Научная статья на тему 'Совершенствование государственного регулирования системы ценообразования рынка зерна Саратовской области'

Совершенствование государственного регулирования системы ценообразования рынка зерна Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного регулирования системы ценообразования рынка зерна Саратовской области»

2. Правительство области предоставляет субсидии в отрасли растениеводства и животноводства, стимулирует заготовительные организации, оказывает поддержку при создании пунктов по заготовке молока и искусственному осеменению коров. Особое внимание уделяется кредитованию сельскохозяйственных производителей.

Источники

1. http://mcx.ru - официальный интернет-портал Минсельхоз России

2. www.omskportal.ru - официальный сайт Правительства Омской области

3. Маркетинг в сфере агробизнеса: учеб.пособие / Барановский А.И. и др. Омск: АНО ВПО «ОЭИ», 2010. - 252 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

РЫНКА ЗЕРНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Зудочкина Т.А., мл. науч.сотр., ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт экономики и

организации агропромышленного комплекса»

Не смотря на положительную роль государственного ценового регулирования посредством интервенций, до настоящего времени в данном направлении сохраняются определенные недостатки. Так переработчики зерна считают интервенции несвоевременными и половинчатыми. К недостаткам можно также отнести неоптимальные сроки проведения интервенционных торгов, нечеткость критериев определения сельхозтоваропроизводителей, длительная процедура расчетов с поставщиками со стороны государства, неразвитость системы прогнозирования и информации о состоянии рынка, большие бюджетные расходы и др. [1]. Большинство экономистов-аграрников сходятся во мнении, что в целом механизм интервенционных закупок остается пока несовершенным, не смотря на предпринимаемые правительством в этом направлении меры [2]. В связи с этим представляет особый интерес опыт государственной поддержки сельского хозяйства США. По своей сути действующие там целевые цены являются минимальными гарантированными ценами, базой для определения заемных целевых цен, цен вмешательства, а также определяют уровень доплат, в случае если свободные цены опускаются ниже установленных гарантированных. Данный вид ценового регулирования распространяются на зерно и другие важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат. На схеме 1 представлена авторская обобщенная классификация государственного регулирования цен на зерно в США.

Реализация фермерской продукции происходит по рыночным ценам, которые могут складываться по-разному относительно установленных минимальных гарантированных.

Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является экономической реальностью для фермера, т.е. окончательной ценой реализации, которую стали называть гарантированной. Минимальные гарантированные цены успешно функционировали в США с 1973 по 1996 гг. Новый закон, регламентирующий порядок применения минимальных гарантированных цен, был принят вновь в 2002 году. Заемные целевые цены фермеры, не реализуя продукцию, используют для получения кредитных ресурсов для финансирования производства зерна. Эти цены устанавливает конгресс. При этом Министерство сельского хозяйства разрабатывает на каждый год программу с указанием цены на продукцию, которую она может заплатить фермерам, а фермеры решают, участвовать в этой программе или нет. Если решение фермера положительное, то тогда министерство определяет размеры посевной площади и оплачивает всю стоимость будущей реализованной продукции по гарантированным ценам, то есть дает заем на финансирование производства. Если осенью рыночные цены окажутся выше гарантированных, то фермер может продать зерно на рынке, вернуть деньги, взятые взаймы, с процентами. При этом он получит доход. Если же рыночные цены опустятся ниже гарантированных, фермер может сдать урожай государству по гарантированным ценам, расплачиваясь за заем и получая при этом выручку. По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в течение 9 месяцев мировые цены

окажутся ниже залоговой ставки, то фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка. Тем самым фермер получает

чистую прибыль из-за разницы между залоговой ставкой и ценой мирового рынка.

Схема 1- Обобщенная классификация государственного регулирования цен на зерно в США

Отечественная система гарантированных цен в настоящее время не имеет четкого направленного применения и тем более не подразумевает квалитативного стимулирования производства зерна. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно произвести расчет гарантированных цен непосредственно для пшеницы 1-го и 2-го класса с учетом себестоимости, отражающей природно-климатические особенности Саратовской области в исследуемый период време-ни.Расчет минимальных гарантированных цен осуществлялся нами на основе данных по объемам затрат на производство пшеницы продовольственной 1-го и 2-го класса, форма 9-АПК, прибыли в составе цены за 2007-2012 гг., а также с учетом системы налогообложения, в соответствии с гл. 26.1 НК РФ. Предлагаемая нами система применения минимальных гарантированных цен, по аналогии с североамериканской моделью, предполагает выплату разницы фермерам с учетом рыночной цены. Поскольку не все

сельхозпроизводители используют для начисления единый сельскохозяйственный налог, то для расчета минимальных гарантированных цен учитывался также налог на добавленную стоимость (табл. 1).

