ЭКОНОМИКА
УДК 631/635
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЗЕРНОПРОИЗВОДСТВА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
И. Г. Генералов, А. Н. Игошин, Н. В. Оболенский
STATE SUPPORT OF GRAIN PRODUCTION AS THE MAIN FACTOR OF INCREASING COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL PRODUCERS
I. G. Generalov, A. N. Igoshin, N. V. Obolenskiy
В свете происходящих событий на мировой арене актуальным является вопрос о развитии отечественного аграрного сектора и наращивании объемов производства сельскохозяйственной продукции. Поддержка сельхозтоваропроизводителей со стороны государства является определяющим фактором повышения их конкурентоспособности, что и обуславливает актуальность работы. Целью данной работы является выявление влияния государственной поддержки сельскохозяйственных организаций на конкурентоспособность зернопроизводства. В статье показано влияние государственной поддержки зернопроизводства на конкурентоспособность сельхозтоваропроизводителей, занимающихся выращиванием зерновых культур. Проведён анализ действующей областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013 -2020 годы», а также выявлены основные структурные изменения в финансировании АПК в Нижегородской области. Рассмотрены основные программы государственной поддержки АПК как в отдельных регионах РФ, так и за рубежом. В результате исследования была выявлена недостаточность субсидирования АПК Нижегородской области со стороны федерального бюджета.
In the view of the current events on the world scene, the question of developing the domestic agrarian sector and escalating the volumes of agricultural production is actual. State support of agricultural producers is a principal factor for increasing their competitiveness, which explains the urgency of the research. The objective of the given work is revealing influence of state support of the agricultural organizations on competitiveness in grain production. The paper reveals the influence of state support of grain production on competitiveness of agricultural producers engaged in grain crops cultivation. The current regional target program «Development of agriculture in Nizhniy Novgorod region for 2013 - 2020» is analyzed, the core structural chnages in financing the agrarian and industrial complex in the region are revealed. The basic programmes of state support of agrarian and industrial complex both in certain regions of the Russian Federation and abroad are considered. The research revealed the insufficiency of subsidizing of the agrarian and industrial complex of Nizhniy Novgorod region from the federal budget.
Ключевые слова: АПК, государственная поддержка, зернопроизводство, конкурентоспособность, субсидирование, финансирование.
Keywords: agricultural complex, state support, grain production, competitiveness, subsiding, financing
В условиях открытой экономики высокая конкурентоспособность производимой отечественной продукции позволяет поставлять ее на мировые рынки в таком объеме, который обеспечивает поступление иностранной валюты в размерах, достаточных для оплаты растущего импорта. Большая широта ассортимента экспортируемой продукции - одно из условий экономической независимости. Дело в том, что большую опасность для страны представляет ситуация, когда на два-три вида товара приходится более половины экспорта. Из мирового опыта известно, что такая структура при серьезном ухудшении конъюнктуры мирового рынка ставит страну на грань катастрофы. Достаточно указать на огромную зависимость экономики России от колебаний цен на нефть. Конкурентоспособность производства должна содействовать не только экспорту, но и успешному соперничеству с иностранными поставщиками на внутреннем рынке. Вытеснение с рынка отечественного товаропроизводителя оборачивается потерей рабочих мест в России. Например, каждые непроданные 10 тыс. т птичьего мяса (по данным известного предпринимателя С. Ф. Лисовского) означают ликвидацию тысячу рабочих мест в стране [3, c. 19].
Каждая дополнительная единица ввезенного из-за рубежа товара сокращает рабочие места в селах и способствует росту безработицы в этой местности, а также отечественные сельхозтоваропроизводители недополучают весомую часть прибыли. Эта проблема проявляется также и в недополучении государством части налогов, а также попаданием на рынок зачастую дешевых низкокачественных продуктов питания. В связи с этим важным фактором повышения конкурентоспособности отечественных аграриев выступает их государственная поддержка.
В то же время базисом развития всех отраслей как в сельском хозяйстве, так и в промышленности является зернопроизводство. Продовольственное зерно в основном перерабатывается в муку, которая в свою очередь используется для создания хлебобулочных и макаронных изделий. Ценность зерна заключается в том, что оно обеспечивает 40 % калорийности потребляемой человеком пищи и 50 % потребности белка. Немаловажную роль играет и фуражное зерно, которое является основой рациона животных и птиц. В связи с этим поддержка зерновой подотрасли является наиболее приоритетной.
