Научная статья на тему 'Методы управления конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса (АПК) Алтая'

Методы управления конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса (АПК) Алтая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕРНОВОЙ РЫНОК / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РЫНКА ЗЕРНА / ПОКАЗАТЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ / УСТОЙЧИВОСТЬ ДИНАМИКИ ЗЕРНОВОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антипин Сергей Анатольевич, Иконникова Ирина Викторовна

Авторы характеризуют систему связей и зависимостей, формирующихся на рынке зерна и продукции мукомольной промышленности. Отмечены основные факторы обеспечения конкурентоспособности мукомольных предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы управления конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса (АПК) Алтая»

Методы управления конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса (АПК) Алтая

УДК 338.43(571.15

С. А. Антипин

заведующий кафедрой Самарского института — Высшей школы приватизации и предпринимательства, доктор экономических наук

И. В. Иконникова

старший преподаватель Калужского филиала Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана

<

Для того чтобы охарактеризовать сложившуюся на рынке ситуацию, конкурентные возможности предприятия, тенденции развития отрасли на краткосрочную и отдаленную перспективу, следует исследовать факторы внешней предпринимательской среды, в которой функционирует производственная структура. Основным, наиболее значимым внешним фактором является налоговая политика. Российские предприятия обязаны платить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, единый социальный налог. Однако законы, определяющие налоги и платежи, были приняты относительно недавно, процедура их исполнения прописана недостаточно четко. Не существует и обобщенной судебной практики по этим вопросам. В результате возникают различные толкования налогового законодательства, а практика отдельных налоговых инспекций усиливает неопределенность.

Налоговая система России постоянно изменяется, и в некоторых случаях налоговые правила получают обратную силу. Риск введения новых налогов негативно отражается на деятельности предприятий. В 20002002 гг. правительство РФ пересмотрело налоговую систему, уменьшило количество налогов и налоговое бремя, упростило налоговое законодательство. Однако для местных налоговых органов осталось множество нерешенных проблем, что оказывает негативное влияние на развитие бизнеса.

Вторым важнейшим фактором внешней среды российских предприятий является неопределенность, связанная с производственной инфраструктурой (энергетика, коммуникации, связь). На протяжении последних лет данная сфера испытывала острую потребность в инвестициях, происходил рост цен на предоставляемые услуги, возросла степень монополизма. Регулятивные же действия правительства носили ограниченный характер. Так, в 2007 г. Федеральная служба по тарифам установила понижающий коэффициент (0,5) к тарифу на железнодорожные перевозки продукции мукомольно-крупяной промышленности, который применяется (с 2008 г.) при транспортировке муки и крупы во внутригосударственном сообщении из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Однако

уже в январе 2008 г. стоимость всех видов железнодорожных услуг увеличилась на 11%, стоимость услуг по подаче вагонов под фронт разгрузки выросла в 2 раза, по промывке вагонов — в 3 раза. На 14,8% поднялась провозная плата, увеличился экспортный тариф на муку и крупы. Таким образом, понижающий коэффициент не повлиял на позиции алтайских предприятий зерноперерабатывающей промышленности на региональных рынках.

Третьим по степени влияния фактором внешней среды является ставка рефинансирования ЦБ РФ. Чем выше плата за кредиты, тем ниже финансовая устойчивость привлекающих их предприятий.

Четвертым, комплексным, фактором являются социально-демографические процессы. Демографическая структура и динамика влияет на спрос продукции. Только за последние три года население России уменьшилось более чем на 1,5 млн человек. Динамика сельского населения (27% в общей численности) стабилизировалась и находится последние три года на отметке 38,5 млн человек. Тенденция к сокращению населения России и Алтайского края ведет к снижению потребления продукции всех отраслей промышленности, в том числе мукомольно-крупяной.

Пятый фактор — изменение агроклиматических условий, от которых зависит урожайность и качество зерна. За последние шесть лет наблюдается отрицательная динамика сбора зерна, что связано с неблагоприятно складывающимися погодными условиями. Это отражается на цене и спросе на зерно Алтайского края.

