Научная статья на тему 'Методы управления производством зерна в развитых странах мира'

Методы управления производством зерна в развитых странах мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of management of grain production in developed world countries

In the article presented is the experience of leading countries of the world on management of grain production. Different countries find their own distinctive form of state regulation which provides receiving of material benefits to those who directly take part in manufacture of grain.

Текст научной работы на тему «Методы управления производством зерна в развитых странах мира»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Методы управления производством зерна

в развитых странах мира

Е.В.Минаева, А.С.Чижик

Московский государственный университет технологий и управлений

In the article presented is the experience of leading countries of the world on management of grain production. Different countries find their own distinctive form of state regulation which provides receiving of material benefits to those who directly take part in manufacture of grain.

Опыт ведущих стран мира подтвердил неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа, объединяющей на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы. Государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и ценового регулирования, главная цель которых состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

В США государством регулируется от 5 до 10 % цен, включая цены на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом США, то фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.

Закон, принятый в США в 1985 г., внес существенные изменения в аграрную политику. Были значительно снижены залоговые ставки, определяющие объем кредитов, предоставляемых фермерам. В настоящее время для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составляет 75-85 % от средней рыночной цены за преды-

дущие пять лет. Наряду с этим министру сельского хозяйства предоставлено право снижать их уровень дополнительно на 20 % в целях повышения конкурентоспособности зерна на мировом рынке.

В США действуют программы по регулированию производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции -зерна (пшеницы, риса, кукурузы, сорго, ячменя, овса, сои) и др., что достигается с помощью государственной ценовой политики. За продукцию, реализованную по рыночной цене, если она окажется ниже гарантированной, правительство производит доплату, составляющую разницу между этими ценами.

В Канаде Государственная Комиссия по зерну решает целый ряд важнейших вопросов, среди которых: защита прав производителей зерна; повышение товарности канадского зерна; поддержание существующего уровня его безопасности; обеспечение проверки и сертификации качества и количества зерна; совершенствование методов исследования качества; создание надежной и эффективной системы приемки, обработки и хранения зерна; создание атмосферы честности и принципиальности при торговых операциях с зерном; создание условий для свободного и открытого обсуждения проблем зернового хозяйства. Особенно большая помощь оказывается фермерам и всем другим представителям зерновой отрасли, стремящимся получать качественную продукцию.

Для любой частной компании характерно привлечение заемных средств на капиталовложения либо на финансирование операций с зерном. Этим занимается отдел денежных рынков Совета по пшенице. Средства выделяются для выплат фермерам, так как Совет сам не получает плату от заказчика до тех пор, пока поставленное зерно не погружено на судно или при внутренних продажах не поставлено на мельницу. Поэтому единственным способом заплатить фермеру, поставившему зерно, являются заемные средства.

В странах ЕС развитие зернового производства стимулируется с помощью бюджетных, кредитных, налоговых, ценообразовательных и админис-

тративно-законодательных рычагов. Государственное регулирование осуществляется как в рамках национальной политики, так и посредством проведения единой аграрной политики общего рынка. Важнейшую роль в этом регулировании играет государственная поддержка цен на основные виды сельскохозяйственной продукции с учетом ежегодно устанавливаемых в рамках общего рынка единых сельскохозяйственных цен.

Высокий уровень цен на продукцию, искусственно поддерживаемый внутри общего рынка, приводит к тому, что экспорт подавляющего большинства сельскохозяйственных товаров из стран-участниц ЕЭС может осуществляться только с помощью экспортных субсидий, которые покрывают разницу между внутренними ценами в странах ЕЭС и мировыми.

Представляет интерес механизм установления цен на импортируемую в страны ЕЭС сельскохозяйственную продукцию. Комиссия ЕЭС устанавливает целевые цены на импортное зерно, например, на уровне сложившихся рыночных цен в районе наибольшего зернового дефицита. Целевая цена берется для контроля. Далее определяется цена продавца, с помощью которой устанавливаются транспортные расходы от порта прибытия до места приемки, торговые скидки и затраты по маркетингу в долях от целевой цены. Компенсационный таможенный сбор увеличивают путем начисления его по разнице между ценой продавца и минимальной ценой в порту прибытия. Подобный подход к ценообразованию осуществляется и в отношении другой импортируемой сельскохозяйственной продукции.

В Великобритании действуют нормативные акты и правила этого сообщества, включая и механизм ценообразования, с учетом предусмотренных для его членов отличий. Оптовая цена для внутреннего и внешнего рынков устанавливается методом тендера, она, как правило, выше, чем закупочная, но несколько ниже мировой. Если зерно на мировом рынке продано по цене более высокой, чем закупочная, разница возвращается фермеру.

Франция - одна из немногих про-мышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. В настоящее время во Франции имеет место прямое регулирование цен на зерно и другую сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги, а также осуществляется наблюдение за ценами в условиях конкуренции. Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и

ECONOMICS AND MANAGEMENT

услуги: примерно 20 % цен регулируется государством, а остальные 80 % -находятся в режиме свободного рыночного ценообразования, однако контролируются государством.