И. Г. Генералов, А. Н. Игошин, Н. В. Оболенский
241
ЭКОНОМИКА
Во всем мире поддержка сельского хозяйства в целом и производства зерна в частности является неотъемлемой частью государственной аграрной политики. Например, поддержка производства зерна в Китае является одной из приоритетных задач государственной аграрной политики, о чём свидетельствует как название статьи затрат государственных ассигнований («На поддержку сельского хозяйства и производства зерна»), так и сумма ежегодных дотаций данного сектора экономики, которая по разным источникам варьируется от 25 до 40 тыс. руб. на 1 га.
Для Украины как главного конкурента России на Европейском рынке дотирование зернового сектора также находится в приоритете. Инструментами поддержки зернопроизводства являлись Государственная целевая программа «Зерно Украины 2005 -2010», утверждённая приказом Министерства аграрной политики Украины № 271 от 28 июля 2004 года, указ Президента № 890/2007 от 18 сентября 2007 г. «О некоторых мероприятиях относительно развития рынка зерна». На сегодняшний день существует проект концепции развития зернового сектора до 2015 года.
США является страной, которая одна из первых заговорила о необходимости поддержки аграриев как на уровне теоретических исследований, так и на государственном уровне. Уже в 30-х годах XX века американское сельское хозяйство получало крупные субсидии. Так, Кэмпбэлл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю приводят ряд положений, оправдывающих субсидирование сельскохозяйственного производства со стороны государства.
1. «Фермеры принадлежат к относительно более бедным слоям населения и поэтому могут повышать цены и получать более высокие доходы за счет государственной помощи»;
2. «Фермеры постоянно подвергаются воздействию природных катаклизмов - наводнений, засух, вредителей, - которым не подвергаются другие отрасли и от которых нельзя застраховаться»;
3. «Продавая свою продукцию, фермеры сталкиваются с совершенно конкурентными рынками, а покупать им приходится у отраслей, обладающих заметной рыночной властью. Большая часть фирм, у которых фермеры покупают удобрения, сельскохозяйственную технику и бензин, имеют некоторую возможность контролировать свои цены» [4, с. 731].
«Фермерская программа» тогда включала:
1) сельскохозяйственные цены, доходы и выпуск продукции;
2) сохранение воды и почвы;
3) исследования в области сельского хозяйства;
4) кредиты фермерам;
5) страхование урожая;
6) субсидирование продажи сельскохозяйственной продукции на мировых рынках и другие факторы [4, с. 730].
Следует отметить, что важность зерна как одного из главных продуктов питания рассмотрено на уровне Федерального закона от 14 мая 1993 г. № 4973-I «О зерне», где подчеркивается, что зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики [1].
Поддержка государством зернового сектора России после распада Советского Союза, изначально регламентировалась Федеральным законом от 14 мая 1993 г. № 4973-I «О зерне», однако 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ ст. 2 настоящего Закона признана утратившей силу в части, касающейся государственной поддержки производства и переработки зерна. Новым этапом поддержки зерновой подотрасли стал утверждённый 18 июня 1996 г. Указ Президента РФ № 933 «О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы».
С начала 2000-х годов поддержка осуществлялась как на Федеральном уровне («Федеральная целевая программа обеспечения устойчивого производства и развития рынка зерна в Российской Федерации на 2002 - 2005 гг. и на период до 2010 г.»), так и в некоторых регионах, например в Московской области (Областная целевая программа «Зерно» на 2002 - 2007 годы), Воронежской области («Повышение эффективности производства и реализации зерна в Воронежской области на 2004 - 2010 годы»), Курганской области («Производство зерна с применением ресурсосберегающих технологий в Курганской области на 2005 - 2010 годы»).
Вместе с тем в Нижегородской области отсутствует прямая поддержка зернового сектора, несмотря на то, что она является крупным сельскохозяйственным регионом Нечерноземья, который находится в зоне рискового земледелия. Это проявляется в высокой зависимости урожая от погодных условий и, как следствие, неустойчивых валовых сборах зерна.
Таблица 1
Динамика сокращения показателей производства зерна в Нижегородской области
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Темп роста, %
Посевная площадь зерновых и зернобобовых, тыс. га 553,5 544,8 515 555,8 474,6 85,7
Производства зерна (в весе после доработки), тыс. т 1214,6 1319,3 499,9 1179,1 822,5 67,7
Урожайность зерновых и зернобобовых культур, ц/га 21,9 24,2 9,7 21,2 17,3 79,0
242 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
ЭКОНОМИКА
Последние пять лет показывают, что показатели производства зерна в Нижегородской области значительно сократились (таблица 1). Производство зерна (в весе после доработки) в 2012 году составило
822,5 тыс. т, что составляет лишь 67,7 % от уровня 2008 года. На сокращение данного показателя оказало влияние как сокращение посевов зерновых и зернобобовых культур, так и снижение их урожайности. За рассматриваемый период посевная площадь зерновых и зернобобовых культур сократилась на 14,3 % ив отчетном году составила 474,6 тыс. га. Урожайность данных культур сократилась на 4,6 ц/га и в 2012 году составила 17,3 ц/га.