И, наконец, в-шестых, выделим влияние технологических факторов. Инновационное развитие производства обеспечивает поддержание конкурентоспособности выпускаемой продукции, хотя расходы государственного бюджета на НИОКР и НТП практически не влияют на деятельность зерноперерабатывающих предприятий. Дело в том, что основное мельничное оборудование закупается за рубежом, а российские производители, в лучшем случае, предлагают лишь аналоги импортной техники.

Помимо оценки общих внешних факторов необходимо учитывать и местные условия. Важнейшее значение имеет изучение непосредственного окру-

2000 ' 2001 ' 2002

2003

2004 2005

<

Рис. 1. Динамика индекса цен на пшеницу в 2000-2006 гг. (в среднем по России), % Источник: данные Росстата.

жения предприятия, которое отражает состояние тех составляющих внешней среды, которые оказывают на него прямое воздействие.

Рассмотрим динамику зерноперерабатывающей промышленности за последние годы. Емкость российского рынка зерновых культур (базис — EXW) в сезоне 2006/2007 гг. на уровне первичной продажи составляла 8,1 млрд долл. США (в 2005/2006 гг. — 5,8 млрд долл.). В сезоне 2008/2009 гг. из-за роста внутренних и мировых цен емкость рынка российского рынка увеличилась до 10,9 млрд долл. Надо заметить, что с начала 1990-х гг. (вплоть до кризиса 1998 г.) в стране происходило сокращение посевных площадей, урожайности и валовых сборов зерна.

Экономический подъем, начавшийся после 1998 г., стимулировал увеличение потребления зерна на фуражные цели. Если в 2000 г. оно составило около 31 млн т, то в 2006/2007 гг. — 34 млн т. Рост потребления стал базой развития мукомольно-перерабатыва-ющей промышленности в стране и в Алтайском крае. В то же время, несмотря на увеличение производства мучных, кондитерских изделий и макарон, потребление муки в целом снижается за счет уменьшения численности населения. В 2000 г. на производство было израсходовано 18 млн т муки, а в 2007 г. — всего 15 млн т. В то же время наблюдается бурный рост использования зерна в крахмалопаточной и солодовенной промышленности. Значительная часть зерна реализуется на внешнем рынке. С 2001/2002 гг. по настоящий сезон Россия входит в пятерку крупнейших поставщиков зерна на мировой рынок.

Рассмотрим данные проведенного нами экспресс-анализа ценовой конъюнктуры отрасли. В последние годы в России выросли цены на все зерновые культуры. Динамика цен на пшеницу представлена на рис. 1.

Приоритетность зерноперерабатывающей промышленности Алтайского края определяется его естественными конкурентными преимуществами, природным, производственным, трудовым и интеллектуальным потенциалом региона. Наиболее крупными предприятиями и объединениями по переработке зерна в Алтайском крае являются ОАО «ПАВА», ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С. Н. Старовойтова, ОАО «Мельник», ЗАО «Грана» и ряд других.

Емкости элеваторно-складского хозяйства края позволяют единовременно разместить более 5 тыс. т

зерна, а зерноперерабатывающие предприятия способны переработать более 2500 тыс. т в год продовольственного зерна и получить 1800 тыс. т сортовой муки. Объемы выпускаемой продукции позволяют удовлетворять спрос населения не только Алтайского края, но и осуществлять поставки в другие регионы и за рубеж, что стало возможным в результате совершенствования организационной структуры, технического перевооружения, реконструкции крупных зерно-перерабатывающих предприятий. Перерабатывающие производственные мощности в основном обеспечены собственным (алтайским) зерном. В неурожайные годы недостаток зерна восполняется поставками с прилегающих к Алтаю территорий, в основном из Казахстана.