В Германии высокие показатели развития зернового производства базируются на комплексном использовании всех факторов, влияющих на продуктивность полей и ферм, и высокой заинтересованности хозяйств и крестьян-арендаторов в результатах своего труда. На зерновом рынке Германии действуют несколько видов устанавливаемых Европейским сообществом цен: ориентировочная, предельная, протекционная или интервенционная и рекомендательная. Предельная цена несколько ниже ориентировочной. Разница между ними определяется затратами на перевозку зерна на расстояние от Дуйсбурга до морского порта в Роттердаме. Протекционные и рекомендательные цены служат прямыми регуляторами производства и потребления зерна на внутреннем рынке. Протекционная цена устанавливается исходя из условий производства зерна в экономически наиболее благоприятной зоне возделывания зерновых в сообществе (местность Ор-мес во Франции).

Протекционные цены для мягкой и твердой пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, так же как ориентировочные и предельные цены, определяются и ежегодно пересматриваются. Цены действуют в течение хозяйственного года и соответствуют стандартам качества зерна.

Рекомендательная цена устанавливается только для пшеницы мягких сортов, используемой в хлебопечении. Она несколько выше протекционной и вводится, при необходимости, особыми решениями органов Европейского сообщества.

Положительный опыт государственного регулирования накоплен в Швеции. Наблюдение и контроль за ценами в этой стране осуществляет Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Принятый в Швеции Закон о регулировании цен дает право осуществлять в стране меры по прямому на них воздействию в случае войны или опасности ее возникновения и при угрозе значительного общего повышения цен. В Швеции, с учетом интересов фермеров, жестко регулируются закупочные цены на такие важнейшие виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственное сырье. Ежегодно в переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представи-

телей потребителей устанавливается уровень цен на продовольственные товары. Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированием относительно высокого гарантированного уровня цен, что закрепляется в переговорах между правительством и фермерами.

В Финляндии государство играет роль важного регулятора экономического развития страны, и в частности, политики установления цен. Через Министерство торговли осуществляются планирование и контроль за ценами на продукты питания, зерно, энергоносители, особенно бензин, продукцию винно-водочной промышленности. Значительна роль государственного сектора в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на значительные сроки под щадящие проценты. В целом система ценообразования Финляндии отличается гибкостью и стимулированием потребления, особенно в области розничных цен и услуг.

В Японии государству запрещено устанавливать как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены, преследующие цель «выбить» конкурента из рынка. Введены ограничительные меры в отношении единовременного повышения цен. Они распространяются на отрасли, где объем производства превышает 30 млрд иен. Если в таких отраслях более двух фирм в пределах 3 мес подняли цену примерно на одну и ту же величину в абсолютном выражении или в процентах, то Комиссия по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклада о причинах такого повышения и, при необходимости, начать расследование.

Регулирование и контроль за ценами в Испании государство осуществляет на товары первой необходимости, а также на товары и услуги, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основном продукции предприятий госсекторов и некоторых частных компаний. Государственное регулирование цен в Испании осуществляется на основе использования разрешительных, уведомительных и местных цен.

Государственное воздействие на формирование цен в Дании весьма ограниченно и сводится, главным образом, к формированию максимально благоприятных условий для свободной

конкуренции частных производителей. Последние самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию, исходя из таких критериев, как объемы производственных затрат, соотношение спроса и предложения и т. д. Гибкое применение системы потребительских налогов позволяет Правительству Дании влиять на уровень цен и оказывать воздействие на потребление в желательном направлении.

В Греции государственное регулирование ценообразования осуществляется как путем непосредственного определения цен и контроля за их соблюдением, так и проведением политики цен и доходов на определенных этапах развития страны. В настоящее время цены примерно 20% наименований потребительских товаров и услуг регулируются государственными органами. Это цена на сельхозпродукты массового производства - пшеницу, изюм, а также тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления и некоторые другие услуги. На товары и услуги первой категории устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль отдельно для оптовой и розничной торговли. В эту категорию прежде всего входят основные продукты питания -два вида сыров, четыре вида хлеба, мука одного сорта и сахар.

Австралийский комитет по пшенице имеет самые широкие полномочия по приобретению и сбыту пшеницы, наиболее важной культуры в стране. Комитет - единственная законная организация по продаже ее на внутреннем и внешнем рынках. В своей деятельности он руководствуется пятилетними программами стабилизации рынка пшеницы, которые имеют силу закона. Согласно этим планам, правительство, прежде всего, гарантирует фермерам цену на определенное количество пшеницы, предназначенной для экспорта. Если экспортный доход оказывается выше суммы, выделенной на закупку зерна по гарантированным ценам, то фермеры должны выплатить налог в фонд цен на пшеницу. Причем у этого фонда есть максимум, и если сумма налоговых поступлений от фермеров превысит его, избыточные средства возвращаются фермерам пропорционально суммам, перечисленным в фонд.

Разные страны находят свою отличительную форму государственного регулирования, которое обеспечивает получение материальных благ не только теми, кто владеет совокупностью факторов производства, но и теми, кто не обладает конкурентоспособностью к труду. Во всех этих случаях государства обеспечивают этим категориям населения надлежащие условиях жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.