Снижение площадей, занятых под зерновые культуры, происходит на фоне сокращения машиннотракторного парка. Устаревшие образцы сельскохозяйственной техники становятся все более не способными к обработке больших посевных площадей. Немаловажным в эффективной работе предприятий является обновление машинно-тракторного парка, замена устаревших единиц сельскохозяйственной техники
новыми, более производительными и экономными образцами. Качественное улучшение техники способствует снижению нагрузки на каждую машину, ускорению проведения работ и тем самым увеличению производства продукции, улучшению ее качества, снижению затрат на единицу продукции (таблица 2).
За последние пять лет в Нижегородской области количество тракторов сократилось более чем на четверть и в 2012 году составило 5334 шт. Еще более высокие темпы сокращения наблюдаются в динамике зерноуборочных комбайнов, число которых составляет лишь 69,7 % от уровня 2008 года. Результатом данной тенденции является увеличение на 17 % нагрузки пашни на 1 трактор и сокращением на 15 % количества зерноуборочных комбайнов в расчете на 1000 га посевов зерновых и зернобобовых культур.
Важным фактором, способствующим увеличению урожайности зерновых и зернобобовых культур является внесение минеральных и органических удобрений под посев (таблица 3).
Таблица 2
Современное состояние машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных организациях в зернопроизводстве Нижегородской области
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Темп роста, %
Тракторы, шт. 7236 6412 5981 5765 5334 73,7
Зерноуборочные комбайны, шт. 1987 1791 1677 1628 1385 69,7
Нагрузка пашни на 1 трактор, га 223 234 247 247 261 117,0
Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов зерновых и зернобобовых культур, шт. 4 3,6 3,8 3,4 3,4 85,0
Таблица 3
Динамика сокращения внесения минеральных и органических удобрений под посевы зерновых и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Темп роста, %
Внесено минеральных удобрений на 1 га зерновых культур, кг 74 63 57 45 40 54,1
Внесено органических удобрений на 1 га зерновых культур, т 3 3,1 2,9 2,4 2,8 93,3
За период 2008 - 2012 гг. внесение как минеральных, так и органических удобрений на 1 га зерновых культур заметно сократилось. Наиболее сильно сократилось внесение минеральных удобрений - в 2012 году данный показатель составил 40 кг, что ниже уровня 2008 г. на 55,9 %. Менее негативной тенденцией можно считать сокращение внесения органических удобрений - лишь на 6,7 % от уровня 2008 года.
Негативные тенденции, наблюдаемые в динамике машинно-тракторного парка и использовании удобре-
ний, говорят о необходимости использования государственной поддержки в первую очередь по данным направлениям, так как от них в наибольшей степени зависит производственный результат в зернопроизводстве.
Результатом сокращения производства зерна в Нижегородской области является ухудшение финансовых результатов зернопроизводства, характеризующихся прибылью и рентабельностью (таблица 4).
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 243
ЭКОНОМИКА
Таблица 4
Динамика финансовых результатов производства зерна в Нижегородской области
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Темп роста, %
Реализовано продукции, тыс. т 601,6 763,5 477,1 600,8 513,6 85,4
Полная себестоимость, млн руб. 2523,3 2835,7 2310,9 3287,5 2765,6 109,6
Выручка от реализации, млн руб. 3050,2 2844,1 2154,5 2986,9 3147,1 103,2
Прибыль, млн руб. 526,9 8,4 -156,4 -300,6 381,5 72,4
Средняя цена реализации, руб./тонн 5070 3725 4516 4972 6127 120,8
Средняя себестоимость, руб./тонн 4194 3714 4843 5472 5385 128,4
Уровень рентабельности производства,% 20,9 0,3 -6,8 -9,1 13,8 66,0
Уровень рентабельности продаж, % 17,3 0,3 -7,3 -10,1 12,1 70,2
Последние пять лет характеризуются значительным сокращением в Нижегородской области уровня рентабельности как производства (на 34 % от уровня 2008 года), так и продаж (на 29,8 % от уровня 2008 года). Эта тенденция обусловлена в первую очередь сокращением на 27,6 % прибыли от реализации зерна, а также более высокими темпами роста полной себестоимости по сравнению с выручкой от реализации зерна. В свою очередь на рост выручки оказывает только увеличение цены реализации зерна на 20,8 %, которая в 2012 году составила 6127 руб/т. Наблюдаемое сокращение объемов реализации зерна (на 88 тысяч тонн по сравнению с 2008 годом) приводит к недополучению части выручки (рис. 1).