К сожалению, степень износа основных производственных фондов мукомольно-крупяной промышленности составляет более 45%. В зерноперерабатывающей промышленности занято 7,6% всего трудоспособного населения. Среднемесячная зарплата в отрасли ниже, чем в целом по промышленности и составляет лишь 78,5%. Не слишком высока и среднемесячная заработная плата работников мукомольно-крупяной отрасли. Поэтому в систему стратегического управления необходимо включить задачу повышения материальной заинтересованности. Руководство предприятия может разработать стратегии оптимальной структуры, создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить современное оборудование, использовать современные технологии. Однако все это будет сведено на нет, если сотрудники предприятия не стремятся способствовать достижению стратегических целей и выполнению миссии. По сути, необходимо совершенствовать систему мотивирования людей, направленную на повышение их моральной и материальной заинтересованности в конечных результатах деятельности.

Зерноперерабатывающие предприятия являются наиболее материалоемкой отраслью АПК. Затраты на сырье (зерно) занимают в структуре себестоимости в среднем 78-84%, а от эффективности его использования во многом зависит эффективность работы, себестоимость и качество производимой продукции.

Анализ зернового рынка позволяет выделить основные тенденции, которые необходимо учитывать при стратегическом анализе. Единый рынок зерна в России находится в стадии формирования, что обусловливает

значительные различия региональных цен на продовольственное и фуражное зерно, причем не только в удаленных друг от друга краях, но и в территориально близких районах. Основная причина различий заключается в отсутствии у производителя достоверной информации о реальных ценах на продукцию и состоянии рынка. Практически сведен на нет развернувшийся в 1993-1995 гг. процесс биржевой торговли зерном. Фьючерсные торги не оправдали ожиданий. В регионах прекращена торговля имеющимся зерном. Сложившаяся ситуация характеризуется отсутствием транспарентности в торговле зерном. Участники рынка не получают оперативные данные о котировках цен на зерно и продукты его переработки и другую необходимую им информацию.

Из-за отсутствия необходимых рыночных механизмов и низкой результативности усилий государственных организаций в большинстве регионов нарушена нормальная схема движения зерна от товаропроизводителя к потребителю (во многих случаях из цепочки поставок выпадает элеватор). В целом по стране в период уборки на элеваторы доставляется лишь 1020% зерна, а производители хранят его в хозяйствах (этим якобы устраняется посредник, который изымает до 20% выручки). Поэтому товаропроизводители получают существенно более низкую выручку, чем при нормальной схеме реализации зерна через элеватор. «Усушка» выручки происходит в результате нерационального формирования товарных партий, больших отходов ценного зерна при его подработке, ухудшения качества и больших потерь при хранении, заражения вредителями и т. д. В результате потерь реальная цена реализации зерна, по сравнению с оптимально возможной, уменьшается иногда в 2 раза и более.

В поисках удешевления кормов многие животноводческие и птицеводческие хозяйства перешли на собственное производство так называемых «комбикормов», отказавшись от услуг комбикормовых заводов. Такой переход свидетельствует о неблагополучии в отрасли, возврате к мелкому товарному производству 1920-х гг.

Зерновой рынок России имеет ярко выраженную региональную структуру. Обеспеченность зерном и цены на него сильно различаются по регионам страны, а рынок разбивается на ряд локальных сегментов. До самого последнего времени такое «дробление» усугублялось мерами региональных администраций по ограничению вывоза зерна. Оно наносит ущерб и производителям, и потребителям. В то же время некоторые регионы страны (Дальний Восток и северные территории) находятся в специфических условиях, обусловливающих необходимость особого учета и условий хранения.

Анализ баланса зерна в целом по стране позволяет сделать вывод о возможности увеличения в ближайшей перспективе расхода зерна на кормовые цели и его экспорта. Принятие национального проекта «Развитие АПК», одним из направлений которого определено ускоренное развитие животноводства, приведет к повышению спроса на промышленные комбикорма и кормовые смеси.

