Научная статья на тему 'Роль государственной поддержки в обеспечении конкурентоспособности отечественного зернопроизводства (на примере Нижегородской области)'

Роль государственной поддержки в обеспечении конкурентоспособности отечественного зернопроизводства (на примере Нижегородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственной поддержки в обеспечении конкурентоспособности отечественного зернопроизводства (на примере Нижегородской области)»

Таблица 1 - Минимальные гарантированные цены на пшеницу продовольственную 1-го и 2-го класса с

учетом себестоимости, прибыли и системы налогообложения в Саратовской области в 2007-2012 гг.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Полная себестоимость, тыс. руб. 14409 4888 27515 6460 31642 33313

Прибыль, тыс. руб. 6429 2146 1146 -1413 -229 -7199

Уровень рентабельности, обеспечивающий безубыточность производства, % 25 25 25 25 25 25

Гарантированная закупочная цена, на базе ЕСХН, руб. за 1 ц 366,3 424,6 414,7 706 686,5 943,2

Гарантированная закупочная цена, на базе ЕСХН, руб. за 1 т. 3663 4246 4147 7060 6865 9432

Гарантированная закупочная цена, на базе НДС, руб. за 1 ц 407,8 472,5 461,7 785,8 771,5 1049,9

Гарантированная закупочная цена, на базе НДС, руб. за 1 т. 4078 4725 4617 7858 7715 10499

Источники

1. Григорьева Г.В. Российский рынок зерна и его интеграция в мировую экономику // Институциональные условия развития сельского хозяйства России: эволюция социально-экономической функции и рыночной структуры. Материалы международной научно-практической конференции, Т. 1, кн. 2 .- Р.-на-Д.: ВНИИЭиН, 2004. - 289 с.

2. Ушачев И. Зерновому подкомплексу - приоритетное развитие // АПК: экономика, управление. - 2005. - № 1. - С. 10-13.

3. Информационно-правовой портал «ГА-РАНТ.РУ», [электронный ресурс], режим доступа ht:tp://www. garant.ru

4. Материалы на основе данных с сайта Министерства экономического развития РФ, [электронный ресурс], режим доступа http://www. economy.gov.ru

РОЛЬ государственной поддержки в обеспечении конкурентоспособности

ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗЕРНОПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Генералов И.Г., преп., Суслов С.А., к.э.н., доц. Нижегородского государственного инженерно-экономического университета

Зерновое хозяйство традиционно является основой агропромышленного комплекса РФ и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства, которая играет значимую роль в стабильном обеспечении страны хлебопродуктами, национального хозяйства - сырьем и компенсирует тем самым значительную часть потребности населения в хлебе, мясе, молоке и других продуктов.

Состояние зернового хозяйства и его положение на мировом зерновом рынке принимаются в качестве основных показателей продовольственной безопасности в мире и в каждой отдельной стране. Также, значение и роль зерна как товар трудно переоценить в экономике каждого государства. Так, например, в статье 1 федерального закона «О зерне» четко сказано: «Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики» [1]. Зерновые культуры среди продуктов питания по биологической ценности стоят на первом месте. Это связано с тем, что они дают основную мас-

су белка и углеводов, а также витаминов группы В и минеральных солей.

Насыщение российского рынка зерна отечественным продуктом позволяет развивать в условиях продовольственного эмбарго такие элементы агропромышленного комплекса, как отрасль животноводства (в качестве ценного корма в структуре рациона животных), а также ряд отраслей промышленной переработки (производства хлеба и хлебобулочных, макаронных изделий, кондитерских изделий и др.).

Обеспечение конкурентоспособности зернопроизводителей выступает в данном случае важным толчком к наращиванию объемов производства как внутри подотрасли, так и представленных смежных отраслей агропромышленного комплекса. Решение данной проблемы не возможно без участия государства, поэтому поддержка отечественных аграриев с его стороны является ключевым фактором наращивания производительных сил в зерновой подотрасли и дальнейшего импортозамещения.

В современных условиях для эффективного функционирования сельского хозяйства

необходимо сочетание рыночных отношений с государственной поддержкой и регулированием сельскохозяйственного производства. Так в экономически развитых странах государственная поддержка - одна из главных составляющих экономической стратегии [2, с. 5].

Нижегородская область является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов Нечерноземья. Географически область расположена в центре Восточно-Европейской равнины, в бассейне реки Волги. Регион пересекают три крупных почвенных подзоны -дерново-подзолистые и подзолистые почвы, серые лесные почвы, черноземы. Климат Нижегородской области очень контрастен, так зимой часто наблюдаются сильные морозы, а летом - сильная жара. Также можно отметить, что он переходит постепенно по территории от умеренно-континентального к континентальному. Это всё свидетельствует о том, что изучаемый регион находится в зоне рискованного земледелия, а значит, состоянию сельского хозяйства следует уделять особое внимание, а имеющиеся крупные ресурсы следует использовать рационально.

В таких непростых условиях ниже городскому зернопроизводству сложно конкурировать с зернопроизводителями как из соседних регионов, так и из за рубежа.

За последние пять лет прекратили свое существование в Нижегородской области 106 сельскохозяйственных организаций, т. е. их численность сократилась в целом на 16,5%. Эта

негативная тенденция свидетельствует о низком уровне конкурентоспособности нижегородских аграриев на региональном рынке зерна и необходимости их поддержки со стороны, как государства, так и отдельно региона.

