный состав; плотность; вязкость; цетановое число.

EXPERIMENTAL STUDY OF DIESEL FUEL QUALITY E.V. Nosova, V.N. Saprygina

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article presents the results of the second phase of experimental studies of the quality of diesel fuel sampled from Irkutsk and Usolye - Siberian gas stations. At the first stage the quality of diesel fuel available to consumers at a lower cost than at the gas station [4] was examined. Experimental studies were carried out jointly at the Department of Automobile Transport and the Department of Chemical Technology. It is established that the selected key indicators of diesel fuel quality (Standard 305-82) such as density, viscosity, fractional composition, cetane number (that was determined on the analyzer of POL quality) are significantly different from normative values due to the presence of low-boiling fractions. The indicators of fuel quality (sampled for the research) are in good correlation with each other and the cetane number, and are reliable in evaluation of the diesel fuel quality. 6 figures. 4 sources.

Key words: diesel engine; high pressure fuel pump; diesel fuel; indicators of fuel quality, POL (Petroleum, Oil and Lubricants) analyzer; fractional composition; density; viscosity; cetane number.

Качество дизельного топлива оказывает большое влияние на надежность и долговечность двигателя. Значительное число отказов дизельных двигателей связано с нарушением работы системы питания. Использование дизельного топлива низкого качества приводит к ухудшению работы топливного насоса высокого давления, возникновению жесткой работы двигателя, повышению нагарообразования, снижению полноты сгорания, увеличению дымности отработанных газов, снижению экономичности и др. Контроль

качества дизельного топлива в процессе эксплуатации является одним из наиболее важных аспектов обеспечения надежности двигателей грузовых автомобилей. В этом направлении необходимы дополнительные экспериментальные исследования.

Контроль качества дизельного топлива осуществляется на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) при его получении, но при доставке топлива потребителю его свойства могут измениться. В процессе эксплуатации автомобилей, особенно в отдаленных районах

1Носова Евгения Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: 89025195194, e-mail: [email protected]

Nosova Evgeniya, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Automobile Transport, tel.: 89025195194, e-mail: [email protected]

2Сапрыгина Вера Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры химической технологии, тел.: 89643560422, email: [email protected]

Saprygina Vera, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Chemical Technology, tel.: 89643560422, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.