Как видим, у России имеется высокий потенциал в экспорте зерна, как долгосрочного приоритетного направления развития АПК. Однако здесь необходима государственная поддержка. Наращивать производство зерна для России выгодно и перспективно потому, что благодаря росту населения в азиатских странах увеличивается неудовлетворенный спрос на зерно и продукты его переработки. Уже к 2010 г. население

планеты, по прогнозам демографов, достигнет 7,5 млрд человек. Россия, и в частности Алтайский край, гра- и ничит с регионами, в которых ожидается бурный рост 2 населения. Уже сейчас регион готовится к решению ° этих проблем. Происходит концентрация капитала, q крепнут агропромышленные компании, устанавлива- v ются и упрочиваются вертикальные интеграционные ^ связи, охватывающие все больше производственных о мощностей. Новые структуры ведут хозяйство на со- о временном уровне, добиваясь высоких показателей. jf

На российском рынке муки присутствует большое ^ число производителей, потребителей, торговцев. Основ- ш ными производителями и поставщиками муки в РФ н являются крупные промышленные мукомольные за- m воды и комбинаты. Всего в России действуют 450 круп- 3 ных и средних промышленных мукомольных предпри- ^ ятий со средней производственной мощностью по о перерабатываемому зерну 265 т в сутки. Однако со- □= стояние мукомольных предприятий характеризуется ° крайней неоднородностью. В последние 15 лет лишь ^ некоторые из них провели модернизацию. В ряде m регионов появились и успешно развиваются неболь- □= шие предприятия, созданные сельхозпроизводителя- ^ ми и работающие на собственном зерне (общим количеством около 70).

Особенность мукомольно-крупяной промышленности состоит в том, что, с одной стороны, в ней происходит концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях. С другой стороны, в отрасли имеется большое количество малых предприятий различных форм собственности. В мукомольно-крупяной отрасли на 380 крупных мельницах и хлебозаводах сосредоточено до 90% мощностей по производству продукции. Основную долю получаемой на них продукции составляет пшеничная мука (в среднем 8385%), предложение которой на российском рынке формируется главным образом за счет отечественной продукции.

Продукция мукомольной промышленности в силу социальной значимости, а также исторических и культурных традиций народов России пользуется постоянным и стабильным спросом на внутреннем рынке. Мука как продукт питания и важнейшее сырье, используемое для производства хлеба и хлебобулочных изделий, входит в минимальный набор продуктов питания для всех социально-экономических групп населения. Конечными потребителями продукции предприятий являются хлебозаводы, хлебопекарни, кондитерские, макаронные фабрики, организации общественного питания, население, социальные учреждения.

Важным показателем, величину которого необходимо определять и прогнозировать, является показатель рыночной доли того или иного предприятия. Он рассчитывается как отношение объема продаж определенного продукта данной организации к суммарному объему его продаж всеми действующими на рынке организациями. Данный показатель является ключевым при оценке конкурентной позиции организации. Если организация имеет высокий показатель рыночной доли, следовательно, она реализует и производит значительные объемы продукта, поскольку объем выпуска соответствует величине потенциальной реализации.

Если организация выпускает значительный объем продукта, себестоимость единицы ее продукта, в сравнении с продукцией конкурентов, будет ниже (вследствие действия масштабного экономического фактора, согласно которому чем выше объем выпуска, тем ниже величина себестоимости). Следовательно,

Таблица 1

Доли рынка зерноперерабатывающих компаний России в 2007 г.

о

Н

о

Компания Доля, %

Группа «Разгуляй УКРРОС» 3,60

АПК «Агрос» 3,20

АО «Макфа» 3,00

ОАО «ПАВА» 2,60

ОАО «Алейскзернопродукт» (г. Алейск) 2,30

Нижегородский МК № 1 1,40

ОАО «Мельник» (г. Рубцовск) 1,00

Новосибирский МК № 1 0,40

ЗАО «Грана» (г. Барнаул) 0,20

она будет занимать предпочтительные конкурентные позиции.

Алтайское предприятие «ПАВА» входит в пятерку крупнейших зерноперерабатывающих предприятий России. Еще три компании Алтайского края входят в десятку крупнейших мукомольных предприятий, что формирует конкуренцию на региональном рынке (табл. 1).