В результате выравнивания уровней рентабельности производства и продаж линейному тренду получаются следующие уравнения:
1. y = -2,36x + 10,9, которое показывает, что ежегодно уровень рентабельности производства сокра-
щался в среднем на 2,36 процентных пункта. Средняя ошибка данного предположения составляет D = R2*100 % = 8,15 %.
2. y = -2,066x + 8,673, которое показывает, что ежегодно уровень рентабельности продаж сокращался в среднем на 2,066 процентных пункта. Средняя ошибка данного предположения составляет D = R2*100 % = 8,67 %.
Наибольшую государственную поддержку в Нижегородской области получают сельхотоваропроиз-водители с наибольшей прибылью, что способствуют укреплению их позиции на рынке и производству более конкурентоспособной продукции. Это подтверждается с помощью корреляционно-регрессионного анализа. Для его проведения нами были взяты данные по муниципальным образованиям Нижегородской области. Результативным показателем (Y) взяты субсидии из бюджетов всех уровней, фактором (X) -прибыль (+), убыток (-) до налогообложения.
Уровень рентабельности (+), убыточности (-), %
Уровень рентабельности (+), убыточности (-) продаж, %
---- Линейная (Уровень рентабельности (+), убыточности (-) производства, %)
Линейная (уровень рентабельности (+), убыточности (-) продаж, %)
Рис. 1. Динамика изменения уровня рентабельности производства и продаж в Нижегородской области
В результате было получено уравнение корреляционной связи y = 1,538x + 23261, которое говорит о том, что при отсутствии прибыли сельхозтоваропроизводители получат субсидии из бюджетов всех уровней в размере 23261 тыс. руб. При увеличении прибыли на 1 тыс. руб. объем субсидий из бюджетов
всех уровней для сельхозтоваропроизводителей увеличится в среднем на 1,538 тыс. руб.
Коэффициент корреляции в размере 0,739 говорит о том, что связь между объемом субсидий из бюджетов всех уровней и прибылью (+), убытком (-) до налогообложения прямая и высокая. Коэффициент де-
244 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
ЭКОНОМИКА
терминации показывает, что объем получаемых субсидий из бюджетов всех уровней на 54,6 % определяется полученной прибылью (+), убытком (-) от реализации сельскохозяйственной продукции.
Финансирование агропромышленного комплекса и в частности сельского хозяйства в Нижегородской области осуществляется как из федерального, так и из регионального бюджетов (таблица 5).
Финансирование АПК Нижегородской области
(с учетом капитальных вложений)
Таблица 5
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Темп роста, %
Общее финансирование, млн руб. 3816,6 3549,7 4851 5623,5 5627,2 147,4
Областной бюджет, млн руб. 2203,9 2135,9 3524,5 3935 3713,6 168,5
Федеральный бюджет, млн руб. 1612,7 1413,8 1326,5 1688,5 1913,6 118,7
Доля областного бюджета, % 57,7 60,2 72,7 70,0 66,0 114,3
Доля федерального бюджета, % 42,3 39,8 27,3 30,0 34,0 80,5
За последние пять лет общее финансирование АПК в Нижегородской области увеличилось на 47,4 % и составило в 2012 году 5627,2 млн руб. Следует отметить, что темпы роста финансирования АПК из областного бюджета значительно превышают федеральные. В структуре финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области 66 % составляет доля областного бюджета, а 34 % - доля федерального бюджета.
В Нижегородской области с января 2013 года действует областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013 - 2020 годы». Второй целью данной Программы является создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной про-
дукции на основе инновационного развития АПК Нижегородской области.
Ресурсное обеспечение для решения задач программы складывается из следующих источников: областной бюджет, федеральный бюджет, местный бюджет, прочие источники.
Общая сумма финансирования программы составит за восемь лет 241,8 млрд руб., в том числе для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития АПК Нижегородской области - более 134 млрд руб. или 55,4 %.
Основную долю в финансировании областной целевой программы занимают прочие источники (рис. 2).
□ областной бюджет
D федеральный бюджет
□ прочие источники
Рис. 2. Структура финансирования создания условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития АПК Нижегородской области, %
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 245
ЭКОНОМИКА
Рис. 3. Динамика финансирования создания условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития АПК Нижегородской области
В программе прописано, что к ним относятся собственные средства сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, направляемые на основную производственную деятельность в рамках софинансирования, а также кредитные ресурсы с субсидированием части процентной ставки (ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации) из федерального и областного бюджетов [2, с. 10].