Рассчитанные закупочные цены на продовольственную пшеницу 1-го и 2-го класса представляют собой пороговые цены, гарантирующие сельскохозяйственным товаропроизводителям безубыточность производства при наступлении неблагоприятной конъюнктуры рынка. Если свободные цены опускаются ниже рассчитанных, государство должно компенсировать товаропроизводителям пшеницы 1-го и 2-го класса данную разницу. Данная мера по совершенствованию государственного регулирования системы ценообразования регионального рынка зерна послужит гарантией сбыта и осуществления безубыточного производства, а также будет способствовать производству высококачественной пшеницы.

Таблица 1 - Минимальные гарантированные цены на пшеницу продовольственную 1-го и 2-го класса с

учетом себестоимости, прибыли и системы налогообложения в Саратовской области в 2007-2012 гг.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Полная себестоимость, тыс. руб. 14409 4888 27515 6460 31642 33313

Прибыль, тыс. руб. 6429 2146 1146 -1413 -229 -7199

Уровень рентабельности, обеспечивающий безубыточность производства, % 25 25 25 25 25 25

Гарантированная закупочная цена, на базе ЕСХН, руб. за 1 ц 366,3 424,6 414,7 706 686,5 943,2

Гарантированная закупочная цена, на базе ЕСХН, руб. за 1 т. 3663 4246 4147 7060 6865 9432

Гарантированная закупочная цена, на базе НДС, руб. за 1 ц 407,8 472,5 461,7 785,8 771,5 1049,9

Гарантированная закупочная цена, на базе НДС, руб. за 1 т. 4078 4725 4617 7858 7715 10499

Источники

1. Григорьева Г.В. Российский рынок зерна и его интеграция в мировую экономику // Институциональные условия развития сельского хозяйства России: эволюция социально-экономической функции и рыночной структуры. Материалы международной научно-практической конференции, Т. 1, кн. 2 .- Р.-на-Д.: ВНИИЭиН, 2004. - 289 с.

2. Ушачев И. Зерновому подкомплексу - приоритетное развитие // АПК: экономика, управление. - 2005. - № 1. - С. 10-13.

3. Информационно-правовой портал «ГА-РАНТ.РУ», [электронный ресурс], режим доступа ht:tp://www. garant.ru

4. Материалы на основе данных с сайта Министерства экономического развития РФ, [электронный ресурс], режим доступа http://www. economy.gov.ru

РОЛЬ государственной поддержки в обеспечении конкурентоспособности

ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗЕРНОПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Генералов И.Г., преп., Суслов С.А., к.э.н., доц. Нижегородского государственного инженерно-экономического университета

Зерновое хозяйство традиционно является основой агропромышленного комплекса РФ и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства, которая играет значимую роль в стабильном обеспечении страны хлебопродуктами, национального хозяйства - сырьем и компенсирует тем самым значительную часть потребности населения в хлебе, мясе, молоке и других продуктов.

Состояние зернового хозяйства и его положение на мировом зерновом рынке принимаются в качестве основных показателей продовольственной безопасности в мире и в каждой отдельной стране. Также, значение и роль зерна как товар трудно переоценить в экономике каждого государства. Так, например, в статье 1 федерального закона «О зерне» четко сказано: «Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики» [1]. Зерновые культуры среди продуктов питания по биологической ценности стоят на первом месте. Это связано с тем, что они дают основную мас-

су белка и углеводов, а также витаминов группы В и минеральных солей.

Насыщение российского рынка зерна отечественным продуктом позволяет развивать в условиях продовольственного эмбарго такие элементы агропромышленного комплекса, как отрасль животноводства (в качестве ценного корма в структуре рациона животных), а также ряд отраслей промышленной переработки (производства хлеба и хлебобулочных, макаронных изделий, кондитерских изделий и др.).

Обеспечение конкурентоспособности зернопроизводителей выступает в данном случае важным толчком к наращиванию объемов производства как внутри подотрасли, так и представленных смежных отраслей агропромышленного комплекса. Решение данной проблемы не возможно без участия государства, поэтому поддержка отечественных аграриев с его стороны является ключевым фактором наращивания производительных сил в зерновой подотрасли и дальнейшего импортозамещения.

В современных условиях для эффективного функционирования сельского хозяйства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.