Компания «ПАВА» имеет устойчивую динамику роста рыночной доли, однако начиная с 2004 г. темпы ее роста начинают снижаться, что связано как с обострением конкуренции с основными производителями, так и с появлением на рынке новых агропромышленных компаний. Перечисленные в табл. 1 предприятия являются основными конкурентами ОАО «ПАВА» на региональном рынке Алтая. Огромное значение имеет борьба зерноперерабатывающих предприятий за поставщиков. На региональный рынок зерно поставляется хозяйствами Алтайского края и Казахстана. При грамотной политике отрицательное влияние неурожая в одном географическом районе может быть сглажено поставками из других регионов.

На Алтае производится каждая десятая тонна российской муки. Продолжается активный рост производственных мощностей. Мощности по переработке зерна в крае задействованы в среднем на 80%, тогда как в целом по России — на 50%. Можно констатировать, что зерноперерабатывающие предприятия Алтая являются серьезными конкурентами компаний европейской части России и Урала. Если до недавнего времени зерноперерабатывающие предприятия Урала агрессивно занимали рынок Дальнего Востока

и Сибири, то сейчас они вытеснены алтайскими мукомолами.

Анализ сложившейся ситуации на рынках муки в некоторых восточных регионах страны позволяет сделать следующие выводы:

а) продукция таких алтайских производителей, как «Алейскзернопродукт», «Мельник» и «ПАВА», представлена во всех указанных регионах; им принадлежит около 42% рынка;

б) в таких крупных промышленных регионах, как Амурская и Иркутская области, Красноярский край, им принадлежит свыше 50% рынка;

в) продукция ОАО «Мельник» в наибольшем объеме представлена в Красноярском крае (33% рынка муки) и в Сахалинской области (25%);

д) продукция «Алейскзернопродукта» представлена во всех дальневосточных и сибирских регионах, за исключением Еврейской АО; компании принадлежит 18-20% региональных рынков;

г) компании «ПАВА» принадлежит 25% рынка в Приморском крае и республике Саха (Якутия).

По международным стандартам, при исследовании конкурентов необходимо определять их сильные и слабые стороны, оптимизировать стратегию предприятия, способную в перспективе улучшать его конкурентную позицию. Для оценки конкурентной силы используется метод количественной оценки ключевых факторов успеха (табл. 2).

В результате анализа конкурентных позиций мы пришли к выводу, что на первое место вышло ОАО «ПАВА», основными факторами конкурентоспособности которого являются качество продукции, наличие бренда, доступность, система стимулирования, ценовая политика. Основная деятельность компании «ПАВА» заключается в переработке зерна, производстве муки и других продуктов перемола. К факторам, оказывающим основное влияние на оценку конкурентоспособности, относятся качество продукции, гибкая ценовая политика и известность бренда компании среди потребителей.

Конкурентное преимущество ОАО «ПАВА» обеспечили гибкая ценовая политика, высокое качество продукции, получаемое благодаря использованию высокоэффективных технологий переработки зерна и современного оборудования, доступ к высококачественному сырью (алтайская пшеница). В последнее время усилия компании направлены на дальнейшее повышение качества продукции, формирование устойчивого, имеющего высокую репутацию бренда.

Таблица 2

Основные доли алтайских зерноперерабатывающих компаний в регионах России, %

Регион Наименование предприятия

«Алейскзернопродукт» «Мельник» «ПАВА» «МНК № 1» Прочие

Амурская область 19 19 16 13 33

Бурятия 20 9 8 7 56

Еврейская автономная область — 6 20 38 36

Иркутская область 18 23 10 7 42

Красноярский край 19 30 3 10 38

Приморский край 6 10 25 — 59

Республика Саха (Якутия) 21 — 25 14 40

Сахалинская область 10 26 11 13 40

Хабаровский край 6 13 17 12 52

Читинская область 21 5 8 — 66

Источник: данные компаний ОАО «ПАВА», ЗАО «Алейскзернопродукт».