За восемь лет реализации программы финансирование создания условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития АПК Нижегородской области планируется ежегодно увеличивать, причем рост суммы финансирования будет осуществляться в большей степени за счет прочих источников (рис. 3).
Основными задачами по достижению данной цели программы являются: укрепление финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей - 89,3 %, стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития АПК -0,27 %, поддержка развития производственной инфраструктуры, технического и технологического потенциала АПК - 10,38 %, научно-методическое обеспечение эффективного развития АПК - 0,05 %.
В структуре финансирования данных задач наиболее приоритетными являются соответственно:
- возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами, направляемыми на пополнение оборотных средств - 66,9 %;
- поощрение муниципальных районов, городских округов, организаций агропромышленного комплекса, государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования, имеющих производственную базу, их руководителей, работников, в т. ч. специалистов, и субъектов малого сельскохозяйственного бизнеса, достигших наилучших показателей деятельности по итогам конкурса - 54,5 %;
- содействие обновлению парка тракторов, техники для кормозаготовки и приготовления кормов. Возмещение части затрат на приобретение техники -
48,8 %;
- информационное обеспечение субъектов АПК и муниципальных образований области - 93,1 %.
Основными же направлениями повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций Нижегородской области, по данным Программы, являются: возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами, направляемыми на пополнение оборотных средств; возмещение части затрат на уплату процентов за пользование инвестиционными кредитными ресурсами, направляемыми на инвестиции в основной капитал сельского хозяйства и приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, снижение рисков в сельском хозяйстве; возмещение части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных, содействие обновлению парка зерновых и кормоуборочных комбайнов отечественного производства; возмещение части затрат на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов отечественного производства, содействие обновлению парка тракторов, техники для кормозаготовки и приготовления кормов; возмещение части затрат на приобретение техники.
На наш взгляд, данные меры не являются достаточными для обеспечения повышения конкурентоспособности нижегородских сельхозтоваропроизводителей. Повышение эффективности использования государственной поддержки является залогом повышения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей. В складывающихся условиях следует уделять высокое внимание совершенствованию распределения выделяемых средств из бюджетов всех уровней, направляя денежные потоки в первую очередь в те отрасли, которые формируют основу дальнейшего развития АПК региона, а также совершенствованию контроля за использованием предоставляемых денежных средств. Федеральный бюджет должен увеличивать поддержку сельхозтоваропроизводителей тех регионов, которые своими силами пытаются помочь аграриям, не сокращая собственную долю в финансировании АПК.
246 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
ЭКОНОМИКА
Литература
1. Федеральный закон от 14.05.1993 г. № 4973-1 «О зерне» (в ред. Федеральных законов от 02.12.1994 № 53-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 16.03.2006 № 41-ФЗ, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 21.12.1993 № 2232).
2. Областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013 - 2020 годы». Режим доступа: http://www.government-nnov.ru/?id=118281&&download=1 (дата обращения:
02.07.2013).
3. Лифиц И. М., Конкурентоспособность товаров и услуг ОАО 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. 460 с.
4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. М.
ИНФРА-М, 2003. XXXVI. 972 с.
Информация об авторах:
Генералов Иван Георгиевич - аспирант, преподаватель кафедры экономики и статистики Нижегородского государственного инженерно-экономического института, ivageneralov@yandex.ru.
Ivan G. Generalov - post-graduate student, Lecturer at the Department Economics and Statistics, Nizhniy Novgorod State Institute of Engineering and Economics.
(Научный руководитель: Суслов Сергей Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, nccmail4@mail.ru.
Scientific advisor: Sergey A. Suslov - Candidate of Economics, Assistant Professor at the Department of Economics and Statistics, Nizhniy Novgorod State Institute of Engineering and Economics).
Игошин Андрей Николаевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и статистики, Нижегородского государственного инженерно-экономического института, igoshin.nn@yandex.ru.
Andrey N. Igoshin - Candidate of Economics, Associate Professor at the Department Economics and Statistics, Nizhniy Novgorod State Institute of Engineering and Economics.
Оболенский Николай Васильевич - заместитель декана инженерного факультета по научной работе, доктор технических наук, профессор Нижегородского инженерно-экономического института, obolenskinv@mail.ru.
Nikolay V. Obolensky - Vice-Dean for Research at the Engineering Faculty, Doctor of Technical Sciences, Professor at Nizhniy Novgorod State Institute of Engineering and Economics.
Статья поступила в редколлегию 30.10.2014 г.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
247