л! :

ВЙНШХ

ОрМШВЛЦШ . _ к

______Я: = 0,978

100 -

:0ц1;. :ч]л .:-

.гпюг.чшш

— : "" . у-.:;;-:: ' ' г _; У. . у УУ.УУУ. : .-:■ У.Ук'У-УЛуУ 1: _

Рисунок 1 - Сокращение количества сельскохозяйственных организаций в Нижегородской области

Следует отметить, что данные негативные тенденции подтверждаются и уравнениями линейных трендов (х - период времени, у - количество сельскохозяйственных организаций):

1. у = -27,9х + 677,5, которое говорит о том, что за пять лет количество сельскохозяйственных организаций в Нижегородской области в среднем сократилось на 27,9. Точность данного уравнения составляет 97,8 %.

Таблица 1 - Распределение финансирования АПК Нижегородской области

по источникам

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Всего

млн руб. % млн руб. %

2005 411,8 32,9 839,4 67,1 1251,2

2006 527,3 32,2 1112,7 67,8 1640

2007 841,4 32,2 1772,4 67,8 2613,8

2008 1612,7 42,3 2203,9 57,7 3816,6

2009 1413,8 39,8 2135,9 60,2 3549,7

2010 1326,5 27,3 3524,5 72,7 4851

2011 1688,5 30 3935 70 5623,5

2012 1913,6 34 3712,6 66 5626,2

2013 1913,6 34 3712,6 66 5626,2

2014 1626,9 34,5 3085,4 65,5 4712,3

Темп роста, % 395,1 104, 9 367,6 97,66 376,6

2. у = -9,783х + 484,1,которое говорит о том, что за пять лет количество прибыльных сельскохозяйственных организаций в Нижегородской области в среднем сократилось на 9,783. Точность данного уравнения составляет 32,3 %.

Достаточное финансирование зернопро-изводителей способствует совершенствованию агромероприятий, технологий, модернизации техники. Это всё прямо влияет на конкурентоспособность аграриев.

За последние десять лет объем финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области увеличился почти в 3,8 раза и в 2014 г. составил 4 712,3 млн. руб. Наибольший темп роста финансирования за данный период времени приходится на федеральный бюджет - почти в 4 раза по сравнению с уровнем 2005 г. За последнее десятилетие финансирование агропромышленного комплекса из областного бюджета увеличилось в 3,7 раза и составило в 2014 г. 3 085,4 млн. руб.

Наибольший удельный вес в структуре финансирования АПК Нижегородской области приходится на бюджет региона - 65,5%. Наименьший удельный вес в структуре (34,5%) занимает финансирование из федерального бюджета. В последние годы наметилась тенденция увеличения доли федерального бюджета в общей структуре финансирования агропромышленного комплекса.

На сегодняшний день по уровню удельных расходов на развитие сельского хозяйства Россия во много раз отстает от развитых государств. Так, в начале 3-го тысячелетия годовые объемы финансирования на 1 га сельскохозяйственных угодий в России были в 35 раз меньше, чем в Германии, и в 15 раз меньше, чем в США [3].Неблагоприятные изменения в социально-экономической обстановке в 70-е - начале 80-х гг. способствовали усилению государ-

ственного регулирования особенно среди постиндустриальных стран [4, с. 91].

В сложившейся экономической ситуации государство должно стать гарантов в обеспечении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и в особенности стратегически важных для выживания отраслей. Несомненно, зернопроизводство является такой отраслью и является базисом всего агропромышленного комплекса Российской Федерации. Одним из главных путей обеспечения конкурентоспособности зернопроизводителей является эффективная государственная поддержка

Источники

1. Федеральный закон от 14.05.1993 г. № 4973-1 «О зерне» (в ред. Федеральных законов от 02.12.1994 № 53-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 16.03.2006 № 41-ФЗ, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 21.12.1993 № 2232).

2. Муратова Л. Г. Оценка государственной поддержки сельского хозяйства / Международный технико-экономический журнал. 2009. № 2. С. 5-9.

3. Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства / Е. Н. Ведута. - М.: Академический проект, 2005. - 456 с.

4. Ефимов А.Б., Камышенков В.Ю., Донских В.О., Попов А.В. Государственная поддержка аграрного сектора как важнейшая составляющая обеспечения продовольственной безопасности страны / Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2011. № 1. С. 89-93.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТРАСЛИ

Прихожаев Р.А., асп. ФГБНУ «НИИЭОАПК ЦЧР России»

Аннотация: Статья содержит описание основных мероприятий в рамках государственной поддержки предприятий сельского хозяйства, выделение приоритетных направлений государственного финансирования сельского развития.

Ключевые слова: аграрная политика, аграрный сектор, государственная поддержка, сельское хозяйство.

Научная концепция аграрной политики сочетает в себе общие объективно обусловленные целеустановки государства в деле регулирования социально-экономического развития страны с особыми подходами к этому регулированию в сельском хозяйстве и всей системе агропромышленного комплекса. Этим предопределяются сущность, направления и механизмы осуществления аграрной политики как относительно обособленной составляющей общей экономической политики государства [1].

Бюджетная политика оказывает существенное влияние на развитие сельского хозяйства, которое в силу производственно-экономических и природно-климатических условий не может обходиться без государственной поддержки. Важно заметить, что по сравнению с развитыми странами уровень государственного субсидирования агропромышленного комплекса в России относительно невысок. Более того, прослеживается тенденция к сокращению уровня господдержки за счет уменьшения бюджетных ассигнований на развитие агропромышленного комплекса [2].

Вместе с тем потенциал аграрного сектора экономики России по всем факторам его развития огромен, и он способен при создании благоприятных условий обеспечить не только продовольственную безопасность страны, но и стать одним из ведущих экспортеров по целому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.