58 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 1 (39) 2009

Анализ рыночной среды агропромышленного предприятия «ПАВА» позволяет сделать вывод о том, что российский рынок зерноперерабатывающей промышленности является одним из наиболее конкурентных. Его отличительными особенностями являются боль-

шое число независимых производителей, отсутствие явных лидеров, увеличение объемов производства сырья (зерна), выраженная ценовая конкуренция, недостаточная загруженность производственных мощностей, сокращение рынков сбыта.

Некоторые аспекты государственного регулирования энергетики в Республике Татарстан

УДК 338.4(470.41)

J

<

И. Н. Мерзликина

доцент Казанского государственного энергетического университета, кандидат экономических наук

Энергетический комплекс является основой развития практически всех отраслей экономики, обеспечивая удовлетворение потребностей в электрической и тепловой энергии. В Татарстане этот комплекс является энергетической базой расположенных в республике крупных объектов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и машиностроительной отраслей. Поэтому энергетика — одна из самых важных и динамично развивающихся отраслей промышленности республики. От ее работы зависит благосостояние населения, конкурентоспособность и рентабельность предприятий и общий уровень социально-экономического развития региона.

По подсчетам экспертов, сегодня один процент общеэкономического роста в России требует прироста потребления газа не менее чем на 0,5%. С учетом этого ориентация на заявленные Республикой Татарстан темпы экономической динамики в 6% и более валового регионального продукта (ВРП) в год предполагает рост годового потребления газа по меньшей мере на 3%. К 2020 г. общее потребление газа в республике по сравнению с текущим годом может возрасти более чем на 40% [1].

В перспективе основным потребителем газа в Татарстане останется энергетическая отрасль, хотя правительство республики предусматривает увеличение использования газа в качестве сырья химической промышленности и обеспечение его глубокой переработки. Так, одним из крупных потребителей газа для технологических нужд станет строящийся нижнекамский комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов (0,3 млрд м3 в год). Кроме того, после реализации проекта по производству аммиака (1 млрд м3 в год) большие объемы газа могут потребоваться «Менделеевсказоту».

Как известно, важным показателем социально-экономического развития экономики является уровень газификации. По этому показателю республика занимает в России лидирующее положение (98%). Высокий уровень газификации требует обеспечения надежности снабжения потребителей. Один из путей решения данной задачи и выравнивания сезонной неравномерности газопотребления состоит в создании резервов природного газа летом, что предполагает строительство подземного хранилища.

Следует отметить, что в перспективе чрезмерная ориентация на использование исключительно газа может иметь негативные последствия. «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.» предусматривает, что через семь лет цены на газ превысят цены на мазут и уголь. Более того, наметившаяся в последние годы тенденция свидетельствует о том, что это может произойти значительно раньше. Поэтому потребители газа, и не только в промышленности и энергетике, должны уже сейчас предусмотреть способы переориентации своих топливных хозяйств на мазут и уголь (в настоящее время они используются, в основном, как резервные виды топлива).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По последним данным, в Республике Татарстан ежегодно добывается около 740 млн м3 попутного нефтяного газа. Поэтому необходимо обеспечить максимальное извлечение из попутного газа сырья для предприятий нефтехимического комплекса. Однако эта задача решается не слишком успешно. Так, в связи со стабилизацией экономической ситуации, увеличением объемов производства в последние годы наблюдается рост потребления электрической и тепловой энергии. При этом опережающими темпами растет объем потребления электрической энергии. Согласно прогнозам, к 2020 г. ее потребление может возрасти на 55-65%, а «Татэнерго» станет крупным поставщиком электрической энергии на федеральный оптовый рынок. Уже в 2008 г. объем продаж составил почти 500 млн Квт • ч.

ОАО «Татэнерго» — одна из крупнейших энергосистем РФ. В ее состав входят 8 тепловых электростанций, одна гидроэлектростанция и 3 районных котельных Казани. Установленная электрическая мощность электростанций превышает 7016 Мвт, Но в настоящее время она используется едва ли наполовину, несмотря на то что протяженность электрических сетей высокого напряжения составляет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.